Программа дополнительного образования "Чудеса своими руками"
рабочая программа по конструированию, ручному труду (подготовительная группа)

Тереханова Ирина Александровна

Программа по ручному труду "Чудеса своими руками" предназначена для детей 6-7 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_2022.docx42.79 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 50

ПРИНЯТА:

на заседании Педагогического совета

МАДОУ детский сад № 50

«28»  августа 2022г.

 Протокол №1

УТВЕРЖДЕНА:

Заведующий МАДОУ детский сад № 50 Н.Н.Юндина  

Приказ  № …….от ………… г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«ЧУДЕСА СВОИМИ РУКАМИ»

для детей 6-7 лет 

Срок реализации 1 год

Автор разработчик: Тереханова И.А.

воспитатель

г.  Ревда, 2022 год


Пояснительная записка

Направленность

Социально-педагогическая направленность, творческое развитие

Актуальность

Развивать творчество детей можно по-разному, в том числе работа с подручным материалами, которая включает в себя различные виды создания образов предметов из ткани, природного и бросового материалов. В процессе работы с этими материалами дети познают свойства, возможности их преобразования и использование их в различных композициях. В процессе создания поделок у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах и явлениях окружающей среды.

Отличительные особенности

Новизной и отличительной особенностью программы является развитие у детей творческого и исследовательского характеров, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему.

Адресат общеразвивающей программы

Программа разработана для детей 4 лет. У детей четырех лет активно развивается изобразительная деятельность, совершенствуется и ее техническая сторона, формируется умение вырезать ножницами. Усложняется конструирование, формируются навыки конструирования по собственному замыслу. Начинает развиваться образное мышление. Количество детей, осваивающих программу – 15.

Режим занятий

Занятия кружка проводятся один раз в неделю по подгруппам. Дни занятий выбираются в соответствии с расписанием непосредственно образовательной деятельности и в соответствии с требованиями СанПиН. Продолжительность занятий 30 минут.

Объем

Объем программы 35 часов.

Срок освоения

1 год

Уровень

Средний

Формы обучения

подгрупповая, индивидуальная и т.д

Виды занятия

игра, мастер-класс, викторина, мастерская

Формы подведения результатов

Беседа, выставка, презентация, творческий отчет,

2. Цели и задачи общеразвивающей программы

Цель: создать условия для формирования всесторонне эстетически развитой творческой личности, способствовать развитию творческих способностей и воображения детей в процессе совместного творчества взрослого и ребенка, через различные виды изобразительной и прикладной деятельности. 

 Ожидаемые результаты:

- дети освоят способы самостоятельного создания поделок, простых сюжетных композиций в разных видах изобразительной и художественно-конструктивной деятельности;

- у детей развит интерес к художественному ручному труду, сформировано образное представление, развиты творческие способности;

- в детских работах есть чувство пропорции, гармонии цвета, чувство композиции и ритма;

- сформированы технические умения и навыки работы с разными материалами (дети знают, что можно сделать из различных материалов, что для этого нужно, могут рассказать о свойствах материалов).

Задачи: 

  • Обучающие: изготавливать поделки из природного и бросового материала; использовать разные по фактуре материалы; обучение приемам работы с инструментами; обучение приемам и технологии изготовления композиций; учить технике безопасности при работе с различными инструментами и материалами
  • Развивающие: развивать у детей чувство пропорции, гармонии цвета, чувство композиции и ритма; образного мышления и воображения; развитие памяти, внимания, речи,  глазомера, мелкой моторики рук, развитие у детей эстетического восприятия окружающего мира.
  • Воспитательные: трудолюбие, терпение, аккуратность, чувство удовлетворения от совместной работы, воспитывать любовь к декоративно – прикладному творчеству, к природе; воспитывать желание достигать поставленные цели

3. Содержание общеразвивающей программы

Учебный (тематический) план

        №

Название темы

Кол-во часов

Заготовка бросового и природного материала

1

Осенний листочек

1

Стрекоза

1

Георгины

1

Грибочки

1

Зверушки

1

Бабочка

1

Сорока

1

Собака

1

Черепаха

1

Ваза с цветами

1

Зимняя ночь

1

Фонарик трехсторонний

1

Елочка

1

Бусы на елку из макарон

1

Символ года-кролик

Ковер

1

Зимний лес

1

Домик из баночек от йогурта

1

Осьминог

1

Солдатик

1

Танк

1

Поезд

1

Фрукты

1

Подарок для мамы

1

Мышеловка

1

Собачка

1

Весеннее солнышко

1

Подснежник

1

Чебурашка

1

Лягушка

1

День Победы

1

Береза

1

Львенок

1

Смелый крабик

1

Содержание учебного (тематического)  плана

№№

Тема занятия

Техника

Программное содержание

Оборудование

1

2

3

4

5

Сентябрь

1

Заготовка бросового и природного материала

Продолжить знакомить детей с разнообразием природного, бросового материалов и использование его в изготовлении поделок

Ракушки, камушки, листья, шишки, палочки, проволока, фантики, картон, баночки, коробочки, поролон и другие материалы

2

Осенний листочек

Бисероплетение

Формировать представление о том, что веревочка с бисером пластична, может менять форму по желанию детей. Вызвать желание поэкспериментировать с веревочкой и сделать из нее осенний листочек. Воспитывать усидчивость. Развивать мелкую моторику рук.

 Бисер желтого и красного цвета, льняная нить.

3

Стрекоза

Объемная поделка из пластилина и семян вяза

Учить детей делать игрушки по образцу, использовать

для соединения частей игрушки пластилин.

Формировать интерес к данному виду труда, развивать

воображение. Соблюдать правила работы с пластилином

и аккуратно обращаться с природным материалом.

Пластилин, семена вяза, сухие листья

4

Георгины

Объемная аппликация

Учить детей составлять цветок из отдельных лепестков,

аккуратно сгибая их по центру вдоль, наклеивать

намазывая клеем только ровный край лепесточка. Катать

шарики из салфетки, аккуратно наклеивать их в

середину цветочка. Приклеивать свой цветок в общий

букет так, чтобы он не загораживал цветы других детей.

Цветная бумага, клей, ватман

Октябрь

5

Грибочки

Аппликация,

выполненная торцом

бумаги

Учить детей скручивать готовые полосочки бумаги в рулончик. Готовые рулончики наклеивать на

нарисованную форму гриба.

Картон, цветная бумага, клей

6

Зверушки

Объемные поделки из природных материалов

Предложить детям изготовить зверушек из природного материала. Учить детей самостоятельно составлять

зверей: туловище-шишка, голова-каштан и подобное. Предложить самим придумать и изготовить зверушку,

(возможен показ образца или картинок). Использовать

для соединения деталей пластилин.

Шишки, желуди, каштаны, семена вяза, пластилин

7

Бабочка

Поделка из природного материала

Учить соизмерять части игрушек при её изготовлении. Формировать практические навыки работы с разнообразным природным материалом. Развивать воображение детей, желание сделать игрушку красивой.

Продолжать учить анализу процесса работы. Развивать умение использовать в работе различные природные

материалы, соблюдая при этом технику безопасности.

Картон, сухие листья, клей

8

Сорока

 Аппликация из шерсти

Продолжить знакомство с птицами родного края. Изучение внешнего вида, повадок сороки. Знакомство с аппликацией из шерсти. Совершенствовать навык работы с ножницами. Воспитывать творческое воображение, художественный вкус, аккуратность.

Шерстяные нитки черного и белого цветов, ножницы, клей, салфетки, картинки для раскрашивания. с изображением сороки.

Ноябрь

9

Собака

Объемная поделка из бумаги

Учить вырезать из бумаги различные фигуры, склеивать из них различные детали фигуры. Внимательно слушать

объяснения педагога и повторять его действия. Быть внимательным и аккуратным.

Ножницы, бумага коричневого, серого, белого, черного цветов, клей, иллюстрации с собаками

10

Черепаха

Аппликация с использованием чайной заварки

Познакомить детей с новым для них видом ручного труда. Учить аккуратно намазывать клеем необходимый

участок работы, аккуратно засыпать этот участок

заваркой. Учить равномерно распределять свой участок работы на общем изображении, создавать композицию.

Шаблон черепахи, сухая заварка, клей

11

 Ваза с цветами

Аппликация из ткани

Учить различать различные виды тканей, их фактуру. Упражнять детей в вырезывании деталей из ткани и составлении панно. Закреплять умение вырезать цветы из ткани, вазу и листочки по шаблону. Располагать их на листе бумаги, группируя в букет.

Кусочки ткани различных цветов и фактуры, картон, клей, шаблоны.

12

Зимняя ночь

Аппликация, с использованием пенопласта.

На тонированной бумаге серых и черных тонов, с помощью пенопласта создать картину, напоминающую ночной снегопад. Воспитывать у детей творческие способности, креативность, аккуратность. Вызвать у детей положительное отношение к зимнему времени года. Продолжать закреплять знания о безопасном поведении во время работы с необычными материалами.

Бумага, краски, пенопласт, ножницы, губки для посуды

Декабрь

13

Фонарик трехсторонний

Объемная поделка из бумаги и картона

Учить делать игрушку приёмом склеивания выкройки. Развивать воображение детей. Закреплять умение

складывать бумагу в определённой последовательности

и тщательно проглаживать линии сгиба, аккуратно

вырезать украшения для изделия. Соблюдать технику безопасности при работе с ножницами.

Цветной картон, цветная бумага, клей, ножницы.

14

Елочка

Мозаичная лепка из пластилина

Учить отрывать от большого куска пластилина маленькие кусочки, катать из них между пальцами

маленькие шарики, выкладывать шариками готовую форму, нарисованную на светлом картоне, контролировать совпадение цветов рисунка и пластилина.

Пластилин, шаблон елки

15

Бусы на елку из макарон

Объемная поделка

Познакомить детей с различным использованием макаронных изделий, создавая из них различные предметы. Научить делать из них красивые вещи (бусы, вызывая эмоциональный отклик от результата изделия. Можно чередовать различные виды мак. изделий, можно покрасить их гуашью, или акриловыми красками.

Гуашь, акрил, кисти, макаронные изделия разных форм.

16

Символ года - Кролик

Аппликация из резаных ниток

Продолжать знакомить детей с техникой выполнения аппликации из ниток. Учить равномерно намазывать

небольшие участки изображения и посыпать их мелко

нарезанными педагогом нитками, соответствующим

участку изображения цветом.

Нитки черного, серого цветов, картон, клей

Январь

17

Ковер

Бумагопластика

Учить переплетать полоски бумаги, не нарушая последовательность. Развивает у детей мышление, внимание и целостность восприятия.

Полоски бумаги разного цвета, иллюстрации ковров ручной работы.

18

Зимний лес

Черно- белый граттаж.

Познакомить с новым способом нетрадиционного рисования, закрепить знания о технике граттаж.

Белый картон, черная гуашь, палочки для маникюра.

19

Домик из баночек от йогурта

Объемная поделка

Учить детей использовать на занятии различный бросовый материал. Развивать фантазию, воображение, творческие способности. Закреплять интерес к изготовлению необычных поделок. Формировать умение аккуратно изготавливать поделку, соблюдая технику безопасности.

Баночки от йогурта, клей, цветная бумага, фетр, кора.

Февраль

20

Осьминог

Поделка из пряжи

Учить создавать игрушки из пряжи своими руками. Развивать у детей эстетический вкус, желание создавать различные образы. Работать по схеме.

Пряжа различных оттенков серого, голубого, синего цветов, линейка, ножницы.

21

Солдатик

Поделка из картона

Систематизация знаний о празднике, воспитание уважения к мужеству защитников, любви к Родине, осознание того, что ее надо защищать и оберегать. Формировать умение давать развернутые ответы на вопросы. Учить делать солдатика из картона, раскрашивать его симметрично.

Картон, ножницы, акварельные краски, мелки, ножницы.

22

Танк

Поделка в технике оригами

Учить складывать танк в технике оригами, развивать точность движений руки, усидчивость, внимательность.

Бумага зеленого цвета

23

Поезд (коллективная композиция)

Поделка из бросового материала

Учить детей обклеивать готовые коробочки цветной бумагой, предварительно сделав выкройку. Развивать внимательность, аккуратность, умение выполнять поделку в определённой последовательности.

Коробочки от молока, цветная бумага, ножницы, клей.

Март

24

Фрукты

Игрушки из поролона

Учить детей из квадратов поролона изготавливать различных форм фрукты путём срезания углов и граней. Воспитывать интерес к изготовлению поделок из различных материалов. Развивать воображение, мышление, фантазию. Закреплять умение соблюдать технику безопасности при работе с ножницами.

Гуашь, поролон, ножницы, кисти

25

Подарок для мамы

Игрушка из поролона

Продолжать учить детей изготавливать игрушки из поролона. Развивать у детей фантазию, умение сочетать различные виды материалов. Воспитывать интерес к изготовлению необычных поделок. Закреплять умение поддерживать правильную осанку во время работы.

Гуашь, поролон, ножницы, кисти

26

Мышонок

Объемная игрушка из картона

Учить детей изготавливать игрушки из конуса. Развивать у детей умение украшать игрушку различными фигурками. Закреплять навык изготовления деталей по шаблону. Формировать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.

Картон серого цвета, цветная бумага, ножницы, клей.

27

Собачка

Фигурка в технике оригами

Упражнять детей в складывании квадратного листа бумаги пополам, по диагонали. Необходимо: 2 квадрата: 8*8 и 5*5. 1 –туловище- складываем по диагонали и загибая 1 угол - хвостик, 2-голова – складываем по диагонали и загибая ушки-углы квадрата. 

Цветная бумага серого, коричневого, черного и белого цветов, клей, ножницы.

Апрель

28

Весеннее солнышко

Аппликация с использованием крашеного песка

Учить аккуратно намазывать клеем необходимый участок работы, аккуратно засыпать этот участок песком соответствующего цвета. Учить равномерно распределять свой участок работы на общем изображении, создавать композицию.

Картон, песок желтого цвета, клей.

29

Подснежник

Поделка из одноразовых ложек

Учить делать подснежники из одноразовых ложек. Развивать фантазию, воображение, мелкую моторику рук.

Одноразовые ложки, проволока, гофрированная бумага.

30

Чебурашка

Поделка из бумаги и картона

Учить делать поделки из бумажных цилиндров. Формировать умение самостоятельно изготавливать некоторые детали игрушки. Закреплять умение анализировать поделки. Развивать творческие способности. Совершенствовать умение поддерживать правильную осанку во время занятия.

Цветная бумага, втулки.

31

Лягушка

Оригами

Учить аккуратно складывать лист бумаги по диагонали, вдоль и поперек. Внимательно слушать объяснения педагога и повторять его действия. Быть внимательным и аккуратным.

Бумага зеленого цвета, фломастеры, клей

Май

32

День Победы

Объемная поделка из коробок

Закреплять умение: собирать оригинальные по конструктивному решению модели из бросового материала

Коробочки небольшого размера для изготовления военной техники.

33

Береза

Поделка в технике квиллинг

Продолжать знакомить со свойствами бумаги, ее пластичность. Познакомить детей с новым способом аппликации в технике «квиллинг». Поупражнять детей в изготовлении деталей, для листочков, ствола, веточек.

Полоски бумаги разного цвета, картон.

34

Львенок

Аппликация из ниток

Продолжать знакомить детей с техникой выполнения аппликации из ниток. Учить равномерно намазывать небольшие участки изображения и посыпать их мелко нарезанными педагогом нитками, соответствующим участку изображения цветом.

Картон, нитки желтого, коричневого, оранжевого цветов

35

Смелый крабик

Поделка природных материалов

Закреплять умение работать с природным материалом, развивать чувство композиции.

Ракушки, скорлупа грецкого ореха, семечки.

4. Планируемые результаты

Условия реализации программы:

Материально техническое обеспечение

Реализация программы осуществляется в групповом помещении. Групповое помещение оборудовано мебелью, соответствующей возрасту и назначению. Для организации занятий используются следующие материалы: природный материал, бросовый материал, бумага, пластилин, клей, кисти, краски, наглядные пособия, иллюстрации.

Информационное обеспечение

Аудио, фото, интернет источники

Кадровое обеспечение

Программу реализует основной воспитатель

Методические материалы

Программа и конспекты занятий «Конструирование и художественный труд в детском саду», Л.В. Куцаковой, ТЦ Сфера, М 2005 г., учебно-методический комплекс «Детское художественное творчество» (пособие для воспитателей и родителей),  Т.С.Комарова, М.: Мозаика-Синтез, 2005г., объёмная аппликация: Учебно-методическое пособие. /Сост. И.М. Петрова. – СПб.: «Детство-Пресс», 2003.

5. Формы аттестации, контроля и оценочные материалы

- еженедельная выставка работ в группе;

- наиболее интересные работы детей будут участвовать в выставках в детском саду;

- регулярное презентование деятельности кружка родителям;

- участие лучших работ в конкурсах различного уровня.

Список литературы

1. Антипова М. «Соленое тесто» Необычные поделки и украшения. Красивые вещи своими руками. Ростов-на-Дону, ИД Владос, 2007г.;

2. Броди В. «Зверюшки из бумаги», «Мой мир», М, 2008г.;

3. Демина И.П. «Подарки из природных материалов», Смоленск «Русич», 2001 г.;

4. Забавные поделки /сост.В.И. Федорова, М., «Мой мир», 2008г.

5. Куцакова Л.В. «Мама, я умею мастерить», М., «Мой мир», 2007г.

6. Лыкова И.А. «Я собираю гербарий», Карапуз, 2008г.;

7. Макарова Н.Р «Секреты бумажного листа», М., «Мозаика - Синтез», 2007г.

8. Разноцветные поделки из природных материалов / С. Гирндт. – М., Айрис-пресс, 2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа кружка «Чудеса своими руками»

ПРОГРАММА кружка детского творчества «Чудеса своими руками»...

Программа дополнительного образования «Наши руки не для скуки»

Формирование художественно-творческих способностей воспитанников путём создания условий для самореализации личности....

Рабочая программа кружка "Чудеса своими руками"

Программа кружка "Чудеса своими руками"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «Чудеса своими руками (с использованием нетрадиционных техник аппликации)» в средней логопедической группе «Ромашка»

Пояснительная записка.Дошкольный возраст характеризуется познавательной активностью, интересом к окружающему миру, стремлением к наблюдению, сравнению,способностью детей осознавать поставленные п...

Программа кружка "Сказка своими руками" для детей 6-7 лет.

Актуальность программы «Сказка своими руками» заключается в том, что она предоставляет возможность воспитателю осуществлять индивидуальный подход к каждому воспитаннику, раскрывать его лич...

Программа дополнительного образования "Подготовка руки к письму"

Целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, сохранению психическог...

Рабочая программа кружка "Чудеса своими руками"

Рабочая программа кружка "Чудеса своими руками"Программа составлена с учетом ФГОС.Потребность в познании – источник развития личности. Формой выражения внутренних потребностей в знания...