Конструирование из природного материала «Как шишки стали лесными жителями»
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (старшая группа)

Аюпова Рина Рашитовна

 

Образовательные задачи.

Продолжать знакомить детей с художественным видом конструирования – из природного материала. Вызвать интерес к обследованию шишек, поиску ассоциативных образов и созданию лесных персонажей по замыслу. Помочь сделать вывод о том, что из одной и той же природной формы (шишки) могут получиться разные образы. Напомнить способ соединения деталей с помощью кусочков пластилина. Показать новый способ втыкание детали в деталь. Расширить опыт обследования природной формы с участием разных анализаторов (зрения, осязания, обоняния). Развивать творческое воображение, чувство формы и композиции. Воспитывать бережное отношение к природе, поддерживать интерес к экопластике как искусству создания различных композиций из природного материала.

Материалы, оборудование.

Для изображения туловища животных – шишки еловые, сосновые, кедровые (на выбор детям); для изображения деталей (голов, хвостов, крыльев, ног) – грецкие орехи (целые и половинки, желуди, осенние листья, семена деревьев, перышки, ракушки, веточки, палочки, каштаны; для скрепления деталей – пластилин. Для показа: лесные пейзажи известных художников (И. И. Левитана, И. И. Шишкина, фотографии хвойного леса, коллекция шишек. Макет лесной опушки для выставки поделок, изготовленных детьми.

Базовые понятия и способы.

Представления о том, что одна и та же форма (шишка) может в процессе конструирования стать разными узнаваемыми образами, например, мышкой, ежиком, птичкой, зайцем, белкой, мишкой, оленем, лесовичком и др.

Индивидуализация содержания обеспечивается свободным выбором замыслов, природных материалов и способов конструирования.

Осмысление результата.

Дети убеждаются в том, что из одного и того же материала или одной и той же формы получаются разные фигурки (образы).

Взаимодействие с семьей.

Дома родители вовлекают детей в сбор природного материала и конструируют из него. По возможности фотографируют композиции и приносят в детский сад для оформления альбома или фотогазеты.

Ход занятия.

Дети стоят в кругу

Восп-ль:  «Собрались все дети в круг

                 Я твой друг, ты мой друг.

                 Крепко за руки возьмёмся

                 И друг другу улыбнёмся.

Молодцы, дети, подарили свои улыбки друг другу, хорошее настроение, тепло своих сердечек.

Воспитатель: Ребята, вы любите путешествовать?

Дети:  Да.

Воспитатель: А где вы уже путешествовали?

Дети:  На море, в деревне, в лесу.

Воспитатель:  Хотите сегодня отправиться  в очень интересное и увлекательное путешествие в мир природы?

Дети:  Да.

Воспитатель:  А помогут нам в этом пейзажи знаменитых художников.

Пейзаж – это такой жанр искусства, в котором художники изображают красоту природы и передают свое отношение к ней. В зависимости от уголков природы, пейзаж бывает - лесной, степной, горный, морской.

Воспитатель:  А сейчас закройте глазки и внимательно прислушайтесь к тем звукам, которые услышите  (Звуки леса…).

Воспитатель:  Как вы думаете, где мы с вами находимся?

Дети:  В лесу.

Воспитатель:  Правильно, в лесу. Но лес у нас тоже бывает разный. Вот на этом пейзаже Художник изобразил величественные и могущественные дубы. Он так и называется «Дубовая роща».

А здесь, какие деревья мы видим?

(Ответ детей - берёзки).

Воспитатель:  Правильно. Стройные, белоснежные берёзки. Как вы думаете, как называется этот пейзаж?

Дети: «Берёзовая роща».

Воспитатель:  Правильно, ребята, «Берёзовая роща»

А этот пейзаж называется «Хвойный лес»

Какие деревья растут в хвойном лесу?

Дети:   Ёлки, ели, сосны.

Воспитатель:  А сейчас давайте представим, что мы гуляем по хвойному лесу. Очень много интересного и познавательного можно увидеть и найти.

Что можно найти в хвойном лесу?

Ответ детей – Шишки.

Воспитатель:  Правильно, шишки. Посмотрите, сколько шишек в корзине. Какие они красивые.

Давайте мы с вами заберём шишки с собой и будем возвращаться домой. Закройте глазки: 1,2,3,4,5 – в группе окажись опять.

Вот мы с вами снова оказались в группе. И сейчас давайте рассмотрим наши шишки. Возьмите себе по одной шишке. Посмотрите, какие разные шишки, потрогайте их. Какие они?

Дети:   Колючие, шершавые.

Воспитатель:  Давайте понюхаем их. Чем пахнут наши шишки?

Дети:   Ёлочкой, лесом.

Воспитатель:   А где растут шишки?

Воспитатель:  Правильно, шишки растут на ёлочках, поэтому и пахнут ёлочкой и лесом. А кого или что они вам напоминают?

Дети:   ёжика, ёлочку.

Воспитатель:  Ребята, положите пока свои шишки в корзину. Посмотрите, какая интересная у меня шишка. Ну-ка, закройте глазки!

Открывайте глазки, а теперь на кого стала похожа наша шишечка?

Дети:   На зайку.

Воспитатель:  А как вы догадались, что на зайку.

Дети:  Ушки длинные, как у зайки, лапки, носик….

Воспитатель:  А из чего у нас зайчик получился?

Дети: Из шишки и каштана.

Воспитатель:  А как мы можем соединить наши детали?

Дети:  С помощью пластилина.

Воспитатель:  Правильно, пластилин мне помог соединить детали и я из шишки смогла сконструировать лесного жителя – зайку. Ребята, посмотрите, наш Зайка грустный. Ему одному очень скучно. Что же делать?

Дети:  Нужно ему сконструировать друга.

Воспитатель:  Точно ребята. Нужно ему сконструировать друга. Возьму еще одну шишечку, теперь нужно сделать глазки и клюв. А из чего я делаю глазки, клюв?

Дети:  из пластилина (из косточек).

Воспитатель:  Кого вам стала напоминать шишечка?

Дети:  сову, филина.

Воспитатель:  Правильно, а что не хватает нашему совенку?

Дети:  крыльев, хвостика, лапок.

Воспитатель:  А как вы думаете из чего же нам сделать крылья и хвостик?

Дети:  Из семян деревьев.

Воспитатель:  Берем семена и методом втыкания в шишку делаем вот такие крылышки и хвостик. А лапки мы сделаем из веточек соединяя их пластилином. Вот такой получился у нас совенок, теперь зайке не будет скучно.

Ребята, посмотрите, у нас здесь есть своя лесная полянка. Только, чего-то или кого-то здесь не хватает?

Дети:  Не хватает зверей.

Воспитатель:  Ой, и правда. А что же делать?

 Дети:  Нужно сконструировать зверей.

Воспитатель:  Ребята, вы видели, как я смогла шишки превратить в лесных зверей. А вы хотите сконструировать из шишек лесных жителей?

Дети:  Да!

Воспитатель:  Тогда проходите, присаживайтесь за столы. Но прежде, чем мы приступим к работе, что нужно сделать?

             Подготовить наши пальчики к работе, правильно.

Давайте мы с вами представим, что наши пальчики превратились в добрых зверят. Представили? (Да)

Пальчиковая гимнастика:

"ДРУЖАТ ДОБРЫЕ ЗВЕРЯТА"

Дружат добрые зверята   (Соединяем одинаковые пальчики рук)
Дружат малые зайчата   (Ритмичное касание мизинцев обеих рук)
Дружат зоркие совята,   (Ритмичное касание безымянных пальцев обеих рук)
Дружат хитрые лисята,   (Ритмичное касание средних пальцев обеих рук)
Дружат милые ежата,   (Ритмичное касание указательных пальцев обеих рук)
Дружат даже медвежата   (Ритмичное касание больших пальцев обеих рук)
Вот как разыгрались,
По лесу разбежались!   (Руки опустить, потрясти кистями)

Вот теперь наши пальчики готовы и вы можете приступить к превращению шишки в лесного жителя. Но сначала подумайте, кого вы хотите сконструировать, что вам для этого необходимо, как вы будите скреплять шишки и другие детали. Если будут трудности, то на столе у вас есть подсказки – технологические карты. Готовы? Можете начинать волшебное превращение шишки в лесного жителя.

Тоже вместе с вами буду делать лесного жителя.

(Дети выбирают природный материал, дополнительные детали, конструируют лесных жителей по своему замыслу)

(У детей, кто справился раньше, спросить, какого лесного жителя сконструировали, какой характер у него: весёлый, добрый, озорной, ласковый, зоркий, колючий и т.д.)

Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы! Какие замечательные лесные жители у вас получились из шишек.  Давайте наших зверей поселим на красивой волшебной полянке в нашем лесу?

(Дети заселяют своих лесных жителей в макет леса.)

Воспитатель: Посмотрите, как ожил наш лес, всем жителям здесь дружно и весело. Воспитатель под звуки леса читает стихотворение В. А. Шипуновой «Шишкин лес»:

Воспитатель:

На лесной опушке

Ёлочки – подружки-

Водят плавный хоровод,

Веселят лесной народ.

Дружно пляшут медвежата,

Совы, зайчики, ежата –

Хороши зверушки –

Шишечки – игрушки!

Воспитатель: Ребята, вам понравилось превращать шишку в лесного жителя, теперь и вы сможете своих пап и мам научить этим превращениям. Им тоже очень понравится.

А теперь давайте:

                             Снова за руки возьмёмся,

                             В круг весёлый соберёмся.

                             Мы не будем огорчаться,

                             Что уже пора прощаться!

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД "Как шишки стали лесными жителями"

Конспект занятия по художественному конструированию из природного материала....

Конспект образовательной деятельности по конструированию "Как шишки стали лесными жителями"

Конспект   образовательной деятельности по конструированию из природного материала в старшей  группе....

Конспект совместной деятельности взрослого и ребенка направленный на художественно-эстетическое развитие (конструирование из природного материала) в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи 6-7 лет Тема: «Лесные жители»

1. Учить придавать образу выразительность с помощью характерных поз, признаков и особенностей внешности (шерсть, иголки, мех), украшать изделие с помощью вспомогательных материалов: бусинки, горошинки...

Конструирование из природного материала «Как шишки стали лесными жителями»

Цель: Продолжать знакомить детей с художественным видом конструирования – из природного материала....

Фотоотчет занятия по конструированию из природного материала "Как шишки стали лесными жителями"

Занятие по конструированию из природного материала способствует развитию у детей творческого воображения, чувства формы и композиции. Развивает интерес к обследованию шишек и созданию фигурок животных...