Программа кружка "Робототехника"
рабочая программа по конструированию, ручному труду (подготовительная группа)
Цель программы:
Моделирование логических отношений и объектов реального мира для всех возрастных групп дошкольного возраста
Задачи:
1. Познавательная задача: развитие познавательного интереса детей дошкольного возраста к робототехнике.
2. Образовательная задача: формирование умений и навыков конструирования, приобретения первого опыта при решении конструкторских задач, знакомство с новыми видами конструкторов LEGO WeDO, LEGO DUPLO
3. Развивающая задача: развитие творческой активности, самостоятельности в принятии оптимальных решений в различных ситуациях, развитие внимания, воображения, мышления (логического, творческого).
4. Образовательная задача: воспитание ответственности, высокой культуры, дисциплины, коммуникативных способностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_robototehnika.docx | 39.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №4 «Снежинка»
Городского округа «Жатай»
«Принято» «Утверждаю»
Педагогическим советом Зав. МБДОУ ДС № 4 «Снежинка»
___________Лист Е.А.
Протокол № ___ « ___»_______2020 г.
от «____»_______2020 г.
Программа
кружка «Роботехника»
Руководитель: воспитатель
Шамаева Мария Георгиевна
Жатай 2020 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направление программы: познавательно – исследовательское. Занятия LEGO конструированием, программированием, исследованиями, а также общение в процессе работы способствуют разностороннему развитию воспитанников.
Интегрирование различных образовательных областей в рабочей программе «Робототехника в детском саду» открывает:
-возможности для реализации новых концепций дошкольников,
-овладения новыми навыками и расширения круга интересов.
Цель программы:
Моделирование логических отношений и объектов реального мира для всех возрастных групп дошкольного возраста
Задачи:
1. Познавательная задача: развитие познавательного интереса детей дошкольного возраста к робототехнике.
2. Образовательная задача: формирование умений и навыков конструирования, приобретения первого опыта при решении конструкторских задач, знакомство с новыми видами конструкторов LEGO WeDO, LEGO DUPLO.
3. Развивающая задача: развитие творческой активности, самостоятельности в принятии оптимальных решений в различных ситуациях, развитие внимания, воображения, мышления (логического, творческого).
4. Образовательная задача: воспитание ответственности, высокой культуры, дисциплины, коммуникативных способностей.
Ожидаемые результаты:
- формирование устойчивого интереса к робототехнике и образовательным областям общеобразовательной программы детского сада: познавательное, речевое, художественно- эстетическое; социальное развитие, окружающий мир и экология.
- формирование умения работать по предложенным инструкциям;
-формирование умения творчески подходить к решению задачи;
- формирование умения довести решение задачи до готовности модели;
- формирование умения излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений.
- формирование умения работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности.
Формы подведения итогов реализации рабочей программы:
- конкурс детских построек на базе детского сада;
- совместная проектная деятельность детей и родителей;
- совместная проектная деятельность детей и воспитателей.
Данная программа направлена:
- помощь детям в индивидуальном развитии;
- мотивацию к познанию и творчеству;
- к стимулированию творческой активности;
- развитию способностей к самообразованию;
- приобщение к общечеловеческим ценностям;
- организацию детей в совместной деятельности с педагогом.
Основные образовательные цели:
-Занятия конструированием, программированием, исследованиями, а также общение в процессе работы способствуют разностороннему развитию воспитанников.
- Интегрирование различных образовательных областей в учебном курсе ЛЕГО открывает новые возможности для реализации новых концепций дошкольников, овладения новыми навыками и расширения круга интересов.
Технология. Проектирование:
-Создание действующих моделей. Воспроизведение иллюстраций и моделей.
-Понимание того, что животные используют различные части своих тел.
-Демонстрация умения работать со схемами и различными видами конструктора ЛЕГО.
Технология. Реализация проекта:
-Сборка и исследование моделей. Изменение модели путём модификации её конструкции.
-Организация мозговых штурмов для поиска новых решений.
-Обучение принципам совместной работы и обмена идеями.
Математика:
-Измерение времени, ориентирование в пространстве. Оценка и измерение расстояния.
- Усвоение понятия случайного события. Использование чисел и
числового ряда для задания продолжительности работы.
-Использование чисел при измерениях и при оценке качественных параметров.
Развитие речи:
-Использование в устной речи специальных терминов. Подготовка и проведение демонстрации модели.
- Использование интервью, чтобы получить информацию и
составить рассказ.
Написание сценария с диалогами.
- Описание логической последовательности событий, создание постановки с главными героями и её оформление визуальными и звуковыми эффектами.
-Применение мультимедийных технологий для реализации и презентации идей.
- Участие в групповой работе в качестве «мудреца», к которому обращаются со всеми вопросами.
-В своей образовательной модели мы выделяем этапы освоения детьми робототехнической деятельности.
Первый и второй этапы носят подготовительный характер:
1 этап реализуется в рамках обязательной части основной общеобразовательной программы детского сада.
Возрастная категория: с 3 до 4 лет.
Различные виды конструирования включены в регламент образовательной работы детского сада. Реализуется в рамках образовательных областей по ФГОС. Наряду с традиционным деревянным конструктором, дети выполняют постройки из пластмассового конструктора, а также с увлечением занимаются конструированием из бумаги по типу оригами.
В совместной с педагогом деятельности малыши осваивают эталоны цвета, формы величины, развивают мелкую моторику. Нами разработано перспективное планирование с учетом интеграции конструирования, чтением художественной литературы, ознакомлением с окружающим миром.
Возрастная категория: с 4 до 5 лет.
В возрасте с 4 до 5 лет дети закрепляют навыки работы с различными видами конструкторов. В этом возрасте преимущественная форма работы — это конструирование по замыслу. Воспитатели детского сада создали предметно – развивающую среду в группах, где дети свободно экспериментируют со строительным материалом. Придумывают сюжеты, используют модели конструктора в игре.
2 этап реализуется в рамках вариативной части основной общеобразовательной программы детского сада.
Возрастная категория: с 5 до 6 лет
-Конструирование с использованием информационно коммуникативных технологий.
-В образовательную деятельность по конструированию включены упражнения по освоению программы конструирования по робототехнике. Дети не только закрепляют приобретенные навыки конструирования объемных моделей, но и знакомятся с уникальными возможностями моделирования построек в данной программе.
3 этап реализуется в рамках вариативной части основной общеобразовательной программы детского сада.
Возрастная категория: с 6 до 7 лет
-«Конструирование с использованием робототехники»
На данном этапе преобладает познавательно – исследовательская деятельность дошкольников.
-Занятия конструированием, программированием, исследованиями, а также общение в процессе работы способствуют разностороннему развитию воспитанников.
- Интегрирование различных образовательных областей в рабочей
программе «Робототехника в детском саду» открывает возможности для реализации новых компетенций дошкольников, овладения новыми навыками и расширения круга интересов.
Освоение навыков робота конструирования дошкольников происходит в 4 этапа:
- На первом этапе работы происходит знакомство с конструктором и инструкциями по сборке, изучение технологии соединения деталей.
- На втором этапе обучаем детей сборке простых конструкции по образцу.
- На третьем этапе перед нами стоит задача познакомить детей с языком программирования, а также правилами программирования компьютерной среды.
- Этап усовершенствования предложенных разработчиками моделей, создание и программирование моделей с более сложным поведением. Дети
исследуют, какое влияние на поведение модели оказывает изменение ее конструкции: они заменяют детали, проводят испытания, оценивают ее возможности, создают отчеты, проводят презентации, придумывают сюжеты, придумывают сценарии и разыгрывают спектакли, применяя в них свои модели.
Материально-технические условия внедрения ЛЕГО конструирования и робототехники в ДОУ.
Освоение конструктора и его использование должно быть процессом направляемым, а не спонтанным. Для этих целей обязательным элементом процесса обучения является наличие у воспитателя четкой стратегии использования конструктора в учебно-воспитательном процессе.
Для эффективной организации занятий по Легоконструированию необходимо обустроить среду, где будут проводиться занятия с детьми.
После первого занятия воспитателю уже понятно, как лучше дать ребенку детали конструктора — в коробке или россыпью. Ребенок должен свободно передвигаться и не быть ограниченным рамками стола. Чтобы в дальнейшем использовать ЛЕГО на занятиях, он должен пощупать, потрогать элементы, попробовать варианты их скрепления, привыкнуть к пестроте и яркости этих волшебных кирпичиков, просто поиграть с ними и начать свободно ориентироваться в элементах, лежащих в коробке.
Конструкторы ЛЕГО - это специально разработанные конструкторы, которые спроектированы таким образом, чтобы ребенок в процессе занимательной игры смог получить максимум информации о современной науке и технике и освоить ее. Некоторые наборы содержат простейшие механизмы, для изучения на практике законов физики, математики, информатики.
Необычайная популярность LEGO объясняется просто — эта забава подходит для людей самого разного возраста, склада ума, наклонностей, темперамента и интересов.
Для тех, кто любит точность и расчет есть подробные инструкции, для творческих личностей – неограниченные возможности (два самых простых кубика LEGO можно сложить 24-я разными способами).
Для любознательных - обучающий проект LEGO.
Для коллективных - возможность совместного строительства.
Робототехника сегодня - одна из самых динамично развивающихся областей промышленности.
Путь развития и совершенствования у каждого человека свой. Задача образования при этом сводится к тому, чтобы создать среду, облегчающую ребёнку возможность раскрытия собственного потенциала, позволит ему свободно действовать, познавая эту среду, а через неё и окружающий мир. Роль педагога состоит в том, чтобы организовать и оборудовать соответствующую образовательную среду и побуждать ребёнка к познанию, к деятельности.
Основными формами учебной деятельности являются: свободное занятие, индивидуальное и занятие с группой детей.
Тематическое планирование
2-я младшая группа
Месяц | Содержание темы |
Октябрь | 1. Знакомство с конструктором LEGO DUPLO. Сборкапрямой змейки 2. Сборка сгибающейся змейки. Игра в сороконожку. 3. Строительство дорожек разной ширины. |
Ноябрь | 1. Постройка заборов из деталей прямоугольной формы. 2. Постройка комбинированных заборов. 3. Строительство простых ворот. 4. Сооружение ворот с наборными покрытиями. |
Декабрь | 1. Конструирование красивых ворот 2. Игра в зоопарк. Постройка клеток для животных. 3. Игра в зоопарк. Возведение общей ограды для парка. |
Январь | 1. Постройка пирамид. 2. Постройка сложных пирамид |
Февраль | 1. Строительство лесенки 2. Постройка мостов для пешеходов 3. Постройка домика по карточке 4. Сооружение одноэтажного домика по образцу |
Март | 1. Конструирование домика по замыслу 2. Сборка машинки по карточке 3.Конструирование легковой машины по образцу. 4. Конструирование грузовой машины |
Апрель | 1. Постройка фургона 2. Игра «Путешествие на поезде» 3. Моделирование фигурки девочки 4. Конструирование по замыслу |
Май | 1. моделирование фигуры мальчика 2. сборка мебели 3. конструирование по замыслу |
Средняя группа
Месяц | Содержание темы |
Сентябрь | 1. Игра «Угадай мою модель» 2. Моделирование фигур людей «Я и мой друг» |
Октябрь | 1. Постройка общей ограды, башен, лестниц 2. Конструирование ворот 3. Моделирование фигуры великана 4. Моделирование фигур животных по карточкам |
Ноябрь | 1. Создание моделей собак и кошек по образцу 2. Конструирование птиц по образцу и замыслу 3. Моделирование фигур животных с опорой на рисунки 4. Моделирование фигуры орла |
Декабрь | 1. Создание моделей любимого животного 2. Моделирование снеговика и постройка зимней игровой площадки 3. «Там чудеса, там леший бродит»- конструирование модели чудища по собственному замыслу 4. Сооружение фигур динозавров |
Январь | 1. Моделирование жар- птицы 2. Постройка домиков по образцу |
Февраль | 1. Моделирование персонажей сказки «Зайкина избушка». 2. «В лес чудес мы поедем с тобой»- моделирование фантастического животного 3. Создание модели блина по образцу 4. Постройка домика по замыслу |
Март | 1. Моделирование персонажей сказки «Колобок». 2. Постройка машин по образцу. 3. Конструирование машин по замыслу. 4. Постройка моделей военных машин |
Апрель | 1. Строительство простейших моделей самолетов и вертолетов. 2. Создание сказочного средства передвижения. 3. «Жил на свете один человечек» постройка из деталей конструктора LEGO DACTA- крылечка, человечка, птички. 4. Постройка модели кораблика по образцу |
Май | 1. Конструирование простейшего самолета 2. Строительство моделей маленьких машинок. |
Старшая группа
Месяц | Содержание темы |
Сентябрь | 1. Познакомить детей с первыми роботами (презентация). 2. Познакомить детей с деталями конструктора LEGO WeDo. |
Октябрь | 1. Правила техники безопасности при работе с конструктором. 2. LEGO-игра детей или «Знакомство с LEGO WeDo продолжается». 3. Путешествие по LEGO-стране. Исследователи цвета. 4. Исследователи кирпичиков 1. Научить детей правильно использовать детали конструктора. |
Ноябрь | 1.Знакомство с программным обеспечением LEGO® EducationWeDo™ 2.Закрепление темы программного обеспечения LEGO® EducationWeDo™ 3.Знакомство со звуками программного обеспечения LEGO® EducationWeDo™ 4. Знакомство с фонами экрана в программном обеспечении LEGO® EducationWeDo™ |
Декабрь | 1. Первые шаги: Знакомство с основными приемами сборки и программирования. 2. Знакомство с мотором и осью. 3. Знакомство: Зубчатые колеса. Промежуточное колесо. 4. Понижающая зубчатая передача. Понижающая зубчатая передача. |
Январь | 1. Повторение и закрепление предыдущего материала. Знакомство с датчиком наклона. 2. Первые шаги: Шкивы и ремни. Перекрестная ременная передача. |
Февраль | 1. Снижение скорости. Увеличение скорости 2. Знакомство с датчиком расстояния. Коронное зубчатое колесо. 3. Червячная зубчатая передача. 4. Раздел: Кулачок. Рычаг. |
Март | 1. Знакомство с блоком «Цикл». Блок «Прибавить к Экрану» 2. Блок «Вычесть из Экрана». Блок «Начать при получении письма» 3. Первые шаги: Знакомство с маркировкой мотора. 4. Повторение изученного блока. 1. Использование блока «Цикл» в составлении программы. Понять изменения действий при его использовании. Изучить изменения при использовании блока «Прибавить к экрану» |
Апрель | 1. Знакомство с саванной. 2. Создание модели животного из конструктора LEGOWEDO по замыслу детей и на примере модели льва. 3. Моделирование фигур животных с опорой на рисунки. 4. Создание моделей любимого животного. |
Май | 1. Проектирование в робототехнике 2. Итоговое занятие. 1. Научить детей составлять детские проекты. 2. Демонстрация детского проекта с замыслом детей |
Подготовительная группа
Месяц | Содержание темы |
Сентябрь | 1. Знакомство с компонентами конструктора ROBOLAB RCX. Правила техники безопасности при работе с конструктором. 2. Знакомство со средой программирования 1. Конструирование по замыслу. Выявить знания детей в конструировании. Повторение П. Т. Б |
Октябрь | Забавные механизмы 1. «Умная вертушка»: знакомство с «первыми шагами»; конструирование модели 2. Умная вертушка»: развитие (программирование модели с более сложным поведением) 3. «Железная дорога»: знакомство с «первыми шагами» конструирование модели. 4. «Железная дорога»: развитие (программирование модели с более сложным поведением |
Ноябрь | 1. «Теплоход»: знакомство с «первыми шагами»; Конструирование модели 2. «Теплоход»: развитие (программирование модели с более сложным поведением) 3. «Спасение самолета»: знакомство с «первыми шагами»; конструирование модели 4. «Спасение самолета»: развитие (программирование модели с более сложным поведением) |
Декабрь | Животный мир 1.«Танцующая птица»: знакомство с «первыми шагами»; конструирование модели 2. «Танцующая птица»: развитие (программирование модели с более сложным поведением) 3. «Обезьянка-барабанщик»: знакомство с «первыми шагами»; конструирование модели 4.«Обезьянка-барабанщик»: развитие (программирование модели с более сложным поведением) |
Январь | 1. «Рычащий лев»: знакомство с «первыми шагами»; конструирование модели 2. «Рычащий лев»: развитие (программирование модели с более сложным поведением) 1. Построение модели «Рычащий лев» 2. Научить детей собирать модель «Рычащий лев», создавая программу со сложным поведением. |
Февраль | 1. «Львиная семейка»: знакомство с «первыми шагами»; конструирование модели 2. «Львиная семейка»: развитие (программирование модели с более сложным поведением) Человекоподобные роботы. 3. «Нападающий»: знакомство с «первыми шагами»; конструирование модели 4. «Нападающий»: развитие (программирование модели с более сложным поведением) |
Март | 1. «Вратарь»: знакомство с «первыми шагами»; конструирование модели 2. «Вратарь»: развитие (программирование модели с более сложным поведением) 3. «Чемпионат по футболу» (конструирование 2-х разных моделей) 4. «Ликующие болельщики»: знакомство с «первыми шагами»; конструирование модели |
Апрель | 1. «Ликующие болельщики»: развитие (программирование модели с более сложным поведением). Конструирование машин по замыслу 2. Создание моделей по замыслу педагога 3. Повторение предыдущей темы 4. Продолжение предыдущей темы |
Май | 1. Презентация проектов 2. Итоговое открытое занятие «Веселый зоопарк» 1. Демонстрация детского проекта «Веселый зоопарк» 2. Проведение итогового занятия, выявление знаний детей по пройденному материалу. |
Итогом работы по освоению программирования в среде ROBOLAB RCX выделены следующие приобретаемые дошкольниками знания:
- Правила безопасной работы;
-Основные компоненты конструкторов ЛЕГО;
-Конструктивные особенности различных моделей, сооружений и
механизмов;
- Виды подвижных и неподвижных соединений в конструкторе;
- Основные приемы конструирования роботов;
- Конструктивные особенности различных роботов;
- Приемы и опыт конструирования с использованием специальных
элементов, и других объектов и т. д.).
За этой технологией - большое будущее. Робототехника прекрасно развивает техническое мышление, и техническую изобретательность у детей.
Робототехника показала высокую эффективность в воспитательном процессе, она успешно решает проблему социальной адаптации детей практически всех возрастных групп.
Соревнования по робототехнике – это яркие воспитательные мероприятия, объединяющие детей и взрослых.
Используемая литература:
1. Комарова Л. Г. «Строим из ЛЕГО»
2. Наука. Энциклопедия. – М., «РОСМЭН», 2010. – 125 с.
3. Энциклопедический словарь юного техника. – М., «Педагогика», 1988. – 463 с.
4. Шмакова М. С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС. Пособие для педагогов.
Программное обеспечение LEGO WeDOEducation.
Интернет – ресурсы:
http://int-edu.ru
http://7robots.com/
http://iclass.home-edu.ru/course/category.php?id=15
/ http://insiderobot.blogspot.ru/
https://sites.google.com/site/nxtwallet/
http://www.elrob.org/elrob-2011
http://forum.russ2.com/index.php?showforum=69
http://www.robo-sport.ru/
http://www.railab.ru/
http://roboforum.ru/
http://www.robocup2010.org/index.php
http://myrobot.ru/index.php
http://www.aburobocon2011.com/
http://creative.lego.com/en-us/games/firetruck.aspx?ignorereferer=true
http://www.youtube.com/watch?v=QIUCp_31X_c
Оборудование:
- LEGO DUPLO
- LEGO WEDO
- ROBOLAB RCX
- набор карточек и схем для каждого вида конструктора
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / [Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В.Соловьёва, С. Г. Якобсон; науч. рук. Е. В. Соловьёва
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / [Т. И...
Рабочая программа воспитателя. Ежедневное планирование по программе "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Старшая группа. Программа для установки через интернет
lt;div class="uchmag_main_162014"><div class="uchmag_table"><div class="uchmag_td_c" align="center"><a target="_blank" href="http://www.uchmag.ru/estore/e241522/?partner=507"><...
Рабочая программа дополнительной образовательной услуги "Занимательная математика" на основе комплексной программы "Общеобразовательная программа "Школа 2100 (Детский сад 2100)
Данная программа расчитана для детей 3-4 лет, в неё включена пояснительная записка, перспективное планирование, работа с родителями и многое другое....
Рабочая программа модуля «Познавательное развитие» основной общеобразовательной программы- образовательной программы дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с 2-го года по 7-й год жизни Срок реализации: 6 лет
В муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад села Манчаж» (далее МКДОУ «Детский сад села Манчаж») реализуется рабочая программа модуля «Познавательное развитие», (далее ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ подготовительная к школе группасоставлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой срок реализации программы 2015-2016г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУподготовительная к школе группа составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Ва...