Мастер-класс "Кукла своими руками"
методическая разработка по конструированию, ручному труду (старшая группа)

Шошина Наталья Юрьевна

Совместная деятельность воспитателя со взрослыми и детьми среднего дошкольного возраста «Кукла своими руками».

(мастер-класс)

Цель: Способствовать гармонизации взросло-детских взаимоотношений, приобщая к народной культуре через совместное творчество.

Задачи:

  1. Развитие позновательного интереса к истории создания кукол.
  2. Развитие коммуникативных навыков – обсуждение, высказывание.
  3. Развитие творческих способностей, воображения при создании куклы.
  4. Воспитание интереса и любви к народному искусству, бережного отношения к игрушке.

Материалы и  оборудование: выставка кукол: современные куклы, куклы из ткани; цветные лоскутки ткани, нитки.

Современные образовательные технологии:

  • Информационно-коммуникативные технологии.
  • Игровые технологии.
  • Технологии сотрудничества.

 

Ход  деятельности.

Воспитатель: Здравствуйте! Мы рады видеть сегодня вас у нас в гостях.

Воспитатель приглашает ребят в центр зала.

Воспитатель: А вот во что мы будем играть и с какими игрушками, вы должны отгадать. Слушайте внимательно.

Я – хорошая игрушка,

Буду девочкам подружкой.

Я смогу сидеть в коляске,

Закрывать умею глазки,

Я прошу меня любить,

Не ронять меня, не бить!

Дети: Кукла.

Воспитатель: Молодцы! Вы правильно отгадали. У каждой девочки и даже у ваших мам и бабушек есть или когда-то была любимая кукла. Посмотрите на нашу выставку кукол, какие они все разные, красивые и любимые (на столе сидят современные куклы).

Где же делают таких кукол?

Дети: На фабрике.

Воспитатель: Давайте посмотрим на экран и назовём профессии людей, с помощью которых изготавливаются куклы.

 

На экране появляются картинки профессий, дети называют.

Дети: Художник, модельер, швея, литейщик (если дети затрудняются, помогает воспитатель).

Воспитатель: Какие вы молодцы, правильно назвали  профессии и познакомились с новыми. О современных куклах вы знаете много, а знаете ли вы, из чего делали самых первых кукол, когда ещё не придумали ни пластмассы, ни резины, не было фабрик.

Дети: Первые куклы делали из дерева, ткани, глины, соломы, из того, что было под рукой.

Воспитатель: У меня есть сундучок, а в нём посмотрите, кто живёт.

Достаёт разных кукол из ткани.

Воспитатель: Нравятся вам куколки?

Куклы на Руси появились более 1000 лет назад. На Руси было поверье: если изготовить для семьи такую куклу, то она будет защищать и оберегать всех членов семьи. Кукла делалась из лоскутков ткани. Куклой-оберегом пользовались, когда хотели избавиться от любой напасти. Её брали в руки, три  раза поворачивали против часовой стрелки и приговаривали: «Отвернись злом, повернись добром!» У девочек было много кукол, их передавали от мамы к дочке, и чем чище и аккуратней выглядела кукла, тем лучше считалась хозяйка.

Лицо куклы не прорисовывалось. Существовало поверье: если у куклы будет лицо, в неё вселится душа или перетечёт от души играющего с ней ребёнка, и кукла не будет больше оберегать семью.

Вот и мы сейчас будем учиться изготавливать такие куклы-обереги. Давайте предложим нашим гостям поучаствовать в их изготовлении. Приглашайте их к столам!

Дети садятся со взрослыми за столы.

Воспитатель: А кто нам поможет, отгадайте:

Мы – проворные сестрицы,

Мы – сестрицы-мастерицы

Пишем, шьём, рисуем, вяжем,

Про себя мы всё раскажем!

Дети: Руки.

Воспитатель: Правильно! Давайте подготовим наши пальчики к работе.

Выполняется пальчиковая гимнастика «Как живёшь?»

Пальчиковая гимнастика.

-Как живёшь?

-Вот так, вот так! (показывают друг другу большой палец).

Как идёшь?

-Вот так, вот так! (показывают друг другу 2 пальца, идущие по ладошке).

Как бежищь?

-Вот так, вот так! (показывают друг другу бугущие пальцы по дорожке).

-Ночью спишь?

-Вот так, вот так! (показывают друг другу, сложив ладошки и прижав к щеке).

-Как берёшь?

-Вот так, вот так! (показывают друг другу ладошки, прижатые к груди).

-Как даёшь?

-Вот так, вот так! (показывают друг другу открытые ладошки).

-Как шалишь?

-Вот так, вот так! (показывают друг другу смешные рожицы).

-Как грозишь?

-Вот так, вот так! (показывают друг другу указательный палец).

Воспитатель: А сейчас я вам покажу как можно сделать такую же куколку, какую делали своим деткам мамы много-много лет назад.

 

 

Пошаговый показ.

  1. На лоскут белой ткани  40×40 см в центр кладём кусочек ваты. Завязываем ниткой – это голова.
  2. Делаем ручки. Берём лоскут белой ткани 10×20 см, складываем гармошкой и вставляем под голову, ещё раз перевязываем туловище ниткой под руками, чтобы они держались крепко.
  3. Делаем ладошки.  С краю ручек отмеряем размер ладошки и перетягиваем ниткой.
  4. Берём лоскуток цветной ткани  20×40 см, наматываем на туловище под ручками, немного присбаривая. Перевязать прочно ниткой. Это юбка.
  5. Таким же цветом как и юбка у нас будет и платочек. Завязываем на голове лоскуток ткани размером 10×30 см.
  6. Осталось повязать поясок, он будет не таким цветом как юбка и платок. Берём лоскуток 10×40 см, складываем его несколько раз по длине и перевязываем куклу на месте, где привязана юбка.
  7. Кукла готова!

Дети вместе со взрослыми делают куклу.

После изговления дети вместе с куклами выходят в центр.

Воспитатель:  Ребята, давайте «оживим» наших кукол. Произносите за мной волшебные слова:

Раз, два, три –

Кукла, о-жи-ви!

Раз, два, три, четыре, пять –

Кукла, оживай опять!

Кукла, оживай скорей,

И повесели детей!

Дети танцуют с куклами под музыку Д. Шестаковича.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_dlya_roditeley_i_detey_kukla_svoimi_rukami.docx20.76 КБ

Предварительный просмотр:

Совместная деятельность воспитателя со взрослыми и детьми среднего дошкольного возраста «Кукла своими руками».

(мастер-класс)

Цель: Способствовать гармонизации взросло-детских взаимоотношений, приобщая к народной культуре через совместное творчество.

Задачи:

  • Развитие позновательного интереса к истории создания кукол.
  • Развитие коммуникативных навыков – обсуждение, высказывание.
  • Развитие творческих способностей, воображения при создании куклы.
  • Воспитание интереса и любви к народному искусству, бережного отношения к игрушке.

Материалы и  оборудование: выставка кукол: современные куклы, куклы из ткани; цветные лоскутки ткани, нитки.

Современные образовательные технологии:

  • Информационно-коммуникативные технологии.
  • Игровые технологии.
  • Технологии сотрудничества.

Ход  деятельности.

Воспитатель: Здравствуйте! Мы рады видеть сегодня вас у нас в гостях.

Воспитатель приглашает ребят в центр зала.

Воспитатель: А вот во что мы будем играть и с какими игрушками, вы должны отгадать. Слушайте внимательно.

Я – хорошая игрушка,

Буду девочкам подружкой.

Я смогу сидеть в коляске,

Закрывать умею глазки,

Я прошу меня любить,

Не ронять меня, не бить!

Дети: Кукла.

Воспитатель: Молодцы! Вы правильно отгадали. У каждой девочки и даже у ваших мам и бабушек есть или когда-то была любимая кукла. Посмотрите на нашу выставку кукол, какие они все разные, красивые и любимые (на столе сидят современные куклы).

Где же делают таких кукол?

Дети: На фабрике.

Воспитатель: Давайте посмотрим на экран и назовём профессии людей, с помощью которых изготавливаются куклы.

На экране появляются картинки профессий, дети называют.

Дети: Художник, модельер, швея, литейщик (если дети затрудняются, помогает воспитатель).

Воспитатель: Какие вы молодцы, правильно назвали  профессии и познакомились с новыми. О современных куклах вы знаете много, а знаете ли вы, из чего делали самых первых кукол, когда ещё не придумали ни пластмассы, ни резины, не было фабрик.

Дети: Первые куклы делали из дерева, ткани, глины, соломы, из того, что было под рукой.

Воспитатель: У меня есть сундучок, а в нём посмотрите, кто живёт.

Достаёт разных кукол из ткани.

Воспитатель: Нравятся вам куколки?

Куклы на Руси появились более 1000 лет назад. На Руси было поверье: если изготовить для семьи такую куклу, то она будет защищать и оберегать всех членов семьи. Кукла делалась из лоскутков ткани. Куклой-оберегом пользовались, когда хотели избавиться от любой напасти. Её брали в руки, три  раза поворачивали против часовой стрелки и приговаривали: «Отвернись злом, повернись добром!» У девочек было много кукол, их передавали от мамы к дочке, и чем чище и аккуратней выглядела кукла, тем лучше считалась хозяйка.

Лицо куклы не прорисовывалось. Существовало поверье: если у куклы будет лицо, в неё вселится душа или перетечёт от души играющего с ней ребёнка, и кукла не будет больше оберегать семью.

Вот и мы сейчас будем учиться изготавливать такие куклы-обереги. Давайте предложим нашим гостям поучаствовать в их изготовлении. Приглашайте их к столам!

Дети садятся со взрослыми за столы.

Воспитатель: А кто нам поможет, отгадайте:

Мы – проворные сестрицы,

Мы – сестрицы-мастерицы

Пишем, шьём, рисуем, вяжем,

Про себя мы всё раскажем!

Дети: Руки.

Воспитатель: Правильно! Давайте подготовим наши пальчики к работе.

Выполняется пальчиковая гимнастика «Как живёшь?»

Пальчиковая гимнастика.

-Как живёшь?

-Вот так, вот так! (показывают друг другу большой палец).

Как идёшь?

-Вот так, вот так! (показывают друг другу 2 пальца, идущие по ладошке).

Как бежищь?

-Вот так, вот так! (показывают друг другу бугущие пальцы по дорожке).

-Ночью спишь?

-Вот так, вот так! (показывают друг другу, сложив ладошки и прижав к щеке).

-Как берёшь?

-Вот так, вот так! (показывают друг другу ладошки, прижатые к груди).

-Как даёшь?

-Вот так, вот так! (показывают друг другу открытые ладошки).

-Как шалишь?

-Вот так, вот так! (показывают друг другу смешные рожицы).

-Как грозишь?

-Вот так, вот так! (показывают друг другу указательный палец).

Воспитатель: А сейчас я вам покажу как можно сделать такую же куколку, какую делали своим деткам мамы много-много лет назад.

Пошаговый показ.

  1. На лоскут белой ткани  40×40 см в центр кладём кусочек ваты. Завязываем ниткой – это голова.
  2. Делаем ручки. Берём лоскут белой ткани 10×20 см, складываем гармошкой и вставляем под голову, ещё раз перевязываем туловище ниткой под руками, чтобы они держались крепко.
  3. Делаем ладошки.  С краю ручек отмеряем размер ладошки и перетягиваем ниткой.
  4. Берём лоскуток цветной ткани  20×40 см, наматываем на туловище под ручками, немного присбаривая. Перевязать прочно ниткой. Это юбка.
  5. Таким же цветом как и юбка у нас будет и платочек. Завязываем на голове лоскуток ткани размером 10×30 см.
  6. Осталось повязать поясок, он будет не таким цветом как юбка и платок. Берём лоскуток 10×40 см, складываем его несколько раз по длине и перевязываем куклу на месте, где привязана юбка.
  7. Кукла готова!

Дети вместе со взрослыми делают куклу.

После изговления дети вместе с куклами выходят в центр.

Воспитатель:  Ребята, давайте «оживим» наших кукол. Произносите за мной волшебные слова:

Раз, два, три –

Кукла, о-жи-ви!

Раз, два, три, четыре, пять –

Кукла, оживай опять!

Кукла, оживай скорей,

И повесели детей!

Дети танцуют с куклами под музыку Д. Шестаковича.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Для вас, родители! Сделайте пособие своими руками. "ТЕЛЕВИЗОР"

Уважаемые родители! Попробуйте сделать вместе с детьми увлекательное пособие "Телевизор". Оно поможет вам не только весело провести совместный досуг, но и  позволит   автоматизировать ...

Сделаем пособие для выработки целенаправленной воздушной струи своими руками.

Постановка многих звуков начинается с выработки целенаправленной воздушной струи. Незатейливые пособия, котрые я хочу предложить вашему вниманию, позволят превратить довольно скучный процесс в увлекат...

Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка

Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...

"Золотые руки" информация по подготовке выставки изделий, выполненных своими руками.

Уважаемые мамы, папы, бабушки, дедушки и ваши ребятишки. Приглашаю всех учавствовать в выставке поделок, выполненных своими руками к празднику "День семьи".Приветствуются поделки из различного материа...

Презентация «Сказки своими руками». Выступление на РМО «СКАЗКИ СВОИМИ РУКАМИ»

laquo;СКАЗКИ СВОИМИ РУКАМИ»Помните, педагог воспитываети обучает детей до тех пор,пока учится сам! Сказки были, есть и будут актуальны! Познакомлю педагогов с одним из методов работы ...

Музыкальные инструменты своими своими руками

Как из подручного материала можно изготовить музыкальные инструменты для оркестра в детском саду....

Познавательное развитие. Подготовительная группа. Тема: «Бумага своими руками» Цель: Изготовление бумаги своими руками- решение экологической проблемы.

Познавательное развитие. Подготовительная группа. Тема: «Бумага своими руками» Цель: Изготовление бумаги своими руками- решение экологической проблемы. Задачи: 1. Познакомить детей с совре...