Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Конструкторское бюро» младший возраст
рабочая программа по конструированию, ручному труду (младшая группа)
Актуальность данной темы заключается в том, что благодаря конструированию быстро совершенствуются навыки и умения ребенка, его умственное и эстетическое развитие. У детей с хорошо развитыми навыками в конструировании быстрее развивается речь, так как тонкая моторика связана с центрами речи. Ловкие, точные движения рук дают ребенку возможность в дальнейшем быстрее и лучше овладеть техникой письма.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_konstruktorskoe_byuro.docx | 94.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
МОУ Николо-Кормская СОШ
Согласовано: Утверждаю:
Методический совет Директор МОУ Николо-Кормская СОШ
От «___» ___________20___г. ____________________________(Ф.И.О.)
Протокол № _____________ «___»____________________20_____г.
Принята на заседании Педагогического
совета
Протокол№ ______________________
«____» ___________________20____г.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности
«Конструкторское бюро»
Возраст обучающихся: 2-4года
Срок реализации: 2 года
Автор – составитель:
Юдина Ольга Евгеньевна,
педагог первой категории
С.Никольское, 2020год
Оглавление
1. Пояснительная записка ………………………………………..………………3
2. Учебно – тематический план …………………………………………………..8
3. Содержание ……………………………………………………………………..9
4. Обеспечение ……………………………….……………………………….….12
4.1. Методическое обеспечение ……………………………………………….…..12
4.2. Материально-техническое обеспечение ……………………………… …..16
5. Мониторинг образовательных результатов ……………..……………………17
Список информационных источников ………………….………….……………21
1.Пояснительная записка
Актуальность дополнительной общеобразовательной программы
Актуальность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы "Конструкторское бюро" определяется нормативно-правовыми документами федерального уровня и др.
- Федеральный Закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (с изменениями на 3 июля 2016 года)
- Концепция развития дополнительного образования детей (утв. распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 года № 1726-р);
- Концепция развития математического образования в Российской Федерации. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2013 г. № 2506-р г.
- ФГОС ДО, Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования
- СанПиН 2.4.1.3049-13 от 15.05.2013г. №26
- Письмо Минобразования РФ от 14.03.2000г. № 65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»
Актуальность данной темы заключается в том, что благодаря конструированию быстро совершенствуются навыки и умения ребенка, его умственное и эстетическое развитие. У детей с хорошо развитыми навыками в конструировании быстрее развивается речь, так как тонкая моторика связана с центрами речи. Ловкие, точные движения рук дают ребенку возможность в дальнейшем быстрее и лучше овладеть техникой письма.
Основной материал для конструирования - строительный. Дети знакомятся с ним, выясняется отличие деталей (кубика, кирпичика, пластины), в каком положении он наиболее устойчив: когда стоит вертикально или лежит. Дети усваивают название, пользуются им в игре, учатся различать большие и маленькие бруски. Также дети знакомятся со свойствами бумаги, учатся делать из них различные поделки. Использование в работе природного материала развивает умение увидеть в привычных вещах необычное. Использование конструктора васкобовича, дьеныша дети знакомятся с формой и цветом.
Конструирование способствует развитию:
- логического мышления в процессе моделирования;
- пространственного представления;
- познавательных процессов и мыслительных операций.
- творческих способностей, воображение, фантазия.
Дети учатся сохранять порядок на своем рабочем месте: раскладывают строительный материал на столах в том порядке, в каком показал воспитатель. По окончании занятий и игр разбирают постройку, укладывают материал на столе в том порядке, в каком он находился перед занятием.
Новизна дополнительной общеобразовательной программы по конструированию заключается в том, что:
1.Позволяет дошкольникам в форме познавательной деятельности раскрыть практическую целесообразность конструирования.
2.Развивать необходимые в дальнейшей жизни приобретенные умения и навыки.
Программа построена на основе следующих принципов:
- Комфортность: атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, создание для каждого ситуации успеха.
- Погружение каждого ребенка в творческий процесс: реализация творческих задач достигается путем использования в работе активных методов и форм обучения.
- Опора на внутреннюю мотивацию: с учетом опыта ребенка создание эмоциональной вовлеченности его в творческий процесс, что обеспечивает естественное повышение работоспособности.
- Постепенность: переход от совместных взрослого и ребенка, ребенка и сверстников к самостоятельным; от простого до заключительного, максимально сложного задания; "открытие новых знаний".
- Вариативность: создание условий для самостоятельного выбора ребенком способов работы, типов творческих заданий, материалов, техники и др.
- Индивидуальный подход: создание в творческом процессе раскованной, стимулирующей творческую активность ребенка атмосферы. Учитываются индивидуальные психофизиологические особенности каждого ребенка и группы в целом. В основе лежит комплексное развитие всех психических процессов и свойств личности в процессе совместной (ребенок-ребенок, ребенок- педагог, ребенок-родитель) продуктивно-творческой деятельности, в результате которой ребенок учится вариативно мыслить, запоминать, придумывать новое, решать нестандартные задания, общаться с разными людьми и т.п.
- Принцип взаимного сотрудничества и доброжелательности: общение с ребенком строится на доброжелательной и доверительной основе.
- Принцип интеграции: интегративный характер всех аспектов развития личности дошкольника: общекультурных, социально-нравственных, интеллектуальных.
В ходе образовательной деятельности дети становятся строителями, архитекторами и творцами, играя, они придумывают и воплощают в жизнь свои проекты.
В основе формирования Программы лежит системно - деятельностный подход, который предполагает:
- учет индивидуальных, возрастных, психофизиологических особенностей воспитанников, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения воспитательно-образовательных целей и путей их достижений;
-разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого воспитанника (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов.
Категория обучающихся по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
Категория обучающихся - дети 2-4 года.
Вид дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
Образовательная программа «Конструкторское бюро» технической направленности, комплексная, модифицированная.
Цель: развитие конструкторских способностей детей.
Задачи:
1.Познакомить с базовыми строительными деталями – узнавание, различение, правильное называние, свободное использование по назначению с учетом характерных признаков и свойств.
2.Учить способам создания самостоятельных предметов и поделок, поощрять вариативность и нестандартное решение отдельных задач.
3.Содействовать освоению базовых способов конструирования из строительных, природных и бытовых материалов: соединение, приставление, наложение (полное, частичное).
4.Совершенствовать практические умения и навыки детей в работе с нестандартными материалами и оборудованием, их свободное применение в играх.
5.Развивать воображение, память, мышление, мелкую моторику рук, стремление к самостоятельности.
6.Развивать у детей чувство пропорции, гармонии цвета, чувство композиции и ритма.
7.Развивать у дошкольников интерес к LEGO конструированию, стимулировать детское техническое творчество;
8.Обучать конструированию по образцу,
9.Формировать технические умения и навыки в работе с разнообразным материалом, в том числе - нестандартным.
10.Формировать умения различать, называть и использовать в постройке простые строительные детали, анализировать постройку.
11.Создать условия для конструирования и обыгрывания построек.
12.Воспитывать у детей интерес к художественному ручному труду, формируя образное представление у детей, воспитывая и развивая их творческие способности
Ожидаемые результаты:
К концу учебного года дети должны знать:
- строительные детали: объемные и плоскостные.
Уметь:
- составлять изображение предмета из отдельных частей;
- располагать предметы в сюжетной композиции;
- сооружать знакомые постройки, закрепляя приобретённые умения и навыки;
- использовать строительные детали с учетом их конструктивных свойств;
- преобразовывать постройки в соответствии с заданием педагога;
- ориентироваться в пространстве (спереди, сзади, внутри и пр.)
- строить совместно, не мешая друг другу;
- уметь строить по образцу;
- уметь красиво, выразительно эстетически грамотно оформлять изделие из синельной проволоки;
- овладеют начальной техникой конструирования из пушистой проволоки;
-Научатся красиво, выразительно эстетически грамотно оформлять игрушку;
-Овладеют навыками культуры труда.
Приобрести навыки:
- проявления активного интереса к строительному материалу;
- наблюдательности;
- развития словарного запаса;
- обогащение мышления, памяти, интеллекта;
- овладеют навыками культуры труда;
- самостоятельной познавательной активности в процессе создания построек. Поделок.
В результате решения воспитательных задач дошкольники приобретут:
- навыки уважительного отношения к взрослым и своим товарищам, уважение к чужому мнению;
- у детей будет воспитана культура общения;
- у дошкольников появятся такие важные личностные качества, как: трудолюбие, уверенность в своих силах, эмоциональная устойчивость;
- строить изображение в зависимости от формы листа — на полосе, квадрате, прямоугольнике, круге;
- составлять изображение предмета из отдельных частей;
- располагать предметы в сюжетной композиции.
- сооружать знакомые постройки, закрепляя приобретённые умения и навыки.
- использовать строительные детали с учетом их конструктивных свойств;
- преобразовывать постройки в соответствии с заданием педагога;
- ориентироваться в пространстве (спереди, сзади, внутри и пр.).
- строить совместно, не мешая друг другу.
Особенности организации образовательного процесса
Время обучения - 01.09.2021 - 31.05.2023 г.
Место обучения - МОУ Николо - Кормская СОШ, дошкольная группа. Младшая разновозрастная группа «Цыплята».
Порядок обучения - 1 раз в неделю.
Срок реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
По сроку реализации дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу можно рассматривать как долгосрочную. Продолжительность реализации программы 2 года.
Режим реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
По дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе в 2021-2022 учебном году предусмотрено 36 часов (72 занятия по 25 мин.), продолжительность занятий регламентируется СанПиН, Уставом учреждения.
Режим работы кружка согласован с администрацией ОУ, родителями – вторник, вторая половина дня (16.00-16.25), ОД распределена в первую половину дня.
Особенности комплектования группы
Количественный состав группы - 2 подгруппы по 5 человек. Набор обучающихся производится с учетом интересов, потребностей детей, запросов родителей.
Форма образовательного объединения
Образовательный процесс в рамках реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы осуществляется в форме проведения занятий кружка - занимательные занятия, беседы, наблюдения, моделирование (триз), проблемные ситуации.
Участники кружка: дети, родители, педагог.
Взаимодействие с родителями
- Анкетирование родителей на тему: «Значение конструирования в умственном развитии ребенка». Цель: выявить степень участия родителей в экспериментальной деятельности ребенка и в поддержании его познавательного интереса.
- Привлечение к созданию познавательно-развивающей среды в группе.
- Оформление наглядной информации в родительском уголке:
- Консультация на тему: «Роль конструирования в развитии детей дошкольного возраста».
- Рекомендации: «Поиграйте с детьми дома».
- Практическая часть: открытое занятие для родителей.
- Изготовление картотеки игр для детей «Конструирование по образцу»
Цель: установление партнерских отношений, объединение усилий для развития, познавательного интереса, эмоциональной поддержки детей.
Задачи взаимодействия:
- формировать единое пространство для развития ребенка;
- обеспечить полное взаимопонимание и согласованное взаимодействие ДОО и семьи в осуществлении комплексного подхода в развитии познавательного интереса ребенка;
- способствовать активному включению родителей в педагогическую работу детского сада по развитию способностей и творческого потенциала детей;
- привлекать внимание родителей к интересам и потребностям ребенка;
- формировать у родителей практические умения в обучении и развитии детей в домашних условиях;
- обогащать отношения детей и родителей в целях эмоционально-насыщенного общения.
2.Учебно-тематический план.
Обучение по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Конструкторское бюро» является среднесрочным на 2 года. В составе группы 2 подгруппы: 1 младшая и 2 младшая по 5 человек. Занятия проходят в игровой комнате дошкольной группы 1 раз в неделю в вечернее время, начиная с сентября месяца. Всего занятий длительностью по 25 минут каждое.
Первый год обучения.
Номер п/п | Тема занятий | Количество часов | ||
Теория, мин | Практика, мин | Всего, мин | ||
1 | Грибная полянка | 10 | 15 | 25 |
2 | Ежик в лесу | 10 | 15 | 25 |
3 | Осенний букет | 15 | 10 | 25 |
4 | Листопад | 7 | 18 | 25 |
5 | Праздничная башня | 5 | 20 | 25 |
6 | Мебель для Кати | 10 | 15 | 25 |
7 | Забор для козлят | 7 | 18 | 25 |
8 | Дорожка | 10 | 15 | 25 |
9 | Как дорожка превратилась в лабиринт | 5 | 20 | 25 |
10 | Лесенка | 10 | 15 | 25 |
11 | Домик для матрешки | 5 | 20 | 25 |
12 | Грузовик | 10 | 15 | 25 |
13 | Солнышко | 13 | 12 | 25 |
14 | Домик | 10 | 15 | 25 |
15 | Елочки | 15 | 10 | 25 |
16 | Снеговичок | 8 | 17 | 25 |
17 | Чудесные коробочки | 10 | 15 | 25 |
18 | В гости к кукле Кате | 15 | 10 | 25 |
19 | Собачка | 5 | 20 | 25 |
20 | Мышка | 10 | 15 | 25 |
21 | Ворота для животных | 15 | 10 | 25 |
22 | Давайте поиграем | 15 | 10 | 25 |
23 | Постройки по образцу | 10 | 15 | 25 |
24 | Цветок для мамы | 10 | 15 | 25 |
25 | Башенка | 7 | 18 | 25 |
26 | Построим загон для коров | 10 | 15 | 25 |
27 | Ворота | 12 | 13 | 25 |
28 | Лесенка | 5 | 20 | 25 |
29 | Елочка | 10 | 15 | 25 |
30 | Самолет | 10 | 15 | 25 |
31 | Постройка по замыслу | 10 | 15 | 25 |
32 | Знакомство с синильной проволокой | 10 | 15 | 25 |
33 | Колечко | 5 | 20 | 25 |
34 | Лучики для солнышка | 5 | 20 | 25 |
35 | Всего | 284 | 441 | 725 |
Второй год обучения
Номер п/п | Тема занятий | Количество часов | ||
Теория, мин | Практика, мин | Всего, мин | ||
1 | Бабочка красавица | 10 | 15 | 25 |
2 | Цветок для мамочки | 10 | 15 | 25 |
3 | Аквариум | 15 | 10 | 25 |
4 | Лесовичок | 7 | 18 | 25 |
5 | Строим мистик через речку | 5 | 20 | 25 |
6 | Гараж | 10 | 15 | 25 |
7 | Наша улица | 7 | 18 | 25 |
8 | Поезд короткий и длинный | 10 | 15 | 25 |
9 | Горка для матрешек | 5 | 20 | 25 |
10 | По реке плывет кораблик | 10 | 15 | 25 |
11 | Загородка для уточек | 5 | 20 | 25 |
12 | Поможем зайке дом построить | 10 | 15 | 25 |
13 | Конструирование по замыслу | 13 | 12 | 25 |
14 | Подводное царство: рыбки | 10 | 15 | 25 |
15 | Космический корабль | 15 | 10 | 25 |
16 | Снежинки | 8 | 17 | 25 |
17 | Поезд | 10 | 15 | 25 |
18 | Елка | 15 | 10 | 25 |
19 | Теремок для зверей | 5 | 20 | 25 |
20 | Кукла Маша | 10 | 15 | 25 |
21 | Новоселье у куклы Тани | 15 | 10 | 25 |
22 | Ковер для куклы | 15 | 10 | 25 |
23 | Цветок для мамы | 10 | 15 | 25 |
24 | Постройки по желанию | 10 | 15 | 25 |
25 | Горка для кукол | 7 | 18 | 25 |
26 | Гусеница | 10 | 15 | 25 |
27 | Жираф | 12 | 13 | 25 |
28 | Утята в озере | 5 | 20 | 25 |
29 | Робот | 10 | 15 | 25 |
30 | Мы в лесу построим дом | 10 | 15 | 25 |
31 | Самолет | 10 | 15 | 25 |
32 | Крокодил | 10 | 15 | 25 |
33 | Конструирование по замыслу | 5 | 20 | 25 |
34 | Гусеница | 5 | 20 | 25 |
35 | Улитка | 5 | 20 | 25 |
36 | Цветок | 5 | 20 | 25 |
37 | Конструирование по замыслу | 5 | 20 | 25 |
Всего | 339 | 586 | 925я |
3.Содержание.
Первый год обучения.
Дата | Тема | Программное содержание | Кол-во занятий | ||
СЕНТЯБРЬ Раздел «Конструирование из природного материала» | |||||
1 неделя | Грибная полянка | Вызвать интерес к конструированию грибов и созданию коллективной композиции «Грибная полянка». Уточнить представление о строении гриба, познакомить с природным материалом – каштан. Воспитывать позитивное отношение к совместной деятельности. | 1 | ||
2 неделя | Ежик в лесу | Познакомить с новым природным материалом – шишка; при изготовлении игрушки учить соизмерять её части; развивать воображение детей, желание сделать игрушку красивой; продолжать учить анализу процесса работы. | 1 | ||
3 неделя | Осенний букет | Учить наклеивать сухие листья на лист бумаги, создавая композицию. | 1 | ||
4 неделя | Листопад | Продолжать учить наклеивать сухие листья на лист бумаги, создавать изображение листопада. Развивать воображение, творческие способности. | 1 | ||
Итого за месяц | 4 | ||||
ОКТЯБРЬ Раздел «Конструирование из строительного материала» | |||||
1 неделя | Праздничная башня | Упражнять детей в умении накладывать несколько кубиков друг на друга. | 1 | ||
2 неделя | Мебель для Кати | Учить строить мебель по образцу, называть построенные предметы, называть детали и цвет. Преобразовывать постройки в разные размеры. | 1 | ||
3 неделя | Забор для козлят | Учить детей строить забор из кирпичиков, располагая их вертикально на узкую сторону. Сооружать постройку вокруг игрушки. | 1 | ||
4 неделя | Дорожка | Строить широкие и узкие дорожки, плотно прикладывать кирпичик к кирпичику. Развивать устойчивый интерес к строительным играм. | 1 | ||
Итого за месяц | 4 | ||||
НОЯБРЬ | |||||
1 неделя | Как дорожка превратилась в лабиринт | Вызвать интерес к конструированию лабиринта дорожки с поворотами. Показать связь между линиями и постройками: прямая линия — прямая дорожка, кривая линия, кривая дорожка. | 1 | ||
2 неделя | Лесенка | Учить детей строить лесенку из 6 кубиков в порядке возрастания, накладывая их друг на друга. | 1 | ||
3 неделя | Домик для матрешки | Учить детей сооружать простую постройку, используя вместо перекрытия треугольную призму. | 1 | ||
4 неделя | Грузовик | Учить строить машину из кубиков и кирпичиков по образцу. | 1 | ||
Итого за месяц | 4 | ||||
ДЕКАБРЬ Раздел «Конструирование из готовых геометрических форм» | |||||
1 неделя | Солнышко | Развивать у детей интерес к конструированию солнышка. Закрепить умение передавать в одном образе разные формы: круглую – солнце и прямые линии – лучи. | 1 | ||
2 неделя | Домик | Конструирование домика из разных форм: квадраты разной формы (основание, окно), крыша (треугольник) | 1 | ||
3 неделя | Елочки | Упражнять детей в определении длины путем наложения; закреплять умения пользоваться словами длиннее – короче, самая короткая. Самостоятельно выполнять композицию по образцу. | 1 | ||
4 неделя | Снеговичок | Учить конструировать из готовых круглых форм разного размера на фоне. | 1 | ||
Итого за месяц | 4 | ||||
ЯНВАРЬ Раздел «Плоскостное моделирование» (Конструирование из палочек Кюизенера, блоков Дьеныша) | |||||
1 неделя | Чудесные коробочки | Познакомить детей с блоками Дьеныша. | 1 | ||
2 неделя | В гости к кукле Кате | Способствовать формированию умений у детей называть и соотносить предметы по цвету, форме, размеру. | 1 | ||
3 неделя | Собачка | Учить конструировать по образцу, методом наложения. | 1 | ||
Итого за месяц | 3 | ||||
ФЕВРАЛЬ | |||||
1 неделя | Мышка | Учить конструировать по образцу, методом наложения. | 1 | ||
2 неделя | Ворота для животных | Учить конструировать по образцу, методом наложения. | 1 | ||
3 неделя | Давайте поиграем | Учить конструировать по образцу, методом наложения. | 1 | ||
4 неделя | Постройки по образцу | Закреплять полученные навыки. Учить заранее, обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. | 1 | ||
Итого за месяц | 4 | ||||
МАРТ Раздел «Конструирование из лего» | |||||
1 неделя | Цветок для мамы | Продолжать учить соединять детали при постройке. Закреплять знания о названиях деталей, форме, цвете. | 1 | ||
2 неделя | Башенка | Учить строить простейшие постройки. Формировать бережное отношение к конструктору. | 1 | ||
3 неделя | Построим загон для коров | Учить выполнять задания по условиям. Развивать творчество, воображение, фантазию. | 1 | ||
4 неделя | Ворота | Закреплять у детей умение строить по образцу. Развивать зрительное и пространственное восприятие. | 1 | ||
Итого за месяц | 4 | ||||
АПРЕЛЬ | |||||
1 неделя | Лесенка | Учить создавать лесенку из 3хдетелей разного размера | 1 | ||
2 неделя | Елочка | Учить создавать композицию деревьев из элементов конструктора «Лего» Развивать конструктивные навыки и умения, мелкую моторику, воображение. | 1 | ||
3 неделя | Самолет | Учить конструировать самолет, выделяя основные части и характерные детали конструктора | 1 | ||
4 неделя | Конструирование по замыслу | Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. | 1 | ||
Итого за месяц | 4 | ||||
МАЙ Раздел «Конструирование из синильной проволоки» | |||||
1 неделя | Знакомство с синильной проволокой | Предоставить детям возможность увидеть разнообразие проволоки. Познакомить с синельной проволокой, из которой можно изготовить поделки, вызвать желание поэкспериментировать с ней, выявляя свойства. | 1 | ||
2 неделя | Колечко | Учить соединять концы проволоки, чтобы получился круг. | 1 | ||
3 неделя | Лучики для солнышка | Учить создавать образ солнышка: середина (колечко) и лучики (палочки сложенные вдвое). Закреплять умение сгибать проволоку. | 1 | ||
Итого за месяц | 3 | ||||
Итого за учебный год | 29 |
Второй год обучения.
Дата | Тема | Программное содержание | Кол-во занятий | |
СЕНТЯБРЬ Раздел «Конструирование из природного материала» | ||||
1 неделя | Бабочка красавица | Закреплять умение наклеивать сухие листья на лист бумаги, создавая композицию | 1 | |
2 неделя | Цветок для мамочки | Учить делать цветок из пластилинового шарика и лепестков (ракушки, крылатки ясеня и клена, перышки). | 1 | |
3 неделя | Аквариум | Учить делать водоросли из обрезков бумаги, делать рыбок из половинок грецкого ореха и половинки очищенного желудя. | 1 | |
4 неделя | Лесовичок | Учить детей делать простейшие игрушки из природного материала. Формировать элементарные умения прикрепления деталей, пластилин к шишке. Развивать мелкую моторику пальцев, конструктивные навыки, фантазию, воображение. | 1 | |
Итого за месяц | 4 | |||
ОКТЯБРЬ Раздел «Конструирование из строительного материала» | ||||
1 неделя | Строим мистик через речку | Уточнить и обобщить представления детей о мостике, как о сооружении, созданном людьми для преодоления преград. Сформировать опыт конструирования мостов. Закрепить понятия «широкий», «узкий». Инициировать поиск способов создания более удобного мостика | 1 | |
2 неделя | Гараж | Продолжать учить соотносить размеры построек с размерами игрушек, анализировать образец и следовать ему. Закреплять умение различать и правильно называть детали строительного набора (кирпичик, пластина). Воспитывать интерес к совместным играм. | 1 | |
3 неделя | Наша улица | Учить коллективно сооружать постройку, объединенную общим игровым замыслом, по образцу воспитателя. Закреплять представление детей об улице: домах, проезжей части дороги, тротуаре. Способствовать возникновению совместной игры, воспитывать дружеские чувства | 1 | |
4 неделя | Поезд короткий и длинный | Закреплять умения изменять постройки, надстраивая их в длину. Упражнять в сооружении построек по образцу и словесной инструкции воспитателя. Воспитывать желание соблюдать правила совместной игры: не разрушать постройку, помогать товарищу, объединять сюжет общей игрой. | 1 | |
Итого за месяц | 4 | |||
НОЯБРЬ | ||||
1 неделя | Горка для матрешек | Закреплять умение детей строить лесенку из трёх кубиков. Показать детям, как поставить дощечку, чтобы получился скат. Закреплять ранее приобретённые навыки строительства: накладывать детали одна на другую, прикладывание друг к другу. Учить различать детали. Продолжать формировать умение детей обыгрывать постройку: водить вверх по лесенке маленькие игрушки - зверюшек, катать их с горки. | 1 | |
2 неделя | По реке плывет кораблик | Расширить опыт конструирования транспорта. Вызывать интерес к созданию лодки из кирпичиков (по показу) и ее преобразованию в кораблик (по замыслу). | 1 | |
3 неделя | Загородка для уточек | Закреплять названия строительных деталей (кирпичик, кубик); Формировать умение конструировать по образцу: располагать кирпичики в «загородке» в соответствии с образцом; Упражнять в умении "замыкать" пространство. Развивать координацию движений. | 1 | |
4 неделя | Поможем зайке дом построить | Учить детей строить дом из кирпичиков, вертикально ставить их на небольшое расстояние друг от друга, а потом плотно прикладывать к ним с одной стороны горизонтально лежащий на длинной узкой стороне кирпичик. Познакомить детей с новой строительной деталью – призмой. Вместе с детьми обследовать её: показать пальцем уголки, проводить ладошкой по граням. Готовить детей к определению основных частей постройки (дом, стены, крыша, окно). | 1 | |
5 неделя | Конструирование по замыслу | Закреплять умение сооружать различные постройки, используя ранее полученные навыки. Развивать умение совместно обыгрывать постройки. | 1 | |
Итого за месяц | 5 | |||
ДЕКАБРЬ Раздел «Конструирование из готовых геометрических форм» | ||||
1 неделя | Подводное царство: рыбки | Учить создавать образ рыбки по замыслу, развивать фантазию, самостоятельность. | 1 | |
2 неделя | Космический корабль | Активизировать и разнообразить технику работы с бумагой, составлять композицию с соблюдением последовательности действий. | 1 | |
3 неделя | Снежинки | Учить составлять шести лучевые снежинки из полосок бумаги. | 1 | |
4 неделя | Поезд | Развивать умение сооружать постройки по образцу. | 1 | |
Итого за месяц | 4 | |||
ЯНВАРЬ Раздел «Плоскостное моделирование» (Конструирование из палочек Кюизенера, блоков Дьеныша) | ||||
1 неделя | Елка | Упражнять детей в конструировании из палочек Кюизенера путем наложения; закреплять умения пользоваться словами длиннее – короче, самая короткая. Самостоятельно выполнять композицию по образцу. | 1 | |
2 неделя | Теремок для зверей | Учить детей создавать плоскостные модели из пластмассового конструктора (палочек Кюизенера) по образцу и схемам. | 1 | |
3 неделя | Кукла Маша | Учить детей создавать плоскостные модели из пластмассового конструктора (палочек Кюизенера) по образцу и схемам. | 1 | |
Итого за месяц | 3 | |||
ФЕВРАЛЬ | ||||
1 неделя | Новоселье у куклы Тани | Учить детей моделировать предметы мебели (стол, стул, кровать, табурет), используя палочки Кюизенера | 1 | |
2 неделя | Ковер для куклы | Упражнять детей в конструировании из палочек Кюизенера путем наложения; закреплять умения пользоваться словами длиннее – короче, самая короткая. Самостоятельно выполнять композицию по образцу. | 1 | |
3 неделя | Цветок для мамы | Учить моделировать цветы, используя палочки Кюизенера, блоки Дьеныша | 1 | |
4 неделя | Постройки по желанию | Закреплять умение детей конструировать, используя блоки Дьеныша, палочки Кьюзенера. | 1 | |
Итого за месяц | 4 | |||
МАРТ Раздел «Конструирование из лего» | ||||
1 неделя | Горка для кукол | Учить строить более сложную постройку. Развивать внимание, навыки конструирования. | 1 | |
2 неделя | Гусеница | развить способности детей по конструированию модели гусеницы из деталей конструктора LEGO | 1 | |
3 неделя | Жираф | Знакомство с зоопарком. Учить строить жирафа. | 1 | |
4 неделя | Утята в озере | Строить из конструктора утят. | 1 | |
5 неделя | Робот | Учить анализировать постройку, выделяя основные части, устанавливая пространственное расположение этих частей относительно друг друга. Конструировать по образцу. | 1 | |
Итого за месяц | 5 | |||
АПРЕЛЬ | ||||
1 неделя | Мы в лесу построим дом | Учить строить дом из LEGO-конструктора | 1 | |
2 неделя | Самолет | Учить конструировать самолет, выделяя основные части и характерные детали конструктора. | 1 | |
3 неделя | Крокодил | Продолжать знакомить с зоопарком. Учить строить крокодила. | 1 | |
4 неделя | Конструирование по замыслу | Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. | 1 | |
Итого за месяц | 4 | |||
МАЙ Раздел «Конструирование из синильной проволоки» | ||||
1 неделя | Гусеница | Продолжать знакомить детей с новым материалом для конструирования - пушистой проволокой, её свойствами. Учить детей накручивать проволоку на карандаш. Воспитывать эстетические чувства. | 1 | |
2 неделя | Улитка | Продолжать учить скручивать проволоку в круг | 1 | |
3 неделя | Цветок | Продолжать учить скручивать проволоку | 1 | |
4 неделя | Конструирование по замыслу | Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. | 1 | |
Итого за месяц | 4 | |||
Итого за учебный год | 29 |
Формировать интерес к разнообразным зданиям. Поощрять желание передавать их особенности в конструктивной деятельности. Учить видеть конструкцию объекта и анализировать ее основные части, их функциональное назначение. Предлагать детям самостоятельно находить отдельные конструктивные решения на основе анализа существующих сооружений. Закреплять навыки коллективной работы: умение распределять обязанности; работать в соответствии с общим замыслом, не мешая друг другу. Конструирование из строительных материалов. Учить детей сооружать различные конструкции одного и того же объекта в соответствии с их назначением. Определять, какие детали более всего подходят для постройки, как их целесообразно скомбинировать; продолжать развивать умение планировать процесс возведения постройки. Продолжать учить сооружать постройки, объединенные общей темой. Конструирование из деталей конструктора. Познакомить с разнообразными пластмассовыми конструкторами. Учить создавать различные модели по рисунку, по словесной инструкции воспитателя, по собственному замыслу. Инициировать самостоятельный выбор детьми разных способов создания выразительного образа (обрывания, выщипывания, сминания бумажной формы для передачи фактуры, вырезание симметричное силуэтное, модульная аппликация, свободное сочетание разных техник). Познакомить с ленточным способом вырезывания, показать способ вырезывания из бумаги сложенной несколько раз по диагонали. Познакомить детей с деревянным конструктором, детали которого крепятся штифтами. Учить создавать различные конструкции по рисунку и по словесной инструкции воспитателя. Учить создавать конструкции, объединенные общей темой. Работа с бумагой и картоном. Продолжать учить складывать бумагу прямоугольной, квадратной, круглой формы в разных направлениях; использовать разную по фактуре бумагу, делать разметки с помощью шаблона; создавать игрушки-забавы. Учить создавать предметы из полосок цветной бумаги, подбирать цвета и их оттенки при изготовлении игрушек, сувениров, деталей костюмов и украшений к праздникам. Формировать умение использовать образец. Учить детей создавать объемные игрушки в технике оригами. Учить использовать разнообразные материалы, способы деятельности с целью создания выразительного образа. Плоскостное моделирование при помощи блоков Дьеныша, палочек Кьюзенера, позволяют сформировать умения обобщать объекты по их свойствам (цвет, форма, размер), совершенствовать умение пользоваться планом-схемой, способом наложения строительного материала. Развивать наглядно-образное и формировать словесно-логическое мышление, внимание, память, речь, мелкую моторику рук.
4.Обеспечение
4.1Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
Во время реализации программы, большинство занятий строится в игровой форме, которая соответствует особенностям дошкольников.
В связи с тем, что у дошкольников преобладают наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, то в обучении используется наглядность, показ, рассказ, сказка, дидактическая игра, объяснение педагога.
Методы и приемы организации образовательного процесса:
- поисковые (моделирование);
- игровые (развивающие игр, игры по технологии ТРИЗ, прием вхождения в сказку);
- практические (упражнения).
Форма организации образовательного процесса: групповая.
Формы организации учебного занятия:
- Игровая ситуация.
- Проблемная ситуация.
- Игра-путешествие.
- Обучающее занятие.
- Беседа.
- Развлечение.
- Выставка.
Описание возможных форм, приемов, методов и технологий организации кружка
Приемы и методы, используемые на занятиях кружка
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия
• словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т. д.)
• наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.)
• практический (выполнение работ по инструкционным схемам и др.)
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей
• объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию
• репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности
• частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом
- исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях
• фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися
• индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы
• групповой – организация работы в группах.
• индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
• и другие.
Основной формой взаимодействия детей дошкольного возраста с педагогом является их совместная деятельность, которая с позиций личностно - ориентированного взаимодействия не может не быть партнёрской. В совместной деятельности ребёнок и взрослый приобретают общее искомое – сам способ ее организации: для ребёнка неизвестным выступает принцип решения поставленной перед ним задачи; для взрослого искомыми являются конкретные пути поиска и открытия этого принципа детьми. Задачам совместной деятельности взрослого с детьми соответствуют такие образовательные ситуации, в которых идёт равноправный поиск субъектами решений проблемы (задачи) в ходе совместных наблюдений, рассказов, экскурсий, дискуссий, экспериментирования и др.
Формы проведения итогов реализации рабочей программы:
• беседы; постановка и решение вопросов проблемного характера; наблюдения;
• моделирование (создание моделей по схеме);
• использование художественного слова;
• дидактические игры, игровые обучающие и творческие развивающие ситуации;
• трудовые поручения, действия.
Соотнесение требований ФГОС дошкольного образования к содержанию программы кружка
- Отбор оборудования, учебно-методических и игровых материалов осуществляю на основе СанПиН 2.4.1.3049-13 и ФГОС ДО (Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013г. №1155).
- Введение в действие Федерального закона «Об образовании в Российской федерации» и Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования предполагает наличие у воспитателей ДОО компетенций, необходимых для успешного использования инновационных педагогических технологий творческого развития ребенка в образовательном процессе.
- Положение о кружковой работе
- Приказ об организации кружковой работы ДОУ.
Педагогические технологии
Игровые технологии. Цель - использование знаний, полученных детьми в образовательной деятельности и в свободной деятельности. Обеспечить заинтересованность детей в восприятии изучаемого материала, привлечь их к овладению новой информацией.
Здоровьесберегающие технологии. Цель - обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни. Становление осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека.
Технология исследовательской деятельности. Цель - сформировать у детей способность к исследовательскому типу мышления, способность делать выводы, развивать наблюдательность, реализовать личностные особенности ребенка. Сплочение коллектива обучающихся.
Технология проектной деятельности. Цель - развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия.
Информационно-коммуникационные технологии. Цель - активизация деятельности детей на занятиях; увлечение детей образовательным процессом, технологическое совершенствование образовательной деятельности. Создание яркой, красочной обстановки в группе; привлекательных и содержательных дидактических пособий и картотек.
ТРИЗ (элементы). Цель - формирование у детей творческого мышления, подготовка детей к решению нестандартных задач.
Технология проблемного обучения (элементы). Цель - воспитание способности самостоятельно анализировать проблемную ситуацию и находить выход из нее, устанавливать причинно - следственные связи.
Алгоритм учебного занятия
Наиболее часто используемый алгоритм тематических учебных занятий:
Организационный этап. Цель: сбор обучающихся, подготовка их к занятию, подготовка рабочих мест, настрой на продуктивную деятельность во время занятия, постановка учебных задач.
Теоретический этап. Цель: изложение данных по теме занятия, устное описание объекта практической работы, объяснение по теме занятия, описание и показ основных приемов выполнения практической работы и их последовательности, правила техники безопасности.
Практический этап. Цель: выполнение обучающимися практической работы, педагогический контроль за их деятельностью, оказание помощи и консультирование, подведение итогов и проверка правильности выполнения каждого этапа работы.
Итоговый этап. Цель: подведение итогов занятия, рефлексия.
3. Содержание модуля
Формировать интерес к разнообразным зданиям. Поощрять желание передавать их особенности в конструктивной деятельности. Учить видеть конструкцию объекта и анализировать ее основные части, их функциональное назначение. Предлагать детям самостоятельно находить отдельные конструктивные решения на основе анализа существующих сооружений. Закреплять навыки коллективной работы: умение распределять обязанности; работать в соответствии с общим замыслом, не мешая друг другу. Конструирование из строительных материалов. Учить детей сооружать различные конструкции одного и того же объекта в соответствии с их назначением. Определять, какие детали более всего подходят для постройки, как их целесообразно скомбинировать; продолжать развивать умение планировать процесс возведения постройки. Продолжать учить сооружать постройки, объединенные общей темой. Конструирование из деталей конструктора. Познакомить с разнообразными пластмассовыми конструкторами. Учить создавать различные модели по рисунку, по словесной инструкции воспитателя, по собственному замыслу. Инициировать самостоятельный выбор детьми разных способов создания выразительного образа (обрывания, выщипывания, сминания бумажной формы для передачи фактуры, вырезание симметричное силуэтное, модульная аппликация, свободное сочетание разных техник). Учить создавать различные конструкции по рисунку и по словесной инструкции воспитателя. Учить создавать конструкции, объединенные общей темой. Работа с бумагой и картоном. Продолжать учить складывать бумагу прямоугольной, квадратной, круглой формы в разных направлениях; использовать разную по фактуре бумагу, делать разметки с помощью шаблона; создавать игрушки-забавы. Формировать умение использовать образец.
4.2Материально-техническое обеспечение
Работа с детьми 2 - 4 лет, направлена на создание условий, необходимых для сенсорного развития в ходе ознакомления с конструкторским миром.
Материально-технические условия реализации Программы в учреждения обеспечивают возможность выполнения требований ФГОС ДО к условиям реализации Программы.
Программа предполагает широкое использование иллюстративного, демонстративного материала; использование методических пособий, дидактических игр, поделок и работ детей, педагогов, родителей для создания тематических выставок, являющихся мотивацией детского творчества. Среда является важным фактором воспитания и развития ребёнка. С целью создания благоприятного морально-психологического климата для каждого воспитанника и реализации образовательного потенциала, в ДОУ создана развивающая предметно – пространственная среда:
Средства | Перечень |
Технические | проектор, экран, музыкальный центр, ноутбук |
Учебно-наглядные пособия | художественная литература, плакаты, наборы наглядно-демонстрационного материала, фотоматериалы, иллюстрации, дидактические игры и методические пособия |
Оборудование для организованной образовательной деятельности | игрушки, традиционные, нетрадиционные материалы для творчества, природные материалы, разного вида бумага и другое. |
Материал:
1.Конструктор (деревянный, лего).
2.Палочки Кьюзинера.
3. Блоки Дьеныша.
4.Природный материал (шишки, семена, желуди, каштаны, листья и др.)
5.Плоскостной конструктор из картона.
6.Синильная проволока.
Дидактические материалы (раздаточный, демонстрационный) направлены на активизацию познавательной деятельности обучающихся
5.Мониторинг образовательных результатов
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного детства не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей.
Реализация программы сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников (цель - поддержка ребенка, профессиональная коррекция особенностей его развития, оптимизация работы с
группой детей).
Формы подведения итогов:
- открытое занятие для родителей;
- игра - испытание.
5.Список информационных источников
1. Лыкова И.А./ФГОС ДО. Парциальная образовательная программа «Умные пальчики: конструирование в детском саду» - М.: ИД «Цветной мир», 2016.
2. Лыкова И.А. /ФГОС ДО. Конструирование в детском саду. Младшая возрастная группа. Учебно-методическое пособие к парциальной программе «Умные пальчики» - М.: ИД «Цветной мир», 2016.
3. Куцакова Л.В./ФГОС ДО. Художественное творчество и конструирование. Сценарии занятий с детьми 3-4 лет. – М.: Мозаика – синтез, 2016.
4. Литвинова О.Э./ФГОС ДО. Конструирование с детьми раннего дошкольного возраста. Конспекты совместной деятельности с детьми 3-4 лет: учеб. -метод. Пособие. СПб. «Издательство «Детство-пресс», 2015
5. Детство: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова и др. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017. – 528 с.
6. Планирование и организация образовательного процесса дошкольного учреждения по примерной основной общеобразовательной программе «Детство»: учеб.-метод. пособие. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017. – 272 с.
7. Н.Н. Леонова «Художественное творчество. Опыт освоения образовательной области 1 младшая группа "Детство". ФГОС. Издательство: Учитель г. Волгоград, год издания: 2015 г.
8.Н.Н. Леонова «Художественное творчество. Опыт освоения образовательной области по программе "Детство": планирование, конспекты. Старшая группа. Издательство: Учитель г. Волгоград, год издания: 2015 г.
9.Н.Н Леонова «Художественное творчество. Освоение содержания образовательной области по программе "Детство": планирование, конспекты. Подготовительная группа. Издательство: Учитель г. Волгоград, год издания: 2015 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «ЛЕГО для дошкольников» для детей 5 - 7 лет
Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «ЛЕГО для дошкольников» - это пространственная система познаний окружающего мира....
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА технической направленности по робототехнике «Электроник»
Дополнительная общеразвивающая программа "Электроник" предлагает использование образовательных конструкторов ЛЕГО, как инструмента для обучения дошкольников конструированию....
Рабочая программа (модуль) дополнительной общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Роботенок» для детей от 5 до 7 лет
Дошкольное детство – это возраст игры. Малыш, играя, не только познает мир, но и выражает к нему свое отношение. Всегда ли мы, взрослые, внимательно и серьезно относимся к детской игре? Можем ли...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Конструкторское бюро» младший возраст
Актуальность данной темы заключается в том, что благодаря конструированию быстро совершенствуются навыки и умения ребенка, его умственное и эстетическое развит...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА технической направленности " Умная пчелка". Возраст обучающихся: 5 - 7 лет
Пояснительная записка. Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации. Технические достижения всё быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают инте...
Авторская разработка. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Алгоритмика и основы программирования для детей дошкольного возраста»
Авторская разработка. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности "Алгоритмика и основы программирования для детей дошкольного возраста"...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Мир оригами» Возраст детей: 5-6 лет
Актуальность использования оригами в образовательном процессе в первую очередь связана с возможностью использования его как средства развития мелкой моторики рук. Использование оригами обеспечива...