Дополнительная общеразвивающая программа
рабочая программа по конструированию, ручному труду (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад компенсирующего вида № 37
города Кузнецка
Утверждено Приказом 1Б 31.08.2016
Принята Заведующий МБДОУ ДС № 37 г. Кузнецка
Педагогическим советом И. В. Пиунова ________________
МБДОУ ДС №37 г. Кузнецка
Протокол №1 31.08.2016
Дополнительная общеразвивающая программа «Фантазия»
для детей 3-4 лет
Срок реализации - 1год
Программа составлена воспитателем:
Ильдейкиной Анжеликой Юрьевной
Кузнецк 2016 год
1.Пояснительная записка.
Направленность программы. Дополнительная общеразвивающая программа «Фантазия» художественной направленности определяет содержание и организацию по художественному развитию вне требований основной образовательной программы дошкольного учреждения МБДОУ ДС № 37 г. Кузнецка. Программа направлена на развитие эстетических чувств детей, художественное восприятие, формирование интереса к занятиям художественной направленности.
Актуальность программы. Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста характеризуется как процесс целенаправленного воздействия средствами искусства на личность, благодаря которому у них формируется художественные чувства и вкус.
Эстетическое воспитание – сложный и длительный процесс, дети получают художественные впечатления, приобщаются к искусству, овладевают разными видами художественной деятельности, среди которых большое место занимает рисование, лепка, аппликация. Уже с раннего возраста у ребёнка должно развиваться чувство прекрасного, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы. Это способствует формированию духовно богатой и гармонично развитой личности.
Формирование творческой, целостной личности - это одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. Как говорил В. А . Сухомлинский «Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами : чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок». Поэтому необходимо, вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше дать возможность детям проявить их на практике, реальной жизни.
Новизна. Техники и приёмы, используемые в дополнительной общеразвивающей программе «Фантазия», основной образовательной программой дошкольного учреждения МБДОУ ДС № 37 г. Кузнецка не использованы.
Нетрадиционные материалы раскрепощают ребенка, дают ему уверенность в успехе работы.
Художественно-творческая деятельность интересна, увлекательна для детей т.к. есть возможность передать свои впечатления об окружающей действительности с помощью карандаша, красок, комка пластилина, бумаги. Этот процесс вызывает у него чувство радости, удивления. Занятия направлены на развитие у детей творчества. Понятие «творчество» определяется как деятельность, в результате которой ребёнок создаёт новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средство для его воплощения. Чем больше ребёнок видит, слышит, переживает, тем значительнее и продуктивнее станет деятельность его воображения. А творческая личность – это достояние всего общества!
Цель программы:
Развитие творческих способностей и задатков, заложенных в ребёнке через необычные и новые для ребёнка формы работы.
Задачи программы:
Обучающие:
-Формировать умение следовать устным инструкциям.
-Знакомить с различным многообразием художественных материалов, их свойствами и приёмами работы с ними.
-Создавать условия для развития ребёнка как личности, мастера ,художника.
-Знакомство со способами аппликации из различных материалов, техникой моделирования, создание мозайки на пластилиновой основе.
Развивающие:
-Развивать внимание, память, образное мышление, логическое и пространственное воображение.
-Развивать у детей способность работать точными движениями пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.
-Всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приёмами лепки, аппликации, художественного конструирования.
Воспитательные:
-Воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, умение довести начатое дело до конца.
-Формировать устойчивый интерес к художественной деятельности.
-Воспитывать чувство прекрасного, умение видеть красоту в окружающем мире.
- Воспитание у детей эстетического отношения к действительности.
Возраст детей: 3-4 года
Срок реализации:
Программа рассчитана на 1 год
Формы работы:
Для успешного освоения программы, численность детей на занятии составляет 7-8 человек. Занятия проводятся один раз в неделю, с сентября по август, во второй половине дня. Продолжительность занятий 20 мин.
Групповая;
Коллективно-творческая;
Основной вид занятий – практический.
Используются следующие методы и приемы:
Информационно-рецептивный (рассматривание, наблюдение, образец, показ взрослого);
Репродуктивный – это метод упражнений, доводящий навыки до автоматизма (прием – повтора);
Эвристический – метод направлен на проявление самостоятельности в каком-либо моменте работы на занятии, т.е. педагог предлагает ребенку выполнить часть работы самостоятельно;
Исследовательский – направлен на развитие у детей не только самостоятельности, но и фантазии, творчества;
Ожидаемый результат:
К концу года реализации программы дети будут знать:
-о разнообразии материалов, из которых можно делать поделки;
-о свойствах и качествах различных материалов;
-о способах соединения частей между собой;
-о технической безопасности во время работы с ножницами, клеем.
Дети будут уметь:
-С помощью средств выразительности и различных материалов создавать индивидуальные работы.
- Анализировать, определять соответствие форм, размеров, цвета, местоположения частей.
Формы подведения итогов реализации программы:
- Составление альбомов лучших работ.
- Проведение выставок детских работ.
- Участие в конкурсах и тематических выставках.
Работа с родителями:
Предусматривает регулярное индивидуальное консультирование, совместное выполнение работ родителей и детей с целью ознакомления родителей с особенностями художественного творчества.
- Учебно-тематическое планирование
№ | Вид деятельности | Общее кол-во занятий | Теория | Практика |
1. | Вводное занятие | 1 | 0,5 | 0,5 |
2. | Аппликация из природного материала | 3 | 0,5 | 2,5 |
3. | Техника обрывной аппликации | 3 | 0,5 | 2,5 |
4. | Аппликация из ниток и ткани | 4 | 0,5 | 3,5 |
5. | Мозаика на пластилиновой основе | 3 | 0,5 | 2,5 |
6. | Конструирование из бумаги и коробок | 2 | 0,5 | 1,5 |
7. | Аппликация из комочков бумаги | 3 | 0,5 | 2,5 |
8. | Тестопластика | 1 | 0,2 | 0,8 |
9. | Печатание на пластилиновой основе | 2 | 0,5 | 1,5 |
10. | Аппликация из круп | 2 | 0,5 | 0,5 |
11. | Аппликация из ваты | 2 | 0,5 | 1,5 |
12. | Моделирование из природного материала | 6 | 0,5 | 5,5 |
13. | Аппликация на основе цилиндра | 1 | 0,5 | 0,5 |
- Календарно-тематическое планирование
Рлоор Месяц | Содержание работы | Количество занятий |
октябрь I | Вводное теоретическое занятие «Мы фантазеры» Цель: показать разнообразие природного и искуственного материала, его свойств и использование их в работе. Повторение правил по технике безопасности (пользования ножницами, клеем). | 1 |
II | Моделирование из веточек и пластилина «Дерево» Цель: учить закреплять веточки при помощи пластилина, создавая макет дерева. Развивать мелкую моторику рук. | 1 |
III | Аппликация из крупы «Вкусная груша» Цель: учить аккуратно распределять крупу по контуру. Развивать мелкую моторику рук, творческую фантазию. | 1 |
IV | Аппликация из яичной скорлупы «Цыпленок в яичке» Цель: учить равномерное распределять скорлупу по контуру. Развивать мелкую моторику рук, творческую фантазию. | 1 |
ноябрь I | Моделирование из скорлупы грецкого ореха «Кораблик» Цель: учить деталь нанизывать на спичку, с помощью пластилина закреплять готовую деталь внутри пластилина. | 1 |
II | Моделирование из скорлупы грецкого ореха «Черепашка» Цель: учить аккуратно намазывать клеем край скорлупы, наклеивать на заготовки, прижимая салфеткой. Развивать мелкую моторику рук. | 1 |
III | Моделирование из семечек и картофеля «Ёжик» Цель: учить подбирать детали, передавать выразительность образа. Развивать воображение, умение создавать композицию. | 1 |
IV | Тестопластика с раскрашиванием «Угощение» Цель: учить раскатывать тесто между ладонями прямыми и круговыми движениями рук, сплющивать, соединять концы, прижимая их друг к другу. | 1 |
декабрь I | Аппликация из ваты «Снеговик» Цель: учить наклеивать кусочки ваты и бумаги на изображение. Дополнять изображение деталями. | 1 |
II | Аппликация из ваты «Снегурочка» Цель: закреплять навыки наклеивания кусочков ваты на картон. Развивать творческие способности. | 1 |
III | Аппликация на основе цилиндра «Фонарик» Цель: продолжать учить приёму работы с ножницами, выполнять аппликацию на картоне в форме цилиндра. Развивать воображение, творческую фантазию. | 1 |
IV | Конструирование из полосок бумаги «Гирлянда» Цель: учить намазывать клеем концы полосок, соединять в кольцо, склеивать. Закреплять умение пользоваться ножницами. | 1 |
январь I | Мозаика на пластилиновой основе «Подсолнух» Цель: учить закреплять кусочки пластилина на картоне способом расплющивания, закреплять семена подсолнечника на основе из пластилина. | 1 |
II | Мозаика на пластилиновой основе «Стручки гороха» Цель: учить закреплять горох на основе из пластилина. Развивать мелкую моторику рук, образное восприятие. | 1 |
III | Моделирование из шишек «Сова» Цель: развивать умение скреплять детали с помощью пластилина, дополнять объект необходимыми деталями для выразительности образа. | 1 |
февраль I | Аппликация из обрывков бумаги «Цыплёнок» Цель: учить выполнять аппликацию способом обрывания бумаги, заполнять пространство кусочками бумаги неправильной формы. | 1 |
II | Аппликация из обрывков бумаги «Рыбка» Цель: продолжать учить выполнять аппликацию способом обрывания бумаги. Дополнять необходимыми деталями.1 | 1 |
III | Аппликация из обрывков бумаги «Зайка беленький» Цель: продолжать учить выполнять аппликацию способом обрывания бумаги. Дополнять изображение при помощи фломастеров необходимыми деталями. | 1 |
IV | Аппликация из комочков бумаги «Гусеница» Цель: учить обрывать кусочки салфетки и скатывать в комочки, выполнять наклеивание кусочков друг к другу. | 1 |
март I | Аппликация из комочков бумаги «Мимоза» Цель: продолжать учить обрывать кусочки салфетки и скатывать в комочки, выполнять сюжетную аппликацию | 1 |
Моделирование из шишек «Лесовик» Цель: развивать умение работать с природными материалами, учить соединять детали с помощью пластилина. | 1 | |
II | Аппликация из комочков бумаги «Овечка» Цель: учить обрывать кусочки салфетки и скатывать в комочки, выполнять наклеивание кусочков друг к другу.
| 1 |
III | Аппликация из ниток «Собачка» Цель: учить выклеивать силуэт мелко нарезанными нитями, передавая эффект «пушистой шёрстки». Развивать технические навыки. | 1 |
IV | Аппликация из ниток «Котёнок с клубком» Цель: продолжать учить выклеивать силуэт мелко нарезанными нитями, передавая эффект «пушистой шёрстки». Развивать творческие способности. | 1 |
апрель I | Аппликация из семян тыквы «Верба» Цель: учить наклеивать семена тыквы на готовое изображение. Развивать эстетическое восприятие. | 1 |
II | Аппликация из семян тыквы «Ромашка» Цель: продолжать учить наклеивать семена тыквы на готовое изображение. Развивать чувство композиции, воображение, творчество. | 1 |
III | Мозаика на пластилиновой основе «Железная дорога» Цель: учить закреплять спички на основе из пластилина, создавать композицию. Развивать воображение, творчество. | 1 |
IV | Конструирование из коробок с элементами аппликации «Поезд» (коллективная работа) Цель: учить соединять детали способом склеивания, создавать композицию. Развивать конструктивные способности. | 1 |
май I | Печатание на пластилиновой основе «Гусеница» Цель: учить создавать композиции способом печатания. Дополнять объект необходимыми деталями для выразительности образа. | 1 |
II | Печатание на пластилиновой основе «Неваляшка» Цель: продолжать учить создавать композиции способом печатания. Подбирать крышки по размеру для создания образа. Дополнять деталями. | 1 |
III | Аппликация из ткани «Красивое платье» Цель: учить выполнять аппликацию из ткани, правильно располагать элементы украшения. Развивать творческую фантазию. | 1 |
IV | Аппликация из ткани «Чудесное окошко» Цель: продолжать учить выполнять аппликацию из ткани, правильно располагать элементы украшения. | 1 |
- Содержание дополнительной образовательной программы
Вводное занятие
Теория: показать разнообразие природного и искуственного материала, его свойств и использование их в работе, повторить правила по технике безопасности (пользование ножницами, клеем).
Практика: дать тактильно ознакомиться с материалами, его свойствами
1. Аппликация из природного материала (3 занятия).
Теория: показать разнообразие природного материала, его свойств и использование их в работе. Повторение правил по технике безопасности (пользования ножницами, клеем).
Практика: создание изображений из яичной скорлупы, семян
2. Техника обрывной аппликации (3 занятия).
Теория: знакомство с техникой обрывной аппликации.
Практика: выполнение сюжетной аппликации из скатанных комочков салфетки.
3. Аппликация из ниток и ткани (4 занятия).
Теория: особенности работы по данному виду творчества.
Практика: мелко нарезанными нитями передавать эффект «пушистой шерстки».
4. Мозаика на пластилиновой основе (3 занятия).
Теория: закреплять методы работы с пластилином (отделять от большого куска пластилина мелкие кусочки, расплющивать их, крепить детали на пластилиновую основу).
Практика: создание барельефов и мозаики на пластилиновой основе.
5. Конструирование из бумаги и коробок (2 занятия).
Теория: использование в работе ножниц, клея.
Практика: развивать конструктивные способности, создавая композицию.
6. Аппликация из комочков бумаги (3 занятия)
Теория: знакомство с новым способом изображения предмета
Практика: комкание бумаги, создание целого образа из частей
7. Тестопластика (1 занятие)
Теория: знакомство с тестом и его свойствами
Практика: создание разнообразных угощений, раскрашивание
8. Печатание на пластилиновой основе (2 занятия)
Теория: знакомство с приемом печатания
Практика: создание композиций
9. Аппликация из круп (1 занятие)
Теория: познакомить с нетрадиционным приемом выделения цветом нарисованного силуэта, крупой
Практика: создание картин на картонной основе
10. Аппликация из ваты (2 занятия)
Теория: рассказать, что бросовый материал вату и пластиковую соломку можно использовать в ручном труде
Практика: создание образа Матрешки, Снегурочки и снеговика с помощью этого материала
11. Моделирование из природного материала (6 занятий)
Теория: рассказать, что с помощью природного материала можно создавать красивые поделки
Практика: создание модельных поделок
12. Аппликация на основе цилиндра (1 занятие)
Теория: повторить правила безопасности при работе с ножницами
Практика: выполнение аппликации на картоне в форме цилиндра
- Методическое обеспечение программы
Настоящая программа является дополнением в решении важнейших развивающих, воспитательных и образовательных задач педагогики, призвана развивать у детей умение не только репродуктивным путем осваивать различные приемы и техники, но и побудить творческую деятельность, направленную на постановку и решение проблемных ситуаций при выполнении работы.
Программа разработана с учетом тематического плана основной программы, в результате чего у детей совершенствуются и закрепляются знания, полученные на занятиях в группе. Темы программы расположены в определенной системе: от более простых к более сложным. При определении содержания деятельности учитываются следующие принципы:
Принцип природосообразности (приоритет природных возможностей ребенка в сочетании с приобретенными качествами в его развитии);
Принцип творчества, развитие фантазии, образного мышления, уверенности в своих силах;
Принцип сотрудничества участников образовательного процесса и доступность обучения;
Индивидульно-личностного подхода: учета индивидуальных возможностей и способностей каждого ребенка;
Принцип учета возрастных психологических особенностей детей при отборе содержания и методов воспитания и развития;
Принцип системности, последовательности;
Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, поэтому мышление упирается на восприятии и представлении:
Связь обучения с жизнью. Изображение должно упираться на впечатление полученное ребенком от действительности.
Методы проведения занятия: словесные, наглядные, практические, чаще всего их сочетание. Почти все занятия строятся по одному плану. На каждом занятии используется дополнительный материал: стихи, загадки. Каждое занятие программы, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение заданий. Теоретические сведения – это повтор пройденного материала, объяснение нового, информация познавательного характера. Теория сопровождается показом наглядного материала, преподносится в форме рассказа – информации или беседы. Использование наглядных пособий на занятиях повышает у детей интерес к изучаемому материалу, способствует развитию мышления, наблюдательности, внимания, воображения.
В процессе работы постоянно напоминается детям о соблюдении правил гигиены и техники безопасности.
- Требования к условиям реализации программы
1.Материально-технические условия реализации программы:
Бумага;
Бумажные салфетки;
Ножницы;
Вата;
Природный материал (шишки, сухие листья, веточки, семена, скорлупа грецкого ореха)
Крупы;
Текстильный материал;
Клей;
Спички;
Коробки;
Пластилин;
Тесто;
Гуашь;
Цветные карандаши;
Фломастеры.
2. Способы работы:
Отрезание или обрывание полосок или кусочков от листа бумаги;
Вырезание по контуру предметов и комбинирование из них композиций;
Наклеивание комочков бумаги на плоскостное изображение;
Наклеивание кусочков и комочков бумажных салфеток;
Наклеивание ниток и ткани на плоскостное изображение;
Скрепление различных деталей;
Скатывание ниток в клубок;
Моделирование из природного материала: скорлупы грецкого ореха., семечек, гороха, веточек, камешков.
Комбинирование природных материалов с различными другими материалами;
Конструирование из коробок с элементами аппликации;
Лепка предметов из теста;
Выкладывание мозаики на пластилиновой основе;
Печатание штампами на пластилиновой основе.
- Литература
1. Закон Российской Федерации «Об образовании», ст.9, ст.14, п.5
2. «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» Письмо МО РФ от 11 декабря 2006 г. № 06-1844.
3. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (от 23.11.2009 г.);
4. Сан Пин 2.4.1.1249-03;
5. Алексеевская Н.А. Волшебные ножницы. Изд.: Лист, 1998. - 192с.
6.Брыкина Е.К. Творчество детей в работе с различным материалом. М: Пед.общ.России, 2002. - 147с.
7.Ерёменко Н.И. Конструирование из подсобных материалов. Изд.: Корифей, 2011.-96 с.
8. Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. Изд.: Сфера, 2006. - 128 с;
9.Левина М. 365 весёлых уроков труда. М.: Рольф, 1999. - 256 с.
10. Немешаева Е. Зернышко к зёрнышку. М.: Айрис-Пресс, 2010. - 48 с.
11.Прудова В., Лежнева Л. Игрушки из природных материалов. СПб.: Валери СПД, 1998. - 96 с.
12.Рябко Н.Б. Занятия по изобразительной деятельности дошкольников Бумажная пластика. Изд.: Педагогическое общество России, 2007. - 64 с.
13.Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. М.: Владос, 2008. - 160 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / [Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В.Соловьёва, С. Г. Якобсон; науч. рук. Е. В. Соловьёва
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / [Т. И...
Рабочая программа воспитателя. Ежедневное планирование по программе "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Старшая группа. Программа для установки через интернет
lt;div class="uchmag_main_162014"><div class="uchmag_table"><div class="uchmag_td_c" align="center"><a target="_blank" href="http://www.uchmag.ru/estore/e241522/?partner=507"><...
Рабочая программа дополнительной образовательной услуги "Занимательная математика" на основе комплексной программы "Общеобразовательная программа "Школа 2100 (Детский сад 2100)
Данная программа расчитана для детей 3-4 лет, в неё включена пояснительная записка, перспективное планирование, работа с родителями и многое другое....
Рабочая программа модуля «Познавательное развитие» основной общеобразовательной программы- образовательной программы дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с 2-го года по 7-й год жизни Срок реализации: 6 лет
В муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад села Манчаж» (далее МКДОУ «Детский сад села Манчаж») реализуется рабочая программа модуля «Познавательное развитие», (далее ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ подготовительная к школе группасоставлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой срок реализации программы 2015-2016г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУподготовительная к школе группа составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Ва...