проект для конкурса, "ЛЕГО-ЗООПАРК"
проект по конструированию, ручному труду (средняя группа)

Яптик Таисия Яковлевна

Материалы для участия в конкурсе " Ярмарка педогогических идей". проек "ЛЕГО-ЗООПАРК"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_yaptik_t.ya_.docx136.06 КБ

Предварительный просмотр:


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Ярсалинский детский сад «Солнышко»F:\Эмблема детского сада.png

Материалы

для участия в конкурсе

«Ярмарка педагогических идей и проектов»

Проект «Лего-зоопарк»

 

Воспитатель:

Яптик Т.Я.

Яр-Сале 2021 год

КАРТА ПРОЕКТА

Название проекта

 «ЛЕГО - зоопарк»

Срок реализации проекта

Сентябрь-октябрь

Основные целевые группы, на которые направлен проект

Средняя группа

Введение

Актуальность: 

Лего- конструирование – одно из самых современных направлений развития. Лего позволяет детям учиться, играя и обучаться в игре. Набор строительных элементов открывает ребенку новый мир. Ребенок не потребляет, он творит, создает предметы. Игры с конструктором помогают развивать творческие и интеллектуальные способности детей, конструкторские навыки, развивают воображение, способность предвидеть результат своих действий. Большинство ЛЕГО игр не исчерпывается предлагаемыми заданиями, а позволяет детям составлять новые варианты задания, то есть заниматься творческой деятельностью. Незаметно для ребенка эти игры помогают приобрести очень важное умение – сдерживаться, не мешать друг другу, размышлять и принимать решение, не просить помощи, если не попробовал сделать сам. Работа с ЛЕГО – деталями стимулирует и развивает потенциальные творческие способности каждого ребенка, учит его созидать и разрушать, что тоже очень важно. Разрушать не агрессивно, не бездумно, а для обеспечения возможности созидания нового. Разбирая свою собственную постройку из ЛЕГО, ребенок имеет возможность создать другую или достроить из освободившихся деталей некоторые ее части, выступая в роли творца. Узнавая новое, дети учатся выражать свое отношение к происходящему. Конструируя, они погружаются в организованную взрослыми ситуацию. В ходе образовательной деятельности становятся строителями, архитекторами и творцами, играя, дети придумывают и воплощают в жизнь свои идеи.  В процессе конструктивной деятельности решаются самые разные задачи: психологические, развивается познавательная деятельность. При этом у детей развивается творческое воображение, коммуникативные качества, любознательность. А осмысленный, интересный материал усваивается легко и навсегда

Настоящий проект объединен общей идеей – созданию из ЛЕГО 3Д - модели «Зоопарк».

Новизна проекта.

Новизна проекта выражена в технической направленности обучения, которое базируется на новых информационных технологиях, предусматривает авторское воплощение замысла в автоматизированные модели и проекты, отвечает требованиям направления в сфере образования — развитие научно-технического творчества детей в условиях модернизации производства.

Цель и задачи

Цель: формирование у детей конструктивных умений и навыков в процессе творческо – игровой деятельности по созданию 3Д – модели «Зоопарк» из конструктора ЛЕГО.

Задачи:

Образовательные:

- Закрепить понятие «зоопарк», его значение в жизни человека.

- Расширять знания детей о животных зоопарка.

- Продолжать знакомить с деталями конструктора - лего, способах крепления.

- Обогащать словарный запас.

- Учить работать по схемам.

- Формировать умение создавать простые конструкции по образцу, замыслу и условиям.

Развивающие задачи:

- Развивать зрительное и пространственное восприятие, наглядно-действенное мышление, внимание, память, мелкую моторику.

- Развивать умение конструировать по образцу 

- Развивать интерес к конструктивной деятельности посредством конструктора LEGO.

Воспитательные задачи:

- Воспитывать умение доводить начатое до конца.

- Формировать коммуникативные навыки детей при работе в коллективе

- Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, желание прийти на помощь окружающим.

Основная часть

Этапы

Содержание деятельности

Сроки

1. Организационный

- Мониторинг по выявлению уровня конструктивных умений у детей.

(Приложение 5)

- Подбор иллюстраций, стихов, рассказов, загадок.

- Подбор материала и оборудования

- Подбор консультаций для родителей о значении конструирования для детей

- Планирование деятельности по проекту.

2 недели

2. Основной

1. Чтение художественной литературы.

- Е.Чарушин «Рассказы о животных», «В зоопарке», "Что за зверь?"
- Б. Житков «Про обезьяну»
- В. Чаплина "Питомцы зоопарка", "Мои воспитанники"
- С. Паруздин «Верблюд», 
- Стихотворения В. Степанова о животных.

2. Рассмотривание альбомов «Дикие животные», плакатов «Животные Африки»«Животные севера»

2.Просмотр презентации «Кто живет в зоопарке?»

3.Планирование деятельности по конструированию зоопарка.

4.Разработка конспектов.

(Приложение 1, 2)

Сентябрь-октябрь

Конструирование «Слон»

Алгоритм занятия:

Вводная часть

- игровая ситуация (введение в диалог с детьми игрушечного персонажа, любимого сказочного героя, который обратится с просьбой о помощи, озадачит и порадует, пригласит детей в увлекательное путешествие в сказочную страну);

- видеообращение сказочного или вымышленного героя;

- стихотворения и загадки; - чтение фрагмента произведения художественной литературы;

- дидактические и подвижные игры;

- познавательная беседа и обсуждение вопросов;

- проблемная ситуация;

- музыкальное сопровождение; - просмотр иллюстраций;

- демонстрация презентаций;

- демонстрация видео или мультипликационных фильмов (фрагмент)

Основной этап – наиболее активная практическая часть занятия (10 мин) включает следующие виды деятельности:

- показ образца,

- пояснение педагогом пошаговой инструкции,

- разбор схемы-карточки, чертежа;

- самостоятельная работа детей по образцу, схеме или творческому замыслу,

- физкультминутка, видеозарядка с Лего-человечками,

- подвижные игры,

- пальчиковая или дыхательная гимнастика, которые помогут расслабиться, а затем со свежими силами вернуться к увлекательному конструированию.

- обыгрывание постройки.

Заключительный, итоговый этап (до 5 минут)

- рефлексия,

- уборка рабочих мест,

- организация выставки детских работ.

Конструирование «Жираф»

Конструирование «Медведь»

Конструирование «Крокодил»

Конструирование «Олень»

Конструирование «Верблюд»

Конструирование «Клетки»

Работа с родителями:

Папка – передвижка «Много конструктора не бывает»

В течение реализации проекта

Участие в оформлении фона для композиции «Зоопарк»

3. Заключительный

Подведение итогов проектной деятельности.

Анализ результативности.

Ноябрь

Заключение

Конструктивно-игровая деятельность детей средней группы с Лего позволила установить контакт между педагогом, детьми и родителями, полнее раскрыть некоторые особенности ребёнка, с точки зрения сформированности эмоционально-волевой и двигательной сфер, выявить речевые возможности ребёнка, установить уровень его коммуникативности. В процессе реализации проекта у детей систематизировались представления о животных зоопарка; научились конструировать модели животных из ЛЕГО; дети самостоятельно  читают простые схемы. (Приложение 3)

Дети научились:

- самостоятельно, быстро и без ошибок выбирать необходимые детали,

- проектировать по образцу,

- конструировать по пошаговой схеме.

Мониторинг образовательных результатов показал:

1. Дети проявляют интерес к данному виду деятельности – 100%,

2. Знают название цвета, формы детали – 90%,

3. Скрепляют детали разными способами – 90%

4. Строят элементарные постройки по творческому замыслу – 85%,

5. Умеют рассказывать о постройке – 78%,

6. Обыгрывают  постройку – 90%

(Приложение 4)

Список информационных ресурсов

1. Варяхова Т. Примерные конспекты по конструированию с использованием конструктора ЛЕГО // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 2. - С. 48-50.

2. Конструируем: играем и учимся Lego Dacta// Материалы развивающего обучения дошкольников. Отдел ЛЕГО-педагогики, ИНТ. - М., 2007. – 37 с.

3. Кузьмина Т. Наш ЛЕГО ЛЕНД // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 1. - С. 52-54.

4. Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.– 104 с.

5. Парамонова Л. А. Конструирование как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста: учебнометодическое пособие. - М.: Академия, 2008. - 80 с.

6. Парамонова Л. А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду. – М.: Академия, 2009. – 97 с.

7.Фешина Е.В. Лего конструирование в детском саду: Пособие для педагогов. - М.: Сфера, 2011. – 243

Приложение 1

Таблица 1 — Методы и приемы, используемые на занятиях по легоконструированию

Методы

Приемы

Наглядный

Рассматривание на занятиях готовых построек, демонстрация способов крепления, приемов подбора деталей по размеру, форме, цвету, способы удержания их в руке или на столе.

Информационно-рецептивный

Обследование LEGO деталей, которое предполагает подключение различных анализаторов (зрительных и тактильных) для знакомства с формой, определения пространственных соотношений между ними (на, под, слева, справа. Совместная деятельность педагога и ребенка.

Репродуктивный

Воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу)

Практический

Использование детьми на практике полученных знаний и увиденных приемов работы.

Словесный

Краткое описание и объяснение действий, сопровождение и демонстрация образцов, разных вариантов моделей.

Проблемный

Постановка проблемы и поиск решения. Творческое использование готовых заданий (предметов), самостоятельное их преобразование.

Игровой

Использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета.

Частично-поисковый

Решение проблемных задач с помощью педагога.

Приложение 2

Методические рекомендации по проведению занятия

 На занятиях используются два вида конструирования:

 1. по условиям

 2. по замыслу.

Конструирование по образцу — когда есть готовая модель того, что нужно построить (например, изображение или схема клетки). При конструировании по условиям — образца нет, задаются только условия, которым постройка должна соответствовать (например, вольер для крокодила должен быть низким, а для жирафа — высоким).

Конструирование по замыслу предполагает, что ребенок сам, без каких-либо внешних ограничений, создаст образ будущего сооружения и воплотит его в материале, который имеется в его распоряжении. Этот тип конструирования лучше остальных развивает творческие способности детей.

Варианты пересказа на занятиях легоконструирования в порядке усложнения:

 -придумывание продолжения и завершение рассказа (начало, середина, конец придумывают дети) затем составляют с помощью конструктора

 -придумывание рассказа или сказки по плану воспитателя (затем составляют с помощью конструктора)

-придумывание рассказа по теме, предложенной воспитателем (затем составляют с помощью конструктора)

-придумывание рассказа или сказки на самостоятельно выбранную тему (с учетом деталей конструктора, распределение по группам начало, середины и конец рассказа)

Последовательность устного пересказа сюжета.

1. совместное «вспоминание» (пересказ) известной сказки;

2. частичное преобразование известной сказки;

3. придумывание новой сказки с соединением сказочных и реалистических элементов;

4. развертывание нового сюжета.

5. придумывание новых историй на основе реалистических событий с учетом деталей и элемента конструктора.

Желательно включать детей в игру-придумывание не менее двух-трех раз на каждом из этапов.

Значение совместной со взрослым игры-придумывания заключается не в прямом переносе ее формы или содержания придуманного сюжета в самостоятельную деятельность детей. Главный эффект заключается в том, что приобретенные умения развертывать новые сюжеты придают самостоятельной игре детей на любую тему более творческий и согласованный характер.

Приложение 3

Результативность

В результате дети получили возможность использовать конструктор ЛЕГО в моделировании предметов для сюжетно-ролевых игр, в которых, объединяясь в небольшие группы (2-3 ребенка), они создавали свой спонтанный игровой сюжет. Созданные постройки из ЛЕГО можно также использовать в играх-театрализациях, которые очень нравятся детям. Такие игры создают условия для развития речи, творчества и благоприятно влияют на эмоциональную сферу дошкольников.

Работа по лексическим темам с применением легоконструирования дает возможность детям запоминать новые слова, используя тактильный и зрительный анализаторы, развивает и другие речевые навыки. Дети не просто описывают свои модели и рассказывают об их назначении, но и задают и отвечают на вопросы по ходу строительства. Это развивает коммуникативные навыки, так как в совместной деятельности дети могут не только поинтересоваться тем, что и как делают другие, но и получить или дать совет о способах крепления, обменяться деталями или даже объединить свои модели для более масштабной конструкции. При этом участники совместной деятельности решают возникающие проблемы, общаются и советуются друг с другом.

Во время выполнения практических заданий включаются различные группы мышц, происходит развитие и коррекция моторики рук, познавательно-речевой деятельности и эмоционально-волевой сферы ребенка.

Используя ЛЕГО в образовательной деятельности, проводятся дидактические игры и упражнения с помощью деталей конструктора, что помогает легче усвоить материал. Например, игра «Чудесный мешочек», в которой у детей развивается тактильное восприятие и речь, игра «Запомни и повтори», которая направлена на коррекцию памяти и мышления.


Приложение 4

Уровень сформированности умений детей

в ходе реализации проекта «Зоопарк»

Средняя группа

1. Дети проявляют интерес к данному виду деятельности – 100%,

2. Знают название цвета, формы детали – 90%,

3. Скрепляют детали разными способами – 90%

4. Строят элементарные постройки по творческому замыслу – 85%,

5. Умеют рассказывать о постройке – 78%,

6. Обыгрывают  постройку – 90%


Приложение 5

Мониторинг развития конструкторских способностей (ЛЕГО-конструирование).

 Средняя группа

ФИО

Интерес к данному виду деятельности

Название цвета детали

Название формы детали

Группировка деталей

Скрепление деталей разными способами

Строит элементарные постройки по творческому замыслу

Строит по объемному образцу

По образцу, изображенному

 на картинке

Умеет рассказывать

о постройке

Обыгрывает  постройку

Критерии оценки показателей:

Высокий уровень развития способностей – выполняет самостоятельно, без подсказки педагога;

Средний уровень развития способностей – выполняет с помощью взрослого;

Низкий  уровень развития способностей – затрудняется в самостоятельном выполнении задания, нуждается в помощи взрослого

Инструментарий сбора информации

Критерии диагностики

Диагностический инструментарий

1. Побуждение

Интерес к данному виду деятельности

Наблюдение за деятельностью детей при построении Лего конструкций

2 Знание представления

Название цвета детали

«Продолжи ряд» - педагог показывает последовательность элементов, выстроенных с соблюдением цветовой закономерности, а ребенок должен ее продолжить.

Название формы детали        

«Отгадай» - одному из детей завязывают глаза и предлагают отгадать на ощупь форму детали.

3 Умение

Группировка

По цвету

«Кто быстрее» - детям предлагается корзина с большим набором деталей. Предлагается найти по 3 детали каждого цвета (красный, желтый, зеленый, синий)

По форме

«Кто быстрее» - детям предлагается корзина с большим набором деталей. Предлагается найти по 3 детали каждой формы ( кубик, кирпичик, клювик)

Скрепление деталей разными способами

«Собери модель» - дети собирают модель под диктовку. При определении взаимного расположения деталей, используя наречия «сверху», «посередине», «слева», «справа», «поперек».

Работа

        По условию

«Собери дорожку» - педагог предлагает детям собрать прямую дорожку, затем извилистую.

По объемному образцу

«Собери модель по памяти» - педагог показывает детям в течение нескольких секунд модель из 3-4 деталей, а затем убирает ее. Дети собирают модель по памяти и сравнивают с образцом.

По образцу, изображенному на картинке

«Собери модель по картинке» - педагог предлагает детям собрать постройку по картинке. Дети собирают модель по картинке, сравнивая ее с изображением.

Анализ постройки, выделяя части целого

«Домик»- педагог предлагает детям проанализировать постройку. Выделить и обозначить части постройки (дом: стены, крыша, окна, дверь)

Создание элементарных построек по творческому замыслу

«Подарок маме» - педагог предлагает детям придумать и самостоятельно построить подарок для мамы.

Обыгрывание построек

«Домик для друзей» - педагог предлагает детям построить домик, поселить в нем животных и обыграть.

Проект рекомендован для

участия в конкурсе

«Ярмарка педагогических идей и

проектов                                       _____________________     ________________

Подпись руководителя образовательной организации


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект «ВОЛШЕБНАЯ ВОДА» Участники проекта: педагоги и дети подготовительной группы. Руководитель проекта: воспитатель Тюленёва Т.А.

Большую роль в экологическом образовании дошкольниковиграет практическая, исследовательская деятельность вприродных условиях. К сожалению, современные дети, особенногородские, имеют весьма огран...

Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года

Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...

Проект "Спортивная зима" Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здорового образа жизни; • ознакомление с

Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здоро...

Паспорт проекта «Пчёлкин огород». Тип проекта : среднесрочный, исследовательский. Участники проекта : дети, воспитатели, родители воспитанников. Возраст детей: 6 – 7 лет. Цель проекта: Создание условий в группе и на участке для развития познавательного и

Задачи проекта:Расширять знания детей и представления о культурных  растениях и цветах (их строении и полезных свойствах овощей).Знакомить детей с особенностями выращивания цветов и культурных ра...

МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат

Проблема:  Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...

Проект в подготовительной группе на тему: «Зимующие птицы» Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя. С 19.12.2022 – 23.12.2022) Авторы проекта: воспитатель Анисимова

Проект в подготовительной группе на тему:«Зимующие птицы»Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочны...

Тема проекта «Ярмарка профессий» Продолжительность проекта: среднесрочный (04.09-11.09.) Тип проекта: познавательный, творческо-информационный. Участники проекта: дети подготовительной группы, педагог, родители. Проблема – мы столкнулись с тем, что дети

Тема проекта «Ярмарка профессий» Продолжительность проекта: среднесрочный (04.09-11.09.) Тип проекта: познавательный, творческо-информационный. Участники проекта: дети подготовительной группы, пед...