Программа дополнительная "Оригами"
рабочая программа по конструированию, ручному труду (подготовительная группа)
Программа «Волшебство оригами», как средство дополнительного образования старших дошкольников, поможет ввести детей в мир древнейшего искусства складывания бумаги без клея и
ножниц.
Оригами – это сложение различных фигур из разноцветных квадратных листов бумаги. Доступность бумаги как материала, простота ее обработки привлекают детей. Они овладевают различными приемами и способами действий с бумагой, такими, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание. Работа в стиле оригами имеет большое значение в развитии творческого воображения ребенка, его фантазии, художественного вкуса, аккуратности, умения бережно и экономно использовать материал, намечать последовательность операций, активно стремиться к положительному результату. Программа разработана для того, чтобы через различные действия с бумагой, в процессе ее обработки, через применение разных способов и приемов работы с ней, обучать детей эстетически осмысливать образы знакомых предметов, передавать их в изобразительной деятельности, подчеркивая красоту и колоритность внешнего облика в преобразованной форме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_origami.docx | 38.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Комитет по образованию г. Улан-Удэ
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №72 «Аленушка»
670034, г. Улан-Удэ, ул. Пестеля 37А, тел.446500, т/факс 446510
E-mail: UUCadik72@yandex.ru
Программа дополнительного образования
Тема: «Волшебство оригами»
воспитатель: Петрова М.Ю.
Улан-Удэ
2021г.
Программа «Волшебство оригами», как средство дополнительного образования старших дошкольников, поможет ввести детей в мир древнейшего искусства складывания бумаги без клея и
ножниц.
Оригами – это сложение различных фигур из разноцветных квадратных листов бумаги. Доступность бумаги как материала, простота ее обработки привлекают детей. Они овладевают различными приемами и способами действий с бумагой, такими, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание. Работа в стиле оригами имеет большое значение в развитии творческого воображения ребенка, его фантазии, художественного вкуса, аккуратности, умения бережно и экономно использовать материал, намечать последовательность операций, активно стремиться к положительному результату. Программа разработана для того, чтобы через различные действия с бумагой, в процессе ее обработки, через применение разных способов и приемов работы с ней, обучать детей эстетически осмысливать образы знакомых предметов, передавать их в изобразительной деятельности, подчеркивая красоту и колоритность внешнего облика в преобразованной форме.
Программа дополнительного образования направлена на художественно-эстетическое развитие и развитие творческих способностей у детей. Данная программа интегрируется с образовательными областями («Познание. Конструирование. Математическое развитие», «Речевое развитие», «Художественно -эстетическое творчество», «Безопасность», «Социально – коммуникативное развитие»), а также согласуется с Л. В. Куцаковой «Конструирование и художественный труд в детском саду».
Дошкольный возраст - яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству. Для поддержки данного интереса необходимо стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность. Наблюдая за детьми старшего дошкольного возраста, пришла к выводу, что дети любят играть с игрушками, сделанными своими руками. Изучив литературу, убедилась, что оригами не только доступно и интересно детям старшего дошкольного возраста, но и способствует развитию общих способностей детей, которые пригодятся им в жизни и в процессе обучения другим предметам. Занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы. А также способствуют развитию мелкой моторики рук, что имеет немаловажное влияние на развитие речи детей.
Программа направлена на формирование общей культуры детей, на их духовно-нравственное, социальное, личностное, интеллектуальное развитие, на создание основ для самостоятельной реализации ими творческой деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование.
В ходе ее освоения предполагается развитие у детей таких навыков как:
- развитие мелких мышц пальцев;
- сбалансированное развитие логического и образного мышления;
- формирование пространственных представлений;
- умение поэтапного планирования своей деятельности и доведения ее до желаемого результата;
- расширение кругозора;
- удовлетворение познавательных интересов.
Программа разработана в соответствии с ФГОС дошкольного образования. Реализация программы ведется в соответствии с нормативно- правовыми документами:
- Законом Российской Федерации «Об образовании»;
- Санитарно – эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.3049- 13 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений»;
- Письмом Министерства образования Российской Федерации от 14. 03. 2000 № 65/23 – 16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»;
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования».
-Письмом «Комментарии к ФГОС дошкольного образования» Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.02.2014 г. № 08-249
Цель программы – ознакомление детей с искусством оригами, всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги.
Задачи:
- Знакомить детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.
- Формировать умения следовать устным конструкциям.
- Обучать различным приемам работы с бумагой, обогащать словарный запас ребенка специальными терминами.
-Развивать внимание, память и логическое мышление.
- Развивать мелкую моторику рук и глазомер.
- Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д. Обогащать словарь ребенка специальными терминами.
- Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами.
- Развивать художественный вкус, творческие способности детей.
- Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.
- Развивать пространственное воображение.
- Расширять коммуникативные способностей детей.
- Воспитывать интерес к искусству оригами.
- Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Форма занятий:
Тематическая совместная деятельность педагога и ребенка:
- беседы, чтение художественной литературы;
- индивидуальная работа, групповая работа;
- коллективно – творческая работа.
Форма работы
Программа рассчитана на 1 год обучения. Программой предусмотрено проведение:
- диагностических занятий: 2
- практических занятий: 34
Педагогический анализ знаний и умений проводится два раза в год.
Продолжительность диагностического периода:
Стартовая диагностика: 01.09.2020– 15.09.2020;
Итоговая диагностика: 15.05.2021 – 30.05.2021.
Программа предполагает проведение одного занятия в неделю, во вторую половину дня в рамках кружковой работы. Общее количество занятий в год -36. Возраст детей 5-6 лет, количество детей 10 человек, длительность занятий 20 мин.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
- проведение выставок детских работ
- составление альбома лучших работ.
- проведение открытого мероприятия
- проведение мастер-класса среди педагогов
Методы, используемые на занятиях кружка:
- Словесный метод: игровой момент, беседа, рассказ, художественное слово, вопросы, уточняющие наводящие проблемные познавательные.
- Информационно-рецептивный: рассматривание, напоминание, частичный показ, образец, объяснение, сопровождаемое показом с опорой на символы-ориентиры, устные инструкции по выполнению работы.
- Репродуктивный: выполнение действий с детьми, с проговариванием, совместное действие педагога с детьми.
- Эвристический: работа по схемам, выполнение работ с опорой на личный опыт,
- Исследовательский: самостоятельная работа детей.
Ожидаемые результаты:
В результате обучения по данной программе дети:
- познакомятся с искусством оригами;
- научаться различным приемам работы с бумагой;
- будут знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами;
- научатся следовать устным инструкциям, создавать изделия оригами;
- разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию;
- овладеют навыками культуры труда;
- приобретут навыки работы в коллективе.
Работа с родителями:
- Консультации для родителей по темам:
«Влияние оригами на развитие речи дошкольников»
«Лечебные свойства оригами».
- Индивидуальное консультирование;
- Проведение мастер-классов на родительских собраниях;
- Совместное выполнение работ родителей и детей с целью ознакомления
родителей с особенностями оригами, способами изготовления поделок и т.д.
- Работа с социальными партнерами:
Акция «Подарки малышам».
Использование поделок в качестве подарков на мероприятии детского сада
Поздравление сотрудников с праздниками Новый год, 8 Марта.
Календарно-тематическое планирование по оригами для детей старшей группы
на 2020-2021 учебный год
месяц | № | Тема занятия | Программное содержание | Используемая литература |
сентябрь | 1 | Диагностика | Определить уровень развития мелкой моторики рук и глазомера, внимания, умения следовать устным инструкциям. | |
2 | ||||
3 | Знакомство с оригами. | Познакомить детей с японским искусством оригами. Познакомить с условными знаками и основными приёмами складывания бумаги. Рассмотреть разнообразие видов бумаги, ее свойств (разного цвета, тонкая, толстая, гладкая, шероховатая, легко рвется, мнется). Закрепить основные геометрические понятия, свойства квадрата, определить нахождение углов, сторон. Развивать творческое и логическое мышление. Воспитывать интерес детей к искусству оригами. | Морозова Г.В. стр14. | |
4 | Знакомство с условными знаками, принятыми в оригами. Квадрат из прямоугольного листа бумаги. | Учить детей следовать устным инструкциям. Развивать память, внимание. Воспитывать интерес к искусству оригами. Учить детей делать квадрат из прямоугольника. Закрепить названия геометрических фигур. Развивать концентрацию внимания. | Соколова С.В. стр. 8 | |
Октябрь Блок «Домашние птицы» | 5 | Петушок. | Закрепить умение складывать лист бумаги, точно совмещая противоположные углы. Закрепить навык чтения пооперационных карт. | Морозова Г.В. стр43. |
6 | Утка. | Учить складывать объемную игрушку способом оригами. Совершенствовать навыки работы с бумагой. | Морозова Г.В. стр38. | |
7 | Гусь. | Учить складывать гуся способом оригами. Показать, что с изменением размера и цвета листа получается другая фигурка (гусь-гусенок). Воспитывать стремление складывать бумагу аккуратно и правильно. | Морозова Г.В. стр33. | |
8 | Оформление коллективной работы «На птичьем дворе». | Развивать творческие способности детей. Развивать стремление дополнять композицию различными деталями, подходящими к основной теме. Воспитывать умение работать в коллективе, объединяя свои поделки в единое целое. | Мусиенко С.И., Бутылкина Г.В. , Морозова Г.В. | |
Ноябрь Блок «Домашние животные» | 9 | Поросенок. | Закреплять прием складывания формы «Дверь». Учить работать по линиям, развивать мелкую моторику, воспитывать старание. Развивать фантазию, творчество, конструктивное мышление и сообразительность; формировать умение общаться друг с другом, работать в паре, группе. | http://www.uchportal.ru/publ/22-1-0-5826 |
10 | Котенок. | Познакомить детей с модульным оригами (изготовление игрушки из нескольких сложенных из бумаги деталей). Развивать внимание, воображение, зрительное восприятие. | Морозова Г.В. стр48. | |
11 | Щенок. | Прививать любовь к домашним животным. Учить складывать фигурку в технике модульного оригами (из двух квадратов разного размера). | Морозова Г.В. стр53. | |
12 | Оформление коллективной работы. | Развивать творческие способности детей. Развивать стремление дополнять композицию различными деталями, подходящими к основной теме. Воспитывать умение работать в коллективе, объединяя свои поделки в единое целое. | Мусиенко С.И., Бутылкина Г.В. , Морозова Г.В. | |
Декабрь Блок «Зимушка-зима» | 13 | Дед Мороз. | Учить последовательному складыванию фигурки из квадратных листов бумаги, используя план-схему, учить сопоставлять, сравнивать (с образцом и схемой изделия), анализировать, логически мыслить и выстраивать поэтапный ход своих действий, учить объяснять свои действия, рассуждать вслух. | http://sekret-mastera.ru/podelki-iz-bumagi/origami-ded-moroz.html |
14 | Снеговик. | Продолжать учить выполнять поделку, используя схему, пооперационную карту. Создавать поделку из нескольких частей. Закреплять навыки выполнения базовой формы “воздушный змей”. | http://www.maam.ru/detskijsad/origami-v-detskom-sadu-tema-snegovik.html | |
15 | Елочка. | Продолжать учить детей делать фигурки в стиле оригами. Познакомить с новой базовой формой «водяная бомбочка»; продолжать знакомить с историей искусства оригами. | Морозова Г.В. стр78. | |
16 | Оформление коллективной работы. | Развивать творческие способности детей. Развивать стремление дополнять композицию различными деталями, подходящими к основной теме. Воспитывать умение работать в коллективе, объединяя свои поделки в единое целое. | Мусиенко С.И., Бутылкина Г.В. , Морозова Г.В. | |
Январь Блок «Дикие животные» | 17 | Медведь. | Продолжать учить складывать модульные игрушки в технике оригами. Воспитывать стремление складывать бумагу аккуратно и правильно. | Морозова Г.В. стр105. |
18 | Зайчишка. | Повышать интерес к занятиям оригами. Учить делать новую игрушку, складывая квадрат в разных направлениях. Закрепить навыки декоративного украшения готовой фигурки; развивать глазомер. | Соколова С.В. стр 14 | |
19 | Лисичка. | Учить складывать лису в технике модульного оригами. Формировать положительный эмоциональный настрой, развивать внимание, воображение. Поощрять инициативу, творчество. | Соколова С.В. стр17. | |
20 | Оформление коллективной работы. | Развивать творческие способности детей. Развивать стремление дополнять композицию различными деталями, подходящими к основной теме. Воспитывать умение работать в коллективе, объединяя свои поделки в единое целое. | Мусиенко С.И., Бутылкина Г.В. , Морозова Г.В. | |
Февраль Блок «Птицы» | 21 | Жар-птица. | Поддерживать интерес детей к занятиям. Закреплять умение мастерить поделки в стиле оригами и киригами. Учить подбирать красивые сочетания цветов, развивать фантазию и стремление к творчеству. | Морозова Г.В. стр141. |
22 | Синицы. | Учить складывать птиц в технике оригами и киригами. | Морозова Г.В. стр131. | |
23 | Грачи. | Закреплять навыки работы с бумагой. Учить складывать грача в технике оригами и киригами. | Морозова Г.В. стр136. | |
24 | Оформление коллективной работы «Грачи прилетели». | Развивать творческие способности детей. Развивать стремление дополнять композицию различными деталями, подходящими к основной теме. Воспитывать умение работать в коллективе, объединяя свои поделки в единое целое. | Мусиенко С.И., Бутылкина Г.В. , Морозова Г.В. | |
Март Блок «Цветы» | 25 | Ромашка. | Учить складывать модульные игрушки в технике оригами, закреплять приемы аккуратного складывания. | Морозова Г.В. стр122. |
26 | Тюльпаны. | Закрепить умение мастерить фигурки оригами, развивать глазомер, мелкую моторику рук. | Морозова Г.В. стр118. | |
27 | Подснежники. | Закреплять представления детей о первоцветах – первых цветах весны. Учить складывать цветок в технике модульного оригами, закреплять приемы складывания листа. | Морозова Г.В. стр112. | |
28 | Оформление коллективной работы «Первые цветы». | Развивать творческие способности детей. Развивать стремление дополнять композицию различными деталями, подходящими к основной теме. Воспитывать умение работать в коллективе, объединяя свои поделки в единое целое. | Мусиенко С.И., Бутылкина Г.В. , Морозова Г.В. | |
Апрель Блок «Водный транспорт» | 29 | Подарки малышам. | Развитие у детей интереса работы с бумагой, создание из нее творческих поделок. Формирование у детей умения складывать лист от себя и на основе этого изготавливать поделки. Создание атмосферы творчества и инициативности. | Мусиенко С.И., Бутылкина Г.В. , Морозова Г.В. |
30 | Двухтрубный пароход. | Закрепить умение делать фигурки из базовой формы "треугольник". Продолжать учить детей складывать бумагу в разных направлениях. Развивать мелкую моторику рук, глазомер Развивать творчество, самостоятельность, эстетические чувства. | http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-zanjatija-s-detmi-starshego-doshkolnogo-vozrasta-na-temu-dvuhtrubnyi-parohod-tehnika-origami.html | |
31 | Корабль. | Закреплять умение следовать инструкциям . Развивать конструктивное воображение, глазомер. | Морозова Г.В. стр176. | |
32 | Оформление коллективной работы «Плывет, плывет кораблик». | Развивать творческие способности детей. Развивать стремление дополнять композицию различными деталями, подходящими к основной теме. Воспитывать умение работать в коллективе, объединяя свои поделки в единое целое. | Мусиенко С.И., Бутылкина Г.В. , Морозова Г.В. | |
Май Блок «Насекомые» | 33 | Бабочки. | Учить складывать в технике оригами. Развивать мелкие мышцы рук, координацию. Развивать воображение, творческие способности. | Соколова С.В. стр44. |
34 | Оформление коллективной работы «Бабочки на лугу». | Развивать творческие способности детей. Развивать стремление дополнять композицию различными деталями, подходящими к основной теме. Воспитывать умение работать в коллективе, объединяя свои поделки в единое целое. | Мусиенко С.И., Бутылкина Г.В. , Морозова Г.В. | |
35 | Письмо. Диагностика. | Проверить эффективность проведенной работы. Учить складывать оригинальные конструкции из бумаги. Развивать сообразительность, упражнять детей в свободном выборе цвета. | https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/tekhnologiya/2017/05/16/konspekt-uroka-po-tehnologii-na-temu-datskoe-pismo-origami | |
36 |
Педагогическая диагностика
В качестве контроля на каждом этапе работы проводится диагностика уровня развития детей посредством искусства «оригами» с целью проверки эффективности проведенной работы. Диагностическая работа строится исходя из основных задач каждого этапа.
Диагностическая карта уровня развития детей,
результаты работы кружка оригами «Волшебный квадратик»
№ п/п | Имя ребенка | Знание основных базовых форм и умение самостоятельно их изготовить | Умение изготовить несложную поделку, следя за показом педагога и слушая устные пояснения | Умение украсить свою поделку, добавляя недостающие детали (нос, глаза, усы и т.п.) | Создание творческих композиций с изделиями, выполненными в технике оригами. | Точность и аккуратность выполнения работы | Умение самостоятельно и справедливо оценивать конечный результат своей работы | Общее количество баллов | Процент усвоения программы |
1 | Руслан П. | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | 36 в | 100% |
2 | Ульяна Б. | 6 | 6 | 6 | 5 | 5 | 5 | 33 в | 93% |
3 | Дари Б. | 6 | 5 | 6 | 6 | 5 | 5 | 33 в | 93% |
4 | Василиса С. | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | 36 в | 100% |
5 | Максим П. | 6 | 5 | 5 | 5 | 6 | 5 | 32 в | 91% |
6 | Ярослав О. | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 | 4 | 22 с | 63% |
7 | Рита К. | 4 | 5 | 5 | 5 | 4 | 5 | 28 в | 72% |
8 | Ангелина Б. | 4 | 5 | 5 | 4 | 5 | 5 | 28 в | 72% |
9 | Полина С. | 6 | 5 | 5 | 6 | 6 | 5 | 32 в | 91% |
5 | Ильяс А. | 5 | 4 | 5 | 4 | 5 | 5 | 28 в | 72% |
6 – 5 баллов – высокий
4 – 3 баллов – средни
2 – 0 баллов – низкий
Методическое обеспечение программы
1. Сержантова Т.Б. «366 моделей оригами». М, «Айрис Пресс», 2005г
2. Мусиенко С.И., Бутылкина Г.В. «Оригами в детском саду», 2010г
3. Морозова Г. В. «Конспекты комплексных занятий с использованием изодеятельности». 2010г
4. Соколова С.В. «Оригами для старших дошкольников», «Детство-Пресс», 2004 г
5. Интернет ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / [Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В.Соловьёва, С. Г. Якобсон; науч. рук. Е. В. Соловьёва
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / [Т. И...
Рабочая программа воспитателя. Ежедневное планирование по программе "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Старшая группа. Программа для установки через интернет
lt;div class="uchmag_main_162014"><div class="uchmag_table"><div class="uchmag_td_c" align="center"><a target="_blank" href="http://www.uchmag.ru/estore/e241522/?partner=507"><...
Рабочая программа дополнительной образовательной услуги "Занимательная математика" на основе комплексной программы "Общеобразовательная программа "Школа 2100 (Детский сад 2100)
Данная программа расчитана для детей 3-4 лет, в неё включена пояснительная записка, перспективное планирование, работа с родителями и многое другое....
Рабочая программа модуля «Познавательное развитие» основной общеобразовательной программы- образовательной программы дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с 2-го года по 7-й год жизни Срок реализации: 6 лет
В муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад села Манчаж» (далее МКДОУ «Детский сад села Манчаж») реализуется рабочая программа модуля «Познавательное развитие», (далее ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ подготовительная к школе группасоставлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой срок реализации программы 2015-2016г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУподготовительная к школе группа составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Ва...