Обучение дошкольников конструированию
статья по конструированию, ручному труду
Обучение дошкольников конструированию
Особенности руководства и организации в разных возрастных группах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_kolesova_1.docx | 109.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Обучение дошкольников конструированию
Особенности руководства и организации в разных возрастных группах
Организация работы по конструированию и ручному труду с детьми дошкольного возраста.
Конструирование и ручной труд – это особые формы детской деятельности. Интерес к ним у детей существенно зависит от того, насколько условия и организация труда позволяют удовлетворить основные потребности ребёнка данного возраста.
Изготовление игрушек в большей степени, чем другие виды труда, прокладывает первые пути к политехническому образованию.
В этом труде дошкольники уточняют свои представления об окружающих предметах, делают первые шаги в увлекательный мир техники, что имеет немаловажное значение для их последующего развития.
Ручной труд развивает конструктивные способности детей, полезные практические навыки и ориентировки, формирует интерес к работе, готовность взяться за неё, справиться с ней, умение оценить свои возможности стремление выполнить работу как можно лучше (прочнее, устойчивее, изящнее, аккуратнее). В процессе труда дети знакомятся с простейшими техническими приспособлениями, осваивают навыки работы с некоторыми инструментами, учатся бережно относиться к материалам, предметам труда, орудиям.
На развитие творческих способностей детей по конструирования и ручному труду большое влияние оказывает использование игровых приёмов.
На занятиях по конструированию игровая мотивация открывает перспективу на интересную игру, провоцирует детей к созданию игровой обстановки. Например, занятие на тему “Город мастеров” начинается с рассказа о сказочном городе, который предлагают построить детям. В дальнейшем все происходящее в городе события требуют от детей создания разного рода построек. Так, благодаря заданной игровой мотивации происходит и непосредственное объединение детей для игры.
Создание игровой мотивации на занятиях по ручному труду осуществляется иначе. Вначале создаётся ситуация необходимости создания той или иной поделки. Например, можно рассказать, что в затаённом уголке группы хотят поселиться маленькие человечки. Ребята получают от них письма и посылки с просьбой что-то сделать. Просьба человечков и становятся заданием на занятии. Занятия, целиком построенные на игровых методах и приёмах, обязательно перерастают в увлекательную игру, приносят детям много радости и позволяют более плодотворно внедрять обучающие элементы.
Первая младшая группа
При работе с детьми третьего года жизни по конструированию выделяется четыре основные задачи:
1.Вызвать у детей интерес к конструированию из различных видов конструктивного материала.
2. Способствовать развитию у детей целенаправленного конструирования.
3.Побуждать детей к практическому использованию выполненных ими построек.
4.Знакомить детей с простейшими способами конструирования (накладывать одну деталь на другую, приставлять детали друг к другу, обстраивать предмет).
Задача способствовать становлению у детей целенаправленного конструирования довольно сложна. Целенаправленно конструировать – это значит ещё до начала работы знать, какой результат нужно получить в конце.
Но ввиду психологических особенностей детей данного возраста формирование у них целенаправленности в конструировании не требует точного соответствия, созданного задуманному, оно только формируется к трём годам.
Ведущими, главными в обучении конструктивной деятельности являются наглядные методы.
Среди наглядных методов и приемов выделяют следующие: наблюдение, рассматривание предмета (обследование), образец, показ способов действия. Прием показа способов действия – один из важнейших в обучении, так как у маленьких детей еще нет опыта изображения. Пояснение часто сочетается с наблюдением, показом способов и приемов выполнения работы (совет, напоминание, поощрение). Из практических методов и приемов используются упражнения, в первую очередь игровые.
Для развития конструктивных навыков у детей целесообразно использовать различные игрушки, которые помогают детям хорошо ориентироваться на высоту и другие размеры постройки. Например: ребёнок ставит зайчика, и как бы вокруг него строит домик, обстраивая его строительными деталями со всех сторон. Делая крышу, ребёнок замечает, что заячьи ушки мешают – значит, нужно увеличить высоту стен.
Задача воспитателя, показывая способы конструирования обязательно называть строительные детали: кубик, кирпичик, столбик (цилиндр), но не требовать от детей называть их.
Главное, чтобы они умели отыскать нужные детали среди других.
Для плодотворной работы в данном направлении необходимы разнообразные материалы, расширяющие диапазон способов, которыми может овладеть ребёнок. Следует использовать все виды “Строителя”, мягкие модули, коробки большие и маленькие и т.д. Очень нужны для конструирования различные по форме и величине пластины, бросовый материал (чурбачки, брусочки с просверленными дырочками из натурального дерева), всевозможные виды конструкторов (кроме металлического). Всё это полезно для ориентировочно – исследовательской деятельности, дают работу голове и рукам, позволяют много экспериментировать.
Вторая младшая группа.
Конструктивная деятельность и ручной труд детей 3-4 лет представляет собой особую форму собственно детской деятельности.
Отсюда и задачи педагогической работы с детьми младшего дошкольного возраста:
1.Способствовать освоению, детьми пространственных отношений между предметами и некоторых физических закономерностей, познанию свойств материалов.
2.Сформировать у детей практические навыки работы с материалами и инструментами.
3.Заложить созидательное отношение к окружающему миру.
Работа с детьми по конструктивной деятельности осуществляется по двум направлениям:
– создание условий для самостоятельных практических действий детей;
– проведение специально организованного обучения.
Для того чтобы проводимая работа по этим направлениям была более успешной необходимо использовать различный материал.
Для конструирования основным материалом является строительные наборы с деталями разных форм и размеров, конструкторы с разными способами крепления деталей.
Дети четвёртого года жизни предпочитают строить поодиночке. Поэтому строительному материалу необходимо выделить в группе свободное пространство. Конструкторы чрезвычайно полезны для детей данного возраста, так как развивают интеллектуально и развивают мелкую моторику.
Для совместной деятельности по ручному труду рекомендуется использовать следующие материалы: бумагу разных видов, вату, поролон, текстильные материалы (верёвочки, ленточки), природный материал, клей; инструменты: ножницы, кисть.
В самостоятельное использование эти материалы можно предоставлять лишь после того, как дети научатся работать с ними и мастерить поделки в совместной с воспитателем.
Необходимым условием самостоятельной работы детей в конструктивной деятельности является не только наличие различных материалов, но и демонстрация им простых и доступных для воспроизведения образцов, сделанных взрослым.
Образцы, предлагаемые взрослым, могут быть разными:
– очень простыми, такими, которые ребенок может легко воспроизвести;
– более сложными, опережающими его возможности.
Во второй младшей группе обучение конструированию проходит по следующим направлениям:
– обучение детей некоторым обобщенным принципам создания построек;
– обучение конструированию из строительного материала и конструкторов с соблюдением определенных, заранее заданных условий;
– обучение конструированию по простейшим рисункам и схемам;
– обучение некоторым простейшим способам работы с материалами и инструментами;
Совместная продуктивная деятельность в данной возрастной группе можно организовывать как с подгруппой, так и индивидуально, но обязательно с учётом желаний детей, т.е. необходимо подбирать содержание, интересное всем детям.
Средняя группа
На пятом году у детей совершенствуются способы работы с различными материалами и инструментами. Детям становится доступным выполнение более сложных практических задач, использование новых материалов и инструментов, овладение некоторыми обобщенными способами работы; в частности, воспроизведением простейших образцов, изображённых на рисунке.
У детей данного возраста чётко выражена направленность на получение качественного результата. Ребёнок может оценить результат своего труда, соотнести с образцом, заметить недостатки, усовершенствовать. Только красивая, аккуратно сделанная игрушка удовлетворяет ребёнка.
Особенности психического развития ребёнка на пятом году жизни позволяют определить задачи педагогической работы:
Формировать психические предпосылки трудовой деятельности. В продуктивной практической и конструктивной деятельности способствовать появлению элементов сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Совершенствовать способность воспроизводить простейшие образцы поделок и построек (работа по рисунку).
В программе реализация поставленных задач предлагается по трём направлениям:
1) Изготовление индивидуальных игрушек, обеспечивающих детям возможность в течение длительного времени заниматься с ними;
2) Изготовление различных игрушек эпизодически, индивидуально или совместно со взрослыми;
3) Обучение работе по образцу (картинке, рисунку) с различными конструктивными материалами.
Совместная деятельность педагога и детей представлена разнообразной работой, направленной на закрепление пройденного материала, отделку и доработку игрушки, совершенствование способов работы с различными материалами и инструментами. В работе педагога главное, чтобы учитывались интересы мальчиков и девочек, их потребности и желания, а также уровень их умений и навыков.
Игрушки и поделки можно изготавливать из следующих материалов:
Из бумаги создавать объемные фигуры: делить квадратный лист на несколько равных частей, сглаживать сгибы, надрезать по сгибам (домик, корзинка, кубик).
Делать игрушки для сюжетно-ролевых игр (флажки, сумочки, шапочки, салфетки и др.); сувениры для родителей, сотрудников детского сада; украшения на елку.
Из бумаги: техника оригами сгибать лист вчетверо в разных направлениях; работать по готовой выкройке (шапочка, лодочка, домик, кошелек).
Из природного материала (шишки, ветки, ягоды) делать игрушки, сувениры из других материалов (катушки, проволока в цветной обмотке, пустые коробки и др.), прочно соединяя части.
Готовые формы (цилиндры, конусы и различные предметы бросового материала: банки, пакеты, крышки, коробки и т.д.);
Текстильные материалы (лоскутки тканей, шнур, верёвка, сутаж);
Работу по обучению детей конструированию по рисунку можно организовать как с подгруппой, так и индивидуально, но обязательно с учётом желаний детей. Чтобы работа была успешной, необходимо учитывать определенные требования, предъявляемые к рисункам для конструирования:
– образцы должны быть расчлененными, т. е. каждая деталь постройки должна хорошо просматриваться и легко выделяться на рисунке;
– первые образцы должны быть легкими для воспроизведения. это необходимо для появления у ребенка интереса к работе;
– усложнение в образцах должно нарастать понемногу и постепенно, чтобы ребенок не испытывал страха, разочарования, опасения, что снижает интерес к данной деятельности;
– предлагаемые детям для воспроизведения образцы должны соответствовать их интересам (робот и машина из конструктора — для мальчиков, мебель, карета, дворец — для девочек и т. п.).
Наиболее целесообразно использовать для этого мелкий и средний по размерам строительный материал, и различные конструкторы, готовые объёмные формы, и т.д. Постепенно разнообразные образцы можно использовать в самостоятельной практической работе детей.
Старший дошкольный возраст
В старшем дошкольном возрасте у детей сохраняется устойчивый интерес к продуктивным видам деятельности.
Изменения, произошедшие в общем психическом развитии, возросшие возможности детей, а также интерес к продуктивной деятельности и желание заниматься ими позволяют решать следующие задачи:
1.Формирование предпосылок трудовой деятельности;
2.Привлечение детей к выполнению общего дела, к участию в решении коллективных задач;
3.Совершенствование у детей обобщённых способов работы (воспроизведение образцов);
4.Готовить руку ребёнка к письму и развивать мелкую моторику.
Организуя продуктивную и конструктивную деятельность детей, воспитатель должен побуждать их создавать поделки, длительное время обустраивая жизнь игровых и вымышленных персонажей (сделать для листовичков- дом, слепить для них мебель, посуду и т. п.), показывать детям способы получения обобщенного продукта, который они могут по-своему желанию “превращать” в разные предметы или использовать в качестве средства украшения. Педагог может помогать детям украшать их изделия, используя широкий ассортимент средств выразительности, создавать ситуации совместной продуктивной деятельности по конструированию и рукоделию, позволяющей получать интересный для детей коллективный продукт.
В конструктивной деятельности и ручного труда необходимо создать условия, которые способствую творческому развитию детей.
Наличие в распоряжении детей необходимых материалов для конструирования и рукоделия.
Обеспечение возможности для свободного и доступного пользования материалами.
Наличие образцов различных поделок и конструкций.
С детьми этого возраста возможны многие виды работ: бумажная пластика, изготовление игрушек, вязание крючком, моделирование конструкций, вышивание, техника изонить, работа с природным материалом, с бумагой, плетение, составление букетов, макраме, работа с солёным тестом, с крупами, с тканью.
Работа с бумагой и картоном
Складывать бумагу прямоугольной, квадратной, круглой формы в разных направлениях (пилотка); использовать разную по фактуре бумагу, делать разметку с помощью шаблона; создавать игрушки- забавы (мишка-физкультурник, клюющий петушок и др.).
Создавать предметы из полосок цветной бумаги (коврик, дорожка, закладка), подбирать цвета и их оттенки при изготовлении игрушек, сувениров, деталей костюмов и украшений к праздникам.
Создавать разнообразные объемные игрушки в технике оригами.
Работа с тканью: вдевать нитку в иголку, завязывать узелок; пришивать пуговицу, вешалку; шить простейшие изделия (мешочек для семян, фартучек для кукол, игольница) швом «вперед иголку», делать аппликацию, используя кусочки ткани разнообразной фактуры (шелк для бабочки, байка для зайчика и т. д.), наносить контур с помощью мелка и вырезать в соответствии с задуманным сюжетом.
Работа с природным материалом: создавать фигуры людей, животных, птиц из желудей, шишек, косточек, травы, веток, корней и других материалов, передавать выразительность образа, создавать общие композиции («Лесная поляна», «Сказочные герои»).
Изобразительные материалы, коробки с бросовым материалом, клей и т.п. должны всегда находиться в доступном месте – эти стационарные условия побуждают детей к активной продуктивной деятельности: они с удовольствием конструируют, вышивают, плетут и т. д. Маленькие размеры изделия вынуждают ребенка к кропотливой работе, делают движения более точными, тренируют мелкую мускулатуру рук. И такая работа не возникает сама по себе, она требует специального руководства.
Необходимым условием для самостоятельной работы детей является наличие различных образцов игрушек и поделок (рисунки, схемы, чертежи и др.), подобранных взрослым. Это позволяет ребенку видеть возможности использования разных материалов, заимствовать новые идеи, знакомиться с вариантами применения известных ему приемов и способов работы, цветовых решений, конструкций.
Иногда в ходе самостоятельной детской работы возникает необходимость в индивидуальном или подгрупповом обучении различным видам конструктивной деятельности и рукоделия. Инициатива чаще исходит от детей, которые просят помочь, показать, научить, как выполнить задуманное. Так возникают условия для полезного и интересного общения между взрослым и одним ребенком или группой детей.
Важно включать в конструктивную деятельность детей старшего дошкольного возраста различные задания, способствующие интеллектуальному развитию детей. Это конструирование по картинкам и схемам из конструкторов и строительных материалов по расчлененным и нерасчлененным образцам, работа с разнообразными плоскостными мозаиками и играми типа “Танграм”, преобразование поверхности листа бумаги и объемных форм их бумаги.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение дошкольников конструированию в технике «Оригами»
Искусство оригами известно с давних времён. «Оригами» в переводе с японского - «ори» - бумага, «ками»- складывать. Значение оригами для развития ребёнка. Базовые формы оригами и их использование в раз...
Презентация по методике обучения дошкольников конструированию из бумаги в технике оригами.
Методика обучения дошкольников конструированию из бумаги в технике оригами....
консультация для педагогов «Основные формы организации обучения дошкольников конструированию»
консультация для педагогов...
Консультация "ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ КОНСТРУИРОВАНИЮ"
опыт работы по обучению дошкольников конструированию...
Консультация для педагогов «Приемы обучения дошкольников конструированию»
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"18087126","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"388","width":"480"}}]]Консультация для педагогов...
Статья Роль игры при обучении дошкольников. Конструирование
Статья Роль игры при обучении дошкольников. Конструирование...
Сообщение «Основные особенности форм организации обучения дошкольников конструированию и робототехнике»
Сообщение для воспитателей...