Долгосрочный проект "Волшебный мир оригами"
проект по конструированию, ручному труду (старшая группа)

Миллер Валентина Владимировна

Творческий долгосрочный проект для старшего дошкольного возраста (февраль - май)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_origami.docx31.41 КБ

Предварительный просмотр:

проект «Волшебный мир Оригами»

 Тема: «Оригами - средство развития конструктивных умений у дошкольников»

СОДЕРЖАНИЕ

1 Паспорт проекта.

2 Актуальность (проблема) .

3 Анализ среды (внешней и внутренней) 

4 Цели и задачи проекта

5 Участники проекта

6 Ресурсы проекта

7 Механизм реализации проекта

8 План реализации проекта

9 Ожидаемые результаты. Критерии оценки эффективности

10 Перспективы дальнейшего развития проекта

1. ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Название проекта «Волшебный мир Оригами»

Тема

проекта Оригами – средство развития конструктивных умений у дошкольников

 В детском саду отведено недостаточное количество часов на работу с бумагой и большая часть из них посвящена вырезыванию из бумаги и составлению плоских композиций. Недостаточная степень развития технических навыков тормозит работу воображения, сковывает детскую инициативу, снижает качество результатов деятельности.И наоборот: если ребенок успешно овладевает техническими навыками: обрыванием, сгибанием, скручиванием, это приводит к успешному овладению сенсорными эталонами; приобретению поисковой деятельности; усвоению простейших навыков совместной работы; активному общению друг с другом и воспитателем; стимулированию творческого отношения к работе.

Цель:

проекта Формирование у дошкольников интереса к искусству оригами, развитие конструктивных умений.

Задачи

проекта 1. Познакомить дошкольников с техникой оригами.

2. Обучать детей различным приёмам работы с бумагой, умению следовать устным инструкциям, пользоваться пооперационными картами.

2. Развивать конструктивные и творческие способности, художественный вкус, мелкую моторику рук и глазомер, развитие уверенности в своих силах и способностях.

3. Воспитывать усидчивость, ответственность, аккуратность, бережное отношение к предметам и материалу.

Участники

проекта воспитатели старшей группы, воспитанники старшей группы, Сроки реализации проекта С 01.02.21 по 31.05.2021 (долгосрочный проект)

Ожидаемые результаты 1. У детей имеется представление о том, что оригами это искусство складывания различных фигур из бумаги.

2. Дети соотносят наглядные символы (показ) со словесными (объяснениями, умеют следовать устным инструкциям, пользоваться пооперационными карточками; владеют различными приемами работы с бумагой.

3. Дети проявляют творчество в художественном оформлении работ, применяют в оригамной композиции другие художественные материалы и техники (аппликация, коллаж, графика); проявляют уверенность в своих силах и способностях; проявляется художественный вкус.

2. АКТУАЛЬНОСТЬ (ПРОБЛЕМА)

Актуальность выбранной темы заключается в том, что оригами как вид конструирования из бумаги развивает у детей конструктивные и творческие способности, мышление, память, мелкую моторику, пространственное воображение. Это неоднократно подтверждалось исследованиями таких ученых как Д. Б. Эльконин, Куцакова Л. В., Афонькина С, Тарабарина Т. И., Шумаков Ю. В., Шумакова Е. Р., Косминская В. Б., Васильченко Е. И., Макаренко А. С, Комарова Т. С. и другие.

Овладение методикой использования бумаги как средства пластического моделирования позволит педагогам дошкольных учреждений развивать не только творческие способности ребенка - дошкольника, но и будет способствовать самореализации и саморазвитию детей через художественное творчество.

Кроме того, работа с бумагой, требует сосредоточенности, внимания, усидчивости, то есть таких качеств, которые в дальнейшем помогут ребенку успешно учиться в школе. Одним из основных аспектов развития дошкольника в период подготовки его к школе, является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Оригами с этой точки зрения – удивительный метод коррекции мелкой моторики рук. Через различные действия с бумагой (в процессе ее обработки, применения разных способов и приемов складывания, сгибания) дети учатся эстетически осмысливать образы знакомых предметов.

Во время занятий оригами дети учатся не только работать с бумагой, но и развивают пространственное воображения, учатся читать чертежи, следовать устным инструкциям. На занятиях по оригами развивается устная речь ребенка, она становится красивее, грамотнее. Дети учатся свободно общаться.

Полученная радость от занятий, радость от того, что у них, получается, меняется характер общения детей. Они начинают играть со своими поделками, включаются в игру – драматизацию.

В детском саду отведено недостаточное количество часов на работу с бумагой и большая часть из них посвящена вырезыванию из бумаги и составлению плоских композиций. Недостаточная степень развития технических навыков тормозит работу воображения, сковывает детскую инициативу, снижает качество результатов деятельности.И наоборот:если ребенок успешно овладевает техническими навыками: обрыванием, сгибанием, скручиванием, это приводит к успешному овладению сенсорными эталонами; приобретению поисковой деятельности; усвоению простейших навыков совместной работы; активному общению друг с другом и воспитателем; стимулированию творческого отношения к работе.

Актуальность данной темы послужила разработке педагогического проекта «Оригами для дошкольников».

3. АНАЛИЗ СРЕДЫ (ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ)

Анализ внешней среды

Складывание фигурок из бумаги является одним из самых безопасных и доступных видов детского творчества. Поколения мальчишек и девчонок делали бумажные кораблики и самолетики, стаканчики и шапочки, прыгающих лягушек и хлопушки. Мало кто знал, что этот вид искусства насчитывает более двух тысяч лет и называется ОРИГАМИ.

Оригами — это искусство складывания фигурок из бумаги. Слово «оригами» в переводе с японского — «сложенная бумага».

История возникновения оригами уходит своими корнями в глубокую древность и неразрывно связана с появлением технологии изготовления самой бумаги. Официальная дата «появления» бумаги — 105 г. н. э., когда китайский чиновник Цай Лунь сделал доклад императору о существовании такой технологии. Китайцы ревностно хранили секрет изготовления бумаги, но, несмотря на запрет, вывезли за границу секретную технологию, в 610 году странствующий буддийский монах Дан-Хо добирается до Японии и передает секрет.

Эта технология производства бумаги сохраняется в Японии и по сей день. Рядом с крупнейшими фабриками, производящими ежедневно километры бумаги, соседствуют маленькие мастерские, где выделывают вручную отдельные и дорогие листы бумаги «Васи». Они очень прочны — выдерживают несколько тысяч сгибов, и поэтому часто используются вместо стекол в японских домах.

Несмотря на то, что бумага была изобретена в Китае, именно Япония стала родиной искусства складывания. Японское слово «ками» значит и «бумага», и «Бог». В синтоистких храмах в «санбо» — ритуальные бумажные коробочки, использовавшиеся для жертвоприношений — клали кусочки рыбы и овощей.

В периоды Камакура (1185 — 1333) и Муромати (1333 — 1573) оригами выходит за пределы храмов и достигает императорского двора. Придворные, аристократия и монахи должны были обладать определенными навыками в искусстве складывания бумаги. Записки, сложенные в форме бабочки, журавля, цветка были символом дружбы или доброго пожелания. Одним из признаков хорошего образования и изысканных манер стало умение «складывать». Знатные семьи использовали фигурки оригами как герб и печать.

В период Адзути — Момояма (1573 — 1603) и Эдо (1603 — 1867) оригами из церемониального искусства превратилось в популярный способ времяпрепровождения. Было изобретено много моделей, которые стали классическими, среди них — японский журавлик (цуру) — традиционный символ счастья и долголетия.

Во второй половине 19 века Япония широко открыла двери остальному миру; европейцы познакомились с основными фигурками оригами: лягушкой, рыбой, цветком ириса.

Настоящее революционное развитие оригами началось после Второй мировой войны благодаря усилиям мастера Акиры Йошизавы. Он изобрел условные обозначения для процесса складывания, появление которых равносильно изобретению нотных знаков в музыке. Искусство оригами можно было теперь передавать другим людям, навыки игры — фиксировать. Разработанные им знаки стали международным стандартом.

Создание игрушек из бумаги – процесс не только интересный, но и полезный, так как он способствует развитию и совершенствованию мелкой моторики у детей. А игрушки, сделанные детворой, могут стать хорошим подарком, украсить интерьер квартиры и даже использоваться при сервировке стола.

Оригами похоже на фокус — из обычного листка бумаги за несколько минут рождается чудесная фигурка! Оригами не требует больших материальных затрат, занятия оригами абсолютно безопасны даже для самых маленьких детей. С помощью оригами легко и быстро создается целый мир, в который можно играть! Не требуется особых способностей и получается у всех! С помощью оригами легко делать необычные и оригинальные подарки и украшать помещения.

Оригами особенно любят дети. Да это и неудивительно! Ведь материалом для поделки может служить и листочек из тетради, и рекламная листовка, и бумажная салфетка, и чек из магазина, и даже яркий фантик от конфеты. И заниматься оригами можно почти везде: и дома, и в саду, и на школьной перемене, и в поездке, и… да где угодно! Можно складывать фигурки птиц и животных, коробочки и колечки, кораблики и самолетики. А как интересно играть с собственной поделкой! Но ведь в технике оригами можно делать и полезные вещи, например, поделку на школьную выставку, закладку для книжки, портмоне и даже украшения, например, цветы, снежинки, гирлянды, игрушки на елку и т. д.

Сейчас оригами популярно во всем мире. Оно перестало быть просто развлечением. Ученые, архитекторы и математики исследуют геометрию оригами, создают сложнейшие технические конструкции – бумажные модели и др.

Анализ внутренней среды

Деятельность в ДОУ осуществляет в соответствии с примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой – М.: Мозаика-Синтез, 2014г.

Для занятий с детьми созданы необходимые условия. Занятия для детей проходят в оборудованном творческом кабинете,оснащенный следующим материалом: бумага белая и цветная, кисточки, клей, карандаши, и др. ; наглядные пособия (пооперационные карты, схемы) и многое другое для занятий по оригами.

Есть утвержденное расписание занятий по всем группам. Занятия проходят во второй половине дня.

4. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

Цель: Формирование у дошкольников интереса к искусству оригами, развитие конструктивных умений.

Задачи:

1. Познакомить дошкольников с техникой оригами.

2. Обучать детей различным приёмам работы с бумагой, умению следовать устным инструкциям, пользоваться пооперационными картами.

2. Развивать конструктивные и творческие способности, художественный вкус, мелкую моторику рук и глазомер, развитие уверенности в своих силах и способностях.

3. Воспитывать усидчивость, ответственность, аккуратность, бережное отношение к предметам и материалу.

5. УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА

Воспитатель

Дети

6. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Подготовительный

этап Основной этап Заключительный

этап

- Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта;

- Изучение нормативно-правовых документов и методической литературы;

- Анализ ресурсного обеспечения;

-Обогащение материально-технических ресурсов;

- Создание детского центра активности;

-Анкетирование родителей;

- Беседа с детьми;

-Консультация с родителями;

-Создание презентации;

-Диагностика детей старшей группы;

-Изготовление брошюры.С детьми:

-Рассматривание с детьми пооперационных карт, схем;

-Знакомство с техникой изготовления оригами;

- Беседы;

- Проведение занятий;

- Организация и показ настольного театра;

- Дидактические игры;

- Упражнения;

- Подвижные игры;

-Изготовление выносного материала на улицу в технике оригами;

-Изготовление коллективной работы с детьми.

7. ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Этап проекта Мероприятия Срок Ответственные

Подготовительный Работа педагога:

- Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта;

- Изучение нормативно-правовых документов и методической литературы;

-Анализ ресурсного обеспечения;

Работа с детьми:

-Создание детского центра активности «Оригами»;

- Проведение беседы с детьми «Что такое оригами?»;

- Просмотр презентации на тему «Базовые формы оригами»;

- Чтение художественной литературы «Японский журавлик»;

-Диагностика детей старшей группы в соответствии с методиками Парамоной Я. Д., Лиштван З. В., Тарабариной Т. И. ;

- Основной Работа с детьми:

-Рассматривание с детьми пооперационных карт, схем;

- Знакомство с техникой изготовления оригами;

-Беседы «Оригами. История появления и развития»«Бумага, разновидности бумаги».

- Подготовка поделок к настольным театрам «Три медведя»«Три поросенка»«Гуси-лебеди»«Котенок по имени Гав»;

-Изготовление поздравительных открыток ко дню Воспитателя, ко дню пожилого человека, рождения (открытки, к Новому году, к 23 февраля, к 8 марта;

-Занятия по конструированию из бумаги (оригами):

Базовая форма «квадрат»,

«двойной квадрат»,

«книжка»,

«дверь»,

«дом»,

«треугольник»,

«блин»,

«воздушный змей»,

«бомбочка»,

«рыба»,

«катамаран»,

«лягушка»,

«птица»

И производные от этих форм поделки;

- Занятия по коммуникации«Расскажи о своей поделке»,

- Организация и показ настольного театра для старших и средних групп.

-Дидактические игры«Построим дом»«Чего не хватает?»«Собери и построй»«Какая постройка рассыпалась?»«Мастерская форм»«Есть у тебя или нет?»

(знакомство с геометрическими понятиями: угол, сторона, квадрат, треугольник, центр, диагональ;

Игра «Найди такой же»на закрепление математических отношений: цвет, форма, размер;

- Упражнение «Сравни» на ориентировку на плоскости квадрата и треугольника, расположенных по-разному стороны (угол) левая, правая, верхняя, нижняя, центр, середина;

- Подвижные игры с использованием масок, выполненных в технике оригами: «У медведя во бору»«Два Мороза»,

«Воробушки и автомобиль»«Рыбак и рыбки»;

-Изготовление выносного материала на улицу в технике оригами: вертушки, самолеты, кораблики, лодки, пароходы с двумя трубами;

- Для сюжетно-ролевых игр: кулечки, кошельки;

-Изготовление коллективной работы с детьми.

-Диагностика результатов работы над проектом. Май.

- Изготовление видеороликов по кружку «Умелые ручки» для просмотра родителям.

8. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ

1. У детей имеется представление о том, что оригами это искусство складывания различных фигур из бумаги.

2. Дети соотносят наглядные символы (показ) со словесными (объяснениями, умеют следовать устным инструкциям, пользоваться пооперационными карточками; владеют различными приемами работы с бумагой.

3. Дети проявляют творчество в художественном оформлении работ, применяют в оригамной композиции другие художественные материалы и техники (аппликация, коллаж, графика); проявляют уверенность в своих силах и способностях; проявляется художественный вкус.

4Критерии оценки эффективности:

1. Достижение цели проекта и выполнение поставленных задач.

2. Соблюдение механизма реализации проекта и полное выполнение плана мероприятий.

3. Достижение ожидаемых результатов.

4. Удовлетворение образовательных потребностей воспитанников ДОУ.

10. ПЕРСПЕКТИВЫ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ ПРОЕКТА

Проект долгосрочный, рассчитан на один год.

Наиболее целесообразно проведение проекта в течение одного года – с целью более глубокого и всестороннего охвата данной проблемы. Проект планируется использовать не только несколько месяцев или пол года, потому что результаты будут более эффективными, когда ребенок проходит все ступени.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Факультативное занятие. Оригами "Сказка о петушке в стране Оригами"

Интегрированная образовательная деятельностьпо конструированию из бумаги на тему:«Сказка о петушке в стране Оригами» Задачи:Закрепить технику складывания квадрата и прямоугольника, совмещая проти...

Мастер-класс для педагогов ДОУ по обучению конструированию из бумаги в технике оригами "Путешествие в страну Оригами"

В игровой форме участники познакомятся с азами сложения из бумаги в технике оригами и узнают об особенностях обучения этому детей дошкольного возраста. Познакомятся с правилами оригамистов. Узнают о р...

Тема: "Искусство оригами и особенности использования техники оригами в развитии детей дошкольного возраста".

Курс: Формирование способностей дошкольников в работес разными материалами....

Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года

Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...

Долгосрочный проект на тему "Оригами в детском саду"

Оригами – удивительный метод коррекции мелкой моторики рук. Через различные действия с бумагой (в процессе ее обработки, применения разных способов и приемов складывания, сгибания) дети учатся эстети...