консультация для родителей по конструированию
консультация (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Консультация
для родителей
Организация строительных игр
во второй младшей группе
Подготовил: воспитатель Магомедова Э.Р
Р.п Дрожжино
Игра - высшая форма исследования.
Альберт Эйнштейн
Одной из основных особенностей строительно-конструктивной игры является то, что в её основе лежат конструктивные умения и способности.
Строительно-конструктивные игры относятся к группе творческих игр.
Особенностью игр со строительными материалами является то, что для усвоения конструктивных умений необходимо специальное обучение на занятиях. Без последовательного формирования конструктивных умений игры остаются на уровне манипуляций.
Взаимосвязь конструирования и игры:
Важно учитывать взаимосвязь игр со строительными материалами с сюжетно-ролевыми, театрализованными, подвижными, дидактическими.
Ранний возраст: конструирование слито с игрой.
Младший дошкольный возраст: строительство часто возникает в процессе сюжетно-ролевой игры и вызывается ею. (Например, дети задумали играть в моряков, поэтому возникла необходимость строить корабль.)
Старший дошкольный возраст: строительная игра может возникнуть и как самостоятельная, и уже на её основе развивается та или иная игра. (Например, дети строят театр, а потом играют в артистов.)
Творческий характер игры определяет:
- наличие игрового замысла,
- его свободное развитие,
- вариативность решения созидательной задачи,
- интерес детей к процессу деятельности,
- наличие воображаемой ситуации.
Между строительно-конструктивными и сюжетно-ролевыми играми есть существенные различия:
- в сюжетно-ролевой игре отражаются, прежде всего, разнообразные явления и осваиваются взаимоотношения между людьми;
- в строительно-конструктивной игре основным является конструктивное творчество.
Освоение конструктивных особенностей материала наталкивает детей на создание новых предметов, изменение их свойств: положил кирпичик на широкую грань – можно строить дорожку, скамейку, поставил этот же кирпичик на узкую короткую грань – можно строить высокий забор и т. д.
Возможность выполнить постройку на одну и ту же тему разными способами активизирует воображение. Заимствование образцов из окружающей жизни требует умений выделять главное, отвлекаться от частностей, принимать условность собственного созидания (использовать в качестве колонны цилиндр, заменять треугольной призмой крышу и т. п.).
В теории и практике дошкольного воспитания сложилось несколько видов и форм конструирования, которым должны овладеть дети:
Виды детского конструирования:
1) Из строительного материала.
2) Из бумаги.
3) Из природного материала.
4) Из бросового материала.
5) Из деталей конструкторов.
6) Из крупно - габаритных модулей.
Формы организации обучения конструированию:
1) Конструирование по образцу.
2) Конструирование по теме (подводит ребёнка к творческому воплощению поставленной задачи, но пределы её ограничены темой).
3) Конструирование по замыслу (сложный вид конструирования, в котором ребёнок решает все задачи самостоятельно).
4) Конструирование по условиям (в предложении выполнить постройку задаются определённые параметры (вид строительного материала, цвет, размер, количество), исходя из которых ребёнок должен самостоятельно выполнить постройку).
5) Конструирование по модели (вид конструирования, разработанный А. Р. Лурия) – ребёнок сначала анализирует модель, выделяет основные части, потом подбирает те формы, которые нужны для воссоздания темы.
6) Конструирование по чертежам и схемам.
Таким образом, в основе строительно-конструктивной игры лежит деятельность, в которой дети отражают окружающую жизнь в разнообразных постройках с помощью различных материалов и игровых действий с ними.
Воспитательное и развивающее влияние
строительно-конструктивных игр на ребёнка
Строительно-конструктивные игры способствуют развитию у ребёнка:
- творчества,
- конструктивного мышления,
- пространственного воображения,
- фантазии,
- создавать различные модели,
- знаний цвета, величины, формы.
В замысле, содержании строительных игр заключена та или иная умственная задача, решение которой требует предварительного обдумывания: что сделать, какой нужен материал, в какой последовательности должно идти строительство.
В процессе строительно-конструктивных игр взрослый учит детей наблюдать, различать, сравнивать, запоминать и воспроизводить приёмы строительства, сосредотачивать внимание на последовательности действий. Дети усваивают схему изготовления постройки, учатся планировать работу, представляя её в целом, осуществляют анализ и синтез постройки.
Строительные игры способствуют формированию положительных взаимоотношений между сверстниками. Строительно-конструктивные игры носят групповой или коллективный характер и поэтому способствуют развитию взаимопонимания, учат внимательно относиться к другим детям, общаться со сверстниками и взрослыми. Кроме того, у детей заметно развивается интерес к технике, умения доводить начатое дело до конца; видеть результат коллективного труда, его пользу.
Строительно-конструктивные игры – это возможность овладеть точным словарём (обогащается речь), выражающим названия геометрических тел, пространственных отношений: высоко - низко, направо - налево, вверх - вниз, длинный - короткий и т. п.
В строительно-конструктивных играх проявляется разнообразная двигательная активность ребенка, развивается координация движений. Особое значение имеет развитие мелких мышц руки, глазомера. Сооружая постройки из крупных деталей, дети прилагают доступные им физические усилия, проявляют выдержку и выносливость.
Таким образом, строительно-конструктивные игры значительно влияют на развитие ребёнка-дошкольника.
Условия для игр со строительными материалами
Для строительно-конструктивных игр должны быть созданы специальные условия: наличие необходимого строительного материала.
Различаются следующие виды строительного материала:
- природный (песок, снег);
- подсобный (доски, ящики, коробки и др.);
- специально созданный (напольный, настольный строительный материал, наборы типа «Лего»; мозаика:
- геометрическая,
- круговая,
- мелкая
Необходимо обеспечить время в режиме дня и место для данных игр.
Материал должен быть разнообразным, привлекательно оформленным, устойчивым, соответствовать возрасту детей.
- Мелкий строительный материал и конструкторы лучше хранить в шкафу или на стеллаже доступно для детей.
- Крупный строительный материал располагается вдали от столов, т. к. строительные игры требуют большего пространства, так как дети часто объединяются в группы по несколько человек, разговаривают, советуются, переносят детали, вносят изменения в постройки.
Обычно для хранения строительного материала отводится постоянное место – строительный уголок. Детали складываются аккуратно, устойчиво, с целью соблюдения техники безопасности. Дети младшего возраста берут материал и укладывают его после игры с помощью взрослого, а старшие дошкольники все это делают самостоятельно.
Детей нужно обязательно познакомить с порядком хранения строительного материала, требовать аккуратного с ним обращения и бережного отношения к постройкам.
Для обыгрывания построек необходимо создавать условия, подобрав мелкие игрушки (машинки, фигурки животных, людей и т. д.).
Важным условием для строительно-конструктивных игр является их тема.
Например:
во второй младшей группе (3-4 года) – ворота, дорожки, грузовая машина, мебель для кукол, домики, башенки, гараж, поезд, загородки для животных, птиц и т. д.;
Руководство строительно-конструктивными играми
со строительным материалом
Дети очень любят строительно-конструктивные игры. Причём эти игры в равной степени увлекают и мальчиков, и девочек. В отечественной дошкольной педагогике ряд исследований были посвящены методике формирования у детей конструктивных умений (Е. А. Флерина, З. В. Лиштван, А. Н. Давидчук, Л. А. Парамонова). Главная идея этой методики заключается в том, чтобы вести ребёнка от подражания действиям взрослого к самостоятельному решению конструктивных задач возрастающей трудности.
Основные умения дети приобретают:
- в процессе обучения на занятиях по конструированию;
- в совместной деятельности со взрослым;
- а затем переносят их, преображая, дополняя и варьируя в самостоятельные строительно-конструктивные игры.
В младших группах дети строят по образцу. Взрослый строит сам в присутствии малышей, вовлекает их затем в обыгрывание постройки (в зоопарке поселяются в клетках разнообразные животные, туда приходят дети с родителями).
.
Руководство строительно-конструктивными играми
с природным материалом
Для строительно-конструктивных игр в дошкольных учреждениях можно использовать природный материал: снег, вода, песок, камешки, шишки, ветки и т. п.
Строительно-конструктивные игры из природного материала развивают у детей творчество, конструктивное мышление, художественный вкус.
Способы чувственного познания, умение выделить свойства и качества предметов развиваются в процессе разнообразной деятельности, прежде всего в игре. Однако без специально организованного обучения игры с природным материалом бывают однообразными и малосодержательными. Природные свойства материалов ребёнок познает чувственным путём.
Дети очень любят игры с песком. Песок – недолговечный строительный материал. Дети с увлечением строят из песка замки, горки, роют каналы, глубокие колодцы и т. д. Но как только песок высыхает – созданные постройки рассыпаются. Поэтому песок в песочницах нужно содержать постоянно во влажном состоянии.
Маленькие дети с удовольствием осваивают приём формовки из песка, используя специальные формочки, совочки, маленькие ведерки, игрушки с подставкой или на палочке, чтобы воткнуть в песок. Взрослый, обогащая сенсорный опыт детей, учит правильно называть признаки и свойства песка.
В зимний период во время прогулки дети с увлечением играют со снегом. Младшие дети разгребают его лопатками, насыпают горки. Самый простой приём – лепка, если снег липкий. Можно вылепить маленькие комочки – снежки, морковку, чтобы накормить зайчика и т. п. В присутствии детей можно слепить снеговика. Потом вместе с детьми сделать ему глаза, рот, уши, волосы из сухих веточек, сучков. Играя, малыши усвоят представления о свойствах снега и способах игры с ним.
Интересно познакомить и с приёмами строительства из утрамбованного снега, собранного в течение длительного времени в одном месте. Это великолепный материал для снежных кирпичей, из которых можно делать разнообразную снежную скульптуру и архитектурные постройки. В дошкольных учреждениях для развлечений детей широко распространены снежные горки, в строительстве которых они принимают активное участие.
Прекрасный материал для строительно-конструктивных игр – камешки, шишки, палочки, листья. Можно учить детей выкладывать узоры из камешков на песке, из листьев. Для узоров может быть дан образец, предложен сюжет. Эти игры очень полезны для развития пространственной ориентировки. Из шишек можно делать различные образы (человечков, зверюшек).
Таким образом, для развития и расширения содержания строительно-конструктивных игр детей дошкольного возраста во всех возрастных группах необходимо осуществлять обучение конструктивным умениям в специально-организованной, в совместной и в самостоятельной деятельностях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Значение конструирования из строительного материала в умственном развитии ребёнка"
Умственное развитие дошкольников осуществляется в игровой деятельности. В специально созданных взрослыми играх заключены разнообразные знания, мыслительные операции, умственные и практические действия...
Консультации для родителей по конструированию
Очень способствуют сенсорному развитию игры-занятия по конструированию.На третьем году жизни конструирование еще весьма примитивное, но его значение увеличивается с каждым днем.Вместе с малышом ...
Консультация для родителей Влияние конструирования и робототехники развитие детей дошкольного возраста
Современные дети дошкольного возраста очень любят играть в разные виды конструктора. Даже самые непоседливые и подвижные ребята могут долгое время что-то собирать, складывать, строить....
Консультации для родителей по конструированию в доу.
Консультации для родителей по конструированию в доу.Игры по конструированию проводятся с ребенком с целью формирования мыслительных процессов и восприятия, обогащения сенсорного опыта (действуя с дета...
Консультация для родителей. ЗНАЧЕНИЕ КОНСТРУИРОВАНИЯ В ГАРМОНИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ.
Консультация для родителей. ЗНАЧЕНИЕ КОНСТРУИРОВАНИЯ В ГАРМОНИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ....
Консультация для родителей по конструированию
В консультации раскрывается значение конструирования для развития дошкольников...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕ "ЗНАЧЕНИЕ КОНСТРУИРОВАНИЯ В ГАРМОНИЧНОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ."
В дошкольной педагогике детское конструирование рассматривается как средство всестороннего развития ребенка. Конструирование — прежде всего важное средство умственного воспитания детей....