Кружок Умелые ручки
рабочая программа по конструированию, ручному труду (старшая группа)

Дружинина Татьяна Николаевна

Дополнительная общеразвивающая программа

«Умелые ручки»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл кружок на 1 месяц Умелые ручки37.4 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное дошкольное учреждение

«Верхнекетский детский сад» Верхнекетского района Томской области

Филиал № 6 МАДОУ «Верхнекетский детский сад»

Дополнительная общеразвивающая программа

«Умелые ручки»

Художественно-эстетической направленности

Возраст учащихся: 4-7 лет

Срок реализации:  1 месяц

                                                                                             

                                                                                        Воспитатели: Дружинина Т.Н.

                                                                                                           

п. Степановка, 2023г.

Пояснительная записка.


            Дошкольный возраст характеризуется возрастающей познавательной активностью, интересом к окружающему миру, стремлением к наблюдению, сравнению, способностью детей осознавать поставленные перед ними цели.
            Изобразительная деятельность с использованием нетрадиционной, художественной техники изобразительного искусства дает возможность для развития творческих способностей дошкольников. Важность данной темы заключается в том, что развитие моторики у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую и умственную деятельность и подготовить ребенка к школе. Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере определяется его сенсорным развитием. Исследования, проведенные психологами, показали, что большая часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в первом классе), связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. В результате возникают искажения в написании букв, построении рисунка, неточности в изготовлении поделок.
           Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления. 
           Программа «Умелые ручки» художественно-эстетической направленности создана на основе методических пособий Аверьяновой А.П. “Изобразительная деятельность в детском саду”, Казаковой Р.Г. “Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники”, Рябко Н.Б. “Занятия по изобразительной деятельности дошкольников. Бумажная пластика”, Швайко Г.С. “Занятия по изобразительной деятельности в детском саду”.
            Новизной и отличительной особенностью программы «Умелые ручки» является развитие у детей творческого и исследовательского характеров, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему.
Необходимость в создании данного направления существует, так как она рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей творческих способностей, фантазии, внимания, логического мышления и усидчивости.
           Цель: Развитие самостоятельности, творчества, индивидуальности детей с использованием нетрадиционных техник; формирование художественного мышления и нравственных черт личности, эмоциональной отзывчивости к прекрасному.

        Задачи программы:

1) образовательные:

 формирование представлений о художественной деятельности;

 ознакомление со способами деятельности;

овладение основами, умениями работы аппликации;

формирование способности к творческому раскрытию, самостоятельности, саморазвитию

овладение умениями применять в дальнейшей жизни полученные знания.

2) развивающие:

развитие интереса к художественному творчеству;

 повышение уровня навыков и умений в мастерстве детей в результате своих работ;

развитие опыта и творческой деятельности в создании новых форм, образцов, поиске новых решений в создании композиций;

развитие способности к личному самоопределению и самореализации в дальнейшей жизни.

3) воспитательные:

 воспитание ответственности при выполнении работ, подготовке к выставкам;

 соблюдение правил соблюдение правил техники безопасности;

 активное участие в выставках;

стремление к поиску, самостоятельности;

понимание необходимости качественного выполнения образа

конструктивное взаимодействие с эстетическим воспитанием, речевым развитием, мелкой моторики, глазомера.


Программа рассчитана на 1 месяц. Занятия проводятся во второй половине дня с группой детей 2 раза в неделю. Длительность занятий составляет 25-30 минут.


Место проведения: помещение группы.



Предполагаемый результат:
1.Дети освоят правила безопасности во время работы.

2. Дети смогут создавать сюжеты и образы и объединять их в коллективные композиции.
3. Освоят технику рисования нетрадиционными способами, разные техники аппликации.
4. У детей выявятся улучшения показателей мелкой моторики пальцев рук, умение ориентироваться на плоскости, и как следствие, улучшение речевой активности.

Программа разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

  1. Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-фз от 29.12.2012);
  2. Концепция развития дополнительного образования детей (утв. распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р);
  3. Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (Приказ Минтруда и соц.защиты РФ от 8.09.2015 № 613н);
  4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
  5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. № 2 «Об утверждении СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
  6. Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении рекомендаций» (вместе Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ);
  7. Письмом Министерства образования Российской Федерации от 14.03.2000г № 65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»;
  8. Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
  9. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Минобрнауки РФ от 09.11.2018 г. N 196)

  1. Календарный учебный график работы

дополнительной образовательной услуги

наименование оказываемой услуги

группа

форма организации

учебный год

учебных недель

количество часов

в неделю

всего

1.

«Умелые ручки»

Средняя, старшая, подготовительная к школе группы

групповая

Начало  

01.06.2023г.

окончание

30.06.2023г.

4

2

8

 «Умелые ручки»

  1. Тематический план по дополнительной образовательной услуге

«Удивительный мир экспериментов»

Месяц

Тема занятия

Количество учебных часов

июнь

«Кактус».  Аппликация накладная.

1

Березка.  Конструирование из бумаги в технике «Оригами»

1

Сова. Аппликация из ниток.

1

Домик. Конструирование из коробок.

1

Волшебная бутылочка. Лепка.

1

«Летняя поляна»- рисование поролоновой губкой. Коллективная работа.

1

Изготовление браслетов из коктейльных трубочек.

1

«Бабочка» из бросового материала.

1

«Черепашка»

Аппликация с использованием чайной заварки.

1

Любимая поделка.

1

Подведение итогов реализации программы

Фотовыставка «Умелые ручки» и показ презентации

7.Методическое обеспечение

№ п/п

Тема

Форма проведения

Программные задачи

Методы и приемы организации

Материал

Дети ОВЗ

ТНР

ЗПР

1

«Кактус».  Аппликация накладная.

групповая

Осваивать новую технику создания многослойных изображений, наклеивая детали друг на друга в убывающем порядке.

Словесное объяснение, показ, практический.

Клей, кисть, бумажная салфетка, цветная бумага, ножницы.

Игра «ветерок» Цель: Умение управлять дыханием Д/и «Сказки»

Цель: развитие у  детей уточнять смысл с помощью прилагательных.

«Состав композицию» Цель: Развитие мелкой моторики и координаций движений.

2

Березка.  Конструирование из бумаги в технике «Оригами»

групповая

Развивать умение из бумажных полос создавать модель, путём накручивания полос в трубочку. Обобщить знания детей о символах России.

Словесное объяснение, показ, игровой.

Фотографииберез, листы белой и зеленой бумаги, черный фломастер, ножницы, клей.

Игра «Собери дерево-березу» с использованием элементов конструктора ЛЕГО.

Цель:  развитие навыков  моделирования деревьев, описание деревьев.

Конструирование Цель: развитие умений складывания или сгибания различными способами.  Составлять композицию.

3

Сова. Аппликация из ниток.

групповая

Развивать художественно-эстетические способности детей в создании композиций из нетрадиционных материалов в виде аппликации из шерстяных ниток.

Словесное объяснение, показ, практический.

Клей, нитки, картон, бумажные салфетки, клеенки.

Игры с цветными шнурками.

Цель: Развитие логического и творческого мышления детей.

Дидактическая игра «Собери бусы» Цель: закреплению цветового спектра, учит выполнению чередования цветов по образцу

4

Домик. Конструирование из коробок.

групповая

Развивать умение делать поделку на основе коробок,  дополнять поделку деталями.

Словесное объяснение, показ, практический, игровой.

Картинки разных домов, коробки из-под молока, сока, цветная бумага, ножницы, клей

Отгадай предмет по названиям его частей

Цель: активизация словаря, закрепление названий знакомых предметов.

- стенки, крыша, окна, труба и т.д.

«Рассмотри внимательно домики» Цель: развитие произвольного внимания.

5

Волшебная бутылочка. Лепка.

групповая

Формировать умения облеплять бутылочку тонким слоем пластилина, украшая ее семенами растений, крупами, крылатками клена

Словесное объяснение, показ, рактический.

Пластилин, пластиковые бутылочки, семена цветов, крупа.

Что изменилось?

Цель: развитие внимания, связной речи, умение описывать предмета.

«Запомни картинки» Цель: развитие зрительной памяти.

6

«Летняя поляна»- рисование поролоновой губкой. Коллективная работа.

групповая

Закрепить навыки  способов рисования поролоновой губкой. Учить располагать рисунок на листе. Воспитывать любовь к природе.

Словесное объяснение, показ, практический.

Ватман, краски, шаблоны поролоновых губок, бумажные салфетки, непроливашки с водой, кисти, ватные палочки.

Ласковые слова

Цель: активизация ласкательных существительных по теме насекомые.

Д/и «Выложи правильно» Цель: развитие внимания.

7

Изготовление браслетов из коктейльных трубочек

групповая

Формировать к творческим возможностям, развивать аккуратность и терпение в работе, поощрять творчество и нестандартные решения при выполнении работы.

Словесное объяснение, показ,практический.

Нитки, леска, коктейльные трубочки разных цветов.

Д/и«Подбери признаки»

Цель: активизация глагольного словаря. Д/ и «Широкое - узкое»

Цель: формировать представление «широкое - узкое».

Игра-упражнение» Цель: Развитие тактильных ощущений.

8

«Бабочка» из бросового материала.

групповая

Продолжать развивать мышление, фантазию, мелкую моторику рук, развивать эстетическое восприятие, создать у детей радостное настроение.

Словесное объяснение, показ, игровой.

Бросовый материал на выбор детей, клей, двойной скотч.

Угадай игрушку

Цель: формировать у детей умение находить предмет, ориентируясь на его основные признаки, описание.

«Форма»

 Цель: развитие наблюдательности, ориентированное на форму.

9

«Черепашка»

Аппликация с использованием чайной заварки.

групповая

Познакомить детей с новым для них видом ручного труда. Учить аккуратно намазывать клеем необходимый участок работы, аккуратно засыпать этот участок заварки. Учить равномерно распределять свой участок работы на общем изображении, создавать композицию.

Словесное объяснение, показ, практический.

Клей, кисть, клеенка, чайная заварка.

Назови как можно больше предметов

Цель: упражнять детей в чётком произношении слов.

Игра «Бывает-не бывает». Цели: развитие памяти, внимания, мышления, закрепление знания о характерных признаках бросового материала.

10

Любимая поделка.

групповая

Закреплять навыки работы с различными материалами, учить придавать поделкам выразительность в сочетании с  задуманной композицией.

Словесное объяснение, показ, игровой, практический.

Бросовый материал, клей, цветная бумага, пластилин, краски, кисти.

"Назови как можно больше предметов"

Цель: активизация словаря, развитие внимания.

«Выложи узор» Цель: развитие интеллектуальных способностей из бросового материала.

8. Материально-техническое обеспечение программы: учебно-методический     комплект, оборудование, оснащение.

  • Интерактивная доска
  • Ноутбук
  • Оборудование изобразительными материалами: клей, краски, мелки, пластилином и др.  
  • Бросовый материал: шишки, листья, глина, камешки, ракушки, поролоновая губка  и многое др.
  • Клеенка, фартуки.  

9. Список литературы

1.  Куцакова  Л. В. Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома

Мозайка – Синтез, 2007.

2. Долженко Г. И. 100 поделок из бумаги. Ярославль, 1999

3. Давыдова Г. Н. Поделки из бросового материала. Москва, 2006

4. Новикова И. В. Работа с нетрадиционными материалами в детском саду АСТ, 2012

5. Никитина А.  Поделки в детском саду,  КАРО 2010

6. Лыкова И.А. Художественный труд в детском саду: Учебно-методическое пособие. М.: ИД «Цветной мир», 2011.

7. Рябкова И. А., Дюрлюкова О.А. Художественно – творческая деятельность. Оригами.  Волгоград: Учитель, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

кружок "Умелые ручки"

презентация делимся опытом  кружок "Умелые ручки"...

Кружок "Умелые ручки"

Кружковая работа с детьми средней группы в технике "Тестопластика", "Декупаж"....

Кружок "Умелые ручки"

План кружка ( прикладное творчество)...

Кружок "Умелые ручки" конструирование

Конструирование из бумаги, из брусового материала...

Кружок "Умелые ручки"

Презентация детских работ - результат работы кружка "Умелые ручки " во второй младшей группе...

Кружок "Умелые ручки". Изготовление из природного материала "Петушок"

Цель: Бережное отношение к животному миру.  Материал: пластилин (желтый, красный, оранжевый), шишки....

Кружок «Умелые ручки»

Дошкольный возраст – это период интенсивного развития творческих способностей детей. В каждом ребенке при рождении заложен огромный потенциал, но разовьются его способности или нет – зависит от того о...