Программа по дополнительной образовательной деятельности по развитию творческих способностей детей «Пальчики стараются, отлично развиваются»
рабочая программа по конструированию, ручному труду (старшая группа)
Современные малыши большие выдумщики!
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 35»Василек» города Смоленска
Программа по дополнительной образовательной деятельности
по развитию творческих способностей детей
«Пальчики стараются, отлично развиваются»
Старшая группа
Время проведения:
второй и четвертый вторник
каждого месяца
в 15.30.
Место проведения:
групповая комната
Руководитель:
Сирецкая Екатерина Владимировна
2019– 2020учебный год
Список детей
- Градова Катя.
- Левшакова Ульяна.
- Рыжиченков Рома.
- Жерехова Вика.
- Умаров Булат.
- Лисовская Аня.
- Платов Денис.
- Богомолова Лиза.
- Прокопенков Кирилл.
- Поляков Костя.
- Метелица Даня.
- Новикова Маша.
- Воронкова Полина.
- Щербинин Максим.
Пояснительная записка.
Дошкольное детство – один из самых важных этапов жизни ребёнка: без полноценно прожитого, всесторонне наполненного детства вся его последующая жизнь будет ущербной. В этот период ребёнок проходит путь от беспомощного существа до человека, владеющего всеми основными началами человеческой культуры. Грамотное взаимодействие взрослых в процессе воспитания ребёнка обеспечивает максимальную реализацию всех имеющихся у него возможностей, позволит избежать много трудностей и отклонений в ходе его психического развития.
Современные малыши – большие выдумщики. Кроме того они неутомимые деятели. Как воплотить в жизнь их фантазии и использовать их энергию?
В этом помогут самые простые, на первый взгляд, вещи: обычные бумажные салфетки и пластилин. Любой рисунок, даже самый детский, можно превратить в красочную картину.
А если ещё связать эту деятельность с развитием речи, окружающим миром или музыкой, получается великолепная подготовка ребёнка к успешному обучению в школе: развитию мышления, памяти, мелкой моторики рук, творческих способностей и т.п.
Любая тема по развитию речи может быть связана с практической деятельностью и музыкой. Это развивает воображение и фантазию. Поддерживает стремление детей видеть красивые предметы и явления в окружающем мире, формирует эстетическое отношение к нему. Учит составлять разные варианты композиции и подбирать красивые гармоничные цветосочетания.
Даже самые крошечные работы приводят детей в восторг. Их гордость за себя не знает границ.
Работа с салфетками (бумагокручение) и пластилином (пластилинография) относятся к нетрадиционной технике изобразительной деятельности – мозаичной аппликации. А изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания, так как по своему характеру является художественной деятельностью. Специфика занятий изобразительным творчеством даёт широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности.
Каждый вид изобразительной деятельности, кроме общего эстетического влияния, имеет своё специфическое воздействие на ребёнка. Мозаичная аппликация имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует формированию и развитию многих личностных качеств личности, её психических и эстетических возможностей.
В современных педагогических и психологических исследованиях доказывается необходимость занятий изобразительным творчеством для умственного, эстетического развития детей в дошкольном возрасте.
В работах Запорожца А.В., Давыдова В.В., Поддъякова Н.Н. установлено, что дошкольники способны в процессе предметной чувственной деятельности, в том числе и мозаичной аппликации, выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связи между отдельными предметами и явлениями и отражать их в образной форме. Этот процесс особенно заметен в различных видах практической деятельности: формируются обобщённые способы анализа, синтеза, сравнения и сопоставления, развивается умение самостоятельно находить способы решения творческих задач, умение планировать свою деятельность.
Отсюда вытекает необходимость занятий не только изобразительным искусством, но и специфичными видами изобразительного творчества, в том числе и мозаичной аппликацией.
Эта проблема актуальна на сегодняшний день. Это подтверждается тем, что работа по мозаичной аппликации, а особенно нетрадиционные её техники, в современных условиях педагогического процесса вынесена за рамки занятий, и практикуется в виде совместной (кружковой) или самостоятельной деятельности детей, что недостаточно способствует полноценному развитию творческих способностей.
Наш детский сад использует в работе программу И. А. Лыковой « Цветные ладошки». Эта программа направлена на всестороннее развитие изобразительной деятельности дошкольников. И содержит в себе замечательные разработки занятий по всем видам работ. Но, к сожалению, количество предлагаемых И. А. Лыковой занятий не совпадает с сеткой непосредственно образовательной деятельностью в детском саду в каждой возрастной группе.
Исходя из этого, мы разработали программу по дополнительной образовательной деятельности по мозаичной аппликации. Система работы рассчитана на 4 года обучения детей-дошкольников. В данном случае представляем программу на старшую группу детского сада.
Цели и задачи
- Учить детей находить связь между предметами и явлениями окружающего мира и их изображениями в аппликации. Учить «входить в образ».
- Организовывать наблюдения в природе для уточнения зрительных впечатлений.
- Учить детей видеть цельный художественный образ в единстве изобразительно-выразительных средств.
- Создавать условия для самостоятельного освоения детьми способов и приёмов изображения знакомых предметов.
- Учить детей синхронизировать работу обеих рук; координировать работу в системе «глаз-рука».
- Развивать мелкую моторику рук, для этого учить работать пальцами.
- Развивать внимание, мышление, память.
- Развивать речь (описание, составление рассказа), обогащать словарный запас.
- Поощрять детей воплощать в художественной форме свои представления, переживания, чувства, мысли, поддерживать личностное творческое начало.
- Учить детей грамотно отбирать содержание аппликации (лес, водоём, луг и др., «населять» соответствующими животными и растениями).
- Создать условия для экспериментирования с различными художественными материалами, изобразительными техниками.
- Обогащать представления детей об окружающем мире живой и неживой природы.
- Развивать чувство формы и пропорций.
- Учить создавать индивидуальные и коллективные композиции.
Старшая группа.
Расширяется содержание аппликации. Дети создают более сложные декоративные узоры, композиции. Более сложными становятся предметные аппликации с большим количеством деталей. Развитию воображения способствует предложение воспитателя выполнить картинку по произведениям фольклора: например, нарисовать иллюстрацию к сказкам, изобразить сказочный персонаж. Воображение детей развивается и при создании детьми изображения на темы потешек, загадок.
Дети могут вносить различные дополнения, связанные с темой. В этой возрастной группе решается одна из самых сложных задач: задача правильного пространственного расположения предметов на плоскости. Здесь они должны уметь определять связи между предметами, понимать черты условности, используемые как в передаче самих образов, так и в их расположении. Исходя замысла работы.
Очень часто дети, ещё не зная композиционных приёмов, начинают самостоятельно создавать смелые своеобразные, подчас неожиданные решения. Как правило, лучше всего им удаются простые, чисто детские приёмы – композиции в виде фриз. Когда предметы располагаются на одной горизонтальной линии. Это наиболее простое композиционное решение. Дети способны усвоить, что в жизни предметы располагаются один возле другого, поэтому невозможно на месте одного предмета поместить ещё один.
Усложняется содержание, меняется и фризовое расположение. Вверху фоновой поверхности появляется полоса – небо. Совершается постепенный переход от фризового расположения предметов к более естественному: расположению на всей поверхности рабочего поля. Используется приём расположения изображения на так называемой широкой полосе, когда её верхний край является границей, горизонтом и отделяет, например поверхность земли, реки от полоски неба, то расширяя, то сужая их. При этом устанавливается связь, между предметами, расположенными в разных частях фона (ближе, дальше, выше, ниже, рядом), что требует изменения величины фигур, удалённых от нижнего края на разное расстояние. Так возникает у детей представление о глубине пространства, они начинают осознавать зависимость пространственных свойств предметов от их расположения.
При помощи цвета ребёнок может передать определённое настроение, состояние. Для изображения подбираются художественные произведения с яркими и доступными для понимания дошкольника образами. Сказка позволяет детям в процессе конструирования сюжетных композиций постигать смысл человеческих отношений, переживаний и выражать эмоциональное отношение к изображаемым объектам с помощью элементарных символических средств (цвета, формы, композиционного решения и т.д.).
Тематическое планирование
№ | Тема | Цели и задачи | Дата проведения |
1. 2. | Заюшкин огород | Уточнить представление детей об овощах, учить детей, закрепить знания детей о характерных приметах осени, закономерностях в природе; поговорить об осенних работах людей в огородах и садах; развивать внимание, память, мелкую моторику; обогащать словарный запас детей; развивать творческие способности детей средствами мозаичной аппликации; воспитывать уважение к природе, бережное отношение к ней. | 11. 09. 2020 25.09.2020 |
3. 4. | Хлеб всему голова! | Рассказать детям о важном и нелегком труде людей, которые растят хлеб, воспитывать уважение к людям данной профессии, учить с помощью аппликативных техник изображать различные мучные изделия, учить красиво оформлять свою работу, развивать моторику и воображение. | 9. 10. 2020г 23. 10. 2020г |
5. 6. | Кто под листиком живет? | Уточнить представления детей о насекомых, их строении, повадках, внешнем виде, воспитывать бережное отношение к природе, совершенствовать владение детьми техникой аппликативной мозаики «бумагокручение», способами: «подковка», «улиточка», «комочек», «колечко»; развивать познавательный интерес; развивать цветовое восприятие (подбирать цвет жгутика в соответствии с замыслом); развивать творческие способности через нетрадиционную технику мозаичной аппликации | 6.11.2020 г 20. 11. 2020г |
7. 8. | Елочка красавица всем нам очень нравится! | учить создавать в аппликации композицию из нескольких предметов; развивать у детей эмоциональное отношение к образу игрушки; развивать воображение и фантазию; синхронизировать работу обеих рук; воспитывать доброжелательное отношение к окружающим | 4.12.2020 18.12.2020 |
9. 10. | Волшебный лес. Чудо-дерево (коллективная работа) | закреплять знания детей о деревьях; продолжать учить изображать в аппликации дерево; развивать творческое воображение и фантазию детей; воспитывать бережное отношение к родной природе, аккуратность, самостоятельность, усидчивость. | 15. 01. 2021. 29. 01. 2021. |
11. 12. | На дне морском | закреплять знания детей об обитателях моря; совершенствовать владение детьми техникой аппликативной мозаики «бумагокручение», способами: «подковка», «улиточка», «комочек», «колечко»; развивать познавательный интерес; развивать цветовое восприятие (подбирать цвет жгутика в соответствии с замыслом); развивать творческие способности через нетрадиционную технику мозаичной аппликации «бумагокручение»: создание образов морских животных; развивать умение сотрудничать с другими детьми; воспитывать уважение к своему и чужому труду; воспитывать самостоятельность, инициативность в художественном творчестве. | 12.02. 2021. 26.02.2021. |
13. 14. | Необычные цветы небывалой красоты (коллективная работа) | совершенствовать владение детьми техникой аппликативной мозаики: складывание салфеточного жгутика способом «подковка» и наклеивать его на шаблон цветка волшебной полянки; развивать цветовое восприятие (подбирать цвет жгутика в соответствии с замыслом; развивать познавательный интерес, мелкую моторику, творческое воображение детей; воспитывать чувство ответственности за своё поведение в природе. | 12. 03. 2021. 26.03.2021. |
15. 16. | Быстрые ракеты, хвостатые кометы. (коллективная работа) | познакомить детей с понятиями: космос, звёзды, вселенная; небесными телами; учить изображать в аппликации небесное тело: комету на основе образного представления о внешнем виде («голова» в виде шара или звезды и огненный хвост); воспитывать интерес к познанию окружающего мира | 9.04.2021 г 23. 04. 2021г. |
17. 18. | Цыплята и одуванчики | учить передавать в аппликации разные позы цыплят (стоит, клюёт, смотрит вверх); учить передавать в аппликации образ одуванчика в соответствии с его описанием в стихотворениях поэтов, по представлению и с натуры; развивать наблюдательность, речь детей (придумывание сказок про цыплят); воспитывать бережное отношение к природе. | 7. 05. 2021г 21.05.2021г |
Диагностика развития творческих способностей детей на начало учебного года.
Показатели творческого развития детей | Высокий уровень | Средний уровень | Уровень ниже среднего | |
1.Владение нетрадиционными техниками мозаичной аппликации: пластилинография и бумагокручение. | 5 человек 33,3% | 3 человека 20% | 7 человек 46,6% | |
Умение передавать форму предмета | 3 человека 20% | 5 человек 33,3% | 7 человек 46,6% | |
Умение правильно передавать пропорции предмета | 3 человека 20% | 3 человека 20% | 9 человек 60% | |
Выражение отношения к создаваемому образу через цвет в аппликации | 6 человек 40% | 3 человека 20% | 6 человек 40% | |
Умение правильно передавать пространственное положение предмета и его частей | 4 человека 26,6% | 3 человека 20% | 8 человек 53,3% | |
Умение правильно строить композицию предметов на листе | 4 человека 26,6% | 3 человека 20% | 8 человек 53,3% | |
Эмоциональность созданного образа, предмета, явления | 6 человек 40% | 5 человек 33,3 % | 4 человека 26,6% | |
Разработанность содержания изображения | 3 человека 20% | 3 человека 20% | 9 человек 60% | |
Умение аппликатировать декоративный орнамент | 6 человек 40% | 3 человека 20% | 6 человек 40% | |
2.Художественно-образное восприятие произведений искусства | 5 человек 33,3% | 5 человек 33,3% | 5 человек 33,3% | |
Умение рассказать о сюжете своей аппликации | 9 человек 60% | 2 человека 13,3% | 4 человека 26,6% | |
Знание особенностей некоторых видов декоративно-прикладного искусства и народных промыслов | 5 человек 33,3% | 2 человека 13,3% | 8 человек 53,3% | |
3.Личное отношение к мозаичной аппликации | 5 человек 33,3% | 5 человек 33,3% | 5 человек 33,3% | |
Отношение к оценке своей работы взрослым | 5 человек 33,3% | 5 человек 33,3% | 5 человек 33,3% | |
Оценка ребёнком созданной им аппликации | 5 человек 33,3% | 5 человек 33,3% | 5 человек 33,3% | |
Самостоятельность и оригинальность замысла | 5 человек 33,3% | 5 человек 33,3% | 5 человек 33,3% | |
Умение украшать и дополнять аппликацию по собственному замыслу | 5 человек 33,3% | 5 человек 33,3% | 5 человек 33,3% | |
Познавательная активность | 8 человек 53,3% | 3 человека 20% | 4 человека 26,6% | |
Уровень развития воображения | 5 человек 33,3% | 5 человек 33,3% | 5 человек 33,3% |
Дополнительную образовательную деятельность по развитию творческих способностей посещает 15 детей старшей группы.
Анализ дополнительной образовательной деятельности за
2020 – 2021 учебный год
по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста
«Пальчики стараются – отлично развиваются
Дополнительная образовательная деятельность по развитию творческих способностей проводилась в течение всего года по графику: второй и четвёртый четверг каждого месяца в 15.30 ч. Место проведения: групповая комната.
Задачи ДОД «Пальчики стараются – отлично развиваются»:
- Формирование сенсорных способностей детей;
- Формирование целенаправленного аналитико-синтетического восприятия изображаемого предмета, явления;
- Обучение техническим приёмам и способам аппликатирования в нетрадиционных техниках: пластилинография и бумагокручение;
- Формирование способностей оперировать представлениями и преобразовывать их на основе накопленных знаний, опыта и воображения для создания самостоятельных аппликативных работ творческого характера, вносить инициативу в замысел, содержание, форму изображаемого;
- Развитие у дошкольников воображения, умения видеть необычное в обычных предметах;
- Развитие художественно-творческих способностей и творчества ребёнка;
- Создание детьми атрибутов для сюжетно-ролевых и дидактических игр, игр-драматизаций, использование детских поделок для оформления интерьера дошкольного учреждения;
- Воспитание стремления к овладению знаниями и способами действия, умение делать волевые усилия для достижения поставленной цели;
- Поддержку взаимосвязи между занятиями мозаичной аппликацией и другими видами деятельности;
- Приобщение к искусству: работа с репродукциями картин, иллюстрациями, прослушивание музыки;
- Создание благоприятного эмоционального климата в группе;
- Создание условий для совместной деятельности детей, вовлечение детей в активное обсуждение предстоящей деятельности на занятиях и возможности использования их готовых работ в повседневной жизни.
В старшей группе расширяется содержание аппликации.
Дети создают более сложные декоративные узоры, композиции. Более сложными становятся предметные аппликации с большим количеством деталей. Развитию воображения способствует предложение воспитателя выполнить картинку по произведениям фольклора: например, нарисовать иллюстрацию к сказкам, изобразить сказочный персонаж. Воображение детей развивается и при создании детьми изображения на темы потешек, загадок.
Дети могут вносить различные дополнения, связанные с темой. В этой возрастной группе решается одна из самых сложных задач: задача правильного пространственного расположения предметов на плоскости. Здесь они должны уметь определять связи между предметами, понимать черты условности, используемые как в передаче самих образов, так и в их расположении. Исходя замысла работы.
Очень часто дети, ещё не зная композиционных приёмов, начинают самостоятельно создавать смелые своеобразные, подчас неожиданные решения. Как правило, лучше всего им удаются простые, чисто детские приёмы – композиции в виде фриз. Когда предметы располагаются на одной горизонтальной линии. Это наиболее простое композиционное решение. Дети способны усвоить, что в жизни предметы располагаются один возле другого, поэтому невозможно на месте одного предмета поместить ещё один.
Усложняется содержание, меняется и фризовое расположение. Вверху фоновой поверхности появляется полоса – небо. Совершается постепенный переход от фризового расположения предметов к более естественному: расположению на всей поверхности рабочего поля. Используется приём расположения изображения на так называемой широкой полосе, когда её верхний край является границей, горизонтом и отделяет, например поверхность земли, реки от полоски неба, то расширяя, то сужая их. При этом устанавливается связь, между предметами, расположенными в разных частях фона (ближе, дальше, выше, ниже, рядом), что требует изменения величины фигур, удалённых от нижнего края на разное расстояние. Так возникает у детей представление о глубине пространства, они начинают осознавать зависимость пространственных свойств предметов от их расположения.
При помощи цвета ребёнок может передать определённое настроение, состояние. Для изображения подбираются художественные произведения с яркими и доступными для понимания дошкольника образами. Сказка позволяет детям в процессе конструирования сюжетных композиций постигать смысл человеческих отношений, переживаний и выражать эмоциональное отношение к изображаемым объектам с помощью элементарных символических средств (цвета, формы, композиционного решения и т.д.).
Диагностика развития творческих способностей детей на конец учебного года.
Показатели творческого развития детей | Высокий уровень | Средний уровень | Уровень ниже среднего | |
1.Владение нетрадиционными техниками мозаичной аппликации: пластилинография и бумагокручение. | 9 человек 60% | 6 человек 40% | 0 человек 0% | |
Умение передавать форму предмета | 6 человек 40% | 6 человек 40% | 3 человека 20% | |
Умение правильно передавать пропорции предмета | 6 человек 40% | 6 человек 40% | 3 человека 20% | |
Выражение отношения к создаваемому образу через цвет в аппликации | 9 человек 60% | 6 человека 40% | 0 человек 0% | |
Умение правильно передавать пространственное положение предмета и его частей | 6 человек 40% | 6 человек 40% | 3 человека 20% | |
Умение правильно строить композицию предметов на листе | 6 человек 40% | 6 человек 40% | 3 человека 20% | |
Эмоциональность созданного образа, предмета, явления | 6 человек 40% | 5 человек 33,3 % | 4 человека 26,6% | |
Разработанность содержания изображения | 5 человек 33,3% | 6 человек 40% | 4 человека 26,6% | |
Умение аппликатировать декоративный орнамент | 6 человек 40% | 6 человек 40% | 3 человека 20% | |
2.Художественно-образное восприятие произведений искусства | 9 человек 60% | 4 человека 26,6% | 2 человека 13,3% | |
Умение рассказать о сюжете своей аппликации | 9 человек 60% | 4 человека 26,6% | 2 человека 13,3% | |
Знание особенностей некоторых видов декоративно-прикладного искусства и народных промыслов | 6 человек 40% | 5 человек 33,3% | 4 человека 26,6% | |
3.Личное отношение к мозаичной аппликации | 9 человек 60% | 6 человек 40% | 0 человек 0% | |
Отношение к оценке своей работы взрослым | 9 человек 60% | 6 человек 40% | 0 человек 0% | |
Оценка ребёнком созданной им аппликации | 9 человек 60% | 6 человек 40% | 0 человек 0% | |
Самостоятельность и оригинальность замысла | 6 человек 40% | 6 человек 40% | 3 человека 20% | |
Умение украшать и дополнять аппликацию по собственному замыслу | 6 человек 40% | 6 человек 40% | 3 человека 20% | |
Познавательная активность | 9 человек 60% | 6 человек 40% | 0 человек 0% | |
Уровень развития воображения | 6 человек 40% | 6 человек 40% | 3 человека 20% |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования по развитию творческих способностей детей 5-7 лет
Программа дополнительного образования «Страна сложения» является модифицированной программой художественно-эстетической направленности, созданной на основе результатов многолетней работы по обучению д...
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/06/picture-328533-1449412705.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ по развитию творческих способностей детей через обучение технике торцевание «Город мастеров»
Данный материал представляет работу с детьми старшей и подготовительной группыс ииспользованием техники торцевание.....
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/01/picture-490507-1412185852.jpg)
Программа дополнительного образования по развитию творческих способностей детей 5-7 лет "Умелые пальчики"
В программе дополнитеьного образования "Умелые пальчики" представленно планирование работы по развитию творческих способностей 5 - 7 лет....
![](/sites/default/files/pictures/2016/05/27/picture-189660-1464379506.jpg)
Авторская программа дополнительного образования театрально-фольклорной студии " Авторская программа дополнительного образования "Росинки". Развитие творческих способностей детей через театрализован
Авторская программа дополнительного образования "Росинки". ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/22/picture-687292-1445523763.jpg)
Программа дополнительного образования по развитию творческих способностей детей через обучение технике квиллинг, бумагокручение, бумажная филигрань «Волшебный завиток» подготовительная группа
Данная программа дополнительного образования разработанна для подготовительной к школе группы в детском саду.Квиллинг, бумагокручение, бумажная филигрань – это искусство длинные и узкие полоски бумаги...
Карты педагогической диагностики индивидуального развития ребенка к дополнительной общеобразовательной программе художественно-эстетической направленности по развитию творческих способностей детей от 6 до 7 лет
Для реализации диагностики по дополнительной общеобразовательной программе художественно-эстетической направленности по развитию творческих способностей у детей 6-7 лет «Бум...