Конструктивная деятельность в развитии произвольного внимания у старших дошкольников.
статья по конструированию, ручному труду
Обобщение педагогического опыта по теме "Конструктивная деятельность в развитии произвольного внимания у старших дошкольников."
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konstruktivnaya_deyatelnost_v_razvitii_proizvolnogo_vnimaniya_u_starshih_doshkolnikov.docx | 19.73 КБ |
Предварительный просмотр:
г. Саранск, МАДОУ «Детский сад №47», старший воспитатель Пугачева И.В.
Конструктивная деятельность в развитии произвольного внимания у старших дошкольников.
Проблема внимания и его развития у дошкольников в детской психологии является одной из центральных, так как достаточный уровень развития внимания является условием успешного познания ребенком окружающего мира во всех его существенных связях и закономерностях.
Актуальность выбранной темы объясняется потребностью введения в практику обычных и специальных дошкольных учреждений комплекса мер, позволяющих обеспечить необходимые условия для полноценного развития личности ребёнка. Особенно это интересно для формирования условий, обеспечивающих развитие всех сторон внимания для детей старшего дошкольного возраста.
Внимание – направленность и сосредоточенность сознания на каком-нибудь предмете, явлении или деятельности. Внимание обуславливает успешную ориентировку субъекта в окружающем мире и обеспечивает более полное и отчетливое отражение его в психике.
Внимание характеризуется такими свойствами, как объем, переключение, распределение, концентрация, устойчивость и избирательность. Наибольший вклад в изучение внимания внесли работы таких исследователей, как В. А. Артемов, П. П. Блонский П. Я. Гальперин, Ю. Б. Гиппенрейтер, К. Д. Ушинский и др. Психолого-педагогические особенности внимания были рассмотрены в работах таких исследователей, как Б. М. Теплов, Р. С. Немов, Л. С. Выготский и др.
Можно выделить следующие особенности развития внимания в дошкольном возрасте:
- значительно возрастает его концентрация, объем и устойчивость;
- складываются элементы произвольности в управлении вниманием на основе развития речи, познавательных интересов;
- внимание становится опосредованным;
- появляются элементы послепроизвольного внимания.
Произвольное внимание формируется благодаря тому, что взрослые включают ребенка новые виды деятельности и при помощи определенных средств направляют и организуют его внимание. Развитие произвольного внимания у детей идет в направлении от выполнения целей, поставленных взрослым, к целям, которые ребенок сам ставит и контролирует их достижение.
Ранняя диагностика различных свойств внимания старших дошкольников является важной для профилактики последующих нарушений в процессе обучения детей.
Исследователи проблемы развития произвольного внимания у дошкольника выделяют конструктивные игры как одно из средств психолого-педагогического воздействия на ребенка. Так как в процессе этих игр, направленных на его развитие, происходит значительное развитие таких важных качеств как сосредоточенность, устойчивость, распределение, объем, переключаемость и концентрация внимания.
Конструктивные игры – это игры, в которых из имеющихся деталей или элементов надо что-то построить, сложить или собрать. Они способствуют воспитанию сосредоточенности, зрительного и слухового внимания, умению добиваться результата, учат действовать по показу взрослого, следить за его действиями, подражать им. Этот вид игры достаточно хорошо изучен в отечественной дошкольной педагогике (В. Г. Нечаева, З. В. Лиштван, А. Н. Давидчук, Л. А. Парамонова и др.) .
Для изучения особенностей произвольного внимания у детей была проведена работа, состоящая из трех этапов :
1. ДИАГНОСТИКА
2. Целенапрвленная работа по формированию произвольного внимания
посредствам конструктивных игр.
3. ПОВТОРНАЯ ДИАГНОСИКА.
Целью диагностики было изучение особенностей произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста В соответствии с данной целью были подобраны методики для детей старшего дошкольного возраста, которые перечисляю в презентации.
Результаты диагностики, которые я показала в презентации, показали что, отмечались существенные индивидуальные колебания внимания – выраженная неустойчивость внимания, уменьшен объём внимания, медленный темп, ошибки в решении, неточность восприятия инструкции.
Это указывает на необходимость целенаправленной работы по развитию произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста посредствам конструктивных игр.
Были подобраны игры по конструированию, разработаны и апробированы НОД по конструированию, направленные на повышение уровня свойств внимания у детей старшего дошкольного возраста.
Немаловажным условием для строительно-конструктивных игр является выбор их тематики с учетом возрастных и индивидуальных возможностей детей.
Конструирование из игровых строительных материалов является наиболее доступным и легким видом конструирования для дошкольников. Поэтому был выбран этот вид конструктивных игр.
Работа по формированию произвольного внимания у старших дошкольников посредством конструктивных игр проводилась в три этапа: подготовительный, основной и заключительный.
На подготовительном этапе было проведена НОД с целью создания установки на сотрудничество. На первом этапе мы вызывали интерес к конструированию, учили детей наблюдать за возведением постройки, за процессом обыгрывания. При этом педагог осуществлял все конструктивные и игровые действия.
На основном этапе было проведено НОД по конструированию с целью формирования произвольного внимания у старших дошкольников. На данных НОД я использовала такие конструктивные игры как «Гараж», «Мост», «Город», «Дом», «Грузовые машины».
Показ способов действия в ходе НОД по конструированию играло важную роль в формировании произвольного внимания детей. Чтобы дети овладели формообразующими движениями руки, способами создания изображения, им эти способы нужно показывать и объяснять. Мои объяснения, уточнения, рассказ были эмоциональными, чтобы вызвать положительный эмоциональный отклик у детей. Таким образом, словесные указания являются важным средством в организации внимания. (Пример: На НОД по теме «Гараж с двумя въездами» воспитатель поясняет, как необходимо строить гараж, подробно описывая и объясняя свои действия, попутно задавая детям вопросы, для чего, по их мнению, необходима та или иная деталь конструктора.)
Для поддержания устойчивого произвольного внимания необходимо отчетливое понимание ребенком конкретной задачи выполняемой деятельности. Поэтому мною давалась чёткая инструкция перед выполнением задания. (Пример: На НОД по теме «Что нам стоит мост построить» воспитатель четко говорит, что кому нужно строить: Юля, Ренат строят мост высокий с двумя крутыми спусками, Даня, Катя строят мост высокий, но с пологими спусками, Лёня, Варя построят мост с крутым и пологим спусками») .
Словесные приемы я использовала и в процессе уточнение последовательности действий, напоминание, вопросы к детям в случае, если они что-то забыли, предложение вспомнить, дополнить изображение и т. п.
На НОД я также использовала наглядные методы: использование графической схемы, рисунка, показ образца готовой постройки, выполненной воспитателем, с последующим анализом входящих в нее элементов, что показываю в презентации.
В ходе формирования произвольного внимания дошкольников большое место занимали игровые методы и приемы, которые поднимали интерес у детей к содержанию обучения, обеспечивали связь познавательной деятельности с игровой: нпр. дидактические игры «Чудесный мешочек», загадки и т. д., а также для достижения наилучших результатов очень помогла работа с родителями, взаимосвязь детей, родителей и педагога.
С целью проверки эффективности влияния конструктивных игр в формировании произвольного внимания у старших дошкольников мною была проведена повторная диагностика детей с использованием тех же диагностических заданий, что и на первой диагностике для изучения особенностей произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста .
В ходе проведения диагностики у детей отмечалось повышение устойчивости внимания, средний темп выполнения заданий, незначительные ошибки в решении задач, понимание инструкции педагога. Многие дошкольники могли концентрировать внимание на одном объекте достаточно продолжительное время. А также повысились объем внимания, скорость запоминания и воспроизведения информации.
Результаты повторной диагностики представлены в презентации на диаграмме.
Сравнительный анализ результатов исследования показал, что у дошкольников стали заметны незначительные нарушения произвольного внимания, дети стали способны организовать в значительной степени свое внимание на деятельности и запоминать инструкции педагога, во многом сформировались операции сравнения, обобщения, повысился уровень развития общей и мелкой моторики. Дети стали способны организовать в значительной степени свое внимание на деятельности и запоминать инструкции педагога.
Таким образом, конструктивные игры способствуют формированию произвольного внимания у старших дошкольников.
Литература:
Бармашова Е. Игровая мозаика: программа занятий по развитию внимания у детей дошкольного возраста [Текст] / Елена Бармашова// Школьный психолог. - 2005. - № 5. - С. 8-14.
Баскакова И.Л. Внимание дошкольника, методы его изучения и развития. Изучение внимания школьников [Текст] /И.Л. Баскакова. — М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж-НПО «МОДЭК», 1995. — 64 с.
Игра дошкольника [Текст] /Л.А. Абрамян, Т.В. Антонова, Л.В. Артемова и др.; Под ред. С.Л. Новоселовой.— М.: Просвещение, 1989.— 286 с.: ил.— (Б-ка воспитателя дет. сада).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие произвольного внимания у старших дошкольников с ЗПР с использованием коррекционно-развивающих игр и упражнений.
Развитие произвольного внимания у старших дошкольников с задержкой психического развития с использованием коррекционно-развивающих игр и упражнений.Внимание – очень важный психический процесс, к...
Особенности произвольного внимания у старших дошкольников с задержкой психического развития
В последние годы число детей с задержкой психического развития (ЗПР) увеличилось. В настоящее время эта проблема особенно актуальна, так как ЗПР это одно из наиболее ...
Консультация для родителей старшей группы компенсирующей направленности "Развитие произвольного внимания у старших дошкольников"
В данной консультации раскрываются причины нарушения внирмания у детей; описываются приёмы развития произвольного внимания у старших дошкольников....
Консультация для родителей старшей группы компенсирующей направленности: «Причины нарушения внимания у детей. Приёмы развития произвольного внимания у старших дошкольников».
Консультация для родителей старшей группы компенсирующей направленности: «Причины нарушения внимания у детей. Приёмы развития произвольного внимания у старших дошкольников». Причины нарушений ...
Программа дополнительного образования по развитию произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности «Страна Внимание»
Пояснительная запискаВажнейшей задачей дошкольного образования являетсяразвитие произвольного внимания детей. Это связано с тем, что если ребенок эффективно воспринимает информацию, то он лучше усваив...
Условия и приемы развития произвольного внимания у старших дошкольников.
Развитие произвольного внимания в детском возрасте было прослежено еще в ранних опытах JI. С. Выготского. В опытах Л.С. Выготского в одну из банок прятался орех и реб...
Консультация для родителей "Приемы развития произвольного внимания у старших дошкольников"
Консультация для родителей "Приемы развития произвольного внимания у старших дошкольников"...