Методическая копилка
учебно-методический материал по конструированию, ручному труду (подготовительная группа)

Зубкова Светлана Николаевна

Изготовление куклы – закрутки. Мастер - класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл мастер -класс902.05 КБ

Предварительный просмотр:

     Изготовление куклы – закрутки

                 

                      Цели занятия

  1. Познакомить с изготовлением традиционной куклы.
  2. Через игрушку познакомить с историей и традициями на Руси.
  3. Приобщать к обрядовой культуре.
  4. Учить работать руками, развивать мелкую моторику рук.

Развивать индивидуальные творческие способности.

  1. Познакомить с новыми словами и их значениями: «кукла – закрутка», « скалка», «тулово», «оберег»,  «лоскут».
  2. Активизировать словарь: «рукодельница», «хлопчатобумажная», «шерстяная», «нянюшка», «старание», «мастерство», «безликая».

                   

                      Подготовка

1.Потребуется белая ткань размером 20-20см.

2. Готовятся вата, шерстяные и хлопчатобумажные нитки.

                     

                           

     Уважаемые коллеги я хочу с вами поделиться опытом изготовления куклы – закрутки.

    Проведенные эксперименты показывают, что ребёнок выбирает в свободной игре современную, а не народную куклу. Она больше похожа на сегодняшнего ребенка или взрослого, ближе к той жизненной информации, которая у ребёнка есть и поэтому более понятна и привычна. Способы её использования и сюжеты к ней  подобрать проще, чем к традиционной. Ребёнок живёт в реальном мире и в своей игре воссоздаёт социальные отношения, с которыми сталкивается в повседневной жизни. Но интерес к традиционной игрушке у современного ребёнка есть, и это показали современные исследования.

    Народная  кукла ушла из нашей жизни, но, безусловно, современный ребёнок должен знать и иметь народную куклу, И у педагогов есть замечательная возможность помочь ему в этом. Участие в игре взрослого позволяют подобрать сюжет и способы действия с народной куклой, а подготовительно ознакомительный этап или продуктивная игровая деятельность, в процессе которой ребёнок сам может изготовить куклу, повышает интерес к ней. Если делать кукол вместе с детьми, то их увлекает сам процесс «рождения» куклы. Конечно, народная кукла не может и не должна заменять ребёнку фабричную, но игра с ней и участие ребёнка в её создании позволяют развивать у него творческие начала, воображение, фантазию и то же время узнавать о традициях и культуре своего народа. Детей и их родителей необходимо знакомить с народной игрушкой, использовать её в игровой деятельности ребёнка, разыгрывать с детьми сказки, учить их на занятиях делать игрушки самостоятельно, рассказывать им о её истории.

      Традиционно существовали народные куклы трёх видов: обереговая, обрядовая и игровая.  Отличительная особенность обереговой  и обрядовой – отсутствие лица и изготовление без помощи иглы. Наши предки предполагали, что у куклы есть душа. Лицо же рассматривалось как её отражение. Считалось, что если бы выражение мастеру не удалось, то это бы исказило душу куклы. Применение же иглы для изготовления культовых кукол не допускалось потому, что игла нередко  использовалась для проведения колдовских обрядов.

     При изготовлении игровых кукол изображение лица допускалось, а использование иглы было обязательным условием. Дело в том, что в некоторых областях России такие куклы изготавливали не только для игры. Кукла сшитая собственными руками, становилась своеобразным экзаменом для девочек, подтверждением их мастерства, искусного владения иглой, умение шить и вышивать.

             Куклы, изготовленные без помощи иглы.

   

     Кувадка была первой куклой в жизни ребёнка, участницей таинства его рождения. Считалось, что во время рождения ребёнка отец должен взять в руки такую куклу и ходить вокруг дома, чтобы отвлечь злых духов от матери и ребёнка. (Показать готовую куклу, схему изготовления).

    Кукла «День – ночь» играли роль оберега, которую клали в люльку  новорождённого. Оберег – это не одна, а даже две куколки, изготовленные по одному образцу, но из разных по цвету кусочков ткани. ( Показать образец, схему изготовления.)

    Кукла Пеленашка также относится к оберегам.Во время свадьбы после переезда невесты в дом жениха на колени ей сажали спеленатую куклу. Считалось, что после этого к молодой жене приходит материнская сила. Пеленашку подкладывали и к младенцу в колыбель, где она находилась до его крещения, сбивая злых духов с толку и принимая на себя все напасти. После крещения куклу убирали из колыбельки и хранили вместе с крестильной рубахой. ( Показать готовую куклу, схему изготовления.)

    Свадебные куклы были оберегами на свадьбах. В русской традиции во главе свадебного поезда, везущего молодую пару в дом жениха после венчания, под дужкой конской упряжки подвешивали пару кукол: куклу невесты и куклу жениха, чтобы они отводили от молодых недобрые взгляды. Эти куклы были очень символичны – женское и мужское начало соединились в неразрывное целое. Кукол изготавливали подруги невесты.

     Кукла Семиручка. На свадьбе мать невесты дарила своей дочери еще одну куклу – Семиручку. Эта кукла должна была помочь молодой хозяйке вести хозяйство, управляться с множеством разных дел. ( Показать образец, схему изготовления.)

     Кукла Стригушка изготавливалась из последнего пучка соломы во время жатвы и устанавливалась в центре последнего стога. Таким образом, Стригушка выполняла функцию оберега как нынешнего, так и будущего урожая. Стригушку, в отличии от других кукол, любой ребёнок мог изготовить самостоятельно. В домашних условиях девочки украшали кукол лоскутками, тесемочками, ленточками.

    По принципу Стригушки можно было делать куколок и из других материалов: мочала, льняных и шерстяных нитей.

    Кукол делали в основном из мягких  материалов – льняных, шерстяных, тканей и ниток и мочалок. Подбирая ткань и нитки для будущей куклы, учитывали символический смысл каждого цвета: красный – это само солнце, огонь, горячая кровь, Символ плодородия; зленный – здоровье, молодость; синий – высокие помыслы и духовное общение; чёрный – сила, власть, богатство, крепкая семья.

Сегодня мы постараемся сделать куклу – закрутку. Возьмите кусочек ткани. Отогните нижний край на изнанку на 2-3 см и сильно закрутите. Отсюда и пошло название кукла – закрутка. Свободный край бокового среза тоже загните наизнанку. У вас останется только один открытый срез сверху. Эта заготовка называется « скалка». Теперь перевяжите тряпочку скалку хлопчатобумажными нитками на линии шеи и талии. Вот и получилось та называемое «тулово». Оно должно быть устойчивым, для чего и нужен подгиб внизу. Можно в закрутку для устойчивости вставить ватный стержень. Далее делаем голову вместе с руками. Возьмем такой же лоскуток белой ткани, положим для шеи кусок ваты, накроем по центру лоскутом, сформируем шарик- голову и крепко затянем ее ниткой. Чтобы сделать ручки, нужно подогнуть срез и забрать лишнюю ткань внутрь рукава, а кисти перетянуть ниткой. Оставшуюся ткань следует затянуть на линии талии, при этом можно дать рукам любое направление. Получилась кофточка. Вот и готова основа куклы. Теперь можно нарядить в цветастый платочек, юбочку по своему желанию. Куклу мы наряжаем, но лицо не рисуем. Таких кукол называют «безликими», т. Е. без лица. По народным поверьям, кукла с лицом как бы приобретала душу и могла повредить ребёнку. Поэтому безликая кукла служила одновременно оберегом

C:\Users\Светлана\Desktop\мама\фотки\дет. сад\все фото 462.jpgC:\Users\Светлана\Desktop\мама\фотки\дет. сад\все фото 461.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая копилка воспитателя ДОУ при работе с детьми и родителями

Представленные мною разработки  заинтересуют воспитателей детского сада, работающих по инновационной технологии « Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Б...

Электронная методическая копилка к программе "Цвета радуги" 1. Стихи о цветах 2. Цветные загадки 3. Физминутки 4. Пальчиковые игры 5.Слайдовые презентации "Учим цвета"

В Электронную методическую копилку к программе "Цвета радуги" вошли следующие материалы: 1. Стихи о цветах 2. Цветные загадки 3. Физминутки 4. Пальчиковые игры 5.Слайдовые презентации "Учим ...

Методическая копилка

Рекомендации для старших воспитателей ,окажут помощь в организации методического кабинета в ДОУ. Методический кабинет должен стать «копилкой традиций детсада», центром сбора педагогической информации,...

Моя методическая копилка

Из моего портфолио...

Активные формы методической работы в МБДОУ детский сад «Булжамуур». методическая копилка старшего воспитателя

           Методическая работа в ДОУ – важное условие повышения качества педагогического процесса....

Методическая разработка на тему: «Методическая копилка пособий для развития речевого дыхания»

laquo;Методическая копилка пособий для развития речевого дыхания»...