Конструирование в детском саду
статья по конструированию, ручному труду
Конструирование – важнейший для дошкольников вид продуктивной деятельности по моделированию как реально существующих, так и придуманных самими детьми объектов.
Центральной задачей по конструированию является развитие у детей общих познавательных и творческих способностей:
- способности к точному восприятию формы размерных и пространственных отношений;
- способности к обобщению;
- способности продуктивного воображения, то есть преобразования имеющихся представлений и создания новых, оригинальных образов действительности.
Конструирование создает благоприятные условия для развития этих способностей, позволяет ставить пред детьми целый ряд развивающих конструктивных задач и определять в процессе их решения эффективные средства и способы осуществления познавательных и творческих действий.
Кроме этого, конструирование решает еще одну важную задачу: уже с малых лет необходимо развивать у ребенка зачатки инженерного мышления, так как с самого раннего детства он находится в окружении техники, электроники, конструкторов LEGO и даже роботов. Ребенок должен получать представление о начальном моделировании и конструировании, как о части научно-технического творчества с раннего детства. Основы моделирования и конструирования должны естественным образом включаться в процесс развития ребенка так же, как и изучение формы, цвета и размера.
Решению этой задачи способствует организация образовательной деятельности с использованием конструкторов нового поколения такие, как конструкторы Лего, «Техно-лаб», LEGO Education WEDO 2.0, LEGO TEHNIKS и многие другие.
В нашем детском саду у детей есть возможность познакомиться с этими конструкторами на кружках в рамках дополнительных услуг:
- Во второй младшей группе - «В стране Мастеряндии» для детей 3-4 лет (Авторы: О.В. Талькова, Н.Г. Иванова, С.Н. Бутусова, Е.В. Бабич). В рамках программы у детей формируются основы конструкторского мышления, развиваются умственные способности, которые проявляются в других видах деятельности: речевой, игровой, изобразительной. В работе с детьми используется конструктор LEGO DUPLO. Серия конструкторов LEGO DUPLO разработана специально для малышей – от двух до пяти лет. Яркие и крупные кубики, которые не ломаются и «не глотаются», легко держать в ручках.
- В средней группе - «Клуб юных механиков» для детей 3-4 лет (Авторы: О.В. Талькова, Н.Г. Иванова, С.Н. Бутусова, Е.В. Бабич). Цель программы - развивать у детей познавательную активность посредством обогащения и совершенствования конструкторских умений на основе конструкторов нового поколения. На занятиях дети не только знакомятся с деталями и способами крепления конструкторов нового поколения, но и в ходе собственной практической деятельности выявляют их свойства и качества, а также применяют их в деятельности.
- В старшей группе - «Юный робототехник» для детей 5-6 лет (Авторы: О.А. Еник, В.Н. Сараева, М.А. Мамонтова, Е.А. Полянская). На этих занятиях дети совершают увлекательные путешествия в мир технического конструирования: своими руками они создают робота-пчелку, робота-черепаху и многое другое и при этом закрепляют элементарные математические представления. Всем детям, без исключения, нравится заниматься с конструкторами, а если в результате сконструированная ими модель начинает двигаться – это вызывает непередаваемые ощущения у маленького конструктора.
- В подготовительной группе «Занимательная робототехника» для детей 6-7 лет (Авторы: О.А. Еник, В.Н. Сараева, М.А. Мамонтова, Е.А. Полянская). Дети своими руками создают роботов из современного конструктора ТехноЛаб: животных, насекомых, транспорт и т.д. Занятия учат детей быть внимательными, развивают память, мышление, что так необходимо для обучения в школе. Кроме того с помощью робототехники дети смогут закрепить имеющиеся знания по математике, сами того не замечая.
Кроме этого в образовательный процесс детского сада внедряется программа дошкольного образования «От Фребеля до робота: растим будущих инженеров», которая направлена формирование у обучающихся предпосылок готовности к изучению технических наук. В рамках этой программы дети составляют проекты конструкции, создают технические объекты; составляют инженерную книгу, фиксируя результаты своей деятельности по созданию моделей; сотрудничают с другими детьми в процессе выполнения коллективных творческих работ. В основе организации непосредственно образовательной деятельности по программе лежат идеи Н.А.Коротковой: для детей организуются такие занятия, как работа в «мастерской»: группа на время превращается в пространство, которое отличается следующими условиями:
1) организация общего рабочего пространства;
2) возможность выбора цели из нескольких — по силам и интересам;
3) открытый временной конец занятия, позволяющий каждому действовать в индивидуальном темпе.
В процессе конструирования и моделирования у детей развиваются:
- во-первых, воображение, память, пространственное и логическое мышление, которое в школьном возрасте пригодится при изучении геометрии, математики, черчения, физики и др. предметов, счёт, сенсорные представления: форма, цвет, тактильные ощущения (металлические, резиновые и пластиковые детали, твёрдые и пластичные, холодные и тёплые);
- во-вторых, речь, так как созданную модель нужно ещё и защитить, объяснить, для чего она нужна, какую функцию выполняет, её уникальность;
- в-третьих, мелкая моторика рук (детали конструкторов сложно скрепляются и требуют хорошей сноровки);
- в-четвёртых, социально-коммуникативные навыки (умение договариваться, умение работать в команде, распределять роли и ответственность, сплочение коллектива);
- в-пятых, инженерное решение конструктивного замысла, элементарное программирование, метапредметные знания.
Опыт работы в этом направлении показал необычайный интерес детей и их родителей к конструированию вообще, но особенно детям любого возраста нравится конструирование и моделирование с использованием конструкторов нового поколения.
В результате дети умеют конструировать шагающих роботов и роботов различного назначения; владеют основами моделирующей деятельности; умеют сравнивать и классифицировать объекты по 2 - 3 свойствам; ориентируются в понятиях «направо», «налево», «по диагонали»; умеют определять число деталей в простейшей конструкции модели и их взаимное расположение; придумывают свои конструкции роботов и создают к ним схемы-рисунки; умеют выделять «целое» и «части» и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конструирование в детском саду
Занятия по конструированию в детском саду проводятся с детьми всех возрастных групп, потому что конструирование способствует развитию мелкой моторики ребенка, а, значит, и развитию ребенка в цел...
конструирование в детском саду
Самоанализ по теме "Развитие конструктивных способностей у детей младшего школьного возраста"...
Конструирование в детском саду
Занятия по конструированию в детском саду проводятся с детьми всех возрастных групп, потому что конструирование способствует развитию мелкой моторики ребенка, а, значит, и развитию ребенка в целом, и ...
Статья "Конструирование в детском саду с применением компьютерных технологий".
В статье раскрывается значение использования новых информационных технологий в дошкольном образовании. Рассказывается о развитии творческого мышления через ИКТ, об эффективности применения компь...
Статья "Конструирование в детском саду"
Конструирование является одним из моих самых любимых видов работы с детьми. Мышление детей в процессе конструктивной деятельности имеет практическую направленность и носит творческий характер. При обу...
Консультация для воспитателей "Конструирование в детском саду"
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад «Ладушки» п. Пангоды Надымского района»(МДОУ «Детский сад «Ладушки» п. Пангоды») Консультация для воспитателей.Подготовила во...
Календарно-тематическое планирование по конструированию в детском саду
Годовое планирование по конструктивной деятельности для детей младшей группы детского сада....