Речь выступающего на РМО по теме "Конструирование и робототехника от детского сада до школы"
консультация по конструированию, ручному труду (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Доброе утро, дорогие коллеги, я рада нашей встрече.
Своё выступление начну с высказывания Стива Джобса: «Каждый должен учиться программировать, потому что это учит нас думать».
Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. А сейчас это направление наиболее ценно и важно. Дети и мы привыкли к техническим достижениям, которые очень быстро проникли во все сферы человеческой жизнедеятельности. Ни для кого не секрет, что дошкольный возраст является фундаментом знаний для успешного обучения детей в школе. В современном мире ребёнок не может гармонично развиваться без овладения навыками работы в программировании.
Основа программирования – алгоритмика. Алгоритмика – это наука, которая способствует развитию у детей алгоритмического мышления, что позволяет строить свои и понимать чужие алгоритмы. Алгоритм - это набор действий, который нужно выполнить для достижения какого-либо результата.
Методика ознакомления дошкольников с алгоритмами и формирование у них алгоритмических умений включает три этапа:
1. формирование у детей умений выполнять алгоритмы (младшая и средняя группы, моем руки, одеваемся и раздеваемся на сон, сервировка стола и др.)
2. формирование у детей умений составлять алгоритмы (старшая группа проведение опытов, экспериментов, конструирование и др.)
3. закрепление приобретённых умений в ученой и игровой деятельности.
Первое знакомство детей дошкольного возраста с основами алгоритмики и программирования у нас в детском саду происходит благодаря моей педагогической находке «Игровые планшетки» и игр на липучках. А затем мы переходим к интерактивному набору «Робомышь». Данный набор входит в основу STEM – образования, которое активно набирает популярность.
S – science – наука T – technology – технология E – engineering - инженерия
M – mathematics – математика
Остановимся подробнее на «Робомышках».
Все этапы мы сначала проходим с использованием игровых планшеток, а затем переходим к «Робомышкам».
На первых этапах педагог самостоятельно выкладывает алгоритм, предлагая ребёнку запрограммировать для достижения цели.
На втором этапе – алгоритм просчитывается и выкладывается совместно и ребёнком.
Третьем этапе, после понимания детьми основы работы с «Робомышь», дети самостоятельно выкладывают и программируют «Робомышь».
Данное оборудование пришло к нам в январе, мы находимся между 2-3 этапом.
Так же хочу отметить что набор «Робомышь» легко интегрируется со всеми образовательными областями:
Физическое развитие – построение маршрута прогулки, экскурсии, дороги домой.
Познавательное развитие – навыки решения задач, умения самостоятельно исправлять ошибки, развивать логику, умения вычислять расстояние.
Художественно-эстетическое развитие – пространственное воображение.
Социально-коммуникативное развитие – навыки обсуждения, и навык работы в команде.
Речевое развитие – используется во всех играх с набором.
Поэтому алгоритмика и программирование выступают как эффективные средства развития предпосылок к учебной деятельности у детей в процессе обучения в ДОУ.
Особенностью интерактивного набора «Робомышь» является то, что использовать его можно с 4-5 лет, то есть со средней группы детского сада. В нашем ДОУ этот набор используется в качестве подготовки ребёнка к обучению робототехники (первому программированию с использованием ИКТ)
Всем известно, что у нас идёт два модуля одновременно – это конструирование и робототехника. После того как дети старшего дошкольного возраста освоили конструирование с основными конструкторами LEGO – дупло, классик, кирпичики и набор «Учись учиться», а также первый базовый набор «Робомышь», мы с детьми подготовительной группы мы переходим к набору Coding Cubroid 2.
Данный набор состоит из кубов, 7 различных датчиков (света и касания, расстояния, звука, цвета, изображения и 2-х моторов). Прост тем, что собирается по принципу лего, совместим с лего деталями и управляется при помощи простой программы с телефона или компьютера. Алгоритм программирования состоит так же только из стрелок (то есть так же, как и «Робомышь»), в усложнение приходят новые датчики и естественно новые функции, но они просты в управлении (цвет, смайлики, звуки). Алгоритм управления постройкой из данного конструктора программируется так же линейно.
И уже в конце года мы делаем первые шаги в работе с Лего веду 2.0
На первых этапах работы с конструктором лего веду 2.0 воспитанники конструируют по схеме, этапное конструирование (приложение к данному конструктору). Это они осваивают очень быстро. Программирование конструкций также линейное (необходимо лишь выучить все значки, функции).
И вот мы выпускаем своих дошкольников в школьную жизнь. Работа строится следующим образом.
Через дополнительное образование. Продолжаем работу с набором «Робомышь», но у же на других игровых полях. «Математический коврик» игра и обучение. Здесь дети применяют ранее приобретённые умения по работе с «Робомышью», и развивают арифметические навыки.
Усложнение в следующем, увеличивается алгоритм действий. Если в базовом наборе задача лишь простроить алгоритм, то здесь:
- Бросить кубики для выбора числе и арифметического знака действия
- Выполнить выпавшее действие.
- Продумать ходы «Робомышки» до полученного числа
- С помощью знаков-стрелочек выложить продуманную программу
- Запустить «Робомышь» по созданной программе.
А дальше? А дальше у нас пока СТОП. Нет конструкторов для работы. Хотя бы ЛЕГО СПИК.
В ДОУ лего ведо2.0 у нас уже 3 года, естественно мы уже выпустили детей работающих с данным конструктором.
Но как известно не бывает безвыходных ситуаций. Благодаря просторам интернета, я наткнулась на каналы и сообщества, по конструированию из лего веду 2.0. Всем известна основная концепция современного обучения «Не давать знания в готовом виде». Нужно что бы дети «открывали» их сами в процессе совместной и самостоятельной деятельности. Додумывались до решения проблемы сами и объясняли, как надо действовать.
Делаю сьёмки или фото конструкций из лего веду 2.0 и предлагаю сконструировать. Самое сложное догадаться по какому принципу происходит движение конструкции.
Что-то собирают быстро, над чем-то думают не один день.
Вот такими шагами мы приходим от простых алгоритмов к роботостроению. Надеемся на дальнейшее развитие нашего направления, через участие в «Точке роста». Побывав на открытии «Точки роста» в Подтёсовской СОШ №47, я конечно поняла, что нам есть куда расти и развиваться.
Всем большое спасибо за внимание.
Готова ответить на ваши вопросы и выслушать предложения и рекомендации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
К О Н С П Е К Т занятия по развитию речи на тему: «Пословица, не зря молвится» (открытое занятие в старшей группе в рамках «Круглого стола» с учителями, логопедами по теме «Формирование связной речи в детском саду и школе – взаимосвязь и преемственнос
Программное содержание:Учить детей рассказывать о смысле знакомой пословицы, придумывать рассказ из личного опыта (по плану воспитателя) подходящих к данным пословицам; развива...
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Основы робототехники для детского сада. WeDo» для детей дошкольного возраста. «Умная вертушка», старшая группа
Лего-конструирование - серьезное развивающие занятие. Дети учатся работать с конструктором, используя инструкции, действовать по образцу и самостоятельно, развивают пространственное воображение, творч...
Проектная деятельность Образовательная робототехника в детском саду.
Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Технические достижения всё быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес де...
«Робототехника в детском саду»
статья по робототехнике...
Консультация "Образовательная робототехника в детском саду"
Конструкторы ЛЕГО серии Образование (LEGO Education) - это специально разработанные конструкторы, которые спроектированы таким образом, чтобы ребенок в процессе занимательной игры смог получить максим...
Консультация для педагогов. Робототехника в детском саду. Игровой робот Cubetto.
Причины все более активного вхождения робототехники в дошкольное образование связаны с ее возможностями («дидактическими возможностями») и решаемыми с ее помощью задачами:развитие мелкой м...
Зачем нужна робототехника в детском саду
Целесообразность введения занятий по робототехнике в детском саду. Развитие познавательной деятельности и логического мышления ....