Консультация педагогов: «Конструирование из природного материала в детском саду»
консультация по конструированию, ручному труду
Художественное творчество с использованием природных материалов - один из путей приобщения детей к природе, к красоте, к созиданию и творчеству. Конструирование из природного материала относится к продуктивным видам деятельности, поскольку направлено на получение определенного продукта. Это не только увлекательное, но и полезное занятие, имеющее большое значение для развития личности дошкольника. В процессе создания объемных поделок у детей развиваются мелкая моторика руки, глазомер, пространственная ориентировка, умение целесообразно и бережно использовать дары природы, воспитываются трудолюбие и усидчивость. Дошкольники учатся планировать свою деятельность, подбирать материал для изделия, выбирать способы соединения деталей и оформления изделия.
Создавая поделку, ребенок часто экспериментирует с природным материалом, знакомясь с его свойствами и учитывая их при выборе приемов выполнения изделия. Создавая поделку, ребенок использует естественную форму природного материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_pedagogov_kroshka_a.a.docx | 105.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное
учреждение муниципального образования город Краснодар
«Центр развития ребёнка – детский сад №110 «Теремок»
Консультация педагогов:
«Конструирование из природного материала в детском саду»
Воспитатель: Крошка А.А.
Дата: 11.03. 2022 г.
Краснодар 2022
Консультация для педагогов
«Конструирование из природного материала в детском саду»
Художественное творчество с использованием природных материалов - один из путей приобщения детей к природе, к красоте, к созиданию и творчеству. Конструирование из природного материала относится к продуктивным видам деятельности, поскольку направлено на получение определенного продукта. Это не только увлекательное, но и полезное занятие, имеющее большое значение для развития личности дошкольника. В процессе создания объемных поделок у детей развиваются мелкая моторика руки, глазомер, пространственная ориентировка, умение целесообразно и бережно использовать дары природы, воспитываются трудолюбие и усидчивость. Дошкольники учатся планировать свою деятельность, подбирать материал для изделия, выбирать способы соединения деталей и оформления изделия.
Создавая поделку, ребенок часто экспериментирует с природным материалом, знакомясь с его свойствами и учитывая их при выборе приемов выполнения изделия. Создавая поделку, ребенок использует естественную форму природного материала.
Дети дошкольного возраста мастерят поделки из различного природного материала, который можно найти повсюду: в лесу, в поле, у реки, на огороде, в парке. Это шишки, желуди, солома, береста, корни, ракушки, древесные грибы, кукурузные початки (с зернами и без них), свежие овощи, фрукты и многое другое.
Материалы, используемые для поделок
Шишки — плоды хвойных деревьев — очень разнообразны по форме, размеру, и любые из них пригодятся для поделок. Из длинных шишек ели, крупных сосновых или кедровых можно сделать туловище человека, животного или птицы, а из мелких округлых шишек сосны и кипариса — голову и конечности.
В поделках часто используется скорлупа яиц и орехов (грецкого, лесного, кедрового, фисташки). Скорлупа грецкого ореха хорошо смотрится в поделках, она пригодится для изготовления туловища человечков, птиц, фигурок животных и насекомых, елочных игрушек. Скорлупа мелких орехов незаменима для головы и ступней зверюшек, сказочных и лесных человечков.
Крупные желуди и каштаны хороши для выполнения туловищ человечков и животных, мелкие — для головы, а шапочки (плюски желудей) — для ступней ног, головных уборов и других мелких деталей. Свежие желуди и каштаны легко прокалываются шилом, сверлятся, режутся ножом, но склеить их друг с другом сложно. Для соединения деталей из этих материалов используется осевое крепление.
Часто в поделках используется кора деревьев, она различна по своему внешнему виду, цвету, толщине, характеру поверхности. Кора используется как для создания самого изделия, так и подставок для отдельных игрушек и целых композиций из природного материала.
Для мелких деталей поделки можно использовать ягоды шиповника, рябины, мелкие корни, косточки фруктов (персиков, абрикосов, сливы, вишни, хурмы), бобы, фасоль, горох, веточки различной формы; шишки рогозы, траву, мох, ракушки, птичьи перья, солому (пшеничную, овсяную, ржаную, ячменную), глину, песок, камушки и многие другие дары природы.
Несомненным дополнением в поделке из природного материала могут стать семена деревьев, цветов, овощей, например, семена клена, ясеня. Они известны детям как крылатки.
При создании объемной поделки из природного материала детям могут потребоваться бумага и картон, фольга и лоскутки ткани для украшения поделки или выполнения отдельных мелких деталей изделия.
Пластилин в конструировании применяется для соединения частей поделки, выполнения отдельных деталей или в качестве основы, на которой крепятся мелкие детали из природного материала.
Проволока, заостренные палочки или веточки необходимы для соединения частей поделки и для отделочных работ. Наиболее удобна медная проволока, она мягкая, гибкая и прочная.
В работе с природным материалом используется клей ПВА, он хорошо склеивает детали и не изменяет внешний вид изделия.
Для конструирования поделки необходимо иметь и простейшие инструменты: шило, небольшие ножницы, нож, крупную швейную иглу, простой карандаш, краски, кисточки для рисования и клея.
Организация конструирования
Конструировать поделки из природного материала дети начинают в средней группе, так как в данном возрасте у ребенка существует устойчивый интерес к продуктивным видам деятельности. Кроме того, с развитием мелкой моторики руки у детей начинает получаться достаточно качественный продукт, что позволяет долго работать над ним, доделывая, улучшая, а затем используя его по своему желанию.
Однако с самим природным материалом для конструирования дети могут познакомиться значительно раньше, уже в младших группах, когда собирают желуди, камушки, шишки, узнают их названия, сравнивают по форме, размеру, а затем и играют с ними.
Позднее, в средней группе, дети наблюдают за тем, как природный материал превращается в руках воспитателя в поделку. Педагог обращает внимание детей на особенности природного материала, вместе с ними решает, какой орех подойдет для головы птички, какой для ее туловища. Показывает, как кусочком пластилина соединяются детали поделки, как нанизываются на проволоку или нитку бусы из ягод или желудей. Постепенно и дети включаются в процесс творчества и начинают сами мастерить из пластилина и природного материала небольшие поделки.
В старших группах работы дошкольников из природного материала становятся более сложными, а приемы обработки природного материала разнообразнее. На прогулках в лесу, в парке, на даче, огороде внимание старших детей следует привлекать к интересным сухим веточкам, плодам, семенам, камушкам. Вместе подумать, на что они похожи, пофантазировать, что можно сделать из той или иной находки, чем дополнить шишку или желудь, чтобы получилась фигурка человека или зверушки, предложить собрать весь этот природный материал для поделок.
Объемные поделки, которые могут выполнить дошкольники из природного материала, можно разделить на группы:
- изделия из глины и пластилина, дополненные мелкими деталями из природного материала (крылышки и хвостик птички, юбочка у куколки, ушки у разных зверей, колючки ежа);
- поделки, часть основных деталей которых выполнена из природного материала, а часть сделана из пластилина (туловище ежа из шишки, а голова из пластилина);
- поделки, все основные детали которых выполнены только из природного материала и соединены между собой кусочками пластилина, заостренными веточками или палочками;
- поделки из свежих целых или разрезанных на части овощей и фруктов, детали которых соединены заостренными спичками и украшены лоскутками ткани, бумаги и фольги.
Первые поделки из природного материала дошкольники выполняют по образцу, затем создают изделия по указанию педагога на определенную тему или конструируют по собственному замыслу.
Работа с образцом позволяет ребенку не только понять, к какому результату он должен стремиться в процессе конструирования, но и учит анализировать изделие, помогает освоить приемы и последовательность работы с природным материалом, а также стимулирует желание создать такую же красивую поделку, как образец. Но даже в работе по образцу необходимо создавать условия для проявления фантазии, например, при оформлении изделия (шапочка, бантик, фартучек из ткани) или при объединении поделок в общую композицию.
Значительно больше возможностей для творчества и поисковой деятельности возникает у детей, когда они мастерят по собственному замыслу или на какую-то заданную тему, не имея перед собой образца. Однако эти виды конструирования возможны лишь тогда, когда у детей уже имеются определенные умения создания поделок из природного материала.
Мир природы необыкновенно красив, загадочен и чудесен. Каждая травинка, листок, веточка неповторимы, таят в себе необыкновенные тайны и имеют свою, только им присущую форму!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конструирование из природных материалов в детском саду в подготовительной группе.
В материале описывается теоретические основы конструирования из природного материала в подготовительной группе....
"Изготовление поделок из природного материала в детском саду"
В своей публикации раскрыты возможности изготовления поделок из природного материала (шишки, листья, желуди и др.)....
Использование природного материала в детском саду
Природный материал можно использовать в любой области дошкольника....
Консультация для педагогов "Конструирование и ручной труд в детском саду"
В данной статье автор обратил внимание как влияют конструирование и ручной труд на всестороннее развитие дошкольника. А также выделил основные задачи в каждой возрастной группе по данному виду д...
Создание поделок из природного материала в детском саду
Конструирование из природного материала — творческое и полезное занятие, в процессе которого дети создают оригинальные изделия, совершенствуя при этом свои аналитические способности, п...
Консультация для педагогов "Конструирование из природных материалов в детском саду в подготовительной группе"
Художественное творчество с использованием природных материалов — один из путей приобщения детей к природе, к красоте, к созиданию и творчеству.Конструирование из природного материала относится ...
Создание поделок из природного материала в детском саду в средней группе
Мир природы таинственен, необыкновенно красив и неповторим. Создавая оригинальные поделкиРазличная по размеру и фактуре кора деревьев чаще всего применяется для создания удобных подставок для поделок ...