Консультация для педагогов ДОУ "Творчество на кончиках пальцев"
консультация по конструированию, ручному труду

Консультация для педагогов

«Творчество на кончиках пальцев»

 

Познакомить педагогов ДОУ с влиянием нетрадиционного художественного творчества на развитие мелкой моторики рук у дошкольников. А также с художественным конструированием из бумаги – оригами.

 

Художественное творчество с применением нетрадиционных техник и материалов способствуют развитию у ребёнка:

1. Мелкой моторики и тактильного восприятия;

2.  Пространственной ориентировки на листе бумаги;

3.  Внимания и усидчивости;

4.  Зрительного восприятия и глазомера;

5.  Наблюдательности и эстетической отзывчивости;

6.  Изобразительных навыков и умений.

 

Мелкая моторика – это двигательная деятельность, которая обусловлена скоординированной работой мелких мышц руки и глаза. Обучение изобразительной деятельности строится на принципе – «От простого к сложному». Результат работы зависит от заинтересованности ребёнка. Дополнительные стимулы такие, как – игра, сюрприз, красивая классическая и народная музыка, приход сказочных персонажей или мультипликационных героев, просмотр презентаций на тему занятия. На занятиях детьми надо предлагать различные виды деятельности – проведение дидактических игр, выкладывание предметов из геометрических фигур, счётных палочек. Применение пальчиковых игр, весёлых физкультминуток.

Детей надо поощрять, иногда из – за страха не справиться с заданием ребёнок отказывается, его выполнять. Нужно помогать доводить начатое до конца, но при этом не забывать давать возможность проявлять самостоятельность. Успешное выполнение работы, придаст уверенности ребёнку в своих силах. Всегда надо учитывать при организации, выборе материала, темы для занятия, индивидуальные особенности детей. Не у всех детей одинаковое владение навыками к той или иной деятельности и это важно. У детей с различными нарушениями (речи, координации и т.д.) – наблюдается быстрая утомляемость, рассеянное внимание, они не могут описать, что изобразили; поэтому надо набраться терпения, чётко формулировать задание оно должно быть, понятно и доступно всем детям без исключения. Помните, на занятиях по художественному творчеству, дети должны получать не только знания и навыки, а также радость, удовольствие, быть счастливыми от полученных хоть и малых, но успехов.

 

Виды нетрадиционного художественного творчества:

 

1) Рисование с помощью растительных элементов (листья дерева,

цветы, трава и так далее);

2) Рисование с использованием различных видов тканей;

3) Рисование одновременно двумя инструментами, соединёнными

между собой;

4) Аппликация из природного материала;

5) Аппликация из крупы;

6) Аппликация в технике квиллинг:

            7) Аппликация в технике декупаж;

8) Работы в технике оригами;

9) Аппликация из ваты, ватного листа;

10) Пластилинография;

11) Кляксография.

 

И это далеко не весь перечень нетрадиционного художественного творчества. Я хочу рассказать вам сегодня об одной из нетрадиционных техник – это техника оригами.

 

 

Развитие мелкой моторики является одним из важных задач в развитии ребенка. Проблема развития мелкой моторики волнует многих психологов и педагогов. Они сходятся во мнении, что мелкая моторика очень важна, потому что через нее развиваются внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.

Исследования ведущих педагогов и психологов говорят о снижении показателей уровня развития ручной умелости у детей, находящихся на пороге школьного обучения, а Федеральные государственные образовательные стандарты предусматривают всестороннее гармоничное развитие дошкольников. Поэтому младшие школьники часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, его самооценку. В дальнейшем уровень развития движений руки может оказаться недостаточным для освоения письма.

Использование оригами в образовательном процессе в детском саду связано с возможностью использования его как средства развития мелкой моторики рук.

Оригами обеспечивает хорошую тренировку пальцев, способствует развитию движений кисти, согласованность мелких движений пальцев.

 

Важно, что при создании поделки в этой технике, разнообразные движения выполняются обеими руками, всеми пальчиками, требуют усилий, нажима. Происходит постоянная смена напряжения и расслабления мышц пальцев, что способствует более плодотворной их тренировке.

Оригами имеет одну важную отличительную от других методов развития мелкой моторики, особенность – это тренинг, оставляющий в результате готовый продукт в виде сложенной поделки, которая является доказательством стараний и достижений ребенка, источником его гордости и радости, и представляет для него ценность. Оригами (переводится, как «сложенная бумага») – это очень древний вид искусства, который зародился в Китае на родине бумаги и расцвел в Японии.

Сегодня оригами распространилось по всему миру, снискало миллионы поклонников за пределами Японии и прочно заняло свою нишу в образовательных и развивающих программах.

Доступность бумаги как материала, простота её обработки, привлекают детей во время освоения техники оригами. Дети овладевают различными приемами и способами действий с бумагой, такими как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание. С помощью оригами дети учатся работать руками под контролем сознания, идет развитие пространственной ориентировки, в первую очередь на листе бумаги, а также относительно себя. Постепенно формируется чувство ритма, а далее развитие графических умений детей в процессе изодеятельности и специальных упражнений. Осязательное восприятие связано с движением рук. Обследование любого предмета проводится двумя руками. При этом в одних случаях их функции разделяются, и в других они действуют синхронно.

Хорошо развитая мелкая моторика пальцев поможет детям и на уроках в школе. Внимание, умение выслушать задание или объяснение до конца, сообразительность, упорство в достижение цели необходимы не только ученику начальной школы, но и детям среднего и старшего звена.
Проблема развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста посредством создания поделок в технике оригами определяется интересом к изучению особенностей детского конструктивного творчества как одного из путей подготовки дошкольников к обучению в школе.

Обучение технике оригами или её элементов рекомендуется проводить с детьми, начиная со средней группы детского сада, используя поэтапный показ изготовления поделок, объясняя последовательность их выполнения, обследования готового образца. Выбор методов и их применение зависят от задач обучения и опыта, которыми владеют дети. Но воспитатель, приступая к занятиям оригами с детьми, должен сам освоить основы техники складирования бумаги: термины и знаки, принятые в оригами приемы работы с бумагой, способы получения базовых форм; овладеть складыванием классических моделей.

Перед занятием педагог должен приготовить образцы фигурок в двух экземплярах (один в собранном виде, с осуществленной дорисовкой и аппликацией, другой в развернутом), материал для складирования, необходимый каждому ребенку: бумага определённого цвета, формы, размеры, фактуры, клей, карандаши, фломастеры.

Складыванию каждой фигурки нужно посвятить отдельное занятие, начинать с определения мотива и цели занятия в форме загадки, стихотворения, вопроса, беседы. Вторая часть занятия представляет собой складывание фигурки, а третья заключается в обыгрывании, оценке результата, применении для оформления помещений детского сада или кукольного театра.

Процесс изготовления поделки не только интересен для малыша, но и положительно сказывается на развитии творчества, фантазии, самостоятельности ребёнка, развитии мелкой моторики руки, ориентировки в пространстве.

Таким образом, развитая мелкая моторика является важным показателем интеллектуальной готовности детей к школьному обучению. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. В дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему. Поэтому работа по развитию мелкой моторики рук должна начаться задолго до поступления в школу.

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Творчество на кончиках пальцев»

 «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок»                                                                      

                                 В.А.Сухомлинский.

Познакомить педагогов ДОУ с влиянием нетрадиционного художественного творчества на развитие мелкой моторики рук у дошкольников. А также с художественным конструированием из бумаги – оригами.

Художественное творчество с применением нетрадиционных техник и материалов способствуют развитию у ребёнка:

  1. Мелкой моторики и тактильного восприятия;

2.  Пространственной ориентировки на листе бумаги;

3.  Внимания и усидчивости;

4.  Зрительного восприятия и глазомера;

5.  Наблюдательности и эстетической отзывчивости;

6.  Изобразительных навыков и умений.

Мелкая моторика – это двигательная деятельность, которая обусловлена скоординированной работой мелких мышц руки и глаза. Обучение изобразительной деятельности строится на принципе – «От простого к сложному». Результат работы зависит от заинтересованности ребёнка. Дополнительные стимулы такие, как – игра, сюрприз, красивая классическая и народная музыка, приход сказочных персонажей или мультипликационных героев, просмотр презентаций на тему занятия. На занятиях детьми надо предлагать различные виды деятельности – проведение дидактических игр, выкладывание предметов из геометрических фигур, счётных палочек. Применение пальчиковых игр, весёлых физкультминуток.

Детей надо поощрять, иногда из – за страха не справиться с заданием ребёнок отказывается, его выполнять. Нужно помогать доводить начатое до конца, но при этом не забывать давать возможность проявлять самостоятельность. Успешное выполнение работы, придаст уверенности ребёнку в своих силах. Всегда надо учитывать при организации, выборе материала, темы для занятия, индивидуальные особенности детей. Не у всех детей одинаковое владение навыками к той или иной деятельности и это важно. У детей с различными нарушениями (речи, координации и т.д.) – наблюдается быстрая утомляемость, рассеянное внимание, они не могут описать, что изобразили; поэтому надо набраться терпения, чётко формулировать задание оно должно быть, понятно и доступно всем детям без исключения. Помните, на занятиях по художественному творчеству, дети должны получать не только знания и навыки, а также радость, удовольствие, быть счастливыми от полученных хоть и малых, но успехов.

Виды нетрадиционного художественного творчества:

1) Рисование с помощью растительных элементов (листья дерева,

цветы, трава и так далее);

2) Рисование с использованием различных видов тканей;

3) Рисование одновременно двумя инструментами, соединёнными

между собой;

4) Аппликация из природного материала;

5) Аппликация из крупы;

6) Аппликация в технике квиллинг:

            7) Аппликация в технике декупаж;

8) Работы в технике оригами;

9) Аппликация из ваты, ватного листа;

10) Пластилинография;

11) Кляксография.

И это далеко не весь перечень нетрадиционного художественного творчества. Я хочу рассказать вам сегодня об одной из нетрадиционных техник – это техника оригами.

Развитие мелкой моторики является одним из важных задач в развитии ребенка. Проблема развития мелкой моторики волнует многих психологов и педагогов. Они сходятся во мнении, что мелкая моторика очень важна, потому что через нее развиваются внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.

Исследования ведущих педагогов и психологов говорят о снижении показателей уровня развития ручной умелости у детей, находящихся на пороге школьного обучения, а Федеральные государственные образовательные стандарты предусматривают всестороннее гармоничное развитие дошкольников. Поэтому младшие школьники часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, его самооценку. В дальнейшем уровень развития движений руки может оказаться недостаточным для освоения письма.

Использование оригами в образовательном процессе в детском саду связано с возможностью использования его как средства развития мелкой моторики рук.

Оригами обеспечивает хорошую тренировку пальцев, способствует развитию движений кисти, согласованность мелких движений пальцев.

Важно, что при создании поделки в этой технике, разнообразные движения выполняются обеими руками, всеми пальчиками, требуют усилий, нажима. Происходит постоянная смена напряжения и расслабления мышц пальцев, что способствует более плодотворной их тренировке.

Оригами имеет одну важную отличительную от других методов развития мелкой моторики, особенность – это тренинг, оставляющий в результате готовый продукт в виде сложенной поделки, которая является доказательством стараний и достижений ребенка, источником его гордости и радости, и представляет для него ценность. Оригами (переводится, как «сложенная бумага») – это очень древний вид искусства, который зародился в Китае на родине бумаги и расцвел в Японии.

Сегодня оригами распространилось по всему миру, снискало миллионы поклонников за пределами Японии и прочно заняло свою нишу в образовательных и развивающих программах.

Доступность бумаги как материала, простота её обработки, привлекают детей во время освоения техники оригами. Дети овладевают различными приемами и способами действий с бумагой, такими как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание. С помощью оригами дети учатся работать руками под контролем сознания, идет развитие пространственной ориентировки, в первую очередь на листе бумаги, а также относительно себя. Постепенно формируется чувство ритма, а далее развитие графических умений детей в процессе изодеятельности и специальных упражнений. Осязательное восприятие связано с движением рук. Обследование любого предмета проводится двумя руками. При этом в одних случаях их функции разделяются, и в других они действуют синхронно.

Хорошо развитая мелкая моторика пальцев поможет детям и на уроках в школе. Внимание, умение выслушать задание или объяснение до конца, сообразительность, упорство в достижение цели необходимы не только ученику начальной школы, но и детям среднего и старшего звена.
Проблема развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста посредством создания поделок в технике оригами определяется интересом к изучению особенностей детского конструктивного творчества как одного из путей подготовки дошкольников к обучению в школе.

Обучение технике оригами или её элементов рекомендуется проводить с детьми, начиная со средней группы детского сада, используя поэтапный показ изготовления поделок, объясняя последовательность их выполнения, обследования готового образца. Выбор методов и их применение зависят от задач обучения и опыта, которыми владеют дети. Но воспитатель, приступая к занятиям оригами с детьми, должен сам освоить основы техники складирования бумаги: термины и знаки, принятые в оригами приемы работы с бумагой, способы получения базовых форм; овладеть складыванием классических моделей.

Перед занятием педагог должен приготовить образцы фигурок в двух экземплярах (один в собранном виде, с осуществленной дорисовкой и аппликацией, другой в развернутом), материал для складирования, необходимый каждому ребенку: бумага определённого цвета, формы, размеры, фактуры, клей, карандаши, фломастеры.

Складыванию каждой фигурки нужно посвятить отдельное занятие, начинать с определения мотива и цели занятия в форме загадки, стихотворения, вопроса, беседы. Вторая часть занятия представляет собой складывание фигурки, а третья заключается в обыгрывании, оценке результата, применении для оформления помещений детского сада или кукольного театра.

Процесс изготовления поделки не только интересен для малыша, но и положительно сказывается на развитии творчества, фантазии, самостоятельности ребёнка, развитии мелкой моторики руки, ориентировки в пространстве.

Таким образом, развитая мелкая моторика является важным показателем интеллектуальной готовности детей к школьному обучению. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. В дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему. Поэтому работа по развитию мелкой моторики рук должна начаться задолго до поступления в школу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов" Сказки на кончиках пальцев"

Выдающийся педагог В.А Сухомлинский говорил, что ум ребёнка находится на кончиках пальцев. Предлагаемые пальчиковые игры можно использовать при проведении хороводов после чтения сказок....

Консультация для педагогов "Ум на кончиках пальцев"

Консультация для педагогов о роли развития мелкой моторики у детей....

Консультация для педагогов "Речь на кончиках пальцев"

Презентация PowerPoint для выступления на консультации для педагогов по теме "Речь на кончиках пальцев"....

Семинар для педагогов «Речь на кончиках пальцев»

Развитие движений пальцев рук подготавливает почву для формирования речи....

Семинар - практикум для педагогов "Речь на кончиках пальцев"

Совершенствование профессиональной компентентности педдагогов в области развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста....

Консультация для родителей "Ум на кончиках пальцев". Консультация для родителей "Игры, которые можно провести с детьми дома".

В консультации для родителей " Ум на кончиках пальцев" отображена важность развития мелкой моторики у малышей, которая напрямую связана с развитием речи, а также приведены некоторые упражнен...