Конструирование в детском саду
статья по конструированию, ручному труду (средняя, старшая, подготовительная группа)

Рискова (Фомушкина) Ольга Сергеевна

Организация конструктивной деятельности в самостоятельной деятельности детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konstruirovanie_v_detskom_sadu.docx16.08 КБ
Файл konstruirovanie_v_detskom_sadu.ppsx749.61 КБ

Предварительный просмотр:

Организация конструктивной деятельности в самостоятельной деятельности детей.

Особенности детского творчества:

- субъективность новизны открытий и полученного продукта деятельности;

- процесс создания имеет первостепенный характер, он более интересен, чем итоговый результат;

- деятельность практическая, ориентированная на действие и в итоге на создание продукта деятельности.

Конструирование – создание модели, построение, приведение в определенный порядок и взаимоотношение отдельных предметов, частей, элементов.

Детское конструирование – создание разных конструкций и моделей их строительного материала и деталей конструкторов, изготовление поделок из бумаги, картона, различного природного и бросового материала.

Типы конструирования:

1. Техническое конструирование.

2. Художественное конструирование.

В техническом конструировании дети отображают реально существующие объекты, придумывают поделки по ассоциации с образами сказок, фильмов, моделируя их основные структурные и функциональные признаки (дом с крышей и окнами, дверьми).

К техническому типу конструктивной деятельности относят:

- конструирование из строительного материала (деревянные окрашенные или неокрашенные детали геометрической формы),

- конструирование из деталей конструкторов, имеющих разные способы крепления,

- конструирование из крупногабаритных модульных блоков.

В художественном конструировании дети, отображая структуру создаваемого образа, выражают свое отношение к ним, передают характер, пользуясь цветом, фактурой, формой.

К этому типу конструирования относится:

- конструирование из бумаги;

- конструирование из природного материала.

Формы организации конструирования:

1. По образцу (готовому рисунку).

2. По модели (нет четкого указания на определенные детали и элементы конструкции).

3. По условию.

4. По замыслу.

Конструирование и игра.

Детское конструирование, особенно техническое, тесно связано с игровой деятельностью. Но стоит отказаться от термина «строительные игры», поскольку таких игр не существует.

Существует 2 вида использования  конструирования в различных играх:

1) Использование простых построек для сюжетно-ролевой игры. Корабль в игре Моряки, машина для игры в Шофера, прилавок для игры в магазин, кроватки и столики для игры в Детский сад и т.д. В этом случае постройки имеют чисто символическое значение, отличаются упрощенностью. Процесс их создание занимает минимальное время по сравнению со временем самой игры.

2) Конструирование как основной вид деятельности в игре. Игра «Строители». Например, сюжет «строим дом для игрушки». Строительство будет сопровождаться постоянным изменением продукта деятельности, добавлением различных элементов и деталей. В данном случае создание постройки занимает значительную часть времени.

Взаимосвязь игры и конструирования на протяжении дошкольного периода:

Ранний возраст – конструирование слито с игрой (конструирование является одной из частей игры, ее необходимой частью).

Средний возраст – игра становится побудителем к конструированию, оно начинает приобретать самостоятельное значение для детей (игра невозможно без создания определенного вида конструкции).

К старшему возрасту сформированное конструирование стимулирует развитие сюжетной лини игры (в процессе игры добавляются элементы конструкции, достраиваются новые объекты) и конструирование само приобретает сюжетный характер (одним сюжетом объединяются разные конструкции).

Организация конструктивной деятельности в группе.

1. Техническое конструирование.

Работа по знакомству с видами конструкторов проводится на занятиях по ознакомлению с окружающим и формированию элементарных математических представлений. Дети знакомятся с формой, цветом и размером деталей конструкторов, с их свойствами, способами креплениями, возможностью замены другими деталями.

Рассмотрим подробнее на примере темы «Транспорт».

Первоначально с детьми рассматриваются картинки, фотографии, различные изображения видов транспорта, определяются их основные части, отдельные элементы. С детьми проводятся беседы о необходимости данного транспорта, его использовании и определенных особенностях. Затем совместно с детьми строим машины по образцам или по заданным условиям. После строительства объекты деятельности обыгрываются, включаются в игру.

В связи с тем, что использование машин, построенных из деревянного конструктора не очень удобно (не едут, быстро ломаются), идет замена одного вида конструктора другим (на Лего). Полученный опыт строительства дети используют затем в самостоятельной деятельности, дополняя игры новыми постройками (гаражи для машин, стоянки, жилые дома для водителей и т.д.).

2. Художественное конструирование.

Конструирование из бумаги – одна из составных частей художественно - эстетического развития, развития мелкой моторики и воображения детей.

Первоначально перед детьми ставиться определенная цель данной работы: украшение группы к Новому году, подарок маме, открытка другу, создание собственной книжки и т.д. Затем воспитатель показывает детям, как эти поделки из бумаги можно использовать в играх, театрализациях. У детей возникает интерес к данному виду работы, они стремятся научится делать новые фигуры, детали, начинают их использовать в самостоятельной деятельности.

Таким образом, можно сказать, что использование конструирования в непосредственной образовательной деятельности ведет к развитию у детей мышления, образного восприятия предметов, воображения, развивает самостоятельность при дальнейшем использовании конструирования в самостоятельной деятельности.

Используемая литаратуа:

Парамонова Л.А. «Детское творческое конструирование», - М.: Изд. Дом «Карапуз», 1999 г.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Организация конструктивной деятельности Презентация составлена воспитателем Рисковой О.С.

Слайд 2

Конструирование – создание модели, построение, приведение в определенный порядок и взаимоотношение отдельных предметов, частей, элементов . Детское конструирование – создание разных конструкций и моделей их строительного материала и деталей конструкторов, изготовление поделок из бумаги, картона, различного природного и бросового материала.

Слайд 3

Техническое конструирование конструирование из строительного материала (деревянные окрашенные или неокрашенные детали геометрической формы), конструирование из деталей конструкторов, имеющих разные способы крепления, конструирование из крупногабаритных модульных блоков . Художественное конструирование конструирование из бумаги; конструирование из природного материала. Типы конструирования :

Слайд 4

Формы организации конструирования : По образцу (готовому рисунку). По модели (нет четкого указания на определенные детали и элементы конструкции). По условию. По замыслу.

Слайд 5

Использования конструирования в различных играх: Использование простых построек для сюжетно-ролевой игры Конструирование как основной вид деятельности в игре

Слайд 6

Взаимосвязь игры и конструирования на протяжении дошкольного периода: Ранний возраст – конструирование слито с игрой (конструирование является ее необходимой частью). Средний возраст – игра становится побудителем к конструированию ( игра невозможно без создания определенного вида конструкции). К старшему возрасту сформированное конструирование стимулирует развитие сюжетной лини игры (в процессе игры добавляются элементы конструкции, достраиваются новые объекты) и конструирование само приобретает сюжетный характер (одним сюжетом объединяются разные конструкции).

Слайд 7

Использование конструирования в непосредственной образовательной деятельности ведет к развитию у детей мышления, образного восприятия предметов, воображения, развивает самостоятельность при дальнейшем использовании конструирования в самостоятельной деятельности.

Слайд 8

Спасибо за внимание!

Слайд 9

В презентации использованы материалы из книги Парамоновой Л.А. «Детское творческое конструирование», - М.: Изд. Дом «Карапуз», 1999 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конструирование в детском саду

Занятия по конструированию в детском саду проводятся с детьми всех возрастных групп, потому что конструирование способствует развитию мелкой моторики ребенка, а, значит, и развитию ребенка в цел...

конструирование в детском саду

Самоанализ по теме "Развитие конструктивных способностей у детей младшего школьного возраста"...

Конструирование в детском саду

Занятия по конструированию в детском саду проводятся с детьми всех возрастных групп, потому что конструирование способствует развитию мелкой моторики ребенка, а, значит, и развитию ребенка в целом, и ...

Статья "Конструирование в детском саду с применением компьютерных технологий".

В статье раскрывается значение использования новых информационных технологий в дошкольном образовании. Рассказывается о развитии творческого мышления через ИКТ, об эффективности применения компь...

Статья "Конструирование в детском саду"

Конструирование является одним из моих самых любимых видов работы с детьми. Мышление детей в процессе конструктивной деятельности имеет практическую направленность и носит творческий характер. При обу...

Консультация для воспитателей "Конструирование в детском саду"

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад «Ладушки» п. Пангоды Надымского района»(МДОУ «Детский сад «Ладушки» п. Пангоды»)  Консультация для воспитателей.Подготовила во...

Календарно-тематическое планирование по конструированию в детском саду

Годовое планирование по конструктивной деятельности для детей младшей группы детского сада....