Кружок «Русский сувенирчик» (декоративно-прикладное искусство).ПРОГРАММА
материал по конструированию, ручному труду (старшая группа)

Гусева Наталья Валерьевна

Разработанная программа развития творческих способностей через восприятие народного искусства рассчитана на 1 учебный год с октября по май, с детьми 5-6 лет.

Цель программы: формирование и развитие основ художественной культуры ребёнка через народное ДПИ.Программа   может  быть использована воспитателями , педагогами дополнительного образования, а также родителями. В программе даны темы занятий которые проходят один раз в неделю . 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл guseva_programma_kruzhok_russkiy_suvenirchik.docx133.99 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «детский сад №5 «Крепыш»

ПРОГРАММА

Кружок «Русский сувенирчик» (декоративно-прикладное искусство)

C:\Users\Сергей\Desktop\mg001_big.jpg

Составитель:

воспитатель

Гусева Н.В.

г.Мегион, 2023-2024 уч.год

Пояснительная записка:

Для детей старшего дошкольного возраста разработалась программа кружковой деятельности, в основу которой была взята парциальная программа  Н.В.Ермолаевой  «Эстетическое восприятие дошкольников через декоративно-прикладное искусство» (Санкт-Петербург, 2011 год). Кружок получил название «Русский сувенирчик».

Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношении, ведь речь идёт о важнейшем условии формирования индивидуальности и своеобразия личности. О роли и значении народного декоративно-прикладного искусства (ДПИ) в воспитании детей писали многие ученые: П.П.Блонский, Т.С.Шацкий, Н.П.Сакулина, Ю.В.Максимов, Р.Н.Смирнова и многие другие. Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, её культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей. Так что можно заявить, что знакомство детей с ДПИ является средством патриотического воспитания дошкольников.

Время наше сложное-это время социальных перемен, политических бурь и потрясений. Они буквально ворвались в жизнь каждого из нас. Народные игры, забавы, игрушки заменяются на коммерциализованные зрелища, телевизионные экраны наводнила жестокость. По сути своей-это чуждо детской природе, натуре растущего человека. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину- задача особенно актуальная сегодня, и она не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше. Ребенок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, пестушки, потешки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения ДПИ.

Знакомство детей с основами ДПИ осуществляется во всех программах воспитания и обучения в ДОУ, но в недостаточном количестве и не очень глубоко. Проанализировав программу по которой работает наше учреждение, я пришла к выводу, что целесообразно использовать в своей работе, со своей группой, более углубленное знакомство с народным творчеством.

Необходимость организовать кружок «Русский сувенирчик» еще и обусловлен тем, что мы живем там, где нет возможности увидеть непосредственный технологический процесс изготовления художественной посуды, предметов быта и игрушек. Поэтому я поставила перед собой цель подарить детям радость творчества, познакомить с историей народных промыслов, показать приемы выполнения элементов росписи, лепки, образной стилизацией растительного и геометрического орнаментов. Специально для кружка «Русский сувенирчик» были разработаны и изготовлены компьютерные презентации по декоративно-прикладному искусству.

Разработанная программа развития творческих способностей через восприятие народного искусства рассчитана на 1 учебный год с октября по апрель, с детьми 5-6 лет.

Цель программы: формирование и развитие основ художественной культуры ребёнка через народное ДПИ

Задачи программы:

  1. Приобщение детей к народному ДПИ в условиях собственной практической творческой деятельности; воспитывать устойчивый интерес к народному творчеству как эталону красоты;
  2. Умение использовать нетрадиционные техники и получать удовольствие от своей работы;
  3. Развивать эстетическое (эмоционально-оценочное), образное восприятие, эстетические чувства;
  4. Развивать художественно-творческие способности у детей, любовь к Родине, ее национальным традициям;
  5. Способствовать знакомству с классическими закономерностями народного ДПИ (колорит, содержание, чередование, симметрия, ассиметрия в узоре, изобразительные приёмы)

Направления работы:

  1. Знакомство детей с образцами ДПИ
  2. Самостоятельное создание детьми декоративных изделий

Основная форма работы: групповые занятия. Занятия проводятся один раз в неделю. Длительность занятий 25-30 минут.

Ожидаемый результат:

  • Узнают и называют знакомые виды ДПИ
  • Составляют узоры с включением знакомых элементов народной росписи и создают декоративные композиции по мотивам народных изделий
  • Умеют сравнивать предметы знакомых видов искусств, находить их сходство и различие
  • Самостоятельно применять умения и навыки, полученные на занятиях

План работы

Месяц: октябрь 2023 г.

Дата занятий

Тема занятия

Цель

6.10.23

«Путешествие по народным промыслам» (использование компьютерной презентации «ДПИ»)

Выявить знания детей о ДПИ; расширить представления детей о многообразии изделий народного ДПИ; воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров, национальную гордость за мастерство русского народа.

13.10.23

Знакомство детей с Оберегами древних славян «Куколка Кувадка»

Познакомить с историей возникновения кукол-оберегов, с их традиционными правилами изготовления из ткани , познакомить с жизнью и традициями древних славян. Развить мелкую моторику при работе с тканью. Воспитывать интерес и желание сделать что то своими руками.

20.10.23

«Барышни-франтихи» (рисование дымковского узора в квадрате ватными палочками). Использование д/и «Подбери узор для юбки барышни»

Закрепить знания детей о дымковских игрушках, познакомить с сочетанием гладко окрашенных частей с узором; учить правильному расположению элементов в узоре, сочетанию в узоре крупных элементов с мелкими.

27.10.23.

«Народный костюм» (Летний костюм Костромской губернии, праздничный костюм Смоленской губернии). Украшение шаблона рубахи «вышивкой» (рисование красным и черным цветными карандашами)

Журнал «Куклы в народных костюмах. Выпуск №9»

Познакомить с женским русским народным костюмом, учить находить сходства и различия; обратить особое внимание на украшение рубахи

Месяц: ноябрь 2023 г.

Дата занятий

Тема занятия

Цель

3.11.23

Кукла «Пеленашка»

Знакомство с историей народной куклы, развитие интереса к культурным ценностям и традициям своего народа

10.11.23

«Филимоновские свистульки». Рассказ об истории промысла

Познакомить детей с творчеством филимоновских мастеров; расширить представления о народной игрушке, с элементами росписи.

17.11.23

«Отдарок на подарок».

Просмотр компьютерной презентации

Познакомить с народными куклами , традициями, с историей возникновения, значением народной куклы;

- продолжать знакомить дошкольников со способами изготовления народной куклы;

- развивать познавательные способности, кругозор;

 

24.11.23

Лепка «Волшебная птица Сирин» (каргопольская игрушка)

Развивать замысел; учить лепить пластическим способом из целого куска; закрепить умение плотно скреплять части; передавать пластику перехода одной части к другой (от шей к туловищу)

Месяц: декабрь 2023 г.

Дата занятий

Тема занятия

Цель

1.12.23

Золотая Хохлома. Рисование «Шарфики для козлят» (узор в полосе)

Продолжать знакомить с хохломскими изделиями и выделять в росписи отдельные элементы: «реснички», «травинки», «капельки», «ягодки»

8.12.23

«Кукла «День-Ночь»

Продолжать закреплять и обогащать знания о народной игрушке, воспитывать уважение к русской культуре;

расширить словарный запас: кукла-пеленашка, берегиня, желанница, день-ночь, безликая, оберег;

совершенствовать мелкую моторику рук;

формировать творческие способности в создании кукол – оберегов;развивать речь детей, мышление, память, творческую активность;

15.12.23

«Каргопольская игрушка». Роспись шаблона каргопольской игрушки

Познакомить детей с глиняной игрушкой древнего русского города Архангельской области; познакомить с тематикой каргопольской игрушки, эмоциональным фоном, образным строением.

22.12.23

Кукла - оберег«Ангел»

Развивать художественный вкус, содействовать раскрытию творческого потенциала каждого ребёнка;научить выполнять русскую тряпичную куклу на основе традиционной технологии;развивать глазомер, умение работать с лоскутами ткани;развивать стремление к самостоятельному творчеству;

-воспитывать аккуратность, усидчивость и интерес к достижению цели.

29.12.23

«Сине-белое чудо Гжели». Рассказ о промысле. Выставка гжельской посуды и мини-фигурок.

Познакомить с историей гжельского промысла; учить выделять характерные особенности промысла.

Месяц: январь 2024 г.

Дата занятий

Тема занятия

Цель

12.01.24

«Семь Катерин»

 (Вологодское кружево)

Н.В.Ермолаева стр.44

Познакомить с народным промыслом- вологодское кружево; учить рисовать на тонированном листе бумаги кружевной узор кончиком тонкой кисти и только белилами

19.01.24

«Прянички» из соленого теста

Познакомить с тульским пряником, историей создания печатного тульского пряника.Учить лепить прянички из соленого теста, с помощью вырезных формочек

26.01.24

Кукла «Берегиня»

Познакомить с технологией изготовления тряпичной куклы-оберега, изготовить куклу- «Берегиню».

Формировать практические навыки работы с текстильными материалами и умения самостоятельно создавать художественное изделие в традициях народного искусства; воспитывать художественный вкус, живой интерес детей к северной народной культуре.

Месяц: ФЕВРАЛЬ 2024 г.

Дата занятий

Тема занятия

Цель

2.02.24

«Лоскутная мозаика»

Изготовление лоскутного одеяльца для куколки из конфетных фантиков

Познакомить с традиционным народным ремеслом, дать представление о «лоскутной мозаике» (лоскутном одеяле), о том почему возникло данное рукоделие и кто им изначально занимался, познакомить с понятием «гармоничное сочетание цветов».

9.02.24

«Кольчуга богатырская»

Дать представление о богатырях на Руси на примере картины Ю.Васнецова «Три богатыря», обмундировании богатырей, обратить особое внимание на кольчугу (как одежду и военное снаряжение)

16.02.24

«Сказочное городецкое дерево» (выполнение коллективной работы)

Закрепить знание детей о ДПИ- городец, элементах росписи, умение риовать симметричные узоры- бутоны роз, розанов, ромашек, купавок, закрепить умение детей рисовать гуашью.

23.02.24

«Мы за чаем не скучаем» (лепка из соленого теста). Знакомство с русским самоваром

Познакомить с разновидностями самовара, рассмотреть части самовара. Лепить из соленого теста баранки, бублики, крендельки с дальнейшим раскрашиванием гуашью.

Месяц: Март 2024 г.

Дата занятий

Тема занятия

Цель

1.03.24

«Рукотворная береста». Выставка изделий из бересты, компьютерная презентация

Систематизировать представления детей о народных традициях применения бересты; сформировать представления об особенностях применения бересты в русском народном искусстве и традиционном быте; познакомить детей со свойствами бересты как природного материала.

8.03.24

«Красавица матрешка» (на примере Полхов-майданской и семеновской росписи)

Мосалова Л.Л. стр.33

Закрепить знания детей о матрешке, развить творческое восприятие и воображение, развить представление об упорядоченной последовательности объектов

15.03.24

«Масленица» (использование компьютерной презентации)

Познакомить родителей и детей с русской традицией изготовления народных тряпичных кукол. Создать условия для совместной деятельности детей, родителей, воспитателей

22.03.24

«Красивый сарафанчик». Роспись шаблона элементами владимирской росписи

Познакомить детей с ДПИ- владимирской росписью с точки зрения украшения одежды цветочным орнаментом, закрепить знания о народном костюме

29.03.24

Кукла «Колокольчик» из ткани

Познакомить с историей возникновения этой куклы, объяснить  значение традиционного изготовления такой куклы; развивать творчество, мелкую моторику, интерес к работе

Месяц: Апрель 2024 г.

Дата занятий

Тема занятия

Цель

5.04.24

«Жостовский букет» (изготовление коллективной работы. Аппликация «Жостовский поднос»)

Формировать представление о богатстве и разнообразии жестовского промысла, особенностях орнамента, цветовом решении, форме, предмете, который росписывается данной техникой

12.04.24

Кукла «Столбушка» из ткани

Познакомить с историей возникновения куклы; развивать мелкую моторику; интерес и желание работать с тканью; продолжать знакомить с традициями русского народа

19.04.24

Кукла «Подорожница»

Познакомить с традициями изготовления и значением кукол - оберегов в повседневной жизни русского народа;

 обучить технологии изготовления куклы.

26.04.24

«Чудесные писанки» (обведение по точкам, штриховка)

Дать понятие писанка и крашенка; продолжать аккуратно заштриховывать круглую, овальную форму; развивать творчество в самостоятельном расписывании шаблона яйца.

Май 

Оформление выставки «Куколки из бабушкиного сундучка»

Оформить  выставку в группе, как результат совместной работы.

Литература:

  1. «Занятия по изобразительной деятельности. Коллективное творчество» под.ред. А.А.Грибовской
  2. «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие» М.Д.Маханева
  3. «Занятия и сценарии с элементами музейной педагогики для младших школьников. Первые шаги в мир культуры» Т.Н.Панкратова, Т.В.Чумалова
  4. «Эстетическое воспитание дошкольников через декоративно-прикладное искусство. Парциальная программа» Н.В.Ермолаева
  5. «Занимаемся искусством с дошкольниками» под.ред. К.В.Тарасовой
  6. «Картотека предметных картинок. Народные промыслы.»  Выпуск 12 Шайдурова Н.В.
  7. Журнал «Куклы в народных костюмах» №2, №9


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседы с детьми по русскому народному декоративно-прикладному искусству

Беседы с детьми по русскому народному декоративно-прикладному искусству по блокам: "Золотая Хохлома"," Сине-голубое чудо", " Веселый Городец", "Дымковская сказочная страна", "Чудо филимоновских свисту...

Конспекты занятий по ознакомлению детей с русским народным декоративно-прикладным искусством

"История русского костюма", "Жостовские подносы", "Знакомство с уральской вышивкой", ""В гостях у мастеров", "Каменный цветок", ""Русская матрешка"...

Аналитическая записка по теме: "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с русским народным декоративно-прикладным искусством"

Аналитическая записка по теме:"Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с русским народным декоративно-прикладным искусством"...

Рабочая программа по ознакомлению детей с русским народным декоративно-прикладным искусством

Рабочая программа по ознакомлению детей с русским народным декоративно-прикладным искусством...

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным исскуством "ЗОЛОТАЯ ХОХЛОМА"

Введение, конспект интегрированного занятия по окружающему миру с детьми старшего дошкольного возраста "ЗОЛОТАЯ ХОХЛОМА"...

Беседы для детей по знакомству с русским народным декоративно-прикладным искусством

материал содержит цикл бесед по знакомству детей с декоративно-прикладным искусством....