Проект для детей подготовительной группы "Волшебный мир оригами"
проект по конструированию, ручному труду (подготовительная группа)
Сегодня уже ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что чем проворнее пальчики у ребёнка, тем более развита его речь.
Оригами же позволяет ребёнку всё «прочувствовать» и «прощупать» пальчиками. Кроме того, доступность бумаги как материала, лёгкость её обработки (способность сохранять придаваемую ей форму) - всё это привлекает детей, а возможность «преобразить» простой листок бумаги вызывает большой интерес.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_origami.docx | 49.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект "Волшебный мир оригами "
для воспитанников подготовительной группы
Пояснительная записка
Современное дошкольное образование, предусматривает развитие у воспитанников изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает детей, будущих взрослых граждан, способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой иной, чем художественное творчество, жизненной ситуации, в любой сфере деятельности, распространяя ее, и на отношения с людьми, с окружающим миром.
Ещё древними учёными, жившими до н. э. в Китае, Японии и Индии была отмечена взаимосвязь речевого развития ребёнка и развития тонких движений его пальцев рук. Эта взаимосвязь обусловлена близостью расположения в головном мозге зоны проекции кисти руки к речевой зоне. Следовательно, развивая кисть руки и пальчики ребёнка, мы активируем развитие речевой зоны.
Сегодня уже ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что чем проворнее пальчики у ребёнка, тем более развита его речь.
Оригами же позволяет ребёнку всё «прочувствовать» и «прощупать» пальчиками. Кроме того, доступность бумаги как материала, лёгкость её обработки (способность сохранять придаваемую ей форму) - всё это привлекает детей, а возможность «преобразить» простой листок бумаги вызывает большой интерес.
Исходя из вышесказанного, есть все основания рассмотреть технику оригами как самостоятельную педагогическую технологию творческих способностей и художественного вкуса у детей через кружковую работу.
Актуальность проекта
Живописцу требуется холст,
Скульптору - необходимо пространство,
Для оригами нужен только лист бумаги.
Чем больше мастерства в детской руке,
тем умнее ребенок.
В.А. Сухомлинский
Поделки, выполненные в технике оригами, можно эффективно использовать для занятий театральной деятельности. Многообразие и несложность выполнения позволяет инсценировать сказки, такие как колобок, репка, теремок. Дети с удовольствием готовят атрибуты и персонажей к постановкам. Что может быть интереснее, как создать что - то своими руками и рассказать об этом? Яркие образы персонажей дают возможность использовать их для пересказов и рассказов знакомых детьми произведений и сказок, для собственного сочинительства, развивают диалогическую и монологическую речь детей.
Оригами:
- Помогает детям испытывать свои возможности и проявлять конструктивные, изобразительные, творческие и оформительские способности,
- развивает точность движений пальцев рук, глазомер, способность работать руками под контролем сознания,
- концентрацию внимания,
- стимулирует развитие памяти, умение следовать устной инструкции,
- совершенствует трудовые навыки, учит аккуратности,
- способствует созданию игровых ситуаций, расширяет коммуникативные способности детей.
С бумагой ребенок сталкивается гораздо раньше, чем учится писать, рисовать или читать. Он ее рвет, мнет, непроизвольно пытаясь придать ей необходимую форму.
Бумага доступна и дешева. Этот простой материал легко поддается любым изменениям. Его поверхность податлива, хорошо содержит форму. Стало быть, с помощью оригами можно развить у детей фантазию и изобретательность, логику и пространственное мышление, воображение и интеллект. И сделать это можно совершенно незаметно, в игровой форме. Малыши даже не поймут, как освоили сложные математические и геометрические понятия.
Цель проекта: создать оптимальные условия для развития творческого мышления у детей в художественно - речевой и театрализованной деятельности по средствам занятий оригами.
Задачи проекта:
- познакомить детей со свойствами бумаги и техникой оригами, повысить интерес к этой деятельности;
- обучить навыкам самостоятельного складывания наиболее простых в традиционной манере без надрезов изготовлении моделей оригами, сложения из листа бумаги другой формы: треугольной, прямоугольной и пяти угольной.
- научить «читать» пооперационную карту;
- создавать благоприятные условия для самостоятельной художественно-речевой и театрализованной деятельности;
- изготовить поделки для театра оригами;
- использовать свои поделки в самостоятельных играх, показывать спектакли, настольный театр, составлять небольшие рассказы по своим поделкам;
- развивать все компоненты связной речи, ее грамматический строй, диалогическую речь, социальную и языковую компетентность, навыки общения;
- развивать моторику рук и тонких движений пальцев;
- развивать познавательные процессы - восприятие, внимание, память, логическое мышление;
- развивать художественный вкус в результате изготовления поделок;
- формировать культуру труда.
Гипотеза проекта: занятия оригами будут способствовать развитию творческих способностей детей через развитие мелкой моторики рук.
Участники проекта: дети подготовительной группы "Фантазеры", воспитатели, родители.
Срок реализации:
10.01.2022 – 31.05.2022 г.
Необходимые ресурсы.
- Материально-технические: разноцветная двухсторонняя бумага ножницы, клей, фломастеры, магнитофон, пооперационные карты для складывания базовых форм и поделок, предметно-развивающая среда группового помещения, театральная студия (для обыгрывания поделок), использование мультимедиа.
- Информационные: методическая литература, различные энциклопедии для дошкольников, пособия, схемы, таблицы, дидактические пособия, игры с конструктором, театрализованные игры. Картотека сценариев сказок.
- Финансовые: приобретение комплектов разноцветной двухсторонней бумаги «Радуга», ножницы, клей, фломастеры.
Ожидаемые результаты:
- дети должны научиться различным приемам работы с бумагой;
- у детей развивается речь, желание знать и умение ставить новые театрализованные постановки.
- применять полученные знания и умения в практической деятельности (самостоятельное изготовление поделок);
- проявление творчества при изготовлении поделок;
- применять свои поделки в самостоятельных играх, театрализованной деятельности.
В проекте выделены три этапа:
Первый - подготовительный
Содержание подготовительного этапа
1. Беседа «Откуда появилась бумага».
2. Подбор иллюстраций с изображением моделей оригами
3.Консультация для родителей на тему «Польза оригами для дошкольников.».
4.Оформление материала в родительском уголке на тему «Воскресные дни с родителями или как организовать досуг ребенка».
Второй этап – основной.
- Рассматривание пооперационных схем изготовления поделок в технике оригами.
- Знакомство с техникой изготовления оригами
- Сотрудничество с библиотекой в помощи с методической литературой.
- Занятия по конструированию из бумаги (оригами):
Базовая форма «квадрат», «двойной квадрат», «книжка», «дверь», «дом»,
«треугольник», «блин», «воздушный змей», «бомбочка», «рыба», «катамаран», «лягушка», «птица».
И производные от этих форм поделки.
- Дидактические игры: «Квадрат – треугольник», «Плиточник», «Составь узор», «Калейдоскоп» (знакомство с геометрическими понятиями: угол, сторона, квадрат, треугольник, центр, диагональ;)
- Для сюжетно-ролевых игр: колечки, кошельки. Игра «найди такой же» на закрепление геометрических форм.
- Оформление коллективных работ (интеграция по рисованию, аппликации, познание.)
- Изготовление в технике оригами героев сказок.
- Организация выставки «Мои поделки по оригами».
Третий этап – итоговый.
Цель этого этапа – контроль и диагностика результатов реализации системы педагогической работы по развитию конструктивных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством техники оригами.
Родительское собрание совместно с детьми "В стране оригами"
Перспективное планирование
Тема занятий | Цели и задачи | |
«В некотором царстве, в бумажном государстве…» | 1. Заинтересовать детей изготовлением поделок из бумаги в технике оригами, познакомить с некоторыми из них; 2. Начать знакомить детей с историей искусства оригами. | |
«Знакомимся со свойствами бумаги» | 1. Познакомить детей с различными свойствами и качествами бумаги; 2. Научить правильно отбирать бумагу для изготовления фигурок в технике оригами. | |
"Дверь", "Шкафчик". | 1. Учить детей сгибать лист бумаги пополам, совмещая противоположные стороны; а также сгибать противоположные стороны к основной линии сгиба. | |
«Косынка» | 1. Учить сгибать квадрат по диагонали, совмещая два противоположных угла. | |
«Елка» | 1. Учить детей складывать квадрат по диагонали. Составлять из треугольников елочку. | |
«Вишенки» | 1. Учить сгибать круг по диагонали, и склеивать между собой. | |
«Гриб» | - учить складывать круги разных размеров пополам, составлять из двух частей целое. | |
«Ветка рябины» | - учить мастерить поделки из базовой формы «стрела». | |
«Воздушный змей» | - научить мастерить воздушного змея по пооперационной карте. | |
«Коробочка» | - познакомить детей с новым способом складывания бумаги. | |
«Волк» | - научить делать новую игрушку, складывая квадрат в разных направлениях. | |
«Двухтрубный корабль» | - познакомить детей с новой базовой формой «блинчик». | |
«Гном» | - учить детей делать бумажные фигурки из двух деталей. | |
«Веселые человечки» | - учить преобразовывать одну бумажную фигурку в другую. | |
«Вертушки для малышей» | - учить изготавливать новые поделки из квадрата, треугольника. шестиугольника, круга. | |
«Праздник мальчиков» | - упражнять в изготовлении новой поделки путем соединения нескольких деталей. | |
«Экскурсия в зоопарк». | - учить мастерить поделки из прямоугольного листа бумаги путем складывания его пополам и загибания углов к середине, соединяя четыре готовые детали. | |
«Грач» | - продолжать учить детей мастерить поделки из бумаги, и используя пооперационную карту на основе новой базовой формы «рыба». | |
«Рыбка» | - развивать умение складывать бумагу по схеме для получения определенной поделки; - закреплять знания о способах работы с бумагой. | |
«Лягушонок» | - закреплять умение складывать бумагу пополам; - закреплять умение работать с бумагой; - развивать мелкую моторику пальцев; - развивать умение добиваться результатов в работе. | |
«Бабочка» | - развивать внимание, усидчивость. - развивать умение вырезать из сложенной в базовую форму бумагу; - развивать мелкую моторику рук. | |
«Мордочка щенка» | -развивать творческое воображение; - воспитывать интерес к работе с бумагой. - воспитывать аккуратность в работе. | |
«Цыпленок» | - упражнять детей в многократном складывании бумаги; - развивать глазомер. - совершенствовать навыки сгибания, складывания - развивать интерес к ручному труду. | |
«Дом» | - воспитывать желание делать приятное другим. - развивать творчество в работе с бумагой; - умение создать определенный образ. | |
«Аквариум» - коллективная работа | - развивать фантазию - учится работать в группах. | |
«Лодочка плывет» | - Совершенствовать навыки складывания базовой формы «косыночка», - украшение поделки с помощью аппликации. | |
«Любимые игрушки» | - Совершенствовать навыки складывания мордочек животных на основе знакомой базовой формы. | |
«Цветочный букет» коллективная работа | - Создание готовой поделки на основе уже знакомой базовой формы «косыночка», работа в коллективе. | |
«Веселая полянка» Выставочная работа | - Повторить пройденный материал - Закрепить знания по оригами | |
Список использованных источников 1. Гончарова О.В. Театральная палитра. - М.: «Творческий центр», 2010 г. 2. Использование проектной деятельности в детском саду: Методическое пособие/под ред. Бабыниной Т.Ф., Яруллиной Е.Х.- Казань: РИЦ, 2011г. 3. Микляева Н.В. Программа развития и образовательная программа ДОУ. -М.: «АЙРИС ПРЕСС», 2007г. 4. Тарабарина Т.И. Оригами и развитие ребенка. - Ярославль: «Академия развития», 1998 г. 5. Соколова С. Театр оригами. - М.: «Академия умелые руки», 2006 г. 6. Сорокина Н., Миланович Л. Кукольный театр для самых маленьких. - М.: «Творческий центр»,2009 г. 7. О.Щеглова, А.Щеглова Все об оригами. Оригами от А до Я. Ростов н./Д: Владис: М.: РИПОЛ Классик, 2008. – 416с., с ил. 8. О.Мэри, О.Рошин. Оригами. Фигурки животных из бумаги. Издательство «Клуб семейного досуга» Харьков, 2012г. 9. Иголкина О.В./Альбом для детского творчества. Оригами/ Издательство «Клуб семейного досуга» Белгород, 2012г. 10. Модульное оригами. Игровые практики для детей и взрослых// вед. Шкурко Е.М. DVD, 2008г. |
Диагностика
Основная задача диагностики заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком данного проекта и влияние конструктивной деятельности, на интеллектуальное развитие ребенка.
Диагностика детского развития проводится два: вводный - сентябрь - октябрь, итоговый – апрель-май.
Методика и критерии диагностического обследования по программе конструирования из бумаги «Волшебный мир оригами»
Задания разработаны в соответствии с методиками Парамоной Я.Д., Лиштван З.В., Тарабариной Т.И.
Задание №1
Цель: выявить умение детей складывать прямоугольный лист пополам.
Инструкция: «Сложи лист пополам»
Оценка:
5 баллов – ребенок самостоятельно складывает лист пополам (по диагонали), соединяя углы; фиксирует сгиб кончиком пальца, проглаживает линию сгиба;
3 балла – ребенок складывает лист с помощью наводящих вопросов (инструкций) педагога;
1 балл – ребенок не может самостоятельно выполнить задание или отказывается от его выполнения
Задание №2
Цель: выявить умение детей складывать квадратный лист по диагонали.
Инструкция: «Сложи лист по диагонали».
Оценка:
5 баллов – ребенок самостоятельно складывает лист по диагонали, соединяя углы; фиксирует сгиб кончиком пальца, проглаживает линию сгиба;
3 балла – ребенок складывает лист с помощью наводящих вопросов (инструкций) педагога;
1 балл – ребенок не может самостоятельно выполнить задание или отказывается от его выполнения
Задание №3
Цель: выявить умение детей различать и называть геометрические фигуры (квадрат, треугольник, прямоугольник, круг).
Инструкция: «Назови (покажи) фигуры, которые ты видишь».
Оценка:
5 баллов – ребенок правильно и самостоятельно называет (показывает) все геометрические фигуры;
3 балла – ребенок самостоятельно называет (показывает) 1-2 геометрические фигуры;
1 балл – ребенок не называет и не показывает геометрические фигуры.
Задание №4
Цель: выявить умение детей различать и показывать геометрические понятия (угол, сторона, линия сгиба).
Инструкция: Воспитатель берет квадрат, согнутый пополам и предлагает ребенку: «Покажи углы, (стороны, линию сгиба)».
Оценка:
5 баллов – ребенок правильно и самостоятельно показывает все геометрические понятия;
3 балла – ребенок самостоятельно показывает 1-2 геометрических понятия;
1 балл – ребенок не знает и не показывает геометрические понятия.
Протокол обследования уровня развития конструктивных способностей (оригами)
детей подготовительной группы.
№ п/п | Фамилия имя ребенка | Умение складывать лист бумаги | Знает | Общее количество баллов | Уровень | ||||||||
прямоугольный пополам | квадратный по диагонали | геометрические фигуры | геометрические понятия | ||||||||||
н.г | к.г. | н.г | к.г. | н.г | к.г. | н.г | к.г. | н.г | к.г. | н.г | к.г. | ||
1. | 3 | 3 | 5 | 3 | 14 | Ср. | |||||||
2. | 5 | 5 | 5 | 3 | 18 | Выс. | |||||||
3. | 3 | 3 | 3 | 1 | 10 | Ср. | |||||||
4. | 3 | 3 | 1 | 1 | 8 | Низ | |||||||
5. | 5 | 5 | 3 | 5 | 18 | Выс. | |||||||
6. | 3 | 3 | 1 | 3 | 10 | Ср. | |||||||
7. | 3 | 3 | 5 | 1 | 12 | Ср. | |||||||
8. | 1 | 1 | 5 | 3 | 10 | Ср. | |||||||
9. | 3 | 3 | 3 | 1 | 10 | Ср. | |||||||
10. | 1 | 3 | 1 | 1 | 6 | Низ. |
Высокий уровень: (15 до20 баллов).
Средний уровень: (от 9 до 14 баллов).
Низкий уровень: (ниже 9 баллов).
Качественная характеристика уровней развития
конструирования из бумаги «Волшебный мир оригами»
Высокий уровень: (от 15 до20 баллов)
Ребенок самостоятельно складывает прямоугольный лист пополам, квадратный по диагонали, умеет фиксирует сгиб кончиком пальца, проглаживает линию сгиба; правильно и самостоятельно называет, и показывает все геометрические фигуры (квадрат, прямоугольник, треугольник, круг) и понятия (угол, сторона, линия сгиба); самостоятельно режет ножницами по прямой линии.
Средний уровень: (от 9 до 14 баллов)
Ребенок с помощью наводящих вопросов (инструкций) воспитателя складывает лист пополам по диагонали, фиксирует сгиб кончиком пальца, проглаживает линию сгиба; самостоятельно называет (показывает) 1-2 геометрические фигуры, 1-2 геометрических понятия; требуется помощь воспитателя при резании ножницами по прямой линии.
Низкий уровень: (ниже 9 баллов)
Ребенок не может самостоятельно складывать лист пополам по диагонали или отказывается от выполнения задания; не знает и не показывает геометрические фигуры и геометрические понятия; не умеет и не пытается резать ножницами по прямой линии.
Список использованных источников
1. Гончарова О.В. Театральная палитра. - М.: «Творческий центр», 2010 г.
2. Использование проектной деятельности в детском саду: Методическое пособие/под ред. Бабыниной Т.Ф., Яруллиной Е.Х.- Казань: РИЦ, 2011г.
3. Микляева Н.В. Программа развития и образовательная программа ДОУ. -М.: «АЙРИС ПРЕСС», 2007г.
4. Тарабарина Т.И. Оригами и развитие ребенка. - Ярославль: «Академия развития», 1998 г.
5. Соколова С. Театр оригами. - М.: «Академия умелые руки», 2006 г.
6. Сорокина Н., Миланович Л. Кукольный театр для самых маленьких. - М.: «Творческий центр»,2009 г.
7. О.Щеглова, А.Щеглова Все об оригами. Оригами от А до Я. Ростов н./Д: Владис: М.: РИПОЛ Классик, 2008. – 416с., с ил.
8. О.Мэри, О.Рошин. Оригами. Фигурки животных из бумаги. Издательство «Клуб семейного досуга» Харьков, 2012г.
9. Иголкина О.В./Альбом для детского творчества. Оригами/ Издательство «Клуб семейного досуга» Белгород, 2012г.
10. Модульное оригами. Игровые практики для детей и взрослых// вед. Шкурко Е.М. DVD, 2008г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мәктәпкә хәзерлек төркеме балалары өчен “Сугыш кайтавазы” темасына проект / Проект для детей подготовительной к школе группы на тему "Эхо войны"
Соңгы елларда патриотик тәрбиягә игътибар кими төште. Нәрсә соң ул патриотик тәрбия? “Патриот” -- ул туып үскән җирен, Ватанын яратучы, хөрмәт итүче, аның ...
Мәктәпкә хәзерлек төркемендә “Бүлмә гөлләре” дигән темага проект / Проект для детей подготовительной к школе группы на тему "Комнатные цветы"
Актуальлелек. Традиция буенча көзен бүлмә гөлләрен күчереп утыртабыз, бу эшкә балалар да тартылалар һәм актив катнашалар. Эш барышында балаларда күп төрле сораулар да туа: “Ни өчен бу гөлнең яфр...
Знакомство детей подготовительной группы с оригами.
Знакомство детей подготовительной группы с историей оригами, основными базовыми фигурами, условными знаками и обозначениями...
Проект для детей подготовительной группы (по методу проектов Д.Дьюи) по теме "Тольятти - город будущего".
Метод проектов Джона Дьюи и его ученика Килпатрика самый трудный, но интересный в работе. Данная технология направлена на развитие у детей познавательного интереса и способностей детей в процессе разр...
Выставочный проект «Русь ремесленная» Тематический проект для детей подготовительной группы «Нежно-голубое чудо-сказочная Гжель»
Выставочный проект «Русь ремесленная» Тематический проект для детей подготовительной группы «Нежно-голубое чудо-сказочная Гжель»...
Проект для детей подготовительной группы "Волшебный мир оригами"
Оригами имеет большое значение в развитии ребенка. Оно позволяет развивать конструктивные умения, самостоятельность, художественный вкус, аккуратность, умение планировать свою деятельность, получ...