Рабочая программа по робототехнике для детей среднего дошкольного возраста «ДЕТалька»
рабочая программа по конструированию, ручному труду (средняя группа)

Трусова Татьяна Владимировна

Цель Программы – развитие у воспитанников 4 – 5 лет интереса к техническому творчеству, развитие конструктивного мышления средствами LЕGO конструированию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл detalka_4-5.docx592.51 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Машенька»

Рабочая программа по робототехнике для детей среднего дошкольного возраста

«ДЕТалька»

Разработчик программы

Воспитатель Трусова Т.В.

Программа рассчитана для детей 4-5 лет

Срок реализации программы 1 год

http://dou24.goruno-dubna.ru/wp-content/uploads/2019/12/img12.jpg

г.Тамбов

Содержание:

I Целевой раздел

1.1.

Пояснительная записка…………………………………………………………...   стр. 2

1.2.

Цель и задачи реализации программы…………………………………………..   стр. 5

1.3.

Принципы и подходы к реализации программы………………………………..   стр. 6

1.4.

Этапы реализации программы…………………………………………………...   стр. 10

1.5.

Организационные и методические особенности программы………………….   стр. 11

1.6.

Возрастные особенности детей………………………………………………….   стр. 12

1.7.

Целевые ориентиры………………………………………………………………

стр. 14

II Содержательный раздел

2.1.

Содержание образовательной деятельности……………………………………

стр. 15

2.2.

Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации

программы. Основные формы организации с детьми………………………….   стр. 17

2.3.

Педагогические условия реализации программы………………………………

стр. 19

2.4.

Перспективно-тематическое планирование…………………………………….   стр. 20

2.5.

Педагогическая диагностика освоения программы…………………………….   стр. 26

2.6.

Взаимодействие с семьями воспитанников……………………………………..   стр. 28

2.7.

Способы и направления поддержки детской инициативы…………………….   стр. 31

III. Организационный раздел

3.1.

Материально-техническое обеспечение программы…………………………...   стр. 32

3.2.

Методическое обеспечение программы………………………………………...

стр. 33

3.3.

Организация развивающей предметно – пространственной среды…………...

стр. 34

Заключение………………………………………………………………………..   стр. 35

Литература…………………………………………………………………………   стр. 36

I ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа спроектирована с учётом ФГОС дошкольного образования, особенностей образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов родителей (законных представителей) воспитанников.

Программа определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени дошкольного образования.

При разработке данной программы использовались следующие нормативно - правовые документы:

Федеральный уровень

  • Федеральный закон «Об образовании в РФ».

  • Постановление главного государственного врача РФ «Об утверждении Сан ПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»

  • Приказ Министерства образования и науки РФ об утверждении ФГОС ДО.

  • Приказ Минобрнауки России «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам-образовательная программа ДО.

Локальные акты

  • Устав МБДОУ «Детский сад «Машенька»

  • Программа развития МБДОУ «Детский сад «Машенька»

  • Образовательная программа МБДОУ «Детский сад «Машенька»

Программа реализует интеграцию образовательных областей «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Данная программа актуальна тем, что позволяет лучше познать современный окружающий мир, развивать образное и техническое мышление. Конструктор помогает ребенку воплощать в жизнь свои идеи, строить и фантазировать. Ребенок увлеченно работает и видит конечный результат. А любой успех побуждает желание творить, учиться. Занятия с конструктором - это первые шаги детей в самостоятельной творческой деятельности по созданию моделей.

LEGO конструирование объединяет в себе элементы игры с экспериментированием, а следовательно, активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников, развивает конструкторские способности и техническое мышление, воображение и навыки общения, способствует интерпретации и самовыражению, расширяет кругозор, позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе.

Формирование мотивации развития и обучения дошкольников, а также творческой познавательной деятельности, – вот главные задачи, которые стоят сегодня перед педагогом в рамках федеральных государственных образовательных стандартов. Эти непростые задачи, в первую очередь, требуют создания особых условий обучения. В связи с этим огромное значение отведено конструированию.

2

Опыт, получаемый ребенком в ходе конструирования, незаменим в плане формирования умения

  • навыков исследовательского поведения. LEGO конструирование способствует формированию умению учиться, добиваться результата, получать новые знания об окружающем мире, закладывает первые предпосылки учебной деятельности.

Важнейшей отличительной особенностью стандартов нового поколения является системно-деятельностный подход, предполагающий чередование практических и умственных действий ребёнка. ФГОС дошкольного образования предусматривает отказ от учебной модели, что требует от воспитателей и педагогов обращения к новым нетрадиционным формам работы с детьми. В этом смысле конструктивная созидательная деятельность является идеальной формой работы, которая позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие своих подопечных в режиме игры.

Программа «ДЕТалька» научно-технической направленности, модульная, ориентирована на реализацию интересов детей в сфере конструирования, моделирования, развитие их информационной и технологической культуры. Программа соответствует уровню основного общего образования, направлена на формирование познавательной мотивации, определяющей установку на продолжение образования; приобретение опыта продуктивной творческой деятельности.

Программа составлена на основе дошкольных учебников авторов: Л. Г.Комаровой «Строим из LEGO»; Е.В. Фешина «LEGO-конструирование в детском саду»; «Большая книга LEGO» А. Бедфорд; на основе методических разработок М.С. Ишмаковой «Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС»; методических разработок Висангириевой Е.Д., Юрьевой О.В. « LEGO-конструирование и образовательная робототехника как средство развития детей в условиях современной дошкольной образовательной организации».

Реализация данной программы позволяет стимулировать интерес и любознательность, развивать способности детей к решению проблемных ситуаций - умению исследовать проблему, анализировать имеющиеся ресурсы, выдвигать идеи, планировать решения и реализовывать их, расширит активный словарь.

Разнообразие конструкторов LEGO позволяет заниматься с детьми разного возраста и различных образовательных возможностей. Конструирование теснейшим образом связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. Особое значение оно имеет для совершенствования остроты зрения, точности цветовосприятия, тактильных качеств, развития мелкой мускулатуры кистей рук, восприятия формы и размеров объекта, пространства. Дети пробуют установить, на что похож предмет и чем он отличается от других; овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов; начинают решать конструктивные задачи «на глаз»; развивают образное мышление; учатся представлять предметы в различных пространственных положениях, мысленно менять их взаимное расположение. В процессе занятий идет работа над развитием интеллекта воображения, мелкой моторики, творческих задатков, развитие диалогической и монологической речи,

расширение словарного запаса. Особое внимание уделяется развитию логического и пространственного мышления. Дети учатся работать с предложенными инструкциями, формируются умения сотрудничать с партнером, работать в коллективе. Для детей от 4 до 5 лет в образовательном процессе необходимы игровые формы обучения. Игра - необходимый спутник детства. С LEGO дети учатся, играя. Дети неутомимые конструкторы, их творческие способности оригинальны. Они конструируют постепенно, «шаг за шагом», что позволяет двигаться, развиваться в собственном темпе, стимулирует решать новые, более сложные задачи.

3

Конструктор LEGO помогает ребенку воплощать в жизнь свои идеи, строить и фантазировать. Ребенок увлечённо работает и видит конечный результат. А любой успех побуждает желание учиться.

Новизна программы заключается в исследовательской  технической направленности обучения, которая базируется на новых информационных технологиях, что способствует развитию информационной культуры и взаимодействию с миром технического творчества. Программа «ДЕТалька» позволяет дошкольникам в форме познавательной деятельности раскрыть практическую целесообразность конструирования, развить необходимые в дальнейшей жизни приобретенные умения и навыки. Интегрирование различных образовательных областей открывает возможности для реализации новых концепций дошкольников, овладения новыми навыками и расширения круга интересов. В реализации этой программы большую роль играет богатая предметная и графическая среда: конструкторы «LEGO», «LEGO DUPLO». Используются информационно-коммуникативные технологии (ИКТ):

  • предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;

  • несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;

  • движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;

  • проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей;

Программа нацелена не столько на обучение детей сложным способам крепления деталей, сколько на создание условий для самовыражения личности ребенка. LEGO-конструктор открывает ребенку новый мир, предоставляет возможность в процессе работы приобретать социальные качества, повышать самооценку через осознание «я умею, я могу». В основе обучения лежит личностно-ориентированный подход: педагог и ребенок взаимодействуют как равноправные партнёры, нет деления на субъекты и объекты обучения, есть сотрудничество.

Педагогическая целесообразность программы обусловлена развитием конструкторских способностей детей через практическое мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат средством для достижения этой цели. Также LEGO конструирование:

  • является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающее интеграцию различных видов деятельности;

  • позволяет педагогу сочетать образование, дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре);

  • формирует познавательную активность, способствует воспитанию социально-активной личности, формирует навыки общения и сотворчества;

  • объединяет игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляет ребенку возможность экспериментировать собственный мир, где нет границ.

Данная программа раскрывает для дошкольников конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития технических способностей детей. LEGO– конструирование объединяет в себе экспериментированием, а, следовательно, активизирует деятельность дошкольников, развивает конструкторские способности и техническое мышление, воображение и навыки общения, способствует самовыражению, расширяет кругозор, позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе.

4

1.2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Цель Программы – развитие у воспитанников 4  5 лет интереса к техническому творчеству, развитие конструктивного мышления средствами LЕGO конструированию.

Задачи Программы:

  • развивать образное, техническое мышление и умение выразить свой замысел;

  • обучать сборке моделей по схеме, образцу, замыслу;

  • обучать умению анализировать конструкции и их части.

  • развивать интерес к робототехнике;

  • формировать навыки сотрудничества в коллективе, в команде, малой группе (в паре).

  • формировать умение излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений.

  • повысить компетентность родителей в вопросах развития начального технического творчества через привлечение к совместной образовательной деятельности с детьми.

5

1.3. ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ К РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Программа строится на следующих принципах.

  • Принцип доступности заключается в необходимости соответствия содержания, методов и форм обучения возрастным особенностям детей, уровню их развития.

  • Принцип наглядности означает привлечение в образовательный процесс различных наглядных средств с целью усвоения воспитанниками знаний и формирования у них различных умений и навыков.

  • Принцип демократичности и гуманизма отражает процесс становления и развития неограниченных возможностей личного потенциала каждого ребенка на основе ценностей общечеловеческой и национальной культуры.

  • Принцип научности предполагает соответствие учебно-материальной базы современному уровню развития науки и культуры, обеспечение воспитанников достоверной научной информацией и современными способами учебно-познавательной деятельности.

  • Принцип усложнения: предполагает построение определенной системы и последовательности процесса обучения, в определенном порядке, когда каждый новый учебный материал логически связывается с другими, при этом постепенно усложняется, то есть переходит от известного к неизвестному, от простого к сложному.

  • Принцип последовательности, систематичности требует, чтобы процесс обучения протекал в определенной системе и строгой логической последовательности при изложении учебного материала.

  • Принцип прочности усвоения знаний требует, чтобы изученный материал надолго закрепился в сознании обучающихся и при необходимости обучающиеся могли воспроизвести изученный материал и воспользоваться соответствующими знаниями в практической деятельности.

Методологические подходы к формированию Программы:

  • личностно-ориентированный подход, который предусматривает организацию образовательного процесса с учетом того, что развитие личности ребенка является главным критерием его эффективности;

  • личностно-деятельностный подход рассматривает развитие в ходе воспитания и обучения, как с позиции педагога, так и с позиции ребенка. В соответствии с данной установкой педагог видит свою миссию в том, чтобы помочь обучающимся стать людьми: любознательными и пытливыми, знающими и умеющими пополнять знания, думающими, коммуникативными, непредубежденными и обладающими широким кругозором, способными принимать решения и отвечать на вызов, разносторонними, размышляющими и способными к рефлексии;

  • индивидуальный подход к воспитанию и обучению дошкольника определяется как комплекс действий педагога, направленный на выбор методов, приемов и средств воспитания и обучения в соответствии с учетом индивидуального уровня подготовленности и уровнем развития способностей воспитанников;

  • деятельностный подход, связанный с организацией целенаправленной деятельности в общем контексте образовательного процесса: ее структурой, взаимосвязанными мотивами и

6

целями; видами деятельности (нравственная, познавательная, трудовая, художественная, игровая, спортивная и другие); формами и методами развития и воспитания; возрастными особенностями ребенка при включении в образовательную деятельность;

  • системно-деятельностный подход к развитию ребёнка и созданию образовательной среды предполагает гармоничное развитие всех сторон личности ребёнка в условиях созданного спектра специфических видов детской деятельности;

  • возрастной подход к воспитанию и обучению предполагает ориентировку педагога в процессе воспитания и обучения на закономерности развития личности ребенка (физиологические, психические, социальные и др.);

  • средовой подход, предусматривающий использование возможностей внутренней и внешней среды образовательного учреждения в воспитании и развитии личности ребенка;

  • проблемный подход позволяет сформировать видение образовательной программы с позиций комплексного и модульного представления ее структуры как системы подпрограмм по образовательным областям и детским видам деятельности, организация которых будет способствовать достижению соответствующих для каждой области целевых ориентиров развития;

  • культурологический подход позволяет выбирать технологии образовательной деятельности, организующие встречу ребенка с культурой, овладевая которой на уровне определенных

средств, ребенок становится субъектом культуры и ее творцом.

Использование в работе инновационных технологий:

1.        Здоровьесберегающие технологии предполагают совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование ценного отношения к своему здоровью. Использование здоровьесберегающих технологий способствует: созданию благоприятной эмоциональной атмосферы, придающей и вселяющей уверенность в своих силах; повышению уровня успеваемости и эффективности учебного процесса.

Применение здоровьесберегающих технологий:

  • Физкультурные минутки. Их цель - предупреждение утомления, восстановление умственной работоспособности, профилактика осанки. Физминутки, проводимые во время занятий, способствуют повышению внимания и активности на занятиях, лучшему усвоению учебного материала.

  • Упражнения для глаз. Проводятся в целях профилактики улучшения зрения на каждом занятии используются упражнения, укрепляющие мышцы глаз.

  • Релаксация. Цель проведения релаксации  снять напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведет к улучшению усвоения учебного материала.

  1. Проектная деятельность позволяет решить поисковые, исследовательские, практические задачи по любому направлению содержания образования. Именно проектная деятельность поможет связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка,

  • также заинтересовать его, увлечь в эту деятельность. Она позволяет объединить педагогов, детей, родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу. Каждый ребёнок сможет проявить себя, почувствовать себя нужным, а значит, появится уверенность в своих силах.

Применение технологии проектной деятельности:

7

  • Творческие. Основные задачи творческих проектов  развитие творческого потенциала каждого участника проекта; овладение различными видами творческой деятельности; вовлечение в дизайнерскую деятельность.

  • Исследовательские. Основные задачи исследовательских проектов  развитие познавательных способностей детей (наблюдать, описывать, сравнивать, строить предположения и предлагать способы их проверки); систематизация знаний об окружающем мире; формирование элементарных представлений о взаимосвязях и взаимозависимостях в жизни, в природе.

  • Игровые. Основный задачи игровых проектов  развитие игровых умений детей, поощрение инициативности игровых замыслов; развитие навыков общения; использование игры для обогащения разносторонних представлений детей о действительности.

  • Информационные. Основные задачи Информационных проектов  создание условий для формирования нравственных ценностей и ценностей здорового образа жизни; приобщение детей к прошлому и настоящему своей культуры, а также к явлениям других культур (в их историческом и географическом аспектах); формирование установок толерантного сознания; развитие самопознания и положительной оценки.

  • Смешанные проекты. Основные задачи смешанных проектов  развитие способности к созданию выразительного эстетического образа на основе полученных знаний; расширение представлений о действительности; совершенствование навыков и пополнение знаний в процессе творчества и исследовательской деятельности.

  1. Информационно-коммуникационные технологии позволяют преодолеть интеллектуальную пассивность детей на занятиях, даёт возможность повысить эффективность образовательной деятельности педагога ДОУ.

  • Занятие с мультимедийной поддержкой. Использование мультимедийной презентаций позволяет сделать занятие эмоционально окрашенными, интересными, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятия. Использование мультимедийных технологий помогает: преобразовать предметно-развивающую среду, создать новые средства для развития детей, использовать новую наглядность, находить дополнительную информацию, которой по каким-либо причинам нет в печатном издании, разнообразить иллюстративный материал, как статический, так и динамический (анимации, видеоматериалы).

  1. Личностно-ориентированные технологии позволяют организовать воспитательный процесс на основе глубокого уважения к личности ребенка, учете особенностей его индивидуального развития, отношения к нему как к сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса.

  • Используется работа малыми группами. Деятельность дошкольников в малых группах - самый естественный путь к возникновению у них сотрудничества, коммуникативности, взаимопонимания. В группах дети учатся рассказывать, слушать других, запоминать, тренировать воображение, скорость реакции, умение совместно выполнить любое задание. Активизируется эмоциональный, мыслительный, контактный настрой каждого ребенка. Сам процесс деления на группы представляет собой интересную, захватывающую игру и способствует возникновению дружественных отношений между детьми, умению договориться.

8

  • Смена лидерства. Работа в малых группах предполагает коллективную деятельность, а мнение всей группы выражает один человек, лидер. Причем лидера дети выбирают сами, и он должен постоянно меняться.

  • Смена темпа и ритма. Менять темп и ритм помогает ограничение во времени, например, с помощью песочных и обычных часов. У детей возникает понимание, что каждое задание имеет свое начало и конец, и требует определенной сосредоточенности.

  1. Игровая технология позволяет организовать последовательную деятельность по: отбору, разработке, подготовке игр; включению детей в игровую деятельность; осуществлению самой игры; подведению итогов, результатов игровой деятельности.

Используемые педагогические игры:

  • По виду деятельности - двигательные, интеллектуальные;
  • По   характеру   педагогического   процесса   -   обучающие,   тренировочные,

контролирующие, познавательные, воспитательные, развивающие, диагностические;

  • По характеру игровой методики - игры с правилами, устанавливаемыми по ходу игры; игры, где одна часть правил задана условиями игры, а устанавливается в зависимости от её хода.

  • По содержанию - социализирующие, логические;
  • По игровому оборудованию - настольные, компьютерные.

  1. Технология «ТРИЗ» способствует развитию поисковой активности, стремлению к новизне, развитию речи и творческому воображению. Использование ТРИЗ помогает не просто развивать фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов.

9

1.4. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

1 этап информационно - аналитический этап

  • Изучение технологий учебного процесса оптимальных для дошкольников при изучении основ робототехники и конструирования.

  • Разработка программы и перспективного планирования по робототехнике и легоконструированию.

  • Организация развивающей предметно- пространственной среды.

  • Создание взаимодействия между педагогами ДОУ, родителями и воспитанниками в рамках программы.

  • Проведение мониторинга для определения уровня развития интеллектуальных способностей воспитанников.

2 этап организационно - исполнительный этап

  • Реализация перспективно-тематического плана работы с детьми и родителями.

  • Разработка методических пособий для работы с детьми дошкольного возраста по LEGO- конструированию и робототехнике.

  • Разработка сценариев и проведение мероприятий (развлечения, соревнования, выставки, праздники) по LEGO-конструированию и робототехнике с привлечением к участию социальных партнеров и единомышленников.

  • Проведение для родителей практикоориентированных занятий по освоению LEGOтехнологии, совместных праздников, акций, семейных проектов.

3 этап контрольно - диагностический этап

  • Проведение мониторинга для определения уровня развития интеллектуальных способностей воспитанников.

  • Диссеминация педагогического опыта через открытые занятия, мастер классы для педагогов ДОУ и родителей.

  • Информирование общественности о ходе и результатах работы.

10

1.5. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ

Программа «ДЕТалька» реализуется включением LEGO – конструирования в регламент дополнительного образования деятельности МБДОУ «Детский сад «Машенька» и охватывает детей от 4 до 5 лет. Программа рассчитана на один год обучения. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность занятий не более 20 минут.

Научно-техническая направленность Программы «LEGO – конструирование», ориентирована на реализацию интересов детей в сфере конструирования, моделирования, развитие их информационной и технологической культуры. Программа соответствует уровню дошкольного образования, направлена на формирование познавательной мотивации, определяющей установку на продолжение образования и ранней профориентации; приобретение опыта продуктивной творческой деятельности.

Образовательная деятельность строится с учетом развития личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности, обеспечивает разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных психологических и физиологических особенностей и интересов, образовательных потребностей участников образовательных отношений, которые так же реализуются через систему дополнительного образования детей.

Программа рассчитана на один год обучения и включает в себя два этапа

  1. полугодие

  • расширять и обогащать практический опыт детей в процессе конструирования;

  • использовать специальные способы и приемы с помощью наглядных моделей и схем;

  • учить определять изображенный на схеме предмет, указывать его функцию;

  • формировать представление, что схема несет информацию не только о том, какой предмет на ней изображен, но и какой материал необходим для создания конструкции по схеме, а также о способе пространственного расположения деталей и их соединения;

  • учить сравнивать графические модели, находить в них сходства и различия;

  • формировать умение строить по схеме;

  • учить сооружать постройки с перекрытиями, делать постройку прочной, точно соединять детали между собой;

  • конструировать по замыслу, заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть
  • тему, давать ее общее описание;

  • развивать творческую инициативу и самостоятельность.

  1. полугодие

  • закреплять умение анализировать конструктивную и графическую модели;

  • учить сооружать постройку в соответствии с размерами игрушек, для которых она предназначается;

  • правильно называть детали лего-конструктора (кирпичик, клювик, горка, овал, кирпичик с колесами и др.);

  • продолжать закреплять умение соотносить реальную конструкцию со схемой;

  • учить заранее обдумывать назначение будущей постройки, намечать цели деятельности;

  • сравнивать полученную постройку с задуманной;

  • развивать способность к контролю за качеством и результатом работы.

11

1.6. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ

  • игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли.

  • процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, а ради смысла игры.

Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей. Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображение на бумагу и т. д.

Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5-6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий. Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивным изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды. Усложняются игры с мячом.

  • концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится более развитым. Они оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Могут вычленить в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку – величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина, и ширина.

Совершенствуется ориентация в пространстве.

Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т.д.

Начинает развиваться образное мышление. Дети способны использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение. На основе пространственного расположения объектов дети могут сказать¸ что произойдет в результате их взаимодействия. Однако при этом им трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное преобразование образа. Для детей этого возраста особенно характерны известные феномены Ж.Пиаже: сохранение количества, объема и величины. Например, если им предъявить три черных кружка из бумаги и семь белых кружков из бумаги и спросить: «Каких кружков больше, черных или белых?», большинство ответит, что белых больше. Но если спросить: «Каких дольше – белых или бумажных?», ответ будет таким же больше белых.

Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.

Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких – либо действий несложное условие.

  • среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных. Интонационно выделяют

12

речь тех или иных персонажей. Интерес вызывает ритмическая структура речи, рифмы. Развивается грамматическая сторона речи. Дошкольники занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер,

  • при общении с взрослыми становится внеситуативной.

Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной

ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает у него интерес.

  • детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важным его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен.

Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляется конкурентность, соревновательность. Последняя важна для сравнения себя с другим, что ведет к развитию образа Я ребенка, его детализации.

Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятельности; появлением ролевых

  • реальных взаимодействий; с развитием изобразительной деятельности; конструированием по замыслу, планированием; совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения, эгоцентричностью познавательной позиции; развитием памяти, внимания, речи, познавательной мотивации; формированием потребности в уважении со стороны взрослого, появлением обидчивости, конкурентности, соревновательности со сверстниками; дальнейшим развитием образа – Я ребенка, его детализацией.

13

1.5. ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ

В результате реализации Программы воспитанники будут:

Результатами освоения программы являются целевые ориентиры дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений:

Сенсорное развитие:

  • различает и называет основные формы, основные цвета, параметры величины;

  • использует эталоны как обозначенные свойства и качества деталей, предметов (цвет, форма, размер, материал и т.п.);

  • подбирает детали по одному-двум качествам (цвет, форма, материал и т.п.).

Развитие конструктивной деятельности:

  • использует лего-детали с учётом их конструкторских свойств;

  • осуществляет анализ элементов схемы и соотносит их с имеющимися деталями;

  • пользуется простыми способами конструирования, самостоятельно создает постройку по схеме и достраивает её, владеет способами построения замысла;

  • способен устанавливать элементарные причинно-следственные зависимости при подборе деталей конструктора;

  • проявляет интерес и бережно относится к результатам конструктивного творчества.

Развитие детского творчества:

  • сочетает различные детали при воплощении индивидуального замысла;

  • самостоятельно находит сюжеты для своих работ в окружающем мире;

  • создает технические модели, изображения животных и человека, самостоятельно находит способы соединения деталей.

14

  1. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  • начале деятельности с детьми включаются серии свободных игр с использованием LEGO конструктора, чтобы удовлетворить желание ребенка потрогать, пощупать эти детали и просто поиграть с ними. Затем обязательно проводится пальчиковая гимнастика. Пальчиковая гимнастика, физкультминутка подбирается с учетом темы совместной деятельности.

  • наборах LEGO конструктора много разнообразных деталей и для удобства пользования можно придумать с ребятами названия деталям и другим элементам: кубики (кирпичики), юбочки, сапожок, клювик и т.д. LEGO кирпичики имеют разные размеры и форму (2х2, 2х4, 2х8). Названия деталей, умение определять кубик (кирпичик) определенного размера закрепляются с детьми и в течение нескольких занятий, пока у ребят не зафиксируются эти названия в активном словаре.

На занятиях предлагается детям просмотр презентаций, видеоматериалов с сюжетами по теме, в которых показаны моменты сборки конструкции, либо представлены задания интеллектуального плана.

При планировании совместной деятельности отдается предпочтение различным игровым формам и приёмам, чтобы избежать однообразия. Дети учатся конструировать модели «шаг за шагом». Такое обучение позволяет им продвигаться вперёд в собственном темпе, стимулирует желание научиться и решать новые, более сложные задачи.

Работая над моделью, дети не только пользуются знаниями, полученными на занятиях по математике, окружающему миру, развитию речи, изобразительному искусству, но и углубляют их. Темы занятий подобраны таким образом, чтобы кроме решения конкретных конструкторских задач ребенок расширял кругозор: сказки, архитектура, животные, птицы, транспорт, космос.

  • совместной деятельности по LEGO конструированию дети пробуют установить, на что похож предмет и чем он отличается от других; овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов; начинают решать конструкторские задачи «на глаз»; развивают образное мышление; учатся представлять предметы в различных пространственных положениях. В процессе занятий идет работа над развитием воображения, мелкой моторики (ручной ловкости), творческих задатков, развитие диалогической и монологической речи, расширение словарного запаса. Особое внимание уделяется развитию логического и пространственного мышления. Ребята учатся работать с предложенными инструкциями, схемами, делать постройку по замыслу, заданным условиям, образцу.

Работу с детьми следует начинать с самых простых построек, учить правильно, соединять детали, рассматривать образец, «читать» схему, предварительно соотнеся ее с конкретным образцом постройки.

При создании конструкций дети сначала анализируют образец либо схему постройки находят в постройке основные части, называют и показывают детали, из которых эти части предмета построены, потом определяют порядок строительных действий. Каждый ребенок, участвующий в работе по выполнению предложенного задания, высказывает свое отношение к проделанной работе, рассказывает о ходе выполнения задания, о назначении конструкции.

После выполнения каждого отдельного этапа работы проверяем вместе с детьми правильность соединения деталей, сравниваем с образцом либо схемой.

  • зависимости от темы, целей и задач конкретного занятия предлагаемые задания могут быть выполнены индивидуально, парами. Сочетание различных форм работы способствует

15

приобретению детьми социальных знаний о межличностном взаимодействии в группе, в коллективе, происходит обучение, обмен знаниями, умениями и навыками.

Структура организованной образовательной деятельности (ООД) Первая часть занятия  это упражнение на развитие логического мышления Цель первой части – развитие элементов логического мышления. Основные задачи:

  • Совершенствование навыков классификации.

  • Обучение анализу логических закономерностей и умению делать правильные умозаключения на основе проведенного анализа.

  • Активизация памяти и внимания.

  • Ознакомление с множествами и принципами симметрии.

  • Развитие комбинаторных способностей.

  • Закрепление навыков ориентирования в пространстве.

Вторая часть  конструирование.

Цель второй части – развитие способностей к наглядному моделированию.

Основные задачи:

  • Развитие умения анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные функциональные части, устанавливать связь между их назначением и строением.

  • Обучение планированию процесса создания собственной модели и совместного проекта.

  • Стимулирование конструктивного воображения при создании постройки по собственному замыслу, по предложенной или свободно выбранной теме.

  • Формирование умения действовать в соответствии с инструкциями педагога и передавать особенности предметов средствами конструктора LEGO.

  • Развитие речи и коммуникативных способностей.

Третья часть  обыгрывание построек, выставка работ.

16

2.2. ОПИСАНИЕ ВАРИАТИВНЫХ ФОРМ, СПОСОБОВ, МЕТОДОВ И СРЕДСТВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ С ДЕТЬМИ.

Для реализации содержательного раздела Программы используются следующие средства:

  1. Наличие оборудованного помещения (LEGO – центр с конструкторами нового поколения).

  1. Сотрудничество с социальными партнерами.

  1. Взаимодействие с семьей.

Формы работы с детьми:

  • Коллективная форма работы представляет собой работу со всей группой детей. Дети любят заниматься все вместе, чувствовать поддержку коллектива, являться его частью. При такой форме организации работы удобнее рассказывать новый для ребят материал, показывать новые приемы работы с оборудованием воспитательно-образовательного процесса.

  • Групповая форма работы позволяет работать с небольшим количеством детей, и объединять их в группы по каким-либо признакам. Так же группы могут образовываться по желанию или случайному выбору. Это улучшает эффективность работы, учебного процесса, а также делает его разнообразным и повышает интерес. Дети очень любят объединяться в группы. Таким образом, можно разрешить конфликт между ребятами или улучшить взаимоотношения. В нашем случае такая форма применяется как на занятиях, так и во время самостоятельной работы дошкольников. В процессе занятия группы формирует педагог, во втором случае самостоятельно дети. Работая группами можно закреплять практические навыки работы с конструктором. В процессе самостоятельной деятельности мальчики и девочки составляют задания сами, педагог наблюдает и корректирует деятельность малышей, если в этом возникает необходимость.

  • Парная форма работы предполагает работу детей в паре. Это очень объединяет детей, учит их взаимодействовать друг с другом, развивать общение. Пары можно формировать по желанию детей или по желанию педагога. В помощь слабому воспитаннику, можно дать ребенка посильнее. Данную форму работы целесообразно использовать во время занятия или при работе над личными проблемами дошкольников.

  • Индивидуальная работа предполагает наличие индивидуального подхода к обучению и воспитанию дошкольника. Именно индивидуальная работа позволяет выявить и устранить проблемы в обучении и развитии конкретного ребенка.

17

Методы и приемы обучения детей LEGO-конструированию:

Наглядный

Информационно

-рецептивный


  • Рассматривание на занятиях готовых построек, демонстрация способов крепления, приемов подбора деталей по размеру, форме, цвету, способы удержания их в руке или на столе.

  • Обследование LEGO деталей, которое предполагает подключение различных анализаторов (зрительных и тактильных) для знакомства с формой, определения пространственных соотношений между ними (на, под, слева, справа.Совместная деятельность педагога и ребёнка.

Репродуктивный

Практический

Словесный

Проблемный

Игровой

Частично-

поисковый


  • Воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу)

  • Использование детьми на практике полученных знаний и увиденных приемов работы.

  • Краткое описание и объяснение действий, сопровождение и демонстрация образцов, разных вариантов моделей.

  • Постановка проблемы и поиск решения. Творческое использование готовых заданий (предметов), самостоятельное их преобразование.

  • Использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета.

  • Решение проблемных задач с помощью педагога.

Организационные формы для социально-личностного развития детей дошкольного возраста в условиях организации совместной деятельности со взрослыми и другими детьми, самостоятельной свободной деятельности:

  • Конструирование практическое и компьютерное

  • Конструирование из деталей конструкторов

  • Конструирование из крупногабаритных модулей

  • Конструирование по модели

  • Конструирование по условиям

  • Конструирование по образцу

  • Конструирование по замыслу

  • Конструирование по теме

  • Конструирование по чертежам и схем

18

2.3. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

  • уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;

  • использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);

  • построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;

  • поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;

  • поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности; возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения; защита детей от всех форм физического и психического насилия;

  • поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья.

19

2.4. ПЕРСПЕКТИВНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

месяц

тема

кол-

тема занятий

проблемно-

Цели и задачи

Результат

Оборуд

во

творческое

ование

часов

задание

8

Мониторинг.

Названия

Знакомство детей с конструктором LEGO, с

Дети знают названия

LEGO -деталями, с цветом LEGO -элементов,

деталей конструктора,

Знакомимся с

DUPLO

LEGO

LEGO

активизация речи, расширение словаря. Развитие

дифференцируют

деталей.

конструктором.

эмоциональной сферы.

детали по форме,

Построй по

Закрепление навыка приема постройки снизу-

цвету, величине

КонструкторыLEGO

Цвет и форма

схеме.

Строим свою

вверх. Учить строить простейшие постройки.

кирпичиков.

Строим

Учимся читать

Формирование бережного отношения к

сентябрь

пирамидки

Удивительный мир LEGO

схемы.

конструктору.

(исправляе

Цветные

м ошибки).

пирамидки.

Творческое

пирамиду.

задание.

4

Фруктовое

Постройки

Обучать детей приемам конструирования из

Дети знают названия

мороженое.

по схеме.

деталей конструктора LEGO. Учить сооружать

деталей конструктора,

Café+LEGODUPLO

Базовыйнабор45004

октябрь

«Детскоекафе»

постройку согласно схеме. Закреплять названия и

дифференцируют

Завтрак для

Готовим

ребят.

бутерброд

цвета деталей. Познакомить с новыми деталями

детали по форме,

ы.

конструктора LEGO. Формирование словаря:

цвету, величине

Ягоды и

фрукты.

Строим по

обогащение: мороженое, бутерброд, пирожное;

схеме.

уточнение: кафе. Развивать мелкую моторику

Аппетитные

пирожные и

Творческое

рук, внимание, память. Воспитывать уважение к

торты.

задание.

профессии повар.

«Игров

ая

4

Песочница.

Строим по

Закреплять у детей умение создавать

Дети умеют строить

Наб

ор

LE

схеме.

конструкции по собственному замыслу используя

сюжетные композиции,

Качели.

20

Карусели.

Строим по

полученный опыт. Развивать навыки

соблюдая пропорции

образцу.

сотрудничества: выбирать партнеров по

симметричности,

Горка.

Творческое

совместной деятельности, распределять между

устойчивости.

собой работу по составлению схемы постройки,

задание.

Дети самостоятельно

подготовке материала; согласовывать друг с

могут собирать по

другом действия при воспроизведении постройки

образцу модель

по составленным схемам, совместно проверять

перекидных качелей.

правильность выполнения постройки.

«ВгородеДупловсегдаинтересно»

4

Цветные

Учить самостоятельно изготавливать дома и

Понимают, что такое

ноябрь

домики.

здания по образцу и преобразовывать по

симметрия и уметь

НашроднойгородLEGODUPLO

45021

Строим по

собственному воображению.

чередовать цвет в

Автозаправка.

своих постройках,

схеме.

Развивать умение видеть конструкцию

Магазин.

умеют крепить

Строим по

конкретного объект, анализировать ее основные

Радужный

кубики разными

городок.

образцу.

части.

способами, умеют

Творческое

Познакомить с формами элементов,

выделять

задание.

особенностью скрепления, способами их

структурные

Построй

применения.

особенности,

свое

ориентируются в

части постройки.

здание.

Сравнивают

предметы по длине и

ширине.

«Весел

челове

4

Весельчак.

Строим по

Учить детей строить человечков из конструктора

Дети могут

Эмоци

ональн

ое

ые

человека, с помощью деталей конструктора

по образцу и

Тихоня.

Ворчун.

схеме.

LEGO, передавать реальное сходство с фигурой

изготавливать модели

21

Всезнамус.

Строим по

LEGO; Продолжаем учить анализировать образец

самостоятельно,

образцу.

постройки и подбирать

пользуются

Творческое

соответствующие детали; Закреплять название

вспомогательными

задание.

деталей, упражнять в умении располагать их в

материалами для

Построй

определенной последовательности, действовать

реализации замыслов.

своего

по указанию

человечка.

педагога;

4

LEGO

Закрепить представление детей о зиме, зимних

Среди множества

снеговик.

забавах; Сформировать у детей устойчивый

деталей дети легко

интерес к конструктивной деятельности; желание

ориентируются и могут

LEGO DUPLO

Санки для

LEGO

экспериментировать, творить, изобретать;

строить объекты по

забавы»

человечков.

Строим по

Формировать пространственное мышление,

замыслу в группе и

схеме.

умение анализировать предмет, выделять его

индивидуально

Снежная

крепость.

Строим по

характерные особенности, основные части,

«Зимние

образцу.

устанавливать связь между их назначением и

Конструкторы

декабрь

Снежная горка.

Творческое

межличностного общения.

строением. Формировать навыки сотрудничества

задание.

в команде.

Развивать коммуникативные способности навыки

Воспитывать ценностное отношение к

собственному труду и труду других.

«Новогодн

карнавал»

4

Елка.

Строим по

Создавать условия для развития конструкторских

Дети умеют строить

КонструкторыLEGO

ий

схеме.

навыков,умениестроитьпостройкииз

сюжетные композиции,

DUPLO

Елочная

игрушка.

Строим по

конструктора    LEGO.    Учить    анализировать

соблюдая пропорции

образцу.

образец, работать по схеме. Закрепить название

Снегурочка.

22

«Морское

царство»

январь

«Морские

обитатели»

февраль

Веселый зоопарк»

«


Дом Деда

Творческое

деталей конструктора и цвет. Создавать условия

симметричности,

Мороза.

задание.

для развития речевой активности детей. Развивать

устойчивости.

Построй

воображение,    глазомер,    мелкую    моторику.

Дети самостоятельно

елочную

Способствовать

развитию

творческих

могут собирать по

игрушку.

способностей.

Формировать

умение

образцу модель

согласовывать   свои   действия   с   действиями

предложенной

товарища, умение помочь ему при необходимости.

конструкции.

3

Корабль.

Строим по

Уточнить и расширить представления детей о

Дети умеют строить

схеме.

морских обитателях, растениях.

сюжетные композиции,

Морские

водоросли.

Строим по

Научить детей изготавливать морских обитателей

соблюдая пропорции

Замок Царя

образцу.

из конструктора LEGO. Развивать

симметричности,

Нептуна.

Творческое

конструктивные навыки и умения, мелкую

устойчивости.

5

Золотая рыбка.

задание.

моторику; воображение. Воспитывать стремление

Дети самостоятельно

Осьминог.

Построй

помочь друг другу, аккуратность;

могут собирать по

Морской

своего

образцу модель

конек.

морского

предложенной

Медуза.

Морская

обитателя.

конструкции.

черепаха.

8

Вольер для

Строим по

Учить строить из конструктора животных.

Дети могут

животных в

схеме.

Учить обдумывать содержание будущей

изготавливать

зоопарке.

Строим по

постройки, называть ее тему, давать общее

модели по образцу и

описание. Развивать творческую инициативу и

самостоятельно,

Львенок Симбо

образцу.

самостоятельность

пользуются

Крокодил

Творческое

Закреплять у детей умение создавать

вспомогательными

Вилли

задание.

конструкции по собственному

материала для

Жираф Зара

Построй

замыслу используя полученный опыт. Развивать

реализации

Слоненок

своего

навыки сотрудничества: выбирать партнеров по

замыслов

Дамбо

обитателя

совместной

деятельности, распределять между собой работу

зоопарка.

Страусенок

по составлению схемы постройки, подготовке

Роки.

23


DUPLO 45009 Лото с животными LEGO Конструкторы LEGO DUPLO

Пингвиненок

материала; согласовывать друг с другом

Пеппи.

действия при воспроизведении постройки по

составленным схемам, совместно проверять

Весёлый

правильность выполнения постройки.

зоопарк.

«Строительный«Муниципальны

машины»йтранспорт»

4

Такси.

Строим по

Формировать коммуникативные способности и

Закрепить навыки и

СтроительныемашиныLEGODUPLO45002;Муниципальный

транспортLEGODUPLO45006

март

виды транспорта.

Полицейская

схеме.

навыки общения. Закрепить знания о

умения моделировать

машина.

Строим по

муниципальном и строительном транспорте,

по образцу.

образцу.

учить умению планировать работу по созданию

Дети умеют

Пожарная

машина.

Творческое

сюжетной композиции.

взаимодействовать

задание.

Воспитывать ценностное отношение к

друг с другом,

Автобус.

Построй

собственному труду и труду других.

создавать

4

Подъёмный

свой

Развивать творческую инициативу и

сюжетные композиции

кран.

транспорт.

самостоятельность.

Дети, используя свою

Экскаватор.

Закреплять навыки строить по схеме.

фантазию, могут

Грузовая

строить различные

машина.

Погрузчик.

Аэродро

м»

4

Самолет.

Дать общее представление о космосе,

Дети знакомятся с

Космо

познакомить с планетами.

космосом, строят

с и

Аэроплан.

Строим по

Закрепление навыков скрепления

различные модели

аэроп

Вертолет.

схеме.

деталей, познакомить воспитанников с видами

«

космического

орт

«Аэропорт»

Строим по

космических кораблей.

транспорта.

LEGO

4

Ракета

апрель

образцу.

Строительство простых ракет, самолетов,

Дети умеют

9335

Луноход

космического транспорта, развивать

«Космодром»

Творческое

творческую инициативу и самостоятельность.

самостоятельно

станция

космическ

конца, проявляя фантазию.

Космический

задание.

Продолжать учить создавать постройки по

конструировать разные

корабль

Построй

собственному замыслу, используя разные

модели.

Космическая

свой

виды конструктора. Доводить начатое дело до

ий корабль.

24

май


3

Башни Кремля

Закрепить навыки конструирования;

Дети умеют

Закреплять навыки следовать инструкции

самостоятельно

Кирпичикидлятворческихзанятий

«ДеньПобеды»

Военная

Строим по

LEGO45020

техника (танки,

педагога.

конструировать разные

схеме.

Учить сочетать в постройке детали по форме и

самолеты,

модели.

Строим по

цвету, устанавливать пространственное

корабли)

образцу.

расположение построек.

Парад победы

Творческое

Изготовление моделей для проекта.

задание.

Закреплять умения самостоятельно

конструировать изученными

способами соединения деталей.

5

Многоэтажный

Содействовать развитию у детей дошкольного

Дети умеют

дом.

возраста способностей к техническому

самостоятельно

45020

творчеству, предоставить им возможность

конструировать разные

Пароход.

Строим по

творческой самореализации посредством

модели.

LEGO

Девочка.

схеме.

овладения LEGO конструированием.

Яблонька.

Строим по

содействовать формированию знаний о счёте,

«Творческиезадания»

длятворческихзанятий

образцу.

форме, пропорции, симметрии, понятии части и

Творческое

целого. Создать условия для овладения основами

задание.

конструирования;

способствовать формированию знания и умения

ориентироваться в технике чтения элементарных

схем.

Мониторинг

Презентация разнообразных

Дети конструируют из

конструкций из конструктора LEGO.

разнообразны

Кирпичики

Игровые

презентацию своих

конструкторов,

задания

осуществляют

проектов

25

2.5. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Способы определения эффективности занятий оцениваются исходя из того, насколько ребёнок успешно освоил тот практический материал, который должен был освоить. В связи с этим, два раза в год проводится диагностика уровня развития конструктивных способностей.

Педагогическая диагностика уровня знаний и умений по LEGO-конструированию у детей 4-5 лет.

Уровень

Умение правильно конструировать

Умение правильно

развития

поделку по образцу, схеме

конструировать поделку по замыслу

ребенка

Высокий

Ребенок

самостоятельно

делает

Ребенок

самостоятельно

разрабатывает

постройку,  используя  образец,  схему,

замысел  в  разных  его  звеньях  (название

действует

самостоятельно

и

предмета,  его  назначение,  особенности

практически без ошибок в размещение

строения).  Самостоятельно  работает  над

элементов

конструкции  относительно

постройкой.

друг друга.

Средний

Ребенок делает незначительные ошибки

Тему   постройки

ребенок   определяет

при    работе    по    образцу,    схеме,

заранее.

Конструкцию,

способ

ее

правильновыбираетдетали,но

построения  находит

путем

практических

требуется помощь при определении их

проб, требуется помощь взрослого.

в пространственном расположении.

Низкий

Ребенок не умеет правильно «читать»

Замысел  у  ребенка  неустойчивый,  тема

схему, ошибается в выборе деталей и их

меняется

впроцессе

практических

расположенииотносительно

друг

действийсдеталями.Создаваемые

друга.

конструкции   нечетки   по   содержанию.

Объяснить их смысл и способ построения

ребенок не может.

26

Протокол диагностического обследования воспитанников по

робототехнике группа№ на 2018-2019 учебный год.

Ф.И.ребенка

Называетдеталиконструктора

Работаетпосхемам

Строитсложныепостройки

Строитпотворческомузамыслу

Строитподгруппами

Строитпообразцу

Строитпоинструкции

Умеетрассказатьопостройке

Используетпредметызаместители

Работаетнадпроектами

1

2


итого        итого%

в        с        н        в        с        н

Условные обозначения:

«В» - параметр сформирован;

«С» - параметр частично сформирован;

«Н» - параметр не сформирован.

27

2.6. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ

Работа с семьей является одним из приоритетных направлений деятельности педагога. Роль педагога по отношению к семье характеризуется комплексом факторов:

  1. Планомерное, активное распространение педагогических знаний среди родителей.

  1. Вовлечение родителей в педагогическую деятельность.

  1. Активизация педагогического самообразования родителей.

  • основу совместной деятельности с семьями положены следующие принципы:

  • родители и педагоги являются партнерами в воспитании и обучении детей;

  • единое понимание педагогами и родителями целей и задач воспитания и обучения детей;

  • помощь ребенку, уважение и доверие ему как со стороны педагогов, так и со стороны родителей;

  • знание педагогами и родителями воспитательных возможностей коллектива и семьи, максимальное использование воспитательного потенциала в совместной работе с детьми;

  • постоянный анализ процесса взаимодействия семьи и дошкольного учреждения, его промежуточных и конечных результатов.

Взаимоотношения с родителями строятся на основе добровольности, демократичности, личной заинтересованности.

Возможность для обоюдного познания воспитательного потенциала дают специально организуемая социально-педагогическая диагностика, беседы, анкетирование, совместные с детьми мероприятия (мастер-классы, досуги и развлечения и т.д.), ориентированные на знакомство с достижениями и трудностями развития детей.

Педагоги осуществляют постоянное взаимодействие с родителями по поводу разнообразных фактов жизни детей, о развитии детско-взрослых отношений. Такое информирование происходит при непосредственном общении в ходе бесед, консультаций, собраний, либо опосредованно из стендов ДОУ, информации на официальном сайте ДОУ, а также электронной переписки.

Проектная деятельность

Большую актуальность приобретает проектная форма совместной деятельности, позволяющая объединить усилия педагогов, родителей и детей, а родителям воспитанников стать активными членами педагогического процесса, принимать активное участие в развитии партнерских отношений.

Система взаимодействия с родителями включает:

  • ознакомление родителей с содержанием и результатами работы по Программе на родительских собраниях;

  • обучение конкретным приемам и методам робототехники на консультациях, открытых мероприятиях, мастер-классах.

Привлечение родителей расширяет круг общения, повышает мотивацию и интерес детей. Формы и виды взаимодействия с родителями: приглашение на открытые занятия, подготовка фото-видео отчетов создания моделей, механизмов и других технических объектов как в детском саду, так и дома, оформление буклетов. Традиционные формы взаимодействия устанавливают прямую и обратную взаимосвязь на уровне группы.

28

Интернет        ресурсы:        личный        сайт        педагога        и        ДОУ,        интернет        ресурсы        позволят        расширить

возможности коммуникации. Возможность привлечь семейный потенциал, организовав взаимодействие детей и взрослых на уровне всемирной паутины, позволяет найти единомышленников различного уровня продвинутости. Юные робототехники вместе с родителями смогут выкладывать в открытый интернет видео обзоры и мастер классы по конструированию и программированию творческих моделей, рассказывать о реализации своих проектов, расширяя робототехническое движение. Для этого родителям будет предоставлена информация об интернет-ресурсах и технических возможностях коммуникационного обмена. Данную информацию и ссылки на веб-сайты они могут получить на личном сайте педагога и детского сада. Веб-форум даёт возможность организовать общение детско-взрослого сообщества по проблемам, возникших в реализации практической деятельности в режиме реального времени, обмениваться опытом, задавать вопросы, при этом обсуждение можно проводить по группам интересов на различных географических и социальных уровнях. Блог позволяет оперативно получить практическую информацию из жизненного опыта семьи: где купить конструктор, с чего начинать виртуальное конструирование, какие компьютерные игры, существующие для детей наиболее полезны, какой конструктор лучше всего подходит детям того или иного возраста, с чего начинать конструирование, программирование и. т.д.

Родители детей дошкольного возраста – активные участники и помощники для своего ребенка. Вместе с детьми получают новые знания, открывают своего ребенка, открывают и себя, свои таланты и творческие способности. Занятия по LEGO – конструированию богаты различными направлениями, а также разнообразны по содержанию. Совместные занятия с мамой или папой это качественное время, проведенное со своим малышом, которое помогает родителям увидеть как интересно можно развивать своего ребенка дома, как правильно играть.

Формы работы с родителями.

  • Методические рекомендации.

  • Мастер-класс.

  • Размещение в группах папок-раскладушек с консультациями.

  • Выступления на родительских собраниях.

  • Открытые занятия.

  • Семинар-практикум.

  • Фотовыставки.

  • Памятки.

  • Выставки детских работ.

  • Проведение родительской гостиной.

29

План работы с родителями

Месяц

Форма работы

сентябрь

1.

Анкетирование родителей «Дети и LEGOконструктор».

2.

Консультация для родителей: «Создание эффективной предметно –

развивающей среды по LEGO-конструированию в домашних условиях».

октябрь

1.

Консультация

дляродителей: «Как правильно подобрать

конструктор  для ребенка 4-5 лет».

2.

Вечер вопросов и ответов по организации конструктивной деятельности

детей.

ноябрь

1.

Наглядная информация: «Развивающие игры с конструкторами LEGO с

детьми 4-5 лет».

2.

Проведение родительской гостиной «LEGO -GO».

декабрь

1.

Проведение круглого стола с целью распространения семейного опыта по

организации конструктивной деятельности.

2.

Консультация для родителей «LEGO-конструирование – фактор развития

одаренности детей дошкольного возраста»

1.

Проведение  открытого   педагогического   мероприятия   с   детьми   с

январь

использованием конструкторов LEGO DUPLO, LEGO WeDo.

2.

Фотовыставка «Волшебные замки»

1.

Семинар - практикум: «LEGO -конструирование - игра или серьезное

февраль

занятие».

2.

Мастер – класс для родителей: «Играем с ЛЕГО- конструкторами

вместе с детьми».

1.

Проведение открытого педагогического мероприятия с детьми с

март

использованием конструктора LEGO Education «Первые механизмы».

2.

Конкурс семейного творчества: «Машины будущего».

1.

Памятки для родителей: «Значение LEGO-конструирования в развитии

апрель

детей дошкольного возраста»».

2.

Методические рекомендации: «Играем в LEGO дома»

1.

Мастер-класс для родителей «Развитие конструктивного математического

май

мышления дошкольников с помощью ЛЕГО конструирования».

2.

Выставка детских работ «Военная техника»

30

2.7. СПОСОБЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ПОДДЕРЖКИ ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ

Активность ребенка является основной формой его жизнедеятельности, необходимым условием его развития, которая закладывает фундамент и дает перспективы роста интеллектуального, творческого потенциала ребенка. Инициативная личность развивается в деятельности. А так как ведущая деятельность дошкольного возраста игра, то, чем выше уровень развития творческой инициативы, тем разнообразнее игровая деятельность, а, следовательно, и динамичнее развитие личности. В старшем дошкольном возрасте инициативность проявляется во всех видах деятельности ребенка - общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании. Он может выбрать дело по своему желанию, включиться в разговор, предложить интересное занятие для всех. Ребенок легко включается в игровые ситуации и инициирует их сам, творчески развивает игровой сюжет, используя для этого разнообразные знания, полученные из разных источников. Инициативность связана с любознательностью, пытливостью ума, изобретательностью, индивидуальными возможностями детей, поддержкой свободы их поведения и самостоятельности.

При организации работы по поддержке детской инициативы Программа придерживается следующих принципов:

  • принцип деятельности - стимулирование детей на активный поиск новых знаний в совместной деятельности с взрослым, в игре и в самостоятельной деятельности;

  • принцип вариативности - предоставление ребенку возможности для оптимального самовыражения через осуществление права выбора, самостоятельного выхода из проблемной ситуации;

  • принцип креативности - создание ситуаций, в которых ребенок может реализовать свой творческий потенциал через совместную и индивидуальную деятельность;

  • принцип индивидуального подхода – игры и пособия для проявления инициативы подбираются с учетом возможностей детей;

  • принцип мобильности-дети всегда могут перенести материал для игры или деятельности в любое место в группе.

Условия необходимые для развития познавательной активности детей:

  • предметно-развивающая среда разнообразна по своему содержанию;

  • образовательная и игровая среда стимулирует развитие поисково- познавательной деятельности детей;

  • содержание развивающей среды учитывает индивидуальные особенности и интересы детей конкретной группы;

  • родители информированы обо всём, что происходит в жизни ребенка: чем он занимался, что нового узнал, чем ему нужно помочь в поиске нового и т.д.

Педагогу важно так организовать детскую деятельность, в том числе самостоятельную, чтобы воспитанник упражнял себя в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать, добиваться поставленной цели. То, что привлекательно, забавно, интересно, пробуждает любопытство и довольно легко запоминается.

31

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Образовательная деятельность по Программе организуется с детьми в специально созданном кабинете по робототехнике, который оснащен следующим оборудованием:

Наименование

Кол-в

1

Платы строительные большие. LEGO

1

2

Платы строительные маленькие. LEGO

1

3

Строительные машины. DUPLO

4

4

Лото с животными. DUPLO

2

5

Декорации. LEGO

2

6

Математический поезд DUPLO

1

7

Базовый набор Cafe+. DUPLO

1

8

Городские жители. LEGO

1

9

Общественный и муниципальный транспорт. LEGO

1

10

Гигантский набор. DUPLO

1

11

Городская жизнь. LEGO

1

12

Космос и аэропорт. LEGO

1

13

Дочки-матери. DUPLO

1

14

Набор с трубками. DUPLO

1

15

Ферма большая. DUPLO

1

16

Моя первая история. Базовый набор.

2

17

Конструктор "Первые конструкции"

2

18

Конструктор "Первые конструкции". Книга для учителя.

1

19

Колеса. LEGO

1

20

Сказочные и исторические персонажи. LEGO

1

21

Кирпичики LEGO для творческих занятий

1

22

Окна, двери и черепица для крыши. LEGO

1

23

Кирпичики DUPLO для творческих занятий.

1

24

Городские жители. DUPLO

1

25

Наш родной город. DUPLO (278 дет.)

1

26

ЛЕГО стол (большой 1500*1000*700) с контейнерами для деталей

1

27

ЛЕГО стол (460*460*650) с контейнером для деталей

6

32

3.2. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

  1. Фешина Е.В. LEGO – конструирование в детском саду. – М.: ТЦ Сфера,2012. – 144с.

  1. Ишмакова М.С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях в условиях введения ФГОС: пособие для педагогов. – Всерос. уч.-метод. центр образоват. робототехники. – М.: Изд. – полиграф. центр «Маска». – 2013. – 100с.

  1. Комарова Л.Г. Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). – М.: «ЛИКА – ПРЕСС», 2001 г. – 88 с.

  1. А.С., Ишмакова М.С., Рыженкова Т.С., Халамов В.Н. С 92 Схемы сборки №2 «Животный мир – Robokids». – М.: Издательство «Перо», 2015. – Папка фолдер+вложение 9 карт с иллюстрациями. – 2015.

  1. Ишмакова М.С., Халамова В.Н. И 97 Рабочая тетрадь №1 «Животный мир – Robokids»

(насекомые). – М.: Издательство «Перо», 2015. – 13 с.

Технические средства обучения:

  • Ноутбук;

  • Акустическая система;

  • Телевизор

Средства обучения:

  1. Учебно-наглядные пособия:

  Иллюстрации;

  Наглядно-дидактические материалы;

  Игровые атрибуты;

  Демонстрационный материал:

  Чертежи и схемы;

  Плакаты;

  Подборка стихотворений, загадок;

  Открытки для рассматривания.

  Рабочая тетрадь.

  1. Оборудование и материалы:

  • Наборы конструкторов;

  • Мелкие игрушки для обыгрывания.

Кадровое обеспечение реализации Программы Реализацию Программы осуществляет педагог дополнительного образования, имеющий

педагогическое профессиональное образование, прошедший курсы повышения квалификации в Ассоциации работников и организаций, использующих конструкторы образовательной робототехники в учебно-воспитательном процессе по теме «Образовательная робототехника в дошкольном образовательном учреждении в соответствии с ФГОС ДОО» в 2018г.

33

3.3. ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО – ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ

Развивающая предметно-пространственная среда кабинета по робототехнике обеспечивает максимальное развитие детей 4 – 5 лет, охраны их здоровья, возможности общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

Принципы организации развивающей среды: насыщенность, трансформируемость, полифункциональность, вариативность, доступность, безопасность.

Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы. Образовательное пространство оснащено средствами обучения и воспитания, соответствующими материалами, игровым оборудованием, которые обеспечивают:

  • игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность воспитанников;

  • двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх;

  • эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

  • возможность самовыражения детей.

Трансформируемость пространства дает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

Полифункциональность материалов позволяет разнообразно использовать различные составляющие предметной среды: детскую мебель, мягкие модули, предметы-заместители. Вариативность среды позволяет создать различные пространства (для игры, конструирования, уединения и пр.), а разнообразный материал, игры, игрушки и оборудование, обеспечивают свободный выбор детей.

Игровой материал периодически сменяется, что стимулирует игровую и познавательную активность детей.

Доступность среды создает условия для свободного доступа детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим виды детской активности.

Безопасность предметно-пространственной среды обеспечивает соответствие всех ее элементов требованиям по надежности и безопасности по их использованию.

Конструктор  LEGO  используется  для  непосредственной  образовательной  деятельности  (на

занятиях), остальные виды робототехнических конструкторов используются для нерегламентированной деятельности (самостоятельная, совместная деятельность педагога с детьми, проектная деятельность).

34

3.4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Актуальность введения LEGO – конструирования и робототехники в образовательный процесс ДОО обусловлена требованиями ФГОС ДО к формированию предметно-пространственной развивающей среде, востребованностью развития широкого кругозора старшего дошкольника и формирования предпосылок универсальных учебных действий.

Путь развития и совершенствования у каждого человека свой, исходя из условий. Задача образования при этом сводится к тому, чтобы создать эти условия и образовательную среду, облегчающие ребёнку раскрыть собственный потенциал, который позволит ему свободно действовать, познавать образовательную среду, а через неё и окружающий мир. Роль педагога состоит в том, чтобы грамотно организовать и умело оборудовать, а также использовать соответствующую образовательную среду, в которой правильно направить ребёнка к познанию и творчеству. Основные формы деятельности: образовательная, индивидуальная, самостоятельная, проектная, досуговая, коррекционная, которые направлены на интеграцию образовательных областей и стимулируют развитие потенциального творчества и способности каждого ребенка, обеспечивающие его готовность к непрерывному образованию.

Преемственность в работе дошкольных образовательных учреждений и начальной школы заключается в том, что в первый класс приходят дети, которые хотят учиться и могут учиться, т.е.

  • них должны быть развиты такие психологические предпосылки овладения учебной деятельностью, на которые опирается программа первого класса школы.

К ним относятся:

  • познавательная и учебная мотивация;

  • появляется мотив соподчинения поведения и деятельности;

  • умение работать по образцу и по правилу, связанные с развитием произвольного поведения;

  • умение создавать и обобщать, (обычно возникающее не ранее, чем к концу старшего дошкольного возраста) продукт деятельности.

Из всего выше перечисленного следует, что нецелесообразно укорачивать дошкольный период, который основывается на детских занятиях, где ведущее место занимает игровая деятельность. Конструктивная деятельность занимает значимое место в дошкольном воспитании и является сложным познавательным процессом, в результате которого происходит интеллектуальное развитие детей: ребенок овладевает практическими знаниями, учится выделять существенные признаки, устанавливать отношения и связи между деталями и предметами.

35

3.5. ЛИТЕРАТУРА

  1. Безбородова Т. В. Первые шаги в геометрии. - М.: Просвещение, 2009.

  1. Варяхова Т. Примерные конспекты по конструированию с использованием конструктора ЛЕГО // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 2. - С. 48-50.

  1. Венгер, Л.А. Воспитание и обучение (дошкольный возраст): учеб. пособие / П. А. Венгер. -

М.: Академия,2009. -230 с.

  1. Волкова С.И. Конструирование. – М.: Просвещение, 1989.

  1. Давидчук А.Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. - М.: Гардарики, 2008. – 118 с.

  1. Емельянова, И.Е.,Максаева, Ю.А.Развитие одарённости детей дошкольного возраста средствами легоконструирования и компьютерно-игровых комплексов. – Челябинск: ООО

«РЕКПОЛ», 2011. – 131 с.

  1. Злаказов А.С., Горшков Г.А., Шевалдин С.Г. УрокиЛего-конструирования в школе. –М.: Бином, 2011. – 120 с.

  1. Комарова Л. Г. Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). — М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2001.

  1. Конструируем: играем и учимся Lego Dacta// Материалы развивающего обучения дошкольников. Отдел ЛЕГО-педагогики, ИНТ. - М., 2007. – 37 с.

  1. Кузьмина Т. Наш ЛЕГО ЛЕНД // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 1. - С. 52-54.

  1. Куцакова Л. В. Занятия по конструированию из строительного материала в средней группе детского сада. – М.: Феникс, 2009. – 79 с.

  1. Куцакова Л. В. Конструирование и художественный труд в детском саду: программа и

конспекты занятий. – М.: Сфера, 2009. – 63 с.

  1. Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду. - М.: Эксмо, 2010. – 114 с.

  1. ЛЕГО-лаборатория (ControlLab): Справочное пособие. - М.: ИНТ, 1998. –150 с.

  1. Лиштван З.В. Конструирование. - М.: Владос, 2011. – 217 с.

  1. Лурия А. Р. Развитие конструктивной деятельности дошкольника// Вопросы психологии,

1995. – С. 27-32.

  1. ЛуссТ.В.Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.– 104 с.

  1. Парамонова Л. А. Конструирование как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста: учебно-методическое пособие. - М.: Академия, 2008. - 80 с.

  1. Парамонова Л. А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду. – М.: Академия, 2009. – 97 с.

  1. Петрова И. ЛЕГО-конструирование: развитие интеллектуальных и креативных способностей детей 3-7 лет // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 10. - С. 112-115.

  1. Рыкова Е. А. LEGO-Лаборатория (LEGO ControlLab). Учебно-методическое пособие. – СПб, 2001, - 59 с.

  1. Селезнёва Г.А. Сборник материалов центр развивающих игр Леготека в ГОУ центр образования № 1317– М., 2007г.-58с.

  1. Селезнёва Г.А. Сборник материалов «Игры» для руководителей Центров развивающих игр (Леготека) – М., 2007.-44с.

36

  1. Фешина Е.В. Легоконструирование в детском саду: Пособие для педагогов. - М.: Сфера,

2011. – 243 с.

Интернет-ресурсы

  1. http://www.int-edu.ru/

  1. http://www.lego.com/ru-ru/

  1. http://education.lego.com/ru-ru/preschool-and-school

  1. http://edurobots.ru/

  1. http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/29074

  1. http://фгос-игра.рф/vne-kategorij/1

37


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дополнительного образования для детей среднего дошкольного возраста по формированию основ безопасности жизнедеятельности «Азбука безопасности».

Программа расчитана на детей 4- 5 лет. Цель программы: формирование у воспитанников устойчивых навыков, знаний безопасного поведения в различных жизненных ситуациях, посредством системы методов и сред...

Рабочая программа «Особенности обучения рассказыванию детей среднего дошкольного возраста по методике Т. А. Ткаченко»

Цель программы –  развитие речи  у детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок.Задачи программы:- приобщать детей к русской национальной культуре;-развивать...

приложение №2 Рабочая программа "Обучения и воспитания детей среднего дошкольного возраста 4-5 лет" в группе комбинированной направленности 2019-2020 уч.г.

приложение №2.2 Рабочая программа "Обучения и воспитания детей среднего дошкольного возраста 4-5 лет" в группе комбинированной направленности 2019-2020 уч.г....

Рабочая программа по робототехнике для детей старшего дошкольного возраста «ЛЕГОзнайка»

Цель Программы – развитие у воспитанников 5 – 6 лет интереса к техническому творчеству, развитие конструктивного мышления средствами робототехники....

Рабочая программа учителя - логопеда для детей среднего дошкольного возраста на 2021 - 2022 учебный год

 Данная Программа предназначена для работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи 4 - 5 лет. Раскрыты целевой, содержательный и организационный разделы. Также представлена краткая презнтация...

Рабочая программа группы общеразвивающей направленности детей среднего дошкольного возраста (от 4 до 5 лет) на 2020/2021 учебный год

Рабочая программа группы общеразвивающей направленности детей среднего дошкольного возраста (от 4 до 5 лет) на 2020/2021 учебный год...

Рабочая программа группы КН для детей среднего дошкольного возраста на 2022-2023 учебный год.

Целью Программы является создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного возраста, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических ...