Проект "Свойства бумаги"
проект по конструированию, ручному труду (младшая группа)

Русинова Ольга Александровна

Актуальность.

Мир ребенка – сложный комплекс разнообразных, зрительных, слуховых, осязательных ощущений и эмоций. Бумага - самый доступный и распространённый материал для детского творчества. Но не всегда взрослые используют его возможности в целях экономии бумаги. Работая с бумагой и картоном, ребенок получает дополнительные знания и практические умения, расширяя одновременно свой кругозор. Поэтому, учитывая интерес детей к данной теме и для решения проблемы выбрали работу над проектом «Волшебный мир бумаги». Считаем, что работа по данной теме будет доступна и интересна детям дошкольного возраста.

Цель проекта:Формирование у детей основ знаний и представлений о бумаге.

Дать ребенку возможность реально, самостоятельно открыть для себя волшебный мир листа бумаги, постичь свойства, структуру, насладиться палитрой цветовых гамм, сочетанием комбинаций различных форм, величин. Развивать образное представление о возможностях предметов, учиться конструировать и моделировать, находить неожиданные варианты их использования.

Задачи:

Образовательные:

- Познакомить детей со свойствами и особенностями бумаги в различных изделиях и постараться открыть ее новые возможности;Учить детей оформлять созданные изображения более мелкими деталями;

- Учить детей создавать разнообразные поделки в технике «оригами», «квилинг», «объёмная аппликация», вырезывание вытынанок.

-Учить пользоваться специальной терминологией.

Развивающие:

- развивать эмоционально – личностную сферу ребенка;

- развивать свободную творческую личность;

- формировать потребности в создании собственной поделки.

Воспитательные:

- Обратить внимание дошкольников на значение и разнообразие бумаги в нашей жизни;

- Обратить внимание на необходимость бережного использования бумаги, на связь охраны леса с нашей повседневной жизнью.

Ресурсное обеспечение проекта.

1. Материально-техническое (компьютер, фотоаппарат, канцелярские принадлежности, фонотека, посуда для экспериментов, виды бумаги.)

2. Наглядный материал:

а) схемы (оригами, квилинга, объёмной аппликации);

б) игры.

Предполагаемый результат:

Дети получат знания о том, что древесное сырье является основным источником для производства бумаги. Будут бережнее относиться к бумаге и предметам из бумаги.

Повысит интерес детей к бумаге применяя опытно-экспериментальную деятельность по данной теме. При ознакомление с новыми фактами и действиями с бумагой активизируются мыслительные процессы. А необходимость рассказывать об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и делать выводы стимулирует развитие речи.

Механизмы реализации проекта.

Методы проекта:

1. исследовательские:

- опыты;

- проблемные вопросы;

- наблюдения.

2. самостоятельное наблюдение;

3. коллективное наблюдение;

4. наглядный:

- рассматривание картинок, иллюстраций, схем, презентации.

5. словесные:

-беседы,

-чтение литературы,

-консультации для родителей,

-объяснения, указания, словесные инструкции.

Формы организации проекта:

- ООД. (ознакомление с окружающим миром, развитие речи, изобразительная деятельность-аппликация);

- игры;

- трудовая деятельность детей;

- исследовательская деятельность.

 

Этапы реализации проекта

1. Подготовительный этап.

- Подбор методической, художественной и энциклопедической литературы по теме проекта;

- Изучение Интернет-ресурсов по теме проекта, подбор иллюстраций;

-Дидактические игры и пособия;

- Создание развивающей предметно пространственной среды.

2. Основной этап-исследовательский.

С детьми:

Тема недели: Тайна бумажного листа

Цель недели: Познакомиться с производством бумаги, с её свойствами, качествами и разнообразием.

-ООД «Оригами, квилинг, объёмная аппликация»;

- «Оригами — это интересно»;

- «Чудо квилинг»;

- «Разнообразие аппликации».

Беседа с детьми «История возникновения бумаги» (Приложение№1)

Цель: Познакомить детей с производством бумаги, определить её качества и свойства.

НОД «Волшебная бумага» Презентация «История возникновения бумаги»

Просмотр презентации;

Рассматривание альбома «История возникновения бумаги» (Приложение№2)

- «Какая бывает бумага».

-Проблемно-поисковая ситуация;

-«Как люди изобрели бумагу».

-Познавательная деятельность;

- «Как делают бумагу».

- Дидактические игры;( Приложение№3)

- «Бывает – не бывает»;

- «Бумажные фантики»;

- «Принеси бумажный предмет».

Творческо-продуктивная деятельность;(Приложение№4)

-«Живой червячок», «Цветные, необыкновенные

рыбки»,  «Стрекоза», «Краб», «Гусеницы», «Веселые куколки», 

«Чюдо-цветок» (объемная аппликация, квилинг)«Летняя полянка в стили квилинг» ( Коллективная работа)

Исследовательская деятельность;(Приложение№5)

- Опыты с бумагой. «Юные экспериментаторы»

опытным путем определить свойства бумаги, узнать как разные виды бумаги ведут себя при воздействии.

Консультация для родителей «Бумагопластика»«Бумагопластика и моделирование из бумаги»

 

3 этап-итоговый.

  • «День рождение бумаги» (Приложеие№6)

«Воздушный шар», «Сердечко»

  • Цель: продолжить изучение свойств бумаги, освоить разную технику в бумагопластика, и моделирование из бумаги»

  • Оформление выставки. (Приложеие№7)

  • Изготовление альбомов: «Виды бумаги»; «История возникновения бумаги» (Приложеие№8)


 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(Приложение №1)

 

Беседа для детей младшего дошкольного возраста на тему:

«История возникновения бумаги»

 

 

Цель:

    • познакомить детей с историей возникновения бумаги;

    • уточнить и расширить представления детей о бумаге.

    • способствовать развитию творческого мышления, познавательного интереса.

    • развивать активный и пассивный словарь по теме.

    • развивать диалогическую речь;

    • развивать память, мышление, внимание;

    • расширять зону ближайшего развития детей.

    • воспитывать интерес к познанию окружающего мира, любознательность, бережливость;

 

Ход беседы:

 

 

hello_html_m11747f7b.jpg

 

 

Давным-давно, две тысячи лет назад, китайский народ изобрел бумагу. А другие народы из дальних стран покупали у них бумагу как самую большую драгоценность.

hello_html_7b4a54ba.jpg

Но время шло. Люди не только торговали, но и воевали. И вот однажды арабские войска разбили китайское войско и захватили пленников. У пленных китайцев арабы выпытали способ изготовления бумаги.

Постепенно китайский секрет перестал быть секретом, и во всем мире люди научились делать бумагу по китайскому способу,   а делали китайцы бумагу вручную. 

hello_html_3293475c.jpg

 

 

hello_html_m67f25b8c.jpg

 Посмотрите дети, как отличалась древняя бумага от  той, которую мы привыкли видеть, а старинные книги от  современных.
В наше время бумагу делают машины.  А управляют этими машинами люди.  Давайте посмотрим, как это происходит.

Бумага состоит из целлюлозных волокон. Целлюлоза – это вещество, которое можно найти во всех растениях, деревьях, хлопке, рисе, кукурузных стеблях. Но сначала в лесу рубят деревья. Бревна везут на фабрику.

 

hello_html_2ddb5530.jpg

 

Здесь их очищают от коры и перемалывают на мелкие кусочки – дробят в машине (дробилке). Крошку, которая получилась, перемешивают с особой жидкостью, превращая в мягкую массу. Она идет на изготовление бумаги.

 

 

hello_html_m7366f25.jpg

 

 

Процесс производства бумаги сложный. Поэтому с бумагой нужно обращаться очень бережно, экономно её расходовать.

 

 

 

Приложение№2

Дидактические игры и упражнения

 

  • Дидактическое упражнение «Что бывает из бумаги»

Дети перечисляют знакомые им предметы, сделанные из бумаги.

 

Внимание! Слушайте задание: пройдите по групповой комнате, найдите и принесите один бумажный предмет, то есть предмет, сделанный из бумаги. Выполняйте задание.

 

  • Дидактическое упражнение «Принеси бумажный предмет»

Воспитатель просит каждого ребенка назвать принесенный предмет, употребив при этом прилагательное «бумажный».

 

А теперь подумайте, может ли в нашем мире все быть сделано из бумаги? Могут ли быть бумажные дома? Почему? А почему в нашем мире не делают одежду из бумаги? Мебель? А транспорт? Дома у нас строят из камня, мебель делают из дерева, одежду шьют из ткани, а транспорт делают из металла. Потому что эти материалы прочные, надежные.

  • Динамическая пауза "Бумажные фантики"

Мы фантики бумажные, Конфетки в нас сидели. А детки-сладкоежки Конфеты дружно съели. (Дети сидят на корточках в кругу, в руках держат фантики. Имитируют поедание конфет.) Ветер вдруг набежал И все фантики поднял. (Встают и, кружась, машут руками, Затем бегают врассыпную.) Закружились, полетели И на землю тихо сели. (Садятся на корточки.) Мы все фантики возьмем (Складывают фантики в коробку.) И в коробку отнесем.

 

  • Дидактическая игра «Бывает – не бывает»

Воспитатель называет предмет с прилагательным «бумажный», а дети отвечают «бывает» или «не бывает», в зависимости от того, изготавливают ли этот предмет из бумаги. Бумажная книга Бумажный стул Бумажный кораблик Бумажное полотенце Бумажная обувь Бумажное пальто Бумажная газета

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экспериментированию с бумагой «Волшебница бумага» (старшая группа)

Цель:         Обратить внимание детей на значение и разнообразие бумаги в нашей жизни. Познакомить с производством бумаги. Научить отличать вещи, сделанные из б...

Конспект занятия по конструированию из бумаги на тему МЕБЕЛЬ из БУМАГИ на основе складывания прямоугольника

Конспект занятия по конструированию из бумаги на тему  МЕБЕЛЬ из БУМАГИ на основе складывания прямоугольника...

Конспект занятия по экспериментированию с бумагой «Волшебница бумага» (старшая группа)

Цель: Обратить внимание детей на значение и разнообразие бумаги в нашей жизни. Познакомить с производством бумаги. Научить отличать вещи, сделанные из бумаги, определять ее качество (цвет, гладкость, ...

Видеофильм о производстве бумаги «Так рождается бумага»

Видеофильм о производстве бумаги «Так рождается бумага»                                    [[{"type":"med...

Мастер-классы для родителей, воспитанников и воспитателей: «Волшебный мир бумаги и великолепных цветов из крепа» (гофрированной бумаги) гиацинты. Подмосковье. г.Красногорск 2016г.

Мастер – классы – это организованная деятельность, которая развивает художественный вкус, фантазию и воображение, мелкую моторику рук, что в свою очередь, влияет на развитие речи и мышления детей, уси...

Бумага. Применение бумаги

Мастер - класс для педагогов и родителей....