Консультация для родителей "Роль конструктивной деятельности в развитии речи дошкольников"
консультация по конструированию, ручному труду (средняя группа)
Консультация для родителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_konstruktivnoy_deyatelnosti_v_razvitii_rechi_detey.docx | 920.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
города Нягани «Детский сад №5 «Дубравушка»
Консультация для родителей:
«Роль конструктивной деятельности в развитии
речи дошкольников»
Автор:
Воспитатель
Лапухина Оксана Сергеевна
Нягань
Конструктивная деятельность заключается в том, что она, как и игра, отвечает интересам и потребностям ребенка дошкольного возраста. Она дает возможность действовать с геометрическими телами, на практике познавать их цвет, форму, величину, усваивать правильные названия деталей, совершенствовать восприятие пространственных отношений, развивать сенсомоторику.
В современной педагогике выделяют 2 вида конструирования: техническое (из строительного материала, деталей конструктора, модульных блоков) и художественное (из бумаги и природного материала). При техническом конструирование дети отображают реальные объекты, придумывают поделки по ассоциации с образами из сказок, фильмов. При художественном конструировании, дети не столько отображают структуру образов, сколько выражают свое отношение, передают характер, пользуясь цветом, формой, фактурой.
Существует новый вид - компьютерное конструирование. Оно, как и конструирование из бросового материала, может носить как технический, так и художественный характер.
Техническое конструирование: конструкторы - "Лего", деревянные конструкторы, крупный строительный материал и мелкий, кнопочные конструкторы и т.д. Особенно интересны последние. Кнопочные конструкторы обладают такими качествами, которые позволяют проводить занятия очень интересно, эмоционально, с большей пользой, развивать речь, интеллектуальный и творческий потенциал ребенка, а также его личностные качества.
Играя с конструкторами "Лего" - от детей требуется умение ориентироваться в свойствах и отношениях предметного мира, создавать верные образы воспринимаемых объектов.
Включение детей в систематическую конструктивную деятельность можно считать одним из важных условий формирования способности воспринимать внешние свойства предметного мира (величина, форма, пространственные и размерные отношения).
На начальном этапе проблемы связаны с неразвитостью мелкой моторики, слабой ориентировкой в пространстве. В нашей группе есть графический модели, по которым дети учатся строить предметы, а так же много мелких игрушек, изображающих людей, животных, транспорт. Дети, создавая постройки, имеют конкретную цель. Например, не просто построить домик, а построить домик для тигра, не вообще домик, а домик для гномика. Выполняют дети постройки по словесному описанию, что способствует развитию понятийной стороны речи, а рассказывание поэтапного исполнения постройки активизирует речь детей.
Выбор конструктивной задачи определяется игровой проблемной ситуацией: "Африканские звери заболели" - строим самолет для доктора Айболита.
При проигрывании и обговаривании постройки дети не только учатся строить по образцу и показу, но и проговаривают: как строить - что, за чем; как лучше, чем закончить. Пример: при строительстве дома или крепости до детей доводятся сведения о том, что дом начинаем строить с фундамента и заканчиваем крышей) Этим дошкольники обогащают глагольный словарь, учатся называть действия, упражняются в словообразовании (приставочный способ), развивают речевую активность.
Дети учатся видеть связь между назначением предметов и его строением, между функциями его отдельных частей и целесообразной их организацией в пространстве предмета. Дети уже умеют располагать конструктор в нужной плоскости, точно соединять и скреплять детали, сооружать устойчивые конструкции. Для этой работы используются "графические модели". Дошкольники учатся анализировать их, размышлять о важности соблюдения последовательности выполнения работы, о необходимости выбора нужных деталей. У них появляется самостоятельность при решении творческих задач, развивается гибкость мышления.
Художественный вид конструирования. Работая с этим видом конструирования, ребенок получает информацию о дополнительном применении предметов, расширяет кругозор, учится моделировать, самостоятельно находить варианты их использования. Неоценимая роль этого вида конструирования и для обогащения словаря. Не просто бумага, а ее вид (наждачная, гофрированная, бархатная). Через тактильную информацию дети обогащают словарь определений (шершавая, писчая, картонная, газетная, альбомная, гладкая, твердая, мягкая, тонкая, цветная). Идет пополнение и глагольного словаря: смять, порвать, разрезать, проколоть, склеить, согнуть, намочить). Данная работа способствует развитию мелкой моторики, совершенствует глазомер, закрепляет трудовые умения и навыки, полученные при работе с другими материалами.
"Оригами" – это доступность бумаги как материала, простота ее обработки, привлекают детей. Они овладевают различными приемами и способами действий с бумагой, оречевляя их (сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание). Оригами развивает у детей точные движения пальцев, способствует концентрации внимания, развивает воображение и художественный вкус, стимулирует и развивает память, знакомит с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник). Одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами, активизируются мысленные процессы, трудовые умения.
Соленное тесто, пластилин не только развивает руку ребенка, но и пополняет его речь глагольными формами (скатать, раскатать, прилепить, примазать, залепить, качественными прилагательными, упражняет в назывании предлогов.
Можно много говорить об активизации речи при изготовлении коллективных работ. Дошкольники распределяют роли, договариваются, оценивают друг друга, сравнивают, описывают, выделяют ошибки. Главное, что дети не безразличны к работе, их радует успех, они ищут одобрения и поддержки у окружающих. Очень приятно, когда в процессе работы у ребенка возникает вопрос и ему отвечает сверстник. Это развивает товарищество, взаимопомощь, активизирует речь. Индивидуальные беседы, вопросы, рассматривание картин способствуют расширению пассивного и активного словаря, так как дети самостоятельно проговаривали процесс изготовления поделок.
Таким образом, создавая необходимые условия для конструктивной деятельности, воспитатели помогают воспитанникам понять окружающий мир. В результате целенаправленной системы обучения детей с нарушениями речи можно улучшить качественные характеристики их речевого, психического, интеллектуального развития, мелкой моторики, пополнения активного словарного запаса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Изобразительная деятельность в развитии речи дошкольника"
Процесс развития мелкой моторики в дошкольном возрасте довольно длительный. Поэтому необходимо соблюдать определенную систему в организации деятельности ребен...
Родительское собрание на тему "Влияние конструктивной деятельности на развитие старших дошкольников"
Родительское собрание на тему "Влияние конструктивной деятельности на развитие старших дошкольников"...
Родительское собрание на тему: «Влияние конструктивной деятельности на развитие старших дошкольников».
Цель: формирование компетентности родителей по вопросу развития у детей конструктивных умений и навыков....
Презентация Родительское собрание «Влияние конструктивной деятельности на развитие старших дошкольников»
Цель: формирование компетентности родителей по вопросу развития у детей конструктивных умений и навыков....
"Влияние конструктивной деятельности на развитие старших дошкольников"
Выступление на родительском собрании...
Выступление на родительском собрании "Влияние конструктивной деятельности на развитие старших дошкольников"
Целью такого собрания было повысить компетентность родителей по вопросу развития конструктивных возможностей у детей старшего дошкольного возраста. В последние годы выбор игрушек в магазине радует раз...
Конспект родительского собрания «Влияние конструктивной деятельности на развитие старших дошкольников»
О повышении педагогической грамотности родителей в вопросах развития детей старшего дошкольного возраста посредством конструктивной деятельности...