Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (подготовительная группа)
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию для старшего дошкольного возраста на тему "Проводы зимы.Изготовление куклы Масленички"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_maslenichka.docx | 19.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД
по художественно-эстетическому развитию
(конструирование /ручной труд)
На тему: « Проводы зимы.
Изготовление Куклы-Масленички »
для детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет
Образовательные области: Познавательное развитие. Художественно-эстетическое развитие, Речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Физическое развитие
Интеграция видов деятельности: игровая (сюжетно-ролевая игра), коммуникативная, восприятие художественной литературы и фольклора, конструирование из бумаги и ткани, изобразительная (рисование, аппликация), музыкальная, двигательная (подвижные игры, физкультминутки)
Лексическая тема: Народные традиции . Масленица.
Вид занятия: тематическое, занятие-творчество
Формы образовательной деятельности: организованная образовательная деятельность
Цель: развитие творческих способностей и интереса к совместной деятельности дошкольников через приобщение их к истокам русской народной культуры, обрядовым народным праздникам, традициям, обычаям (изготовление куклы-масленицы из ткани).
Задачи
Образовательные:
- познакомить детей с историей возникновения и традициями празднования Масленицы;
- познакомить с народными потешками, закличками;
- познакомить с правилами и научить играть в русские народные игры;
- формировать умения изготавливать куклу-масленицу;
- активизировать словарный запас дошкольников.
Воспитательные:
- воспитывать чувство патриотизма, развивать интерес и уважительное отношение к русским народным праздникам, традициям и обычаям;
- воспитываем аккуратность при работе с тканью, бумагой, ножницами, клеем;
- создавать эмоциональный интерес при изготовлении куклы.
Развивающие:
- развивать познавательный интерес к традициям своего народа;
- развивать внимание, память, связную речь;
- развивать мелкую моторику, внимание, глазомер, самоконтроль, зрительно-моторную координацию;
- развивать творческие способности, фантазию.
Планируемый результат: изготовление куклы-масленицы, организация выставки работ.
Подготовительная работа:
- подбор методической литературы о масленице, об истории возникновения и праздновании масленицы;
- подбор потешек, закличек, пословиц и поговорок о Масленице, о весне;
- рассматривание репродукций картин о Масленице;
- разработка схемы выполнения игрушки (куклы-масленицы)
Ход занятия.
1.Вводная часть
Воспитатель: Ребята, скажите, какое сейчас время года?
Ответы детей: (зима)
Воспитатель: А какой месяц?
Ответы детей: (февраль).
Воспитатель: Какой это по счету зимний месяц?
Ответы детей: (3-й)
Воспитатель: Значит, он последний? Зима заканчивается, скоро наступит весна. Скажите, ребята, чего нам так не хватает зимой?
Ответы детей: (тепла)
Воспитатель: А чем же можно согреться в холодный зимние дни ?
Ответы детей: (солнцем, печью)
Воспитатель: Действительно ребята всем перечисленным можно согреться холодным зимним днем. Посмотрите ребята один из предметов ест в нашей группе.(педагог обращает внимание детей на печь). Давайте посмотрим, что же в ней!(На столе стоит печь в печи письмо от Весны)
Воспитатель: Ребята, Весна приглашает вас на праздник, который издавна отмечался в России и был связан с проводами зимы. Может кто-нибудь знает, что это за праздник?
Ответы детей: (Масленица)
Воспитатель: Правильно, Масленица. Мы сейчас все узнаем об этом празднике.
Масленицу на Руси встречали в конце февраля, начале марта, отмечали с размахом, ярко, шумно. Это один из веселых, заводных предвесенних народных праздников. Именно в это время русский народ провожает зиму и готовится встречать весну. Главная участница праздника была большая соломенная кукла по имени Масленица. Наши предки Масленицу отмечали широко: маскарадами, катаниями на санях, каруселях, с песнями, плясками, веселыми играми, частушками. Вы знаете, почему масленица – такой громкий и шумный праздник? Потому что землю нужно разбудить, и тогда начнется весна, можно будет пахать землю и сеять хлеб. Главным символом Масленицы было именно это лакомство. Отгадайте загадку и узнаете, что.
Загадка
Жёлтый, круглый, ароматный
И на вкус такой приятный
И с вареньем, и с медком,
Со сгущённым молочком!
Ответы детей: (Блин)
Воспитатель: Верно, ребята, блин – ведь он похож на солнышко. Сейчас я загадаю вам загадки, и если вы их отгадаете, мы узнаем с помощью чего можно приготовить блины.
Загадки: (при каждом ответе педагог достает из печи ингредиенты)
1. Никогда во мне не варят,
Запекают — иногда,
А обычно просто жарят,
Так, как я …
Ответы детей: (сковорода)
2. Бел, как снег,
В чести у всех.
В рот попал -
Там и пропал.
Ответы детей: (сахар)
3. В белом мешочке
Жёлтый камушек.
Ответы детей: (яйцо)
4. Хоть неприметна я всегда,
Но без меня никак нельзя -
Когда варится еда,
Чтоб была она вкусна,
Меня в меру, чур бери,
Только не. пересоли!
Ответы детей: (соль)
5. От него — здоровье, сила
И румянец щёк всегда.
Белое, а не белила,
Жидкое, а не вода.
Ответы детей: (молоко)
6. Тесто быстро поднимают,
Кто печёт тот это знает,
Сохранить сухими можно.
Догадались? Это.
Ответы детей: (дрожжи)
7. Без меня нельзя поджарить,
И салат нельзя заправить
Да и вкусная стряпня
Вряд ли выйдет без меня.
Ответы детей: (масло).
8. Из меня пекут ватрушки,
И оладьи, и блины.
Если делаете тесто,
Положить меня должны.
Ответы детей: (мука)
Воспитатель: Все ингредиенты мы поместим в печь. А пока блины пекутся, мы с вами поговорим о традициях масленичной недели. Масленица длилась семь дней, а ещё её называли сырной неделей, потому что на нее едят много сыра, яиц. Каждый день на масленичной неделе имел своё название
2.Основная часть
Понедельник «Встреча» - с этого дня начинали печь блины. И в этот день парни и девушки делали соломенное чучело, надевали на него старую женскую одежду и возили в санях по всей деревне с песнями – приветствиями Масленицы. После катаний, насаживали чучело на шест, вывозили на самое высокое место, чтобы масленице было видно, откуда весна придет.
2 день вторник – «Заигрыш»
Взрослые и дети ходили по домам, поздравляли с Масленицей и просили блины. Все ходили в гости, пели песни, веселились.
3 день среда– «Лакомка» В этот день в каждой семье накрывали столы с вкусной едой, пекли блины. На улицах устраивались ярмарки.
4 день четверг – «Разгул» В этот день строили снежные крепости, снежные городки, которые брали «с боем», бросались снежками. Это был самый заводной, весёлый, озорной день масленичной недели.
Воспитатель: Предлагаю сигать в одну традиционную масленичную игру.
Физкультурная минутка Игра «Карусель»
Дошкольники бегут по кругу под русскую плюсовую мелодию или под удары бубна. Когда музыка замолкает, каждый ребёнок должен ухватить конец ленточки (до этого они их не трогают). При этом лент на одну меньше, чем детей: малыш, оставшийся без ленты, выбывает. Далее игра продолжается до тех пор, пока не останется двое участников и одна лента (каждый раз одна отвязывается от шеста или обруча).
5 день пятница – «Тещины вечерки» В этот день недели зятья угощали блинами своих тещ. Девушки в полдень выносили в миске блины и шли к горке. Парень, которому нравилась девушка, торопился попробовать ее блины, чтобы узнать: хорошая ли хозяйка из нее получится.
6 день суббота – «Золовкины посиделки» В этот день молодые невестки приглашали всю родню к себе в гости.
7 день воскресенье – «Прощеное воскресенье»
В этот день все ходили друг к другу мириться, просить прощение за нанесенные в течение года обиды. При этом говорили: «Прости меня, пожалуйста!». А в ответ слышали: «Бог тебя простит!» Потом обнимались и забывали обиды навсегда. В воскресенье «барыню Масленицу» провожали, разжигали большой костер и торжественно сжигали чучело масленицы. Вот такой это веселый праздник – Масленица!
И мы сегодня с вами, ребята, сделаем куколку - масленицу.
В старину обязательным было присутствие куклы - масленицы в доме. Она была мощным оберегом и помещалась в самом почётном месте. Делали ее только с хорошим настроением, ведь что заложишь, то и получишь. Хранилась она в доме год, до следующей масленицы, в праздник сжигалась. Делали ее из лыка, соломы, ткани, ниток и прочих материалов, которые были под рукой, а я вам предлагаю сделать бумажную куклу масленицу. Такая куколка послужит приятным сувениром к Масленице, и вы с удовольствием можете порадовать своих пап и мам таким чудесным подарком.
Изготовление куколки Масленички .
Пришло время нам с вами потрудиться. Чтобы наши пальчики были ловкими и умелыми во время работы, давайте разомнём их, поиграем с ними.
Пальчиковая гимнастика «Вдоль по бережку».
Вдоль по бережку лебёдушка плывёт, Пальчики опускаем вниз, закрывая
Выше бережка головушку несёт Сжимаем пальцы в щепоть.
Белым крылышком помахивает, Повороты кистей рук из стороны в сторону.
На цветы водичку стряхивает. Поочередное шевеление пальцами.
Стряхнула лебедушка водичку. Несколько раз разжимаем и сжимаем пальцы в кулачки.
Воспитатель:
Вот и кончилась игра,
Куклу делать нам пора.
Воспитатель:
Традиционные этапы её изготовления:
1. Делаем головку куколке. Берём квадратный лоскут ткани. Из кусочка ваты скатываем шарик.
2. Шарик из ваты обтягиваем тканью и перевязываем нитью. При изготовлении обережных кукол нитку оборачиваем дважды, а затем затягиваем на узел.
3. Оборачиваем руки из ткани.
4. Перевязываем руки с двух сторон ниткой.
5. Привязываем руки ниткой крест - накрест к телу «Масленички».
6. Повязываем платок.
3.Заключительная часть. Рефлексия
Воспитатель:
Вот такие чудные куклы у нас с вами поучились. Мне очень понравилось сегодняшнее наше занятие. Вы все были вовлечены и с интересом оформили свои обереги. Хочу сказать вам всем спасибо и предлагаю проверить нашу печь. (педагог вынимает сковородку с блинами).
-Потрудились вы на славу, отдохнуть пора по праву ! Я приглашаю всех отведать наши блинчики.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию (чтение художественной литературы) в старшей группе
Знакомство с стихотворением А. Фета "Ласточки пропали"...
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию Тема:«Заиндевеловое дерево» (Образовательная область «Художественно-эстетическая»)
Занятие с использованием нетрадиционных техник рисования для детей 5- 6 лет....
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию на тему "Пушкинский осенний лес" (чтение художественной литературы)
Предназначен для воспитателей ДОО....
Конспект занятия по Художественно-эстетическому развитию в старшей группе Художественная викторина :"Разноцветная радуга"
Конспект занятия по Художественно-эстетическому развитию в старшей группе Художественная викторина :"Разноцветная радуга"...
Конспект ООД по художественному творчеству в старшей группе «Рисование по мотивам хохломской росписи» Конспект ООД по художественно-эстетическому развитию. Пластилинография «Снегири на ветках рябины» в старшей группе.
конспекты ООД для старшей группы...
конспект занятия по художественно-эстетическому эстетическому развитию с лингвистическим компонентом
Конспект занятия по художественно-эстетическому эстетическому развитию с лингвистическим компонентом. Интеграция линвистического компонента и художественно-эстетического воспитания с использованием те...
Конспект ОД по художественно-эстетическому (аппликация) развитию в средней группе со сложной структурой дефекта «Парусник»
Конспект ОД по художественно-эстетическому (аппликация) развитию в средней группе со сложной структурой дефекта «Парусник». Цель: формирование у детей умения создавать изображения пре...