Конечно, в столь юном возрасте речь может идти только о работе с ножницами под присмотром взрослого. Ну а в каком возрасте детские ножницы займут свое место среди предметов для детского творчества, находящихся в свободном доступе для ребенка, зависит от самого ребенка. Кому-то можно доверять уже в два с половиной года, а кому-то и в пять будет еще чревато. К слову сказать, работа с ножницами в детских дошкольных образовательных заведениях вводится со средней группы, то есть для детей старше 4-х лет. Ну а дома под вашим пристальным наблюдением вы можете гораздо раньше предложить ребенку работу с ножницами. Ведь детям так нравится подражать взрослым, к тому же то, что обычно под запретом, вызывает огромный интерес. Для первоначального знакомства вы можете приобрести ножницы с пластиковыми лезвиями. Они считаются наиболее безопасными, однако такие ножнички зачастую настолько плохо режут, что просто нервируют малышей. А ведь при обучении очень важно, чтобы у ребенка получалось то, что он задумал, так как в случае повторяющихся неудач может и пропасть желание осваивать этот нелегкий навык.
Излишне говорить, что детские ножницы должны быть среднего размера, с закругленными концами. Хорошие безопасные детские ножницы можно приобрести в магазине Ikea. Они продаются в наборе: одни – с прямыми лезвиями, вторые – режущие зигзагом. Порезаться такими ножницами практически невозможно. Также вы можете найти в канцелярских магазинах ножницы с упором. Они хороши тем, что ребенку приходится только сжимать кольца ножниц, а в исходное положение они возвращаются сами, что существенно облегчает работу малыша. Ну а если ваш малыш предпочитает держать ножницы в левой руке, вам необходимо приобрести ножницы для левшей. Помните, что показывать, как работать с ножницами, нужно медленно, - так, чтобы малыш видел, что они требуют особого обращения; иначе ребенок, взяв темп взрослого, может пораниться. Наиболее удачное расположение при обучении ребенка работе с ножницами для вас обоих – сесть за его спиной. Покажите ребенку, как ножницы «щелкают клювиком» (при этом можно произносить: «Ам! Ам!» «Чик-чик» или «Щелк-щелк»). Вложите ножницы в руку ребенка (большой и средний пальцы вставляют в кольца ножниц, указательный поддерживает ножницы снизу; концы лезвий направлены от себя, вперед) и помогите ему сначала раскрыть лезвия, затем нажать на кольца ножниц. Повторив процедуру несколько раз вместе, предоставьте затем возможность ребенку сделать это самостоятельно. Потренировавшись «в холостую», вы можете помочь ребенку выполнить надрезы по сторонам листа формата А4.
Вы можете также предложить малышу разрезать поперек узкую полоску бумаги (полоска должна быть не шире, чем могут отрезать ножницы одним движением). Учите ребенка держать полоску пальчиками на безопасном расстоянии от того места, где планируется выполнять надрезы и не направлять лезвия ножниц к пальцам руки, держащей бумагу. Для того чтобы потренировать ребенка в запоминании и назывании цветов, вы можете заготовить полоски из цветной бумаги двухсторонней бумаги или бумаги для ксерокса. А если вы не пожалеете времени, можете приготовить для игры с ножницами вырезанные из цветной бумаги, скажем, банан, огурец или морковь, и предложить карапузу угостить своих игрушек, разделив овощи и фрукты на части. Как усложнение вы можете предложить ребенку выполнять надрезы не в свободном порядке, а по начерченной линии. Так, к примеру, можно сделать бахрому для коврика (на сторонах листа А4), разрезать все те же фрукты и овощи по начерченным линиям, либо, нарисовав расческу, можно прорезать по линиям ее зубчики. Следующий этап – разрезать более широкие заготовки (например, помидор, яблоко, грушу и т.п.), рассчитанные на несколько раскрытий и сжатий ножниц. Вы можете заготовить соответствующие полоски бумаги для закрепления понятий «узкий-широкий», «длинный-короткий» (в этом случае полоски разрезаются поперек либо в свободном порядке, либо по начерченным линиям). Более сложное задание – предоставить возможность малышу самостоятельно отрезать полоски, обозначенные на листе (т.е. вдоль, по начерченным линиям).
Далее – учите ребенка вырезать квадраты и прямоугольники. Затем покажите, как, разрезав их от угла к углу, можно получить треугольники, а, срезав у квадрата или прямоугольника уголки (слегка закругляя), квадрат может превратиться в круг, а прямоугольник – в овал. На этом уровне уже необходимо заниматься не только вырезанием или выполнением надрезов, но и находить применение вырезанным «шедеврам». То есть теперь уже это не резание как самоцель, а подготовительные работы для выполнения аппликаций и поделок. Вот несколько идей простейших аппликаций, детали которых ребенок может вырезать самостоятельно: домик из квадрата (прямоугольника) и треугольника (его можно дополнить окошками разной формы); елочку из зеленых треугольников (можно разных по размеру) и маленького коричневого прямоугольника (квадрата) - ствола; забор из двух длинных горизонтальных полос и нескольких коротких вертикальных полосочек; солнышко из желтого круга и полосочек-лучиков или треугольников-лучиков; цветок из круга (сердцевины) и круглых или овальных лепестков (его можно дополнить стебелечком-полосочкой и овальными листочками); снеговик из кругов разного диаметра; сороконожка из кругов (можно разного диаметра, разного цвета); бусы (из разных геометрических форм); рельсы для паровозика (по аналогии с забором); поезд из прямоугольников-вагончиков и колес (если это пассажирский поезд – можно приклеить окошки); грузовик: квадрат, рядом (вплотную) прямоугольник, расположенный вертикально, следом – прямоугольник, расположенный горизонтально, снизу два колеса. Работа с ножницами развивает мелкую моторику, мышцы руки, координацию движений, концентрацию внимания, усидчивость. Кроме того, давая ребенку различные задания, вы способствуете закреплению элементарных математических представлений (цвет, форма, размер, ширина, длина и др.). А еще вырезанные или приклеенные детали можно пересчитывать – для закрепления количественного счета. Можно придумать задания на закрепление порядкового счета. А когда дело доходит до наклеивания вырезанных ребенком заготовок, вы можете закреплять такие понятия, как вверху, внизу, справа, слева, в центре, рядом, под, над и т.п. (более сложный уровень – к примеру, верхний правый угол или нижний левый и т.п.). Но это при условии, что все понятия вы с ребенком обсуждаете и проговариваете, а это, в свою очередь, способствует также речевому развитию малыша. Таким образом, работа с ножницами и, как следствие, занятия аппликацией, таят в себе большой развивающий потенциал.