Консультация для родителей на тему: "Роль поэзии в патриотическом развитии детей дошкольного возраста"
консультация (старшая группа)
Консультация составлена, как посыл к родителям, что очень важно воспитывать в детях патриотизм. В том числе через поэзию русских и советских писателей и поэтов.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Роль поэзии в воспитании патриотизма
у детей дошкольного возраста
Проблема воспитания патриотизма всегда была и остаётся актуальной проблемой времени. По издавна сложившейся традиции ответственность за нравственное состояние общества возложена на образование, которое за последнее время в корне изменилось и ни новые методики, ни разные технологии не сформируют духовно-нравственную личность, если этому не придать особую значимость. Характеризуя создавшееся в стране положение, в рамках реализации госпрограммы «Патриотическое воспитание граждан России на 2016-2020 годы, В.В. Путин сказал, что «…идея патриотизма, идея служения своему Отечеству сегодня вновь очень остро востребована российским обществом…, утратив патриотизм, связанные с ним национальную гордость и достоинство, мы потеряем себя как народ, способный на великие свершения».
Патриотизм – очень сокровенное чувство, находящееся глубоко в душе. Одной из основных задач воспитания, стоящих на современном этапе перед воспитателем, является воспитание у молодого поколения любви к Родине, родному краю, чувства гордости за свою Родину. Без любви к Родине и уважения к её истории, культуре невозможно воспитать гражданина и патриота своей страны. Каждый человек должен быть патриотом своей страны. Но патриотами не рождаются, патриотами становятся. И важнейшую роль в этом должны играть средства массовой информации: литература, радио, телевидение.
Особенно важна здесь роль писателей. Писатель – это учитель, «инженер человеческих душ». Наша поэзия испокон веков была патриотической. Народные произведения призывали людей постоять "за обиды нашего времени, за землю русскую". Чувство любви к Отечеству было преисполнено жертвенностью, героизмом, стремлением к справедливости. "За правое дело стой смело!" - гласит древняя русская пословица. Забвение же таких призывов, отказ от служения Матери-Родине в угоду собственным эгоистическим побуждениям дорого стоили народу, приносили миллионы человеческих жертв, рабство, горе и унижения. Славные традиции древних легенд, былин и песен подхватили и развили русские поэты. Анализ пейзажных мотивов помогает понять не только национальное своеобразие русской поэзии, но и её историческое значение.
В произведениях И.А.Бунина, С.А.Есенина таинственный и загадочный мир растений, птиц, зверей создаёт ощущение единства, целостности и гармонии. Вместе с тем работа над лирическим образом природы формирует у студентов собственное понимание жизненных ценностей. Они выражают своё нравственное отношение к природе в фотографиях и рисунках. «Любовь к родной природе – один из важнейших признаков любви к своей стране…». Это слова К.Г. Паустовского, непревзойдённого мастера описания русского пейзажа, писателя, сердце которого было переполнено нежностью и любовью к родной природе.
Нельзя любить Родину, не живя одной душой с жизнью любимой берёзки. То, что мы порою принимаем за «чистую» лирику природы, пейзажные зарисовки, на поверку оказывается особым проявлением гражданственности, патриотизма, без которых невозможны бережное отношение к природе, активность человека в её защите, сохранении и приумножении её богатств. Исследователь Л.И. Тимофеев отмечает, что «лирика — это отражение всего многообразия действительности в зеркале человеческой души, во всех тончайших нюансах человеческой психики и во всей полноте речевой экспрессии, им отвечающей». Прежде, чем говорить о патриотических мотивах в поэзии необходимо рассмотреть понятия лирика, мотив, лирический герой, тема, идея, проблематика. «Разработка патриотических мотивов обусловила единство поэтических средств. Любовь к Родине проявляется в единстве ассоциативного и конкретно-предметного образного мышления: родина-мать, родина - родительский дом, родина-отчий дом, родина-кров, родина-крыша, родина - подруга, родина-любовь; в единстве философско-обобщенных и символических поэтических образов, в символическом образе реки, воплощающем и объединяющем мотив исторической и военной теме».
Патриотические мотивы тесно связаны с образами, которые помогают их реализовать. Например, у М.И. Цветаевой развитие темы патриотизма, любви к родной земле начинается с осознания себя москвичкой, с проникновения в историю, культуру, традиции. Через внимание к родной речи поэтесса ощущает глубинную причастность к судьбе своей страны, а родной город дает чувство защищенности, дома. Неоднозначным было отношение поэтессы к революции, а затем и Гражданской войне, что отразилось в ее стихотворении «Родина».
При изучении поэзии на занятиях используется такие виды работы, как чтение, заучивание стихотворений, презентации и т.д.
Традиционными на занятиях художественной литературы и развития речи стали «Минутки поэзии». Трудность изучения современной русской поэзии в том, что она не представлена в учебных пособиях для СПО, почти никем не только не осмыслена, но даже и не прочитана. Такое происходит потому, что бумажные книги не выдерживают конкуренции с доступными каждому бесплатными электронными копиями в Интернете. Как сказал писатель Николай Кофырин: - Для кого-то книга товар, а для меня – исповедь. Исповедью не торгуют! Все свои книги я выбрасываю в интернет бесплатно. Наша задача научить как можно больше людей работать с интернет-ресурсами. И всё - таки русская поэзия жила, живёт и будет жить вечно.
Мы думаем, что патриотом можно считать человека, постоянно укрепляющего свое физическое и нравственное здоровье, хорошо воспитанного, образованного и просвещенного, имеющего нормальную семью, почитающего своих предков, растящего и воспитывающего в лучших традициях своих потомков, содержащего в надлежащем состоянии свое жилище (квартиру, дом, двор) и постоянно улучшающего свой быт, образ жизни и культуру поведения, работающего во благо своего Отечества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей на тему: «Роль словесных игр в речевом развитие детей дошкольного возраста»
материал предназначен для педагогов дошкольного образования....
Консультация для родителей по теме: «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии детей дошкольного возраста».
Консультация для родителей по теме: «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии детей дошкольного возраста»....
Консультация для родителей по Теме: «Роль сюжетно – ролевой игры в развитии детей дошкольного возраста»
консультация...
Консультация для родителей на тему: «Роль разных видов гимнастики в здоровьесбережении детей дошкольного возраста»
Работа над охраной и укреплением здоровья наших детей с помощью различных здоровьесберегающих технологий общая забота всех педагогов и родителей!...
Консультация для родителей на тему: «Роль сюжетно – ролевой игры в развитии детей дошкольного возраста»
Консультация для родителей на тему:«Роль сюжетно – ролевой игры в развитии детей дошкольного возраста»...
Консультация для родителей на тему: «Роль сюжетно-ролевой игры в воспитании детей дошкольного возраста
консультация...
Консультация для родителей на тему: «Роль сказки в музыкально- художественном развитии детей дошкольного возраста»
Гармонизация внутреннего состояния ребенка, его отношений с внешним миром возможна лишь при создании психологического комфорта, особых условий, которые позволяют ребенку снимать эмоциональ...