Развитие мышления детей дошкольного возраста с помощью LEGO-конструирования
консультация по конструированию, ручному труду (старшая группа)
Перед дошкольной образовательной организацией поставлена цель добиться того, чтобы каждый ребёнок вырос не только сознательным членом общества, не только здоровым и крепким, но и инициативным, думающим, способным на творческий подход в любой деятельности. На это указывается в ст. 48 ФЗ «Об образовании в РФ».
От качества знаний и умений, от уровня познавательных процессов и познавательной активности ребёнка, сформированных в дошкольные годы, зависит развитие школьной зрелости старшего дошкольника, а, следовательно, и успешность последующего обучения в школе. Ведь дошкольный возраст является сензитивным периодом для развития памяти, внимания, мышления, речи, именно в этом возрасте закладывается фундамент формирования личности.
Исключительно важное место в жизни и деятельности людей занимает мышление. При обучении детей оно рассматривается в двух планах: во-первых, что должно быть сформировано у ребенка посредством и в результате обучения; во-вторых, как основная способность, обеспечивающая быстрое и эффективное обучение, усвоение того содержания, которое задается на разных этапах обучения.
В дошкольном возрасте происходит переход от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному и затем к логическому. Решающим условием для перехода является приобретение ребенком опыта решения задач. Однако на практике очень часто можно столкнуться с ситуацией, когда, обладая способностью хорошо решать задачи в наглядно-действенном плане, старшие дошкольники с трудом справляются с ними, когда эти задачи представлены в словесном плане. Поэтому проблема мыслительной деятельности дошкольников, которая отвечает за умственное развитие человека, особенно актуальна.
Средствами решения задач в словесном плане выступают логические операции мышления. Логические операции мышления – это умственные действия с понятиями, в результате которых из обобщенных знаний, представленных в соответствующих понятиях, получают новые знания, причем – истинные. В структуре мышления можно выделить следующие логические операции: сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение и конкретизация.
В современной практической педагогике накоплен немалый опыт по развитию мышления при помощи разных видов детской деятельности. Одной из эффективных, по мнению многих специалистов, является конструирование. LEGO-конструирование специалисты относят к особому виду детской деятельности, к базовому виду творческой деятельности, в ходе которой у дошкольников развиваются все основные мыслительные процессы. Любой конструктор «LEGO» обладает очень важными для развития ребёнка - дошкольника возможностями.
Проводя изучение особенностей развития детей среднего и старшего дошкольного возраста в процессе образовательной деятельности с применением традиционных дидактических предметных игр, отметили, что способность к основным логическим операциям носит непроизвольный характер.
Для определения проблем в развитии способностей к основным логическим операциям.
Актуальность данной темы обусловлена социальным заказом в сфере образования, который отражает возрастающую потребность государства и общества в подготовке квалифицированных специалистов, умеющих продуктивно мыслить. В связи с этим в настоящее время особое значение приобретают требования к качественно новому уровню развития познавательных процессов, в том числе и на этапе дошкольного образования.
Дошкольный возраст - период активного познавательного развития. В этот период последовательно формируются и развиваются все психические процессы.
Для развития мышления детей среднего дошкольного возраста большую роль играет практическая значимость LEGO-конструкторов, которая основана на том, что дети учатся строить по схемам. Кроме того, при обучении с опорой на LEGO-конструирование можно решать и другие образовательные задачи, предусмотренные Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Используя конструкторы серии «LEGO», педагог может ставить перед дошкольниками понятные для них цели и в то же время интересные им. Таким образом, в игре, не замечая того, они обучаются, приобретают необходимые знания, умения и навыки. То, что дети обучаются «играючи», заметили и доказали отечественные психологи и педагоги (Л.С. Выготский , В.В. Давыдов , А.В. Запорожец и др.), доказали, что творческие возможности детей проявляются уже в дошкольном возрасте и развитие их происходит при овладении общественно выработанными средствами деятельности в процессе специально организованного обучения. Однако главное, на что направлено LEGO-конструирование − это развитие мышления, развитие интеллектуальных способностей детей. А работа с конструктором одновременно и пробуждает интерес детей к новому, к творчеству, к решению задач, а также развивает изобретательность, инициативность, познавательный интерес и целеустремленность.
Особенности формирования мышления дошкольников изучали многие психологи: Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. А. Венгер. Они считали, что возникновение мышления у ребенка представляет собой качественно новую ступень развития познания, которая характеризуется переходом от восприятия внешних признаков предметов, явлений к отражению внутренних, существенных связей и взаимосвязей между ними.
Основные идеи о формировании логических операций разрабатывались в психологии мышления под руководством психологов А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна. Ими были сделаны выводы о взаимосвязи процесса обучения и развития мышления, об изменении качества аналитико-синтетической деятельности и ее состава, а также о необходимости целенаправленного формирования логических операций у детей.
Как отмечалось в работах Н.Н. Поддъякова логические операции универсальны и обладают свойством широкого переноса из одной сферы деятельности в другую.
Вопрос о порядке формирования приемов мышления был всесторонне исследован Л.Ф. Тихомировой. Она определяет порядок формирования отдельных приемов: анализ и синтез; сравнение; абстрагирование; обобщение; конкретизация.
Наиболее эффективным способом формирования операций логического мышления является игра. О большом значении игры в умственном развитии детей говорят многие исследователи (А.В. Запорожец, А. П. Усова и другие).
В игре ребенок не только получает новые знания, но также обобщает и закрепляет их. Дидактическая игра является особым видом игровой деятельности. Она создана взрослыми специально в обучающих целях, когда обучение протекает на основе игровой и дидактической задачи. Важное значение дидактической игры состоит в том, что она развивает самостоятельность и активность мышления и речи.
Ориентируясь на новые стандарты дошкольного образования, согласно которым необходимо обеспечить воспитанников разнообразием материалов и средств обучения, что в свою очередь должно обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, развитие моторики, возможность самовыражения детей становится вопрос об использовании в работе необычных игр и пособий.
В связи с этим, особое значение приобретают новые игровые формы обучения и воспитания детей, в частности, новые развивающие дидактические игры, которые обеспечивают возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также даёт возможность уединения и проектирования собственного пространства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конструирование, логические операции | 17.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие мышления детей дошкольного возраста с помощью LEGO-конструирования
Перед дошкольной образовательной организацией поставлена цель добиться того, чтобы каждый ребёнок вырос не только сознательным членом общества, не только здоровым и крепким, но и инициативным, думающим, способным на творческий подход в любой деятельности. На это указывается в ст. 48 ФЗ «Об образовании в РФ».
От качества знаний и умений, от уровня познавательных процессов и познавательной активности ребёнка, сформированных в дошкольные годы, зависит развитие школьной зрелости старшего дошкольника, а, следовательно, и успешность последующего обучения в школе. Ведь дошкольный возраст является сензитивным периодом для развития памяти, внимания, мышления, речи, именно в этом возрасте закладывается фундамент формирования личности.
Исключительно важное место в жизни и деятельности людей занимает мышление. При обучении детей оно рассматривается в двух планах: во-первых, что должно быть сформировано у ребенка посредством и в результате обучения; во-вторых, как основная способность, обеспечивающая быстрое и эффективное обучение, усвоение того содержания, которое задается на разных этапах обучения.
В дошкольном возрасте происходит переход от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному и затем к логическому. Решающим условием для перехода является приобретение ребенком опыта решения задач. Однако на практике очень часто можно столкнуться с ситуацией, когда, обладая способностью хорошо решать задачи в наглядно-действенном плане, старшие дошкольники с трудом справляются с ними, когда эти задачи представлены в словесном плане. Поэтому проблема мыслительной деятельности дошкольников, которая отвечает за умственное развитие человека, особенно актуальна.
Средствами решения задач в словесном плане выступают логические операции мышления. Логические операции мышления – это умственные действия с понятиями, в результате которых из обобщенных знаний, представленных в соответствующих понятиях, получают новые знания, причем – истинные. В структуре мышления можно выделить следующие логические операции: сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение и конкретизация.
В современной практической педагогике накоплен немалый опыт по развитию мышления при помощи разных видов детской деятельности. Одной из эффективных, по мнению многих специалистов, является конструирование. LEGO-конструирование специалисты относят к особому виду детской деятельности, к базовому виду творческой деятельности, в ходе которой у дошкольников развиваются все основные мыслительные процессы. Любой конструктор «LEGO» обладает очень важными для развития ребёнка - дошкольника возможностями.
Проводя изучение особенностей развития детей среднего и старшего дошкольного возраста в процессе образовательной деятельности с применением традиционных дидактических предметных игр, отметили, что способность к основным логическим операциям носит непроизвольный характер.
Для определения проблем в развитии способностей к основным логическим операциям.
Актуальность данной темы обусловлена социальным заказом в сфере образования, который отражает возрастающую потребность государства и общества в подготовке квалифицированных специалистов, умеющих продуктивно мыслить. В связи с этим в настоящее время особое значение приобретают требования к качественно новому уровню развития познавательных процессов, в том числе и на этапе дошкольного образования.
Дошкольный возраст - период активного познавательного развития. В этот период последовательно формируются и развиваются все психические процессы.
Для развития мышления детей среднего дошкольного возраста большую роль играет практическая значимость LEGO-конструкторов, которая основана на том, что дети учатся строить по схемам. Кроме того, при обучении с опорой на LEGO-конструирование можно решать и другие образовательные задачи, предусмотренные Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Используя конструкторы серии «LEGO», педагог может ставить перед дошкольниками понятные для них цели и в то же время интересные им. Таким образом, в игре, не замечая того, они обучаются, приобретают необходимые знания, умения и навыки. То, что дети обучаются «играючи», заметили и доказали отечественные психологи и педагоги (Л.С. Выготский , В.В. Давыдов , А.В. Запорожец и др.), доказали, что творческие возможности детей проявляются уже в дошкольном возрасте и развитие их происходит при овладении общественно выработанными средствами деятельности в процессе специально организованного обучения. Однако главное, на что направлено LEGO-конструирование − это развитие мышления, развитие интеллектуальных способностей детей. А работа с конструктором одновременно и пробуждает интерес детей к новому, к творчеству, к решению задач, а также развивает изобретательность, инициативность, познавательный интерес и целеустремленность.
Особенности формирования мышления дошкольников изучали многие психологи: Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. А. Венгер. Они считали, что возникновение мышления у ребенка представляет собой качественно новую ступень развития познания, которая характеризуется переходом от восприятия внешних признаков предметов, явлений к отражению внутренних, существенных связей и взаимосвязей между ними.
Основные идеи о формировании логических операций разрабатывались в психологии мышления под руководством психологов А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна. Ими были сделаны выводы о взаимосвязи процесса обучения и развития мышления, об изменении качества аналитико-синтетической деятельности и ее состава, а также о необходимости целенаправленного формирования логических операций у детей.
Как отмечалось в работах Н.Н. Поддъякова логические операции универсальны и обладают свойством широкого переноса из одной сферы деятельности в другую.
Вопрос о порядке формирования приемов мышления был всесторонне исследован Л.Ф. Тихомировой. Она определяет порядок формирования отдельных приемов: анализ и синтез; сравнение; абстрагирование; обобщение; конкретизация.
Наиболее эффективным способом формирования операций логического мышления является игра. О большом значении игры в умственном развитии детей говорят многие исследователи (А.В. Запорожец, А. П. Усова и другие).
В игре ребенок не только получает новые знания, но также обобщает и закрепляет их. Дидактическая игра является особым видом игровой деятельности. Она создана взрослыми специально в обучающих целях, когда обучение протекает на основе игровой и дидактической задачи. Важное значение дидактической игры состоит в том, что она развивает самостоятельность и активность мышления и речи.
Ориентируясь на новые стандарты дошкольного образования, согласно которым необходимо обеспечить воспитанников разнообразием материалов и средств обучения, что в свою очередь должно обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, развитие моторики, возможность самовыражения детей становится вопрос об использовании в работе необычных игр и пособий.
В связи с этим, особое значение приобретают новые игровые формы обучения и воспитания детей, в частности, новые развивающие дидактические игры, которые обеспечивают возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также даёт возможность уединения и проектирования собственного пространства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Сказка, как способ развития мышления детей дошкольного возраста"
Шаблонное, однообразное повторение одного и того же зачастую убивает у ребенка интерес к обучению. И дети лишаются радости открытия, постепенно теряя творческую активность. Поэтому ...
Развитие мышления детей дошкольного возраста методом нетрадиционного рисования
Определенное достоинство рисования по сравнению с другими видами деятельности в том, что этот вид творчества требует согласованного участия многих психических функций. По мнению многих ученых, детское...
Особенности развития логического мышления детей дошкольного возраста с помощью логико-математических игр
Развивать логическое мышление старшего дошкольника целесообразнее всего в русле математического развития. Развитие логического мышления посредством дидактических логико-математических игр имеет важное...
«Проектно- конструкторская деятельность детей дошкольного возраста с использованием LEGO – конструирования и робототехники»
План по самообразованию 2020-2021...
Консультация «Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста с помощью Lego-конструирования»
Консультация «Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста с помощью Lego-конструирования»Разработчик: воспитатель Лариса Ивановна Карпова ФГОС уделяет огромное значение...
Развитие мышления детей дошкольного возраста с помощью LEGO-конструирования
Перед дошкольной образовательной организацией поставлена цель добиться того, чтобы каждый ребёнок вырос не только сознательным членом общества, не только здоровым и крепким, но и инициативным, думающи...
Презентация "Развитие конструкторских умений детей дошкольного возраста на основе LEGO - конструирования"
Содействовать развитию у детей дошкольного возраста способностей к техническому творчеству, предоставить им возможность творческой самореализации посредством овладения LEGO....