Техническое конструирование, как средство развития речи в группах компенсирующей направленности
презентация к уроку по конструированию, ручному труду (подготовительная группа)

Нечаева Алёна Александровна

 

Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев.

От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки,

которые питают источник творческой мысли.

Другими словами, чем больше мастерства в детской руке,

тем умнее ребенок»                                          В.А.Сухомлинский.

Опыт работы в группе компенсирующей направленности показал, что одним из эффективных путей развития речи детей является использование конструирования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnicheskoe_konstruirovanie.docx36.06 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 48 «Незабудка»
города Невинномысска

Доклад

По теме: «Техническое конструирование, как средство развития речи в группах компенсирующей направленности»

Для ГМО

по направлению «Коррекционная работа в группах компенсирующей и комбинированной направленности»

Подготовила: Воспитатель

 1 квалификационной категории

Нечаева А.А.

г. Невинномысск

2022 год

Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев.

От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки,

которые питают источник творческой мысли.

Другими словами, чем больше мастерства в детской руке,

тем умнее ребенок»                                          В.А.Сухомлинский.

Опыт работы в группе компенсирующей направленности показал, что одним из эффективных путей развития речи детей является использование конструирования.

      Термин «конструирование» (от латинского construo строю, создаю) означает создание модели, построение, приведение в определенный порядок и взаимоотношение различных предметов, частей, элементов.

       Конструирование  относится к продуктивным видам деятельности, поскольку направлено на получение определённого продукта, как реально существующих , так и придуманных самими детьми объектов.

Типы конструирования

  • Выделяют два типа конструирования: техническое и художественное.
  • В техническом конструировании  дети  отображают реально существующие объекты, а также придумывают поделки по ассоциации  образами из сказок, фильмов.
  • К  техническому типу конструкторской  деятельности относят: конструирование из строительного материала; конструирование из деталей конструктора, имеющих разные способы крепления;   конструирование из крупногабаритных модульных блоков.
  • В художественном  конструировании дети, создавая образы, не только отображают их структуру, сколько выражают своё отношение к ним, передают их характер, пользуясь цветом, формой.
  • К художественному типу конструирования относятся конструирование из бумаги и конструирование из природного материала.

Виды конструирования в детском саду

Под детским конструированием принято понимать создание ребенком конструкций, моделей из различных материалов, которые и определяют

вид конструирования:

Техническое конструирование из строительного материала

Основным материалом для конструирования, с которого и начинается

знакомство малыша с этим видом деятельности, является конструктор.

Как правило, это деревянный или пластмассовый набор для

конструирования, состоящий из различных  геометрических фигур

(пластин, кубиков, призм, цилиндров разных размеров и цветов).

Конструирование из игровых строительных материалов является наиболее доступным и легким видом конструирования для дошкольников. Детали строительных наборов представляют собой правильные геометрические тела (кубы, цилиндры, бруски и т. д.) с математически точными размерами всех их параметров. Это дает возможность детям с наименьшими трудностями, чем из других материалов, получить конструкцию предмета, передавая пропорциональность его частей, симметричное их расположение. Существует множество наборов для всех возрастных групп детского сада : настольных, для игр на полу, во дворе. Среди них тематические («Архитектор»«Подъемные краны»«Юный кораблестроитель»«Мосты», которые используют как самостоятельный вид материала для конструирования, а иногда и в качестве дополняющего основной строительный набор. Как правило, в строительных наборах отдельные элементы крепят путем наложения друг на друга, приставления одного к другому.

Во время занятий материала всего должно быть больше, чем требуется для данной постройки (и по элементам, и по количеству, чтобы приучать детей отбирать только необходимые детали, соответствующие их замыслу.

Организуя детскую конструктивную деятельность из строительных материалов, воспитатель использует и разнообразные мелкие игрушки, изображающие людей, животных, растения, транспорт. Дети дошкольного возраста, создавая предметы окружающего, строят не вообще, а с конкретной целью — домик для зайчика, мост для транспорта и пешеходов. Использование игрушек в конструировании делает его более осмысленным и целенаправленным и способствует дальнейшему развитию игровой деятельности детей.

Техническое конструирование из деталей конструкторов

В детском саду имеются разные тематические конструкторы : «Мосты»«Собери автомобиль», «Подъемные краны, «Гараж»«Сделай сам», имеющие прочные способы соединения. Чаще всего используются деревянные, пластмассовые с наиболее простыми способами крепления. Применяются и металлические, у которых крепления более сложные. Конструирование из деталей конструкторов, имеющих разные способы крепления (пазы, штифты, гайки, шипы).

 Основные детали конструкторов имеют геометрическую форму, и их соединение в разных комбинациях позволяет в основном отображать реально существующие объекты, моделировать их структуру с точки зрения функционального назначения каждого. Вместе с тем дети могут придумывать образы, не существующие в жизни или в их опыте, и создавать конструкции «волшебной мельницы»«робота»«великана». Для успешного воспроизведения рисунка, схемы детям необходимо уметь правильно их «читать», мысленно переводить объемные предметы, части, детали в плоскостные и наоборот.

Техническое конструирование из крупногабаритных модулей

Конструирование из крупногабаритных модулей — еще один вид относительно новых форм конструирования. Крупномасштабное конструирование с использованием разнообразных по форме, цвету и размеру модулей предоставляет детям уникальную возможность осваивать достаточно большое пространство с помощью предметов, сделанных самими детьми. В отличие от мелких настольных материалов крупногабаритные модули позволяют детям создавать конструкции для игр, спортивных соревнований, соответствующие не только их функциональному назначению, но и собственному росту, т. е. как бы для себя. И поэтому особое значение имеет их функциональность и прочность. Такие конструкции позволяют детям осваивать большие площади помещений, что существенно влияет на развитие их пространственных ориентировок.

Конструируя из крупных модулей, дети осваивают как плоскостное пространство, так и объемное: они объединяют модули, ставя их не только рядом друг с другом, но и друг на друга. Благодаря этому они обнаруживают эффект устойчивости и неустойчивости вертикальных сооружений и зависимость их устойчивости от расположения отдельных модулей по отношению друг к другу и от их веса. Причем в конструировании из крупных модулей в отличие от конструирования из мелких деталей ребенок ощущает это (объем, вес, устойчивость, поскольку при практических действиях с модулями у него задействованы как мелкие, так и крупные мышцы всего тела, что способствует развитию его сенсомоторной сферы, координации движений.

Крупные модули в основном делятся на два типа: объемные и плоскостные. И в соответствии с этим можно создавать крупномасштабные как объемные, так и плоскостные конструкции.

Компьютерное конструирование

Компьютерное конструирование, а также создание конструкций из бросового материала могут носить как технический, так и художественный характер. Это зависит от цели, которую ставит перед собой сам ребенок, либо взрослый перед ним.

Компьютерное конструирование. Для свободного и творческого создания замыслов и их воплощения дети должны иметь достаточно развитые гибкие и подвижные пространственные представления. Мысленное оперирование образами — важная составляющая воображения и творческого конструирования. С этой целью необходимо организовать специальное обучение детей старшего дошкольного возраста, обеспечивающее поэтапное формирование у них пространственных представлений.

Одним из средств обучения является компьютерное конструирование — относительно новый вид конструирования в практике дошкольных учреждений. Использование компьютера органично включено в систему занятий и, как правило, является завершающим элементом в системе каждого этапа формирования пространственных представлений.

Работа на компьютере самым тесным образом переплетается с практическим конструированием и способствует эффективному формированию у детей гибких динамических пространственных представлений, а также умения представлять объемное тело, основываясь на его плоскостном изображении, что составляет основу графического моделирования конструкций. Все это оказывает положительное влияние на общее умственное развитие, и прежде всего на развитие образного мышления и воображения. А это, в свою очередь, положительно влияет на характер разных видов продуктивной деятельности (конструирование из разных материалов, рисование, лепка, аппликация) и ее результаты. Образы, создаваемые детьми, отличаются большей выразительностью и оригинальностью. При этом разработанные содержание и принципы организации обучения могут составить важное звено в общей системе формирования творческого конструирования.

     Перечень различных видов конструирования в детском саду показывает, что каждый из них имеет свои особенности. Однако основы деятельности едины: в каждой ребенок отражает предметы окружающего мира, создает материальный продукт, результат деятельности предназначается в основном для практического применения.

Этапы конструирования

В конструировании выделяются два взаимосвязанных этапа

Создание замысла – это обдумывание и планирование процесса предстоящей практической деятельности — в представлении конечного результата, в определении способов и последовательности его достижения.

Исполнение замысла – это  практическая деятельность, не является чисто исполнительской.

 Особенностью конструкторского мышления является сочетание и взаимодействие мыслительных и практических действий.

Формы организации обучения дошкольников конструированию

  • по образцу
  • по модели
  • по условиям
  • по чертежам и схемам
  • по замыслу
  • по теме
  • Каркасное

Конструирование по образцу заключается в том, что детям предлагают образцы построек, выполненных из деталей конструктора и показ способов их воспроизведения. Большую роль в этом играет усвоение детьми схемы обследования образцов, построенной по принципу: от общего – к частям – к общему

Конструирование по модели заключается в следующем: детям в качестве образца предлагают модель, в которой очертания отдельных её элементов скрыто от ребёнка. Эту модель дети должны

 воспроизвести из имеющегося у них конструктора. Таким образом, ребёнку предлагают определённую задачу, но не дают способа её решения.

Конструирование по чертежам и наглядным схемам 

        Из деталей конструктора воссоздаются внешние и отдельные функциональные особенности реальных объектов, возможности для развития внутренних форм наглядного моделирования.

Конструирование по замыслу обладает большими возможностями для развёртывания творчества детей, для проявления их самостоятельности: они сами решают, что и как они будут конструировать.

Конструирование по теме 

        Детям предлагают общую тематику конструкций («Птицы», «Город» и т.п.), и они сами создают замыслы конкретных построек, поделок, выбирают материал и способы их выполнения.Основная цель конструирования по заданной теме – актуализация и закрепления знаний и умений.

Каркасное конструирование  предполагает первоначальное знакомство детей с простым по строению каркасом как центральным звеном постройки (его части, характер их взаимодействия). Организация такой формы конструирования требует разработки специального конструкторского материала, позволяющего детям составлять разные каркасы — основы будущих конструкций, соответствующих их замыслам, и затем достраивать их, чтобы создать целостные объекты.

Основные приемы обучения дошкольников конструированию

  • Показ воспитателя
  • Объяснение задачи с определением условий
  • Показ отдельных приемов конструирования
  • Анализ и оценка работы детей

Конструирование для детей развивает:

  • Пространственное мышление - ребенок познает пространственные

соотношения элементов: право, лево, выше, ниже.

  • Конструктивные способности - осознание, каким образом создаются

различные объекты.

  • Образное мышление: стиль мышления, который отвечает за создание

определенного образа, создающегося в представлении ребенка.

  • Мелкую моторику, глазомер: работая с конструктором, ребенок,

развивает мелкие мышцы руки, учится соизмерять мышечное усилие,

тренирует глаза.

  • Творческие способности и воображение.
  •  Интерес детей к режиссерской игре путем обыгрывания

конструктивных построек и образов.

  •  Умения работать в коллективе.
  • Сенсомоторику, а это и есть предпосылки

к формированию правильных речевых навыков.

     Дети дошкольного возраста с общим недоразвитием речи отличаются недостаточным развитием мелкой моторики, плохой координацией движений, неэффективным развитием познавательной сферы, недостаточностью самоконтроля

и пространственно-временной ориентировки. Поэтому у таких детей в дошкольном возрасте очень важно развивать механизмы, необходимые для овладения деятельностью, которая связана с графомоторными навыками.

    Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению в дальнейшем негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребёнка в школе.

Проявление речевой активности как следствие конструктивной деятельности.

    В старшем возрасте открываются более широкие возможности для конструктивной деятельности. Дети учатся видеть связь между назначением предметов и его строением, между функциями его отдельных частей и целесообразной их организацией в пространстве предмета.

    Дети уже умеют располагать конструктор в нужной плоскости, точно соединять и скреплять детали, сооружать устойчивые конструкции. Для этой работы используют "графические модели". Дошкольники учатся анализировать их, размышлять о важности соблюдения последовательности выполнения работы, о необходимости выбора нужных деталей.

    У них появляется самостоятельность при решении творческих задач, развивается гибкость мышления, происходит практическое познанию свойств геометрических тел и пространственных отношений, расширяется пассивный и активный словарь.

    Занятия по конструированию, как и другие виды деятельности, носят коррекционную направленность, так как они способствуют развитию не только мелкой моторики и планирующей функции речи, но и развитию речевой активности у дошкольников.

    Выполнение детьми построек по словесному описанию,  способствует развитию понятийной стороны речи, а рассказывание поэтапного исполнения постройки активизирует речь детей.

    При проигрывании и обговаривании постройки дети не только учатся строить по образцу и показу, но и проговаривают: как строить - что, за чем; как лучше, чем закончить. Этим дошкольники обогащают глагольный словарь, учатся называть действия, упражняются в словообразовании (приставочный способ),развивают речевую активность.

    Можно много говорить об активизации речи при изготовлении коллективных работ, отмечу только некоторые важные аспекты: дошкольники распределяют роли, договариваются, оценивают друг друга, сравнивают, описывают, выделяют ошибки.

     На подобных занятиях дети не безразличны к работе, их радует успех, они ищут одобрения и поддержки у окружающих, в процессе работы у ребенка возникает вопрос и ему отвечает сверстник. Это развивает товарищество, взаимопомощь, также активизирует речь. 

   Обучение детей конструированию имеет большое значение в подготовке детей к школе, развитии у них мышления, памяти, воображения и способности к

самостоятельному творчеству.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД «Поможем весне» по развитию речи в группе компенсирующей направленности для детей тяжёлыми нарушениями речи старшего возраста

Конспект НОД «Поможем весне» по развитию речи в группе компенсирующей направленности для детей тяжёлыми нарушениями речи старшего возраста...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в группе компенсирующей направленности для детей 4 - 5 лет с нарушениями речи

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в группе компенсирующей направленности для детей 4 - 5 лет с нарушениями речиТема: "Домик в деревне"...

Театрализованная деятельность как средство развития речи детей группы компенсирующей направленности

Театрализованная деятельностькак средство развития речи детей группы компенсирующей направленности...

Конспект открытого занятия по развитию речи в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи с 6 до 7 лет «Осень. Периоды осени. Деревья осенью».

Конспект открытого занятия по развитию речи в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи с 6 до 7 лет «Осень. Периоды осени. Деревья осенью»....

Конспект открытого занятия по развитию речи в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи с 6 до 7 лет

Конспект открытого занятия по развитию речи в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи с 6 до 7 лет...

Конспект открытого занятия по развитию речи в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи с 6 до 7 лет

Конспект открытого занятия по развитию речи в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи с 6 до 7 лет...

Конспект открытого занятия по развитию речи в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи с 6 до 7 лет

Конспект открытого занятия по развитию речи в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи с 6 до 7 лет...