Консультация для родителей "Развитие ориентировки в пространстве у детей".
консультация (младшая группа)
Консультация для родителей "Развитие ориентировки в пространстве у детей".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Консультация для родителей. | 21.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
«Детский сад №66»
Консультация
(для родителей)
«Развитие ориентировки в пространстве у детей»
Подготовила: Тимонина Н.Н.
Уважаемые родители!
На протяжении всего дошкольного возраста происходит развитие навыков ориентировки в пространстве. Ребёнок уже в раннем детстве хорошо овладевает умением учитывать пространственное расположение предметов. Однако он не отделяет направлений пространства и пространственных отношений между предметами от самих предметов. Образование представлений о предметах и их свойствах происходит раньше, чем образование представлений о пространстве, и служит их основой.
В возрасте от года до трёх лет, развитие ориентировки в пространстве у детей идёт через занятия конструированием, лепкой, аппликацией, рисованием. Занимаясь такими видами деятельности, усваивают такие внешние свойства предметов, как форма, размерные и пространственные отношения. Дети способны различать пространственные направления от себя: справа - слева, впереди (спереди) - позади (сзади, вверху - внизу.
Первоначальные представления о направлениях пространства, которые усваивает трёхлетний ребёнок, связаны с его собственным телом. Оно является для него центром, «точкой отсчёта», по отношению к которой ребёнок только и может определять направления. Под руководством взрослых дети начинают выделять и правильно называть свою правую руку. Она выступает как рука, выполняющая основные действия: «Этой рукой я кушаю, рисую, здороваюсь. Значит, она правая». Определить положение других частей тела в качестве «правых» или «левых» удаётся ребёнку только по отношению к положению правой руки. Например, на предложение показать правый глаз младший дошкольник вначале отыскивает правую руку (сжимает её, отводит в сторону и т. п.) и только после этого указывает на глаз. «Правое» и «левое» кажутся ребёнку чем-то постоянным, и он не может понять, каким образом то, что для него находится справа, для другого может находиться слева.
Другие направления пространства (спереди, сзади) ребёнок тоже относит только к себе. Дети соотносят пространственные направления с определенными частями собственного тела (вверху — там, где голова, а внизу — где ноги; впереди - где лицо, глаза, а сзади — где спина; слева — где левая рука, справа — где правая, так же различают противоположные направления (внизу — вверху, спереди — сзади, слева — справа). Дальнейшее развитие ориентировки в пространстве заключается в том, что дети начинают выделять отношения между предметами (один предмет за другим, перед другим, слева, справа от него, между другими и т. д.).
Умение различать части своего тела развивается в повседневной жизни. В процессе умывания, одевания воспитатель, называя части тела, учит различать правую и левую руку, во время обеда — держать ложку в правой руке, а хлеб в левой; предлагает показать, где правое (левое) ухо; объясняет,
что левые нога, глаз, ухо расположены с той стороны, где левая рука, а правые глаз, нога, ухо — там, где правая.
Дети четырехлетнего возраста, могут определять расположение одной-двух игрушек, находящихся в противоположных от них направлениях: впереди — сзади, справа - слева. Через некоторое время дети справляются с подобным заданием, но уже с большим количеством игрушек (до четырёх). Также дети этого возраста умеют передвигаться в заданном направлении.
В пятилетнем возрасте дети умеют определять положение предмета среди других предметов, определять свое положение среди окружающих предметов (я стою за стулом, рядом со столом, перед окном, передвигаться в заданном направлении.
Большое значение в образовании представлений о пространственных отношениях между предметами и овладении умением их определять имеет продуктивная деятельность. Строя из кубиков, ребёнок моделирует не только формы, но и пространственные отношения. Он учится передавать их в рисунке, определённым образом располагая изображения людей и предметов на листе бумаги. Дети должны уметь ориентироваться на листе бумаги. Они овладевают умением раскладывать определенное количество предметов в указанном направлении: и верхней, нижней части листа, слева, справа, посередине и пр. Дети учатся употреблять слова для обозначения положения предметов на листе бумаги, на столе, на полу (слева от, справа от, выше — ниже, ближе — дальше, около, из-за, вдоль).
Существует несколько этапов развития представлений у детей о местности и пространственных отношений между предметами на ней. В соответствии с полученными данными, она классифицировала четыре уровня понимания детьми пространства:
на первом этапе ребёнок выделяет только те предметы, которые
контактно близки к нему, а само пространство ещё не выделяется;
на втором этапе ребёнок начинает активно использовать зрительную
ориентировку, расширяя границы воспринимаемого пространства и отдельных участков в нём;
третий этап характеризуется осмыслением удалённых от ребёнка
объектов и увеличением количества участков, выделяемых в пространстве;
на четвёртом этапе отражение пространства носит уже более
целостный характер, когда дети расширяют ориентировку в разных направлениях, местоположение объектов в их взаимосвязи и обусловленности.
Если на первом этапе дети воспринимают предметы в пространстве дискретно, как отдалённые друг от друга и не связанные с пространством, то позднее они осознают само пространство в совокупности с объектами, находящимися в нём.
Таким образом, только к концу дошкольного возраста (да и то далеко не у всех детей) складывается ориентировка в пространстве, независимая от собственной позиции, умение менять точки отсчета. Такая ориентировка может быть, однако, сравнительно легко сформирована у детей при помощи обучения, в котором они сами меняют пространственные отношения между предметами, рассматривают их с разных позиций и обозначают словесно.
Занимайтесь с детьми дома. Желаю Вам удачи!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей Тема: «Развитие ориентировки в пространстве у детей с нарушением зрения»
Консультация для родителейТема: «Развитие ориентировки в пространстве у детей с нарушением зрения»...
Консультация для родителей Тема: «Развитие ориентировки в пространстве у детей с нарушением зрения»
Консультация для родителейТема: «Развитие ориентировки в пространстве у детей с нарушением зрения»...
Консультация для родителей "Ориентировка в пространстве детей старшего дошкольного возраста"
Данная консультация поможет родителям в правильном воспитании детей и развитии у них математических представлений....
18.05.2020 г Консультация для родителей «Ориентировка в пространстве» для детей старшей группы
Успешное овладение многими видами деятельности тесно связано с развитием у детей ориентировки в пространстве, умением определять и обозначать какого положение тех или иных объектов по отношению к...
Консультация для педагогов «Особенности формирования ориентировки в пространстве у детей с ЗПР»
Материал может быть полезен логопедам, дефектологам, воспитателям коррекционных групп.Формирование пространственных представлений является базисным компонентом формирования ВПФ и обеспечивает в ...
Консультация для педагогов на тему «Развитие ориентировки в пространстве у детей старшего дошкольного возраста»
Консультация для педагогов на тему «Развитие ориентировки в пространстве у детей старшего дошкольного возраста» Ребенок с ранних лет сталкивается с необходимостью ориентироватьс...
Консультация для родителей "Ориентировка в пространстве у детей старшего дошкольного возраст"
Успешное овладение многими видами деятельности тесно связано с развитием у детей ориентировки в пространстве, умением определять и обозначать какого положение тех или иных объектов по отношению к себе...