Дополнительная образовательная программа по робототехнике "Леготроника"
рабочая программа по конструированию, ручному труду (старшая, подготовительная группа)
Специалисты, обладающие знаниями в области инженерной робототехники, в настоящее время достаточно востребованы. Благодаря этому вопрос внедрения робототехники в педагогический процесс образовательных организаций, начиная с дошкольных учреждений достаточно актуален. Если ребенок интересуется данной сферой с самого младшего возраста, он может открыть для себя много интересного и, что немаловажно, развить те умения, которые ему понадобятся для получения профессии в будущем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dop_legotronika.doc | 170.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Бугровская средняя общеобразовательная школа № 3, дошкольное отделение
ПРИНЯТА УТВЕРЖДАЮ
на педагогическом совете Директор МБОУ Бугровская СОШ №3
_____________ А.С. Граков
«___» ___________ 2021 г. «___» ___________ 2021 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«ЛЕГОТРОНИКА»
возраст обучающихся 5-7 лет,
срок реализации – 1 год
Автор-составитель:
Котлярова Ирина Владимировна
педагог дополнительного образования
Бугры, 2021
Содержание.
1. | Пояснительная записка……………………………………………… | 3 |
1.1. | Введение к образовательной программе…………………………… | 3 |
1.2. | Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность………. | 3 |
1.3. | Отличительные особенности образовательной программы……… | 4 |
1.4. | Возраст детей, участвующих в реализации образовательной программы……………………………………………………………. | 5 |
1.5. | Формы проведения занятий………………………………………... | 5 |
1.6. | Сроки реализации образовательной программы. …….................... | 6 |
1.7. | Режим занятий………………………………………………………. | 6 |
1.8. | Цель образовательной программы…………………………………. | 6 |
1.9. | Задачи образовательной программы……………………………….. | 6 |
1.10. | Способы определения результативности программы…………….. | 7 |
1.11. | Формы подведения итогов реализации программы………………. | 7 |
2. | Содержание образовательной программы…………………………. | 8 |
2.1. | Учебный план………………………………………………………... | 8 |
2.2. | Тематический план …………………………………………………. | 8 |
2.3. | Содержание разделов и тем ………………………………………... | 9 |
3. | Планируемые результаты освоения образовательной программы. | 9 |
4. | Методическое обеспечение образовательной программы………... | 9 |
5. | Список использованных источников и литературы……………… | 10 |
5.1. | Список литературы, рекомендованной воспитанникам и родителям ………………………………………………………….. | 13 |
Приложение 1. Мониторинг ЗУНов воспитанников……………… | 14 |
- Пояснительная записка.
- Введение к образовательной программе.
Дополнительная общеразвивающая программа «Леготроника» технической направленности разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Концепцией развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4.09.2014 № 1726-р), Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155), Примерными требованиями к программам дополнительного образования детей (Письмо Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06-1844), СанПиН 2.4.4. 1251-03 (введённые 20.06.2003 г. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 3.04.2003 г. № 27с).
- Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность.
Современное общество и технический мир неразделимы в своем совершенствовании и продвижении вперед. Мир технологий захватил всю сферу человеческой жизни и постоянно усовершенствует свои позиции в новых открытиях.
Интенсивное использование роботов в быту, на производстве требует, чтобы пользователи обладали современными знаниями в области управления роботами, что позволит развивать новые, умные, безопасные и более продвинутые автоматизированные системы. Необходимо прививать интерес у детей к области робототехники и автоматизированных систем.
Чтобы достичь высокого уровня творческого и технического мышления, дети должны пройти все этапы конструирования. Необходимо помнить, что такие задачи ставятся, когда дети имеют определённый уровень знаний, опыт работы, умения и навыки.
Однако возможности дошкольного возраста в развитии технического творчества на сегодняшний день используются недостаточно. Обучение и развитие данного вида творчества в ДОУ можно реализовать в образовательной среде с помощью Лего-конструкторов и робототехники.
Идея сделать Лего-конструирование и робототехнику процессом направленным, расширить содержание конструкторской деятельности дошкольников, легла в основу данной образовательной программы.
Образовательная робототехника представляет собой новую, актуальную педагогическую технологию, которая находится на стыке перспективных областей знания: механика, электроника, автоматика, конструирование, программирование и технический дизайн, т.е. способствует разностороннему развитию способностей детей. Использование конструкторов в образовательной деятельности повышает мотивацию ребёнка к обучению. Причем обучение детей с использованием робототехнического оборудования — это и обучение в процессе игры и техническое творчество одновременно, что способствует воспитанию активных, увлеченных своим делом, самодостаточных людей нового типа. Таким образом, данная образовательная программа является педагогически целесообразной.
Специалисты, обладающие знаниями в области инженерной робототехники, в настоящее время достаточно востребованы. Благодаря этому вопрос внедрения робототехники в педагогический процесс образовательных организаций, начиная с дошкольных учреждений достаточно актуален. Если ребенок интересуется данной сферой с самого младшего возраста, он может открыть для себя много интересного и, что немаловажно, развить те умения, которые ему понадобятся для получения профессии в будущем.
- Отличительные особенности образовательной программы.
Отличительной особенностью данной программы является то, что процесс обучения разбивается на два этапа:
- Конструирование. На данном этапе дети получают первые знания и навыки при работе с конструкторами Lego, изучают простые механизмы и соединения. Это предварительный, непрограммируемый этап знакомства с робототехникой.
- Робототехника. На втором этапе обучения дети конструируют более сложные, программируемые модели роботов. Дошкольники знакомятся с пиктограммами, языком и правилами программирования посредством среды Lego Education Wedo 2.0.
Благодаря этому они получают представление о различных деталях, различных способах соединения и крепления, о конструктивных особенностях различных моделей, сооружений и механизмов, о различных подходах к программированию роботов.
- Возраст детей, участвующих в реализации образовательной программы.
Программа предусматривает занятия с дошкольниками 2-х возрастных групп: 5 – 6 лет (старшая группа), 6 – 7 лет (подготовительная к школе группа).
Занятия проводятся в группах наполняемостью до 12 человек. Условия набора детей – принимаются дети, желающие заниматься конструированием и робототехникой.
- Формы проведения занятий.
Форма организации деятельности дошкольников – индивидуально-групповая.
Основными видами деятельности являются информационно-рецептивная, репродуктивная и исследовательская (творческая).
Информационно-рецептивная деятельность дошкольников предусматривает освоение учебной информации через рассказ педагога, беседу, объяснение.
Репродуктивная деятельность детей направлена на овладение ими умениями и навыками через выполнение сборки моделей по образцу, и выполнения задания по предлагаемой инструкции. Эта деятельность способствует развитию усидчивости, аккуратности, внимательности детей.
Исследовательская (творческая) деятельность предполагает самостоятельную или почти самостоятельную работу дошкольников при конструировании и программировании моделей, изменение конструкций собранных моделей, конструирование по собственному замыслу.
Взаимосвязь этих видов деятельности дает детям возможность овладеть новыми знаниями, умениями и навыками в области Lego-конструирования и робототехники, проявить свои творческие способности.
При обучении используются основные методы организации и осуществления учебно-познавательной работы, такие как словесные (беседа, объяснение), наглядные (показ иллюстраций, видеоматериалов, действующих моделей роботов, схем и рисунков, карточек-инструкций, обучающих СD, CD с инструкциями, тематических игр), практические (выполнение заданий, конструирование модели), индуктивные и проблемно-поисковые. Выбор методов (способов) обучения зависит о психофизиологических, возрастных особенностей детей, темы и формы занятий.
Методика проведения занятий предполагает постоянное создание ситуаций успешности, радости от преодоления трудностей в освоении изучаемого материала и при выполнении заданий. Этому способствуют совместные обсуждения плана конструирования моделей роботов, а также поощрение, создание положительной мотивации, актуализация интереса, выставки индивидуальных проектов и роботов.
Важными условиями развития технического творчества воспитанников выступают идеи свободы выбора. Поэтому часто проводятся занятия конструированием по замыслу ребенка.
- Сроки реализации образовательной программы.
Программа рассчитана на 1 год обучения по 72 часа в год.
- Режим занятий.
Занятия проводятся один раз в неделю с каждой возрастной группой. Согласно нормам СанПиН продолжительность занятий для воспитанников старшей группы – 25 минут, для воспитанников подготовительной группы – 30 минут.
Занятия проводятся в учебном кабинете, оформленном в соответствии с профилем проводимых занятий и оборудованном в соответствии с санитарными нормами: столы и стулья для педагога и учащихся, классная доска, шкафы и стеллажи для хранения учебной литературы и наглядных пособий.
- Цель образовательной программы.
Развитие творческого кругозора дошкольника, его конструкторских умений и способностей через обучение основам конструирования и робототехники.
- Задачи образовательной программы
- Обучающие:
- сформировать систему знаний, умений и навыков при работе с конструкторами Lego Wedo Education 2.0;
- формировать навыки программирования робототехнических средств в среде Lego Wedo 2.0, навыки составления собственных программ;
- формировать знания о правилах безопасной работы с конструкторами и инструментами, необходимыми при конструировании и программировании.
- Развивающие:
- развивать конструкторские навыки, навыки программирования;
- развивать внимание, оперативную память, воображение, логическое и творческое мышление;
- развивать интерес к робототехнике, программированию, исследовательской деятельности.
- Воспитательные:
- воспитать интерес к техническим видам творчества;
- формировать навыки сотрудничества: работа в коллективе, в команде, малой группе (в паре);
- воспитать трудолюбие, самостоятельность, чувство личной ответственности.
- Способы определения результативности образовательной программы.
Текущий контроль проходит в виде опросов, педагогических наблюдений, проводимых в процессе каждого занятия. Критериями оценки служат усвоенные детьми знания, умения и навыки, правильность выполнения учебного задания.
Промежуточный контроль по темам проходит с использованием педагогического анализа выполненных детьми творческих проектов, отвечающих некоторым поставленным задачам. Организуется выставка.
Также для осуществления начального, промежуточного и итогового контроля проводится мониторинг знаний, умений и навыков воспитанников (в начале, середине и конце учебного года). Результаты мониторинга заносятся в специальные таблицы (Приложение 1).
- Формы подведения итогов реализации образовательной программы.
- проведение открытых занятий;
- создание индивидуальных конструкторских проектов;
- демонстрация моделей;
- презентация творческих работ;
- выставка роботов;
- участие в конкурсах и соревнованиях различного уровня.
- Содержание программы.
- Учебный план
№ | Тема | Количество часов | Формы промежуточной (итоговой) аттестации | ||
Теория | Практика | Всего | |||
1 | Вводное занятие. | 0,5 | 0.5 | 1 | педагогический анализ |
2 | Работа с конструктором Lego Wedo Education 2.0. | 3 | 66 | 69 | открытое занятие, конкурс по программированию моделей |
3 | Итоговое занятие. | 1 | 1 | 2 | выставка «В мире роботов» |
ИТОГО | 4.5 | 31.5 | 36 |
- Примерный тематический план
Месяц | № Занятия | Содержание темы |
сентябрь | 1-8 | Техника безопасности. Названия элементов и блоков. Среда программирования. Улитка – фонарик. |
октябрь | 9-16 | Простые механизмы. Вентилятор. Движущийся спутник. Подъемный мост. Весы. |
ноябрь | 17-24 | Виды механической передачи. Робот шпион. Гусеница. Горилла. Карусель. |
декабрь | 25-32 | Виды приводов. Троллейбус. Тукан. Танк. Роторный экскаватор. |
январь | 33-40 | Датчики. Майло, научный вездеход. Совместная работа роботов. |
февраль | 41-48 | Танк. Подводная лодка. |
Март | 49-56 | Колесо обозрения (2 модели), центрифуга. |
апрель | 57-64 | Модель Солнце, Земля, луна. Валли. |
Май | 65-72 | Свободное творчество. Скоростная сборка. |
- Содержание разделов и тем
- Вводное занятие.
Теория. Организация рабочего места. Техника безопасности при работе с конструкторами. Правила поведения на занятиях.
Практика. Конструирование по замыслу ребенка.
Формы контроля: педагогическое наблюдение, анализ построенных моделей, опрос.
- Работа с конструктором Lego Wedo Education 2.0. Забавные механизмы. Роботы-животные. Человекоподобные роботы.
Теория. Организация рабочего места. Техника безопасности при работе с конструктором. Правила поведения на занятиях. Первые шаги. Правила программирования в среде Lego Wedo.
Практика. Состав конструктора Lego Wedo Education 2.0 (основные детали, USB-коммутатор, мотор, датчики). Конструирование роботов. Программирование роботов с более сложным поведением. Проведение испытаний роботов.
Формы контроля: педагогическое наблюдение, анализ построенных моделей, соревнование, опрос.
- Итоговое занятие.
Теория. Названия, назначение основных элементом и деталей конструктора. Электронные элементы, механизмы. Программирование различными способами.
Практика. Конструирование роботов по замыслу ребенка. Выставка роботов «Мир роботов».
Формы контроля: педагогическое наблюдение, анализ построенных моделей, опрос.
3. Планируемые результаты.
- Личностные результаты освоения программы.
У воспитанников будут сформированы:
- познавательная активность, фантазия, творческая инициатива и трудолюбие;
- умение излагать мысли в четкой логической последовательности, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений.
Воспитанники получат возможность для развития:
- памяти, внимания, логического, аналитического, образного мышления.
- Межпредметные результаты освоения программы.
- Регулятивные УУД:
Воспитанники научатся:
- эффективно организовывать свое рабочее место;
- соблюдать правила техники безопасности при работе с конструктором Lego Education Wedo 2.0;
- самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования (планирование предстоящих действий, самоконтроль, анализ полученных результатов).
- Познавательные УУД:
Воспитанники научатся:
- называть и объяснять назначение основных деталей и электронных элементов конструкторов;
- различать основные виды подвижных и неподвижных соединений в конструкторе;
- работать по электронной инструкции и поэтапно конструировать роботов;
- программировать робототехнические средства в среде Lego Wedo;
- модифицировать собранных роботов, изменять программу в соответствии с поставленной задачей.
- Коммуникативные УУД:
Воспитанники получат возможность научиться:
- работать индивидуально, в паре, эффективно распределять обязанности;
- отстаивать свою точку зрения, выслушивать чужое мнение.
- Предметные результаты освоения программы.
- устойчивый познавательный интерес к робототехнике, техническим видам творчества;
- желание участвовать в конкурсах и соревнованиях различного уровня.
4. Методическое обеспечение образовательной программы
№ | Наименование разделов | Методические разработки педагога | ТСО | Наглядные пособия |
1 | Работа с конструктором «Lego Wedo Education 2.0». Сборка программируемых моделей. | Презентация «Мы учимся программировать» | конструктор «Lego Wedo Education 2.0», ПО Lego Wedo Education 2.0 | Фото моделей сборки, карточки с блоками |
5. список использованных источников и литературы.
Нормативные документы:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Концепция развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства РФ от 4.09.2014 № 1726-р).
- Примерные требования к программам дополнительного образования детей. Письмо Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06-1844.
- СанПиН 2.4.4. 1251-03 (введённые 20.06.2003 г. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 3.04.2003 г. № 27с).
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155).
Литература:
- Парамонова Л.А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 192 с.
- Ишмакова М.С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС: пособие для педагогов. – ИПЦ «Маска». – 2013. – 100 с.
- Литвин А.В. Организация детского лагеря по робототехнике. Методическое пособие для педагогов. М.: – 2013;
- Филлипов С.А. Робототехника для детей и родителей. – СПб.: Наука, 2013. – 319 с.
Электронные ресурсы:
- Перворобот Lego WeDo. Книга для учителя. – Lego Group, 2009. – 1 эл. опт. диск (CD-ROM).
- Информационно-методический сборник. Программа дополнительного образования детей – основной документ педагога.
Интернет-ресурсы.
5.1. Список литературы, рекомендованной воспитанникам и родителям.
- Бедфорд А. Большая книга Lego. – Манн, Иванов и Фербер, 2014. – 256 с.
- Бокова Т.В. Lego. Книга идей. Оживи свои модели. – М.: Эксмо, 2013. – 200 с.
- Волченко Ю. Lego книга. Новая жизнь старых деталей. – М.: Эксмо, 2013. – 202 с.
- Старцева О.Ю. Занятия по конструированию с детьми 3−7 лет. Пособие для педагогов и родителей. – СПб.: Сфера, 2010. – 64с.
Приложение 1.
Мониторинг знаний, умений и навыков воспитанников.
№ п/п | Ф.И. | Критерии оценки теоретических знаний | Резу-льтат | |||||||||||
Владение специальной терминологией (название основных деталей и элементов конструктора) | Умение осмысленно и грамотно читать инструкции по сборке | Умение объяснять конструктивные особенности моделей и объектов | Умение аргументированно отвечать на поставленный вопрос о модели | |||||||||||
н/г | с/г | к/г | н/г | с/г | к/г | н/г | с/г | к/г | н/г | с/г | к/г | |||
1 | ||||||||||||||
… |
(н/г – умения на начало года, с/г – умения на середину года, к/г – умения на конец года).
Уровень овладения необходимыми знаниями и умениями по каждому из критериев, оценивается в баллах:
5 баллов: ребенок освоил 70% изученного материала, успешно применяет теоретические знания на практике.
4 балла: ребенок освоил 50-70% изученного материала, применяет теоретические знания на практике, иногда делает ошибки, самостоятельно их исправляет.
3 балла: ребенок освоил 30-50% изученного материала, с трудом применяет теоретические знания, часто делает ошибки, исправляет их под руководством педагога.
2 балла: ребенок освоил менее 30% изученного материала, не может самостоятельно применять теоретические знания на практике.
№ п/п | Ф.И. | Критерии оценки практических умений и навыков | Резу-льтат | |||||||||||
Умение подбирать необходимые детали | Умение конструировать по пошаговой схеме | Умение конструировать по образцу | Умение конструировать по замыслу | |||||||||||
н/г | с/г | к/г | н/г | с/г | к/г | н/г | с/г | к/г | н/г | с/г | к/г | |||
1 | ||||||||||||||
… |
Уровень овладения необходимыми умениями и навыками по каждому из критериев, оценивается в баллах:
5 баллов: ребенок справляется с заданием самостоятельно, быстро и без ошибок.
4 балла: ребенок справляется с заданием самостоятельно, в среднем темпе, самостоятельно исправляет ошибки.
3 балла: ребенок справляется с заданием медленно, исправляя ошибки под руководством педагога.
2 балла: ребенок справляется с заданием только под руководством педагога.
1 балл: ребенок не справился с заданием, помощь педагога не принимает.
Результаты итоговой аттестации воспитанников по группам.
202__ – 202__ учебный год | подготовительная группа |
полностью успешно освоивших дополнительную образовательную программу | |
хорошо освоивших дополнительную образовательную программу | |
плохо освоивших дополнительную образовательную программу | |
не освоивших дополнительную образовательную программу |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа "Волшебный английский" в рамках комплексной дополнительной образовательной программы "Ступени" - Возраст 5-7 лет
Актуальность программы "Волшебный английский" обусловлена ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт, когда пойдут в школу.Цель прогруммы- обучение дошколь...
Московсковский городской конкурс исследовательских и проектных работ обучающихся образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным и дополнительным образовательным программам в 2017/2018 учебном году
Материал для воспитателей...
Московский городской конкурс исследовательских и проектных работ обучающихся образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным и дополнительным образовательным программа 2017-2018 учебном году.
Методические пособия для детей по ПДД...
Дополнительная образовательная программа художественной направленности для детей дошкольного возраста (2- 4 лет) (кружок « Капитошка ») разработана с учётом Основной образовательной программы Муниципального автономного дошкольного образовательно
Дополнительная образовательная программахудожественной направленности для детей дошкольного возраста (2- 4 лет) (кружок « Капитошка »)разработана ...
Дополнительная образовательная программа для детей дошкольного возраста (с 6-7 лет) (кружок «Умка») разработана с учётом Основной образовательной программы МАДОУ ЦРР - д/с "Теремок"
Дополнительная образовательная программадля детей дошкольного возраста (с 6-7 лет)(кружок «Умка»)разработана с учётом Основной образовательной программыМуниципального автономного дошкольно...
Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Музыкальный сундучок», 2022-2023г.
Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Музыкальный сундучок», 2022-2023...