Цикл занятий "Знакомство с конструктором "Знаток"
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (старшая группа)
Занятия с электронным конструктором позволят детям прикоснуться к миру электроники.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znakomstvo_s_konstruktorom_znatok.doc | 95 КБ |
Предварительный просмотр:
Цикл занятий в старшей группе детского сада.
«Знакомство с электронным конструктором «Знаток»
- Тема: «Монтажная плата, провода»
Программное содержание:
- Закреплять представление о бытовых электроприборах, их значении для людей.
- Расширить и обогатить знания детей об электричестве.
- Формировать представления о правилах безопасного пользования электрическими приборами.
- Познакомить с электронным конструктором «Знаток»
- Развивать познавательную активность, любознательность.
Оборудование и материалы: фотографии ТЭС, ГЭС, ЛЭП;
веревка; карточки для игры «Наши помощники»; электронный конструктор «Знаток»
Ход занятия:
- Сегодня утром, когда я собиралась на работу, в моем доме отключили электричество. Я очень расстроилась, так как не смогла сделать важные дела. Как вы думаете, какие? (ответы детей)
- По утрам еще на улице темно, дома света тоже нет, ничего не видно. Позавтракать тоже не получилось, т.к. все электроприборы не работали. Почему? (электроприборы работают от электричества). Какие вы знаете электроприборы? (ответы детей)
- Знает ли кто-нибудь из вас, как попадает ток в наши розетки и провода?
Большинство бытовых приборов работает с помощью электрического тока. Он рождается на электростанциях (слайд). С помощью огромных машин, которые вырабатывают большущее количество очень маленьких, невидимых даже под микроскопом электронов.
По электрическому проводу, спрятанному глубоко в земле (слайд - провода в земле), или расположенному очень высоко над землей (слайд-ЛЭП), электрический ток приходит к нам в дом (слайд дом, столб с проводами) по линии электропередач к розеткам, выключателям (слайд) и дальше - к электроприборам (слайд).
Электрический ток чем-то похож на реку, только в реке течет вода, а по проводам текут маленькие премаленькие частицы-электроны.
Электрический ток начинает работать только тогда, когда вилку от прибора вставляют в розетку (слайд) (воспитатель демонстрирует фото ГЭС, ТЭС, ЛЭП).
- Давайте вспомним, для чего нужны электроприборы и как они нам помогают.
Отгадайте загадки:
Он пыхтит как паровоз, Важно держит кверху нос. Пошумит, остепенится – Пригласит чайку напиться (Чайник) | Что, скажи, за ящик это? В нем продукты даже летом В белом инее лежат (Холодильник) |
Мы день не спим, мы ночь не спим И день и ночь стучим, стучим (Часы) | Висит без дела днем, А ночью освещает дом (Электрическая лампа) |
Физкультминутка «Ток бежит по проводам»
Ток бежит по проводам, свет несет в квартиру нам,
Чтоб работали приборы: холодильник, мониторы,
Кофемолки, пылесос - ток энергию принес.
- Ток очень опасен. Нужно уметь аккуратно пользоваться всеми приборами, которые работают от электричества. А бывает безопасное электричество? (ответы детей)
- Безопасное электричество находится в батарейках. Я хочу познакомить вас с новым конструктором, который работает именно от батареек. Сначала скажите, знаете ли вы, как устроены все электроприборы?
- В каждом электроприборе находится плата с электронными схемами.
- Вы знаете, что такое схема? Электронная схема – это соединенные проводами друг с другом детали. В электронной схеме присутствует электрический ток.
Для чего нужна электронная схема? (Чтобы работал прибор)
Перед детьми выкладывается несколько коробок конструктора, у воспитателя своя.
- Прежде чем мы попробуем что-то собрать, давайте все внимательно рассмотрим. Как у любого конструктора, у «Знатока» есть своя инструкция и правила (воспитатель показывает и листает инструкцию, вместе с детьми). В инструкции очень много схем, которые нужно научиться внимательно читать и рассматривать, чтобы мы смогли их собирать.
- Давайте заглянем в коробку. Что вы видите? (пластина прозрачная). Она называется – монтажная плата (она похожа на пластину из любого строительного конструктора, но особенная). Ей необходимо пользоваться всегда, когда собираешь схему. К ней прикрепляются все детали. Можно прикреплять детали в любом месте, но только по вертикали или по горизонтали, по диагонали прикреплять нельзя.
Что еще видите в коробке? (детали). Чем они отличаются друг от друга? (формой, цветом, размером). Все синие детали будем называть проводами. Чем они отличаются друг от друга? (есть длинные, есть короткие). Посмотрите, на проводах есть в квадрате свой номер, как и у любой другой детали конструктора. Давайте рассмотрим, какие же детали
будут соединяться проводами между собой (дети с воспитателем рассматривают детали, можно не все сразу, повторяют названия за воспитателем). У каждой детали мы будем постепенно запоминать названия, важно брать и складывать каждую деталь в свою ячейку.
- Ребята, посмотрите, по краям каждой детали есть соединительные клеммы (можно назвать их соединительными кнопками).
При соединении деталей нужно нажимать именно на них, а не на детали или пластины, чтобы ничего не треснуло и не сломалось.
- Возьмите в руки самую длинную деталь. Это провод на «7», прикрепите деталь в любом месте. Возьмите другие провода, прикрепите их так, чтобы получилась длинная цепь. Посмотрите на плату сбоку: при сборке электронных схем из этого конструктора некоторые детали прикрепляются прямо на плату. А другие прикрепляются поверх первых. У вас в коробке много проводов разной длины – соберите их в единую цепь. Соблюдайте условия: все провода цепи должны быть соединены друг с другом, не должно быть разветвлений, провода к плате можно прикреплять только по вертикали или по горизонтали.
Дети выполняют задание.
Рефлексия:
Сегодня мы познакомились с необычным конструктором, как он называется?
- Что вам понравилось, запомнилось? Было сложно или интересно? На следующем занятии вы попробуете самостоятельно собрать схему.
- Тема: «Схема с лампочкой и выключателем»
Программное содержание:
- Пробуждать у детей исследовательский интерес при использовании электронного конструктора «Знаток».
- Знакомить с деталями конструктора: лампочка, выключатель, батарейный блок.
- Учить детей читать схемы и по ним собирать рабочие механизмы.
- Развивать у детей навыки рационального конструирования и моделирования, конструкторского мышления и творческой инициативы.
- Поддерживать и укреплять в детях уверенность в себе и своих возможностях.
- Развивать внимание, зрительную память.
Оборудование и материалы: электронный конструктор «Знаток»
Схемы к конструктору.
Ход занятия:
Воспитатель: Давайте вспомним Незнайку и его друзей веселых человечков.
«Самоделкин был гениальным механиком и изобретателем. Он обожал разные механизмы и все время что – то изобретал. А Незнайка за все брался, но никогда не доводил дело до конца. Вот и сегодня бродил Незнайка по коридорам клуба «Веселых человечков» и оказался около комнаты Самоделкина. Дверь была отворена и Незнайка увидел странные и непонятные предметы, вот такие! (показываю лампочку, выключатель и батарейный блок).
-Что же это такое ?- удивился Незнайка. Тут послышались шаги Самоделкина и Незнайка спрятался под стол. А Самоделкин был сердит. Он искал что- то на столе и ворчал:
- Да что же это такое? Куда подевалась опять монтажная плата? Самоделкин заглянул под стол и увидел Незнайку.
-Ты не брал? - спросил он.
- Что? - не понял Незнайка.
- Монтажную плату! - рассердился Самоделкин.
Незнайка даже слов таких не знал!»
Ребята, поможем Самоделкину! Найдите у себя в конструкторе монтажную плату (дети выполняют задание)
« Ура! Обрадовался Самоделкин и принялся что - то мастерить. Незнайке было любопытно и он стал смотреть очень внимательно».
Давайте и мы будем повторять за Самоделкиным:
«Сначала Самоделкин взял вот это…(показываю батарейный блок)
- Что это? - спросил Незнайка.
- Это батарейный блок.
- А зачем? – удивился Незнайка…»
Воспитатель: ребята, давайте ответим Незнайке:
- Для чего нужен батарейный блок? (в батарейном блоке установлены батарейки)
- В каких электроприборах вы встречали батарейки?
- Для чего они нужны? (батарейки являются источником электрического тока)
- Как правильно вставлять батарейки в батарейный блок?
«Самоделкин взял батарейный блок и прикрепил его на монтажную плату…(показываю)
Потом прикрепил к нему провод…
Воспитатель: зачем? (чтобы по нему шел электрический ток)
«Потом Самоделкин взял вот такую деталь…(показываю лампочку)
Воспитатель: как вы думаете, что это? (ответы детей)
- Конечно!
« И прикрепил к другому концу провода…
- Что ты мастеришь? – спросил его Незнайка.
Но Самоделкин не ответил, он был очень увлечен и не слышал Незнайку. А в руках у него был еще один интересный предмет…(показываю выключатель). Он прикрепил его к лампе, а с другой стороны прикрепил еще один провод, потом еще один, и еще, а свободный конец провода прикрепил к батарейному блоку.
- Это лабиринт, - решил Незнайка.
- Конечно, откликнулся Самоделкин, а побежит по нему электрический ток из батареек, вот смотри!
С этими словами Самоделкин подвинул рычажок на зеленой пластинке и вдруг….
А что случилось, я рассказывать не буду. Давайте повторим все, что делал Самоделкин и посмотрим, что произойдет!
Дети выполняют задание.
«Я тоже хочу! – закричал Незнайка, но Самоделкин его остановил:
- А ты умеешь читать схемы?
- Нет, - замялся Незнайка, - научи меня!
- Смотри, - сказал Самоделкин и показал рисунок, - это схема электрической цепи.
- покажи на схеме блок питания (батарейный блок),
- теперь лампочку,
- провода,
- выключатель.
Незнайка все правильно показал.
- Ну что ж, - сказал Самоделкин,- ты можешь собрать свою первую электрическую цепь. Но не забывай, электрический ток как река, течет всегда в одну сторону – от «+» батарейного блока к « - », когда ток проходит через лампочку, он заставляет ее светиться.
- У меня не светится, - закричал Незнайка.
- Ты не замкнул цепь, - сказал Самоделкин и подвинул рычажок выключателя.»
Самоделкин научил Незнайку собирать электрическую цепь. Давайте запомним правила:
- Если цепь не замкнута, ток не потечет.
- Нельзя ставить электронные компоненты поверх проводов – они не будут работать.
- Нельзя замыкать цепь без электронных компонентов (лампочки) может случиться короткое замыкание и батарейки испортятся.
Теперь нужно аккуратно разобрать цепь, сложить все в коробку.
Рефлексия:
Что нового вы сегодня узнали? Чему научились? Что было сложным? Что показалось самым интересным? В следующий раз мы познакомимся с другими электронными элементами конструктора.
- Тема: «Светодиодный фонарик»
Программное содержание:
- Знакомить с деталями конструктора: светодиод, кнопка.
- Продолжать учить детей читать схемы и по ним собирать рабочие механизмы.
- Развивать интерес и желание работать с электронным конструктором «Знаток»
- Развивать навыки конструирования и моделирования.
- Формировать умение следовать устным инструкциям.
- Воспитывать самостоятельность.
Оборудование и материалы: электронный конструктор «Знаток»
Схемы к конструктору.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, в «Клубе веселых человечков» все узнали, что Самоделкин научил Незнайку собирать электрическую цепь и зажигать лампочку. Незнайка целый день показывал друзьям, как зажигается лампочка, что она просто перестала работать – перегорела. Расстроился Незнайка, как же теперь Самоделкин будет без лампочки, чем ее заменит? Чем мы можем помочь?
Дети предлагают варианты.
Рассказ воспитателя о светодиодной лампе:
Сегодня, наибольшей популярностью пользуются светодиодные лампы, такие как эта (показываю), она служит гораздо дольше, и светит ярче, а еще она использует электроэнергии меньше, чем другие лампы. Светодиодные лампы абсолютно безвредны для человека, ими нельзя обжечься или разбить их.
Давайте сделаем для Самоделкина и Незнайки светодиодный фонарик!
Но, сначала разминка!
Пальчиковая игра «Пальцы»
В гости к пальчику большому
Приходили прямо к дому (выставить вверх большой палец)
Указательный и средний,
Безымянный и последний, (поочерёдно называемые пальцы соединяются с большим)
Сам мизинчик-малышок
Постучался о порог. (вверх выставить мизинец, пальцы сжаты в кулак)
Вместе пальчики — друзья, (постучать кулачками друг о друга)
Друг без друга им нельзя.
А теперь откроем конструктор.
Расскажите, как можно что – либо построить из электронного конструктора?
- Найти нужную схему, внимательно рассмотреть ее.
- Подобрать необходимые элементы, пользуясь таблицей,
- собрать схему, следуя инструкции, соблюдая правила:
Правила безопасности при работе с конструктором «Знаток»:
1) При работе с электрооборудованием цепь собирать согласно схеме.
2) Работать сухими руками.
3) При сборке соблюдать полярность («+» источника тока соединять с «+» элемента, «-» соединять с «-»).
4) Не подсоединять светодиоды напрямую к батарейке.
5) Не оставлять собранную работающую цепь включённой без присмотра.
6) Не использовать сломанные детали, элементы с разрушенной изоляцией.
7) Надавливать по краям пластин, в точках крепления.
8) После использования аккуратно разобрать схему, сложить детали в коробку.
Давайте рассмотрим схему:
Воспитатель показывает карточки с изображением условных обозначений элементов схемы, дети называют элемент, находят его в своих схемах, в коробке конструктора, прикрепляют на монтажную плату. Воспитатель проверяет правильность составления схемы. По указанию воспитателя дети замыкают электрическую цепь – зажигают светодиодный фонарик.
Разминка «Фиксипелки»
Воспитатель: давайте рассмотрим карточку с условным обозначением «Кнопка».
- Найдите кнопку на схеме.
- Найдите кнопку в коробке, рассмотрите ее.
- давайте заменим выключатель кнопкой, как мы будем ее располагать?
- что происходит при нажатии кнопки?
Игра «Передай световой сигнал»
Воспитатель: как вы думаете, ребята, Незнайке и Самоделкину понравится наш светодиодный фонарик?
Рефлексия:
Что нового вы сегодня узнали? Чему научились? Что было сложным? Что показалось самым интересным? В следующий раз мы познакомимся с другими электронными элементами конструктора.
- Тема: «Вентилятор»
Программное содержание:
- Знакомить с деталями конструктора: электродвигатель, пропеллер
- Обучать последовательной работе по сборке схем.
- Обогащать словарь ребенка специальными терминами.
- Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.
- Развивать мелкую моторику рук и глазомер.
- Воспитывать у детей интерес к электро - и радиотехнике.
Оборудование и материалы: электронный конструктор «Знаток»
Схемы к конструктору.
Ход занятия:
К нам прилетел гость, угадайте кто:
Любит тортики, варенье,
Сушки, сладости, печенье.
Он упитанный вполне…
И пропеллер на спине! (Карлсон)
- Ой, только посмотрите, наш Карлсон не удержался и на всей скорости зацепился за люстру, теперь его пропеллер сломался и он заболел. Чем можно его полечить?
- Малыш предложил ему варенья, но он совсем не помогло, пропеллер все равно не заводится. Что же делать?
- Может быть нам поможет наш конструктор «Знаток»?
Дети открывают коробки, рассматривают детали.
Игра «Раз, два, три – что на схеме, говори!»
Рассматривание карточки с условным изображением вентилятора.
- В нашем конструкторе как раз есть схема конструирования электрического вентилятора. Давайте ее рассмотрим.
(Дети рассматривают схемы «Светодиод» и «Вентилятор», сравнивают их)
- Схема очень проста, посмотрите, необходимо просто в нашей цепи поменять лампу на мотор с пропеллером, на который мы и закрепим нашего Карлсона. Давайте сконструируем цепь, соблюдая полярность всех приборов.
Дети собирают цепь по схеме, соблюдая правила безопасности.
- Включаем, все работает, только наш Карлсон никак не может взлететь. Для этого нужно знать один небольшой секрет. Чтобы пропеллер начал вращаться в другую сторону и смог оторваться от земли, необходимо просто поменять полярность подключения электродвигателя, а обычный выключатель на кнопку. Давайте попробуем это сделать. Теперь, когда все готово, нажмите кнопку и считайте до семи. Резко отпустите кнопку, пропеллер должен взлететь.
Вот наш Карлсон и полетел, теперь он совсем здоров!
Физминутка «Карлсон»
- Ребята, как весело было играть с Карлсоном, даже стало жарко. Что же делать, как нам охладиться? Нам необходим вентилятор! Но, как быть, он же взлетает?
(Дети предлагают варианты решения проблемы)
- Правильно, нужно поменять полярность подключения электродвигателя, а кнопку на обычный выключатель .
Дети выполняют задание.
Разминка «Фиксипелки» - «Вентилятор»
- Вот мы и отдохнули. Пора все прибрать на свои места.
Рефлексия:
Что нового вы сегодня узнали? Чему научились? Что было сложным? Что показалось самым интересным? В следующий раз мы познакомимся с другими электронными элементами конструктора.
- Тема: «Тестер электропроводимости»
Программное содержание:
- Учить классифицировать предметы на проводящие ток и не проводящие
- Закрепить знания детей о свойстве веществ «проводимость»
- Обучать последовательной работе по сборке схем.
- Формировать интерес и желание работать с электронным конструктором «Знаток»
- Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев.
- Развивать пространственное воображение.
- Расширять коммуникативные способности детей.
Оборудование и материалы: электронный конструктор «Знаток»,
Схемы к конструктору, предметы из разных материалов, таблицы с изображением этих предметов.
Ход занятия:
Воспитатель: ребята, недавно нам пришло письмо из Цветочного города. Послушайте:
«Здравствуйте ребята. Мы узнали, что вы увлекаетесь электроникой и любите играть в электронный конструктор «Знаток». В нашей стране никогда не было электричества. Но недавно мы решили тоже провести электричество в наш город и пользоваться электроприборами. Мы хотели у вас узнать – из чего же нам делать электрические провода? Из дерева, пластмассы, металла или резины? А может быть подойдут шерстяные нитки? Помогите нам, пожалуйста! Будем с нетерпением ждать вашего ответа. С уважением, коротышки из Цветочного города»
- Ну что, ребята, поможем?
- Да!
- Ребята, вокруг нас много предметов и сделаны они из разных материалов. Некоторые из материалов могут проводить электричество. По ним ток бежит как поезд по рельсам. Эти материалы называются проводники. А другие материалы ток не проводят и называются диэлектрики. Чтобы узнать, проводит ли материал ток или нет, мы с вами сделаем тестеры электропроводимости из конструктора «Знаток». Давайте рассмотрим его схему. Кто желает рассказать про неё?
Ребёнок выходит к доске, показывает детали на схеме и называет их, рассказывает алгоритм сборки схемы.
- Спасибо. Ребята, все поняли, как собирать тестер электропроводимости?
- Тогда подготовьте свои рабочие места, возьмите конструктор и приступайте к работе.
Дети самостоятельно собирают тестеры электропроводимости, опираясь на схему на доске. Дети, быстро справившиеся с заданием, помогают товарищам.
Разминка «Фиксипелки – Помогатор»
- Итак, ребята, наши тестеры готовы и мы можем с вами приступать с эксперименту. Возьмите набор для экспериментирования: скрепка, ложка, бумажная полоска, кусочек ткани, пластиковая крышка, кубик, резинка, шерстяная нитка - все это предметы из различных материалов. Вам нужно по очереди прикладывать эти предметы к свободным клеммам тестера. Если лампа загорится, то предмет проводит электричество и он сделан из проводника. Если лампа не загорается, то предмет сделан из диэлектрика.
Воспитатель демонстрирует опыт на двух предметах.
- Ребята, из каких материалом сделаны предметы?
- Из металла, ткани, шерсти, резины, дерева, бумаги, пластмассы.
- Верно. Отмечать результаты вы будете в таблицах. На них изображены все ваши предметы. Если предмет сделан из проводника, то вы должны поставить рядом с ним знак «+», а если из диэлектрика, то знак « - ». Дети поочередно прикладывают предметы к тестеру электропроводности и отмечают результаты в таблице.
- Около каких предметов вы поставили плюс?
- Из какого материала сделаны эти предметы?
- Какой вывод мы можем сделать? (металл является проводником)
- Около каких предметов вы поставили минус?
- Из каких материалов сделаны эти предметы?
- Какой вывод мы можем сделать? (резина, бумага, дерево, шерсть, пластмасса являются диэлектриками)
- Что же мы ответим в письме? Из какого материала можно делать провода? Почему?
- Правильно, ребята. Ну что же, мы с вами закончили эксперимент. На этом наша работа закончена, и мы можем подвести итог.
- Как называется прибор, который нам помог найти проводники и диэлектрики?
- Что вы узнали сегодня на занятии?
Именно поэтому сверху провод покрыт пластиком, чтобы защитить нас от электрического тока. Ведь электричество это не игрушка. А на следующем занятии мы продолжим знакомство с электронным конструктором «Знаток».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Цикл занятий по подготовке детей к школьному обучению
В последнее время задача подготовки детей к школьному обучению занимает одно из важных мест.Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности обучения, благоприятное проф...
Цикл занятий по развитию творческого воображения детей старшего дошкольного возраста
Занятия направлены на развитие творческого воображения. В них входят задания на развитие невербального воображения, релаксация, пальчиковая гимнастика, игры....
Цикл коррекционно-развивающих занятий "Играем и учимся"
Занятия для детей 6-7 лет направлены на комплексную подготовку детей к школе. В игровой форме у детей развивается память, внимание, мышление, воображение речь. Соревновательный компонент способствует ...
ЦИКЛ ЗАНЯТИЙ С ЭЛЕМЕНТАМИ СКАЗКОТЕРАПИИ
Цель данных занятий постепенное усвоение детьми общественных норм, формирование суждений и социально-адаптированного поведения....
Конспект занятия с детьми старшей группы из цикла "Женские рукоделия" Тема занятия: "Вышивка"
Продолжать знакомить детей в мини-музее сада "Русская изба" с экспонатами музея, традицией совместного труда девушек на посиделках. Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к рукоделиям....
Цикл конспектов занятий "Музей народно-прикладного искусства"
В этот цикл вошли конспекты занятий: 1."Что такое музей", 2."Дымковская игрушка", 3."Дымковская игрушка. Из истории русского промысла", 4."Сине-голубая чудо гжель", 5."Золотая хохлома", 6."Жостово - л...
Занятия познавательного цикла по развитию мыслительной деятельности – математика. «Путешествие в Цифроград»
Занятие по математике в подготовительной группе...