проект для конкурса, "ЛЕГО-ЗООПАРК"
проект по конструированию, ручному труду (средняя группа)
Материалы для участия в конкурсе " Ярмарка педогогических идей". проек "ЛЕГО-ЗООПАРК"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_yaptik_t.ya_.docx | 136.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Ярсалинский детский сад «Солнышко»
Материалы
для участия в конкурсе
«Ярмарка педагогических идей и проектов»
Проект «Лего-зоопарк»
Воспитатель:
Яптик Т.Я.
Яр-Сале 2021 год
КАРТА ПРОЕКТА
Название проекта
«ЛЕГО - зоопарк»
Срок реализации проекта
Сентябрь-октябрь
Основные целевые группы, на которые направлен проект
Средняя группа
Введение
Актуальность:
Лего- конструирование – одно из самых современных направлений развития. Лего позволяет детям учиться, играя и обучаться в игре. Набор строительных элементов открывает ребенку новый мир. Ребенок не потребляет, он творит, создает предметы. Игры с конструктором помогают развивать творческие и интеллектуальные способности детей, конструкторские навыки, развивают воображение, способность предвидеть результат своих действий. Большинство ЛЕГО игр не исчерпывается предлагаемыми заданиями, а позволяет детям составлять новые варианты задания, то есть заниматься творческой деятельностью. Незаметно для ребенка эти игры помогают приобрести очень важное умение – сдерживаться, не мешать друг другу, размышлять и принимать решение, не просить помощи, если не попробовал сделать сам. Работа с ЛЕГО – деталями стимулирует и развивает потенциальные творческие способности каждого ребенка, учит его созидать и разрушать, что тоже очень важно. Разрушать не агрессивно, не бездумно, а для обеспечения возможности созидания нового. Разбирая свою собственную постройку из ЛЕГО, ребенок имеет возможность создать другую или достроить из освободившихся деталей некоторые ее части, выступая в роли творца. Узнавая новое, дети учатся выражать свое отношение к происходящему. Конструируя, они погружаются в организованную взрослыми ситуацию. В ходе образовательной деятельности становятся строителями, архитекторами и творцами, играя, дети придумывают и воплощают в жизнь свои идеи. В процессе конструктивной деятельности решаются самые разные задачи: психологические, развивается познавательная деятельность. При этом у детей развивается творческое воображение, коммуникативные качества, любознательность. А осмысленный, интересный материал усваивается легко и навсегда
Настоящий проект объединен общей идеей – созданию из ЛЕГО 3Д - модели «Зоопарк».
Новизна проекта.
Новизна проекта выражена в технической направленности обучения, которое базируется на новых информационных технологиях, предусматривает авторское воплощение замысла в автоматизированные модели и проекты, отвечает требованиям направления в сфере образования — развитие научно-технического творчества детей в условиях модернизации производства.
Цель и задачи
Цель: формирование у детей конструктивных умений и навыков в процессе творческо – игровой деятельности по созданию 3Д – модели «Зоопарк» из конструктора ЛЕГО.
Задачи:
Образовательные:
- Закрепить понятие «зоопарк», его значение в жизни человека.
- Расширять знания детей о животных зоопарка.
- Продолжать знакомить с деталями конструктора - лего, способах крепления.
- Обогащать словарный запас.
- Учить работать по схемам.
- Формировать умение создавать простые конструкции по образцу, замыслу и условиям.
Развивающие задачи:
- Развивать зрительное и пространственное восприятие, наглядно-действенное мышление, внимание, память, мелкую моторику.
- Развивать умение конструировать по образцу
- Развивать интерес к конструктивной деятельности посредством конструктора LEGO.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать умение доводить начатое до конца.
- Формировать коммуникативные навыки детей при работе в коллективе
- Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, желание прийти на помощь окружающим.
Основная часть
Этапы | Содержание деятельности | Сроки |
1. Организационный | - Мониторинг по выявлению уровня конструктивных умений у детей. (Приложение 5) - Подбор иллюстраций, стихов, рассказов, загадок. - Подбор материала и оборудования - Подбор консультаций для родителей о значении конструирования для детей - Планирование деятельности по проекту. | 2 недели |
2. Основной | 1. Чтение художественной литературы. - Е.Чарушин «Рассказы о животных», «В зоопарке», "Что за зверь?" 2. Рассмотривание альбомов «Дикие животные», плакатов «Животные Африки», «Животные севера» 2.Просмотр презентации «Кто живет в зоопарке?» 3.Планирование деятельности по конструированию зоопарка. 4.Разработка конспектов. (Приложение 1, 2) | Сентябрь-октябрь |
Конструирование «Слон» Алгоритм занятия: Вводная часть - игровая ситуация (введение в диалог с детьми игрушечного персонажа, любимого сказочного героя, который обратится с просьбой о помощи, озадачит и порадует, пригласит детей в увлекательное путешествие в сказочную страну); - видеообращение сказочного или вымышленного героя; - стихотворения и загадки; - чтение фрагмента произведения художественной литературы; - дидактические и подвижные игры; - познавательная беседа и обсуждение вопросов; - проблемная ситуация; - музыкальное сопровождение; - просмотр иллюстраций; - демонстрация презентаций; - демонстрация видео или мультипликационных фильмов (фрагмент) Основной этап – наиболее активная практическая часть занятия (10 мин) включает следующие виды деятельности: - показ образца, - пояснение педагогом пошаговой инструкции, - разбор схемы-карточки, чертежа; - самостоятельная работа детей по образцу, схеме или творческому замыслу, - физкультминутка, видеозарядка с Лего-человечками, - подвижные игры, - пальчиковая или дыхательная гимнастика, которые помогут расслабиться, а затем со свежими силами вернуться к увлекательному конструированию. - обыгрывание постройки. Заключительный, итоговый этап (до 5 минут) - рефлексия, - уборка рабочих мест, - организация выставки детских работ. | ||
Конструирование «Жираф» | ||
Конструирование «Медведь» | ||
Конструирование «Крокодил» | ||
Конструирование «Олень» | ||
Конструирование «Верблюд» | ||
Конструирование «Клетки» | ||
Работа с родителями: Папка – передвижка «Много конструктора не бывает» | В течение реализации проекта | |
Участие в оформлении фона для композиции «Зоопарк» | ||
3. Заключительный | Подведение итогов проектной деятельности. Анализ результативности. | Ноябрь |
Заключение
Конструктивно-игровая деятельность детей средней группы с Лего позволила установить контакт между педагогом, детьми и родителями, полнее раскрыть некоторые особенности ребёнка, с точки зрения сформированности эмоционально-волевой и двигательной сфер, выявить речевые возможности ребёнка, установить уровень его коммуникативности. В процессе реализации проекта у детей систематизировались представления о животных зоопарка; научились конструировать модели животных из ЛЕГО; дети самостоятельно читают простые схемы. (Приложение 3)
Дети научились:
- самостоятельно, быстро и без ошибок выбирать необходимые детали,
- проектировать по образцу,
- конструировать по пошаговой схеме.
Мониторинг образовательных результатов показал:
1. Дети проявляют интерес к данному виду деятельности – 100%,
2. Знают название цвета, формы детали – 90%,
3. Скрепляют детали разными способами – 90%
4. Строят элементарные постройки по творческому замыслу – 85%,
5. Умеют рассказывать о постройке – 78%,
6. Обыгрывают постройку – 90%
(Приложение 4)
Список информационных ресурсов
1. Варяхова Т. Примерные конспекты по конструированию с использованием конструктора ЛЕГО // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 2. - С. 48-50.
2. Конструируем: играем и учимся Lego Dacta// Материалы развивающего обучения дошкольников. Отдел ЛЕГО-педагогики, ИНТ. - М., 2007. – 37 с.
3. Кузьмина Т. Наш ЛЕГО ЛЕНД // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 1. - С. 52-54.
4. Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.– 104 с.
5. Парамонова Л. А. Конструирование как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста: учебнометодическое пособие. - М.: Академия, 2008. - 80 с.
6. Парамонова Л. А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду. – М.: Академия, 2009. – 97 с.
7.Фешина Е.В. Лего конструирование в детском саду: Пособие для педагогов. - М.: Сфера, 2011. – 243
Приложение 1
Таблица 1 — Методы и приемы, используемые на занятиях по легоконструированию
Методы | Приемы |
Наглядный | Рассматривание на занятиях готовых построек, демонстрация способов крепления, приемов подбора деталей по размеру, форме, цвету, способы удержания их в руке или на столе. |
Информационно-рецептивный | Обследование LEGO деталей, которое предполагает подключение различных анализаторов (зрительных и тактильных) для знакомства с формой, определения пространственных соотношений между ними (на, под, слева, справа. Совместная деятельность педагога и ребенка. |
Репродуктивный | Воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу) |
Практический | Использование детьми на практике полученных знаний и увиденных приемов работы. |
Словесный | Краткое описание и объяснение действий, сопровождение и демонстрация образцов, разных вариантов моделей. |
Проблемный | Постановка проблемы и поиск решения. Творческое использование готовых заданий (предметов), самостоятельное их преобразование. |
Игровой | Использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета. |
Частично-поисковый | Решение проблемных задач с помощью педагога. |
Приложение 2
Методические рекомендации по проведению занятия
На занятиях используются два вида конструирования:
1. по условиям
2. по замыслу.
Конструирование по образцу — когда есть готовая модель того, что нужно построить (например, изображение или схема клетки). При конструировании по условиям — образца нет, задаются только условия, которым постройка должна соответствовать (например, вольер для крокодила должен быть низким, а для жирафа — высоким).
Конструирование по замыслу предполагает, что ребенок сам, без каких-либо внешних ограничений, создаст образ будущего сооружения и воплотит его в материале, который имеется в его распоряжении. Этот тип конструирования лучше остальных развивает творческие способности детей.
Варианты пересказа на занятиях легоконструирования в порядке усложнения:
-придумывание продолжения и завершение рассказа (начало, середина, конец придумывают дети) затем составляют с помощью конструктора
-придумывание рассказа или сказки по плану воспитателя (затем составляют с помощью конструктора)
-придумывание рассказа по теме, предложенной воспитателем (затем составляют с помощью конструктора)
-придумывание рассказа или сказки на самостоятельно выбранную тему (с учетом деталей конструктора, распределение по группам начало, середины и конец рассказа)
Последовательность устного пересказа сюжета.
1. совместное «вспоминание» (пересказ) известной сказки;
2. частичное преобразование известной сказки;
3. придумывание новой сказки с соединением сказочных и реалистических элементов;
4. развертывание нового сюжета.
5. придумывание новых историй на основе реалистических событий с учетом деталей и элемента конструктора.
Желательно включать детей в игру-придумывание не менее двух-трех раз на каждом из этапов.
Значение совместной со взрослым игры-придумывания заключается не в прямом переносе ее формы или содержания придуманного сюжета в самостоятельную деятельность детей. Главный эффект заключается в том, что приобретенные умения развертывать новые сюжеты придают самостоятельной игре детей на любую тему более творческий и согласованный характер.
Приложение 3
Результативность
В результате дети получили возможность использовать конструктор ЛЕГО в моделировании предметов для сюжетно-ролевых игр, в которых, объединяясь в небольшие группы (2-3 ребенка), они создавали свой спонтанный игровой сюжет. Созданные постройки из ЛЕГО можно также использовать в играх-театрализациях, которые очень нравятся детям. Такие игры создают условия для развития речи, творчества и благоприятно влияют на эмоциональную сферу дошкольников.
Работа по лексическим темам с применением легоконструирования дает возможность детям запоминать новые слова, используя тактильный и зрительный анализаторы, развивает и другие речевые навыки. Дети не просто описывают свои модели и рассказывают об их назначении, но и задают и отвечают на вопросы по ходу строительства. Это развивает коммуникативные навыки, так как в совместной деятельности дети могут не только поинтересоваться тем, что и как делают другие, но и получить или дать совет о способах крепления, обменяться деталями или даже объединить свои модели для более масштабной конструкции. При этом участники совместной деятельности решают возникающие проблемы, общаются и советуются друг с другом.
Во время выполнения практических заданий включаются различные группы мышц, происходит развитие и коррекция моторики рук, познавательно-речевой деятельности и эмоционально-волевой сферы ребенка.
Используя ЛЕГО в образовательной деятельности, проводятся дидактические игры и упражнения с помощью деталей конструктора, что помогает легче усвоить материал. Например, игра «Чудесный мешочек», в которой у детей развивается тактильное восприятие и речь, игра «Запомни и повтори», которая направлена на коррекцию памяти и мышления.
Приложение 4
Уровень сформированности умений детей
в ходе реализации проекта «Зоопарк»
Средняя группа
1. Дети проявляют интерес к данному виду деятельности – 100%,
2. Знают название цвета, формы детали – 90%,
3. Скрепляют детали разными способами – 90%
4. Строят элементарные постройки по творческому замыслу – 85%,
5. Умеют рассказывать о постройке – 78%,
6. Обыгрывают постройку – 90%
Приложение 5
Мониторинг развития конструкторских способностей (ЛЕГО-конструирование).
Средняя группа
ФИО | Интерес к данному виду деятельности | Название цвета детали | Название формы детали | Группировка деталей | Скрепление деталей разными способами | Строит элементарные постройки по творческому замыслу | Строит по объемному образцу | По образцу, изображенному на картинке | Умеет рассказывать о постройке | Обыгрывает постройку |
Критерии оценки показателей:
Высокий уровень развития способностей – выполняет самостоятельно, без подсказки педагога;
Средний уровень развития способностей – выполняет с помощью взрослого;
Низкий уровень развития способностей – затрудняется в самостоятельном выполнении задания, нуждается в помощи взрослого
Инструментарий сбора информации
Критерии диагностики | Диагностический инструментарий | ||
1. Побуждение | Интерес к данному виду деятельности | Наблюдение за деятельностью детей при построении Лего конструкций | |
2 Знание представления | Название цвета детали | «Продолжи ряд» - педагог показывает последовательность элементов, выстроенных с соблюдением цветовой закономерности, а ребенок должен ее продолжить. | |
Название формы детали | «Отгадай» - одному из детей завязывают глаза и предлагают отгадать на ощупь форму детали. | ||
3 Умение | Группировка | По цвету | «Кто быстрее» - детям предлагается корзина с большим набором деталей. Предлагается найти по 3 детали каждого цвета (красный, желтый, зеленый, синий) |
По форме | «Кто быстрее» - детям предлагается корзина с большим набором деталей. Предлагается найти по 3 детали каждой формы ( кубик, кирпичик, клювик) | ||
Скрепление деталей разными способами | «Собери модель» - дети собирают модель под диктовку. При определении взаимного расположения деталей, используя наречия «сверху», «посередине», «слева», «справа», «поперек». | ||
Работа | По условию | «Собери дорожку» - педагог предлагает детям собрать прямую дорожку, затем извилистую. | |
По объемному образцу | «Собери модель по памяти» - педагог показывает детям в течение нескольких секунд модель из 3-4 деталей, а затем убирает ее. Дети собирают модель по памяти и сравнивают с образцом. | ||
По образцу, изображенному на картинке | «Собери модель по картинке» - педагог предлагает детям собрать постройку по картинке. Дети собирают модель по картинке, сравнивая ее с изображением. | ||
Анализ постройки, выделяя части целого | «Домик»- педагог предлагает детям проанализировать постройку. Выделить и обозначить части постройки (дом: стены, крыша, окна, дверь) | ||
Создание элементарных построек по творческому замыслу | «Подарок маме» - педагог предлагает детям придумать и самостоятельно построить подарок для мамы. | ||
Обыгрывание построек | «Домик для друзей» - педагог предлагает детям построить домик, поселить в нем животных и обыграть. |
Проект рекомендован для
участия в конкурсе
«Ярмарка педагогических идей и
проектов _____________________ ________________
Подпись руководителя образовательной организации
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательский проект «ВОЛШЕБНАЯ ВОДА» Участники проекта: педагоги и дети подготовительной группы. Руководитель проекта: воспитатель Тюленёва Т.А.
Большую роль в экологическом образовании дошкольниковиграет практическая, исследовательская деятельность вприродных условиях. К сожалению, современные дети, особенногородские, имеют весьма огран...
Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года
Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...
Проект "Спортивная зима" Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здорового образа жизни; • ознакомление с
Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здоро...
Паспорт проекта «Пчёлкин огород». Тип проекта : среднесрочный, исследовательский. Участники проекта : дети, воспитатели, родители воспитанников. Возраст детей: 6 – 7 лет. Цель проекта: Создание условий в группе и на участке для развития познавательного и
Задачи проекта:Расширять знания детей и представления о культурных растениях и цветах (их строении и полезных свойствах овощей).Знакомить детей с особенностями выращивания цветов и культурных ра...
МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат
Проблема: Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...
Проект в подготовительной группе на тему: «Зимующие птицы» Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя. С 19.12.2022 – 23.12.2022) Авторы проекта: воспитатель Анисимова
Проект в подготовительной группе на тему:«Зимующие птицы»Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочны...
Тема проекта «Ярмарка профессий» Продолжительность проекта: среднесрочный (04.09-11.09.) Тип проекта: познавательный, творческо-информационный. Участники проекта: дети подготовительной группы, педагог, родители. Проблема – мы столкнулись с тем, что дети
Тема проекта «Ярмарка профессий» Продолжительность проекта: среднесрочный (04.09-11.09.) Тип проекта: познавательный, творческо-информационный. Участники проекта: дети подготовительной группы, пед...