Кружок «Умелые ручки»
проект по конструированию, ручному труду по теме

Дошкольный возраст – это период интенсивного развития творческих способностей детей. В каждом ребенке при рождении заложен огромный потенциал, но разовьются его способности или нет – зависит от того окружения, в котором растет и развивается ребенок. Множество развивающих, образовательных задач можно решить, занимаясь с детьми ручным трудом. И что особенно важно – ручной труд способствует формированию у старших дошкольников компонентов дальнейшей учебной деятельности, особенно у детей, имеющих нарушения речи. Через кружок «Умелые ручки» дети также получат хорошую возможность для развития художественных способностей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа кружковой работы по ручному труду

детей 5-6 лет «Умелые ручки»

Старшая группа (коррекционная) «Жар-птица»

Воспитатель: Овчаренко Тамара Евгеньевна

2013-2014 уч. г.

Актуальность 

Известно, что дошкольный возраст – это период интенсивного развития творческих способностей детей. В каждом ребенке при рождении заложен огромный потенциал, но разовьются его способности или нет – зависит от того окружения, в котором растет и развивается ребенок. Множество развивающих, образовательных задач можно решить, занимаясь с детьми ручным трудом. И что особенно важно – ручной труд способствует формированию у старших дошкольников компонентов дальнейшей учебной деятельности, особенно у детей, имеющих нарушения речи. Через кружок «Умелые ручки» дети также получат хорошую возможность для развития художественных способностей.


Цель программы: создание условий для развития творческих художественных способностей детей.

Задачи:

  1. Воспитывать у детей художественный вкус и воображение.
  2. Способствовать освоению способов практической работы с различными материалами.
  3. Формировать компоненты учебной деятельности (произвольное внимание, аккуратность при выполнении, усидчивость, целеустремленность).
  4. Развивать ручные умения.

Ожидаемые результаты:

  • усвоение детьми способов практической работы с различными материалами;
  • развитая мелкая моторика;
  • развитие компонентов учебной деятельности у ребенка.

Программа рассчитана на детей 5-6 лет (старшая группа). Занятия проводятся один раз в неделю в течение учебного года. Длительность занятия 20-25 мин. Форма организации – подгрупповое занятие. Количество участников         детей. Срок реализации – 1 год.


Состав кружка:

  1. Васильев Святослав
  2. Красикова Анна
  3. Лагутчикова Мария
  4. Плаксина Наталья
  5. Швайгерт Матвей
  6. Юрин Максим
  7. Султанова Виктория

Перспективно – тематическое планирование кружковой работы в группе Жар-птица

Умелые ручки

№ занятия

Тема

Содержание

Материалы

Сентябрь

3

Листья

Знакомить детей с техникой выполнения складывания бумажных фигурок (оригами). Основные способы сгибания квадрата. Рассказ о том, откуда к нам пришло искусство оригами (С.В. Соколова с.14)

Квадраты из зеленой, желтой, красной бумаги

4

Яблоко. Груша

Закреплять умения и навыки создания поделок в технике оригами (последовательность складывания бумаги), воспитывать художественный вкус

(С.В. Соколова с.14-15)

Квадраты из желтой и красной бумаги (10х10), зеленой (5х5)

Октябрь

1

Мышка с сыром

Учимся комбинировать в работе различные виды материалов (природный, бросовый). Разучивание чистоговорки о мышке

(Н.В. Дубровская с.31)

Белая бумажная одноразовая тарелка, сухие травы, цветы, сосновая шишка, почки вербы, желтая мягкая губка, черная бусинка, 2 ракушки, нитка, клей ПВА, ножницы

2

Грибы в лукошке

Знакомить детей с техникой выполнения работы из мятой бумаги. Виды и свойства бумаги (хорошо режется, мнется, склеивается)

(Л.А. Садилова с. 8)

Лист белой бумаги А4, лист цветной бумаги А4, детали для оформления грибов, клей, лукошко

3

Толстый кот

Комбинируем в работе различные виды материалов. Воспитывать аккуратность в работе. Рассказ детей о домашнем питомце. Забота о животных.

(Н.В. Дубровская с. 27)

Белая бумажная одноразовая тарелка, засушенные листья,  черная бусинка, 2 ракушки, разноцветные прозрачные камушки, 2 «чешуйки» шишки,  пласт. глазки, нитка, клей ПВА, ножницы

4

Грибы

Совершенствовать умения и навыки создания поделок в технике оригами. Развивать вариативность мышления

(С.В. Соколова с.17)

Квадраты из белой и красной бумаги (10х10), зеленой (5х5)

Ноябрь

1

Неваляшки

Учить скатывать лист мятой бумаги в шар, приклеивать детали. Обыгрывание «Неваляшки в детском саду»

(Л.А. Садилова с. 7)

Квадрат 18х18, лист бумаги А4, «лицо» для неваляшки, клей

2

Декоративная тарелка

Продолжать учить детей скатывать шарики из бумаги, правильно располагать их на тарелочке, воспитывать аккуратность. Знакомить с декоративным оформлением тарелки

(Л.А. Садилова с. 9)

Бумажная одноразовая тарелка, засушенные листья, двусторонняя красная бумага, клей, ножницы

3-4

Баночка для сладостей

Учить детей обматывать поверхность веревочкой, скручивать нитки завитушками, аккуратно работать с клеем. Рассказ детей, какие сладости можно положить в баночку.

(Н.В. Дубровская с. 75)

Пустая пластмассовая баночка, бежевая веревка, зеленые плотные нитки, засушенные цветы. цветные камушки, клей ПВА, ножницы

Декабрь

1

Зимний пейзаж

Учимся работать с бросовым материалом, развиваем воображение, мелкую моторику, вспоминаем стихотворения о зиме

(Н.В. Дубровская с. 19)

Белая бумажная одноразовая тарелка, белые, сиреневые нитки, мелкие серебряные камушки, кисточка, веточки, серебряная краска, лепесток розы, синяя, желтая, белая гуашь, клей, ножницы

2

Бусы, браслеты, гирлянды

Закрепление полученных ранее навыков работы с мятой бумагой, клеем, ножницами. Воспитание желания доставлять радость другим людям. Рассказ детей «Как я украшу елку»

(Л.А. Садилова с. 6)

Разноцветные квадраты (6х6 и 8х8), иголка с ниткой

3

Снегурочка. Дед Мороз

Продолжать учить складывать бумагу в разных направлениях по типу оригами. Развивать конструктивное мышление, уверенность в своих силах, целеустремленность
(С.В. Соколова с.27-28)

2 квадрата синего цвета (8х8 и 5х5),  2 квадрата красного цвета (10х10)

4

Елочка

Учить детей делать поделки из разных природных материалов. Развивать фантазию, стремление к творчеству. Рассказать историю о нарядной елочке, спеть о елочке, поводить хоровод

(Н.В. Дубровская с. 48)

Сосновые шишки (большие, средние, маленькие), мелкие декоративные серебряные камушки, сухая зеленая трава, засушенные бутоны маленьких розочек, клей ПВА, ножницы

Январь

2

Елочка

Продолжать учить детей технике складывания бумаги. Развивать глазомер, точность движения пальцев рук, совершенствовать трудовые умения детей. (Песня «В лесу родилась елочка»)

(С.В. Соколова с. 28)

4 зеленых квадрата (15х15 см, 10х10 см, 7,5х7,5см, 5х5)

3

Цыпленок

Оригами. Развивать наглядно-образное мышление, творческое воображение, память, внимание. Закрепление сведений о строении геометрических фигур (стороны, углы, вершины, соотнесение сторон). (С.В. Соколова с. 54)

2 желтых квадрата 7,5х7,5см, полоски краски бумаги, заготовки – глазки, гребешок, ножки

4

Зайчики

Усвоение навыков работы с мятой бумагой, развитие мелкой мускулатуры рук. Воспитание бережного отношения к животным. Разучивание считалки о зайчике.

(Л.А. Садилова с. 13)

3 листа бумаги А4, полоска бумаги оранжевого цвета 15х10 см, квадрат бумаги зеленого цвета 8х8 см

Февраль

1

Лесная птица

Продолжать учить детей работать с природным материалом, используя еловые шишки. Способствовать коллективной деятельности, речевому и игровому общению детей (обыгрывание поделки: придумать сказку).

(Н.В. Дубровская с. 47)

Еловые, сосновые шишки, пластилин, перья, лепестки роз, пластмассовые глазки, круглая корзинка, клей ПВА, ножницы

2

Рыбка

Закреплять навыки создания поделок в технике оригами. Развивать умение детей находить центр квадрата, середину квадрата и ровно сгибать стороны к центральной вертикали. (Чтение произв. «Рыбка», с. 19 Вахрушеева Л.Н. Познават. сказки)

(С.В. Соколова с.11)

2 квадрата одинакового размера желтого и красного цвета

3-4

Парусник

Учить детей конструировать поделку из природного материала. Обогащать знания о разнообразии бросового материала и его использовании в поделках. Развивать усидчивость, внимание, воображение. Воспитывать аккуратность, желание заботиться о близких. Беседа на тему «Морской транспорт»

(Н.В. Дубровская с. 43)

мягкий тростник, ракушка, соломка, засушенный листик, полоска белого картона 2х8см, бежевая веревка, клей ПВА, ножницы

Март

1

Нарцисс

Продолжать учить детей осваивать технику изготовления фигурок из оригами. Развивать эстетическое восприятие. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе. Изготавливаем подарок для мам.

(С.В. Соколова с. 54)

3 ярко-желтых круга из бумаги диаметром 5-6 см, 6 желтых квадратов (5х5), зеленый квадрат (15х15)

2

Курица с цыплятами

(коллектив

ная работа)

Работа с мятой бумагой. Закреплять способ склеивания. Развивать мелкие мышцы пальцев, умение снимать психо-эмоциональное напряжение способом сминания бумаги. Воспитывать культуру общения, навыки сотрудничества. Проведение подвижной игры «Курица и цыплята».

(Л.А. Садилова с. 11)

2 листа белой бумаги А4, 8 листов бумаги А3, лист желтой бумаги А4, полоски красной и черной бумаги, детали (клюв, глаза), лукошко, детали для оформления коллективной работы, ножницы, клей

3-4

Бабочки

Учить детей использовать различный природный материал, развивать воображение, фантазию в изготовлении поделки, проявлять творчество в выборе цвета. Формировать умение аккуратно изготавливать поделку, соблюдая технику безопасности.

 (Н.В. Дубровская с. 76)

Розовый лист бумаги А4, розовая сиреневая сетка, засушенные лепестки, зеленый сизофлор, вырезанные из белой бумаги 3 силуэта бабочек, разноцветные мелкие камушки, карандаш, клей ПВА, ножницы

Апрель

1

Коробочка с птичками

Расширять круг знаний, умений, навыков в технике оригами. Обыгрывание поделки.

(С.В. Соколова с. 54)

Прямоугольник из бумаги А5, квадраты 10х10 см.

2

Ракета

Оригами. Упражнять в складывании квадратной заготовки пополам, диагонали. Познакомить детей с особенностями строения ракеты, ее назначением. Воспитывать интерес к ручному труду (аппликация «Космос»)

(С.В. Соколова с. 47-48)

Прямоугольник из бумаги 10х20см, квадрат 15х15см.

3

Желтый цыпленок

Продолжать учить детей делать поделки из природного материала. Развивать мелкую моторику, аккуратность, самостоятельность, воспитывать любовь к творчеству.

(Н.В. Дубровская с. 107)

Сизаль желтого цвета, желтые нитки, пластмассовые глазки, светлый тонкий шпон, веточки, ножницы, клей ПВА

4

Бабочки на лесной полянке

Развивать воображение, фантазию в изготовлении поделки из природного материала, дополнять различными декоративными элементами.

(Н.В. Дубровская с. 24)

Белая  бумажная тарелка, зеленые, оранжевые толстые нитки, две ракушки, засушенные травы, цветы, цветные камушки, бусинки, клей, ножницы

Май

1-2

Самостоятельная творческая работа детей (по замыслу)

Все ранее используемые в работе кружка материалы.

3

Выставка лучших работ (отбирают дети).

4

Оформление фотоальбома «Наши маленькие шедевры».

Альбом, фотографии


Список литературы

  1. Вахрушева Л. Н. Познавательные сказки для детей 4-7 лет. Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2012
  2. Дубровская Н. В. Поделки из природных материалов. М.: Астрель; СПб.: Сова, 2010
  3. Садилова Л. А. Поделки из мятой бумаги. – М.: Изд-во «Скрипторий 2003», 2011
  4. Соколова С. В. Оригами для самых маленьких: Методическое пособие для воспитателей. СПб.: Детство-Пресс, 2011


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проект Кружок «Умелые ручки» Автор проекта: Овчаренко Т.Е. Новосибирск 2014

Слайд 2

Детство - пора удивительная и уникальная. В ней всё возможно, всё позволено. Слабый и беззащитный может стать сильным и всемогущим, скучное и неинтересное может оказаться весёлым и занимательным. Можно преодолеть все промахи и неудачи, сделать мир ярким, красочным, добрым. Для этого достаточно всего лишь быть просто ребёнком и чтобы рядом был умный, талантливый, добрый взрослый.

Слайд 3

«Истоки способностей и дарований детей – на кончике их пальцев» В.А. Сухомлинский

Слайд 4

Актуальность В настоящее время у большинства современных детей отмечается слабое развитие мелкой моторики рук, речевые навыки развиты недостаточно, речь не соответствует возрастным нормам. В связи с чем особенно актуальной становится необходимость развития речи детей, используя разнообразные методы и средства, одним из которых является развитие мелкой моторики кистей рук. Ручной труд способствует формированию у старших дошкольников компонентов дальнейшей учебной деятельности, особенно у детей, имеющих нарушения речи.

Слайд 5

Развитие мелкой моторики для повышения уровня речевых навыков, мышления, внимания, координации, воображения, наблюдательности, зрительной и двигательной памяти. Цель

Слайд 6

Стимулировать речевое развитие детей путем тренировки пальцев рук. Создать систему занятий по развитию мелкой моторики рук у детей с ОВЗ. Способствовать освоению способов практической работы с различными материалами. Формировать компоненты учебной деятельности. Развивать ручные умения. Задачи

Слайд 7

Дети коррекционной (старшей) группы «Жар-птица», воспитатели, родители Вид проекта Информационно-практический Срок реализации Сентябрь-май Участники проекта

Слайд 8

Программа проекта

Слайд 9

Создание предметно-развивающей среды, подбор литературы Разработка плана занятий кружка «Умелые ручки» Проведение бесед с родителями, привлечение их к сбору разнообразных материалов Подготовительный этап

Слайд 10

Работа с детьми Заключительный этап Выставка поделок Создание фотоальбома «Наши маленькие шедеврики » Основной этап

Слайд 11

Поделки в технике оригами Складывание фигурок благотворно действует на развитие пальцев и кистей рук, внимания, памяти, логического мышления, творческих способностей. Наши работы

Слайд 13

Способствует самореализации в творческой деятельности, формированию познавательной и коммуникативной активности, развивает мелкую моторику Поделки из мятой бумаги

Слайд 14

Практическая работа с природным материалом побуждает детей к творчеству, предусматривает развитие навыков ручного труда, конструирования, способствует развитию координации движений пальцев, развивает мелкую моторику пальцев, воспитывает усидчивость и самостоятельность. Поделки из природного материала

Слайд 15

У большинства детей улучшились показатели уровня развития мелкой моторики, зрительного восприятия, речевого развития. Дети научились «управлять своими руками», держать уверенно в руке карандаш и ручку, действовать по словесной инструкции и самостоятельно выполнять задание, стали усидчивее А самое главное – обрели чувство уверенности в себе и в своих действиях Удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия дети-воспитатели-родители Родители стали единомышленниками с воспитателями Результаты

Слайд 16

Творчество родителей

Слайд 17

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

кружок "Умелые ручки"

презентация делимся опытом  кружок "Умелые ручки"...

Кружок "Умелые ручки"

Кружковая работа с детьми средней группы в технике "Тестопластика", "Декупаж"....

Кружок "Умелые ручки"

План кружка ( прикладное творчество)...

Кружок "Умелые ручки" конструирование

Конструирование из бумаги, из брусового материала...

Кружок "Умелые ручки"

Презентация детских работ - результат работы кружка "Умелые ручки " во второй младшей группе...

Кружок "Умелые ручки". Изготовление из природного материала "Петушок"

Цель: Бережное отношение к животному миру.  Материал: пластилин (желтый, красный, оранжевый), шишки....

Кружок: "Умелые ручки", средняя группа

Программа расчитана на детей 4-4 лет. Построена от простого к сложному. В основе кружковой деятельности  лежит игровая мотивация. Цель кружка - развитие мелкой моторики....