Технологическая карта "Изготовление куклы-масленицы"
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (старшая группа)
Возрастная адресованность: старшая группа детского сада. Длительность мероприятия: 25 мин.
Цель: Познакомить с истоками русской народной культуры, народным праздником «Масленица», её традициям и обычаям.
Задачи:
1. Дать общее представление о народном празднике Масленица, о его обрядах и традициях;
2. Познакомить детей с техникой изготовления масленичных кукол из ниток;
3. Воспитывать любовь и уважение к культуре, традициям и нравственным ценностям русского народа;
4. Развивать мелкую моторику, внимание, глазомер, самоконтроль и зрительно-моторную координацию.
Предварительная работа: подбор методической литературы о масленице, об истории возникновения и праздновании масленицы; рассматривание репродукций картин о Масленице; разработка схемы выполнения игрушки (куклы-масленицы)
Материалы.
Демонстрационный материал: схема последовательности изготовления куклы, готовая кукла «Масленица».
Раздаточный материал: нитки, лоскутки для платка, ножницы, палочка.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, социально- коммуникативное развитие
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teh._karta_kukla-maslenitsa.docx | 110.59 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ
«Изготовление куклы-масленицы»
Автор-разработчик: Бабалиева Н.С. воспитатель ГБДОУ детского сада № 28 Приморского района Санкт-Петербурга
Возрастная адресованность: старшая группа детского сада. Длительность мероприятия: 25 мин.
Цель: Познакомить с истоками русской народной культуры, народным праздником «Масленица», её традициям и обычаям.
Задачи:
1. Дать общее представление о народном празднике Масленица, о его обрядах и традициях;
2. Познакомить детей с техникой изготовления масленичных кукол из ниток;
3. Воспитывать любовь и уважение к культуре, традициям и нравственным ценностям русского народа;
4. Развивать мелкую моторику, внимание, глазомер, самоконтроль и зрительно-моторную координацию.
Предварительная работа: подбор методической литературы о масленице, об истории возникновения и праздновании масленицы; рассматривание репродукций картин о Масленице; разработка схемы выполнения игрушки (куклы-масленицы)
Материалы.
Демонстрационный материал: схема последовательности изготовления куклы, готовая кукла «Масленица».
Раздаточный материал: нитки, лоскутки для платка, ножницы, палочка.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, социально- коммуникативное развитие
Этап занятия, задачи этапа | Деятельность педагога | Деятельность детей | Результаты этапа | Время (в соответствии с возрастом) |
Вводная часть Организационный момент Создать атмосферу психологической безопасности и эмоциональной поддержки детей. Переключить внимание детей на предстоящую деятельность | 1. Показ слайд- шоу картин на тему Масленица, народные гуляния под музыку П.И. Чайковского «Февраль. Масленица». https://www.youtube.com/watch?v=aFtywkZutWY 2. Как вы думаете, о чем этот видеоролик был? Правильно! Масленица — один из самых веселых праздников. Раньше всю неделю люди устраивали веселые проводы зимы. Эти проводы сопровождались народными гуляниями, а самыми главными там были блины. Существует множество версий по объяснению того, откуда появился праздник Масленица. Привлекательна версия, где в основе появления названия праздника «Масленица» лежит традиция выпекать блины. По ней люди старались привлечь милость солнышка, чтобы оно их обогрело и помогло в трудную минуту. Поэтому блины в форме маленького солнышка. Также было принято водить хороводы и устраивать гуляния. Считалось, что подобные церемонии делают добрее солнце, т. е. солнце «умасливается». Отсюда и название — «Масленица». | 1. Сосредоточивают внимание на видеоролике. 2. О народных гуляниях на масленицу | Организация детей. Формирование познавательной мотивации Эмоциональный настрой на занятие | 4 мин. |
Проблемная ситуация (или мотивация),[1] постановка и принятие детьми цели занятия. Проектирование выхода из проблемной ситуации, актуализация знаний, или начало выполнения действий по задачам занятия | Создает мотивацию 1. Ребята, посмотрите, что это у меня в руках? 2. Как вы думаете, эта кукла старинная или современная? Почему вы думаете, что это старинная кукла? Действительно, эта кукла старинная. С такими куклами играли бабушки ваших бабушек. 3. Посмотрите, во что она одета? Возьмите, потрогайте куклу, из чего она сделана? Да, она сделана из простых ниток и лоскутков ткани 4. Домашняя Масленица – кукла, её называли дочкой Масленицы или её младшей сестрой. Она представляет собой небольшую соломенную или тряпичную куклу с белым лицом. Домашняя Масленица является сильным оберегом жилища. Хранили у входа в жилище. 5. Что такое оберег? Оберег - от слова «оберегаю», т. е. охраняют, оберегают от всего плохого. 6. Хотели бы вы поиграть с такими куклами? 7. А хотите научиться делать своими руками из лоскутков материала и ниток куклу- масленицу? | Ответы детей 1. Это кукла-масленица 2. Старинная 3. Из шерстяных ниток и лоскутка ткани 5. Ответы детей 6. Да 7. Да | Дети замотивированы и проявляют инициативу, сделать маленькую куклу-масленицу, которая станет для них игрушкой и оберегом для дома. | 4 мин |
Основная часть «Открытие» детьми новых знаний, способа действий, расширение имеющихся представлений. Восприятие и усвоение, «присвоение» нового | Демонстрирует куклу-масленицу, дает инструкцию по выполнению определенной деятельности: 1. Наматываем на пальцы небольшое количество ниток для головы и туловища 2. Немного отступив от края, перевязываем красной ниткой – это будет голова 3. Продеваем палочку через нити. Оформляем голову куклы 4. Подготавливаем руки куклы. Для этого снова наматываем нити на пальцы, снимаем полученные мотки и перевязываете их красной нитью в двух местах, немного отступив от концов. 5. Устанавливаем полученные руки между нитями туловища. Фиксируем их, привязав красными нитями к палочке-основе. 6. Используя красные нитки, закрепляем руки и оформляем туловище куклы – обвязываем тельце оберега крест-накрест. 7. Концы мотков (туловища, ручек) разрезаем ножницами. На голову куклы повязываем лоскут-платок и куколка-масленица готова! Корректирует деятельность детей по последовательности, правильности и аккуратности выполнения, фиксирует новое знание, умение в создании куклы-масленицы. Наблюдает за детьми во время выполнения задания. | Знакомятся с материалами для работы, слушают инструкцию, запоминают последовательность действий, действуют в соответствии с инструкцией, осваивают последовательность действий. Обогащают представление | Развивающая, познавательная, интеллектуальная, практическая, деятельность. Дети приобретают опыт самостоятельности. | 8 мин |
Практическая часть. Самостоятельное применение нового на практике, либо актуализация уже имеющихся знаний, представлений, (выполнение работы) | Создает ситуацию успеха, предлагает детям показать друг другу куклу-масленицу, которую удалось изготовить детям, по желанию каждый ребёнок придумывает ей имя. | «Присваивают» новое знание, умение применяют его в игровой, практической деятельности | Дети приобретают опыт обогащения детской деятельности за счет новых умений и знаний | 4 мин |
Заключительная часть Итог занятия. Систематизация знаний. Рефлексия | А теперь давайте возьмём наших замечательных кукол. Они получились такими красивыми, потому что вы вложили в каждую куколку тепло своих рук. Когда смотришь на них, на душе - праздник. В группе вы поиграете с ними и подарите тем, кому задумали. | Рассказывают о том, какие эмоции испытывали при изготовлении куклы-масленицы. Отвечают на вопросы воспитателя, рассказывают о трудностях в процессе работы. | Оценивает качество работы, отмечает умения детей. | 2 мин |
Физкультурная минутка «Маланья»
Мы сегодня зиму провожаем
Шаги на месте.
Весну красную встречаем!
Руки развести в стороны
Приди, Весна - красна,
Круговые движения руками вверх, вниз.
Принеси нам тепла!
Повороты влево, вправо с разведением рук в стороны.
Приди, погода ясная,
Прижать руки к груди и протянуть их вперед.
Приди, солнце красное
Руки поднять вверх
Пальчиковая игра «Ладушки-ладушки»
Ладушки-ладушки,
Пекла бабка оладушки, (хлопать в ладоши, которые надо держать горизонтально, при этом сверху - то правая, то левая рука)
Маслом поливала, (левая ладонь - горизонтально, а правая рука стучит по ней, собранными в щепотку пальцами)
Детушкам давала. (обе руки вытянуть перед собой)
Даше - два! (показать средний и указательный палец правой руки)
Паше - два! (показать средний и указательный палец левой руки)
Ване - два! (показать средний и указательный палец правой руки)
Тане - два! (показать средний и указательный палец левой руки)
Всем дала! (вытянуть руки в стороны и вперед и слегка поклониться)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект ООД (мастер-класс) по художественно-эстетическому развитию "Широкая Масленица. Изготовление куклы-масленицы"
Представлен конспект организованной образовательной деятельности в рамках празднования Масленицы...
Конспект занятия "Широкая масленица. Изготовление куклы-масленицы"
Конспект организоанной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию "Широкая масленица. Изготовление куклы-масленицы"...
МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ПОДГОТОВКЕ К МАСЛЕНИЦЕ «ИЗГОТОВЛЕНИЕ КУКЛЫ-МАСЛЕНИЦЫ».
Программа 1. Беседа «Масленичные традиции»2. Изготовление куклы-масленицы3. Игра «Блины»4. Чаепитие на улице5. Принятие участия в мероприятии 17.02.2018г. «Широкая Маслен...
ОО «Познавательное развитие» Тема: Изготовление куклы-масленицы из ниток "Как мы с Масленицей знакомились"
Масленица — один из самых веселых праздников. Раньше всю неделю люди устраивали веселые проводы зимы. Эти проводы сопровождались народными гуляниями, а самыми главными там были блины.Блины...
Конспект занятия «Широкая масленица. Коллективная аппликация Куклы-масленицы»
Конспект занятия «Широкая масленица. Коллективная аппликация Куклы-масленицы»В дошкольном возрасте формируются глубокие чувства любви и привязанности к своей культуре, к своему народу, к с...
Технологическая карта по рисованию "Кукла Масленица"
Технологическая карта занятия по рисованию в средней группе "Кукла Масленица"...
Сценарий развлечения с родителями в подготовительной группе № 3 «Масленица» Мастер-класс по изготовлении куклы «Масленица»
Приобщение к культуре и традициям русского народа, ценностям семьи....
- Мне нравится (1)