Организация конструктивно-моделированной деятельности у детей старшего дошкольного возраста (доклад из опыта работа)
методическая разработка по конструированию, ручному труду (старшая группа)

Мысливченко Анжелика Александровна

«Организация конструктивно-моделированной деятельности у детей старшего дошкольного возраста»

(доклад из опыта работы)

 

                                                       Подготовила:МысливченкоА.А.

воспитатель МАДОУ

 «Центр развития ребенка-

детский сад  №12 города Шебекино

Белгородской области»

 

Конструктивная деятельность — это практическая деятельность, направленная на получение определенного, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению. В процессе систематических занятий конструированием у детей интенсивно развиваются сенсорные и умственные способности. Формируется умение целенаправленно рассматривать и анализировать предметы, сравнивать их между собой, выделять в них общее и различное, делать умозаключения и обобщения, творчески мыслить.


Однако, эффективность этой работы во многом зависит от материалов и оборудования, которые имеются в распоряжении воспитателя и которыми пользуются дети.

Поэтому, одной из основных задач, стоящих перед педагогами, является подбор материалов и оборудования с учетом основных задач развития детей каждого возраста.

Слайд2 Слайд3

Примерный набор материалов и оборудования для старшей и подготовительной групп с учётом требований ФГОС

Материалы для конструирования

Тип материала

Наименование    

Количество на группу

 

Строительный материал

 

 

 

 

 

 

 

 

Конструкторы

 

 

 

 

 

 

 

Крупногабаритные деревянные напольные конструкторы

Комплект больших мягких модулей (22 – 52 элемента)

Наборы игрушек (транспорт и строительные машины, фигурки животных, людей и т.п.)

 

Конструкторы, позволяющие детям без особых трудностей и помощи взрослых справиться с ними и проявить свое творчество и мальчикам, и девочкам («Лидер», «Элтик-АВТО», «Кроха» и др.)

 

Набор мелкого строительного материала, имеющего основные детали (кубики, кирпичики, призмы, короткие и длинные пластины) (от 62 до 83 элементов)

 

Плоскостные конструкторы Коврик-трансформер (мягкий пластик) «Животные»

 

Наборы из мягкого пластика для плоскостного конструирования

 

 

1 – 2 на группу

 

 

Один на группу

 

 

 

 

 

 

 

4 –6 на группу

 

 

 

 

 

 

 

На каждого ребенка

 

 

 

 

2 – 3 на группу

 

 

 

6 – 10 на группу

 

 

 

Слайд 4

1.Для развития у детей интереса к конструктивной деятельности  я использую занимательные игры-эксперименты, игры-фантазии, разные формы организации обучения детей конструированию:

• конструирование по образцу;

• по модели; по условиям;

• по простейшим чертежам и схемам;

• по замыслу;

• по теме.

 

Слайд5  Элементарные наглядные модели (линейные схемы) используйте только после того, когда дети будут хорошо знать основные детали конструктора.

 

В старшей группе мы начинаем учить детей, чертить не сложные схемы. Но знакомить со схемами детей можно только после того, когда дети будут знать основные детали конструктора. По этому, на первых занятиях мы повторяли, закрепляли, рассматривали, обследовали детали конструктора. В этом нам помогал наш клоун Вася, который приходит к нам часто на занятия с разными проблемами. Дети очень любят ему помогать, объяснять. Так играя с клоуном, читая стихи, отгадывая загадки о геометрических фигурах мы закрепили знания о строительном материале и о плоскостных геометрических фигурах. В процессе этих заданий дети осваивали разницу между плоскостными геометрическими фигурами и строительным материалом. 

Слайд 6  Учите выделять основные части и характерные детали конструкции.

Прежде чем дети начали чертить схемы и строить различные конструкции, нужно было научить их видеть основные части постройки, её характерные детали. Для этого мы рассматривали рисунки, фотографии постройки. Выделяли основные части, без которых эта постройка не сможет быть построена. Рассуждали, почему эта часть должна быть обязательно.

 На занятиях также использовала различные игровые задания. Например, «Перестрой машины в паровоз», «Сконструируй такую же машину, как на этом рисунке, но так, чтобы она ехала в противоположную сторону», «Построй ракету, на которой можно вывести груз на другую планету», «Построй мост, чтобы один спуск был крутой, другой пологий».

 

 

Слайд 7

Формируйте умение создавать различные по величине и конструкции

постройки одного и того же объекта.

Проводила беседы о строительных профессиях.  Рассматривали с детьми иллюстрации, слайды, читали стихи. Вспоминали и читали сказки, в которых герои строили дома. Уточняли причину, побудившую героев к постройке. Придумывали свои варианты сказки, так в сказке «Теремок» построили одинаковые дома каждому герою, но разного размера. Строили лодки, чтобы помочь деду Мазаю собрать всех зайцев.  Айболиту строили снегоход, самолёт, вертолёт.

 

Слайд 8  Учите строить по рисунку, самостоятельно подбирать необходимый  строительный материал.

Первые схемы, которые делали дети, были по образцу, предложенному мной, и выкладывались из счётных палочек на листе бумаги. Морковка для зайца, листок для гусеницы, гриб для ежа, дом из травинок для кузнечика и т.д. Сами герои, для которых это делали, тоже были плоскостными или нарисованными. На этом этапе от детей требовалось точное копирование образца. Через некоторое время, я заменила палочки геометрическими фигурами и положила рядом с листом бумаги простой карандаш.  Детям было предложено построить схему на листе бумаги из геометрических фигур, а потом обвести контур получившейся конструкции простым карандашом. Сначала было сложно, но освоили это быстро.  Детям было интересно рисовать самим схему, а потом по своему чертежу  строить объёмную конструкцию. Также на занятиях я использовала различные игры.

Например:  Игра «Построй такую же» - один ребёнок стоил модель из конструктора, демонстрировал её, а затем прятал. Остальные дети воспроизводили эту модель по памяти.

 Игра «Придумай» - предлагала придумать и нарисовать роботов, самолёт, машину и т. д., используя при этом все знакомые геометрические фигуры.

 

слайд 9  Учите заменять одни детали другими. Что бы дети лучше усвоили наглядные модели,  в самостоятельной   деятельности им предлагались трафареты, лекало, разнообразный конструктор, имеющийся в группе. Сами включайтесь в игры детей, давайте понять, что и вас тоже интересует конструирование.

 В этом возрасте, дети очень любят рисовать. Я предлагала детям не просто рисовать, а использовать для изображения домов, цветов и т.д. трафареты, лекало. В группе имеются несколько видов плоскостного конструктора и дети с удовольствием используют его в свободной деятельности. Дети любят подражать взрослым. Поэтому, если вы хотите заинтересовать ребёнка, то должны сами включаться в процесс постройки.  Из плоскостного конструктора мы вместе плели веночки, складывали бабочек, жуков. С мальчиками строили дома, корабли, самолёты.

Слайд 10  Поощряйте самостоятельность, творчество, инициативу, дружелюбие.

К старшей группе дети  приобрели уже некоторый опыт поэтому, я стараюсь предоставлять возможность развитию самостоятельности, творчеству, инициативе. По-разному комбинируя материал, активно используя приобретённые навыки и приёмы конструирования, они придумывают новые постройки из строительного материала. Оформление построек у ребят стало более художественное, в постройках появились колонны, башни, ступеньки и др. Сами постройки детей стали разнообразнее, содержательнее.  Интереснее становятся игры с ними. Очень важно поощрять, приветствовать стремление детей работать вместе, самостоятельно делать что-то.

Слайд11

Продолжайте развивать умение работать коллективно, объединять свои

поделки в соответствии с общим замыслом, договариваться, кто какую

часть работы будет выполнять.

При постройке большого объекта дети объединяются в творческую группу. Во время строительства они учатся взаимодействовать друг с другом, договариваться, кто какую работу будет выполнять.  Например, при постройки дома, одни – строили из кубиков дом, а другие – подбирали материал для перекрытия и для крыши, третьи –строили дорожку, колонны у входа, забор. При большом количестве детей, участвующих в постройке им ещё тяжело договариваться, кто какую часть работы будет выполнять. Поэтому, эту роль я беру пока ещё на себя.

 

Слайд 12 Организуя работу с детьми, учитывайте их способности и возможности.

В группе есть разные виды объёмного конструктора. Это «лего»,  мелкий и крупный деревянные конструкторы, несколько наборов крупного пластмассового  конструктора. Имеются наборы конструктора узкой направленности, такие как «Авто дорога», «Лабиринт». Мелкий деревянный конструктор мы используем на занятиях и в свободной деятельности. В сюжетно-ролевые игры  включаем  крупный конструктор.  Так в игре «Моряки» -  строили корабль;  в «Поездке к морю» - строили билетную кассу. А когда приехали к морю, там было жарко и пришлось её переделать в магазин «Мороженное».

Слайд 13  Знакомьте с новыми деталями: разнообразными по форме и величине пластинами, брусками, цилиндрами, конусами и др.

Играя в  конструктор узкой направленности нужно научить детей собирать его, объяснить, почему  детали собираются именно  так.  Сначала я играю вместе с ними, помогаю собрать конструктор, объясняю правила игры, если желающих много, устанавливаем очерёдность (обычно по кругу).  Со временем, дети начинают самостоятельно собирать детали, без подсказки пользуются правилами. Когда дети начинают играть самостоятельно, я периодически включаюсь в игру, предлагая им новые идеи и варианты.

Слайд 14 Важным для детей является и то, что педагог фотографирует их любимые постройки и создает интересный фотоальбом, который всегда можно посмотреть и полюбоваться своими творениями.

 Дети – прирождённые изобретатели и исследователи. Эти заложенные природой задатки особенно быстро реализуются и совершенствуются в конструировании. Ведь ребёнок имеет неограниченную возможность придумывать и создавать свои постройки, конструкции, проявляя при этом любознательность, сообразительность, смекалку и творчество. Эти качества я буду развивать в детях и в дальнейшем на занятиях по конструированию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_iz_opyta_raboty.docx23.06 КБ

Предварительный просмотр:

«Организация конструктивно-моделированной деятельности у детей старшего дошкольного возраста»

(доклад из опыта работы)

                                                       Подготовила:МысливченкоА.А.

воспитатель МАДОУ

 «Центр развития ребенка-

детский сад  №12 города Шебекино

Белгородской области»

Конструктивная деятельность — это практическая деятельность, направленная на получение определенного, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению. В процессе систематических занятий конструированием у детей интенсивно развиваются сенсорные и умственные способности. Формируется умение целенаправленно рассматривать и анализировать предметы, сравнивать их между собой, выделять в них общее и различное, делать умозаключения и обобщения, творчески мыслить.


Однако, эффективность этой работы во многом зависит от материалов и оборудования, которые имеются в распоряжении воспитателя и которыми пользуются дети.

Поэтому, одной из основных задач, стоящих перед педагогами, является подбор материалов и оборудования с учетом основных задач развития детей каждого возраста.

Слайд2 Слайд3

Примерный набор материалов и оборудования для старшей и подготовительной групп с учётом требований ФГОС

Материалы для конструирования

Тип материала

Наименование        

Количество на группу

Строительный материал

Конструкторы

Крупногабаритные деревянные напольные конструкторы

Комплект больших мягких модулей (22 – 52 элемента)

Наборы игрушек (транспорт и строительные машины, фигурки животных, людей и т.п.)

Конструкторы, позволяющие детям без особых трудностей и помощи взрослых справиться с ними и проявить свое творчество и мальчикам, и девочкам («Лидер», «Элтик-АВТО», «Кроха» и др.)

Набор мелкого строительного материала, имеющего основные детали (кубики, кирпичики, призмы, короткие и длинные пластины) (от 62 до 83 элементов)

Плоскостные конструкторы Коврик-трансформер (мягкий пластик) «Животные»

Наборы из мягкого пластика для плоскостного конструирования

1 – 2 на группу

Один на группу

4 –6 на группу

На каждого ребенка

2 – 3 на группу

6 – 10 на группу

Слайд 4

1.Для развития у детей интереса к конструктивной деятельности  я использую занимательные игры-эксперименты, игры-фантазии, разные формы организации обучения детей конструированию: 

• конструирование по образцу;

• по модели; по условиям;

• по простейшим чертежам и схемам;

• по замыслу;

• по теме.

Слайд5  Элементарные наглядные модели (линейные схемы) используйте только после того, когда дети будут хорошо знать основные детали конструктора.

В старшей группе мы начинаем учить детей, чертить не сложные схемы. Но знакомить со схемами детей можно только после того, когда дети будут знать основные детали конструктора. По этому, на первых занятиях мы повторяли, закрепляли, рассматривали, обследовали детали конструктора. В этом нам помогал наш клоун Вася, который приходит к нам часто на занятия с разными проблемами. Дети очень любят ему помогать, объяснять. Так играя с клоуном, читая стихи, отгадывая загадки о геометрических фигурах мы закрепили знания о строительном материале и о плоскостных геометрических фигурах. В процессе этих заданий дети осваивали разницу между плоскостными геометрическими фигурами и строительным материалом.  

Слайд 6  Учите выделять основные части и характерные детали конструкции.

Прежде чем дети начали чертить схемы и строить различные конструкции, нужно было научить их видеть основные части постройки, её характерные детали. Для этого мы рассматривали рисунки, фотографии постройки. Выделяли основные части, без которых эта постройка не сможет быть построена. Рассуждали, почему эта часть должна быть обязательно.

 На занятиях также использовала различные игровые задания. Например, «Перестрой машины в паровоз», «Сконструируй такую же машину, как на этом рисунке, но так, чтобы она ехала в противоположную сторону», «Построй ракету, на которой можно вывести груз на другую планету», «Построй мост, чтобы один спуск был крутой, другой пологий».

Слайд 7

Формируйте умение создавать различные по величине и конструкции

постройки одного и того же объекта.

Проводила беседы о строительных профессиях.  Рассматривали с детьми иллюстрации, слайды, читали стихи. Вспоминали и читали сказки, в которых герои строили дома. Уточняли причину, побудившую героев к постройке. Придумывали свои варианты сказки, так в сказке «Теремок» построили одинаковые дома каждому герою, но разного размера. Строили лодки, чтобы помочь деду Мазаю собрать всех зайцев.  Айболиту строили снегоход, самолёт, вертолёт.

 

Слайд 8  Учите строить по рисунку, самостоятельно подбирать необходимый  строительный материал.

Первые схемы, которые делали дети, были по образцу, предложенному мной, и выкладывались из счётных палочек на листе бумаги. Морковка для зайца, листок для гусеницы, гриб для ежа, дом из травинок для кузнечика и т.д. Сами герои, для которых это делали, тоже были плоскостными или нарисованными. На этом этапе от детей требовалось точное копирование образца. Через некоторое время, я заменила палочки геометрическими фигурами и положила рядом с листом бумаги простой карандаш.  Детям было предложено построить схему на листе бумаги из геометрических фигур, а потом обвести контур получившейся конструкции простым карандашом. Сначала было сложно, но освоили это быстро.  Детям было интересно рисовать самим схему, а потом по своему чертежу  строить объёмную конструкцию. Также на занятиях я использовала различные игры.

Например:  Игра «Построй такую же» - один ребёнок стоил модель из конструктора, демонстрировал её, а затем прятал. Остальные дети воспроизводили эту модель по памяти.

 Игра «Придумай» - предлагала придумать и нарисовать роботов, самолёт, машину и т. д., используя при этом все знакомые геометрические фигуры.

слайд 9  Учите заменять одни детали другими. Что бы дети лучше усвоили наглядные модели,  в самостоятельной   деятельности им предлагались трафареты, лекало, разнообразный конструктор, имеющийся в группе. Сами включайтесь в игры детей, давайте понять, что и вас тоже интересует конструирование.

 В этом возрасте, дети очень любят рисовать. Я предлагала детям не просто рисовать, а использовать для изображения домов, цветов и т.д. трафареты, лекало. В группе имеются несколько видов плоскостного конструктора и дети с удовольствием используют его в свободной деятельности. Дети любят подражать взрослым. Поэтому, если вы хотите заинтересовать ребёнка, то должны сами включаться в процесс постройки.  Из плоскостного конструктора мы вместе плели веночки, складывали бабочек, жуков. С мальчиками строили дома, корабли, самолёты.

Слайд 10  Поощряйте самостоятельность, творчество, инициативу, дружелюбие.

К старшей группе дети  приобрели уже некоторый опыт поэтому, я стараюсь предоставлять возможность развитию самостоятельности, творчеству, инициативе. По-разному комбинируя материал, активно используя приобретённые навыки и приёмы конструирования, они придумывают новые постройки из строительного материала. Оформление построек у ребят стало более художественное, в постройках появились колонны, башни, ступеньки и др. Сами постройки детей стали разнообразнее, содержательнее.  Интереснее становятся игры с ними. Очень важно поощрять, приветствовать стремление детей работать вместе, самостоятельно делать что-то.

Слайд11

Продолжайте развивать умение работать коллективно, объединять свои

поделки в соответствии с общим замыслом, договариваться, кто какую

часть работы будет выполнять.

При постройке большого объекта дети объединяются в творческую группу. Во время строительства они учатся взаимодействовать друг с другом, договариваться, кто какую работу будет выполнять.  Например, при постройки дома, одни – строили из кубиков дом, а другие – подбирали материал для перекрытия и для крыши, третьи –строили дорожку, колонны у входа, забор. При большом количестве детей, участвующих в постройке им ещё тяжело договариваться, кто какую часть работы будет выполнять. Поэтому, эту роль я беру пока ещё на себя.

Слайд 12 Организуя работу с детьми, учитывайте их способности и возможности.

В группе есть разные виды объёмного конструктора. Это «лего»,  мелкий и крупный деревянные конструкторы, несколько наборов крупного пластмассового  конструктора. Имеются наборы конструктора узкой направленности, такие как «Авто дорога», «Лабиринт». Мелкий деревянный конструктор мы используем на занятиях и в свободной деятельности. В сюжетно-ролевые игры  включаем  крупный конструктор.  Так в игре «Моряки» -  строили корабль;  в «Поездке к морю» - строили билетную кассу. А когда приехали к морю, там было жарко и пришлось её переделать в магазин «Мороженное». 

Слайд 13  Знакомьте с новыми деталями: разнообразными по форме и величине пластинами, брусками, цилиндрами, конусами и др.

Играя в  конструктор узкой направленности нужно научить детей собирать его, объяснить, почему  детали собираются именно  так.  Сначала я играю вместе с ними, помогаю собрать конструктор, объясняю правила игры, если желающих много, устанавливаем очерёдность (обычно по кругу).  Со временем, дети начинают самостоятельно собирать детали, без подсказки пользуются правилами. Когда дети начинают играть самостоятельно, я периодически включаюсь в игру, предлагая им новые идеи и варианты.

Слайд 14 Важным для детей является и то, что педагог фотографирует их любимые постройки и создает интересный фотоальбом, который всегда можно посмотреть и полюбоваться своими творениями.

 Дети – прирождённые изобретатели и исследователи. Эти заложенные природой задатки особенно быстро реализуются и совершенствуются в конструировании. Ведь ребёнок имеет неограниченную возможность придумывать и создавать свои постройки, конструкции, проявляя при этом любознательность, сообразительность, смекалку и творчество. Эти качества я буду развивать в детях и в дальнейшем на занятиях по конструированию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект методической разработки организации непосредственной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Составление сказки: «Приключения Тыквы на улицах города»» (по ознакомлению с правилами дорожного движения)

Методическая разработка организации непосредственной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению и закреплению правил дорожного движения....

Конспект организации непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему "Кладоискатели"

Вашему вниманию представлен авторский конспект НОД на тему "Кладоискатели". Дети по своей сущности во многом похожи на кладоискателей: активные, одухотворённые, постоянно находятся в режиме поиска и п...

Конспект организации непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста. Составление пересказа с использованием приёма наглядного моделирования по произведению Г. Скребицкого "Пушок".

Вашему вниманию представлен конспект организации НОД по развитию речи детей старшего дошкольного возраста. Составление пересказа - сложная и зачастую скучная деятельность для ребёнка. Однако, широкое ...

Консультации, рекомендации для родителей по организации полноценной речевой деятельности для детей старшего дошкольного возраста

Актуальность проблемы развития речи детей дошкольного возраста определяется той уникальной ролью, которую играет язык в становлении личности ребёнка – дошкольника. Дошкольный возраст — это период...

«Метод моделирования сказок, как средство познавательно-речевого развития детей старшего дошкольного возраста» сообщение из опыта работы

Работая с детьми старшей группы, мы столкнулась с тем, что у них плохо развита связная речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать литературные произведения, не любят ...

Организация непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему:"На космических просторах"

Организация непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему:"На космических просторах"...

Конспект организации непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста по гражданско – патриотическому воспитанию с использованием инновационных технологий. Ознакомление детей с окружающим миром «Экскурсия по России»

Цель: формирование у детей чувства патриотизма и любви к своей Родине.Задачи:обобщить и систематизировать знания детей о России, её столице – Москве;закрепить знания о символике: флаге, гербе, г...