Дополнительная образовательная программа по робототехнике "Леготроника"
рабочая программа по конструированию, ручному труду (старшая, подготовительная группа)

Специалисты, обладающие знаниями в области инженерной робототехники, в настоящее время достаточно востребованы. Благодаря этому вопрос внедрения робототехники в педагогический процесс образовательных организаций, начиная с дошкольных учреждений достаточно актуален. Если ребенок интересуется данной сферой с самого младшего возраста, он может открыть для себя много интересного и, что немаловажно, развить те умения, которые ему понадобятся для получения профессии в будущем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dop_legotronika.doc170.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Бугровская средняя общеобразовательная школа № 3, дошкольное отделение

ПРИНЯТА                                                                   УТВЕРЖДАЮ

на педагогическом совете                                        Директор МБОУ Бугровская СОШ №3

                                                                                      _____________ А.С. Граков

«___»  ___________ 2021 г.                                       «___»  ___________ 2021 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«ЛЕГОТРОНИКА»

возраст обучающихся 5-7 лет,

срок реализации – 1 год

Автор-составитель:

Котлярова Ирина Владимировна

педагог дополнительного образования

Бугры, 2021


Содержание.

1.

Пояснительная записка………………………………………………

3

1.1.

Введение к образовательной программе……………………………

3

1.2.

Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность……….

3

1.3.

Отличительные особенности образовательной программы………

4

1.4.

Возраст детей, участвующих в реализации образовательной программы…………………………………………………………….

5

1.5.

Формы проведения занятий………………………………………...

5

1.6.

Сроки реализации образовательной программы. ……....................

6

1.7.

Режим занятий……………………………………………………….

6

1.8.

Цель образовательной программы………………………………….

6

1.9.

Задачи образовательной программы………………………………..

6

1.10.

Способы определения результативности программы……………..

7

1.11.

Формы подведения итогов реализации программы……………….

7

2.

Содержание образовательной программы………………………….

8

2.1.

Учебный план………………………………………………………...

8

2.2.

Тематический план ………………………………………………….

8

2.3.

Содержание разделов и тем ………………………………………...  

9

3.

Планируемые результаты освоения образовательной программы.

9

4.

Методическое обеспечение образовательной программы………...

9

5.

Список использованных источников и литературы………………

10

5.1.

Список литературы, рекомендованной воспитанникам и родителям …………………………………………………………..

13

Приложение 1. Мониторинг ЗУНов воспитанников………………

14


  1. Пояснительная записка.

  1. Введение к образовательной программе.

Дополнительная общеразвивающая программа «Леготроника» технической направленности разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Концепцией развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4.09.2014 № 1726-р), Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155), Примерными требованиями к программам дополнительного образования детей (Письмо Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06-1844), СанПиН 2.4.4. 1251-03 (введённые 20.06.2003 г. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 3.04.2003 г. № 27с).

  1. Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность.

Современное общество и технический мир неразделимы в своем совершенствовании и продвижении вперед. Мир технологий захватил всю сферу человеческой жизни и постоянно усовершенствует свои позиции в новых открытиях.

Интенсивное использование роботов в быту, на производстве требует, чтобы пользователи обладали современными знаниями в области управления роботами, что позволит развивать новые, умные, безопасные и более продвинутые автоматизированные системы. Необходимо прививать интерес у детей к области робототехники и автоматизированных систем.

Чтобы достичь высокого уровня творческого и технического мышления, дети должны пройти все этапы конструирования. Необходимо помнить, что такие задачи ставятся, когда дети имеют определённый уровень знаний, опыт работы, умения и навыки.

Однако возможности дошкольного возраста в развитии технического творчества на сегодняшний день используются недостаточно. Обучение и развитие данного вида творчества в ДОУ можно реализовать в образовательной среде с помощью Лего-конструкторов и робототехники.

Идея сделать Лего-конструирование и робототехнику процессом направленным, расширить содержание конструкторской деятельности дошкольников, легла в основу данной образовательной программы.

Образовательная робототехника представляет собой новую, актуальную педагогическую технологию, которая находится на стыке перспективных областей знания: механика, электроника, автоматика, конструирование, программирование и технический дизайн, т.е. способствует разностороннему развитию способностей детей. Использование конструкторов в образовательной деятельности повышает мотивацию ребёнка к обучению. Причем обучение детей с использованием робототехнического оборудования — это и обучение в процессе игры и техническое творчество одновременно, что способствует воспитанию активных, увлеченных своим делом, самодостаточных людей нового типа. Таким образом, данная образовательная программа является педагогически целесообразной.

Специалисты, обладающие знаниями в области инженерной робототехники, в настоящее время достаточно востребованы. Благодаря этому вопрос внедрения робототехники в педагогический процесс образовательных организаций, начиная с дошкольных учреждений достаточно актуален. Если ребенок интересуется данной сферой с самого младшего возраста, он может открыть для себя много интересного и, что немаловажно, развить те умения, которые ему понадобятся для получения профессии в будущем.

  1. Отличительные особенности образовательной программы.

Отличительной особенностью данной программы является то, что процесс обучения разбивается на два этапа:

  1. Конструирование. На данном этапе дети получают первые знания и навыки при работе с конструкторами Lego, изучают простые механизмы и соединения. Это предварительный, непрограммируемый этап знакомства с робототехникой.
  2. Робототехника. На втором этапе обучения дети конструируют более сложные, программируемые модели роботов. Дошкольники знакомятся с пиктограммами, языком и правилами программирования посредством среды Lego Education Wedo 2.0.

Благодаря этому они получают представление о различных деталях, различных способах соединения и крепления, о конструктивных особенностях различных моделей, сооружений и механизмов, о различных подходах к программированию роботов.

  1. Возраст детей, участвующих в реализации образовательной программы.

Программа предусматривает занятия с дошкольниками 2-х возрастных групп: 5 – 6 лет (старшая группа), 6 – 7 лет (подготовительная к школе группа).

Занятия проводятся в группах наполняемостью до 12 человек. Условия набора детей – принимаются дети, желающие заниматься конструированием и робототехникой.

  1. Формы проведения занятий.

Форма организации деятельности дошкольников – индивидуально-групповая.

Основными видами деятельности являются информационно-рецептивная, репродуктивная и исследовательская (творческая).

Информационно-рецептивная деятельность дошкольников предусматривает освоение учебной информации через рассказ педагога, беседу, объяснение.

Репродуктивная деятельность детей направлена на овладение ими умениями и навыками через выполнение сборки моделей по образцу, и выполнения задания по предлагаемой инструкции. Эта деятельность способствует развитию усидчивости, аккуратности, внимательности детей.

Исследовательская (творческая) деятельность предполагает самостоятельную или почти самостоятельную работу дошкольников при конструировании и программировании моделей, изменение конструкций собранных моделей, конструирование по собственному замыслу.

Взаимосвязь этих видов деятельности дает детям возможность овладеть новыми знаниями, умениями и навыками в области Lego-конструирования и робототехники, проявить свои творческие способности.

При обучении используются основные методы организации и осуществления учебно-познавательной работы, такие как словесные (беседа, объяснение), наглядные (показ иллюстраций, видеоматериалов, действующих моделей роботов, схем и рисунков, карточек-инструкций, обучающих СD, CD с инструкциями, тематических игр), практические (выполнение заданий, конструирование модели), индуктивные и проблемно-поисковые. Выбор методов (способов) обучения зависит о психофизиологических, возрастных особенностей детей, темы и формы занятий.

Методика проведения занятий предполагает постоянное создание ситуаций успешности, радости от преодоления трудностей в освоении изучаемого материала и при выполнении заданий. Этому способствуют совместные обсуждения плана конструирования моделей роботов, а также поощрение, создание положительной мотивации, актуализация интереса, выставки индивидуальных проектов и роботов.

Важными условиями развития технического творчества воспитанников выступают идеи свободы выбора. Поэтому часто проводятся занятия конструированием по замыслу ребенка.

  1. Сроки реализации образовательной программы.

Программа рассчитана на 1 год обучения по 72 часа в год.

  1. Режим занятий.

Занятия проводятся один раз в неделю с каждой возрастной группой. Согласно нормам СанПиН продолжительность занятий для воспитанников старшей группы – 25 минут, для воспитанников подготовительной группы – 30 минут.

Занятия проводятся в учебном кабинете, оформленном в соответствии с профилем проводимых занятий и оборудованном в соответствии с санитарными нормами: столы и стулья для педагога и учащихся, классная доска, шкафы и стеллажи для хранения учебной литературы и наглядных пособий.

  1. Цель образовательной программы.

 Развитие творческого кругозора дошкольника, его конструкторских умений и способностей через обучение основам конструирования и робототехники.

  1. Задачи образовательной программы

  1. Обучающие:
  • сформировать систему знаний, умений и навыков при работе с конструкторами Lego Wedo Education 2.0;
  • формировать навыки программирования робототехнических средств в среде Lego Wedo 2.0, навыки составления собственных программ;
  • формировать знания о правилах безопасной работы с конструкторами и инструментами, необходимыми при конструировании и программировании.
  1. Развивающие:
  • развивать конструкторские навыки, навыки программирования;
  • развивать внимание, оперативную память, воображение, логическое и творческое мышление;
  • развивать интерес к робототехнике, программированию, исследовательской деятельности.
  1. Воспитательные:
  • воспитать интерес к техническим видам творчества;
  • формировать навыки сотрудничества: работа в коллективе, в команде, малой группе (в паре);
  • воспитать трудолюбие, самостоятельность, чувство личной ответственности.

  1.  Способы определения результативности образовательной программы.

Текущий контроль проходит в виде опросов, педагогических наблюдений, проводимых в процессе каждого занятия. Критериями оценки служат усвоенные детьми знания, умения и навыки, правильность выполнения учебного задания.

Промежуточный контроль по темам проходит с использованием педагогического анализа выполненных детьми творческих проектов, отвечающих некоторым поставленным задачам. Организуется выставка.

Также для осуществления начального, промежуточного и итогового контроля проводится мониторинг знаний, умений и навыков воспитанников (в начале, середине и конце учебного года). Результаты мониторинга заносятся в специальные таблицы (Приложение 1).

  1. Формы подведения итогов реализации образовательной программы.

  • проведение открытых занятий;
  • создание индивидуальных конструкторских проектов;
  • демонстрация моделей;
  • презентация творческих работ;
  • выставка роботов;
  • участие в конкурсах и соревнованиях различного уровня.

  1. Содержание программы.

  1. Учебный план

Тема

Количество часов

Формы промежуточной (итоговой) аттестации

Теория

Практика

Всего

1

Вводное занятие.

0,5

0.5

1

педагогический анализ

2

Работа с конструктором Lego Wedo Education 2.0.

3

66

69

открытое занятие, конкурс по программированию моделей

3

Итоговое занятие.

1

1

2

выставка «В мире роботов»

ИТОГО

4.5

31.5

36

  1. Примерный тематический план

Месяц

№ Занятия

Содержание темы

сентябрь

1-8

Техника безопасности. Названия элементов и блоков. Среда программирования. Улитка – фонарик.

октябрь

9-16

Простые механизмы. Вентилятор. Движущийся спутник. Подъемный мост. Весы.

ноябрь

17-24

Виды механической передачи. Робот шпион. Гусеница. Горилла. Карусель.

декабрь

25-32

Виды приводов. Троллейбус. Тукан. Танк. Роторный экскаватор.

январь

33-40

Датчики. Майло, научный вездеход. Совместная работа роботов.

февраль

41-48

Танк. Подводная лодка.

Март

49-56

Колесо обозрения (2 модели), центрифуга.

апрель

57-64

Модель Солнце, Земля, луна. Валли.

Май

65-72

Свободное творчество. Скоростная сборка.

  1. Содержание разделов и тем

  1. Вводное занятие.  

Теория. Организация рабочего места. Техника безопасности при работе с конструкторами. Правила поведения на занятиях.

Практика. Конструирование по замыслу ребенка.

Формы контроля: педагогическое наблюдение, анализ построенных моделей, опрос.

  1. Работа с конструктором Lego Wedo Education 2.0. Забавные механизмы. Роботы-животные. Человекоподобные роботы.

Теория. Организация рабочего места. Техника безопасности при работе с конструктором. Правила поведения на занятиях. Первые шаги. Правила программирования в среде Lego Wedo.

Практика. Состав конструктора Lego Wedo Education 2.0 (основные детали, USB-коммутатор, мотор, датчики). Конструирование роботов. Программирование роботов с более сложным поведением. Проведение испытаний роботов.

Формы контроля: педагогическое наблюдение, анализ построенных моделей, соревнование, опрос.

  1. Итоговое занятие.

Теория. Названия, назначение основных элементом и деталей конструктора. Электронные элементы, механизмы. Программирование различными способами.

Практика. Конструирование роботов по замыслу ребенка. Выставка роботов «Мир роботов».

Формы контроля: педагогическое наблюдение, анализ построенных моделей, опрос.

3. Планируемые результаты.

  1. Личностные результаты освоения программы.

У воспитанников будут сформированы:

  • познавательная активность, фантазия, творческая инициатива и трудолюбие;
  • умение излагать мысли в четкой логической последовательности, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений.

Воспитанники получат возможность для развития:

  • памяти, внимания, логического, аналитического, образного мышления.
  1. Межпредметные результаты освоения программы.
  1.  Регулятивные УУД:

Воспитанники научатся:

  • эффективно организовывать свое рабочее место;
  • соблюдать правила техники безопасности при работе с конструктором Lego Education Wedo 2.0;
  • самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования (планирование предстоящих действий, самоконтроль, анализ полученных результатов).
  1.  Познавательные УУД:

Воспитанники научатся:

  • называть и объяснять назначение основных деталей и электронных элементов конструкторов;
  • различать основные виды подвижных и неподвижных соединений в конструкторе;
  • работать по электронной инструкции и поэтапно конструировать роботов;
  • программировать робототехнические средства в среде Lego Wedo;
  • модифицировать собранных роботов, изменять программу в соответствии с поставленной задачей.
  1. Коммуникативные УУД:

Воспитанники получат возможность научиться:

  • работать индивидуально, в паре, эффективно распределять обязанности;
  • отстаивать свою точку зрения, выслушивать чужое мнение.
  1. Предметные результаты освоения программы.
  • устойчивый познавательный интерес к робототехнике, техническим видам творчества;
  • желание участвовать в конкурсах и соревнованиях различного уровня.


4. Методическое обеспечение образовательной программы

Наименование разделов

Методические разработки педагога

ТСО

Наглядные пособия

1

Работа с конструктором «Lego Wedo Education 2.0». Сборка программируемых моделей.

Презентация «Мы учимся программировать»

конструктор «Lego Wedo Education 2.0», ПО Lego Wedo Education 2.0

Фото моделей сборки, карточки с блоками

5. список использованных источников и литературы.

Нормативные документы:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  2. Концепция развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства РФ от 4.09.2014 № 1726-р).
  3. Примерные требования к программам дополнительного образования детей. Письмо Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06-1844.
  4. СанПиН 2.4.4. 1251-03 (введённые 20.06.2003 г. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 3.04.2003 г. № 27с).
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155).

Литература:

  1. Парамонова Л.А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 192 с.
  2.  Ишмакова М.С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС: пособие для педагогов. – ИПЦ «Маска». – 2013. – 100 с.
  3. Литвин А.В. Организация детского лагеря по робототехнике. Методическое пособие для педагогов. М.: –  2013;
  4. Филлипов С.А. Робототехника для детей и родителей. – СПб.: Наука, 2013. – 319 с.

Электронные ресурсы:

  1. Перворобот Lego WeDo. Книга для учителя. – Lego Group, 2009. – 1 эл. опт. диск (CD-ROM).
  2. Информационно-методический сборник. Программа дополнительного образования детей – основной документ педагога.

Интернет-ресурсы.

  1. http://hunarobo.ru
  2. www.robotrack-rus.ru
  3. https://education.lego.com/ru
  4. http://roboforum.ru

5.1. Список литературы, рекомендованной воспитанникам и родителям.

  1. Бедфорд  А. Большая книга Lego. – Манн, Иванов и Фербер, 2014. – 256 с.
  2. Бокова Т.В. Lego. Книга идей. Оживи свои модели. – М.: Эксмо, 2013. – 200 с.
  3. Волченко Ю. Lego книга. Новая жизнь старых деталей. – М.: Эксмо, 2013. – 202 с.
  4. Старцева О.Ю. Занятия по конструированию с детьми 3−7 лет. Пособие для педагогов и родителей. –  СПб.: Сфера, 2010. – 64с.


Приложение 1.

Мониторинг знаний, умений и навыков воспитанников.

№ п/п

Ф.И.

Критерии оценки теоретических знаний

Резу-льтат

Владение специальной терминологией (название основных деталей и элементов конструктора)

Умение осмысленно и грамотно читать  инструкции по сборке

Умение объяснять конструктивные особенности моделей и объектов

Умение аргументированно отвечать на поставленный вопрос о модели

н/г

с/г

к/г

н/г

с/г

к/г

н/г

с/г

к/г

н/г

с/г

к/г

1

(н/г – умения на начало года, с/г – умения на середину года, к/г – умения на конец года).

Уровень овладения необходимыми знаниями и умениями по каждому из критериев, оценивается в баллах:

5 баллов: ребенок освоил 70% изученного материала, успешно применяет теоретические знания на практике.

4 балла: ребенок освоил 50-70% изученного материала, применяет теоретические знания на практике, иногда делает ошибки, самостоятельно их исправляет.

3 балла: ребенок освоил 30-50% изученного материала, с трудом применяет теоретические знания, часто делает ошибки, исправляет их под руководством педагога.

2 балла: ребенок освоил менее 30% изученного материала, не может самостоятельно применять теоретические знания на практике.

№ п/п

Ф.И.

Критерии оценки практических умений и навыков

Резу-льтат

Умение подбирать необходимые детали

Умение конструировать по пошаговой схеме

Умение конструировать по образцу

Умение конструировать по замыслу

н/г

с/г

к/г

н/г

с/г

к/г

н/г

с/г

к/г

н/г

с/г

к/г

1

Уровень овладения необходимыми умениями и навыками по каждому из критериев, оценивается в баллах:

5 баллов: ребенок справляется с заданием самостоятельно, быстро и без ошибок.

4 балла: ребенок справляется с заданием самостоятельно, в среднем темпе, самостоятельно исправляет ошибки.

3 балла: ребенок справляется с заданием медленно, исправляя ошибки под руководством педагога.

2 балла: ребенок справляется с заданием только под руководством педагога.

1 балл:  ребенок не справился с заданием, помощь педагога не принимает.

Результаты итоговой аттестации воспитанников по группам.

202__ – 202__

учебный год

подготовительная группа

полностью успешно освоивших дополнительную образовательную программу

хорошо освоивших дополнительную образовательную программу

плохо освоивших дополнительную образовательную программу

не освоивших дополнительную образовательную программу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа "Волшебный английский" в рамках комплексной дополнительной образовательной программы "Ступени" - Возраст 5-7 лет

Актуальность программы "Волшебный английский" обусловлена ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт, когда пойдут в школу.Цель прогруммы- обучение дошколь...

Дополнительная образовательная программа для детей дошкольного возраста (с 6-7 лет) (кружок «Умка») разработана с учётом Основной образовательной программы МАДОУ ЦРР - д/с "Теремок"

Дополнительная образовательная программадля детей дошкольного возраста (с 6-7 лет)(кружок «Умка»)разработана с учётом Основной образовательной программыМуниципального автономного дошкольно...

Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Музыкальный сундучок», 2022-2023г.

Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования  по художественно-эстетическому развитию «Музыкальный сундучок», 2022-2023...