Дидактические игры с детьми старшего дошкольного возраста с использованием конструкторов ТИКО "Арифметика", "Архимед", "Фантазёр"
картотека по конструированию, ручному труду (старшая, подготовительная группа)
Дидактические игры с детьми старшего дошкольного возраста с использованием конструкторов ТИКО «Арифметика», «Архимед», «Фантазер».
Скачать:
Предварительный просмотр:
Дидактические игры с детьми старшего дошкольного возраста с использованием конструкторов ТИКО «Арифметика», «Архимед», «Фантазер».
Раздел: «Количество и счет»
- Дидактическая игра «Цифровая дорожка»
Цель: закреплять умения детей составлять цифровой ряд (числовой луч) чисел от 1 до 10 и обратно. Развивать мелкую моторику рук пальцев.
Материал: конструктор ТИКО «Арифметика».
Ход игры:
1 вариант. Дети выкладывают дорожку из цифр от 1 до 10
2 вариант. Дети выкладывают дорожку из цифр от 10 до 1
3 вариант. Дети выкладывают дорожку из цифр от 3 до 7; от 4 до 9 и т.д. Можно и в обратном направлении.
4 вариант. Дети выкладывают дорожку из цифр через одну: 1,3,5 и т.д. Можно в обратном направлении
5 вариант. Дети выкладывают дорожку из цифр через две: 1,4, 7,10. Можно в обратном направлении.
6 вариант. Дети выкладывают дорожку из четных цифр: 2,4,6 и т.д. Можно в обратном направлении.
7 вариант. Дети выкладывают дорожку из нечетных цифр: 1,3,5 и т.д. Можно в обратном направлении.
8 вариант. «Угадай, какое число пропущено?» Педагог составляет числовой луч от 1 до 10, с пропущенными в нем цифрами, которые заменены пустыми квадратами. Задача ребенка – найти пропущенную цифру и поставить ее на соответствующее место. (Аналогично с цифровыми квадратами).
- Дидактическая игра «Цветные домики»
Цель: закреплять навык порядкового счета.
Материал: конструктор ТИКО «Архимед», «Фантазер».
Ход игры:
1 вариант. Дети по заданию педагога строят из квадратов 4 –х этажный дом: первый этаж – красного цвета, второй этаж – зеленого цвета, третий этаж – синего цвета, четвертый этаж – желтого цвета.
2 вариант. Дети строят самостоятельно 3-х этажный дом и рассказывают друг другу, какого цвета этажи в доме.
- Дидактическая игра «Цифровой конструктор»
Цель: способствовать запоминанию цифр через моделирование плоскостных и объемных фигур.
Материал: конструктор ТИКО «Архимед», «Фантазер».
Ход игры:
1 вариант. Из деталей конструктора ТИКО дети составляют плоскостные (объемные) цифры: самостоятельно придуманные, либо по образцу (схеме).
2 вариант. Педагог составляет неправильную цифру (в зеркальном изображении - "задом наперед" или перевернутую - "вверх ногами"), а ребенок переставляет детали так, чтобы получилась правильная цифра.
3 вариант. «Преобразование цифр». Например: педагог кладет одну деталь конструктора и просит ребенка добавить только одну деталь так, чтобы получилась цифра. Следующий ход - добавить детали или поменять их местами, чтобы получилась новая цифра. Дальше ребенок преобразует выложенную цифру в другую.
Возможны следующие ряды букв: 1-7; 3-8; 0-6-9; 6-8
- Дидактическая игра «Посели соседей»
Цель: упражнять детей в определении последующего и предыдущего числа к названному.
Материал: конструктор ТИКО «Арифметика».
Ход игры:
1 вариант. Педагог называет любое число до 10, дети выкладывают предыдущее или последующее число. Если ребенок ошибся, все хором называют это число.
2 вариант. Педагог называет любое число до 10, дети выкладывают предыдущее и последующее число.
3 вариант. «Построй цепочку». Педагог раздает каждому ребенку карточку с числом. Задача ребенка выложить цепочку – из предыдущих или последующих чисел.
- Дидактическая игра «Числовые домики».
Цель: учить работать с числовым отрезком.
Материал: конструктор ТИКО «Арифметика»
Задания:
- Найдите в наборе квадраты с цифрами от 1 до 9. К квадратам сверху прикрепите треугольники и соедините числовые домики друг с другом в порядке увеличения (уменьшения) чисел.
- Пользуясь числовой прямой, ответьте на вопросы: какое число находится между числами 4 и 6? Назови соседей числа 3 и т.д.
- Дидактическая игра «Найди пару»
Цель: закреплять умение детей соотносить количество предметов с цифрой.
Материал: конструктор ТИКО «Арифметика».
Ход игры:
1 вариант. Используя квадраты с цифрами и квадраты с точками, дети соотносят количество точек на квадрате с соответствующей цифрой.
2 вариант. Используя квадраты с цифрами, дети подбирают соответствующее количество зеленых (желтых) квадратов.
- Дидактическая игра «Сделай, как скажу».
Цель: закрепить умение детей соотносить количество предметов с цифрой.
Материал: конструктор ТИКО « Арифметика» и «Фантазер».
Ход игры:
1 вариант. Дети конструируют 2,3,4 и т.д. домиков.
2 вариант. Дети конструируют столько домиков, сколько раз педагог хлопает в ладоши (топает ногой и т.д.).
3 вариант. «Какая это цифра?» Дети конструируют на один домик меньше.
- Дидактическая игра «Засели домик»
Цель: закреплять умения детей составлять числа от 3 до 10 из двух меньших.
Материал: конструктор ТИКО « Арифметика», «Фантазер», «Архимед».
Ход игры: педагог составляет числовой домик с окошками. Объясняет, что цифра на крыше обозначает количество жильцов на каждом этаже, а жильцов надо заселить по этажам так, чтобы два числа вместе составили число, которое находится на крыше.
1 вариант. На каждом этаже указана только одна цифра, ребенок должен подобрать и поставить вторую цифру.
2 вариант. Цифра указана только на крыше, на этажах ребенок сам подбирает цифры.
3 вариант. На каждом этаже указаны по две цифры, но ребенок выбирает только правильные варианты, а не правильные исправляет.
9.Дидактическая игра « Сравни».
Цель: закрепить умения детей сравнивать количество предметов, упражнять в умении определять, какое число больше или меньше и составлять соотношения при помощи знаков и цифр.
Материал: конструктор ТИКО « Арифметика» и « Фантазер».
Ход игры:
1вариант. Дети конструируют и располагают слева 5 домиков, а справа 6 домиков, сравнивают количество домиков слева и справа, ставят знак сравнения.
2 вариант. Перед детьми знак неравенства. Дети конструируют домики и располагают их слева и справа от знака так, чтобы неравенство было верным.
3 вариант. Дети сравнивают два числа, используя домики (прием наложения), составляют неравенство, используя цифры и знаки.
4 вариант. Дети сравнивают два числа, используя цифры и знаки.
10.Дидактическая игра «Составь пример».
Цель: упражнять детей в умении находить заданные цифры, нужные знаки, составлять пример и решать его.
Материал: конструктор ТИКО «Арифметика».
Ход игры:
1 вариант. Примеры уже составлены, ребенок находит правильный ответ, находя нужную цифру.
2 вариант. «Найди пропущенное число». Пример уже составлен, но пропущено одно слагаемое, уменьшаемое или вычитаемое.
3 вариант. Ребенок сам составляет пример, решает его, используя цифры и знаки.
Раздел: «Геометрические фигуры и их свойства»
1.Дидактическая игра «Разные домики. Цвет»
Цель: упражнять детей в классификации геометрических фигур по цвету.
Материал: конструктор «ТИКО «Фантазер», «Архимед».
Ход игры:
1 вариант. Дети конструируют домики из фигур только красного цвета.
2 вариант. Дети конструируют домики синего цвета с желтой крышей.
3 вариант. Дети конструируют двухэтажный дом: 1 этаж – синего цвета, второй этаж – желтого цвета.
2.Дидактическая игра «Разные домики. Форма»
Цель: упражнять детей в классификации геометрических фигур по форме.
Материал: конструктор ТИКО «Фантазер», «Архимед».
Ход игры:
1 вариант. Дети конструируют домики из квадрата и треугольника.
2 вариант. Дети конструируют дом из четырех квадратов и четырех прямоугольных треугольников.
3 вариант. Дети конструируют дом из пятиугольника и трапеции.
3. Дидактическая игра « Разные домики. Величина» (игру можно использовать в разделе» Величина»).
Цель: упражнять детей в классификации геометрических фигур по величине.
Материал: конструктор ТИКО «Архимед», «Фантазер».
Ход игры:
1 вариант. Дети конструируют три домика: маленький – средний – большой.
2 вариант. Дети конструируют четыре домика разных по высоте, назови, какие домики у тебя получились.
3 вариант. Дети конструируют два домика: тонкий и толстый.
4.Дидактическая игра «Подбери фигуру»
Цель: Упражнять в сопоставлении формы изображенных на картинах предметов с геометрическими фигурами.
Материал: конструктор ТИКО «Фантазер», «Архимед». Подставка, на которой размешены модели геометрических фигур, картинки, на которых нарисованы предметы, состоящие из 1-2 или нескольких частей.
Ход игры:
1 вариант. Водящий объясняет задание: «Я буду указывать на фигуры, а вы среди своих картинок выбирайте те, на которых нарисованы предметы такой же формы».
2вариант. Аналогично, но с объёмными фигурами.
5. Дидактическая игра «Мастерская форм»
Цель: формировать умение воспроизводить разновидности геометрических фигур и тел.
Материал: конструктор ТИКО «Архимед», «Фантазер», схемы.
Ход игры: ведущий объявляет, что дети сегодня поиграют в игру «Мастерская форм», в которой каждый постарается выложить различные фигуры. 1 вариант. Дети самостоятельно строят знакомые и придуманные разновидности фигур.
2 вариант. Используя развернутую схемы, дети моделируют объемные фигуры – пирамиду, куб, призму, шар.
6.Слуховой диктант «Составь фигуру» (можно использовать в разделе «Ориентировка в пространстве»)
Цель: упражнять детей в знании геометрических фигур, развивать ориентировку в пространстве.
Материал: Конструктор ТИКО «Архимед», «Фантазер».
Ход игры: дети садятся за столы и из деталей конструктора через слуховой диктант моделируют любую фигуру, в данном случае зайчонка ТИКО. Задание:
- Расположи прямоугольник вертикально.
- Сверху, справа и слева к прямоугольнику прикрепите по одному пятиугольнику.
- К верхнему пятиугольнику сверху справа и слева прикрепите два остроугольных треугольника.
- К нижней стороне прямоугольника горизонтально по центру прикрепите еще один прямоугольник, Какая фигура получилась?
Раздел: «Ориентировка в пространстве»
- Дидактическая игра «Расскажи про свой узор»
Цель: способствовать овладению пространственными представлениями (слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади, середина).
Материал: конструктор «ТИКО «Архимед», «Фантазер».
Ход игры:
1 вариант. Используя набор конструктора, игроки составляют по замыслу различный плоскостной узор, состоящий из 5 фигур. Затем, рассказывают, в какой части (слева, справа, вверху, внизу, середине) узора, расположены те или иные геометрические фигуры.
2 вариант: аналогично с объемными фигурами.
- Дидактическая игра «Что изменилось?»
Цель: закреплять знание пространственных представлений «справа-слева»,«впереди–сзади».
Материал: конструктор «ТИКО «Архимед», «Фантазер».
Ход игры: ведущий предлагает игрокам рассмотреть расположение фигур на столе по отношению друг к другу. Затем ведущий меняет местами один-два предмета. Открыв глаза, игроки рассказывают о тех изменениях, которые произошли, где предметы стояли раньше и где теперь. Например, куб стоял слева от пирамиды, а теперь стоит справа от неё и т.д.
Раздел: «Величина»
- Дидактическая игра «Умные квадраты»
Цель: формировать умение сравнивать отрезки различной длины.
Материал: конструктор «ТИКО «Арифметика».
Ход игры: Ведущий предлагает игрокам сконструировать из набора отрезки, например, длиной 5 единиц и 9 единиц при условии, что 1 квадрат = 1 единице. Сравнить длины отрезков. На сколько, один отрезок больше другого? Меньше?
Раздел: «Ориентировка во времени»
- Дидактическая игра «Часы»
Цель: закреплять умение определять время по часам.
Материал: конструктор ТИКО
Ход игры: дети из остроугольных треугольников моделируют круг, приклеивают цифры (можно латинские), стрелки можно сделать из картона, закрепить их в середине круга. Воспитатель использует карточки с цифровым изображением времени и картинки, изображающие разные режимные моменты.
Задания:
- Педагог раскладывает карточки лицевой стороной вверх, задает значение на циферблате. Дети должны отыскать аналогичное время на одной из карточек.
- Педагог раскладывает карточки с цифрами лицевой стороной вниз. Дети открывают каждую карточку поочередно и устанавливают на циферблате аналогичное время.
- Воспитатель показывает детям карточку, просит передвинуть стрелки так, чтобы они показывали на полчаса раньше или позже, чем указано.
- Педагог просит детей рассмотреть картинки, изображающие режимные моменты, рассказать, когда в течение дня они занимаются каждым из дел, соответственно передвинуть стрелки.
Раздел: «Логические задачи»
- Дидактическая игра «Логические квадраты»
Цель: закреплять умение решать логические задачи.
Материал: конструктор ТИКО «Архимед», «Фантазер»
Ход игры:
1 вариант. Дети конструируют логический квадрат по условию: цвета не должны повторяться в строчках и столбиках. Для сборки квадрата используют квадраты трех цветов.
2 вариант. Дети соединяют три квадрата разного цвета друг с другом, а потом моделируют еще несколько вариантов соединения трех квадратов тех же цветов, но в другом порядке. Порядок соединения квадратов не должен повторяться. Вопрос: «Сколько вариантов у вас получилось?»
3 вариант. Дети раскладывают три геометрические фигуры разной формы друг за другом, а потом моделируют еще несколько вариантов расположения этих фигур, но в другом порядке. Вопрос: «Сколько вариантов у вас получилось?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста, с использованием интерактивной доски-«Юный реставратор».
«Юный реставратор» - дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста, с использованием интерактивной доски. Цель. Формирование у детей старшего дошкольного возраста предста...
Дидактические игры с детьми старшего дошкольного возраста с использованием ТИКО конструкторов «Арифметика» и «Геометрия»
Дидактические игрыпо РЭМП детей старшего дошкольного возраста с использованием ТИКО конструкторов «Арифметика» и «Геометрия»...
Статья «Организация конструктивной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с использованием конструктора из настоящих кирпичиков «Brickmaster»
Материал полезен педагогам, занимающимся конструированием...
Дидактические игры с детьми старшего дошкольного возраста с использованием ТИКО конструкторов «Арифметика»
математические игры для детей...
Дидактические игры с детьми старшего дошкольного возраста с использованием ТИКО конструкторов «Геометрия»
Дидактические игры...
Дидактические игры с детьми старшего дошкольного возраста с использованием конструкторов ТИКО «Арифметика», «Архимед», «Фантазер».
Моделирование плоскостных и объемных объектов из деталей конструктора ТИКО, система логических заданий позволяет педагогу формировать, развивать, корректировать у дошкольников пространственные и зрите...
Дидактические игры с детьми старшего дошкольного возраста с использованием ТИКО конструкторов «Арифметика» и «Геометрия»
Рекомендации родителям и педагогам по использованию ТИКО-конструкторов "Арифметика" и "Геометрия", для математического развития детей старшего дошкольного возраста....