Система работы по развитию мелкой моторики рук у детей раннего возраста
учебно-методическое пособие по конструированию, ручному труду (младшая группа)
«Что такое мелкая моторика
и почему ее так важно развивать».
Как часто мы слышим выражение «мелкая моторика». Что же такое мелкая моторика?
Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий человека, направленных на выполнение точных мелких движений кистями и пальцами рук и ног.
К области мелкой моторики относится много разнообразных движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека. Значение мелкой моторики очень велико! Она напрямую связана с полноценным развитием речи. Почему? Наш мозг устроен так, что за определенные операции отвечают отдельные центры. Центры мозга, отвечающие за моторику и речь, находятся рядом и тесно взаимодействуют друг с другом. Развивая мелкую моторику руки, мы активизируем эти отделы мозга и соседние. А соседние, как раз, и отвечают за развитие речи. Таким образом, развитие речи и развитие мелкой моторики руки взаимозависимы. Связь пальцевой моторики и речевой функции была подтверждена исследователями Института физиологии детей и подростков. Мелкая моторика рук отвечает не только за речь, но и взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, координация в пространстве, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики (у него подвижные и ловкие пальчики, говорить научится без особого труда, речь будет развиваться правильно. Он умеет логически рассуждать, у него развиты память, внимание, связная речь. Дошкольник с низким уровнем развития моторики быстро утомляется. Его внимание быстро рассеивается, появляется чувство тревоги. Ему трудно выполнить задания, связанные с письмом, например, обвести какую – либо фигуру. В дальнейшем это может привести к отставанию в учебе. Поэтому правильное и методическое развитие движений пальцев и кисти рук, стимулирует речевое развитие ребенка в общем и благоприятно влияет на исправление речевых дефектов в частности.
Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыках самообслуживания: застёгивать и расстёгивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д. И, конечно в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.
Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий: одеваться, держать ложку, карандаш, рисовать и писать, завязывать шнурки, застегивать пуговицы.
Какие же упражнения помогут ребенку усовершенствовать свои навыки?
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2023/12/14/4f031130fe3066ea69f7a9d9aaedc50b.jpeg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2023/12/14/7c434c60ba359393ea57520d9a02ede4.jpeg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2023/12/14/e9fbb6e65a1222574ca9be838c9734f6.jpeg)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/26/picture-331923-1580036831.jpg)
Консультация "Система работы в развитии мелкой моторики руки для детей дошкольного возраста с использованием здоровье - сберегающих технологий."
Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста, через разные виды деятельности...
Система работы по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста.
Система работы по развитию мелкой моторики руку детей дошкольного возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2022/02/02/picture-1383310-1643814975.jpg)
Система работы по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста
Актуальность данной темы заключается в том, что развитие моторики у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую деятельнос...
![](/sites/default/files/pictures/2021/09/24/picture-1349018-1632486433.jpg)
Система работы в развитии мелкой моторики руки для детей дошкольного возраста с использованием здоровьесберегающих технологий
В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От т...
Консультация для родителей: "Система работы в развитии мелкой моторики руки для детей дошкольного возраста с использованием здоровьесберегающих технологий"
Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста, через разные виды деятельности...
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/11/picture-1399111-1673432154.jpg)
Система работы по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста
Актуальность темы: «Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста» Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/06/picture-58919-1478415108.jpg)
«Система работы по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»
Актуальность данной темы заключается в том, что развитие моторики у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую деятельнос...