Программа дополнительного образования для детей 5-7, проявляющих способности к техническому творчеству "Лего-Техник"
рабочая программа по конструированию, ручному труду (старшая, подготовительная группа)
Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста, которые проявляют способности к техническому творчеству и образовательной робототехнике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_lego_tehnik_na_2_goda.docx | 70.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное учреждение «Управление образования Администрации города Лабытнанги»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД «УЛЫБКА»
(МАДОУ «Улыбка»)
ПРИНЯТА На педагогическом совете МАДОУ «Улыбка» протокол | УТВЕРЖДАЮ Заведующий МАДОУ «Улыбка» _____________ Р.Н. Назмутдинов «__» ___________ 2018 г. приказ МАДОУ «Улыбка» |
Рабочая программа кружка
по лего-конструированию
«Лего Техник» для детей 5-7 лет
Автор:
Назарова Марина Александровна,
педагог дополнительного образования,
I квалификационной категории
г. Лабытнанги
2018 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ…………………………………………………………………………...…3
1.1. Пояснительная записка……………………………………………………………..3
1.2. Планируемые результаты освоения программы………………………………………..8
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ………………………………………………………………...9
2.1. Учебно-тематический план I-II года обучения….……………………….……………....9
2.2. Содержание программы…………………………………………………………………….11
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ……………………………………………………………...15
3.1. Методическое обеспечение…………………………………………………………………15
3.2. Материально-техническое обеспечение………………………………………………….15
3.3. Список литературы….……………………………………………………………………...16
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
Программа составлена в соответствии с Нормативно-правовой базой:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» от 15.05.2013 г. № 26.
- Распоряжение Правительства Российской Федерации «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 – 2020 годы» от 15.05.2013 г. № 792-р.
- Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки РФ от 28.02.2014 г. № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования»
- Указ Президента Российской Федерации «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы» от 01.06.2012 г. № 761.
- Устав МАДОУ «Улыбка».
Программа рассчитана на обучение детей через организацию платных услуг.
В настоящее время в системе дошкольного образования происходят значительные перемены. Успех этих перемен связан с обновлением научной, методологической и материальной базы обучения и воспитания. Одним из значимых направлений является использование LEGO -технологий. Использование LEGO-конструкторов в образовательной работе с детьми выступает оптимальным средством формирования навыков конструктивно-игровой деятельности и критерием психофизического развития детей дошкольного возраста, в том числе формирования таких важных компонентов деятельности, как умение ставить цель, подбирать средства для её достижения, прилагать усилия для достижения точного соответствия полученного результата с замыслом.
Конструирование связано с чувственным и интеллектуальным развитием воспитанника. Особое значение оно имеет для совершенствования остроты зрения, точности цветовосприятия, тактильных качеств, развития мелкой мускулатуры кистей рук, восприятия формы и размеров объекта, пространства. В процессе занятий идет работа над развитием интеллекта, воображения, мелкой моторики, творческих задатков. Программа предполагает совершенствование диалогической и монологической речи, расширение словарного запаса. Особое внимание уделяется развитию логического и пространственного мышления. Обучающиеся учатся работать с предложенными инструкциями, у них формируются умения сотрудничать с партнером, работать в коллективе.
Помимо традиционных игровых и обучающих методик в психолого-педагогическом процессе всё шире используются конструктивно-игровое средство LEGO, обладающее рядом характеристик, значительно отличающих его от других конструкторов, прежде всего - большим диапазоном возможностей, одной из которых является возможность ребёнка собственноручно создавать предметы, мир и жизнь. Манипулируя с яркими, красочными, полифункциональными деталями конструктора LEGO, дошкольник не потребляет, он – творит. Роланд Бартес, французский философ, говорил, что главным для ребёнка в игре является микрокосмос, аналогичный миру взрослых, состоящий из предметов взрослых, только в миниатюре: «К этому космосу веры и сложных переложений ребёнок относится как изобретатель и творец. Дети упражняются и выполняют действия с удивлением и радостью. Ребёнок думает и работает над тем, какой должна быть ЕГО игрушка».
В программу включены блоки: «Юный строитель» - знакомство с LEGO CITY; «Мой друг Робот» - ПервоРобот LEGO WeDo.
Блок «Юный строитель» (5-6 лет, старшая группа) - освоение приемов конструирования с использованием конструктора LEGO CITY. Основное направление - это обучение детей работе с мелкими деталями, создание более сложных коллективных построек.
Блок «Мой друг Робот» (6-7 лет, подготовительная группа) - ПервоРобот LEGO WeDo ориентирован на изучение основ алгоритмизации и программирования посредством использования технологий LEGO – конструирования при создании роботизированных моделей. Необходимость включения блоков связана со спецификой применения технологий LEGO – конструирования в образовательном процессе, в частности, использование функциональных и сервисных возможностей конструктора ПервоРобот LEGO WeDo для обучения учащихся робототехнике.
Срок реализации программы дополнительного образования «Лего Техник» 2 года, объем курса 108 учебных часов. Программа реализуется со старшей группы. Занятия проводятся: для детей 5-6 лет – 1 раз в неделю, 6-7 лет – 2 раза в неделю. Программа может быть реализована с любого этапа, так как в каждом возрастной группе используются разные виды конструктора. Отбор форм и методов обусловлен возрастными физиологическими и психологическими особенностями детей дошкольного возраста.
LEGO-конструирование – это вид моделирующей творческо-продуктивной деятельности. С его помощью образовательные и воспитательные задачи можно решить посредством увлекательной созидательной игры, в которой не будет проигравших, так как каждый ребёнок может с ними справиться.
Диапазон использования LEGO с точки зрения конструктивно-игрового средства довольно широк.
Перед обучением детей играм с элементами LEGO -конструктора, педагог сам пробует действовать с ними в ознакомительных целях и тщательно отрабатывает все игровые задания и приёмы, способы крепления, что оптимизирует ход обучающих занятий посредством создания обилия игровых ситуаций и поддержания познавательного и продуктивного интереса детей.
Обучение детей конструктивным навыкам с использованием LEGO -конструктора проводится как на специальных занятиях, так и ходе свободных игр с его элементами, в процессе которых дети знакомятся с цветом, формой, возможными способами креплений деталей.
Большое внимание уделяется активизации речи детей при составлении рассказов об этапах планирования будущей постройки, при составлении рассказов о её выполнении и о том, как они будут играть.
В ходе реализации поставленных задач особое внимание уделяется развитию творческих способностей детей - умению комбинировать знакомые элементы по-новому. В этом помогают игровые творческие задания по обустройству жизненного пространства сказочных персонажей в играх-драматизациях по знакомым и любимым детьми произведениям детской художественной литературы, по созданию новых персонажей в знакомых сюжетных линиях, по моделированию фантазийных героев и обстоятельств их приключений.
При этом необходимо поощрять детскую инициативу в создании индивидуальных и коллективных замыслов.
Объекты и проекты, смоделированные из деталей LEGO, можно использовать для организации различных творческих игр (режиссёрских, сюжетно-ролевых), также для удовлетворения эстетических потребностей детей, включая поделки-украшения или игрушки-украшения в оформлении интерьера группы, помещений детского сада к различным праздникам и знаменательным датам.
Использование конструктивно-игрового средства LEGO даёт широкие возможности активизации познавательной деятельности детей, совершенствованию сенсорно-тактильных и двигательной сфер, формированию поведения, становлению детской деятельности, развитию коммуникативных функций и творческих способностей, повышению интереса к обучению.
Цель программы: развитие творческого потенциала у детей имеющих способности и склонности к техническому творчеству посредством лего-конструирования.
Задачи:
- Стимулирование конструктивного воображения при создании постройки по собственному замыслу по предложенной или по свободно выбранной теме.
- Обучение планированию процесса создания собственной модели и собственного проекта.
- Развитие умения анализировать предмет, выделять его характерные особенности, составные части, установление связи между их назначением и постройкой в целом.
- Обучение видению конструкции конкретного объекта, умению анализировать ее основные части и создавать модели соответствующих объектов.
- Формирование умения конструировать различные постройки по рисунку, условиям, по словесной инструкции, по замыслу.
- Обучение работе в программной среде Lego WeDo для создания подвижной модели.
- Обучение созданию роботизированных моделей по собственному замыслу.
В процессе обучения воспитанники приобретают следующие умения и навыки:
- выполнять анализ образца;
- намечать цель деятельности;
- давать общее описание будущего продукта;
- обдумывать тему будущей постройки;
- осваивать план разработки замысла;
- сравнивать полученную постройку с задуманной;
- использовать компьютер для воплощения своих творческих замыслов;
- классифицировать материал для создания модели;
- творчески подходить к решению задачи;
- довести решение задачи до работающей модели;
- излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений;
- понимать построчную запись алгоритмов;
- выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии.
Перечисленные умения формируются на основе следующих знаний:
- работы по предложенным инструкциям;
- математические понятия: «устойчивость», «основание», «симметрия», «план», «схема»;
- методы конструирования по схеме, картинке, условию, заданной теме, замыслу;
- способы создания более крупных конструкций из мелких деталей;
- технологическую последовательность изготовления несложных конструкций;
- понятия «робот», «алгоритм», «исполнитель», «программа», «роботизированная модель»;
- что «умеет» программа «LEGO WeDo»;
- основные конструкции алгоритмов; схема алгоритма; этапы алгоритма.
Первый год обучения «Юный строитель»
(5-6 лет)
ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ:
Развивать наблюдательность, уточнять представление о форме предметов и их частей, их пространственном расположении, относительной величине, различии и сходстве. Развивать воображение, самостоятельность, смекалку, умение работать сосредоточенно. Учить сооружать красивые постройки, опираясь на впечатления от рассмотренных рисунков, фотографий, чертежей. Продолжать знакомить детей с новыми деталями. Добиваться от детей рассуждений вслух при решении конструктивной задачи. Учить детей заранее обдумывать замысел будущей постройки, представлять её общее конструктивное решение, соотносить свой замысел с имеющимся строительным материалом. Знакомство с конструктором ЛЕГО. Учить работать с мелкими деталями. Создавать все более сложные постройки. Учить работать вместе, не мешая друг другу. Создавать коллективные постройки. Учить рассказывать о постройке не только своей, но и о постройке товарищей. Учить самостоятельно распределять обязанности: кто, что будет строить. Учить помогать товарищам при затруднении. Учить возводить конструкцию по чертежам без опоры на образец. Формировать умение преобразовывать конструкцию в соответствии с заданными условиями. Направлять детское воображение на создание новых оригинальных конструкций. Закрепить ранее полученные навыки, обучать конструированию по графической модели. Учить строить по замыслу, развивать конструктивное воображение детей, умение обдумывать заранее предметное содержание, назначение и строение будущей постройки, имеющегося строительного материала и возможностями размещения конструкции в пространстве. Учить работать в группе: внимательно относиться друг к другу, договариваться о совместной работе, распределять обязанности, планировать общую работу, действовать согласно договору, плану, конструировать в соответствии с общим решением.
Всего 36 занятий в год: 1 раз в неделю с конструктором LEGO CITY, по 25 минут по подгруппам во второй половине дня или в субботу по 8 – 10 человек.
Второй год обучения «Мой друг Робот»
(6-7 лет)
ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ:
Научить: сравнивать предметы по форме, размеру, цвету, находить закономерности, находить отличия и общие черты в конструкциях; оперировать понятиями расположения в пространстве, сопоставляя со схемами, планами, чертежами. Научить: видеть конструкцию конкретного объекта, анализировать ее основные части и создавать модели соответствующих объектов; абстрагироваться при конструировании; передавать особенности формы объекта в конструируемых моделях; создавать различные конструкции по рисунку, схеме, условиям, по словесной инструкции и объединенные общей темой. Формировать умения коллективной работы (в парах, тройках): умение распределять обязанности, работать в соответствии с общим замыслом, не мешая друг другу.
Сформировать понятия: «основание», «периметр», «симметрия», «план», «схема». Освоить технологию LEGO - конструирования для создания роботизированной модели.
Всего 72 занятия в год: 2 раза в неделю с конструкторами LEGO CITY и ПервоРобот LEGO WeDo, по 30 минут по подгруппам во второй половине дня или в субботу по 10 – 12 человек.
1.2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Ребенок проявляет инициативность и самостоятельность в конструировании. Способен выбирать самостоятельно тему для работы и участников совместной деятельности; выполнять анализ образца;намечать цель деятельности; давать общее описание будущего продукта; осваивать план разработки замысла; сравнивать полученную постройку с задуманной; сотрудничать с партнером, объяснять и аргументировано отстаивать свои идеи; использовать компьютер для воплощения своих творческих замыслов; классифицировать материал для создания модели; творчески подходить к решению задачи; доводить решение задачи до работающей модели; излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений; работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности; понимать построчную запись алгоритмов; выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии.
Ребенок обладает развитым воображением, которое проявляется в техническом творчестве. Ребёнок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к другим, обладает чувством собственного достоинства. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты; ребёнок способен к волевым усилиям в разных видах деятельности, преодолевать сиюминутные побуждения, доводить до конца начатое дело.
Перечисленные умения формируются на основе следующих знаний:
- что «умеет» компьютер;
- назначение отдельных блоков компьютера (клавиатура, дисплей, дисковод, принтер);
- основные типы и назначение клавиш на клавиатуре;
- работы по предложенным инструкциям;
- математические понятия: «устойчивость», «основание», «симметрия», «план», «схема»;
- методы конструирования по схеме, картинке, условию, заданной теме;
- способы создания более крупных конструкций из мелких деталей;
- технологическую последовательность изготовления несложных конструкций;
- понятия «робот», «алгоритм», «исполнитель», «программа», «роботизированная модель»;
- основные конструкции алгоритмов; схема алгоритма; этапы алгоритма.
К концу освоения программы по LEGO-конструированию:
дети овладевают, навыками работы с конструктором LEGO CITY, ПервоРобот LEGO WeDo. У детей развита мелкая моторика пальцев, движений кистей и рук в целом. Дети знают все конструктивные детали. Умеют работать по схемам, по условиям, образцу. Могут принимать решения, планировать действия и предвидение их последствий. Развито умение говорить и слушать. Дети умеют доводить начатое дело до конца. Умеют обсуждать сходство и различие. У детей развит навык измерения, оценки, классификации, навыки общения, совместной работы, сотрудничества, умение делиться с другими, уважение к окружающим, настойчивость. Способность сосредоточиваться, принимать участие в коллективной работе, обсуждать и принимать чужие идеи. У детей развито воображение, наблюдательность и творческое чутьё. Дети освоили основы работы на персональном компьютере и умеют работать в среде программирования LEGO WeDo, программировать заданное поведение модели.
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Учебно-тематический план
Первый год обучения (5-6 лет)
№ п/п | Тема | Количество часов | ||
Теоретических | Практических | Всего | ||
Раздел I. Конструктор LEGO CITY | ||||
Знакомство с конструктором LEGO CITY Конструирование по замыслу | 1 | 1 | ||
Раздел II. Природа и сооружения | ||||
Строим лес! | 1 | 1 | ||
Мостик через речку | 1 | 1 | ||
Разные дома | 1 | 1 | ||
Многоэтажные дома | 1 | 1 | ||
Конструированиепо замыслу | 1 | 1 | ||
Раздел III. Зоопарк и Океанариум, их обитатели | ||||
Вход в Зоопарк. Вольеры для животных. | 1 | 1 | ||
Овечка | 1 | 1 | ||
Слон | 1 | 1 | ||
Тюлень | 1 | 1 | ||
Динозавр | 1 | 1 | ||
Акула, касатка | 1 | 1 | ||
Рыба-пила | 1 | 1 | ||
Конструирование по замыслу | 1 | 1 | ||
Раздел IV. В гостях у сказки | ||||
Беседка | 1 | 1 | ||
Лабиринт | 1 | 1 | ||
Сказочные и исторические персонажи | 1 | 1 | ||
Избушка на курьих ножках | 1 | 1 | ||
Волшебный замок | 1 | 1 | ||
Конструирование по замыслу. | 1 | 1 | ||
Раздел VI. Городской транспорт | ||||
Знакомство с дорожными знаками. Автомобили на дорогах. | 1 | 1 | ||
Легковой автомобиль | 1 | 1 | ||
Грузовой автомобиль | 1 | 1 | ||
Герои мультфильма «Тачки» | 1 | 1 | ||
Конструирование по замыслу | 1 | 1 | ||
Раздел VII. Службы спасения | ||||
Скорая помощь | 1 | 1 | ||
Больница | 1 | 1 | ||
Пожарная техника | 1 | 1 | ||
Пожарная станция | 1 | 1 | ||
Полицейский транспорт | 1 | 1 | ||
Полицейский участок | 1 | 1 | ||
Конструирование по замыслу. | 1 | 1 | ||
Раздел VIII. Воздушный транспорт и космос | ||||
Самолет, луноход | 1 | 1 | ||
Космический корабль | 1 | 1 | ||
Ракета, НЛО | 1 | 1 | ||
Конструирование по замыслу по всем изученным темам. | 1 | 1 | ||
Всего часов | 36 | 36 |
Второй год обучения (6-7 лет)
№ п/п | Тема | Количество часов | ||
Теоретических | Практических | Всего | ||
Введение. Знакомство с компьютером. Основы работы на компьютере. Основные устройства компьютера (устройства вывода информации). Монитор. Принтер | 1 | 1 | ||
Основные устройства компьютера (устройства ввода информации). Клавиатура, мышь, сенсорное перо | 1 | 1 | ||
Работа в программе «Фантазеры» | 2 | 2 | ||
Знакомство с конструктором ПервоРобот LEGO WeDo. Основные детали, способы крепления. Понятия: высота, длина, ширина. Сравнения по размеру и количеству. Прочность, устойчивость конструкции. | 1 | 2 | 3 | |
Подвижные детали. Способы создания подвижной конструкции. | 1 | 2 | 3 | |
Понятие осевой симметрии. | 1 | 2 | 3 | |
Понятия: вид сверху, вид сбоку, план, схема | 1 | 2 | 3 | |
Вводное занятие. Мир роботов. ПервоРобот LEGO WeDo | 1 | 1 | ||
Первые шаги. Программирование в программной среде LEGO WeDo | 2 | 2 | 4 | |
Создание программируемых моделей LEGO WeDo | 48 | 48 | ||
Итоговое занятие. Выставка. Презентация конструкторских работ. | 3 | 3 | ||
Всего часов | 7 | 65 | 72 |
2.2. Содержание программы
Первый год обучения
(5-6 лет)
Раздел I. Конструктор LEGO CITY
- Знакомство с деталями конструктора LEGO CITY. Закрепить понятия «цвет», «форма», «способы крепления деталей».
Раздел II. Природа и сооружения
- «Строим лес!» Закрепить умения строить разные деревья, растущие в лесу. Продолжать учить отличать деревья друг от друга. Закрепить названия деталей, цвет.
- Мостик через речку. Познакомить с новым конструктором LEGO CITY, его деталями. Учить строить мостик. Развивать мелкую моторику рук, конструктивные навыки. Учить доводить дело до конца.
- Разные дома. Учить строить домики разной конструкции.
- Многоэтажные дома. Учить строить дома разной этажности. Развивать наблюдательность, память.
- Конструирование по замыслу. Закрепить полученные навыки. Учить детей заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать её общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность.
Раздел III. Зоопарк и Океанариум, их обитатели
- Вход в Зоопарк. Вольеры для животных. Закрепить представления детей о многообразии животного мира Земли, развивать способность анализировать, делать выводы. Учить строить вольеры для животных.
- Овечка. Учить строить овечку из конструктора LEGO CITY. Развивать творческие навыки, фантазию, воображение.
- Слон. Продолжать знакомить с обитателями зоопарка, учить строить животного по схеме.
- Тюлень. Учить строить крокодила из конструктора LEGO CITY по схеме.
- Динозавр. Продолжать знакомить с животным миром, учить строить динозавра по схеме.
- Акула, касатка. Закрепить представления детей о многообразии подводного мира. Учить строить акулу, касатку из конструктора LEGO CITY по картинке. Развивать зрительно-моторную координацию.
- Рыба-пила. Продолжать знакомить с подводным миром, учить строить рыбу-пилу по картинке.
- Конструирование по замыслу. Закрепить полученные навыки. Учить детей заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать её общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность.
Раздел IV. В гостях у сказки
- Беседка. Закрепить представления о назначении и строении беседок, знания об их частях (крыша, колонны). Учить строить беседку из конструктора LEGO CITY.
- Лабиринт. Продолжать знакомить с плоскостным строительством. Развивать внимание, наблюдательность, мышление, мелкую моторику рук.
- Сказочные и исторические персонажи. Знакомить с персонажами разных сказок: короли и королевы, рыцари и пираты, русалки и волшебники и т.д. Учить строить этих персонажей по картинке. Воспитывать любовь к художественной литературе и сопереживание героям.
- Избушка на курьих ножках. Закреплять умение строить по схеме. Учить строить сказочную избушку Бабы-Яги.
- Волшебный замок
- Конструирование по замыслу. Закрепить полученные навыки. Учить детей заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать её общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность.
Раздел VI. Городской транспорт
- Знакомство с дорожными знаками, автомобили на дорогах. Познакомить с дорожными знаками. Учить строить дорожные знаки на плате.
- Легковой автомобиль. Познакомить детей с разнообразием городского транспорта. Учить строить автомобиль по схеме.
- Грузовой автомобиль. Учить возводить сложную постройку грузовой машины из конструктора LEGO CITY, правильно соединяя детали.
- Герои мультфильма «Тачки». Учить строить мультяшные машинки по схеме.
- Конструирование по замыслу. Закрепить полученные навыки. Учить детей заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать её общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность.
Раздел VII. Службы спасения
- Скорая помощь. Познакомить детей с назначением службы скорой помощи. Учить строить из конструктора LEGO машину скорой помощи. Разучить телефон скорой помощи.
- Больница. Учить строить здание больницы по схеме, а затем по картинке.
- Пожарная техника. Познакомить детей с профессией пожарного. Учить строить из конструктора LEGO пожарную технику по схеме и по картинке.
- Пожарная станция. Учить строить из конструктора пожарную станцию. Разучить телефон пожарной службы.
- Полицейский транспорт. Познакомить детей с профессией полицейского. Учить строить из конструктора LEGO полицейскую технику по схеме и по картинке.
- Полицейский участок. Учить строить из конструктора полицейский участок по схеме, а затем по картинке. Разучить телефон полицейской службы.
- Конструирование по замыслу. Закрепить полученные конструктивные навыки. Учить детей заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать её общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность.
Раздел VIII. Воздушный транспорт и космос
- Самолет. Луноход. Закрепить знания о профессии летчиков и космонавтов. Учить строить самолет по схеме. Познакомить с луноходом, учить строить луноход по картинке. Учить помогать друг другу.
- Космический корабль. Познакомить с космическим кораблем, учить строить космический корабль по схеме и по картинке.
- Ракета, НЛО. Познакомить детей с первым космонавтом нашей страны, с НЛО. Учить строить ракету из конструктора LEGO CITY по картинке.
- Конструирование по замыслу. Вспомнить, что мы строили на прошлых занятиях. Развивать творчество, конструктивные навыки.
Второй год обучения
(6-7 лет)
1. Введение. Знакомство с компьютером. Основы работы на компьютере. Основные устройства компьютера (устройства вывода информации). Монитор. Принтер.
Компьютеры вокруг нас. Компьютеры в учебном заведении. Правила поведения в компьютерном классе. Демонстрация возможностей персональных компьютеров. Включение и выключение компьютера. Запуск программы. Завершение выполнения программы. Формирование понятия рабочий стол. Гимнастика глаз, кистей рук. Физкультминутки.
2. Основные устройства компьютера (устройства ввода информации). Клавиатура. Мышь.
Принципы работы на клавиатуре, с мышью. Формирование понятия: вверх, вниз, вправо, влево; курсор, правая, левая кнопочка. Гимнастика глаз, кистей рук. Физкультминутки.
3. Работа в программе «Фантазеры». (2 часа)
Развивать навыки работы на компьютере с помощью выполнения заданий в программе «Фантазеры». Воспитывать бережное отношение к технике.
4. Знакомство с конструктором ПервоРобот LEGO WeDo. (3 часа)
Конструктор - возможности для творчества. Правила работы с конструктором. Основные детали: кирпичики, пластины, «крыши» - призмы, оси, колеса, плато. Способы крепления. Название и характеристика деталей (цвет, размер, форма). Демонстрация способов крепления. Деталь - отделитель. Свободное занятие по теме «Конструкция». Самостоятельная творческая работа учащихся «Это вы можете» с дополнительным конструктора LEGO CITY.
Угол наклона. Способы изменения угла наклона конструкции. Способы конструирования крыш.
Формирование понятия прочность. Опыты с прочностью. Индивидуальные практические занятия: кирпичная кладка, лесенка, горка. Устойчивость и прочность при конструировании лестницы, горки. Конструирование объектов - песочница, скамейки, «грибки», различные лестницы и горки. Коллективный проект «Игровая площадка»с дополнительным использованием конструктора LEGO CITY.
Способ скрепления в углах. Строим башни. Понятия: больше – меньше, выше – ниже. Сортируем башни по высоте. Сравнение прикладыванием. Сравнение с помощью подсчета «этажей». Учимся описывать конструкцию (какая: высокая, низкая, выше этой, ниже той и т.д.).
Формирования понятия устойчивость. Опыты на устойчивость. Индивидуальная практическая работа. «Строим самую устойчивую и высокую башню».
Анализ работ.
Высота, длина, ширина (формирование понятий).
Примерные темы для свободного конструирования: «мой двор», «мой детский сад», «игровой городок», «замок сказочного героя». Коллективный проект «Фантастический город и его обитатели» с дополнительным использованием конструктора LEGO CITY.
Подведение итогов. Анализ работ. Рефлексия личного участия в коллективном проекте.
5. Подвижные детали. Способы создания подвижной конструкции. Оси, колеса, прицепы, винты. (3 часа)
Освоение подвижных деталей. Вращающиеся детали. Оси парные, оси для одного колеса. Деталь для винта. Способы создания подвижной конструкции. Детали, меняющие направление конструирования.
Различные способы изготовления качели. Эксперименты на равновесие. Качели по картинке. Способы крепления колес для машин с разной шириной. Примерные темы для конструирования: органайзер, тележка, различные машинки, качели, вращающиеся карусели. Коллективный проект «Парк отдыха» с дополнительным использованием конструктора LEGO CITY.
Подведение итогов. Презентация коллективного проекта.
6. Понятие осевой симметрии. Анализ и конструирование сложных объектов, состоящих из более простых составных частей. (3 часа)
Понятие осевой симметрии. Мир симметричных фигур. Эксперименты с зеркалом. Конструируем бабочку, божью коровку. Конструируем симметричные ворота, симметричные буквы.
Подведение итогов. Выставка работ. Презентация конструкции. Оценка работ друг друга.
7. Понятие: вид сверху, вид сбоку, план схема. (3 часа)
Анализ сложных объектов, состоящих из более простых составных частей
Предметный мир. Рассматриваются бытовые предметы и различные архитектурные сооружения, в составе которых можно увидеть простые фигуры - куб, параллелепипед, призма, конус, цилиндр.
Примерные темы для конструирования: двухъярусная кровать, домик для гномика, корзинка с грибами, избушка на курьих ножках, мосты разного назначения (пешеходный, автомобильный, подвесной, раздвижной, подъемный и т.д.), беседка, дачный домик, домик для кошки, коттедж с мансардой, телефон, подставка для телефона, двухэтажный коттедж, рамка для фотографии, трапп, осадная башня. При конструировании обсуждается понятия дизайна, стиля. Повторяется понятие «основание», например: форма основания беседки (прямоугольная, квадратная, шестиугольная). Повторение «симметрии». Декоративные элементы. Коллективный проект «Коттеджный поселок» с дополнительным использованием конструктора LEGO CITY.
Подведение итогов. Анализ сложных конструкций на примере различных видов коттеджей. Презентация коллективного проекта.
8. Вводное занятие. Мир роботов. ПервоРобот LEGO WeDo.
Повторение правил техники безопасности. Что такое робот? Какие бывают роботы. Мир робототехники. Физминутки. Загадки. Гимнастика для глаз, кистей рук.
9. Первые шаги. Программирование в программной среде LEGO WeDo. (4 часа)
О сборке и программировании. Мотор и зубчатые колеса. Повышающие и понижающие зубчатые передачи. Датчик наклона. Шкивы. Датчик расстояния и датчик наклона. Коронное зубчатое колесо, червячное колесо, кулачок. Цикл; Прибавить к Экрану; Вычесть из Экрана; Начать при получении письма; Маркировка.
- Создание программируемых моделей. (48 часов)
Забавные механизмы. Танцующие птицы. Умная вертушка. Обезьянка-барабанщица. Дополнительные задания.
Звери. Голодный аллигатор. Рычащий лев. Порхающая птица. Дополнительные задания.
Футбол. Нападающий. Вратарь. Ликующие болельщики. Дополнительные задания.
Приключения. Спасение самолета. Спасение от великана. Непотопляемый парусник. Дополнительные задания.
Самостоятельное создание и программирование понравившейся модели.
- Выставка-презентация работ. (3 часа)
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Методическое обеспечение программы
Методика проведения занятий предусматривает освоение теоретического материала (словесные методы: беседы, обсуждения; наглядные методы: демонстрация, анализ схем, макетов) и практические работы для закрепления теоретической информации (упражнения, занимательные задачи, компьютерный практикум, конструкторские игры, проекты, программирование), самоанализ и анализ.
В педагогическом процессе дополнительного образования детей используются различные технологии обучения:
- групповые технологии (формирование коммуникабельности, организаторских способностей, умений работать в коллективе);
- игровые технологии (освоение новых знаний на основе применения знаний, умений и навыков на практике, в сотрудничестве);
- технологии проектного обучения (постановка проблемы, формирование темы, защита выполненной работы);
- технологии дифференцированного обучения (создание индивидуальных образовательных траекторий учащихся с разным уровнем познавательных способностей);
- технология проблемного обучения.
Ведущим видом деятельности в возрасте 3-7 лет является игра. Поэтому программа предусматривает - активное использование игровых приёмов (занимательные конструкторские игры, увлекательные задания, упражнения). В образовательном процессе используются игровые технологии, обучение в сотрудничестве, коллективная творческая деятельность. В основе обучения конструированию и программированию лежит индивидуальный и дифференцированный подход. По окончании каждой темы проводится занятие с использованием групповой формы - «Коллективный проект». Целесообразность использования групповой формы обусловлена обширностью тем, возможностью конструировать пространство, объединенное одной большой темой, стимулируя развитие у детей коммуникативных навыков, а также обобщение и закрепление изученного материала.
Наряду с наглядными методами (демонстрация и анализ схем, макетов), многообразием вариантов сборки деталей конструктора в сочетании с самостоятельной конструкторской деятельностью используется частично – поисковый и проектно- конструкторский методы.
3.2. Материально-техническое обеспечение программы
- Набор серии LEGO CITY: строительные кирпичики; LEGO город; LEGO жилые и муниципальные здания; LEGO космос и аэропорт; LEGO маленькие строительные платы; LEGO общественный и муниципальный транспорт; LEGO окна, двери, черепица для крыши; LEGO путешествие в космос; LEGO службы спасения; LEGO специальные кирпичики.
- Наборы серии ПервоРобот LEGO WeDo; набор ресурсный LEGO WeDo; программное обеспечение LEGO WeDo.
- Фотоаппарат цифровой.
- Компьютер, цветной принтер (аппаратные требования: процессор Pentium 100 и выше, RAM 64 Мб и выше; программные требования: операционная система семейства Windows - MS Windows 95 SR1/98/ME/NT/2000/XP/2003, программа «Фантазеры», программная среда LEGO WeDo).
- Геометрические фигуры (квадрат, треугольник, круг, прямоугольник).
- Макеты объемных фигур (шар, призма, пирамиды с разными основаниями, цилиндр, конус, усеченный конус, параллелепипед, куб).
- Картинки, фотографии, рисунки по следующим темам: различные коттеджи, дома, замки, сказочные домики, мосты, беседки; мебель, бытовая техника, несколько картинок с обустройством комнаты; автомобили различного назначения: грузовые, легковые, «скорая», «милиция», подъемные краны, трактор, автобус и др.; воздушный транспорт: вертолеты, самолеты разного вида и назначения; водный транспорт: разного исторического периода и назначения;подводные лодки, батискафы; космические аппараты; поезда; изображения различных архитектурных памятников: пирамида Хеопса, Тадж-Махал, Парфенон, Эйфелева башня, здания, характерные для китайской, японской архитектуры; фотографии достопримечательностей города Лабытнанги; животные, насекомые, рыбы, рептилии, птицы; динозавры.
Список литературы и интернет-ресурсов:
- Злаказов А. С., Горшков Г. А., Шевалдина С. Г. Уроки Лего-конструирования в школе.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
- Куцакова Л.В.. Конструирование и ручной труд в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.
- Образовательная робототехника во внеурочной деятельности: уч.метод.пос./В.Н. Халамов. – Челябинск: Взгляд, 2011. – 96 с.
- Фешина Е.В. Лего-конструирование в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2012.
- http://9151394.ru/?fuseaction=proj.lego [Электронный ресурс] / Центр информационных технологий и учебного оборудования (ЦИТУО).
- http://www.lego.com/education [Электронный ресурс] / LegoEDUCATION.
- http://www.wroboto.org [Электронный ресурс] / WorldRobotOlympiad.
- http://www.roboclub.ru [Электронный ресурс] / РобоКлуб. Практическая робототехника.
- http://robosport.ru [Электронный ресурс] / Робототехника.
- http://lego.rkc-74.ru [Электронный ресурс] /Образовательный портал. Ассоциация образовательной робототехники.
- http://legoclab.pbwiki.com [Электронный ресурс] / Образовательный портал. Клуб Лего педагогов.
- http://www.int-edu.ru [Электронный ресурс] / Образовательный портал. Институт новых технологий. Начальное образование.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования "Развитие личности ребенка, его креативных способностей в процессе детского экспериментирования"
Содержание представленного опыта работы по детскому экспериментированию соответствует возрасту детей и имеет строгий отбор материала, который исключает перегрузки. В нем представлены рекомендации по у...
Мониторинг освоения детьми программы дополнительного образования «Проведение занятий по развитию танцевальных способностей у детей» «Капельки»
Справка по результатам мониторинга...
Программа дополнительного образования для детей 5-7 лет технической направленности "Азбука информатики"
работа с компьютером...
Спортивно-оздоровительная программа «МАУГЛИ»(программа дополнительного образования для детей в возрасте 4-7 лет)
Программа в области физической культуры "Маугли" (далее Программа) рассчитана на срок обучения детей в возрасте от 4 до 7 лет и соответствует многолетней оздоровительной подготовке в течение...
Программа дополнительного образования по выявлению и развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ «Радуга талантов
Программа дополнительного образования по выявлению и развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ «Радуга талантов...
Программа дополнительного образования по развитию речи и творческих способностей детей «Колобок»
Программа дополнительного образования по развитию речи и творческих способностей детей«Колобок»...