Инженерное мышление
консультация по конструированию, ручному труду (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Слайд №1
В наше время постоянно возрастает техническая сложность средств производства, что требует особого внимания к профессиональным интеллектуальным качествам инженера, а также к его творческим способностям.
Инженерным мышлением мы называем вид познавательной деятельности, направленной на исследование, создание и эксплуатацию новой высокопроизводительной и надежной техники, прогрессивной технологии, автоматизации и механизации производства, повышение качества продукции.
От уровня и качества «базового» мышления ребенка зависит результат педагогических воздействий на него в будущем.
Кроме того, зачатки инженерного мышления необходимы ребенку уже с малых лет, так как с самого раннего детства он находится в окружении техники, электроники.
Актуальность на слайде №2
Педагогический коллектив МДОУ «Семицветик № 25» активно включился в процесс внедрения федерального государственного стандарта дошкольного образования. Воспитание творческих, смелых, инициативных детей, которые в дальнейшем вырастут в успешных молодых людей, социально активных, способных к саморазвитию и творческому мышлению - это одна из важных задач образования и ее мы решаем вместе с дошкольным сообществом нашей страны.
Слайд 3
В образовательной программе младших групп основным является сенсомоторное развитие, которое составляет фундамент общего умственного развития ребенка.
Слайд 4
Одним из путей в данной работе является использование в образовательном процессе нестандартного оборудования для моторного развития и LEGO-конструирования, как одного из активных, практико-ориентированных, креативных и вдохновляющих средств развития дошкольников.
Слайд №5
В начале своей работы провела диагностическое обследование состояния мелкой моторики и развития мышления.
Согласно анализу проводимой диагностики и наблюдения пришла к выводу:
У детей было слабо развито мышление, плохо развита мелкая моторика. У них наблюдается мышечная напряженность, сниженный тонус, нарушение общей моторики. Малыши скованны, медлительны в выполнении движений.
Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики, решила провести с детьми углубленную работу в этом направлении, работая в контакте с родителями.
Целью моей работы являлось развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей раннего возраста в играх, упражнениях и разных видах деятельности при использовании доступного материала, создание благоприятных условий для развития инженерного мышления.
Слайд №6
Для решения этой цели я поставила перед собой следующие задачи: (на слайде)
Для решения данных задач выработаны следующие
принципы: (на слайде)
Методы и приемы.
- Словесный
- Наглядно-действенный
- Практический
- Игровой
Проект был рассчитан на один учебный год.
Участниками проекта были педагог, дети группы раннего возраста, родители
Слайд№7
Результат:
- Создан фундамент зачатков инженерного мышления
- Положительная динамика развития мелкой моторики у каждого ребенка;
- Усовершенствована развивающая предметно – пространственная среда группы;
- Сформированы элементарные представления у детей о правилах безопасного поведения во время игры с дидактическим материалом;
- Повышен уровень педагогической компетентности родителей.
1 этап: подготовительный.
Слайд№8
Для успешного решения этих задач подобрала и изучила методическую литературу по данной теме.
На основе данной литературы разработала перспективный план
Хотелось создать среду, окружающую детей таким образом, чтобы она определяла направленность их деятельности и в тоже время решала поставленную задачу по развитию мелкой моторики и инженерного мышления.
Известно, что ни одну задачу по воспитанию и развитию ребенка нельзя решить без участия родителей. Провела с родителями беседу на тему: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста с использованием нестандартного оборудования», ознакомила с содержанием и значением необходимости развития мелкой моторики детей раннего возраста, обсудили с родителями, какое оборудование они могли бы мы сделать и из чего, предложила их изготовить.
Родители заинтересовались моей идей, предлагали помощь в решении той или иной задачи.
В группе создана необходимая развивающая предметно - пространственная среда, («Центр развивающих игр»), приобретены игры и пособия для развития мелкой моторики.
Слайд№9
Сенсорная дидактическая полка является частью центра развивающих игр. Все эти игры находятся в группе в свободном доступе. Все материалы размещены на открытых полках, а сами материалы привлекательные, яркие.
Слайд№10
2 этап: Основной (реализация)
Работу начала с детьми группы раннего с октября месяца во всех воспитательно-образовательных блоках: в режимных моментах, в совместной деятельности воспитателя с детьми, в самостоятельной деятельности детей.
В своей работе использую весь комплекс мер по развитию мелкой моторики, что обеспечивает возможность саморазвития ребенка, который из всех предложенных ему мероприятий выбирает ту деятельность, которая отвечает его склонностям и интересам.
Ребенок познает и моделирует мир всеми доступными ему средствами. Поэтому маленькому инженеру обязательно нужны занятия по конструированию, которые помогут развить его творческие способности и научат основам работы с разным материалом, в это время, у детей развивается не только образное мышление, но и фантазия, мелкая моторика рук. Во время игры ребенок постоянно манипулирует деталями, проявляет сообразительность, наблюдательность, терпение и настойчивость.
Слайд№ 11
С целью эффективности моей работы провела промежуточную диагностику. На данном слайде наглядно видно: повысился средний и высокий уровень.
Слайд№ 12 Анализируя проделанную работу, можно сделать выводы:
- тема, разработанного проекта и объем информации выбраны с учетом возрастных особенностей детей раннего возраста, что положительно влияет на различные виды деятельности детей;
- отмечается положительная реакция и эмоциональный отклик детей на знакомство с новыми видами игр и гимнастик, дети проявляют желание и интерес играть в данные игры
- возросла речевая активность детей, внимание стало более сосредоточенным
- родители принимают активное участие в реализации проекта: изготовили много интересных и красочных развивающих пособий, проводят пальчиковую гимнастику, игры на развитие мелкой моторики в домашних условиях.
Считаю, что мне удалось достигнуть хороших результатов, а значит целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей раннего возраста способствует развитию мышления, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а значит, способствует инженерному мышлению – решению конкретных, выдвигаемых задач и целей для достижения наиболее эффективного и качественного результата.
Проводимая работа даёт положительные результаты, поэтому, буду продолжать работать в данном направлении, искать новые интересные формы взаимодействия с детьми и их родителями.
На будущее планирую:
1.Продолжать работу по данному проекту.
2.Разработать еще несколько дидактических пособий на использование нестандартного оборудования для развития мелкой моторики пальцев рук.
3.Приобрести LEGO- конструкторы.
4.Разработать перспективный план на следующий год с усложнениями.
5.Продолжать сотрудничать с родителями.
Слайд 13
Спасибо за внимание! Я готова ответить на ваши вопросы.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность Приоритетными задачами государственной политики в сфере дошкольного образования на современном этапе являются создание условий для позитивной социализации детей, амплификация (обогащение) развития, поддержка инициативы и творчества каждого ребенка
образовательная программа младших групп
LEGO- конструирование Актуальность моей работы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста, способствует инженерному мышлению – решению конкретных, выдвигаемых задач и целей для достижения наиболее эффективного и качественного результата
диагностическое обследование состояния мелкой моторики и развития мышления
Задачи - Формировать предпосылки инженерного мышления - Способствовать работе речевых и мыслительных центров головного мозга - Совершенствовать мелкую моторику рук, развивая психические процессы: внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память, речь детей через использование разнообразных форм, методов и приемов - Формировать элементарные представления у детей о правилах безопасного поведения во время игры с дидактическим материалом - Совершенствовать развивающую предметно - пространственную среду - Способствовать сотрудничеству с родителями: повышать уровень педагогической компетентности родителей по формированию представлений о моторной деятельности детей, изготовление пособий. Принципы доступность и индивидуальность последовательность и систематичность связь с жизненным опытом наглядность
1. Создан фундамент зачатков инженерного мышления 2. Положительная динамика развития мелкой моторики у каждого ребенка; 3. Усовершенствована развивающая предметно – пространственная среда группы; 4. Сформированы элементарные представления у детей о правилах безопасного поведения во время игры с дидактическим материалом; 5. Повышен уровень педагогической компетентности родителей.
Сенсорная дидактическая полка
Занятия по конструированию
Промежуточная диагностика
Выводы тема, разработанного проекта и объем информации выбраны с учетом возрастных особенностей детей раннего возраста, что положительно влияет на различные виды деятельности детей; отмечается положительная реакция и эмоциональный отклик детей на знакомство с новыми видами игр и гимнастик, дети проявляют желание и интерес играть в данные игры возросла речевая активность детей, внимание стало более сосредоточенным родители принимают активное участие в реализации проекта: изготовили много интересных и красочных развивающих пособий, проводят пальчиковую гимнастику, игры на развитие мелкой моторики в домашних условиях
Планы на будущее 1.Продолжать работу по данному проекту. 2.Разработать еще несколько дидактических пособий на использование нестандартного оборудования для развития мелкой моторики пальцев рук. 3.Приобрести LEGO- конструкторы. 4.Разработать перспективный план на следующий год с усложнениями. 5.Продолжать сотрудничать с родителями
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности развития предпосылок инженерного мышления дошкольников
Утверждение К.Д.Ушинского о том, что педагог живет до тех пор, пока учится, в современных условиях приобретает особое значение. Важнейшей задачей модернизации образования является повышение...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/21/picture-227068-1366560830.jpg)
Педагогический проект «Формирование инженерного мышления дошкольников по средствам поисково – познавательной деятельности»
В наше время постоянно возрастает техническая сложность средств производства, что требует особого внимания к профессиональным интеллектуальным качествам инженера, а так же к его творческим спосо...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/21/picture-227068-1366560830.jpg)
Презентация проекта «Формирование инженерного мышления дошкольников по средствам поисково – познавательной деятельности»
Приоритетными задачами государственной политики в сфере дошкольного образования на современном этапе являются создание условий для позитивной социализации детей, амплификация (обогащение) развития, по...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/01/picture-841207-1478010619.png)
Развитие инженерного мышления у детей старшего дошкольного возраста с помощью Лего-конструирования
В настоящее время изучению проблемы речевого творчества дошкольников посвящается большое количество научно-исследовательских работ психологов и педагогов....
![](/sites/default/files/pictures/2019/04/20/picture-49788-1555760260.jpg)
Игра для развития инженерного мышления дошкольников "Волшебный светофор"
Цель: Учить детей выделять систему, подсистему и надсистему объекта. Пособие к игре: Пособие представляет собой мини-лэпбук (тематическая папка). На внутренней стороне лэпбука на...
консультация для родителей "Инженерное мышление у детей дошкольного возраста"
quot;ИНЖЕНЕРНОЕ МЫШЛЕНИЕ - это вид познавательной деятельности, направленной на исследование, создание и эксплуатацию новой высокопроизводительной и надежной техники…"....
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/10/picture-993420-1515598439.jpg)
Педагогический проект по формированию инженерного мышления у детей младшего дошкольного возраста
Педагогический проект по формированию инженерного мышления у детей младшего дошкольного возраста...