«Животные, живущие на суше и в воде»
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (старшая группа)

Журавлёва Валентина Ильинична

Создание различных моделей (животных) по схемам, по словесной инструкции воспитателя, по собственному замыслу

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konstruirovanie.docx39.18 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка конспекта  занятия по конструированию (с использованием конструктора – Лего) в старшей группе «Животные, живущие на суше и в воде»

Автор: Журавлёва Валентина Ильинична, воспитатель высшей квалификационной категории.

Цель: развивать умения и навыки в конструктивной деятельности при создании различных моделей (животных) по схемам, по словесной инструкции воспитателя, по собственному замыслу.

Задачи:

Образовательные:

- формировать умение строить по предложенным схемам, инструкциям, учитывая способы крепления деталей; передавать особенности предметов средствами конструктора Лего;

- закрепить представление о строительных деталях, их свойствах; создавая собственную модель, определять назначение частей предметов, их пространственное  расположение; выбирать правильную последовательность действий, сочетание форм, цветов, пропорций; закреплять математические знания о счете, форме, пропорции, симметрии.

Развивающие:

- сформировать у детей устойчивый интерес к конструктивной деятельности; желание экспериментировать, творить, изобретать;

- развивать внимание, способность сосредоточиться, память, логическое мышление; мелкие мышцы кистей рук (моторику);

- развивать умение анализировать, выделяя характерные особенности предмета, функциональные части; устанавливать связь между их назначением и строением; продолжать учить правильно и быстро ориентироваться в пространстве.

Воспитательные:

- воспитывать проявление дружелюбного отношения друг к другу в работе единой команды, взаимовыручку. 

Интеграция образовательных областей:

художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Оборудование:

корзины с деталями Лего; иллюстрации, схемы, инструкции, готовые постройки, игрушки: звери и рыбы; призы для детей (конфетки);

Предварительная работа:

чтение литературы, беседы и рассматривание иллюстраций, картинок животных, живущих на суше и в воде, загадывание загадок, рассматривание глобуса, дидактическая игра «Животный мир разных континентов», конструирование из разных видов конструкторов.

Ход организованной образовательной деятельности:

  1. Организационный момент.

Воспитатель читает стихотворение Л. Витальева «Наша Земля – голубая планета» (держит в руках глобус).

Наша Земля - голубая планета,

Воздухом свежим и солнцем одета…

Горы, равнины, леса и поля –

Всё это наша планета Земля.

Ветры поют, с облаками играя,

Ливни шумят…        

И от края до края

Вы не найдете чудесней на свете

Нашей прекрасной и доброй планеты!!!

- Ребята, скажите, что у меня в руках? (Ответы детей - глобус).

- А что такое глобус? (Ответы детей - глобус – это уменьшенная модель нашей планеты).

- Давайте с вами его рассмотрим.

- Что вы видите на глобусе? (Ответы детей: воду и сушу).

Воспитатель:

- На нашей планете много морей, океанов, озер, рек и они обозначены на глобусе синим цветом. Они занимают большую часть нашей Земли. Коричневым цветом обозначена суша, зелёным – растительность, а белым – льды и айсберги.

- Наша планета очень большая и богата разнообразием животных - это дикие и домашние животные, птицы, насекомые, земноводные и пресмыкающиеся. На каждом континенте живут определенные виды животных (показ презентации).

  1. Основная часть.

Воспитатель:

- Вспомните и назовите, какие животные живут в нашей местности? (Ответы детей: волк, лось, лиса, бобр, заяц, куница, дикий кабан и др.)

Воспитатель:

- Правильно, а если мы отправимся путешествовать по миру и можем заехать даже в Африку, каких животных мы можем встретить по пути?

Ответы детей: Черепаха, слон, жираф, крокодил, верблюд, леопард, зебра и др.

- В Австралии? (Ответы детей: кенгуру, ехидна, коала, муравьед и др.)

- В Антарктиде? (Ответы детей: пингвины, альбатрос, тюлень и др.)

- В Южной Америке? (Ответы детей: обезьяна, ленивец, колибри, очковый медведь и др.)

- Множество животных заселяют нашу планету.

Воспитатель:

- Ребята, а кто знает, какие животные живут в воде?

Ответы детей: Дельфин, кит….

Воспитатель:

- Правильно, а если мы гуляем по лесу, каких зверей мы можем встретить?

Ответы детей: Лису, волка, ежа…

Воспитатель:

- Правильно, а если мы гуляем на улице, во дворе, каких животных мы можем увидеть?

Ответы детей: козлёнка, телёнка, барашка…

Воспитатель:

- Давайте мы с вами представим, что мы приехали отдохнуть на море и вместе «прогуляемся» к морю! Станем в круг.

Физкультминутка «Прогулка к морю».

К морю быстро мы спустились, (ходьба на месте)

Наклонились и умылись (наклоны вперед)

Раз, два, три, четыре, вот как славно освежились (хлопки в ладоши)

А теперь поплыли дружно, делать так руками нужно (круговые движения руками)

Вместе раз, это – брасс; одной, другой – это кроль (дети «плавают»)

Все как один - плывем, как дельфин.

Вышли на берег крутой (прыжки на месте)

И отправились домой (ходьба на месте)

Воспитатель:

- Молодцы! Как хорошо мы «поплавали» и отдохнули! Присаживайтесь на места!

- Дети, отгадайте загадки:

Настоящий он циркач —

Носом отбивает мяч.

Знают и француз, и финн:

Любит поиграть… (дельфин)

В тени под деревом лежит

И двор и сад наш сторожит.

Не то что настоящий вор –

Прохожий не зайдет во двор.

А нас он любит, признаёт,

Учтиво лапу подаёт…(собака)

- Ребята, как вы думаете, кого мы будем делать из конструктора Лего.

Ответы детей: Дельфина, волка, лису, зайца, собаку, козлёнка, черепаху и т.д.

- Сегодня мы будем строить из Лего – конструктора различных животных, живущих не только в воде, но и обитающих на суше.

(Приложение – лист с изображением животных выполненных из «ЛЕГО -конструктора»).

Воспитатель:

- Посмотрите кто изображен на картинках?

Ответы детей: Дельфин, жираф, черепашка, собака, кит, свинка, еж.

Воспитатель:

- Давайте рассмотрим наших животных и морских и сухопутных. Скажите, из каких основных частей состоит их тело? Какой формы эти части?

Ответы детей: У кита - голова, соединенная с телом, плавники (грудной и спинной, спинной плавник больше, чем грудные.) Плавники и хвост имеют форму треугольника. У Собаки тело округлое, вытянутое, имеет форму овала, голова – круг, уши - треугольник, четыре лапы вертикальные палочки и хвост.

Воспитатель: - Кто может сказать о размерах этих частей?

Ответы детей: Голова меньше, чем туловище; лапы меньше головы; хвостики, плавники маленького размера.

Воспитатель: - Какие детали конструктора нам понадобятся для того, чтобы сделать наших животных?

(Приложение – листы «Образец и схема постройки различных животных»)

Ответы детей: Крупные кирпичики (с 12-ю кнопочками), средние  (с 8-ю кнопочками), маленькие (с 4-мя кнопочками), кубики, пластины, цилиндры, конусы, скошенные кирпичи, клювики.

Воспитатель: - Правильно!

- Туловище самое большое по отношению к другим частям тела, оно состоит из крупных деталей (кирпичиков с 12-ю кнопочками), (показать детали конструктора).

- Если вы делаете дельфина, то тело будет одного цвета, с добавлением для симметричности маленьких кирпичиков (с 4-мя кнопочками), цилиндры (показать) для того, чтобы получилась округлая форма тела - сплющенная и обтекаемая.

- Хвост у дельфина большой и раздвоенный; его мы делаем из средних кирпичиков (с 8-ю кнопочками) (показать, если собачку, то её хвост состоит из маленьких кирпичиков (с 4-мя кнопочками) и скошенных кирпичиков.

- Так как обитатели воды и суши привыкли к растительности, то мы сделаем травку и водоросли, как вы думаете, из каких деталей конструктора их можно сделать?

Ответы детей: Их можно сделать из мелких деталей конструктора.

Воспитатель:

- Вы правы! Растительность мы будем делать из мелких деталей, а основание - из большой детали конструктора (с 12-ю или 8-ю кнопочками).

Воспитатель: - А сейчас, перед началом работы, мы немного разогреем наши руки.

Пальчиковая гимнастика для рук «Животные». 

Повстречались два котёнка:

Мяу-мяу!

Два щенка: гав-гав!

Два жеребёнка: иго-го!

Два тигрёнка: р-р-р!

Два быка: му-у!

Посмотри, какие рога!

На каждую строчку соединять поочерёдно пальцы правой и левой рук, начиная с мизинца. Показать «рога», вытянув указательные пальцы и мизинцы.

Воспитатель: - А теперь, после того как ручки мы разогрели, давайте поработаем!

Практическая часть.

(Дети выполняют работу, опираясь на образец, схемы и собственный опыт).

- Те, кто выполнил свои постройки, могут помочь остальным.

III. Заключительная часть.

Воспитатель: - Все задания выполнены, приступаем к выставке наших работ.

- Посмотрите ребята, какие красивые животные у нас получились, вам понравилась наша игра?

Что больше всего?

Что нового узнали?

Чему научились?

Какой материал мы использовали для поделок?

Скажите, что мы сегодня конструировали?

А какие трудности испытали в работе с конструктором?

Ответы детей: - Мы конструировали животных, водоросли, травку; узнали об особенностях строения тела водных и сухопутных животных.

Воспитатель: - Вы все молодцы! Наша игра подошла к концу. Спасибо за хорошую и дружную работу, за правильные и полные ответы.

- Ребята, когда я шла к вам, мне по дороге повстречалась белочка, она узнала, что вы будете делать разных животных, и попросила, если дети справятся с заданием, то наградить их орешками, она их для вас передала (угостить детей).

Рефлексия.

Воспитатель:

- Дети, сейчас вы подойдёте к столу, возьмёте  солнышко и приклеите на  магнитной доске на небо, если вам наше занятие понравилось и тучки, если занятие не понравилось.

Используемая литература:

Комарова Л.Г. Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). – М.: «ЛИНКА-ПРЕСС», 2004 г.

Ресурсы интернета:

https://mamamozhetvse.ru/zagadki-pro-morskix-obitatelej.html

https://ihappymama.ru/iq/zagadki/zagadki-pro-sobak-s-otvetami/

3.Ишмакова М. С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС: пособие для педагогов / М. С. Ишмакова; Всерос. уч.- метод. центр образоват. робототехники. – М: Изд.-полиграф. Центр «Маска», 2018г.

4.Куцакова Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду: Программа и конспекты занятий. 2-е изд., дополн. и перераб. – М,: ТЦ Сфера, 2018г.

5.Конструирование из строительного материала. Л.В.Куцакова.-М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2018г.

Самоанализ: занятие по конструированию (с использованием конструктора – Лего) в старшей группе на тему: «Животные, живущие на суше и в воде» проведено с учётом интеграции образовательных областей.

Поставленные цель: развивать умения и навыки в конструктивной деятельности при создании различных моделей (животных) по схемам, по словесной инструкции воспитателя, по собственному замыслу.

Задачи:

Образовательные:

- формировать умение строить по предложенным схемам, инструкциям, учитывая способы крепления деталей; передавать особенности предметов средствами конструктора Лего;

- закрепить представление о строительных деталях, их свойствах; создавая собственную модель, определять назначение частей предметов, их пространственное расположение; выбирать правильную последовательность действий, сочетание форм, цветов, пропорций; закреплять математические знания о счете, форме, пропорции, симметрии.

Развивающие:

- сформировать у детей устойчивый интерес к конструктивной деятельности; желание экспериментировать, творить, изобретать;

- развивать внимание, способность сосредоточиться, память, логическое мышление; мелкие мышцы кистей рук (моторику);

- развивать умение анализировать, выделяя характерные особенности предмета, функциональные части; устанавливать связь между их назначением и строением; продолжать учить правильно и быстро ориентироваться в пространстве.

Воспитательные:

воспитывать проявление дружелюбного отношения друг к другу в работе единой команды, взаимовыручку соответствуют возрастным и индивидуальным возможностям и особенностям детей.

Предварительная работа была проведена в полном объеме. Структура и форма ООД, подготовка к занятию осуществлялась в соответствии с задачами основной образовательной программы, соответствующими данному возрасту детей. Для реализации каждой задачи были подобраны приемы, в интересной и занимательной форме .
На каждый момент занятия были наглядные пособия, которые стимулировали и активизировали детей к мыслительной деятельности. Пособия достаточного размера, эстетически оформлены. Их размещение и использование было рациональным, продуманным в учебном пространстве и в занятии. На занятии использовалась «Презентация», которая усиливала эмоциональное восприятие. Организационный прием  проведён в стихотворной форме, с использованием наглядного предмета – глобуса, и  был направлен на развитие коммуникативных качеств, установлению дружеских взаимоотношений как внутри детского коллектива, так между воспитателем и детьми. Занятие динамичное, оно включает приёмы, которые предусматривают быструю смену деятельности. Беседа - стоя, просмотр презентации – сидя на ковре, физминутка – стоя в кругу, гимнастика для развития мелкой моторики рук–сидя на стульчиках, работа с конструктором по выбору детей – сидя, за столами, стоя возле стола. Быстрая сменяемость приемов и смена поз в течение занятия позволили избежать утомляемости детей.

Все моменты занятия логичны и последовательны, подчинены одной теме. Занятие было интегрированное. Приемы на занятии носили игровой характер, были основаны на игровых обучающих ситуациях. Наряду с игровыми методами и приемами, при проведении данного занятия я использовала наглядно-образный метод и словесный метод, для того, чтобы дети не только наглядно смотрели на игрушки - животных, но и могли описать их и метод изготовления.

Использование схем, моделей, инструкций помогло в интересной игровой форме реализовать основную обучающую задачу. Моя роль сводилась к обучению давать развернутые ответы. Это помогло добиться оптимального результата. В каждом моменте занятия старалась направлять детей на поиск решений проблемы, помогала приобрести новый опыт, активизировать самостоятельность и поддерживать положительный эмоциональный настрой. Детей подбадривала, хвалила, чтобы закрепить у них ситуацию успеха.
Во время занятия старалась общаться с детьми на одном уровне, старалась поддерживать у детей интерес к занятию на протяжении всего времени.
Итог занятия был организован в виде выставки, с помощью вопросов подвела итог ООД. В виде игровой ситуации «Встреча с лисичкой» организовала поощрение, похвалу, проверила качество усвоения материала. В ходе рефлексии выяснила, что занятие детям всем понравилось. 
Я считаю, что все поставленные мною программные задачи в течение занятия были решены, цель достигнута.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое Пособие для инструкторов по плаванию в ДОУ «Играем везде – на суше и в воде»

Игра – сознательная деятельность, в которой проявляется и развивается умение анализировать и делать правильные выводы. Элементарные двигательные навыки, приобретаемые играющими, не только сравни...

Узнай и покажи животных, живущих в лесу (на основе русской народной сказки «Колобок»).

Знакомство с лесным зверьком – ёж.Закрепление знаний детей о лесных животных (заяц, волк, медведь, лиса).Формирование навыков детей узнавать и показывать диких животных.Формирование навыков слышать и ...

Конспект занятия НОД конструирование (с использованием конструктора Lego), старшая группа. Тема "Животные живущие в воде и на суше"

Учить строить по предложенным схемам, инструкциям, учитывая способы крепления деталей; передавать особенности предметов средствами конструктора LEGO...

Картотека разминок на суше и в воде С элементами синхронного плавания

Картотека разминок на суше и в воде   С элементами синхронного плавания...

Конспект организованной образовательной деятельности по легоконструировнию в старшей группе на тему: «Животные, обитающие на суше и в воде»

Конспект организованной образовательной деятельности по легоконструировнию в старшей группе на тему: «Животные, обитающие на суше и в воде»...