Проект "ТИКО- мастера".
проект по конструированию, ручному труду (старшая группа)
Дети попадают в волшебную страну в канун Нового года. Помогает им снеговик. Чтобы новогодняя ёлка заиграла новогодними игрушками, дети дожны изготовить их из ТИКО коструктора.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Работа с детьми с ТИКО конструктором | 48.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Форма проекта «ТИКО - мастера»
(наименование проекта)
Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются.
Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, Но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать».
Ян Амос Коменский
Тип учреждения: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение.
Вид учреждения: Центр развития ребенка детский сад N 50 "Золотой ключик"
Информация о деятельности и ресурсах организации Заявителя
Для того чтобы начать работу по проекту в наличии имеется достаточное количество конструкторов ТИКО.
1.Конструктор ТИКО Лидер состоит из ярких разноцветных пластмассовых деталей размером, имеющих форму параллелепипеда. Основание и верхняя грань параллелепипеда имеют цилиндрические пазы и выступы, позволяющие устанавливать одну деталь на другую. Боковые грани параллелепипеда имеют чередующиеся продольные пазы и выступы прямоугольной формы, позволяющие соединять детали боковыми поверхностями в любом порядке. Кроме того, продольные пазы позволяют деталям перемещаться относительно друг друга верх или вниз. Всё это вместе существенно расширяет возможности набора. Соединяя детали между собой в цельную конструкцию, ребенок развивает моторику, воображение, пространственное мышление.
2. Конструктор ТИКО Архимед набор для построения любых объемных конструкций.
Единственный набор из линейки ТИКО, в состав которого входят детали трапеции и параллелограммы, что существенно расширяет возможности для игры и обучения. Подходит для конструирования различных фигур обтекаемой формы – космические корабли, звездолеты, летающие тарелки, самолеты, автомобили будущего. Детали набора также можно использовать при изучении и конструировании объемных геометрических фигур и их разверток в геометрии, планиметрии и стереометрии.
3. Конструктор ТИКО Соты разработан специально для дошкольных учреждений и предназначен для технического конструирования, то есть для отображения детьми реально существующих объектов окружающего мира, их основных структурных и функциональных признаков. С помощью конструктора можно построить: узкий или широкий мост, восьмиугольную или четырехугольную башню и т.д. Также конструктор может применяться в организации сюжетно-ролевых и спортивных игр. Благодаря безопасной форме, крупным размерам элементов и простоте их соединения, конструктор универсален в использовании как для занятий в помещении, так и на открытом воздухе для игр с песком и водой.
Для самостоятельной деятельности детей по конструированию в группе есть центр «Конструирования». Центр сосредоточен в одном месте, занимает небольшое пространство, достаточно мобилен. Практичность состоит в том, что можно перемещаться в любое место группы и организовывать данную деятельность как с подгруппой детей, так и индивидуально. Центр дополнен мелкими игрушками для обыгрывания.
Информация о команде:
1.Корнеева М.Н. - воспитатель логогруппы; 2. Елецких О. А. – воспитатель логогруппы;
3. Денисова Н. В. - педагог логопед.
Описание проекта
Эффективное развитие интеллектуальных и коммуникативных способностей, развитие мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста являются самыми актуальными проблемами на сегодняшний день. Современные дети живут и развиваются в эпоху компьютерных и информационных технологий. У детей, казалось бы, есть все для их развития: компьютеры, телефоны, телевизоры, но почему-то все больше и больше встречается детей, у которых плохо формируется мышечный аппарат, наступает утомляемость, быстро теряют интерес к деятельности, не умеют фантазировать, договариваться со сверстниками.
По результатам анализа речевого развития детей в старшей группе, все воспитанники имеют речевое нарушение. У детей односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Недостаточный словарный запас. Бедная диалогическая речь. Нарушено звукопроизношение. Уровень развития речи детей прямо зависит от сформированности движений мелкой моторики рук. У многих детей старшего дошкольного возраста можно отметить недостаточное развитие мелких мышц рук. Ребята неловко держат ложку, карандаш, не могут самостоятельно застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Возможности освоения мира этими детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, его самооценку. Всем известно, что человек становиться личностью в результате взаимодействия с другими людьми. Недооценивать значение развития коммуникативных навыков нельзя, поскольку отсутствие элементарных умений взаимодействия приводит к повышению уровня тревожности, агрессивности как черты личности, нарушает процесс формирования гармонично развитой личности.
Цель и задачи проекта
Цель:
развитие конструктивного мышления у детей старшего дошкольного возраста, через применение технологии ТИКО - моделирования.
Задачи:
-расширять представления о плоскостных и объёмных геометрических фигурах, телах и их свойствах;
- развивать умственные операции (анализ, синтез, сравнение, классификация и обобщение);
- совершенствовать сенсомоторные процессы (глазомер, точность руки) через действия с ТИКО
конструктором;
поддерживать интерес детей к совместной интеллектуальной деятельности;
- способствовать развитию у детей самоконтроля и самооценки путем сравнения результата.
Участники проекта: дети подготовительного дошкольного возраста, воспитатели, родители.
Описание механизма реализации проекта
В ходе реализации проекта будет изучено два модуля «Плоскостное моделирование» и «Объемное моделирование». У каждого модуля свои предметные цели и задачи. Задачи обоих модулей реализуются одновременно и во взаимосвязи.
Модуль «Плоскостное моделирование» | Модуль «Объемное моделирование» |
Цель: развитие умений осуществлять сравнительный анализ и конструирование многоугольников и плоскостных тематических конструкций. | Цель: развитие умений осуществлять исследование и конструирование многогранников и объемных тематических конструкций. |
Задачи: - Развитие умения конструировать по контурным схемам и по словесной инструкции. - Развитие умения определять и называть свойства многоугольников, а также находить многоугольники по заданным свойствам. - Развитие умения рисовать и чертить многоугольники и схемы собранных фигур. - Развитие умения осуществлять сравнительный анализ многоугольников по форме, цвету, размеру, количеству сторон и углов, перестраивать многоугольники. - Развитие умения решать логические задачи, конструировать тематические фигуры с использованием многоугольников. - Развитие умения самостоятельно конструировать узоры и сложные орнаменты, используя принцип пространственной симметрии (т.е., располагая фигуры симметрично по цвету и по форме). - Развитие умения конструировать тематические коллажи из плоских фигур | Задачи: - Развитие умения выделять форму исследуемых многогранников из объектнопредметной среды окружающего мира. - Развитие умения создавать объемные тематические конструкции по образцу, по словесной инструкции, по технологической карте и по собственному представлению. - Развитие умения делить многогранник на составные части и называть их (ребра, вершины, углы, основания). - Развитие умения конструировать многогранники с помощью развертки или по заданным свойствам (например, сконструируйте многогранник, основанием которого является шестиугольник). - Изучение изометрических проекций многогранников на плоскость. - Развитие умения комбинировать различные многогранники друг с другом с целью создания моделей предметов окружающего мира. - Развитие умения декорировать объемные конструкции узорами и орнаментами. - Развитие умения презентовать ТИКО-изобретение, сконструированное самостоятельно или в сотворчестве. |
Чтобы научиться создавать собственные объемные модели, ребенку необходимо освоить конструирование, анализ и сопоставление объектов на плоскости, используя для этого картинки, иллюстрации, схемы, фотографии, рисунки.
Этапы работы с конструктором
Этапы выделены условно, переход от одного этапа к другому зависит от увлеченности детей и от результатов деятельности.
Предполагаемая деятельность детей | Форма работы | Способы конструирования |
1 этап | ||
Ознакомление с конструктором, деталями, способами соединения, конструирование по образцу и по схемам. | Преимущественная форма работы на этом этапе индивидуальная. | Основные способы конструирования - по образцу, по схеме. |
2 этап | ||
Создание конструкций по контурной схеме, по замыслу, и составление орнаментов. | Форма работа с детьми преимущественно парная или в минигруппах, где дети совместно создают конструкцию или осуществляют взаимопроверку индивидуальных работ. | Основные способы конструирования - по образцу, по схеме, по собственному замыслу. |
3 этап | ||
Коллективное сюжетное конструирование. | Детям предлагается создание коллективной постройки, объединенной в единую сюжетную линию по типу метода детских проектов. | Основные способы конструирования - по собственному замыслу. |
Приемы работы с конструктором ТИКО:
- работа по образцу, рисунку, иллюстрации;
-незаконченный образец постройки;
- создание конструкций по заданным условиям;
- создание по схеме, по контурной схеме;
- создание схемы готовой конструкции или орнамента (узор);
- создание орнаментов (узоров) по образцу, схеме, по собственному замыслу;
- устный диктант (графический диктант);
- «превращения» фигуры из плоской в объемную и наоборот;
- «прием замещения геометрических фигур»;
- творческое конструирование, создание сюжетных композиций.
Методы и формы работы с детьми в ходе реализации проекта Конструкторы ТИКО могут использоваться в различных формах организации детей: - как элемент занимательности деятельности детей; (Тикофестивали) - при организации коллективной деятельности детей, когда дети объединяются в мини-группы для выполнения заданий; (Игра «Завод» - мастерская в клубном ; - при организации самостоятельной деятельности детей, путем обогащения предметно-развивающей среды и при условии косвенного руководства деятельностью детей.
1 этап подготовительно-проектировочный (2019 год) | |
1. | Проанализировать имеющиеся условия, материально-технического обеспечения проекта. |
2. | Изучить возможность применения технологии ТИКО - моделирования в образовательном процессе дошкольного образования школы. |
3. | Дополнение ТИКО конструкторами игрового центра « Конструирование». |
4. | Разработать дополнительную образовательную программу «ТИКО - мастера». |
5. | Разработать диагностический инструментарий для оценки эффективности конструктивной деятельности на основе технологии ТИКО - моделирования |
2 этап практический (январь, февраль, март 2020 год) | |
1. | Практическое применение технологии ТИКО - моделирования в образовательный процесс дошкольного образования школы. (Кружок «ТИКО-мастера», мастерская в рамках клубного часа, самостоятельная деятельность детей) |
2. | При необходимости дополнение ТИКО конструкторами игрового центра «Конструирование». |
3. | Осуществление корректировки образовательной программы «ТИКО - мастера». |
4. | Проведение соревнований, экскурсионных мероприятий, выставок, образовательных событий и т.д.. |
5. | Повышение образовательного уровня воспитателей, участвующих в реализации проекта через обучающие семинары, курсы повышения квалификации по вопросу эффективного использования конструирования в образовательном процессе дошкольников. |
3 этап контрольно-аналитический (апрель, май 2020 год) | |
1. | Анализ ожидаемых результатов. |
2. | Обобщение полученных результатов. |
3. | Систематизация методических материалов. |
4. | Обобщение и распространение опыта. |
Необходимые ресурсы, используемые в проекте:
Воспитанники дошкольных групп школы;
Педагоги дошкольного образования школы;
Игровой центр «Конструирование», оборудованный ТИКО конструкторами.
Ожидаемые результаты для целевой группы:
Дети способны:
- различать и называть фигуры;
- конструировать плоские и объемные геометрические фигуры;
- ориентироваться в пространственных понятиях;
- конструировать игровые фигуры по схеме и по собственному замыслу;
- иметь представление о правилах составления узоров и орнаментов;
- могут конструировать объемные геометрические фигуры, и объединять их в единую сюжетную линию;
- воспринимать вербальную инструкцию и воспроизводить ее в конструктивных действиях;
- создавать коллективные сюжетные композиции;
- взаимодействовать в парах и минигруппах при воплощении конструктивного замысла.
Реализация проекта значима для развития системы образования, так как способствует:
- использованию системы логических заданий, позволяющей педагогам развивать у дошкольников пространственные и зрительные представления, а также в легкой, игровой форме освоить математические понятия и объемное моделирование;
- созданию дидактического материала, позволяющего осуществлять обучение детей вне организованной образовательной деятельности;
- развитию активности ребенка в условиях свободного выбора деятельности, ребенок играет, исходя из своих интересов и возможностей;
- развитию ключевых компетентностей дошкольников: деятельностная, коммуникативная, социальная;
- проект направлен на новые образовательные результаты: инициативность, любознательность и самостоятельность детей;
- способствует реализации индивидуально-личностного и деятельностного подходов в обучении детей.
3.5. Механизм оценки результатов
Педагогическое наблюдение за:
- проявлением устойчивости интереса детей к конструктору;
- умением детей взаимодействовать со сверстниками и взрослыми для получения желаемого результата;
- умением детей самостоятельно доводить начатое дело до конца;
- умением детей осуществлять самоконтроль и самооценку выполненного задания Методы оценки эффективности проекта: Заинтересованность дошкольников в конструировании, активность в конструкторской деятельности.
№ п/п | Ф.И. воспитанника | Называет форму детали | Заменяет недостающие детали, собирая из мелких | Умеет скреплять детали конструктора | Работает по схемам | Строит по образцу | Строит по инструкции педагога | Строит по творческому замыслу | Работает в команде | Умеет рассказать о постройке | Итого |
Уровни освоения программы:
Высокий уровень - 7-9 б.
Средний уровень - 4-7 б.
Низкий уровень-1-3б.
Критерии уровня развития умений и навыков
Навык подбора необходимых деталей (по форме и цвету)
Высокий (4): Может самостоятельно, быстро и без ошибок выбрать необходимые детали.
Достаточный (3): Может самостоятельно, допуская неточности, выбрать необходимую деталь.
Средний (2): Может самостоятельно выбрать необходимую деталь, допуская 1- 2ошибки , присутствуют неточности.
Низкий (1): Не может без помощи педагога выбрать необходимую деталь
Умение проектировать по образцу
Высокий (4): Может самостоятельно и без ошибок проектировать по образцу.
Достаточный (3): Может самостоятельно, исправляя ошибки проектировать по образцу.
Средний (2): Может проектировать по образцу, исправляя ошибки под руководством педагога.
Низкий (1): Не видит ошибок при проектировании по образцу, может проектировать по образцу только под контролем педагога.
Умение конструировать по схеме
Высокий (4): Может самостоятельно и без ошибок конструировать по схеме.
Достаточный (3): Может самостоятельно, исправляя ошибки конструировать по схеме.
Средний (2): Может конструировать, исправляя ошибки под руководством педагога.
Низкий (1): Не может понять последовательность действий при проектировании по схеме, может конструировать по схеме только под контролем педагога.
3.6. Дальнейшее развитие проекта
Реализовав проект:
- при необходимости пополнение материально-технической базы;
- расширение целевой аудитории;
- при необходимости дополнение программы «Тико – мастера».
Организации-партнеры
Родители дошкольников. В ходе реализации проекта установится тесное сотрудничество между партнерами и дошкольниками. Партнеры окажут:
- мотивационную поддержку (собственная заинтересованность к теме реализуемого проекта);
-информационную поддержку (станут помощниками в поиске необходимой информации);
-организационную поддержку (сопровождение, участие);
-техническую поддержку (фото и видео съёмки, монтаж материалов, составление презентаций).
4. Организационный план проекта
№ п/п | Мероприятие | Сроки проведения | Ответственный | Результат мероприятия | Срок представления отчета (не более 7 дней после завершения мероприятия) | Источник информации (фото отчет, список участников, статья в газете и т.д.) |
1. | Подготовительный этап | |||||
1.1. | -Анализ имеющихся условий и материально-технического обеспечения проекта; -Анкетирование педагогов по теме «Конструирование с применением технологии ТИКО - моделирования»; -Информационные буклеты для родителей; -Создание плана реализации проекта; -Обновление материально- технической базы. | Сентябрь | Педагогический состав | Создание плана реализации образовательного проекта. Обновление материально – технической базы. | Октябрь | Сайт МБОУ «СОШ №163» дошкольное образование (создание странички «Тико - мастера»). План реализации образовательного проекта. |
1.2. | -Разработка нормативно-правовых документов; -Разработка документации, графиков проведения занятий в центре «Конструирования» (кружок «Тико -мастера», клубный час. | Сентябрь | Педагогический состав | Положение о функционировании центра «Конструирования». Разработка инструкции по технике безопасности работы в центре «Конструирования». | Октябрь | Отчет на сайт школы. Документация. |
1.3. | Разработка символики центра «Конструирования». | Сентябрь | Педагогический состав, воспитанники. | Символика центра «Конструирования» | Сентябрь | На сайте школы |
1.4 | Повышение квалификации педагогов | В течение года | Администрация | Прохождение курсов. | В течение года | |
1.5 | Организация материально-технического обеспечения ТИКО конструкторами. | В течение года | Администрация | Приобрести дополнительные наборы ТИКО конструкторов | На сайте школы | |
1.6 | Совершенствование развивающей среды в соответствии с задачами проекта. | В течение года | Педагогический состав | |||
1.7 | Изучение методической литературы, самообразование. | В течение года | Педагогический состав | Обучающие семинары, мастер-классы, курсы повышения квалификации. | ||
1.8 | Информирование родителей о развивающих возможностях технологии ТИКО – моделирования. | Январь | Педагогический состав | На сайте школы | ||
2. | Основной этап | |||||
2.1 | Корректировка нормативно-правовых документов. Корректировка документации, графиков проведения занятий в центре «Конструирования» | Сентябрь (2 год реализации проекта) | Педагогический состав | |||
2.2 | Практическое осуществление: - Организация работы центра «Конструирования». - Подведение и анализ промежуточных результатов. - Осуществление корректировки проекта. - Решение организационных вопросов по более широкому использованию возможностей центра «Конструирования» в образовательном процессе с дошкольниками: реализация детско- родительских проектов, мастер-классов по работе с детьми, родителями, педагогами. - Выявление и устранение возникающих в процессе работы проблем. - Проведение выставок работ воспитанников, образовательных событий, фестивалей. | В течение года | Педагогический состав | Развитие технической активности членов центра «Конструирования» Ранняя профориентация воспитанников. Тематические выставки | в течение года | На сайте школы: Методическая копилка центра «Конструирования» План взаимодействия с социальными партнерами. Выставки, экспозиции достижений. |
2.3 | Разработка дидактического обеспечения. | В течение года | Педагогический состав | Изготовление дид. пособий; разработка презентаций. | Отчет на сайт, публикации | |
2.4 | Пополнение развивающей среды. | В течение года | Администрация | |||
2.5 | Подключение к реализации проекта детей средней, старшей и подготовительной групп в рамках «Клубного часа» | В течение года | Педагогический состав | Отчет на сайт, публикации. | ||
2.6 | Выявление и устранение возникающих в процессе работы проблем. | В течение года | Педагогический состав, администрация | |||
3 | Заключительный этап | |||||
3.1 | - Анализ ожидаемых результатов. -Обобщение полученных результатов. | Весь период | Педагогический состав, администрация | Выявление и решение проблемы по работе над данным проектом. Обобщение и трансляция опыта работы по теме проекта. -открытые занятия, -мастер-классы; -практические занятия; -обучающие семинары, -выставки -подготовка информационных буклетов и презентаций -создание базы методических, наглядно-дидактических пособий. | Отчет на сайт, публикации. | |
3.2 | Систематизация и обобщение полученных результатов. | Весь период | Педагогический состав, администрация | |||
3.3 | Повышение интереса родителей к конструированию, через организацию активных форм взаимодействия с родителями и детьми. | Весь период | Педагогический состав, администрация | Для родителей: -Разработка цикла консультации разной тематики; -оформление стенда с планируемыми мероприятиями и фотографиями лучших работ детей; -родительские собрания, -совместные проекты, -конкурсы, -фестивали, -выставки; -участие родителей в спонсорской деятельности. | На сайте школы. |
Приложение 1
Содержание работы с конструктором ТИКО:
1. Использование при организации предметно – развивающей среды
Театральный центр:
- конструирование декораций и персонажей для сказок.
Центр сюжетно – ролевых игр:
- конструирование различных героев и предметов для игр «Магазин», «Кафе», «Семья», «Салон сотовой связи», «Город для кукол».
Художественно – эстетический центр:
- конструирование различных мозаичных узоров, стаканчиков для карандашей, кисточек.
Центр конструирования:
- конструирование построек, техники, роботов и пр., на что хватает фантазии.
Физкультурный центр:
- использование различных атрибутов, построенных из ТИКО – деталей для спортивных игр, развития координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук.
2. Использование на развивающих занятиях
Формирование элементарных математических представлений:
- конструирование всего спектра плоских геометрических фигур и объёмных тел,
- моделирование симметричных фигур,
- изучение чисел и цифр, порядковый прямой и количественный счёт, числовой ряд, состав числа.
- знакомство со знаками «больше», «меньше», «равно», сравнение чисел.
- знакомство со знаками «плюс», «минус», выполнение сложения и вычитания.
Обучение грамоте:
- знакомство с графическим образом букв, разграничение понятий «буква» и «звук», моделирование букв из геометрических фигур,
- обучение чтению, письму.
Конструкторско – модельная деятельность:
- творческое конструирование, создание замысла из деталей ТИКО – конструктора.
Изобразительная деятельность:
- конструирование узоров и орнаментов.
3. Организация кружка по ТИКО – моделированию
Структура образовательной деятельности по обучению ТИКО-моделированию:
вводная часть (приветствие, мотивация детей через создание игровой или проблемной ситуации для постановки цели)
основная часть (активизация необходимых знаний и умений детей, презентация новых знаний посредством различных дидактических методов и приемов, технических средств обучения);
заключительная часть (организация рефлексии, оценки деятельности детей, обобщение результатов, создание условий для закрепления и использования полученных знаний и умений в повседневной жизни).
Перспективный план 2019 -2020 уч. г.
Тема занятия | Плоскостное моделирование | Объёмное моделирование | Группа с опережающей зоной развития | Задачи | |
Сентябрь 1 неделя | Встреча с зайчонком ТИКО | Конструирование дорожек | Дорожки (объёмные) | Дорожка (объёмная в разных вариантах) | 1. Совершенствовать умение соединять ТИКО - детали. 2.Уточнить знание геометрических фигур: квадрата, прямоугольника. 3. Развивать умение видеть конструкцию объекта и анализировать ее основные части. |
Сентябрь 2 неделя | Дары осени | Мухомор | Мухомор (объёмный) | Мухомор (в плоском и объёмном варианте) | 1. Совершенствовать умение конструировать ТИКО - фигуры по схеме. 2.Формировать умение декодировать информацию путем раскрашивания деталей, имеющихся на схеме фигуры (дети конструируют фигуру по схеме, а затем раскрашивают схему) 3. Формировать коммуникативные навыки в процессе работы с ТИКО – фигурами. |
Сентябрь 3 неделя | Красота золотой осени | Ковёр из осенних листьев | Ковёр из осенних листьев (объёмный) | Ковёр из осенних листьев (в плоском и объёмном варианте) | 1. Закреплять умение соединять ТИКО - детали. 2. Формировать умение конструировать плоскостные ТИКО - фигуры по схеме. 3. Способствовать развитию умения определять формы многоугольников. 4. Формировать игровое речевое общение. |
Сентябрь 4 неделя | Дорожная безопасность | Машина | Машина (объёмная) | Машина (в плоском и объёмном варианте) | 1. Совершенствовать умение соединять ТИКО - детали. 2. Совершенствовать умение конструировать ТИКО - фигуры по схеме. 3. Продолжать знакомить детей с объёмными ТИКО - фигурами. 4. Способствовать развитию умения классифицировать виды транспорта. 5. Развивать игровое общение друг с другом с помощью ТИКО - фигур. |
Октябрь 1 неделя | Прогулка в осенний лес | Ель | Ель (объёмная) | Ель (в плоском и объёмном варианте) | 1. Совершенствовать умение соединять ТИКО - детали, конструировать объёмные ТИКО фигуры. 2. Формировать умение выполнять слуховой диктант. 3.Развивать игровое общение друг с другом с помощью ТИКО - фигур. |
Октябрь 2 неделя | Вот и вышел человечек | Человек | Человек (объёмный) | Человек (в плоском и объёмном варианте) | 1. Совершенствовать умение соединять ТИКО - детали. 2. Закрепить умение различать геометрические фигуры. 3. Развивать умение видеть конструкцию предмета и анализировать её основные части. 4. Формировать свободное общение с взрослыми и сверстниками. |
Октябрь 3 неделя | Приключения зайчонка ТИКО в осеннем лесу | Дикие животные | Дикие (животные объёмные) | Дикие животные (в плоском и объёмном варианте) | 1. Совершенствовать умение соединять ТИКО - детали. 2. Развивать самостоятельность в выборе ТИКО – конструкции по теме. 3. Совершенствовать умение конструировать ТИКО - фигуры по схеме. 4. Продолжать развивать игровое общение друг с другом с помощью ТИКО - фигур. |
Октябрь 4 неделя | Путешествие зайчонка ТИКО на хлебное поле | Колосок | Колосок (объёмный) | Колосок (в плоском и объёмном варианте) | 1. Формировать умение создавать узоры по образцу 2. Закрепить представление детей о многоугольниках. 3. Закреплять умение декодировать информацию путем решения логических задач. 4. Продолжать развивать игровое общение друг с другом с помощью ТИКО - фигур. |
Октябрь 5 неделя | Конструирование по замыслу | По замыслу | Конструирование объёмное | Конструирование в плоском и объёмном варианте | 1. Развивать умение делать выбор ТИКО – фигуры для своей работы. 2. Развивать умение анализировать и делать вывод. 3. Формировать игровое общение. |
Ноябрь 1 неделя | Символ России | Флаг | Флаг (объёмный) | Флаг (в плоском и объёмном варианте) | 1. Совершенствовать умение конструировать плоскостные и объёмные ТИКО - фигуры по образцу. 2. Формировать умение выполнять слуховой диктант ТИКО – моделирования. 3. Закреплять представления о государственных символах. |
Ноябрь 2 неделя | Покатаем зайчонка ТИКО на воздушном шаре | Воздушный шар | Воздушный шар (объёмный) | Воздушный шар (в плоском и объёмном варианте) | 1. Совершенствовать умение создавать объемные фигуры по схеме; 2. Формировать умение декодировать информацию путем раскрашивания деталей, имеющихся на схеме фигуры (дети конструируют фигуру по схеме, а затем раскрашивают схему). 3. Формировать коммуникативные навыки в процессе работы с ТИКО – фигурами. |
Ноябрь 3 неделя | Моя семья – любимая бабушка | Бабушка | Бабушка (объёмная фигура) | Бабушка (в плоском и объёмном варианте) | 1. Совершенствовать умение соединять ТИКО - детали. 2. Закрепить умение различать геометрические фигуры. 3. Развивать умение видеть конструкцию предмета и анализировать её основные части. 4. Формировать свободное общение с взрослыми и сверстниками. |
Ноябрь 4 неделя | Моя семья – любимый дедушка | Дедушка | Дедушка (объёмная фигура) | Дедушка (в плоском и объёмном варианте) | 1. Совершенствовать умение соединять ТИКО - детали. 2. Способствовать освоению сложных способов соединения ТИКО – деталей. 3. Развивать умение видеть конструкцию предмета и анализировать её основные части. 4. . Формировать свободное общение с взрослыми и сверстниками. |
Декабрь 1 неделя | Зайчонок ТИКО лепит снеговика | Снеговик | Снеговик (объёмная фигура) | Снеговик (в плоском и объёмном варианте) | 1. Совершенствовать умение соединять ТИКО - детали. 2. Закреплять умение выполнять слуховой диктант ТИКО. 3. Развивать умение анализировать и делать вывод. 4. Продолжать развивать игровое общение друг с другом с помощью ТИКО - фигур. |
Декабрь 2 неделя | Покормите птиц зимой | Ворона | Ворона (объёмная фигура) | Ворона (в плоском и объёмном варианте) | 1. Формировать умение создавать узоры по образцу 2. Закрепить представление детей о многоугольниках. 3. Закреплять умение декодировать информацию путем решения логических задач. 4. Продолжать развивать игровое общение друг с другом с помощью ТИКО - фигур. |
Декабрь 3 неделя | Прогулка с зайчонком ТИКО по улице | Горка и качели | Горка и качели (объёмные фигуры) | Горка и качели (в плоском и объёмном варианте) | 1. Способствовать самостоятельному выбору конструкции для моделирования. 2. Осваивать сложные способы соединения ТИКО – деталей. 3. Развивать умение ориентироваться на плоскости, располагать детали в определённой последовательности. |
Декабрь 4 неделя | Игрушки на ёлку | Ёлочные игрушки | Ёлочные игрушки (объёмные фигуры) | Игрушки на ёлке (в плоском и объёмном варианте) | 1. Закреплять умение работать со схемами. 2. Формировать умение создавать объемные ТИКО - фигуры по собственному цветовому замыслу. 3. Продолжать развивать игровое общение друг с другом с помощью ТИКО - фигур. |
Январь 2 неделя | Угощение для праздника | Конфеты для гостей | Конфеты (объёмные фигуры) | Конфеты (в плоском и объёмном варианте) | 1. Продолжать работу по умению соединять ТИКО - детали. 2. Формировать умение декорировать объемные фигуры симметричным узором или орнаментом. 3. Развивать умение видеть конструкцию предмета и анализировать её основные части. 4. Продолжать развивать игровое общение друг с другом с помощью ТИКО - фигур. |
Январь 3 неделя | Зайчонок ТИКО собирает снежинки | Снежинка | Снежинка (объёмная фигура) | Снежинка (в плоском и объёмном варианте) | 1. Формировать умение сравнивать многоугольники (3-х, 4-х, 5-ти, 6-ти). 2. Конструировать фигуры по схеме. 3. Развивать умение ориентироваться в пространстве (вправо - влево). 4. Развивать игровое общение посредством ТИКО – фигур. |
Январь 4 неделя | Путешествие зайчонка ТИКО в Африку | Жираф | Жираф (объёмная фигура) | Жираф (в плоском и объёмном варианте) | 1. Осваивать сложные способы соединения ТИКО - деталей. 2. Развивать умение конструировать, комбинируя многогранники. 3. Развивать игровое общение посредством «оживления» ТИКО – поделок. |
Февраль 1 неделя | Угостим зайчонка ТИКО мороженым | Мороженое | Мороженое (объёмная фигура) | Мороженое (в плоском и объёмном варианте) | 1. Продолжать работу по умению соединять ТИКО - детали. 2. Продолжать конструировать ТИКО - фигуры по схеме. 3. Формировать умение декорировать объемные фигуры симметричным узором или орнаментом. 4. Воспитывать умение взаимодействовать, общаться, договариваться в процессе конструкторской деятельности (работа в парах). |
Февраль 2 неделя | Мебель для девочки | Мебель (коллективная работа) | Мебель (объёмная фигура) | Мебель (в плоском и объёмном варианте) | 1. Совершенствовать умение конструировать объемные фигуры. 2. Закреплять умение создавать фигуры путем замещения. 3. Совершенствовать коммуникативные умения детей в процессе объединения фигур в единую сюжетную линию. |
Февраль 3 неделя | Наша Армия | Танк | Танк (объёмная фигура) | Танк (в плоском и объёмном варианте) | 1. Развивать умение сопоставлять детали с предметами окружающего мира аналогичной формы. 2. Совершенствовать умение конструировать по схеме и образцу. 3. Продолжать развивать игровое общение друг с другом с помощью ТИКО - фигур. |
Февраль 4 неделя | Зайчонок ТИКО на дне морском | Морская звезда | Морская звезда (объёмная фигура) | Морская звезда (в плоском и объёмном варианте) | 1. Формировать умение создавать узоры по образцу 2. Закрепить представление детей о многоугольниках. 3. Закреплять умение декодировать информацию путем решения логических задач. 4. Продолжать развивать игровое общение друг с другом с помощью ТИКО - фигур. |
Март 1 неделя | Цветы для мамы | Цветок | Цветок (объёмная фигура) | Цветок (в плоском и объёмном варианте) | 1. Закреплять умение выполнять слуховой диктант. 2.Совершенствовать умения выделять и называть свойства геометрической фигуры. 3. Закреплять умение создавать фигуры путем замещения. 4. Совершенствовать коммуникативные умения детей в процессе объединения фигур в единую сюжетную линию. |
Март 2 неделя | Дом моей семьи | Дом | Дом (объёмная фигура) | Дом (в плоском и объёмном варианте) | 1. Формировать умение конструировать на слух. 2. Способствовать самостоятельной организации собственной конструкторской деятельности. 3. Воспитывать игровое общение в ходе постройки и после посредством совместной игры. |
Март 3 неделя | Неделя моды | Предметы одежды (коллективная) | Предметы одежды (объёмные фигуры) | Предметы одежды (в плоском и объёмном варианте) | 1. Способствовать развитию умения конструировать предметы окружающего мира, комбинируя многогранники. 2. Осваивать сложные способы соединения ТИКО – деталей. 3. Воспитывать умение договариваться в процессе конструкторской деятельности. |
Март 4 неделя | Конструирование по замыслу | Конструирование по замыслу | Конструирование по замыслу объёмных фигур | Конструирование в плоском и объёмном варианте | 1 .Развивать творческие способности через конструирование. 2.Закрепить умение работать с конструктором. 3. Развивать самостоятельность при выборе ТИКО – фигуры. |
Апрель 1 неделя | Мои помощники в доме | Предметы техники (коллективная) | Предметы техники (объёмные фигуры) | Предметы техники (в плоском и объёмном варианте) | 1. Совершенствовать умение конструировать объемные фигуры. 2. Закреплять умение создавать фигуры путем замещения. 3. Совершенствовать коммуникативные умения детей в процессе объединения фигур в единую сюжетную линию. |
Апрель 2 неделя | Зайчонок ТИКО летит в космос | Ракета | Ракета (объёмная фигура) | Ракета (в плоском и объёмном варианте) | 1. Совершенствовать способности конструировать плоскостные ТИКО - конструкции по схеме, объёмные ТИКО - конструкции по образцу. 2. Закреплять умение создавать объемную фигуру из плоской, используя приём «превращения». 3. Продолжать развивать игровое общение друг с другом с помощью ТИКО - фигур. |
Апрель 3 неделя | Весна встречает скворцов | Скворец | Скворец (объёмная фигура) | Скворец (в плоском и объёмном варианте) | 1. Формировать умение сравнивать и называть различные треугольники (равносторонний, остроугольный, прямоугольный). 2. Учить конструировать плоскостные ТИКО - фигуры по схеме. 3. Воспитывать сопереживание, сочувствие, желание помогать птицам, нуждающимся в помощи. |
Апрель 4 неделя | Откуда появляются насекомые? | Мотылёк | Мотылёк (объёмная фигура) | Мотылёк (в плоском и объёмном варианте) | 1. Совершенствовать умение осуществлять замысел, работать по схеме. 2. Продолжать учить конструировать плоскостные и объёмные ТИКО - конструкции по собственному цветовому замыслу, декодировать свой замысел. 3. Воспитывать умение договариваться в процессе конструкторской деятельности. |
Апрель 5 неделя | Зайчонок ТИКО встречается с черепахой | Черепаха | Черепаха (объёмная фигура) | Черепаха (в плоском и объёмном варианте) | 1. Учить определять форму ТИКО - деталей с помощью осязания (наощупь). 2. Продолжать конструировать ТИКО - фигуры по схеме. 3. Развивать умение видеть конструкцию предмета и анализировать её основные части. 4. Развивать игровое общение посредством «оживления» ТИКО – поделок. |
Май 1 неделя | День Победы! | Самолёты на параде | Самолёты на параде (объёмная фигура) | Самолёт (в плоском и объёмном варианте) | 1. Совершенствовать умение осуществлять замысел, планировать и получать результат. 2. Учить исследовать предмет, делить его на части, конструировать по схеме и образцу. 3. Формировать игровое общение с построенными конструкциями. |
Май 2 неделя | Зайчонок ТИКО едет на Джипе | Джип | Джип (объёмная фигура) | Джип (в плоском и объёмном варианте) | 1. Формировать умение выполнять слуховой диктант. 2. Развивать умение конструировать, комбинируя многогранники. 4. Продолжать развивать игровое общение друг с другом с помощью ТИКО - фигур. |
Май 3 неделя | Цветущий май | Фиалка (коллективная) | Фиалка (объёмная фигура) | Фиалка (в плоском и объёмном варианте) | 1. Закреплять умение выполнять слуховой диктант. 2. Развивать умение конструировать, комбинируя многогранники. 3. Закреплять умение создавать фигуры путем замещения. 4. Совершенствовать коммуникативные умения детей в процессе объединения фигур в единую сюжетную линию. |
Май 4 неделя | Мониторинг |
4. Самостоятельная деятельность детей в рамках технологии «Клубный час»
5. Использование в краткосрочной проектной деятельности:
- «Наша Армия сильна»,
- «Космос».
5.Организация тематических ТИКО – выставок, ТИКО – конкурсов.
6. Содержание работы с родителями:
- Консультация «Знакомство с конструктором ТИКО»,
- Консультация «Играем дома»,
- Выставка «Наши достижения»,
- Проведение анкетирования, выявление уровня удовлетворённости родителей,
- Итоговое открытое занятие по окончании учебного года.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА
Мониторинг разработан на основе программы дополнительного образования «ТИКО - конструирование» под редакцией И.В.Логиновой.
Виды мониторинга:
- на начало учебного года с заполнением диагностической карты;
- итоговый в конце учебного года в виде итогового открытого учебного занятия для родителей и приглашенных гостей, с заполнением диагностической карты и демонстрацией фотоальбома работ воспитанников, выполненных в течение учебного года.
Критерии уровня развития умений и навыков
Навык подбора необходимых деталей (по форме и цвету)
Высокий (4): Может самостоятельно, быстро и без ошибок выбрать необходимые детали.
Достаточный (3): Может самостоятельно, но медленно, без ошибок выбрать необходимую деталь.
Средний (2): Может самостоятельно выбрать необходимую деталь, но очень медленно, присутствуют неточности.
Низкий (1): Не может без помощи педагога выбрать необходимую деталь
Умение проектировать по образцу
Высокий (4): Может самостоятельно, быстро и без ошибок проектировать по образцу.
Достаточный (3): Может самостоятельно исправляя ошибки в среднем темпе проектировать по образцу.
Средний (2): Может проектировать по образцу в медленном темпе исправляя ошибки под руководством педагога.
Низкий (1): Не видит ошибок при проектировании по образцу, может проектировать по образцу только под контролем педагога.
Умение конструировать по схеме
Высокий (4): Может самостоятельно, быстро и без ошибок конструировать по схеме.
Достаточный (3): Может самостоятельно исправляя ошибки в среднем темпе конструировать по схеме.
Средний (2): Может конструировать по схеме в медленном темпе исправляя ошибки под руководством педагога.
Низкий (1): Не может понять последовательность действий при проектировании по схеме, может конструировать по схеме только под контролем педагога.
Уровни освоения программы:
высокий уровень – 9 – 12б.
средний уровень – 4 – 8б.
низкий уровень – 1 – 3б.
Условные обозначения:
2 – высокий уровень развития
1 – средний уровень развития
0 – низкий уровень развития
К концу учебного года дети должны знать:
плоские геометрические фигуры (квадрат, треугольник, прямоугольник, ромб, трапеция);
различные виды многоугольников;
различные виды призм и пирамид;
различные виды многогранников;
По окончании дети должны уметь:
сравнивать и классифицировать многоугольники по 2- 3 свойствам;
ориентироваться в понятиях «вверх», «вниз», «направо», «налево»; «по диагонали»;
конструировать фигуры по образцу, по контурной схеме, по словесной инструкции и по собственному замыслу.
конструировать и исследовать многогранники;
владеть основами моделирующей деятельности;
сравнивать и анализировать объемы различных геометрических тел;
решать комбинаторные задачи;
выделять «целое» и «части»;
выявлять закономерности;
считать и находить нужное количество геометрических фигур (от 1 до 20);
конструировать объёмные фигуры по технологическим картам;
создавать собственные ТИКО - изобретения путем комбинирования изученных геометрических модулей (многоугольников, многогранников).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект открытого занятия "Город мастеров.В данном занятии дети закрепляют названия быта казахского народа, элементов орнамента, пословиц и поговорок о труде казахских народных мастеров на двух языках.
(старшая группа) "город мастеров"Программное содержание: 1. Формировать представления о мастерстве, о произведениях народно-прикладного искусства.2....
«Коньки — это такой вид спорта, где новичок получает не меньше удовольствия, чем опытный мастер». «Коньки — это такой вид спорта, где новичок получает не меньше удовольствия, чем опытный мастер». «Коньки — это такой вид спорта, где новичок получает не
Консультация для родителей...
Презентация к мастер-классу для детей и родителей младшей группы "Мастерим игрушки сами"
Презентация к мастер-классу для детей и родителей младшей группы "Мастерим игрушки сами"...
Мастерим открытки к 23 февраля в технике скрапбукинг (мастер – класс с детьми старшей группы)
Цель:Формировать у детей интерес к исследовательской деятельности и умение применять на практике полученные ранее знания.Задачи:1. Развитие творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а ...
Мастер- класс "Крупянных дел мастер".
Развивающие игры с ребенком "Крупяных дел мастер". Для родителей младших групп. Количество участников: 10-15 человек Время: 50 минут Цель: повышение педагогической компетенции родителей, по проблем...
ГОТОВИМСЯ К МАСТЕР-КЛАССУ Пошаговый алгоритм проведения мастер-класса
Методические рекомендации по организации и проведению мастер-класса...
Конспект мастер-класса для детей в рамках Фестиваля "Мастера" на тему: "Жили-были... Путешествие по русской избе"
В прошлом году был проведен очень интересный мастер-класс для детей в рамках Фестиваля "Мастера" на тему: "Жили-были... Путешествие по русской избе"...