Развитие конструкторских способностей у младших дошкольников посредством блоков Дьенеша
статья по конструированию, ручному труду (младшая группа)

Черкасова Татьяна Викторовна

В данной статье говорится о том, что применение в деятельности  блоков Дьенеша способствует не только решению задач в поознавательной области во всех возрастных группах, так же его можно использовать для решения задач в художественно-эстетическом развитии в конструировании.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_kons_sp.docx16.73 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие конструкторских способностей у младших дошкольников посредством блоков Дьенеша

Идеальной деятельностью в дошкольном воспитании является деятельность, в которой присутствует ряд важных развивающих аспектов, и интеграция образовательных областей достигается легко. Одним из таких любимых и увлекательных для детей и воспитателей видов работы является конструирование. Конструирование - создание разнообразных построек из материалов различного вида. Кроме педагогических достоинств, занятия конструированием оставляют яркий эмоциональный след в памяти ребёнка, иногда сохраняющийся на всю жизнь. Именно поэтому перед воспитателем встают вопросы: как организовать занятия по конструированию, какие материалы использовать в работе, как помочь детям осваивать новые навыки с большим интересом.  

Фундамент успешного умственного развития и начало сенсорной культуры закладывается в возрасте до школы. Ребенок познает мир, выявляет свойства предметов - цвет, форму, размер. И незаменимую помощь в этом оказывают логические блоки Дьенеша. Блоки Дьенеша -универсальный дидактический материал придумал венгерский математик и психолог Золтан Дьенеш. В наборе содержится 48 объемных геометрических фигур, отличающихся по форме, цвету, толщине и размеру. Все фигуры (несмотря на внешнюю схожесть) абсолютно уникальны по сочетанию всех признаков. Работа с логическими блоками Дьенеша знакомит детей с геометрическими фигурами, формой и размером предметов, развивает мыслительные умения (сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать), познавательные процессы, творческие способности. Использование данного пособия способствует не только решению задач в познавательной области во всех возрастных группах, так же его можно использовать и в решении задач в художественно-эстетическом развитии в конструировании.

Игры с пособием построены от простого к сложному. Действуя с фигурами, дети учатся выкладывать знакомые элементарные предметы по представлению, по схеме - сначала путем накладывания, а затем самостоятельного выкладывания, создания своей уже усовершенствованной постройки.  

     Почему я взяла для работы именно это пособие? Помимо всех достоинств блоков Дьенеша (разнообразие форм, цвета, свойств, удобные в использовании), надеюсь, что работа с блоками поможет не только хорошо усвоить с малышами программный материал по конструированию, но и поможет достаточно хорошо подготовить детей к изучению математики, геометрии и информатики в школе.                                            

         В процессе занятий по конструированию с блоками Дьенеша решаются следующие задачи:

  • образовательная (осваиваются новые слова и понятия, такие как названия конструируемых и моделируемых объектов, геометрических фигур)
  • развивающая (развивается мелкая моторика, внимание и концентрация, логическое и пространственное мышление, индивидуальные и коллективные навыки, аналитические и творческие способности);
  • воспитательная (воспитывается желание работать и завершать начатое, интерес к коллективному и индивидуальному творчеству, любознательность и аккуратность).

Необходимо предоставить детям возможность самостоятельно познакомиться с логическими блоками. В процессе манипуляций с блоками дети установят самостоятельно, что они имеют различную форму, цвет, размер, толщину.

В комплекте с наборами предложены альбомы. Дети самостоятельно берут альбомы и выкладывают животных и различные предметы. Наборы и альбомы находятся в свободном доступе в уголке конструирования.

 В дальнейшем используются игры с усложнением, по карточкам, где цвет обозначается пятном; форма - контур фигур (круглый, квадратный, треугольный, прямоугольный,); величина - силуэт домика (большой, маленький); толщина - условное изображение человеческой фигуры (толстый и тонкий).

Первые игры я провожу уже с младшими дошкольниками: в возрасте 2,3 лет начинаем играть в игры на сортировку фигур по толщине, форме, размеру, толщине. Например, игра «Цепочка или бусы», где ребёнок выполняет задания по предложенному образцу. Собирает бусы, из геометрических фигур. В соответствии с принципом постепенного наращивания трудностей предусматривается, чтобы дети начинали освоение материала с простого манипулирования фигурами.

В работе с блоками Дьенеша используются следующие формы конструирования:

  • Конструирование по образцу. Используется подражательная модель, когда дети повторяют все этапы конструирования за воспитателем. Сначала воспитатель демонстрирует в медленном темпе и с подробными объяснениями всю последовательность работ. Затем к работе приступают дети, выполняя конструирование самостоятельно и с поправками воспитателя.
  • Конструирование по условиям. При этой форме работы детям описываются некие характеристики объекта, но наглядная модель не приводится. Например, дошкольники построили домик из строительного конструктора, и воспитатель предлагает построить теперь гараж по соседству с этим домиком. Задаются условия: подъездная дорожка, большие ворота, площадь для размещения игрушечной машинки. Дети могут решить самостоятельно, как будет выглядеть объект, но они должны обязательно выполнить заданные воспитателем требования к строению.
  • Конструирование по наглядным схемам. В этом случае конструирование объекта идёт по схематическому рисунку с устными пояснениями воспитателя. С помощью такой формы дети учатся читать схему.

 Важной особенностью конструирования является тесная связь с игрой. Дети конструируют не для того, чтобы поставить готовое изделие на полку и потом восхищаться им или просто забыть про него. Они конструируют, чтобы играть, и начинают играть уже во время самого процесса конструирования

 Занятия по конструированию в детском саду являются одним из универсальных способов развития и обучения ребёнка новым навыкам в игровой форме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование экологических представлений посредством развития сенсорных способностей у младших дошкольников»

Данный материал предназначен для педагогов. Из которого педагог может применить в своей практике игры на формирование экологических представлений посредством развития сенсорных способностей у младших ...

Развитие коммуникативных способностей у младших дошкольников посредством игровой деятельности.

Развитие коммуникативных способностей у младших дошкольников посредством игровой деятельности....

Отчет по плану самообразования «Формирование экологических представлений посредством развития сенсорных способностей у младших дошкольников».

В настоящее время человечество стоит перед лицом экологической катастрофы. Причиной нарушения экологического равновесия послужило потребительское отношение людей к окружающей природе, их экологическая...

Мастер –класс «Развитие математических способностей через развивающие игры с блоками Дьенеша и палочками Кюизенера»,

Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка — развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. На решение этой задачи д...

Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством блоков Дьенеша, палочек Кюизенера.

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение Новосибирского района Новосибирской области – детский сад «Золотая рыбка»Развитие логического  мышления  детей ...

Консультация для родителей и педагогов «Развитие математических способностей у детей с помощью блоков Дьенеша»

Умение верно устанавливать причинно-следственные связи, определять параметры, связывающие различные явления и предметы, навык мыслить системно – это важнейшие условия успеха в профессионально-ли...