Программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста "Роболандия"
рабочая программа по конструированию, ручному труду (подготовительная группа)

Программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста "Роболандия" конструктивно-модельной направленности, для детей 6-7 лет на 2021-2022 учебный год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_robolandiya_21-22g.g.docx29.45 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – Детский сад №49

г/п Родники, Московской обл., Раменского городского округа, Московской области

Принята на Педагогическом совете        Утверждено:

№  ____        Заведующий МДОУ №49

Протокол № __ от _______202__г.        _____________ /Серяпина Ю.А./

                                                                          от _________202__г.

ПРОГРАММА

Дополнительного образования для детей дошкольного возраста

«Роболандия»

(конструктивно-модельной направленности, для детей 6 -7 лет)

на 2021-2022 учебный год

Разработала: воспитатель,

Первой квалификационной категории

Столярчук Елена Александровна

2021г.

Содержание

1.

Целевой раздел

Стр 3

1.1

Пояснительная записка

Стр 3

1.2

Цель и задачи

Стр 4

1.3

Ожидаемые результаты

Стр 4

1.4

Методика организации занятий

Стр 6

1.5

Способы определения результативности программы

Стр 8

2.

Содержательный раздел

Стр 9

2.1

Учебно-тематический план работы на 2021-2022 учебный год

Стр 9

3.

Приложение

Стр 11

3.1

Педагогическая диагностика усвоения материала

Стр 11

4.

Список используемой литературы

Стр 12

1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1Пояснительная записка.

Конструирование полностью отвечает интересам детей, их способностям и возможностям, поскольку является основной детской деятельностью. Следовательно, благодаря ей ребенок особенно быстро совершенствует навыки и умения, развивается в умственно и эстетически. Известно, что тонкая моторика рук связана с центрами речи, значит, у занимающегося конструированием ребенка быстрее развивается речь. Ловкие, точные движения рук дают ему возможность быстрее и лучше овладеть техникой письма. Ребенок – прирожденный конструктор, изобретатель и исследователь. Эти заложенные природой задатки особенно быстро реализуются и совершенствуются в конструировании, ведь ребенок имеет неограниченную возможность придумывать и создавать свои постройки, конструкции, проявляя при этом любознательность, сообразительность, смекалку и творчество. Ребенок на опыте познает конструктивные свойства деталей, возможности их скрепления, комбинирования, оформления. При этом он как дизайнер творит, познавая законы гармонии и красоты. Детей, увлекающихся конструированием, отличает богатая фантазия и воображение, активное стремление к созидательной деятельности, желание экспериментировать, изобретать; у них развито пространственное, логическое, математическое, ассоциативное мышление, память, что является основой интеллектуального развития и показателем готовности ребенка к школе. В настоящее время специалисты в области педагогики и психологии уделяют особое внимание детскому конструированию. Не случайно в современных программах по дошкольному воспитанию эта деятельность рассматривается как одна из ведущих.

Направленность дополнительной общеобразовательной программы – конструктивно-модельная.

1.2 Цель программы - формирование основ понимания детьми конструкций предметов, обучение детей определять последовательность операций при изготовлении различных видов роботов–

Задачи программы:

Обучающие: - формирование представлений о роботе, способах конструирования из деталей конструктора.

 Развивающие: - расширение кругозора об окружающем мире, обогащение эмоциональной жизни, развитие художественно-эстетического вкуса; - развитие психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи) и приемов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация и обобщение); - развитие регулятивной структуры деятельности (целеполагание, прогнозирование, планирование, контроль, коррекция и оценка действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью); - развитие сенсомоторных процессов (глазомера, руки и прочих) через формирование практических умений; - создание условий для творческой самореализации и формирования мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности.

Воспитывающие: - формирование представлений о гармоничном единстве мира и о месте в нем человека с его искусственно создаваемой предметной средой.

1.3 Ожидаемые результаты

Ожидаемые результаты конструкторской деятельности направлены на формирование у воспитанников способности и готовности к созидательному творчеству в окружающем мире, на развитие изобразительных, конструкторских способностей, формирование элементарного логического мышления. Все эти направления тесно связаны, и один вид деятельности не исключает развитие другого, а даже вносит разнообразие в творческую деятельность. Играя образовательным конструктором, дети успешно владеют основными приемами умственной деятельности, ориентируются на плоскости и в пространстве, общаются, работают в группе, в коллективе, увлекаются самостоятельным техническим творчеством. Для ребенка важно, чтобы результаты его творческой деятельности можно было наглядно продемонстрировать: это повышает самооценку и положительно влияет на мотивацию к деятельности, к познанию. Программа создает для этого самые благоприятные возможности.

Ожидаемый результат после 1 года обучения.

 Дети должны знать: 

- понятие робот, виды роботов; - числа от 5 до 10.

Дети должны уметь:

 - называть и конструировать плоские и объемные модели;

- конструировать колесных роботов; - конструировать роботов специального назначения;

- сравнивать и классифицировать объекты по 1 - 2 свойствам;

- определять число деталей в простейшей конструкции модели и их взаимное расположение;

- ориентироваться в понятиях «вверх», «вниз», «направо», «налево»;

- считать и сравнивать числа от 1 до 10;

- конструировать плоские и объемные модели по образцу, по модели, по схеме, по условию, по собственному замыслу, овладеть навыками каркасного конструирования;

- планировать этапы создания собственного робота;

- работать в группе.

Формы и режим занятий

Ведущей формой организации занятий является индивидуальная работа. Наряду с индивидуальной формой работы, во время занятий осуществляется групповая работа и дифференцированный подход к детям. Занятия строятся на основе практической работы с образовательным робототехническим конструктором.

Продолжительность занятий: 30 минут.

Формы реализации программы: реализация программы предполагает осуществление специально организованных занятий, в процессе которых дети получают знания, навыки по изучаемым темам. Занятия проводятся по подгруппам (по 10 человек в подгруппе), 1 раз в две недели.

Сроки реализации программы: 2021-2022 учебный год

Возраст детей, участвующих в реализации программы: 6 - 7 лет (старший дошкольный возраст)

1.4 Методика организации занятий.

При организации и проведении занятий используется система формирования творческого конструирования, состоящая из трех частей.

Этапы формирования творческого конструирования:

1. Организация широкого самостоятельного детского экспериментирования с новым материалом. Экспериментирование с материалом вне постановки каких-либо задач – вначале с деталями конструктора, а затем с набором блоков разной конфигурации, составленных взрослым из этих деталей.

2. Решение с детьми проблемных задач двух типов: - на развитие воображения: задачи на достраивание блоков-каркасов разной конфигурации в форме загадок типа: «Это недостроенная фигура подумай и скажи, что я начал строить и дострой». - на формирование обобщенных способов конструирования (использование умения экспериментировать с новым материалом): новые образы строятся способом «опредмечивания» (создание новых целостностей на одной основе) или способом «включения» (использование заданной основы в качестве детали разных ценностей).

3. Организация конструирования по собственному замыслу. Новизна тематики и содержания конструкции — в богатстве замыслов и оригинальности способов их реализации, в умственной активности, которые проявляются в поисках разных вариантов решения и т.п.

Организация занятий первого типа:

Большинство занятий можно построить по единому принципу: в начале занятия несколько минут отводится организационному моменту, затем следует само занятие, в котором можно выделить три этапа работы. Организационный момент. 

Взрослый подготавливает конструктор и прочие необходимые материалы для занятия. Все рассаживаются вокруг одного большого стола, если нужно, вспоминают, как и с каким элементом конструктора работать.

  1. Рассказ-показ.

Взрослый показывает-рассказывает историю. Дети могут, отвечая на вопросы, придумывая, помогают создать эту историю. В итоге у детей складывается образ предмета, который будет воспроизводиться из деталей конструктора. Также активно можно использовать загадки, для стимулирования познавательного интереса дошкольников. Первая часть занятия представляет собой совместное обсуждение того, как решить поставленную задачу, планирование, а во второй части взрослый помогает реализовать намеченное.

  1. Выполнение работы.

 Дети делают свои работы, вспоминая и обсуждая рассказ-показ взрослого. Взрослый помогает тем, кто нуждается в помощи, задает наводящие вопросы.

Выполнение работы — это наиболее сложный этап. Он состоит из нескольких частей:

- Отбор необходимых деталей для создания модели;

- Обсуждение цвета основных деталей (например: цвет крыльев бабочки);

 - Пошаговая работа с деталями;

- Оформление работы (добавление сюжетных элементов, например: корм для белки);

- Проверка модели (в движении, в правильности конструкции).

3. Просмотр работ, обсуждение.

Все детские работы по возможности объединяются общей идеей, превращаются в общую игру, в которую каждый может поиграть.

Организация занятий второго типа:

 Методика организации творческого занятия при конструировании объекта по замыслу включает в себя прохождение нескольких этапов.

1. Постановка задачи: что мы хотим изобрести?

2. Уточнение задачи: что должно «уметь» наше изобретение? Прежде чем приступать к решению задачи, необходимо ответить на вопросы:

- Как можно играть с изобретением?

- Каковы функциональные возможности и вариативность игры, конструктора?

 - Что демонстрирует изобретение? Какие способы игры предусматривает?

3. Решение задачи. 

Для простых задач – предложить варианты решения.

Для сложных задач — ответить на вопрос: «Из чего должно состоять наше изобретение и каков должен быть его принцип действия, чтобы оно «умело» делать то, что мы хотим от него получить?»

4. Изготовление рабочего чертежа общего вида изобретения – проекта.

5. Изготовление опытного образца.

6. Испытание опытного образца.

7. Коррекция чертежа и опытного образца.

8. Испытание скорректированного опытного образца

1.5 Способами определения результативности программы являются:

- Итоговая диагностика (1 раз в год);

- Фото - выставка моделей «Юные техники» (проводится 1 раз в 6 месяцев).

2.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1 УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОТЫ НА 2021 – 2022 г.г.

Тема

Форма организации занятия

№ занятия

Время проведения

Знакомство с образовательным конструктором

Конструирование по образцу

1

сентябрь

Собираем пчелу

Конструирование по образцу

2

октябрь

Собираем бабочку

Конструирование по теме

3

октябрь

Собираем ветряную мельницу

Конструирование по модели

4

ноябрь

Собираем миксер

Конструирование по условию

6

ноябрь

Собираем велосипед

Конструирование по образцу

12

декабрь

Собираем робота-спасателя

Конструирование по замыслу

13

декабрь

Собираем автобус/легковой автомобиль

Конструирование по образцу

16

январь

Собираем гараж для легкового автомобиля/автобуса

Каркасное конструирование

17

январь

Собираем робота исследователя

Конструирование по замыслу

18

февраль

Собираем самоходные санки/трактор

Конструирование по модели

20

февраль

Собираем колесного робота специального назначения

Конструирование по замыслу

21

март

Собираем кролика/черепаху/ оленя

Конструирование по наглядным схемам

24-6

апрель

Собираем четырехногого робота

Конструирование по замыслу

27

апрель

Диагностика

май

3.Приложение.

3.1 Педагогическая диагностика усвоения материала.

№ п/п

Ф.И., возраст ребенка

Ознакомление со свойствами строительного материала

Конструиро вание по готовой графической модели

Конструиро

вание

по замыслу

Узнавание деталей по технической карте

Воспроизведение конструкции по схематическому изображению

Уровни усвоения материала.

Низкий: дети правильно выбирают не более одной детали, практически не узнают их без помощи воспитателя или подсказки других детей; ошибаются в выборе деталей и их расположении относительно друг друга; воспроизводят по схеме только отдельные фрагменты конструкции, используют все детали, в т.ч. лишние, нуждаются в помощи взрослого; замысел не устойчив, тема меняется в процессе практических действий с материалом; схематические зарисовки будущей конструкции неопределенны. Создаваемые конструкции нечетки по содержанию, объяснить их смысл и способ построения дети не смогут.

Средний: дети узнают 2-3 детали правильно, остальные с помощью воспитателя; пытается читать схему «на глаз», но допускают неточности и ошибки, исправляют их при словесной помощи воспитателя или практического наложения детали на схему; тему постройки определяют заранее; используют схематический рисунок для обозначения частей предмета и удержания смысла. Схему не детализируют и не разбивают конструкцию – способ ее построения находят путем практических проб. Высокий: дети узнают 4-5 деталей, определяют их правильно и без помощи взрослого; действуют самостоятельно и практически без ошибок в размещении предметов относительно друг друга; могут самостоятельно и безошибочно «читать» схему «на глаз», недостающую деталь заменяют правильно; воспроизводят конструкцию точно по схеме; самостоятельно разрабатывают замысел в разных его звеньях, могут рассказать о способе сооружения постройки и ее особенностях, объяснить свой интерес к этой теме; при разработке замысла конструкции используют литературный образ

4.Список используемых ресурсов:

  1. Каширин, Д.А. Конструирование роботов с детьми 5-8 лет. Методическое пособие/ Д.А. Каширин, А.А. Каширина. – М.: Экзамен, 2015. – 88 с.: ил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ для детей дошкольного возраста

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«СЕМИЦВЕТИК»для детей  дошкольного возраста...

Рабочая программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста по развитию мелкой моторики

Рабочая программа дополнительной образовательной деятельностикружок по развитию мелкой моторики "Детские ладошки"...

Рабочая программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста 5-7 лет - Кружок "Игрушка своими руками"

Программа предусматривает знакомство и изготовление русской народной тряпичной куклы, она расчитана на два года....

Программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста "Веснушки"

программа предназначена для работы с детьми в хореографическом кружке...