Программа кружка в старшей группе "ТИКО-мастера"
рабочая программа по конструированию, ручному труду (старшая группа)
Кружок «ТИКО - мастера» - это первая ступенька для освоения универсальных логических действий и развития навыков моделирования, необходимых для будущего успешного обучения ребенка в школе. В программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение дошкольника в динамичную деятельность, на обеспечение понимания математических понятий, на приобретение практических навыков самостоятельной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_tiko-mastera.docx | 33.88 КБ |
Предварительный просмотр:
УТВЕРЖДЕНО приказом МАДОУ «Чебурашка» от «25» сентября 2020г. №283 |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
Художественно-эстетической направленности
МУНИЦИПАЛЬНОГО АВТОНОМНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ГОРОДА КОГАЛЫМА «ЧЕБУРАШКА»
на 2019- 2020 учебный год
Кружок «ТИКО-мастера»
(для детей 5-6 лет)
Составлена:
Ибрагимовой М.О
воспитатель
МАДОУ «Чебурашка»
г. Когалым, 2020
Целевой раздел
- Пояснительная записка
Программа «ТИКО - мастерская» имеет научно-познавательное направление и реализуется на занятиях кружка «ТИКО - мастерская».
- Актуальность программы «ТИКО - мастера» обусловлены важностью создания условий для всестороннего и гармоничного развития дошкольника. Для полноценного развития ребенка необходима интеграция интеллектуального, физического и эмоционального аспектов в целостном процессе обучения. Конструкторская деятельность, как никакая другая, реально может обеспечить такую интеграцию.
Кружок «ТИКО - мастера» - это первая ступенька для освоения универсальных логических действий и развития навыков моделирования, необходимых для будущего успешного обучения ребенка в школе. В программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение дошкольника в динамичную деятельность, на обеспечение понимания математических понятий, на приобретение практических навыков самостоятельной деятельности. Предлагаемая система логических заданий и тематического моделирования позволяет педагогам и родителям формировать, развивать, корректировать у дошкольников пространственные и зрительные представления, а также поможет детям легко, в игровой форме освоить математические понятия и сформировать универсальные логические действия.
Конструирование в рамках программы – процесс творческий, осуществляемый через совместную деятельность педагога и детей, детей друг с другом, позволяющий провести интересно и с пользой время в ДОУ.
- Цель программы – Ознакомление детей с конструктором «ТИКО», всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей, формирование способности и готовности к созидательному творчеству в окружающем мире посредством геометрического
моделирования.
- Задачи программы:
Обучающие
- формирование представлений о плоскостных и объёмных геометрических фигурах, телах и их свойствах.
Развивающие
- расширение кругозора об окружающем мире, обогащение эмоциональной жизни, развитие художественно-эстетического вкуса;
- развитие психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи) и приемов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация и обобщение);
- развитие регулятивной структуры деятельности (целеполагание, прогнозирование, планирование, контроль, коррекция и оценка действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью);
- развитие сенсомоторных процессов (глазомера, руки и прочих) через формирование практических умений
- создание условий для творческой самореализации и формирования мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности.
Воспитывающие
- формирование представлений о гармоничном единстве мира и о месте в нем человека с его искусственно создаваемой предметной средой.
- Ожидаемые конечные результаты
По окончании дети должны знать и уметь:
- различные виды призм и пирамид;
- числа от 1 до 10.
По окончании дети должны уметь:
- сравнивать и классифицировать многоугольники по 2–3 свойствам;
- ориентироваться в понятиях «вверх», «вниз», «направо», «налево»;
- считать и находить нужное количество геометрических фигур (от 1 до 10);
- конструировать фигуры по образцу, по контурной схеме, по словесной инструкции и по собственному замыслу.
Содержательный раздел
● Содержание программы.
-Принципы построения программы
- От простого к сложному.
- Связь знаний, умений с жизнью, с практикой.
- Научность.
- Доступность.
- Системность знаний.
- Воспитывающая и развивающая направленность.
- Всесторонность, гармоничность в содержании знаний, умений, навыков.
- Активность и самостоятельность.
- Учет возрастных и индивидуальных особенностей.
Форма обучения
- Форма обучения.
- Беседы;
- индивидуальная работа;
- групповая работа;
- коллективно-творческая работа;
- работа с родителями:
- оформление выставок.
- Методы и приемы обучения:
- наглядный;
- практический,
- объяснительно-иллюстративный,
- Перспективное планирование деятельности
№ | Тема |
«Здравствуй, ТИКО» | |
«Веселые фигуры» | |
«ТИКО - вправо, ТИКО – влево» | |
«Сосчитай – ка!» | |
ТИКО-диктанты | |
ТИКО-мячики | |
«Забавные развертки» | |
«Собери целое из частей» | |
ТИКО - геометрия (Призма, пирамида, куб и др) | |
Конструирование по схеме «Грибы». | |
«Сова» | |
Сборка объёмной конструкции по образцу «Корзина с грибами». | |
«В осеннем лесу» | |
«Белка» | |
Конструирование по схеме «Ёлочка». | |
Трансформация плоской конструкции в объёмную по схеме «Ёлочка». | |
«Угощение Зайчонка ТИКО» | |
«Кормушка для птиц».Сборка объёмной конструкции по образцу | |
«Лесной друг –Ёжик» Работа по образцу | |
«Самолет» | |
«Лисичка – подруга зайчика» | |
«Цветок для мамы» | |
«Стулья для трёх медведей» (объемное моделирование) | |
«Ваза» | |
«Новый теремок для зверей» Объемное моделирование | |
«Птица» | |
«Скворечник» | |
«Ракета» | |
«Звезда» | |
« Мой дом» | |
Трансформация плоской конструкции в объёмную по схеме «Танк». | |
Свободная тема |
- Критерии и формы оценки качества знаний.
Диагностика освоения программы проводится в начале и в конце учебного года (октябрь-вводная диагностика, май – итоговая диагностика) и осуществляется с помощью мониторинга, основными методами которого являются беседа, наблюдение, исследовательские методы содержащие инструментарий измерения результатов и показывающие уровень развития воображения, восприятия и моторики руки,а так же оформление выставки работ в группе.
Организационный раздел
- Учебный план.
Наименование | День недели | Количество занятий в неделю | Количество занятий в месяц | Количество занятий в год |
Кружок «ТИКО-мастера» | Четверг | 1 | 4 | 32 |
● Условия реализации образовательной программы (РППС).
-Материально-техническое
- конструктор – ТИКО наборы «Фантазер»- 10шт.
- столы -2шт.
- стулья-10шт.
- стеллаж для хранения наглядного материала- 1шт.
-Кадровое
- Воспитатель
-Методическое
- Методическая литература, (см. список литературы) интернет ресурсы, из личного опыта.
- Схемы плоскостных ТИКО-фигур
- Контурные схемы плоскостных ТИКО-фигур
- Логические игры и задания.
- Схемы объемных ТИКО-фигур.
- Логические задания на замещение фигур.
● Список литературы.
Карпова Н.М. Тико – конструирование[Текст] : метод, рекомендации/ Н.М Карпова.
Конина Е.Ю. Лабиринты и дорожки. Тренируем пальчики.[Текст]/Е.Ю.Конина. – М:ООО «Издательство « Айрис – пресс», 2007.
ТИКО – конструирование Методические рекомендации по конструированию плоскостных фигур детьми дошкольного и младшего школьного возраста
Коллектив авторов: Н.М. Карпова, И.В.Логинова, Т.Н. Николаева, М.Н.Кириллова, С.А.Андреева, В.С. Тармышова, С.В. Горцева, С.Г.Петрова; 2012г – 68с. ООО НПО «РАНТИС» Россия, Санкт- Петербург, ул.Зверинская, 42
http://www.tico-rantis.ru/games_and_activities/doshkolnik/ - интернет-ресурсы (методические и дидактические материалы для работы с конструктором ТИКО: программа, тематическое планирование, презентации для занятий, схемы для конструирования и т.д.)
Электронный ресурс: www. tico-rantis.ru
http://www. tico-rantis.ru/games_and_activities/
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
реализации программы кружка «ТИКО-мастера» в 2020- 2021 учебном году
№ п/п | Тема занятия | Цель занятия | Планируемая дата реализации | Фактическая дата реализации |
«Здравствуй, ТИКО» | Познакомить детей с трансформируемым игровым конструктом для обучения «Тико», научить соединять детали, используя шарнирные способ крепления | 01.10.2020 | ||
«Веселые фигуры» | Закрепить знания геометрических фигур. . Познакомить с разными видами углов. | 08.10.2020 | ||
«ТИКО - вправо, ТИКО – влево» | Закрепить понятия слева, права, направо, налево ребенок закрепить умение различать правую и левую руку Двигаться в заданном направлении (влево-вправо). | 15.10.2020 | ||
«Сосчитай – ка!» | Совершенствовать навыки количественного счета, уточнить знания геометрических фигур. Развивать умение воссоздать сложные по форме предметы из отдельных частей. | 22.10.2020 | ||
ТИКО-диктанты | Развивать умение создавать конструкцию по устной инструкции и по схеме, подбирая необходимые детали. Закреплять понятия слева, права, направо, налево; закрепить умение различать правую и левую руку. | 29.10.2020 | ||
ТИКО-мячики | Познакомить с контруированием всевозможных видом мячей из ТИКО. | 05.11.2020 | ||
«Забавные развертки» | Изучение изометрических проекций многогранников на плоскость. | 12.11.2020 | ||
«Собери целое из частей» | Развивать умения комбинировать различные многогранники друг с другом с целью создания моделей предметов окружающего мира | 19.11.2020 | ||
ТИКО - геометрия (Призма, пирамида, куб и др) | Познакомить с понятиями: развертка; куб; параллелепипед; пирамида; грани; ребра; вершины; объем. | 26.11.2020 | ||
Конструирование по схеме «Грибы». | Научить соединять детали, используя шарнирные способ крепления, побуждать к творчеству, проявлению инициативы, воспитывать целеустремленность, развивать моторику рук, творческое и логическое мышление. | 03.12.2020 | ||
«Сова» | Продолжать формировать умения строить плоскостную фигуру «Сову» по образцу из «ТИКО» конструктора, | 10.12.2020 | ||
Сборка объёмной конструкции по образцу «Корзина с грибами». | Развивать игровое общение друг с другом с помощью ТИКО-фигур. | 17.12.2020 | ||
«В осеннем лесу» | Учить соединять треугольники между собой, делая из них разноцветные листочки для деревьев. | 24.12.2020 | ||
«Белка» | Продолжать учить детей конструировать по схеме и по образцу. | 14.01.2021 | ||
Конструирование по схеме «Ёлочка». | Продолжать учить детей конструировать по схеме и по образцу. | 21.01.2021 | ||
Трансформация плоской конструкции в объёмную по схеме «Ёлочка». | Заинтересовать детей через экспериментирование: придание устойчивости плоскостной фигуре за счёт придания объёма «стволу» дерева. | 28.01.2021 | ||
«Угощение Зайчонка ТИКО» | Развивать инженерное мышление, закреплять умение детей соединять ТИКО-детали и конструировать ТИКО - фигуры по схеме. | 04.02.2021 | ||
«Кормушка для птиц».Сборка объёмной конструкции по образцу | Воспитывать умение детей объединять все конструкции в одну композицию | 11.02.2021 | ||
«Лесной друг –Ёжик» Работа по образцу | Учить воссоздавать разные по форме предметы из деталей ТИКО - конструктора по схемам. | 18.02.2021 | ||
«Самолет» | Учить конструировать самолёт из конструктора – ТИКО; | 25.02.2021 | ||
«Лисичка – подруга зайчика» | Продолжать совершенствовать конструкторские навыки по «ТИКО» конструктору при сборке фигуры по наглядной схеме. | 04.03.2021 | ||
«Цветок для мамы» | Формировать умения строить плоскостную фигуру «Цветок» по образцу из «ТИКО» конструктора | 11.03.2021 | ||
«Стулья для трёх медведей» (объемное моделирование) | Совершенствовать умение конструировать объёмные ТИКО фигуры | 18.03.2021 | ||
«Ваза» | Продолжать формировать умение подбирать детали, необходимые для конструирования плоскостной фигуры из «ТИКО» конструктора (исходя из формы и назначения предмета) | 25.03.2021 | ||
«Новый теремок для зверей» Объемное моделирование | Продолжать учить детей объединять все конструкции в одну композицию. | 01.04.2021 | ||
«Птица» | 1.Познакомить детей с понятием «развёртка». 2.Продолжать учить детей анализировать конструкцию. | 08.04.2021 | ||
«Скворечник» | Совершенствовать умение конструировать объёмные ТИКО фигуры | 15.04.2021 | ||
«Ракета» | Научить детей конструировать «Ракету» из тико-конструктора, пользуясь схемами. | 22.04.2021 | ||
«Звезда» | Продолжать совершенствовать конструкторские навыки по «ТИКО» конструктору при сборке фигуры по наглядной схеме. | 29.04.2021 | ||
« Мой дом» | научить детей конструировать «Дом» из тико-конструктора, пользуясь схемами. | 06.05.2021 | ||
Трансформация плоской конструкции в объёмную по схеме «Танк». | Продолжать учить детей выполнять конструкцию с опорой на схему и технологическую карту. | 13.05.2021 | ||
Свободная тема | Конструирование на свободную тему по замыслу детей | 20.05.2021 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружка "Сказка" старшая группа воспитатель Крылова В.М.
кружок "Сказка" пояснительная записка, перспективный план для старшей группы...
рабочая программа кружка в старшей группе и подготовительной
разв1.Пояснительная записка. Рабочая программа кружка по формированию элементарных математических представлений у детей старшей и подготовительной к школе гру...
ПРОГРАММА КРУЖКА «ЗНАЙКИ» СТАРШЕЙ ГРУППЫ
ПРОГРАММАКРУЖКА «ЗНАЙКИ»СТАРШЕЙ ГРУППЫ...
Программа кружка «Эвристика» старшей группы «Звездочки »
Эвристика (от греч. heurisko – нахожу) – методология научного исследования, а также методика обучения, основанная на открытии или догадке. Эвристический метод направлен на проявление самос...
Программа кружка для старшей группы "Казачата"
Программа кружка по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию "Казачата"...
Рабочая программа кружка на старшей группе "Веселые картинки"
Цель: формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении. Развитие интеллектуальных и творческих способностей. Развивать память,...