LEGO технологии для дошкольников как инновационное направление реализации образовательных областей ФГОС ДО
консультация по конструированию, ручному труду

Соседова Оксана Владимировна

«LEGO технологии для дошкольников как инновационное направление реализации образовательных областей ФГОС ДО»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lego_2.docx19.62 КБ

Предварительный просмотр:

«LEGO технологии для дошкольников как инновационное направление

реализации образовательных областей ФГОС ДО»- 20:41 - 

В дошкольном возрасте закладывается то, что потом станет фундаментом для успешного обучения в школе и университете, фундаментом для счастливого будущего малыша. И мы уверены, что каждый ребенок имеет право на успех.

Введение ФГОС ДО предполагает разработку новых образовательных моделей, в основу которых должны входить образовательные технологии. Одной из таких образовательных технологий для нас стала LEGO технология.

«LEGO» - это поразительно яркий, безопасный, трансформируемый и полифункциональный материал, позволяющий предоставлять большой простор для познавательно-исследовательской, социально-коммуникативной и игровой деятельности дошкольников.

Кубик LEGO - это простой и практико-ориентированный инструмент для активного, креативного и вдохновляющего  обучения. Почему?  Потому, что кубик за кубиком дети  играя, создают свой собственный и познают окружающий их мир. Применяя LEGO-технологии в образовательном процессе, мы позволяем каждому ребенку работать в собственном темпе, переходя от простых задач к более сложным.

Используя конструктор «LEGO»  мы вдохновляем молодые умы на исследование и познание окружающего мира: дети учатся внимательно наблюдать, экспериментировать с такими понятиями, как сила, движение, равновесие, устойчивость, плавучесть.

Конструктор «LEGO» способствует в нашей работе реализации образовательных областей ФГОС дошкольного образования: социально-коммуникативное развитие (знакомство с профессиями; правилами поведения; взаимодействие во время игр; с помощью  ЛЕГО конструктора мы  помогаем дошкольникам войти в мир социального опыта; у детей складывается единое и целостное представление о предметном и социальном мире), речевое развитие (составление рассказов о своих поделках, постройках), художественно-эстетическое развитие (строительство замков, скверов, игровых площадок и т.д.),  физическое развитие (крупные детали лего), познавательное развитие (игры, использование компьютера, исследования, конструирование). С помощью конструктора LEGO мы решаем задачи образовательной деятельности с дошкольниками по следующим направлениям:

- развитие мелкой моторики рук, стимулируя общее речевое развитие и умственные способности;

-  получение математических знаний о счете, форме, пропорции, симметрии;

- расширение представлений об окружающем мире – об архитектуре, транспорте, ландшафте;

- развитие внимания, памяти, мышления, способности сосредоточиться;

- развитие коммуникативных навыков, навыков работы в команде.

В основе планирования совместной деятельности мы используем  методические пособия: Л.Г.Комарова «Строим из LEGO» М., 2001г., «ЛИНКА-ПРЕСС»; Е. В. Фешина «ЛЕГО - конструирование в детском саду» М., ТЦ «СФЕРА», 2012г.

Мы создали в группе предметно-пространственную развивающую среду, где дети свободно экспериментируют с конструктором LEGO, придумывают сюжеты, используют модели  в игре. В качестве конструктивно-игровой среды используем конструкторы: тематические наборы «LEGO DUPLO», «LEGO Education», «LEGO Education WeDo (LE 3009585)».

Работая с конструктором «LEGO»  учим детей созидать и разрушать. Ломая свою собственную постройку из LEGO–конструктора, ребенок имеет возможность создать другую или достроить из освободившихся деталей некоторые ее части, выступая в роли творца. Именно потребности игры, причудливые повороты сюжета служат толчком для создания новых конструкций и персонажей.

Так получилось, что LEGO- конструированием мы начали заниматься с детьми  с подготовительной группы. На занятиях шаг за шагом, мы развивали конструкторские способности наших детей, обогащали словарный запас терминами и определениями с помощью игровых комплектов: «Мои первые конструкции», «Детская площадка», «Муниципальный транспорт».

С помощью конструктора «LEGO DUPLO» мы  учили детей творчески рассказывать и придумывать истории. Каждое занятие  начинали с короткого рассказа.  Герои  Дима и Катя  помогали детям понять проблему и учили находить самый удачный способ ее решения.

Дети  учились размышлять над результатами своих исследований с конструктором «Первые механизмы», «Машины и механизмы» (Вертушка, волчок, перекидные качели, плот, хоккеист, пусковая установка для машинок).

В совместной игровой деятельности  эффективно обучали детей основам физики, проектирования и технологии: подводили детей к изучению деталей простых механизмов, таких, как зубчатые колеса, рычаги, ролики, оси, колеса; создавали условия для изучения сил плавучести и равновесия; совместно решали  задачи путем построения моделей.

С  помощью конструктора «LEGO Education» мы наглядно демонстрировали воспитанникам историю возникновения и развития транспорта от четырехколесной телеги, старинных моделей машин до автомобилей будущего. При  этом реализуется известный принцип «обучение через действие». Дети получают подсказки о том, как провести испытания модели и убедиться, что она функционирует в соответствии с замыслом.

  Ребята собирали и программировали свои первые роботы. Дети научились собирать двигающиеся игрушки по схеме, представленной на компьютере, составлять программу для её «оживления».  Перетаскивая блоки команд и опроса датчиков, дети составляли алгоритм для них; проводили  исследование простых механизмов, работающих в модели, включая рычаги, зубчатые и ременные передачи.

На заключительном этапе знакомили с более сложными типами движения, использующими кулачок, червячное и коронное зубчатое колеса в таких моделях как: «Обезьянка-барабанщица», «Танцующие птицы», «Пробудили LEGO великана, уноси скорее ноги, он голоден!», «Непотопляемый парусник».

Такие занятия дали отличную возможность создать свой первый конструкторский проект. Важно, что эта работа не закончилась в детском саду, а имеет продолжение в школе на более высоком уровне.

В младшей группе мы продолжили работу с «LEGO DUPLO». В этом году мы  создали в своей группе «Лего - центр» с целью обучения конструированию, развития мышления детей, их нравственных качеств, возможности строить, не только по готовым схемам и образцам, но и воплощать в жизнь свои идеи, фантазии, так чтобы эти постройки были понятны не только самим детям, но и окружающим.

В начале года, на родительском собрании мы познакомили родителей с данным направлением работы: рассказали о видах конструктора «лего»,  о задачах которые планируем решать при использовании конструктора; провели с родителями мастер-класс по созданию двигающейся игрушки из лего.

 В ходе ОД дети становятся строителями, архитекторами и творцами. Играя, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи. Играя с конструктором «LEGO Education» мы создаем условия для удивления, а с удивления начинаем процесс познания окружающего мира.

Мы составили на перспективу план образовательной деятельности, где включили такие темы: «Животные», «Городские и сельские постройки», «Предметы мебели», «Игрушки», «Муниципальный транспорт», «Корабли», «Путешествие в сказку» и другие.

В процессе игры с комплектами «Дочки-матери», «Большая ферма», «Дикие животные» малыши начинают подражать взрослым, пробовать свои силы, фантазировать, мыслить, действовать и экспериментировать.

Мир, который открывает перед детьми конструктор Лего настолько увлекательный и захватывающий, что играя с ним, малыши получают массу удовольствия и положительных эмоций.

Свой пока что небольшой опыт работы по данному направлению мы распространяем в ходе различных мероприятий для воспитателей дошкольных учреждений и родителей воспитанников.

Таким образом, Лего конструктор выступает в качестве универсального материала, работа с которым доставляет одинаковое удовольствие и детям, и взрослым. Основная цель обучения конструированию заключается не в том, чтобы научить ребенка делать ту или иную поделку, а в том, чтобы развивать мышление ребенка, его нравственные качества.

Надеемся, нам удалось вас убедить в том, что тематические наборы конструкторов «LEGO Education» способствуют поддержанию свободной самостоятельной игры детей, стимулируют желание к исследованиям, интерес к творчеству.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевое развитие дошкольника как одна из образовательных областей ФГОС.

Данный материал по изучению ФГОС  посвящен важнейшей  из  образовательных  областей  –  "Речевое развитие". ...

Педагогический совет Формирование связной речи у дошкольников в процессе освоения образовательных областей посредством внедрения инновационных методов

Сценарий педагогического совета в ДОУ "Формирование связной речи дошкольников в процессе освоения образовательных областей посредством внедрения инновационных методов...

Экологическое восприятие дошкольников в соответствии с образовательными областями по ФГОС.

Важнейшим условием реализации образовательных областей, предусмотренных ФГОС, является экологизация среды в ДОУ, поскольку среда – это реальная действительность, в условиях которой происходит ра...

Развитие познавательной мотивации дошкольников посредством инновационных игровых образовательных технологий

Развитие познавательной мотивации дошкольников посредством инновационных игровых образовательных технологий....

Буклет для родителей "Образовательные области ФГОС как структурные компоненты программы образования дошкольников"

Представляю буклет для родителей, может быть предоставлен как раздаточный материал на родительском собрании....

Речевое развитие дошкольников как важнейшая образовательная область ФГОС ДО

Речевое развитие – это одна из важнейших образовательных областей ФГОС ДО. Не менее важно познавательное или физическое развитие, художественно-эстетическое или социально-коммуникативное. Однако...