«Животные, живущие на суше и в воде»
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (старшая группа)
Создание различных моделей (животных) по схемам, по словесной инструкции воспитателя, по собственному замыслу
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konstruirovanie.docx | 39.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка конспекта занятия по конструированию (с использованием конструктора – Лего) в старшей группе «Животные, живущие на суше и в воде»
Автор: Журавлёва Валентина Ильинична, воспитатель высшей квалификационной категории.
Цель: развивать умения и навыки в конструктивной деятельности при создании различных моделей (животных) по схемам, по словесной инструкции воспитателя, по собственному замыслу.
Задачи:
Образовательные:
- формировать умение строить по предложенным схемам, инструкциям, учитывая способы крепления деталей; передавать особенности предметов средствами конструктора Лего;
- закрепить представление о строительных деталях, их свойствах; создавая собственную модель, определять назначение частей предметов, их пространственное расположение; выбирать правильную последовательность действий, сочетание форм, цветов, пропорций; закреплять математические знания о счете, форме, пропорции, симметрии.
Развивающие:
- сформировать у детей устойчивый интерес к конструктивной деятельности; желание экспериментировать, творить, изобретать;
- развивать внимание, способность сосредоточиться, память, логическое мышление; мелкие мышцы кистей рук (моторику);
- развивать умение анализировать, выделяя характерные особенности предмета, функциональные части; устанавливать связь между их назначением и строением; продолжать учить правильно и быстро ориентироваться в пространстве.
Воспитательные:
- воспитывать проявление дружелюбного отношения друг к другу в работе единой команды, взаимовыручку.
Интеграция образовательных областей:
художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Оборудование:
корзины с деталями Лего; иллюстрации, схемы, инструкции, готовые постройки, игрушки: звери и рыбы; призы для детей (конфетки);
Предварительная работа:
чтение литературы, беседы и рассматривание иллюстраций, картинок животных, живущих на суше и в воде, загадывание загадок, рассматривание глобуса, дидактическая игра «Животный мир разных континентов», конструирование из разных видов конструкторов.
Ход организованной образовательной деятельности:
- Организационный момент.
Воспитатель читает стихотворение Л. Витальева «Наша Земля – голубая планета» (держит в руках глобус).
Наша Земля - голубая планета,
Воздухом свежим и солнцем одета…
Горы, равнины, леса и поля –
Всё это наша планета Земля.
Ветры поют, с облаками играя,
Ливни шумят…
И от края до края
Вы не найдете чудесней на свете
Нашей прекрасной и доброй планеты!!!
- Ребята, скажите, что у меня в руках? (Ответы детей - глобус).
- А что такое глобус? (Ответы детей - глобус – это уменьшенная модель нашей планеты).
- Давайте с вами его рассмотрим.
- Что вы видите на глобусе? (Ответы детей: воду и сушу).
Воспитатель:
- На нашей планете много морей, океанов, озер, рек и они обозначены на глобусе синим цветом. Они занимают большую часть нашей Земли. Коричневым цветом обозначена суша, зелёным – растительность, а белым – льды и айсберги.
- Наша планета очень большая и богата разнообразием животных - это дикие и домашние животные, птицы, насекомые, земноводные и пресмыкающиеся. На каждом континенте живут определенные виды животных (показ презентации).
- Основная часть.
Воспитатель:
- Вспомните и назовите, какие животные живут в нашей местности? (Ответы детей: волк, лось, лиса, бобр, заяц, куница, дикий кабан и др.)
Воспитатель:
- Правильно, а если мы отправимся путешествовать по миру и можем заехать даже в Африку, каких животных мы можем встретить по пути?
Ответы детей: Черепаха, слон, жираф, крокодил, верблюд, леопард, зебра и др.
- В Австралии? (Ответы детей: кенгуру, ехидна, коала, муравьед и др.)
- В Антарктиде? (Ответы детей: пингвины, альбатрос, тюлень и др.)
- В Южной Америке? (Ответы детей: обезьяна, ленивец, колибри, очковый медведь и др.)
- Множество животных заселяют нашу планету.
Воспитатель:
- Ребята, а кто знает, какие животные живут в воде?
Ответы детей: Дельфин, кит….
Воспитатель:
- Правильно, а если мы гуляем по лесу, каких зверей мы можем встретить?
Ответы детей: Лису, волка, ежа…
Воспитатель:
- Правильно, а если мы гуляем на улице, во дворе, каких животных мы можем увидеть?
Ответы детей: козлёнка, телёнка, барашка…
Воспитатель:
- Давайте мы с вами представим, что мы приехали отдохнуть на море и вместе «прогуляемся» к морю! Станем в круг.
Физкультминутка «Прогулка к морю».
К морю быстро мы спустились, (ходьба на месте)
Наклонились и умылись (наклоны вперед)
Раз, два, три, четыре, вот как славно освежились (хлопки в ладоши)
А теперь поплыли дружно, делать так руками нужно (круговые движения руками)
Вместе раз, это – брасс; одной, другой – это кроль (дети «плавают»)
Все как один - плывем, как дельфин.
Вышли на берег крутой (прыжки на месте)
И отправились домой (ходьба на месте)
Воспитатель:
- Молодцы! Как хорошо мы «поплавали» и отдохнули! Присаживайтесь на места!
- Дети, отгадайте загадки:
Настоящий он циркач —
Носом отбивает мяч.
Знают и француз, и финн:
Любит поиграть… (дельфин)
В тени под деревом лежит
И двор и сад наш сторожит.
Не то что настоящий вор –
Прохожий не зайдет во двор.
А нас он любит, признаёт,
Учтиво лапу подаёт…(собака)
- Ребята, как вы думаете, кого мы будем делать из конструктора Лего.
Ответы детей: Дельфина, волка, лису, зайца, собаку, козлёнка, черепаху и т.д.
- Сегодня мы будем строить из Лего – конструктора различных животных, живущих не только в воде, но и обитающих на суше.
(Приложение – лист с изображением животных выполненных из «ЛЕГО -конструктора»).
Воспитатель:
- Посмотрите кто изображен на картинках?
Ответы детей: Дельфин, жираф, черепашка, собака, кит, свинка, еж.
Воспитатель:
- Давайте рассмотрим наших животных и морских и сухопутных. Скажите, из каких основных частей состоит их тело? Какой формы эти части?
Ответы детей: У кита - голова, соединенная с телом, плавники (грудной и спинной, спинной плавник больше, чем грудные.) Плавники и хвост имеют форму треугольника. У Собаки тело округлое, вытянутое, имеет форму овала, голова – круг, уши - треугольник, четыре лапы вертикальные палочки и хвост.
Воспитатель: - Кто может сказать о размерах этих частей?
Ответы детей: Голова меньше, чем туловище; лапы меньше головы; хвостики, плавники маленького размера.
Воспитатель: - Какие детали конструктора нам понадобятся для того, чтобы сделать наших животных?
(Приложение – листы «Образец и схема постройки различных животных»)
Ответы детей: Крупные кирпичики (с 12-ю кнопочками), средние (с 8-ю кнопочками), маленькие (с 4-мя кнопочками), кубики, пластины, цилиндры, конусы, скошенные кирпичи, клювики.
Воспитатель: - Правильно!
- Туловище самое большое по отношению к другим частям тела, оно состоит из крупных деталей (кирпичиков с 12-ю кнопочками), (показать детали конструктора).
- Если вы делаете дельфина, то тело будет одного цвета, с добавлением для симметричности маленьких кирпичиков (с 4-мя кнопочками), цилиндры (показать) для того, чтобы получилась округлая форма тела - сплющенная и обтекаемая.
- Хвост у дельфина большой и раздвоенный; его мы делаем из средних кирпичиков (с 8-ю кнопочками) (показать, если собачку, то её хвост состоит из маленьких кирпичиков (с 4-мя кнопочками) и скошенных кирпичиков.
- Так как обитатели воды и суши привыкли к растительности, то мы сделаем травку и водоросли, как вы думаете, из каких деталей конструктора их можно сделать?
Ответы детей: Их можно сделать из мелких деталей конструктора.
Воспитатель:
- Вы правы! Растительность мы будем делать из мелких деталей, а основание - из большой детали конструктора (с 12-ю или 8-ю кнопочками).
Воспитатель: - А сейчас, перед началом работы, мы немного разогреем наши руки.
Пальчиковая гимнастика для рук «Животные».
Повстречались два котёнка:
Мяу-мяу!
Два щенка: гав-гав!
Два жеребёнка: иго-го!
Два тигрёнка: р-р-р!
Два быка: му-у!
Посмотри, какие рога!
На каждую строчку соединять поочерёдно пальцы правой и левой рук, начиная с мизинца. Показать «рога», вытянув указательные пальцы и мизинцы.
Воспитатель: - А теперь, после того как ручки мы разогрели, давайте поработаем!
Практическая часть.
(Дети выполняют работу, опираясь на образец, схемы и собственный опыт).
- Те, кто выполнил свои постройки, могут помочь остальным.
III. Заключительная часть.
Воспитатель: - Все задания выполнены, приступаем к выставке наших работ.
- Посмотрите ребята, какие красивые животные у нас получились, вам понравилась наша игра?
Что больше всего?
Что нового узнали?
Чему научились?
Какой материал мы использовали для поделок?
Скажите, что мы сегодня конструировали?
А какие трудности испытали в работе с конструктором?
Ответы детей: - Мы конструировали животных, водоросли, травку; узнали об особенностях строения тела водных и сухопутных животных.
Воспитатель: - Вы все молодцы! Наша игра подошла к концу. Спасибо за хорошую и дружную работу, за правильные и полные ответы.
- Ребята, когда я шла к вам, мне по дороге повстречалась белочка, она узнала, что вы будете делать разных животных, и попросила, если дети справятся с заданием, то наградить их орешками, она их для вас передала (угостить детей).
Рефлексия.
Воспитатель:
- Дети, сейчас вы подойдёте к столу, возьмёте солнышко и приклеите на магнитной доске на небо, если вам наше занятие понравилось и тучки, если занятие не понравилось.
Используемая литература:
Комарова Л.Г. Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). – М.: «ЛИНКА-ПРЕСС», 2004 г.
Ресурсы интернета:
https://mamamozhetvse.ru/zagadki-pro-morskix-obitatelej.html
https://ihappymama.ru/iq/zagadki/zagadki-pro-sobak-s-otvetami/
3.Ишмакова М. С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС: пособие для педагогов / М. С. Ишмакова; Всерос. уч.- метод. центр образоват. робототехники. – М: Изд.-полиграф. Центр «Маска», 2018г.
4.Куцакова Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду: Программа и конспекты занятий. 2-е изд., дополн. и перераб. – М,: ТЦ Сфера, 2018г.
5.Конструирование из строительного материала. Л.В.Куцакова.-М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2018г.
Самоанализ: занятие по конструированию (с использованием конструктора – Лего) в старшей группе на тему: «Животные, живущие на суше и в воде» проведено с учётом интеграции образовательных областей.
Поставленные цель: развивать умения и навыки в конструктивной деятельности при создании различных моделей (животных) по схемам, по словесной инструкции воспитателя, по собственному замыслу.
Задачи:
Образовательные:
- формировать умение строить по предложенным схемам, инструкциям, учитывая способы крепления деталей; передавать особенности предметов средствами конструктора Лего;
- закрепить представление о строительных деталях, их свойствах; создавая собственную модель, определять назначение частей предметов, их пространственное расположение; выбирать правильную последовательность действий, сочетание форм, цветов, пропорций; закреплять математические знания о счете, форме, пропорции, симметрии.
Развивающие:
- сформировать у детей устойчивый интерес к конструктивной деятельности; желание экспериментировать, творить, изобретать;
- развивать внимание, способность сосредоточиться, память, логическое мышление; мелкие мышцы кистей рук (моторику);
- развивать умение анализировать, выделяя характерные особенности предмета, функциональные части; устанавливать связь между их назначением и строением; продолжать учить правильно и быстро ориентироваться в пространстве.
Воспитательные:
воспитывать проявление дружелюбного отношения друг к другу в работе единой команды, взаимовыручку соответствуют возрастным и индивидуальным возможностям и особенностям детей.
Предварительная работа была проведена в полном объеме. Структура и форма ООД, подготовка к занятию осуществлялась в соответствии с задачами основной образовательной программы, соответствующими данному возрасту детей. Для реализации каждой задачи были подобраны приемы, в интересной и занимательной форме .
На каждый момент занятия были наглядные пособия, которые стимулировали и активизировали детей к мыслительной деятельности. Пособия достаточного размера, эстетически оформлены. Их размещение и использование было рациональным, продуманным в учебном пространстве и в занятии. На занятии использовалась «Презентация», которая усиливала эмоциональное восприятие. Организационный прием проведён в стихотворной форме, с использованием наглядного предмета – глобуса, и был направлен на развитие коммуникативных качеств, установлению дружеских взаимоотношений как внутри детского коллектива, так между воспитателем и детьми. Занятие динамичное, оно включает приёмы, которые предусматривают быструю смену деятельности. Беседа - стоя, просмотр презентации – сидя на ковре, физминутка – стоя в кругу, гимнастика для развития мелкой моторики рук–сидя на стульчиках, работа с конструктором по выбору детей – сидя, за столами, стоя возле стола. Быстрая сменяемость приемов и смена поз в течение занятия позволили избежать утомляемости детей.
Все моменты занятия логичны и последовательны, подчинены одной теме. Занятие было интегрированное. Приемы на занятии носили игровой характер, были основаны на игровых обучающих ситуациях. Наряду с игровыми методами и приемами, при проведении данного занятия я использовала наглядно-образный метод и словесный метод, для того, чтобы дети не только наглядно смотрели на игрушки - животных, но и могли описать их и метод изготовления.
Использование схем, моделей, инструкций помогло в интересной игровой форме реализовать основную обучающую задачу. Моя роль сводилась к обучению давать развернутые ответы. Это помогло добиться оптимального результата. В каждом моменте занятия старалась направлять детей на поиск решений проблемы, помогала приобрести новый опыт, активизировать самостоятельность и поддерживать положительный эмоциональный настрой. Детей подбадривала, хвалила, чтобы закрепить у них ситуацию успеха.
Во время занятия старалась общаться с детьми на одном уровне, старалась поддерживать у детей интерес к занятию на протяжении всего времени.
Итог занятия был организован в виде выставки, с помощью вопросов подвела итог ООД. В виде игровой ситуации «Встреча с лисичкой» организовала поощрение, похвалу, проверила качество усвоения материала. В ходе рефлексии выяснила, что занятие детям всем понравилось.
Я считаю, что все поставленные мною программные задачи в течение занятия были решены, цель достигнута.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое Пособие для инструкторов по плаванию в ДОУ «Играем везде – на суше и в воде»
Игра – сознательная деятельность, в которой проявляется и развивается умение анализировать и делать правильные выводы. Элементарные двигательные навыки, приобретаемые играющими, не только сравни...
Узнай и покажи животных, живущих в лесу (на основе русской народной сказки «Колобок»).
Знакомство с лесным зверьком – ёж.Закрепление знаний детей о лесных животных (заяц, волк, медведь, лиса).Формирование навыков детей узнавать и показывать диких животных.Формирование навыков слышать и ...
Конспект занятия НОД конструирование (с использованием конструктора Lego), старшая группа. Тема "Животные живущие в воде и на суше"
Учить строить по предложенным схемам, инструкциям, учитывая способы крепления деталей; передавать особенности предметов средствами конструктора LEGO...
Игры для занятий по плаванию на воде и на суше. «Играем везде – на суше и в воде»
Игры для занятий по плаванию....
Картотека разминок на суше и в воде С элементами синхронного плавания
Картотека разминок на суше и в воде С элементами синхронного плавания...
Конспект организованной образовательной деятельности по легоконструировнию в старшей группе на тему: «Животные, обитающие на суше и в воде»
Конспект организованной образовательной деятельности по легоконструировнию в старшей группе на тему: «Животные, обитающие на суше и в воде»...
ООД по познавательно-речевому развитию на тему: «Животные, живущие на суше и в воде»
открытое занятие в ДО...