Кружок «Русский сувенирчик» (декоративно-прикладное искусство).ПРОГРАММА
материал по конструированию, ручному труду (старшая группа)
Разработанная программа развития творческих способностей через восприятие народного искусства рассчитана на 1 учебный год с октября по май, с детьми 5-6 лет.
Цель программы: формирование и развитие основ художественной культуры ребёнка через народное ДПИ.Программа может быть использована воспитателями , педагогами дополнительного образования, а также родителями. В программе даны темы занятий которые проходят один раз в неделю .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
guseva_programma_kruzhok_russkiy_suvenirchik.docx | 133.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «детский сад №5 «Крепыш»
ПРОГРАММА
Кружок «Русский сувенирчик» (декоративно-прикладное искусство)
Составитель:
воспитатель
Гусева Н.В.
г.Мегион, 2023-2024 уч.год
Пояснительная записка:
Для детей старшего дошкольного возраста разработалась программа кружковой деятельности, в основу которой была взята парциальная программа Н.В.Ермолаевой «Эстетическое восприятие дошкольников через декоративно-прикладное искусство» (Санкт-Петербург, 2011 год). Кружок получил название «Русский сувенирчик».
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношении, ведь речь идёт о важнейшем условии формирования индивидуальности и своеобразия личности. О роли и значении народного декоративно-прикладного искусства (ДПИ) в воспитании детей писали многие ученые: П.П.Блонский, Т.С.Шацкий, Н.П.Сакулина, Ю.В.Максимов, Р.Н.Смирнова и многие другие. Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, её культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей. Так что можно заявить, что знакомство детей с ДПИ является средством патриотического воспитания дошкольников.
Время наше сложное-это время социальных перемен, политических бурь и потрясений. Они буквально ворвались в жизнь каждого из нас. Народные игры, забавы, игрушки заменяются на коммерциализованные зрелища, телевизионные экраны наводнила жестокость. По сути своей-это чуждо детской природе, натуре растущего человека. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину- задача особенно актуальная сегодня, и она не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше. Ребенок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, пестушки, потешки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения ДПИ.
Знакомство детей с основами ДПИ осуществляется во всех программах воспитания и обучения в ДОУ, но в недостаточном количестве и не очень глубоко. Проанализировав программу по которой работает наше учреждение, я пришла к выводу, что целесообразно использовать в своей работе, со своей группой, более углубленное знакомство с народным творчеством.
Необходимость организовать кружок «Русский сувенирчик» еще и обусловлен тем, что мы живем там, где нет возможности увидеть непосредственный технологический процесс изготовления художественной посуды, предметов быта и игрушек. Поэтому я поставила перед собой цель подарить детям радость творчества, познакомить с историей народных промыслов, показать приемы выполнения элементов росписи, лепки, образной стилизацией растительного и геометрического орнаментов. Специально для кружка «Русский сувенирчик» были разработаны и изготовлены компьютерные презентации по декоративно-прикладному искусству.
Разработанная программа развития творческих способностей через восприятие народного искусства рассчитана на 1 учебный год с октября по апрель, с детьми 5-6 лет.
Цель программы: формирование и развитие основ художественной культуры ребёнка через народное ДПИ
Задачи программы:
- Приобщение детей к народному ДПИ в условиях собственной практической творческой деятельности; воспитывать устойчивый интерес к народному творчеству как эталону красоты;
- Умение использовать нетрадиционные техники и получать удовольствие от своей работы;
- Развивать эстетическое (эмоционально-оценочное), образное восприятие, эстетические чувства;
- Развивать художественно-творческие способности у детей, любовь к Родине, ее национальным традициям;
- Способствовать знакомству с классическими закономерностями народного ДПИ (колорит, содержание, чередование, симметрия, ассиметрия в узоре, изобразительные приёмы)
Направления работы:
- Знакомство детей с образцами ДПИ
- Самостоятельное создание детьми декоративных изделий
Основная форма работы: групповые занятия. Занятия проводятся один раз в неделю. Длительность занятий 25-30 минут.
Ожидаемый результат:
- Узнают и называют знакомые виды ДПИ
- Составляют узоры с включением знакомых элементов народной росписи и создают декоративные композиции по мотивам народных изделий
- Умеют сравнивать предметы знакомых видов искусств, находить их сходство и различие
- Самостоятельно применять умения и навыки, полученные на занятиях
План работы
Месяц: октябрь 2023 г.
Дата занятий | Тема занятия | Цель |
6.10.23 | «Путешествие по народным промыслам» (использование компьютерной презентации «ДПИ») | Выявить знания детей о ДПИ; расширить представления детей о многообразии изделий народного ДПИ; воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров, национальную гордость за мастерство русского народа. |
13.10.23 | Знакомство детей с Оберегами древних славян «Куколка Кувадка» | Познакомить с историей возникновения кукол-оберегов, с их традиционными правилами изготовления из ткани , познакомить с жизнью и традициями древних славян. Развить мелкую моторику при работе с тканью. Воспитывать интерес и желание сделать что то своими руками. |
20.10.23 | «Барышни-франтихи» (рисование дымковского узора в квадрате ватными палочками). Использование д/и «Подбери узор для юбки барышни» | Закрепить знания детей о дымковских игрушках, познакомить с сочетанием гладко окрашенных частей с узором; учить правильному расположению элементов в узоре, сочетанию в узоре крупных элементов с мелкими. |
27.10.23. | «Народный костюм» (Летний костюм Костромской губернии, праздничный костюм Смоленской губернии). Украшение шаблона рубахи «вышивкой» (рисование красным и черным цветными карандашами) Журнал «Куклы в народных костюмах. Выпуск №9» | Познакомить с женским русским народным костюмом, учить находить сходства и различия; обратить особое внимание на украшение рубахи |
Месяц: ноябрь 2023 г.
Дата занятий | Тема занятия | Цель |
3.11.23 | Кукла «Пеленашка» | Знакомство с историей народной куклы, развитие интереса к культурным ценностям и традициям своего народа |
10.11.23 | «Филимоновские свистульки». Рассказ об истории промысла | Познакомить детей с творчеством филимоновских мастеров; расширить представления о народной игрушке, с элементами росписи. |
17.11.23 | «Отдарок на подарок». Просмотр компьютерной презентации | Познакомить с народными куклами , традициями, с историей возникновения, значением народной куклы; - продолжать знакомить дошкольников со способами изготовления народной куклы; - развивать познавательные способности, кругозор;
|
24.11.23 | Лепка «Волшебная птица Сирин» (каргопольская игрушка) | Развивать замысел; учить лепить пластическим способом из целого куска; закрепить умение плотно скреплять части; передавать пластику перехода одной части к другой (от шей к туловищу) |
Месяц: декабрь 2023 г.
Дата занятий | Тема занятия | Цель |
1.12.23 | Золотая Хохлома. Рисование «Шарфики для козлят» (узор в полосе) | Продолжать знакомить с хохломскими изделиями и выделять в росписи отдельные элементы: «реснички», «травинки», «капельки», «ягодки» |
8.12.23 | «Кукла «День-Ночь» | Продолжать закреплять и обогащать знания о народной игрушке, воспитывать уважение к русской культуре; расширить словарный запас: кукла-пеленашка, берегиня, желанница, день-ночь, безликая, оберег; совершенствовать мелкую моторику рук; формировать творческие способности в создании кукол – оберегов;развивать речь детей, мышление, память, творческую активность; |
15.12.23 | «Каргопольская игрушка». Роспись шаблона каргопольской игрушки | Познакомить детей с глиняной игрушкой древнего русского города Архангельской области; познакомить с тематикой каргопольской игрушки, эмоциональным фоном, образным строением. |
22.12.23 | Кукла - оберег«Ангел» | Развивать художественный вкус, содействовать раскрытию творческого потенциала каждого ребёнка;научить выполнять русскую тряпичную куклу на основе традиционной технологии;развивать глазомер, умение работать с лоскутами ткани;развивать стремление к самостоятельному творчеству; -воспитывать аккуратность, усидчивость и интерес к достижению цели. |
29.12.23 | «Сине-белое чудо Гжели». Рассказ о промысле. Выставка гжельской посуды и мини-фигурок. | Познакомить с историей гжельского промысла; учить выделять характерные особенности промысла. |
Месяц: январь 2024 г.
Дата занятий | Тема занятия | Цель |
12.01.24 | «Семь Катерин» (Вологодское кружево) Н.В.Ермолаева стр.44 | Познакомить с народным промыслом- вологодское кружево; учить рисовать на тонированном листе бумаги кружевной узор кончиком тонкой кисти и только белилами |
19.01.24 | «Прянички» из соленого теста | Познакомить с тульским пряником, историей создания печатного тульского пряника.Учить лепить прянички из соленого теста, с помощью вырезных формочек |
26.01.24 | Кукла «Берегиня» | Познакомить с технологией изготовления тряпичной куклы-оберега, изготовить куклу- «Берегиню». Формировать практические навыки работы с текстильными материалами и умения самостоятельно создавать художественное изделие в традициях народного искусства; воспитывать художественный вкус, живой интерес детей к северной народной культуре. |
Месяц: ФЕВРАЛЬ 2024 г.
Дата занятий | Тема занятия | Цель |
2.02.24 | «Лоскутная мозаика» Изготовление лоскутного одеяльца для куколки из конфетных фантиков | Познакомить с традиционным народным ремеслом, дать представление о «лоскутной мозаике» (лоскутном одеяле), о том почему возникло данное рукоделие и кто им изначально занимался, познакомить с понятием «гармоничное сочетание цветов». |
9.02.24 | «Кольчуга богатырская» | Дать представление о богатырях на Руси на примере картины Ю.Васнецова «Три богатыря», обмундировании богатырей, обратить особое внимание на кольчугу (как одежду и военное снаряжение) |
16.02.24 | «Сказочное городецкое дерево» (выполнение коллективной работы) | Закрепить знание детей о ДПИ- городец, элементах росписи, умение риовать симметричные узоры- бутоны роз, розанов, ромашек, купавок, закрепить умение детей рисовать гуашью. |
23.02.24 | «Мы за чаем не скучаем» (лепка из соленого теста). Знакомство с русским самоваром | Познакомить с разновидностями самовара, рассмотреть части самовара. Лепить из соленого теста баранки, бублики, крендельки с дальнейшим раскрашиванием гуашью. |
Месяц: Март 2024 г.
Дата занятий | Тема занятия | Цель |
1.03.24 | «Рукотворная береста». Выставка изделий из бересты, компьютерная презентация | Систематизировать представления детей о народных традициях применения бересты; сформировать представления об особенностях применения бересты в русском народном искусстве и традиционном быте; познакомить детей со свойствами бересты как природного материала. |
8.03.24 | «Красавица матрешка» (на примере Полхов-майданской и семеновской росписи) Мосалова Л.Л. стр.33 | Закрепить знания детей о матрешке, развить творческое восприятие и воображение, развить представление об упорядоченной последовательности объектов |
15.03.24 | «Масленица» (использование компьютерной презентации) | Познакомить родителей и детей с русской традицией изготовления народных тряпичных кукол. Создать условия для совместной деятельности детей, родителей, воспитателей |
22.03.24 | «Красивый сарафанчик». Роспись шаблона элементами владимирской росписи | Познакомить детей с ДПИ- владимирской росписью с точки зрения украшения одежды цветочным орнаментом, закрепить знания о народном костюме |
29.03.24 | Кукла «Колокольчик» из ткани | Познакомить с историей возникновения этой куклы, объяснить значение традиционного изготовления такой куклы; развивать творчество, мелкую моторику, интерес к работе |
Месяц: Апрель 2024 г.
Дата занятий | Тема занятия | Цель |
5.04.24 | «Жостовский букет» (изготовление коллективной работы. Аппликация «Жостовский поднос») | Формировать представление о богатстве и разнообразии жестовского промысла, особенностях орнамента, цветовом решении, форме, предмете, который росписывается данной техникой |
12.04.24 | Кукла «Столбушка» из ткани | Познакомить с историей возникновения куклы; развивать мелкую моторику; интерес и желание работать с тканью; продолжать знакомить с традициями русского народа |
19.04.24 | Кукла «Подорожница» | Познакомить с традициями изготовления и значением кукол - оберегов в повседневной жизни русского народа; обучить технологии изготовления куклы. |
26.04.24 | «Чудесные писанки» (обведение по точкам, штриховка) | Дать понятие писанка и крашенка; продолжать аккуратно заштриховывать круглую, овальную форму; развивать творчество в самостоятельном расписывании шаблона яйца. |
Май | Оформление выставки «Куколки из бабушкиного сундучка» | Оформить выставку в группе, как результат совместной работы. |
Литература:
- «Занятия по изобразительной деятельности. Коллективное творчество» под.ред. А.А.Грибовской
- «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие» М.Д.Маханева
- «Занятия и сценарии с элементами музейной педагогики для младших школьников. Первые шаги в мир культуры» Т.Н.Панкратова, Т.В.Чумалова
- «Эстетическое воспитание дошкольников через декоративно-прикладное искусство. Парциальная программа» Н.В.Ермолаева
- «Занимаемся искусством с дошкольниками» под.ред. К.В.Тарасовой
- «Картотека предметных картинок. Народные промыслы.» Выпуск 12 Шайдурова Н.В.
- Журнал «Куклы в народных костюмах» №2, №9
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Беседы с детьми по русскому народному декоративно-прикладному искусству
Беседы с детьми по русскому народному декоративно-прикладному искусству по блокам: "Золотая Хохлома"," Сине-голубое чудо", " Веселый Городец", "Дымковская сказочная страна", "Чудо филимоновских свисту...
Игровая деятельность с детьми по ознакомлению с русским народным декоративно-прикладным искусством
Дидактические, сюжетно-ролевые и народные игры...
Конспекты занятий по ознакомлению детей с русским народным декоративно-прикладным искусством
"История русского костюма", "Жостовские подносы", "Знакомство с уральской вышивкой", ""В гостях у мастеров", "Каменный цветок", ""Русская матрешка"...
Аналитическая записка по теме: "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с русским народным декоративно-прикладным искусством"
Аналитическая записка по теме:"Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с русским народным декоративно-прикладным искусством"...
Рабочая программа по ознакомлению детей с русским народным декоративно-прикладным искусством
Рабочая программа по ознакомлению детей с русским народным декоративно-прикладным искусством...
Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным исскуством "ЗОЛОТАЯ ХОХЛОМА"
Введение, конспект интегрированного занятия по окружающему миру с детьми старшего дошкольного возраста "ЗОЛОТАЯ ХОХЛОМА"...
Беседы для детей по знакомству с русским народным декоративно-прикладным искусством
материал содержит цикл бесед по знакомству детей с декоративно-прикладным искусством....