Дидактическое пособие по лего-констурированию
картотека по конструированию, ручному труду (старшая группа)
Дидактическое пособие по лего-констурированию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakticheskoe_posobie_po_legotehnologii.docx | 659.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Записная книжка
педагога по лего - конструированию
Пгт. Яблоновский
2022г
Серия: библиотека воспитателя
Входит в комплект: УМК «Легоконструирование в детском саду с детьми 4-5 лет»
В записной книжке представлена практическая информация для педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста по легоконструированию: виды ОУД по лего-конструированию, формы организация и проведение ОУД с применением Лего-технологии, примеры проведения мотивационной части ОУД по легоконструированию, приемы работы с применением Лего-технологии, консультации для воспитателей.
Подборка развивающих игр для дошкольников с легоконструкторами, дидактических игр с легоконструкторами, которые можно использовать в повседневной работе с детьми.
Составлена коллекция загадок, Стихов про Лего.
Афоризмы известных людей о воспитании, развитии и обучении.
Для развития конструктивного творчества необходимо, чтобы ребёнок имел предварительный замысел и мог его реализовывать, умел моделировать.
Замысел, реализуемый в постройках, дети черпают из окружающего мира. Поэтому чем ярче, целостнее, эмоциональнее будут их впечатления об окружающем мире, тем интереснее и разнообразнее станут их постройки.
Одно из проявлений творческой способности - умение комбинировать знакомые элементы по-новому. Работа с Лего - элементами стимулирует и развивает потенциальные творческие способности каждого ребёнка, учит его созидать и разрушать, что тоже очень важно. Разрушать не агрессивно, не бездумно, а для обеспечения созидания нового.
Самостоятельная конструктивная игровая занятость детей дошкольного возраста требует не только руководства со стороны педагога, но и определенного коррекционно-развивающего воздействия на детей.
Созданные постройки из Лего можно использовать в играх-театрализациях, которые очень нравятся детям дошкольного возраста: они создают условия для развития речи, творчества и благоприятно влияют на эмоциональную сферу.
Лего - элементы могут использоваться в дидактических играх и упражнениях.
Пособие адресовано педагогам ДО, родителям.
Содержание:
- Виды ОУД по Лего-конструированию……………………………………4
- Организация и проведение ОУД с применением Лего-технологии……5
- Примеры проведения мотивационной части ОУД по Лего-технологи...7
- Приемы работы по Лего-технологии……………………………………13
- Консультации для воспитателей…………………………………………14
- Развивающие игры………………………………………………………..20
- Дидактические игры……………………………………………………...24
- Загадки про лего…………………………………………………………..26
- Стихотворения про лего………………………………………………….31
Какие бывают виды ОУД по лего-конструированию
Ознакомительное - педагог проводит теоретическое знакомство дошкольников с новыми Лего - деталями и приёмами конструирования в зависимости от комплектации набора (в младшей и средней группах — набор «Дупло», со старшего дошкольного возраста — набор «Дакта»).
ОУД по схеме — изучение основ моделирования по схематическому пошаговому алгоритму. Сначала ребята создают простейшие конструкции лодок, мостов, самолётов, машинок, человечков по образцу, а затем начинают изобретать собственные модели. Занятие по памяти — помогает закрепить и усовершенствовать полученные базовые умения и навыки, предоставляет возможность тренировать зрительную память. Тематическое — конструирование по определённой тематике, стимулирующее развитие творческого воображения. Примеры тем: «Многоэтажный дом», «Пожарная машина», «Мостик через речку», «Мебель для куклы», «Крыши и навесы», «Человек», «Кораблик», «Волшебные рыбки», «Лего - мозаика».
ОУД в рамках темы проекта — коллективная свободная творческая деятельность поискового характера. Каждый ребёнок участвует в планировании будущей постройки, отвечает за свой участок выполняемой работы (мостик, светофор, машинка и т. д.), имеет возможность высказывать своё мнение о содержании и целях данного проекта.
В рамках проекта дети могут получить и интересное задание на дом, выполнить которое им помогут родители. Пример тем для творческих проектов: «Деревенский домик», «Подарки к праздникам», «Путешествие в Африку», «Зоопарк», «Лего – олимпиада», «Робогород».
В старшей группе можно провести комплексный проект на тему «Терентий-тетерев»: В организационной части проекта педагог читает сказку В. Бианки «Терентий-тетерев», рассматривает вместе с детьми иллюстрации, дети прослушивают аудиозапись и просматривают мультфильм по мотивам произведения, затем воспитатель предлагает сконструировать сюжет сказки и обыграть его.
Продуктивная деятельность детей — воспитатель формирует 3 подгруппы, каждой из которых необходимо будет изготовить по схеме фигурки лисицы, куницы и тетерева. Из сконструированных фигурок дети моделируют сюжетную коллективную композицию по мотивам сказки. Воспитатель направляет деятельность детей с помощью дополнительных вопросов, в случае затруднения — подсказывает и помогает практически в осуществлении проекта.
Презентация результатов — распределение ролей, репетиция драматизации сказки, показ спектакля детям и родителям с Лего-персонажами.
Контрольное — позволяет педагогу после изучения сложной темы провести мониторинг знаний и умений воспитанников и выявить детей, которые нуждаются в индивидуальной помощи.
Конкурсное — соревнование, которое проводится в игровой форме. Дети по жребию или по желанию разбиваются на 3 команды, выбирают главного конструктора или архитектора и приступают к творчеству. Итоги соревнования подводит жюри, в состав которого входят воспитатель, логопед, психолог, двое-трое детей. Темами конкурсного занятия могут стать: «Новый спортивный комплекс», «В гостях у сказки», «Город будущего» и т. д. Комбинированное — решает несколько разноплановых учебных задач, например, «Мир сказок», «Раз, два, три или строим цифры», «Геометрическое домино», «Домашние животные», «Подводный мир», «Городской транспорт».
Итоговое — обобщает результаты определённого учебного периода (полугодие, год), чаще всего проходит в виде презентации творческих работ.
Организация и проведение ОУД с применением лего - технологии
ОУД в детском саду имеет свою логическую структуру:
Организационный этап — мотивирующее начало в игровой форме (до 5 минут).
Основной этап (от 10 минут в младшей группе до 25 минут в старшей группе) -
активная практическая часть ОУД, которая включает следующие виды деятельности:
- показ образца, пояснение педагогом пошаговой инструкции, разбор схемы-карточки;
- самостоятельная работа детей по образцу, схеме или творческому замыслу, дошкольники могут работать индивидуально, в паре или в составе небольшой подгруппы;
- физкультминутка, в с лего - человечками, подвижные игры, пальчиковая или дыхательная гимнастика, которые помогут расслабиться, а затем со свежими силами вернуться к увлекательному конструированию.
Заключительный, итоговый этап (до 5 минут) — рефлексия, уборка рабочих мест, организация выставки детских работ.
Анализ проводится с учётом таких критериев:
- аккуратность, симметричность, целостность и привлекательный внешний вид конструкции; технические умения и навыки;
- степень самостоятельности проделанной работы;
- целеустремлённость, дисциплинированность, трудолюбие, чувство товарищества и эмоциональной отзывчивости, проявленные во время работы над проектом.
С чего начать. Организационную часть занятия важно провести необычно, интересно, увлекательно и творчески. Яркое, интригующее начало поможет сформировать позитивное отношение к занятию и педагогу, создаст благоприятный эмоциональный настрой, раскрепостит ребят и пробудит желание экспериментировать и созидать.
Для активизации познавательного интереса, поисковой деятельности и внимания дошкольников воспитатель во вводной части занятия обычно использует богатый и разнообразный мотивирующий материал в сочетании с педагогическими приёмами:
- момент неожиданности — введение в диалог с детьми игрушечного персонажа, любимого сказочного героя, который обратится с просьбой о помощи, озадачит и порадует, пригласит детей в увлекательное путешествие в сказочную страну;
- видеообращение сказочного или вымышленного героя;
- стихотворения и загадки;
- чтение фрагмента произведения художественной литературы;
- дидактические и подвижные игры;
- познавательная беседа и обсуждение вопросов;
- проблемная ситуация;
- музыкальное сопровождение, просмотр картинок, демонстрация презентаций, видео или мультипликационных фильмов.
Примеры проведения мотивационной части ОУД по лего - конструированию
Тема ОУД | Описание организационного момента ОУД |
«Путешествие в Лего - страну» | (проблемная ситуация) Видеообращение жителей Лего - страны: «Здравствуйте ребята! Коварный волшебник сломал все аттракционы в нашем любимом парке весёлых игр и развлечений. Теперь наши жители перестали улыбаться и стали очень грустными. Мы просим посетить нашу страну, помочь нам отремонтировать парк аттракционов и вернуть улыбки всем Лего - человечкам». |
«Цирк» | (проблемная ситуация) Импровизированный цирк состоит из расставленных полукругом стульчиков. Дети занимают места в четырёх разноцветных секторах, согласно билетам, которыми стали Лего - детали красного, синего, зелёного и жёлтого цветов. На экране сюжет циркового представления, воспитатель в костюме клоуна посвящает детей в проблему: «Ребята, в цирке случилось несчастье, пропали все наши дрессированные животные. Представление будет сорвано. Вы поможете вернуть наших главных артистов?» Дети соглашаются, а счастливый клоун предлагает показать несколько фокусов с Лего - деталями (дидактические игры). |
Дидактическая сказка на тему «Светофор» ОУД поможет не только освоить азы конструирования, но и познакомиться с правилами поведения на дороге. | (проблемная ситуация) Жили-были трое друзей: зайчонок Митя, медвежонок Федя и лисонька Лизонька. Решили они однажды поиграть на детской площадке в мячик, а площадка находилась через дорогу. Остановились друзья возле дороги и стали думать, как перейти на другую сторону. Заметил их замешательство папа зайчика и рассказал, как безопасно и правильно нужно переходить дорогу. Пешеходный переход нарисован белыми полосками (зебра). Оказывается, у перехода есть свой важный начальник по имени Светофор, который командует пешеходами и машинами. Узнать его можно по трём кружочкам, загорающимся по очереди. Если горит красный глаз, то нужно стоять. Жёлтый глаз означает «внимание» — машины начинают тормозить, а пешеходы готовятся к движению. Когда загорится зелёный — можно смело переходить дорогу. |
«В гости к нам пришёл Незнайка» | (момент неожиданности) В гости к ребятам пришёл Незнайка с чемоданчиком, но, оказывается, открыть его поможет «ключик», которым станет отгаданная загадка. Выполнив задание и открыв чемоданчик, дети обнаруживают там набор конструктора и карточки-схемы. Незнайка впервые видит загадочные детали и совершенно не понимает, что из них можно сделать. Педагог просит ребят придумать и сконструировать интересные и красивые модели, а потом рассказать о них Незнайке. |
«Строим ворота» | (обсуждение вопросов в младшей группе) Давайте посмотрим, какие строительные детали привезли наши грузовые машины. Что это? (кирпичики) Что можно построить с помощью кирпичиков? (ворота, ступеньки, домики) Какие у нас ворота? Они прочные, удобные и красивые? (показ картинки) Для чего нужны ворота? (чтобы машины могли въезжать и выезжать) Какие ворота нужно построить, чтобы смогли проехать большие машины? (широкие и высокие) А вы хотите построить ворота? Подумайте, для каких машин будут ваши ворота. |
«Пожарная машинка» | Мотивация. Жила-была Пожарная Машинка. Она была совсем новая, красная, блестящая и очень красивая. Машинка только совсем недавно приехала с завода и была самой красивой в городе. Когда где-то случался какой-нибудь парад, смотр или другое торжественное мероприятие, Пожарная Машина всегда была в первых рядах, и красовалась перед фотокамерами и журналистами. Но у Пожарной Машинки не было домика. Она очень мечтала о своей Пожарной станции, где будет много гаражей, в которых смогут жить её подружки, такие же как она. Проблема: Ребята, а как вы думаете, мы можем осуществить мечту Пожарной Машинки. Каким образом? С помощью каких материалов мы можем это сделать? |
«Магазин продуктов» | Мотивация Жили-были овощи и фрукты на грядке. Они очень любили солнышко, которое их грело, любили дождик, который их поливал. Овощи и фрукты жил и горя не знали, пока не наступили холода. Помидорчик стал замерзать, Огурчик перестал расти, а Вишенка и вовсе от происходящего упала с дерева на сухую траву. - с этим нужно срочно что-то делать! – сказал Лучок. Все молчали, так как никакие идеи не приходили в их фруктово-овощные головы. - Был бы у нас магазин… - подумала Капустка. - Точно! Нам нужен магазин! – пробормотал Лучок. Проблема: Ребята, а мы сможем помочь овощам? Что мы можем для них сделать? Какие материалы для этого вы можете выбрать? |
«Ферма» | Мотивация Жила-была на свете одна козочка. Больше всего на свете козочка –Маруся любила бегать по холмам. Ферма, где жила козочка располагалась в низине, холмы же раскинулись со всех сторон, покрытые вкусной зеленой травкой и пушистыми елочками, и сосенками. Из-за холмов выглядывало утром игривое солнышко, а между холмами пряталось оно вечером, когда всем козочкам полагалось заходить в свой сарайчик на ночлег. Маруся помнила, как еще совсем недавно резвились они всем стадом на склонах, перебегали через деревянный мосток над шумной рекой. Но с тех пор, как повадились в их леса злые волки, хозяйке фермы пришлось переехать. Трудно было смириться молодой и резвой козочке с унылой жизнью на одном берегу. Проблема: Ребята, а давайте подумаем, чем мы можем помочь Марусе? А какие материалы нам могут понадобиться? |
«Любимые игрушки» | Мотивация. В огромной Лего-стране есть тихий, красивый городок Мастеров. Этот городок был тихим до тех пор, пока в нем не появился. но об этом чуть позже. Главным героем нашей сказки будет офицер полиции Дима. Каждое утро он умывался, чистил зубы и делал зарядку, поэтому он был сильным и ловким. Все жители города Мастеров очень его любили и уважали. В городе было все в порядке, но тут произошло ужасное. Тревожный звонок раздался в полиции, оказалось, произошло нечто ужасное. Свидетели преступления рассказывали, что преступник был вооружен и очень опасен. Офицер сел в свой автомобиль и помчался в погоню, но поймать в этот раз преступника не удалось, и он украл все игрушки у детей города Мастеров. Но одну маленькую коробку с деталями «Лего» он не заметил. Проблема: Ребята, как вы думаете, мы можем чем-нибудь помочь детям города Мастеров? Что необходимо для этого? |
«МАШИНА» | Мотивация В одном большом Лего-городе жили Лего-человечки. Они были очень весёлыми и добрыми и любили ходить в гости. У каждого человечка был свой домик, и домов стало так много, что человечки не успевали ходить ко всем в гости. И те человечки, к кому не успевали прийти гости, очень огорчались. Тогда человечек Петя опять начал думать, как всем помочь, но к сожалению, он ничего не придумал, и пришел к нам в группу попросить о помощи. Проблема: Ребята, как вы думаете, чем мы можем помочь Лего-человечкам, чтобы они смогли быстрее перемещаться и успевать ходить друг к другу в гости. |
«ЖИРАФ» | Мотивация Жил-был мальчик Коля. Он был очень хорошим и послушным. Его друзья — слон, пингвин и шмель, подарили ему на день рождения башенку из кирпичиков. О, это была не простая башенка! Это был жираф, который смотрел на всех сверху и улыбался! Коля очень радовался подарку, Друзья тоже радовались. Ведь дарить подарки - это еще приятнее, чем их получать. Но вдруг подул ветер. И башенка распалась. Всем стало грустно. Петя заплакал. Тогда пингвин сказал: А давайте мы заново соберем жирафа для Пети. Друзья принялись собирать жирафа, но у них ничего не получилось. Проблема: Ребята, мы сможем помочь Пете? Каким образом мы можем это сделать? |
«Постройка ограды для животных» | Мотивация Ребята, послушайте, что случилась сегодня. Пока бабушка Федора доила свою любимую коровушку, со двора убежал маленький телёнок. Бабушка полдня искала его, а оказывается, телёнок гулял у дороги. А ведь это очень опасно. Он мог попасть под машину. Проблема: Как можно помочь Федоре? |
"Домик для зайки | Мотивация Ребята, посмотрите, какая Снежинка залетела к нам в группу сегодня утром! Снежинка-пушинка не простая, а волшебная… Она принесла с собой письмо, а от кого мы сейчас узнаем, отгадав загадку. Готовы… Загадывание загадки: Хмурой осенью он серый, А зимой холодной - белый. Кто же это? Отгадай-ка! Ну, конечно, это. (Зайка) Зайка прислал нам письмо, его опять обманула хитрая лиса, выгнала из домика. Проблема Ребята, что делать как помочь зайке? Предложения детей. А вы сможете построить для зайчика домик? |
«Космическая ракета» | Мотивация Ребята, я получила письмо от нашего друга Незнайки, он просит нас о помощи. Сейчас он находится на Луне – спутнике Земли, и просит срочно прибыть к нему. Вы согласны помочь Незнайке? Проблема: Как мы поможем Незнайке? На чем мы сможем отравиться на Луну? |
«Машина для Карлсона» | Ребята, сегодня к нам в гости прилетели любимые герои из мультфильма, отгадайте кто? Все девчонки и мальчишки Полюбить его успели. Он - герой веселой книжки, За спиной его - пропеллер. Над Стокгольмом он взлетает Высоко, но не до Марса. И малыш его узнает. Кто же это? Хитрый. Ответ: Карлсон Проблема: Ребята, Карлсон и Малыш вылетели на прогулку, и пролетали мимо нашего детского сада, как вдруг моторчик Карлсона стал барахлить и теперь они не могут добраться домой. Ребята, что делать, как можно помочь нашим друзьям? |
Приёмы работы с детьми по лего - конструированию
В процессе обучения используются такие педагогические приёмы:
Вступительная беседа, с помощью которой педагог привлекает внимание к теме занятия. Например, в начале занятия педагог рассказывает увлекательную сказку о доброй птичке, с которой никто не хотел дружить из-за её большого клюва. Птичка долго печалилась, но потом узнала, что существует удивительная страна под названием Лего, в которой все животные и птицы живут очень дружно. В этой чудесной стране все предметы и даже жители сделаны из маленьких деталей. Попасть туда можно только одним способом — нужно пройти через волшебный мост, который превращает любого, ступившего на него, в горсть мелких кубиков и кирпичиков. Если дети правильно соберут фигурку птички по схеме, то помогут ей ожить и преодолеть все испытания на пути в страну дружбы и счастья, в которой она сможет подружиться с крокодильчиком и обезьянкой.
Проблемная ситуация, которая заинтересует, увлечёт детей конструктивной деятельностью и активизирует мышление. Например, под звуки музыки, на воздушном шаре, спускается лего - космонавт, он приветствует детей и рассказывает свою удивительную историю. Дети узнают, что он прилетел с далёкой Лего планеты. Во время посадки на Землю его космический корабль потерпел крушение, и теперь он не может вернуться домой. Лего - космонавт просит ребят помочь ему смоделировать новую ракету, которая доставит его на родную планету.
Сюжетно-ролевая игра. Как правило, лего-конструирование переходит в игровую деятельность: дети используют построенные ими модели железнодорожных станций, кораблей, машин в ролевых играх, а также играх-театрализациях, когда ребята сначала строят декорации, создают сказочных персонажей из конструктора. Разыгрывание мини-спектаклей на лего - сцене помогает ребёнку глубже осознать сюжетную линию, отработать навыки пересказа или коммуникации.
Дидактическая игра. Пример упражнений, направленных на усвоение сенсорных и пространственных понятий с помощью Лего-технологии: «Найди деталь, как у меня»; «Построй с закрытыми глазами»; «Найди такую же постройку, как на карточке»; «Разложи по цвету»; «Собери фигурку по памяти» (из 4–6 деталей).
Задание по образцу, сопровождаемое показом и пояснениями педагога. Пример: Ребята, посмотрите, вот стоит лягушка, сконструированная из деталей набора Лего. Внимательно рассмотрим и разберём, как она сделана. Глазки сделаны из зелёных кубиков, рот - это красный кирпичик, лапки из зелёных кирпичиков.
Конструирование с использованием технологических карточек и инструкций. Предложить детям работу по схемам можно в игровой форме, например, педагог сообщает детям, что сегодня им предстоит стать кораблестроителями. Конструкторы кораблестроительного завода прислали чертежи корабля, детям нужно по этим схемам построить модели кораблей. Чтобы попасть в конструкторское бюро, необходимо преодолеть небольшое испытание: найти в мешочке на ощупь деталь и сказать, как она называется.
Творческое конструирование по замыслу или по нарисованной модели. Такие занятия практикуются в работе со старшими дошкольниками, которые уже освоили основные приёмы, и им можно предложить работу по картинкам, фотографиям с изображением объекта на любимую тему.
Консультация для воспитателей
«Театрализованная деятельность на базе конструктора Лего»
"Театр - это волшебный мир. Он даёт уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идёт развитие духовного мира детей» (Б.М.Теплов.)
Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребёнок хочет сыграть свою роль. Научить ребёнка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт,- всё это помогает осуществить театр. Особая роль принадлежит театру в решении задач, связанных с воспитанием и развитием дошкольника.
Специальные исследования учёных - психологов показали, что обе роли, зрителя и актёра, являются значимыми для развития ребёнка. Театр развивает воображение и фантазию ребёнка, способствует формированию базиса его личностной культуры. Играя в театр, наши воспитанники учатся воплощать свои творческие замыслы.
Находить и выбирать выразительные средства показа спектакля, они одновременно и режиссеры, и актеры своих спектаклей.
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (доброту, дружбу, смелость).
Благодаря театру ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем и выражает своё собственное отношение к добру и злу. Театрализованная деятельность помогает ребёнку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость.
Театр в детском саду научит ребёнка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе. Таким образом развиться всесторонне. Конструирование тоже тесно связано с всесторонним развитием ребёнка.
При помощи конструирования у детей развивается техническое мышление, концептуальное мышление, речевая деятельность и способности: конструировать, планировать, считать, оценивать результат, совместно решать задачи, распределять роли, объяснять важность данного конструктивного решения.
Конструирование теснейшим образом связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребёнка.
Поэтому я решила использовать конструктор "Лего" в театрализованной деятельности детей. Эту работу я провожу с 2015 года. Кнопочный конструктор был выбран не случайно, потому что "Лего" в переводе с датского языка обозначает "умная (хорошая) игра", а самое главное, что это яркий, красочный, полифункциональный материал, представляющий большие возможности для поисковой деятельности детей.
Конструктор "Лего" имеет преимущества по сравнению с металлическим и деревянным конструктором:
- Разнообразие - большое количество деталей: кирпичики, кубики и т.д.
- Своеобразие креплений: крепление происходит почти без физических усилий, но достаточно прочно: постройки мобильны, устойчивы.
- Детали прочные, легкие, яркие, не травматичные, привлекают внимание детей.
- В течение года возрастает свобода в выборе материала, сюжета, оригинального использования деталей.
- Развивается речь, что особенно актуально для детей с её нарушениями.
Созданные постройки из "Лего" используют с детьми в играх - театрализациях, в которых содержание, роли, игровые действия обусловлены сюжетом и содержание того или иного литературного произведения, сказки и т.д., а также имеются элементы творчества.
Чаще всего основой игр-театрализаций являются народные сказки "Репка", "Колобок", "Теремок" и др.
У ребёнка появляется возможность создать собственный образ колобка или волка, наделить свой персонаж теми качествами, которыми он хочет. Естественно, что детям с речевой патологией необходима помощь педагога в овладении не только игрой – театрализацией, но и в создании Лего-персонажа. Для этого используются методы показа игрушки (картинки), оказание целенаправленной помощи, беседа.
Впоследствии дети с речевой патологией начинают создавать интересные постройки и декорации, передовая своё отношение к ним. Дети выбирают различные Лего-элементы для отдельных частей тела героев, подчёркивая их индивидуальные качества. Например, Артём выбрал волка из сказки "Колобок", он использовал в своей работе кирпичики и кубики синего цвета. Волк у мальчика получился не злой, а добрый. На мой вопрос: «Почему у тебя такой добрый волк?" Артём ответил: "А он колобка не съел!»
В другом случае два ребёнка делали варианты деревьев для декораций: один ребенок, прикрепил ветки Лего-кирпичики в разные стороны, постройка получилась трёхмерной, а мальчик смастерил крону, напоминающую треугольник со срезанной вершиной.
Игры-театрализации, с созданными лего – персонажами, очень нравятся детям: они создают условия для развития речи, творчества, благоприятно влияют на эмоциональную сферу ребёнка. И начинается сказка... «Жила была коробка... «так начинается сказка о деталях конструктора Лего. Затем сказка "Где мы будем жить?» (о том, как правильно скреплять детали)
Сказки "Как сделать машину?", "Как собрать жирафа?", где происходит показ действий и комментирование действий с Лего - элементами. Сказка "Доброе утро!", "Кто как подаёт голос?", "Спокойной ночи!» (заключительная сказка о том, что надо убирать все детали конструктора на место). Сказки помогают формировать у детей жизненный опыт, знания об окружающем мире, возникают интересные замыслы, развивается воображение.
Посредствам героев сказки, выполненных своими руками, ребёнку легче раскрыть свои индивидуальные особенности.
Лего помогает ребёнку видеть мир во всех его красках, что способствует его развитию. При выполнении построек по словесному описанию и наглядному действию дети учатся справляться со сложными, поэтапными постройками. Выбор конструктивной задачи определяется игровой проблемной ситуацией: "Давайте играть в "Лего - сказки", но сначала придумаем героев этих сказок. "Для развития интереса придумывала маленькие сказки сама, затем дети обыгрывали эти сказки. Так как сами элементы и тем более соединённые детали могут превращаться во что угодно (дом человека, замок, пещеру), на глазах у детей превращаются ‘детали в сказочные персонажи.
Очень нравится детям придумывать своих сказочных героев из конструктора "Лего" приключать, придумывать свой сюжет к знакомым сказкам и обыгрывать их на вечерах досуга. В группу в свободное время, объединяясь подгруппами по З - 4 человека, показывать свой спектакль сверстникам. Дети выполняют статические постройки и постройки по замыслу, опираясь на сюжеты сказок: авторских, а также народных русских. При решении проблемы дети придумывают сказки самостоятельно. В течение года дети обыгрывают сюжеты сказок: «Лисичка со скалочкой", «Жихорка", «Кот, лиса и петух", «Сказка о глупом мышонке» С.Я.Маршака, «Слонёнок» Р.Киплинга, манипулируя построенными игрушками.
Детали конструктора "Лего» - разного цвета и формы, без тематической направленности - дают возможность создавать любое количество разных по содержанию образов.
Затем эти сказки записываются в "Альбом сказок» в котором сказочные персонажи зарисовываются такими, какими их сконструировали дети из деталей конструктора Лего"
Графические задания, направлены на знакомство детей с формой и цветом деталей и на развитие зрительно-пространственных отношений у детей. Это способствует лучшему развитию фантазии, творчества, мыслительных процессов, а также активизирует работу мелкой мускулатуры рук.
Поэтому использование конструктора "Лего" в театрализованной деятельности способствует следующему:
1.Созданию условий для развития творческой активности детей (развитию способностей, побуждению к импровизации средствами мимики, интонации).
2.Обеспечивает условия для взаимосвязи театрализованной деятельности с другими видами деятельность в едином творческом процессе. (Конструирование, досуги, музыкальные занятия).
3.Способствует самореализации каждого ребёнка и создание благоприятного микроклимата, уважения к личности маленького человека.
Итак, при помощи использования кнопочных конструкторов "Лего" театрализованная деятельность детей становится более интересной, развивается интеллектуальный и творческий потенциал детей: самостоятельность исполнения и передача образа сказочных персонажей, взаимодействие в коллективе и согласование, воображение, речь, а также личностные качества.
Консультация для воспитателей на тему Лего технологии в ДО.
Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Технические достижения всё быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес детей к современной технике. Технические объекты окружают нас повсеместно, в виде бытовых приборов и аппаратов, игрушек, транспортных, строительных и других машин. Детям с раннего возраста интересны двигательные игрушки. В дошкольном возрасте они пытаются понимать, как это устроено. Благодаря разработкам компании LEGO на современном этапе появилась возможность уже в дошкольном возрасте знакомить детей с основами строения технических объектов.
В педагогике ЛЕГО- технология интересна тем, что, строясь на интегративных принципах, она позволяет обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования дошкольников. ЛЕГО- конструирование - это практическая творческая деятельность, развитие умственных способностей, которые проявляются в других видах деятельности: речевой, игровой, изобразительной. Лего- конструирование – это воспитание социально активной личности с высокой степенью свободы мышления, развитие самостоятельности, способности детей решать любые задачи творчески.
Наборы «ЛЕГО» зарекомендовали себя во всём мире как образовательные продукты, удовлетворяющие самым высоким требованиям гигиеничности, эстетики, прочности и долговечности. В силу своей педагогической универсальности они оказываются наиболее предпочтительными наглядными пособиями и развивающими игрушками. Игра – важнейший спутник детства. «ЛЕГО» позволяет учиться, играя и обучаться в игре.
ЛЕГО-игры помогают развивать интеллектуальные качества: внимание, память, особенно зрительную; умение находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал; способность к комбинированию, то есть умение создавать новые комбинации из имеющихся элементов, деталей; умение находить ошибки и недостатки; а также способность предвидеть результаты своих действий.
Для детей возрастной группы от 3 до 5 лет применимы три основных вида конструирования:
- по образцу
- по условиям
- по замыслу
Конструирование по образцу — когда есть готовая модель того, что нужно построить (например, изображение или схема).
При конструировании по условиям — образца нет, задаются только условия, которым постройка должна соответствовать (например, домик для собачки должен быть маленьким, а для лошадки — большим).
Конструирование по замыслу - предполагает, что ребенок сам, без каких-либо внешних ограничений, создаст образ будущего сооружения и воплотит его в материале, который имеется в его распоряжении. Этот тип конструирования лучше остальных развивает творческие способности.
В возрастной группе детей от 5 до 7 лет добавляется конструирование части объекта по инструкции педагога с последующим достраиванием по собственному замыслу и моделирование объектов по иллюстрациям и картинкам.
Использование ЛЕГО- конструирования в ДОУ позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе.
LEGO – одна из самых известных и распространённых педагогических систем, широкая использующая трёхмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребёнка. Игра – важнейший спутник детства. LEGO позволяет детям учиться, играя и обучаться в игре.
С помощью конструктора LEGO решаются задачи образовательной деятельности с дошкольниками по следующим направлениям:
- Развитие мелкой моторики рук, стимулируя в будущем общее речевое развитие и умственные способности.
- Обучение правильному и быстрому ориентированию в пространстве.
- Получение математических знаний о счете, форме, пропорции, симметрии.
- Расширение своих представлений об окружающем мире - об архитектуре, транспорте, ландшафте.
- Развитие внимания, способности сосредоточиться, памяти, мышления.
- Обучение воображению, творческому мышлению.
- Овладение умением мысленно разделить предмет на составные части и собрать из частей целое.
- Обучение общению друг с другом, уважение своего и чужого труда.
ЛЕГО – это не просто игрушка, это замечательный инструмент, помогающий увидеть и понять внутренний мир ребенка, его особенности, желания, возможности, позволяющий более полно раскрыть его личностные особенности, понять имеющиеся у него трудности. Это средство, которое поможет через созидательную игру решить многие проблемы ребенка и педагога.
Использование ЛЕГО- технологии в ДО позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе.
Развивающие игры с Лего
Математический Лего – поезд
Конструктор из блоков лего Duplo или аналоговый конструктор можно задействовать в игре, развивающей математические представления у дошколят. На каждой платформе-вагончике напишите числа от 1 до 10 и последовательно их соедините.
Цифры будут подсказывать малышу, какой состав сколько должен везти кирпичиков лего. Помимо того, что ребенок будет учиться считать, запоминать порядковый счет и развивать мелкую моторику, он также визуально сможет определять, где больше кирпичиков, а где меньше.
Одновременно в этой игре можно закрепить и лексико-грамматический строй: изучать числительные прилагательные (первый вагончик, второй, третий), склонять их по падежам (нет пятого вагончика, дадим четвертому вагончику кирпичик). Еще можно развивать внимательность и память: перепутались вагончики - поставь по порядку, потерялись вагончики - найди, какие, на этом вагончике верное количество кирпичиков или нет, и т.п.
Лего - змейка
Отличное упражнение на развитие зрительно-моторной координации: на длинном рулоне бумаги расставьте предметы типа кубиков или кирпичиков лего и попросите ребенка нарисовать змейку между ними так, чтобы не задеть. Задание можно выполнять как на горизонтальной, так и на вертикальной поверхности (предметы приклеить).
Лего – шахматы
С мегатоннами деталей лего можно организовать шахматы. Занятие на весь день - ведь надо сначала собрать шахматное поле, а потом разобраться с фигурами. Должно быть что-то объединяющее у каждой команды. Если столько человечков нет, можно соорудить их из других мелких блоков. Правила могут быть классическими, а можно и свои придумать. В большинстве случаев, так обычно и происходит.
Крестики – нолики из лего
Все знают, как играть в крестики-нолики. В них можно играть везде и с чем угодно. Вариант с лего наверняка понравится детям. Нужно на лего-коврике сделать разметку игрового поля с помощью тонких лего-плашек, подобрать фишки двух цветов и начать игру!
Что больше?
Эта забавная математическая игра поможет малышам наглядно представить, насколько число 5 больше числа 2. Начертите на листе бумаги квадраты под размер кубиков, которые у вас есть (кирпичики лего), напишите в квадратиках числа и вместе с малышом постройте башенки из соответствующего количества кубиков. Можете скрепить кубики на двусторонний скотч во временных целях, чтобы они не упали в самый неподходящий момент.
Математика с Лего
Из крупных деталей лего можно собрать практически все цифры. Предложите ребенку это сделать или помогите ему, если у него это еще не получается. А заодно решите и первые примеры.
Лабиринт из Лего
Один из самых простых способов построить лабиринт в домашних условиях – выложить его из деталей конструктора лего (крупных). Чтобы стенки были прочнее, нужно выкладывать их в два уровня. Вторым рядом скрепляйте первый. Можно положить на просторах лабиринта маленькие сюрпризы для странников, а на финише приз побольше. Зачем нужен такой лабиринт? Да просто для развлечения, развития координации, ведь можно по лабиринту не только ходить, но и мячик по нему катить.
Учим сравнение с лего
Сравнение чисел и понятие «больше», «меньше» и «равно» очень просто объяснить ребенку на наглядном примере. Приготовьте 1 большую платформу от конструктора Лего и много маленьких одинаковых деталей двух цветов. Также напишите на бумаге числа от 1 до 20 и знаки сравнения и вырежьте их. Игра начинается с того, что из кучи чисел ребенок выбирает два числа для сравнения. Далее он делает предположение, какое из чисел больше/меньше, кладя соответствующий знак между ними. Затем он проверяет свое предположение, построив две башни из блоков Лего согласно заданному их количеству. Правильный ответ найти очень легко, сравнив высоту построек.
Развивающие карточки с лего
Лего легко превращается в развивающее пособие. Вам нужно заранее распечатать (а лучше и ламинировать) карточки с цветными схемами блоков лего, которые ребенку затем будет предложено воспроизвести на самом конструкторе. Это могут быть просто схемы на сортировку цветов, на повторение последовательностей. Деткам, которые уже учатся считать, подойдут математические карточки, примеры вы видите на фото.
Картотека дидактических игр по Lego-конструированию
для детей старшего дошкольного возраста
Игра Мемори
Педагог показывает детям небольшую постройку из деталей Лего. Дети смотрят в течение минуты. Воспитатель обращает внимание ребят на цвета, чередование деталей. Дети отворачиваются. В это время воспитатель убирает одну деталь или меняет несколько деталей местами. Дети должны угадать, что изменилось.
Игра Химик
Воспитатель раздает каждому ребенку по пипетке (медицинской, пластине LEGO и стаканчики с водой. Ребенок должен набрать в пипетку воды и накапать в каждую ячейку. Таким образом, вся пластина должна быть заполнена водой. В процессе ребенок знакомится с некоторыми физическими свойствами, тренирует моторику рук, ловкость и координацию.
Игра Математика
Педагог раздает детям числовые карточки и кирпичики LEGO. Дети должны поставить на числовую дорожку соответствующее количество кирпичиков.
Игра с тестом
Каждому ребенку дают по небольшому куску соленого теста и детали LEGO. Кто-то из детей может начать мять тесто, кто-то — рвать, кто-то попробует положит деталь конструктора внутрь лепешки из теста. Другие ребята могут поэкспериментировать — сделать кирпичиками отпечатки в тесте. Покажите, как делать отпечатки различными небольшими предметами. Покажите, какие бывают текстуры. Так же с помощью кирпичика можно нарисовать какую-нибудь букву.
Чья команда быстрее построит.
Дети разбиваются на две команды. Каждой команде даётся образец постройки и одинаковое количество деталей. Каждый ребенок за один раз может прикрепить одну деталь. Дети по очереди подбегают к столу подбирают нужную деталь и прикрепляют к постройке. Побеждает та команда, чья быстрее построит постройку.
Найди деталь такую же, как на карточке.
Дети по очереди берут карточку с чертежом детали конструктора Лего "Дупло". И находят такую же деталь и прикрепляют её на плату. В конце игры дети придумывают, что получилось.
Чудесный мешочек.
Ведущий держит мешочек с деталями конструктора Лего. Дети по очереди берут одну деталь и отгадывают. После вытаскивают из мешочка и всем показывают.
Разложи детали по местам.
Детям даются коробочки и конструктор, распределяются детали на каждого ребенка по две. Дети должны за короткое время собрать весь конструктор. Кто все соберет без ошибок тот и выиграл.
Собери по памяти.
Педагог показывает детям в течении нескольких секунд модель из 3-4 деталей, а затем убирает её. Дети собирают модель по памяти и сравнивают с образцом.
Запомни и сделай.
Выставляется ряд деталей с соблюдением какой-либо закономерности. Дети в течение нескольких секунд рассматривают образец и затем выставляют то же по памяти.
Собери по ориентирам.
Педагог диктует ребятам, куда выставить деталь определённой формы и цвета. Используются следующие ориентиры положения: "левый верхний угол", "левый нижний угол", "правый верхний угол", "правый нижний угол", "середина левой стороны", "середина правой стороны", "над", "под", "слева от", "справа от".
Симметрия.
Педагог выкладывает первую половину узора, а дети должны, соблюдая симметрию, выложить вторую половину узора.
Составь сам.
Дети самостоятельно составляют симметричные узоры - можно изображать бабочек, цветы и т. д.
Найди лишнее.
Педагог показывает детям ряд деталей и просит определить лишний элемент (каждый элемент состоит из двух деталей конструктора).
Найди недостающую фигуру.
Педагог представляет задачу из трёх горизонтальных и трёх вертикальных рядов фигур из деталей конструктора. Ребёнку даётся задача с одной недостающей фигурой, которую и надо подобрать. Упражнение начинается с самых простых заданий, когда фигуры состоят из одной детали и отличаются по одному признаку. Затем постепенно задания усложняются.
Сделай флаг.
Педагог раздаёт детям кирпичики двух цветов и просит составить все возможные флажки из одного красного кирпичика и двух синих, из одного красного и трёх синих или двух красных двух синих
Цветные башенки
Цель: закреплять названия цветов; развивать интерес, внимание, быстроту, мелкую моторику рук.
Дети по очереди кидают кубик. На гранях кубика, находятся цвета, указывающие на то, какой цветом кубик необходимо взять следующим для постройки башенки. Для игры мы используем маленькие и большие кубики Лего.
Загадки с применением Лего - конструктора
Цель: уточнение и расширение представлений детей о деталях лего – конструкторов, об окружающем их мире и пополнение словарного запаса. Формирование умений воспринимать и выделять из содержания загадки характерные признаки или явления, свойственные предмету
Детям предлагается задание угадать сказку по выложенному сюжету из имеющихся форм лего - конструктора.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
- Приключения Гуливера
- Красная шапочка
- Маша и медведи
- Три поросёнка
- Белоснежка и семь гномов
- Алиса в стране чудес
- Али баба и 40 разбойников
- Пинокио
- Заяц и черепаха
Стихи про Lego
***
«Лего» – умная игра,
Завлекательна, хитра.
Интересно здесь играть,
Строить, составлять, искать!
Приглашаю всех друзей
«Лего» собирать скорей.
Там и взрослым интересно:
В «Лего» поиграть полезно!
***
Раз, два, три — сложи детали,
Чтоб они машиной стали.
Собери гараж. Потом,
Не забудь построить дом.
Можно к самому порогу,
Проложить еще дорогу,
Выбрать место для моста —
То-то будет красота!
Из конструктора такого
Что ни сделай — все толково!
***
Машины, роботы, зверюшки,
Твои друзья, твои подружки.
Пираты, замки и шахтеры,
И поезда, и целый город!
Твои любимые герои –
На суше, в воздухе, на море.
Ты с ними целый мир откроешь –
Поедешь, полетишь, построишь,
И в этот мир – веселый, яркий,
Где есть волшебные подарки,
Ты окунись, как в море с брега:
Добро пожаловать в мир «LEGO»!
***
Собрать машинку, вездеход,
Дворец, ракету, пароход,
И даже целый городок
Конструктор «Лего» нам помог.
Вот только истинных друзей,
Не соберёшь из кирпичей!
***
ЛЕГО это мир фантазий!
Мир идей, разнообразий.
Изучая схемы в нём,
Может получиться дом.
Или мы построим замок,
Где живёт большой дракон.
Он принцессу сторожит,
И огнём на всех рычит.
ЛЕГО руки развивает,
И мечтать нам не мешает.
И скажу про ЛЕГО я -
Это лучшая игра!
***
Конструктор Лего –
Лучший друг.
Он учит, развивает.
И с ним составишь ты хоть что,
Он очень помогает.
***
Мальчишка был, ох, озорной!
А теперь, совсем другой!
Когда купили ему Lego,
Не узнать совсем Олега!
На себя он не похож,
Едва взглянет на чертёж.
И уже шагает робот,
Вместо носа длинный хобот.
На рукавах цветной узор,
Наш конструктор – фантазёр!
Играет целыми часами,
Как спокойно стало маме!
Она рада за Олега,
Покупайте детям Lego!
***
Если хотите ребёнка занять!!!
Купите ему Lego,
Коробочек пять.
Разных занятий в школе не мало.
Мы же ребята – интеллектуалы.
Нам для идеи не нужен индуктор,
Мы влюблены в Lego конструктор!!!
***
Мы играем дружно в Лего
Интересная игра!
Собираем, разбираем,
Строем дом и города.
Можно сделать самолёт,
И отправится в полёт.
Я в игрушки не играю,
Лего с мамой собираю.
Будет улица с домами,
И машины с кораблями.
В гости к нам придут друзья —
Продолжается игра.
Боря, будущий строитель,
Принесет подъёмный кран.
Яна с Ритой, вы учтите,
Соберут аэроплан.
Вместе все мы полетим,
В незнакомый ЛЕГО мир!
(Михина Яна)
***
ЛЕГО чудная игра!
Это знает детвора.
Можно дом собрать,
Машины, самолёты, катера.
В ЛЕГО я люблю играть,
Хоть и сложно собирать,
На отдельные модели
Я потратил две недели.
(Лев Яковлев.)
***
Были малые частицы,
Стали звери, стали птицы
машины краны и дома,
Ведь Лего лучше всех всегда.
(Гагарина Василиса)
***
Мне конструктор папа подарил.
Долго я конструктор у него просил.
Гаечки, отвёртки, два ключа, болты -
Иногда сбываются детские мечты.
Соберу сегодня быструю ракету,
И отправлюсь ночью на Плутон-планету.
Там дома построю, школы и мосты -
Вот такие светлые детские мечты.
Зажимаю гаечки маленьким ключом,
И кручу отвёрткою – всё мне нипочём.
Мама кричит с комнаты: "Не устал ли ты?"
Под угрозой, чувствую, детские мечты.
"Не устал я, мамочка, скоро спать пойду.
Только для ракеты двигатель найду".
Нужно на Плутоне посадить цветы –
Вот такие добрые детские мечты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка на тему: «Разработка электронного мультимедийного дидактического пособия (информационного электронного пособия для сопровождения мероприятия для родителей и педагогов) «Дошкольники и этикет»
Данное электронное пособие предназначено для педагогов дошкольных учреждений и родителей детей дошкольного возраста. Цель данного пособия:...
Мастер-класс по изготовлению дидактического пособия для детей дошкольного возраста Дидактическое пособие А давай мы, поиграем…
БЫСТРО И ПРОСТО ИЗГОТОВИТЬ ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ...
Дидактическое пособие «Умный дом». Аннотация. Дидактическое пособие «Умный дом» предназначено для работы с детьми от 3 до 7 лет на занятиях по формированию элементарных математических представлений, ознакомлению с окружающим миром, экологии, развитию ре
Аннотация.Дидактическое пособие «Умный дом» предназначено для работы с детьми от 3 до 7 лет на занятиях по формированию элементарных математических представлений, ознакомлению...
ЗОЖ. Авторские дидактические пособия, направленные на формирование ЗОЖ: пособие по валеологии «Хорошо-плохо», пособие «Корзинка-витаминка» (6 вариантов игры)
Дидактические пособия, направленные на формирование ЗОЖ: пособие по валеологии «Хорошо-плохо», пособие «Корзинка-витаминка» (6 вариантов игры)...
Педагогическая находка Дидактическое пособие «Дидактическое пособие сенсорная, адаптационно-дидактическая юбка»
Сенсорная юбка-это необычное дидактическое пособие, которое привлекает внимание детей, своей яркостью и многообразием элементов....
Дидактическое пособие «Развивающие игры на формирование чувства ритма у детей среднего и старшего дошкольного возраста» в номинации методическое пособие (авторские развивающие игры, дидактическое пособия)
Дидактическое пособие рекомендовано музыкальным руководителям...
Дидактическое пособие «Развивающие игры на формирование чувства ритма у детей среднего и старшего дошкольного возраста» в номинации методическое пособие (авторские развивающие игры, дидактическое пособия)
Дидактическое пособие адресовано музыкальным руководителям и цчителям музыки общеобразовательной школы по формированию чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста и младших школьников...