Программа дополнительного образования "Подготовка руки к письму"
рабочая программа по коррекционной педагогике (средняя группа)

Невзорова Галина Васильевна

Целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, сохранению психического и физического развития ребенка. Развитие моторики рук - это развитие соответствующих отделов мозга, обострение тактильных возможностей, тренировка мускульной памяти, развитие усидчивости и внимания, подготовка к обучению письму. В дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему.

Отличительные особенности данной программы заключаются в том, что дополнительная образовательная программа разработана с учетом интересов и запросов родителей в дошкольном образовательном учреждении, и предусматривает работу кружка по развитию мелкой моторики руки и подготовки ее к письму.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_podgotovka_ruki_k_pismu.docx42.95 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Подсолнух»

Утверждена на педагогическом совете

№ ______ от ___________

 Заведующий МБДОУ «Детский сад «Подсолнух» ______________С.В. Климова

 

    Дополнительная общеразвивающая

программа

 детей 4-5 летнего возраста

«Подготовка руки к письму»

 

 Разработчик:

Невзорова Г.В.

педагог-психолог

МБДОУ «Детский сад «Подсолнух»

Тамбов 2019

Содержание программы.

  1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы «Подготовка руки к письму»
  1. Пояснительная записка……………………………………………...3
  2. Цель и задачи программы…………………………………………...6
  3. Содержание программы……………………………………………..7
  4. Планируемые результаты………………………………………….10
  1. Комплекс организационно-педагогических условий реализации дополнительной общеразвивающей программы «Подготовка руки к письму»
  1. Календарно-учебный график……………………………………...10
  2. Материально-техническое обеспечение………………………….15
  3. Формы аттестации………………………………………………….16
  4. Оценочные материалы……………………………………………..16
  5. Методические материалы………………………………………….18
  6. Список литературы………………………………………………...19

  1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы «Подготовка руки к письму».
  1.  Пояснительная записка.

Дополнительная общеразвивающая программа «Подготовка руки к письму» социально-педагогической направленности разработана для предоставления дополнительных образовательных услуг в МБДОУ «Детский сад «Подсолнух» г. Тамбова воспитанникам 4 – 5 - летнего возраста.         Программа разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми документами:

-  Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Глава 10 статья 75 п.5, Статья 35 ч.1 п.7.

- Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.14г. №1726-р);

- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утверждён приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.13г. № 1008);  

- Письмом Министерства образования РФ от 14.12.15 №09-3564 «О внеурочной деятельности и организации реализации дополнительных общеобразовательных программ»;

- Письмом Минобрнауки России от 11.12.2006г. №06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;

- СанПин 2.4.4.3172-14 Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;

- Письмом Министерства образования и науки РФ от 18.11.15г. № 09-3242;

- Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных программ;

- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155).

- Нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность МБДОУ «Детский сад «Подсолнух».

Программа «Подготовка руки к письму» направлена на всестороннее развитие ребенка, на развитие осязания и мелкой моторики, необходимых для выполнения предметно – практических действий.

Актуальность программы заключается   в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, сохранению психического и физического развития ребенка. Развитие навыков мелкой моторики важно потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Развитие моторики рук - это развитие соответствующих отделов мозга, обострение тактильных возможностей, тренировка мускульной памяти, развитие усидчивости и внимания, подготовка к обучению письму.  

В дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему.   Работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу, таким образом, будут решаться две задачи: во-первых – общее интеллектуальное развитие, во-вторых – готовность к овладению навыкам письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.

Сеченов И. М. писал: «Движение руки человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения как результат ассоциативных связей между зрительными, осязательными и мышечными изменениями в процессе активного взаимодействия с окружающей средой».

Таким образом, формирование и совершенствование тонкой моторики кисти и пальцев рук играет огромную роль. Поэтому в образовательном процессе дошкольных учреждений возникла необходимость уделять большое внимание умению детей управлять движением рук и быть готовыми для овладения навыками письма в школе.  

Отличительные особенности данной программы заключаются в том, что дополнительная образовательная программа разработана с учетом интересов и запросов родителей в дошкольном образовательном учреждении, и предусматривает работу кружка по развитию мелкой моторики руки и подготовки ее к письму.

Программа включает в себя следующие разделы:  

  • Пальчиковая гимнастика  
  • Графические упражнения
  • Игры и действия с предметами.

В разделе Пальчиковая гимнастика дети знакомятся с комплексами упражнений, которые дают пальцам полноценный отдых, развивают их ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают ученикам снять моральное напряжение. На пальцах и на ладонях есть “активные точки”, массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга. Данные упражнения способствуют поддержанию хорошего тонуса.

В разделе Игры и действия с предметами для формирования тонких движений рук, совершенствования двигательных навыков, развития моторных координаций и оптико-пространственных представлений используются предметы различные по размеру, материалу, фактуре, структуре.  

В разделе Графические упражнения игра поможет улучшить координацию движения пальцев и кистей рук, развить мускульную и тактильную память.

Программа рассчитана на детей 4-5 лет и составлена с учетом возрастных особенностей детей данного возраста и в соответствии с СанПиНом 2.4.1. 3049-13 от 15.05.2013 №26.

Срок реализации программы – один учебный год. Занятия рассчитаны на 72 часа и проводятся 2 раза в неделю по 20 минут с сентября по май.

Для успешного освоения программы, численность воспитанников в группе   не должна превышать 25 человек.

Форма обучения -  очная, по количеству детей – фронтальная, форма организация занятий – кружок. Программа предполагает работу с детьми в форме совместной работы детей с педагогом, а также их самостоятельной   деятельности с оказанием, по необходимости, индивидуальной помощи каждому ребенку.

Занятия кружка проводятся в помещении группы, предназначенного для различного рода занятий.

  1. Цель и задачи программы.

Цель программы: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев и кистей рук у детей среднего дошкольного возраста в различных видах продуктивной деятельности.

Задачи программы:

  • Формирование мотивации обучения, ориентируясь на выполнение поставленных задач. Развитие мелкой моторики и зрительно–двигательной координации.
  • Формирование пространственного восприятия, пространственных представлений.
  • Создание одинаковых условий для успешной подготовки руки к письму, как для праворуких, так и для леворуких детей.
  • Развитие и совершенствование графических умений и навыков.
  • Развитие пространственной координации, конструктивных навыков, умения выполнять задания по словесной инструкции
  • Развитие зрительно-пространственного восприятия, слуховой памяти, внимания, фонематического слуха.
  • Расширение знаний и представлений об окружающем мире.
  • Воспитание организованности, усидчивости и аккуратности в работе.
  • Формирование навыка самоконтроля и самооценки выполненной работы.
  1. Содержание программы.

Учебный план кружка «Подготовка руки к письму».

№ п/п

Тема занятия

Количество часов

Формы аттестации

1

Диагностика. Выявление уровня развития мелких движений руки воспитанников.

2

Итоги диагностики

2

Здравствуй, карандаш!

1

Объем и качество выполнения задания

3

Будем знакомы – тетрадь!

1

Объем и качество выполнения задания

4

Веселый дождик

1

Объем и качество выполнения задания

5

Дождик тише, дождик громче

1

Объем и качество выполнения задания

6

Строим забор

1

Объем и качество выполнения задания

7

Весёлый забор

1

Объем и качество выполнения задания

8

Учимся рисовать дорожку

1

Объем и качество выполнения задания

9

Дорожки для автомобиля

1

Объем и качество выполнения задания

10

Осень разноцветная

1

Объем и качество выполнения задания

11

Чудесный платочек

1

Объем и качество выполнения задания

12

Осенний ковёр

1

Объем и качество выполнения задания

13

Разноцветные фигуры

1

Объем и качество выполнения задания

14

Расчески для куклы

1

Объем и качество выполнения задания

15

Урожай

1

Объем и качество выполнения задания

16

Флажки

1

Объем и качество выполнения задания

17

Украсим платочек

1

Объем и качество выполнения задания

18

Транспорт

1

Объем и качество выполнения задания

19

Разноцветные мячи

1

Объем и качество выполнения задания

20

Испеку я пирожок

1

Объем и качество выполнения задания

21

Сердце

1

Объем и качество выполнения задания

22

Веселые картинки

1

Объем и качество выполнения задания

23

Волны большие, волны маленькие

1

Объем и качество выполнения задания

24

Резные снежинки

1

Объем и качество выполнения задания

25

Приглашение на праздник

1

Объем и качество выполнения задания

26

Елочка – зеленая иголочка

1

Объем и качество выполнения задания

27

Новогодние подарки

1

Объем и качество выполнения задания

28

Елочные игрушки

1

Объем и качество выполнения задания

29

Дед мороз

1

Объем и качество выполнения задания

30

Ангелочек

1

Объем и качество выполнения задания

31

Зимний лес

1

Объем и качество выполнения задания

32

Кто приходил к нам на праздник

1

Объем и качество выполнения задания

33

Мороз рисует узоры на стекле

1

Объем и качество выполнения задания

34

Зима-красавица

1

Объем и качество выполнения задания

35

Украсим рукавички

1

Объем и качество выполнения задания

36

Волшебный клубочек

1

Объем и качество выполнения задания

37

Лодочка

1

Объем и качество выполнения задания

38

Снеговик

1

Объем и качество выполнения задания

39

Цветы

1

Объем и качество выполнения задания

40

Угощение для друзей

1

Объем и качество выполнения задания

41

Открытка для папы

1

Объем и качество выполнения задания

42

Красивые салфетки

1

Объем и качество выполнения задания

43

Платье для куклы

1

Объем и качество выполнения задания

44

Звезда

1

Объем и качество выполнения задания

45

Теремок

1

Объем и качество выполнения задания

46

Цветы для мамы

1

Объем и качество выполнения задания

47

Чайный сервиз для мамы

1

Объем и качество выполнения задания

48

Села птичка на окошко

1

Объем и качество выполнения задания

49

Украсим шапочки

1

Объем и качество выполнения задания

50

Узоры на коврике

1

Объем и качество выполнения задания

51

Аленький цветочек

1

Объем и качество выполнения задания

52

В стране геометрии

1

Объем и качество выполнения задания

53

Мои любимые игрушки

1

Объем и качество выполнения задания

54

Учимся писать цифру 1

1

Объем и качество выполнения задания

55

Учимся писать цифру 2

1

Объем и качество выполнения задания

56

Учимся писать цифру 3

1

Объем и качество выполнения задания

57

Учимся писать цифру 4

1

Объем и качество выполнения задания

58

Учимся писать цифру 5

1

Объем и качество выполнения задания

59

Учимся писать цифру 6

1

Объем и качество выполнения задания

60

Учимся писать цифру 7

1

Объем и качество выполнения задания

61

Учимся писать цифру 8

1

Объем и качество выполнения задания

62

Учимся писать цифру 9

1

Объем и качество выполнения задания

63

Учимся писать цифру 10

1

Объем и качество выполнения задания

64

Путешествие божьей коровки

1

Объем и качество выполнения задания

65

Сказочные цветы

1

Объем и качество выполнения задания

66

Чудная картина

1

Объем и качество выполнения задания

67

В гостях у Золушки

1

Объем и качество выполнения задания

68

Гусеница

1

Объем и качество выполнения задания

69

На лугу

1

Объем и качество выполнения задания

70

Диагностика

2

Итоги диагностики

Итого:

72

 

  1. Планируемые результаты.

Результатом работы по данной программе должно стать:

  • развитие мелкой моторики и координации пальцев рук детей до уровня, соответствующего данному возрасту;
  • овладение гигиеническими правилами письма (посадка, положение рук при письме, положение ручки, тетради);
  • овладение приемами работы с карандашом, ручкой, ножницами и другими инструментами;
  •  овладение разными видами штриховки (вертикальная, горизонтальная, наклонная, по уменьшающемуся и увеличивающемуся контуру);
  • овладение пространственными представлениями (ориентация на листе, в пространстве – на примере собственного тела);
  • развитие активной речи, словарного запаса, мышления, памяти, внимания, зрительного и слухового восприятия;
  • развитие навыков учебной деятельности (умение слушать, понимать и выполнять словесные установки педагога, действовать по образцу и правилу);
  • умение работать с бумагой и пластилином в разных техниках, научиться правильно держать: карандаш, кисть, ножницы и действовать ими.

 

  1. Комплекс организационно-педагогических условий реализации дополнительной общеразвивающей программы «Подготовка руки к письму».
  1. Календарно-учебный график.

№ занятия

Месяц

Форма занятия

Количество часов

Тема занятия

Форма контроля

1

сентябрь

Практическое

1

Диагностика. Выявление уровня развития мелких движений руки воспитанников.

Педагогический анализ результатов активности воспитанников на занятиях, выполняемых ими заданий

2

Практическое

1

Диагностика. Выявление уровня развития мелких движений руки воспитанников.

Педагогический анализ результатов активности воспитанников на занятиях, выполняемых ими заданий

3

Комбинированное

1

Здравствуй, карандаш!

Педагогическое наблюдение

4

Комбинированное

1

Будем знакомы – тетрадь!

Педагогическое наблюдение

5

Комбинированное

1

Веселый дождик

Педагогическое наблюдение

6

Комбинированное

1

Дождик тише, дождик громче

Педагогическое наблюдение

7

Комбинированное

1

Строим забор

Педагогическое наблюдение

8

Комбинированное

1

Весёлый забор

Педагогическое наблюдение

9

октябрь

Комбинированное

1

Учимся рисовать дорожку

Педагогическое наблюдение

10

Комбинированное

1

Дорожки для автомобиля

Педагогическое наблюдение

11

Комбинированное

1

Осень разноцветная

Педагогическое наблюдение

12

Комбинированное

1

Чудесный платочек

Педагогическое наблюдение

13

Комбинированное

1

Осенний ковёр

Педагогическое наблюдение

14

Комбинированное

1

Разноцветные фигуры

Педагогическое наблюдение

15

Комбинированное

1

Расчески для куклы

Педагогическое наблюдение

16

Комбинированное

1

Урожай

Педагогическое наблюдение

17

ноябрь

Комбинированное

1

Флажки

Педагогическое наблюдение

18

Комбинированное

1

Украсим платочек

Педагогическое наблюдение

19

Комбинированное

1

Транспорт

Педагогическое наблюдение

20

Комбинированное

1

Разноцветные мячи

Педагогическое наблюдение

21

Комбинированное

1

Испеку я пирожок

Педагогическое наблюдение

22

Комбинированное

1

Сердце

Педагогическое наблюдение

23

Комбинированное

1

Веселые картинки

Педагогическое наблюдение

24

Комбинированное

1

Волны большие, волны маленькие

Педагогическое наблюдение

25

декабрь

Комбинированное

1

Резные снежинки

Педагогическое наблюдение

26

Комбинированное

1

Приглашение на праздник

Педагогическое наблюдение

27

Комбинированное

1

Елочка – зеленая иголочка

Педагогическое наблюдение

28

Комбинированное

1

Новогодние подарки

Педагогическое наблюдение

29

Комбинированное

1

Елочные игрушки

Педагогическое наблюдение

30

Комбинированное

1

Дед мороз

Педагогическое наблюдение

31

Комбинированное

1

Ангелочек

Педагогическое наблюдение

32

Комбинированное

1

Зимний лес

Педагогическое наблюдение

33

январь

Комбинированное

1

Кто приходил к нам на праздник

Педагогическое наблюдение

34

Комбинированное

1

Мороз рисует узоры на стекле

Педагогическое наблюдение

35

Комбинированное

1

Зима-красавица

Педагогическое наблюдение

36

Комбинированное

1

Украсим рукавички

Педагогическое наблюдение

37

Комбинированное

1

Волшебный клубочек

Педагогическое наблюдение

38

Комбинированное

1

Лодочка

Педагогическое наблюдение

39

февраль

Комбинированное

1

Снеговик

Педагогическое наблюдение

40

Комбинированное

1

Цветы

Педагогическое наблюдение

41

Комбинированное

1

Угощение для друзей

Педагогическое наблюдение

42

Комбинированное

1

Открытка для папы

Педагогическое наблюдение

43

Комбинированное

1

Красивые салфетки

Педагогическое наблюдение

44

Комбинированное

1

Платье для куклы

Педагогическое наблюдение

45

Комбинированное

1

Звезда

Педагогическое наблюдение

46

Комбинированное

1

Теремок

Педагогическое наблюдение

47

март

Комбинированное

1

Цветы для мамы

Педагогическое наблюдение

48

Комбинированное

1

Чайный сервиз для мамы

Педагогическое наблюдение

49

Комбинированное

1

Села птичка на окошко

Педагогическое наблюдение

50

Комбинированное

1

Украсим шапочки

Педагогическое наблюдение

51

Комбинированное

1

Узоры на коврике

Педагогическое наблюдение

52

Комбинированное

1

Аленький цветочек

Педагогическое наблюдение

53

Комбинированное

1

В стране геометрии

Педагогическое наблюдение

54

Комбинированное

1

Мои любимые игрушки

Педагогическое наблюдение

55

апрель

Комбинированное

1

Учимся писать цифру 1

Педагогическое наблюдение

56

Комбинированное

1

Учимся писать цифру 2

Педагогическое наблюдение

57

Комбинированное

1

Учимся писать цифру 3

Педагогическое наблюдение

58

Комбинированное

1

Учимся писать цифру 4

Педагогическое наблюдение

59

Комбинированное

1

Учимся писать цифру 5

Педагогическое наблюдение

60

Комбинированное

1

Учимся писать цифру 6

Педагогическое наблюдение

61

Комбинированное

1

Учимся писать цифру 7

Педагогическое наблюдение

62

Комбинированное

1

Учимся писать цифру 8

Педагогическое наблюдение

63

Комбинированное

1

Учимся писать цифру 9

Педагогическое наблюдение

64

Комбинированное

1

Учимся писать цифру 10

Педагогическое наблюдение

65

май

Комбинированное

1

Путешествие божьей коровки

Педагогическое наблюдение

66

Комбинированное

1

Сказочные цветы

Педагогическое наблюдение

67

Комбинированное

1

Чудная картина

Педагогическое наблюдение

68

Комбинированное

1

В гостях у Золушки

Педагогическое наблюдение

69

Комбинированное

1

Гусеница

Педагогическое наблюдение

70

Комбинированное

1

На лугу

Педагогическое наблюдение

71

Практическое

1

Диагностика. Итоговый уровень

Педагогический анализ результатов активности воспитанников на занятиях, выполняемых ими заданий

72

Практическое

1

Диагностика. Итоговый уровень

Педагогический анализ результатов активности воспитанников на занятиях, выполняемых ими заданий

  1. Материально-техническое обеспечение.

Материалы, оборудование

Учебно-наглядные пособия

Технические средства

  • Тетрадь в крупную клетку
  • Ручка шариковая с синей пастой
  • Бумага цветная двухсторонняя
  • Бумага цветная односторонняя
  • Ножницы  
  • Клей  
  • Салфетки бумажные
  • Рабочая клеенка  
  • Кисти
  • Карандаш простой
  • Карандаши цветные
  • Фломастеры
  • Пластилин
  • Набор счётных палочек
  • Шарики для нанизывания на шнурок
  • Массажные мячи для рук
  • Семена фасоли, гороха
  • Мелкие камешки
  • Клубочки шерстяной нитки
  • Магнитная доска, магниты
  • Коробочки для перекладывания мелких предметов
  • Печатные листы с прописями (Е.Ф. Бортникова Мои первые прописи (для детей 3 – 4, 4 – 5 лет). Тетрадь. - Екатеринбург: ООО «Издательский дом Литур», 2009 г.)

―        Аудиозаписи с релаксационной музыкой.

  • Материалы занятий для визуального восприятия в виде слайдов.

  • Магнитофон
  • Компьютер
  • Мультимедийный проектор

  1. Формы аттестации.

  Эффективность дополнительной общеразвивающей программы «Подготовка руки к письму» оценивается диагностическими методиками, за основу которых взята разработанная и апробированная методика Л. И. Переслени и Е.М. Мастюковой с балльно-уровневой системой оценки.  

В рамках занятий кружка применяются следующие виды контроля:

―        вводный,

―        текущий,

―        итоговый.

Вводный и итоговый контроль проводятся в начале и в конце учебного года (соответственно сентябрь и май). Все полученные результаты   фиксируются в таблице по каждому ребенку:

№ п/п

Ф.И. ребенка

№ задания

Начало года

Конец года

баллы

уровень

баллы

уровень

Текущий контроль осуществляется во время занятий по наблюдению за качеством выполнения заданий детьми.

  1. Оценочные материалы.

Диагностические упражнения

Баллы

Результаты диагностики

(полученные баллы и уровень развития моторики руки)

Упражнения на повторение фигур из пальцев

  • «Колечко» (ладонь вверх, указательный палец опирается на большой, остальные пальцы растопырены и подняты вверх);
  • «Зайчик» (вытянуть вверх средний и указательный пальцы, при этом безымянный палец и мизинец прижать большим пальцем к ладони);
  • «Коза» (указательный и мизинец подняты вверх, а средний и безымянный удерживаются большим пальцем на ладони);  
  • «Вилка» (вытянуть вверх три пальца – указательный, средний и безымянный – расставленные врозь, большой палец удерживает мизинец на ладони).

Все упражнения выполняются после показа. При выполнении сложных фигурок можно помогать ребёнку принять правильную позицию пальцев. Далее ребёнок действует самостоятельно.

Каждое задание оценивается от 0  до 1 балла:

  • 1 балл – с заданием справился;

  • 0 баллов – с заданием не справился;

  • 0,5 баллов – с заданием справился частично или с помощью взрослого

Максимальное количество баллов: 4 балла

- 4,5 баллов и ниже - низкий уровень.

У таких детей мелкая моторика очень отстаёт от возрастной нормы. Движения скованные, содружество пальцев, ловкость не наблюдаются. Координация движений рук нарушена. Дети затрудняются выполнять работу с ножницами; сгибать лист пополам; не умеют держать правильно карандаш, линии при рисовании прерывистые, ломаные. Нарушена общая координация движений, их целенаправленность, точность. Дети затрудняются в подражательных движениях, в выполнении действий по образцу, упускают их элементы.

- 5 - 7 баллов - средний уровень.

У детей общая и мелкая моторика развита достаточно хорошо. Но бывает, что дети испытывают не большие трудности при быстрой смене упражнений из пальчиков, при вырезании, конструировании из бумаги.

- 8 - 10 баллов - высокий уровень.

 У детей общая и мелкая моторика сформированы хорошо. Хорошо развита отчётливость и координация движений. Движения пальцев и кистей рук точные, ловкие, со всеми заданиями справляются быстро и легко.

Упражнения на дорисовывание

  • Дорисуй прямую линию;
  • Дорисуй волнистую линию;
  • Дорисуй ломаную линию (заборчик).

 При выполнении этих упражнений, в начале года, обращается внимание на то, как ребёнок держит карандаш, в какой руке, как он продолжает линию карандашом: с нажимом или без нажима, линия тонкая,

прерывистая, широкая. 

Каждое задание оценивается от 0  до 1 балла:

―        1 балл – с заданием справился;

―        0 баллов – с заданием не справился;

―        0,5 баллов – с заданием справился частично или с помощью взрослого

Максимальное количество баллов: 3 балла

Работа с бумагой

  • Сгибание листа бумаги пополам (выявляем содружество обеих рук в работе,  сформированность координации движений рук);.  

Каждое задание оценивается от 0  до 1 балла:

―        1 балл – с заданием справился;

―        0 баллов – с заданием не справился;

  • 0,5 баллов – с заданием справился частично или с помощью взрослого

Максимальное количество баллов: 1 балл

Упражнения на координацию движений.

  • «Ладонь, кулак, ребро»  (вначале показываем детям, как выполнить это упражнение вместе с нами. Когда ребёнок запомнит последовательность, он выполняет упражнение под счёт 1, 2, 3).
  • «Посолим суп» (ребёнок как бы растирает комочек соли тремя пальцами: большим, указательным и средним).

Каждое задание оценивается от 0  до 1 балла:

―        1 балл – с заданием справился;

―        0 баллов – с заданием не справился;

―        0,5 баллов – с заданием справился частично или с помощью взрослого

Максимальное количество баллов: 2 балла

 

  1. Методические материалы.

№ п/п

Методическая литература

1

Венгер Л.А., Венгер А.Л. Домашняя школа. – М.: Знание, 1994.

2

Безруких М.М. Обучение письму: книга для учителя. – М.: Просвешение, 1997.

3

Безруких М.М., Ефимова С.П. Упражнения для занятий с детьми, имеющими трудности при обучении письму. – Тула:Арктоус, 1997.

4

Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. - М.:  «ТЦ Сфера», 2006.

5

Бортникова Е.Ф. Мои первые прописи (для детей 3-4 лет). Тетрадь. – Екатеринбург: ООО «Издательский дом Литур», 2009.

6

Бортникова Е.Ф. Мои первые прописи (для детей 4-5 лет). Тетрадь. – Екатеринбург: ООО «Издательский дом Литур», 2009.

7

Бураков Н.Б. Линии и штрихи. Экспресс-диагностика по подготовки руки к письму (для детей 4-7 лет). – М.: изд. Бураков-Пресс, 2011.

8

Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Книга тестов. – М.: ЗАО «РОСМЭН - ПРЕСС». – 2008 – 80 с.

9

Гризик Т.И. Подготовка ребёнка к обучению письму. - М.: Просвещение, 2007.

10

Новотворцева Н.В. Обучение письму в детском саду. - Ярославль: ООО «Академия развития», 2012.

11

Нянковская Н. Н. Большая книга подготовки руки к письму от АБВГДейки. Прописи и упражнения.  — М.: АСТ: Астрель, 2011.

12

Переслени Л. И., Мастюкова Е. М., Чупров Л. Ф. Психодиагностический комплекс методик для определения уровня умственного развития младших школьников (учебно-методическое пособие). - Абакан: АГПИ, 1990. - 68 с

13

Ульева Е.А. Пальчиковые игры для детей 4-7 лет. -  М.:  «МОЗАИКА – СИНТЕЗ», 2012 г.

 

  1. Список литературы.
  1. Венгер Л.А., Венгер А.Л. Домашняя школа. – М.: Знание, 1994.
  2. Безруких М.М. Обучение письму: книга для учителя. – М.: Просвещение, 1997.
  3. Баренцова Н. Готовим руку к письму, журнал «Дошкольное воспитание». 1996-№2, с.89.
  4. Безруких М.М., Ефимова С.П. Упражнения для занятий с детьми, имеющими трудности при обучении письму. – Тула: Арктоус, 1997.
  5. Безруких М. М., Филиппова Т. А. Тренируем пальчики. М.: Дрофа,  2000.
  6. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. - М.: «ТЦ Сфера», 2006.
  7. Бортникова Е.Ф. Мои первые прописи (для детей 3-4 лет). Тетрадь. – Екатеринбург: ООО «Издательский дом Литур», 2009.
  8. Бортникова Е.Ф. Мои первые прописи (для детей 4-5 лет). Тетрадь. – Екатеринбург: ООО «Издательский дом Литур», 2009.
  9. Бураков Н.Б. Линии и штрихи. Экспресс-диагностика по подготовки руки к письму (для детей 4-7 лет). – М.: изд. Бураков-Пресс, 2011.
  10. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Книга тестов. – М.: ЗАО «РОСМЭН - ПРЕСС». – 2008 – 80 с.
  11. Гризик Т.И. Подготовка ребёнка к обучению письму. - М.: Просвещение, 2007.
  12. Новотворцева Н.В. Обучение письму в детском саду. - Ярославль: ООО «Академия развития», 2012.
  13. Нянковская Н. Н. Большая книга подготовки руки к письму от АБВГДейки. Прописи и упражнения.  — М.: АСТ: Астрель, 2011.
  14. Переслени Л. И., Мастюкова Е. М., Чупров Л. Ф. Психодиагностический комплекс методик для определения уровня умственного развития младших школьников (учебно-методическое пособие). - Абакан: АГПИ, 1990. - 68 с
  15.          Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей. – М.: Сфера, 2001.
  16. Ульева Е.А. Пальчиковые игры для детей 4-7 лет. -  М.: «МОЗАИКА – СИНТЕЗ», 2012 г.
  17. Филиппова С. О. Подготовка дошкольников к обучению письму. Влияние специальных физических упражнений на эффективность формирования графических навыков. Методическое пособие. -  Спб: Детство -  Пресс, 1999.
  18. http://www.defectolog.ru/articles/20/22/?theme=40 3.
  19. http://ped-kopilka.ru/blogs/ekaterina-yurevna-kul/kartoteka-palchikovyh-igr-po-leksicheskim-temam.html
  20. http://moyasna.ru/3-7/razvitie-melkoj-motoriki.html http://www.alegri.ru/deti/vospitanie-i-razvitie-rebenka/podgotovka-reb-nka-k-shkole/igry-na-razvitie-melkoi-motoriki-detei-4-5-6let.html

Информационная карта

Ф.И.О. педагога

Невзорова Галина Васильевна

Вид программы

Дополнительная

Тип программы

Общеразвивающая

Образовательная область

Познавательное развитие

Направленность деятельности

Социально-педагогическая

Способ освоения содержания образования

Практический

Уровень освоения содержания и образования

Базовый

Уровень реализации программы

Дошкольное образование

Форма реализации программы

Групповая

Продолжительность реализации программы

1 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по подготовке руки к письму

Рабочая программа по подготовке руки к письму детей дошкольного влзраста....

Программа по подготовки руки к письму "Умные ручки"

Программа позволяет подготовить дошкольников к овладению навыками письма для дальнейшей успешной учебе в школе, развить мелкую моторику рук, память, внимание....

Программа по подготовке руки к письму " Веселые буквы "

Навыки письма имеют неоспоримо большое значение в жизни и деятельности культурного человека. Подготовка детей к школе предусматривает подготовку руки к письму, т.е. развитие мелкой моторики, уме...

Рабочая программа по подготовке руки к письму

Программа разработана с учетом возрастных, психологических особенностей ребенка старшего дошкольного возраста и направлена именно на подготовку руки к письму, а не обучению ему. При этом формируются т...

Рабочая программа по подготовке руки к письму для детей старшего дошкольного возраста "Веселые прописи"

В рабочей программе представлен перспективный план занятийной деятельности с детьми 6-7 лет по подготовке руки к письму...

"Рабочая программа по подготовке руки к письму".

В программе есть план занятий с заданиями, диагностика....

Дополнительная образовательная программа «ПОДГОТОВКА РУКИ К ПИСЬМУ» .

Дополнительная образовательная программа     «ПОДГОТОВКА РУКИ К ПИСЬМУ»...