Семинар для воспитателей "Художественный труд как способ развития творческих способностей у дошкольников"
методическая разработка по конструированию, ручному труду

Томилова Наталия Николаевна

Семинар для воспитателей ДОУ по использованию технологий в художественном труде дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_s_vospitatelyami.docx43.39 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Ибресинский детский сад «Солнышко» Ибресинского района Чувашской Республики

Семинар для воспитателей

«Художественный труд как способ развития творческих способностей у дошкольников»


Составил: старший воспитатель Н.Н.Томилова

п.Ибреси

2020

Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движение, необходимое для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребёнка. Другим словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребё нок».

В. А. Сухомлинский

Каждый здоровый ребенок появляется на свет с колоссальными возможностями развития способностей по всем видам человеческой деятельности. Но если не развивать эти возможности и способности, они останутся неизменными и с возрастом постепенно слабеют и угасают. Чем старше человек, тем труднее развивать его способности. Творческие способности могут развиваться только в творческой деятельности, и чем раньше развивать их у ребенка, тем успешнее будет развитие его творческого начала.

Многочисленные педагоги и психологи (О. В. Дыбина, В. С. Кузин, С. Я. Рубинштейн, Я. В. Пономарёв, Н. П. Сакулина, Б. М. Теплов и другие) подчеркивают, что творчество – это процесс взаимодействия с окружающей действительностью, творчеству можно научить и следует учить, оно не является качеством личности и развивается постепенно под воздействием воспитания и обучения. В то же время творчество дошкольника – это активное участие в процессе своего развития.

Уже в дошкольном детстве ребенок способен понять и впитать те человеческие мысли, чувства, ценности, идеалы и то отношение к жизни, которые выражены в народном искусстве и в художественном труде. Основополагающими ценностями духовной культуры народа, передаваемыми от поколения к поколению, выступают душевность, доброта, открытость, коллективизм, правдолюбие, бескорыстие, не стяжательство, толерантность, что способствует воспитанию людей, оптимистически воспринимающих жизнь, наделенных чувством гражданской ответственности и свободы.

Художественный труд — это универсальная интегрированная деятельность, имеющая давнюю историю и многовековые традиции народной культуры. Все известные нам художественные техники и технологии имеют в своей основе древнейшие действия или операции: плетение, связывание, нанизывание, сшивание, резание, скручивание, свивание и т.д. И множество традиционных художественных изделий (пряники и бублики, корзинки и коврики, миски и горшочки, сережки и брошки) было изобретено в древнейшие времена и воплощено в народном декоративно-прикладном искусстве.

Художественный труд - это преобразующая, творческая, социально мотивированная деятельность, направленная на создание конкретного продукта, гармонично сочетающего функциональные и эстетические свойства (единство пользы и красоты). Художественный труд доступен для успешного освоения детьми дошкольного возраста. Множество важных дел наполняют жизнь детей эмоционально значимыми событиями, создают «поле» для содержательного общения с родителями, педагогами и другими детьми. При этом художественный труд - это очень свободная деятельность, связанная с экспериментированием и самореализацией, саморазвитием, самопознанием на уровне подлинного творчества, в котором создается что-то новое.

Художественный труд - это продуктивная и при этом орудийная деятельность, в которой ребенок осваивает инструменты (ножницы, нож, степлер, игла, крючок для вязания и др.), исследует свойства различных материалов (бумага, ткань, тесто, фольга, листья и мн. др.) и преобразует их культурными способами в целях получения конкретного результата.

Прикладным результатом художественного труда выступают рукотворные игрушки и книжки, сувениры и подарки, различные предметы для обустройства игрового и жизненного пространства. Но наиболее значимым результатом является опыт освоения народной культуры на основе универсальных способностей, позволяющих человеку быть успешным в любой деятельности не зависимо от того, какую профессию он изберет в дальнейшем и в какую культуру будет интегрирован волею судьбы.

Цель занятий художественным трудом – направленное и последовательное воспитание у детей эстетической и бытовой культуры, содействие личностному росту и формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру. Основополагающая идея состоит в том, что детская художественная деятельность на всех ее уровнях – восприятие, исполнительство, творчество – организуется как вхождение ребенка в общечеловеческую культуру.

Эту цель раскрывает ряд принципиальных теоретических положений.

Во-первых, художественный труд предстает перед детьми как универсальный способ приобщения к человеческой культуре. При этом принципиально меняется традиционное понимание методики как системы способов, методов и приемов, искусственно привнесенных педагогом «извне». Образовательный процесс начинает строиться «изнутри» в форме культуроосвоения, когда каждый ребенок не только переживает, но и «сопорождает» содержание на уровне культурных и личностных смыслов, проходя путь развития общечеловеческой культуры.

Во-вторых, центральными в новом содержании становятся не конкретные темы, образы или настроения, а смыслы и ценности как способ постижения ребенком окружающего мира и своего бытия в этом мире. В соответствии со спецификой художественного труда, смыслы и ценности выражаются эстетическими понятиями: красиво/некрасиво, добро/зло, правда/ложь, живое/неживое, реальность/фантазия и мн. др. Эти понятия предстают как смысловое поле культуры, которое дети осваивают в активном творческом процессе на основе эмпатии, мышления и воображения.

В-третьих, смысловое поле культуры персонифицируется в образе человека (народного мастера, художника, дизайнера, педагога), который передает детям выкристаллизовавшийся опыт человечества и учит смотреть на мир «глазами человека». Человек как носитель культуры формирует у ребенка разноплановый опыт общения с предметами культуры и разных видов искусства: восприятие, исполнительство, творчество (по вектору «от жизни – к искусству»).

В дошкольном и семейном воспитании принципиальное значение имеет следование традициям народной педагогики, которая всегда была и остается педагогикой сотрудничества и сотворчества. Сотворчество – это та сфера и форма совместной деятельности, когда создаются наиболее благоприятные предпосылки духовно-нравственного, трудового и художественного воспитания, когда ребенок, сообразуясь со своими индивидуальными возможностями и способностями, выбирает свой путь приобщения к общечеловеческой культуре. Обратимся к мудрости народной педагогики, представим один день в кругу дружной семьи.

Игра детей вплетается в дела взрослых, а хлопот домашних за день не перечесть. И вот мастерятся маленькие изукрашенные грабельки – и цветочки на них, и завитушечки: «Чем бы дитя ни тешилось…». А одна ли потеха здесь? В дела семьи дети входили играючи, а, глядь, – и в няньках, и в помощниках за большого: птицу накормит, теленка напоит, грибов лукошко наберет, рассаду польет, обед в поле принесет. Ай, да детка! Ай, да умница! Вот тебе – берестяное лукошко с кружевным резным окладом, вот – чудо-веретенце, «само пляшет, расписные узоры кажет», вот – «валик с петухами-курами, разными фигурами…». То ли шутка, то ли дело, а к жизни готовит, приучает, с радостью дает в маленькие руки большие дела взрослых. Вот и родилась поговорка: «Пятеро по лавкам сидят, пятеро за делом глядят…». Да и те, которые сидят, ведь тоже чем-то заняты! Попробуй удержать без дела пятерых! Сидят – значит, или играют, или работают. Бренчит балалайка, а детишки в лад отцу пристукивают; плетет корзину отец, а дети прутики готовят, очищают, собирают, просят: «Дай попробовать, я так сумею», ждет малышня лапоточки – доплетут последнему – и пошел хоровод…

Для ребенка – это начало пути «след в след» за старшими, мудрыми и опытными: за матерью и отцом, за бабушкой и дедом, за братьями и сестрами, – как призыв достойно продолжить народное умение, сохранить семейные ценности и культурные традиции своей Родины. Не о целостном ли и разностороннем воспитании думали наши далекие предки, когда создавали для детей этот удивительный мир семейных дел и забот, домашних игрушек и забав, календарных праздников и передавали его как бесценный дар по наследству.

В процессе проектирования содержания художественного труда в детском саду важно помнить о том, что художественное творчество по своей внутренней сущности является особым способом поиска человеческого смысла и его передачи другим людям. Поэтому особо следует выделить универсальное действие смыслообразования, суть которого заключается в установлении детьми глубинной связи между целью художественного труда (замысел, идеальный план – что и как будем делать), побуждающим мотивом (для чего или для кого это нужно; что и как изменится, благодаря этому) и практическим результатом (конкретным предметом, который создается в процессе художественного труда).

Специфика художественно-продуктивной деятельности обусловлена тем, что ребенок осваивает общекультурные способы создания конкретных предметов, выражения своих мыслей, идей, замыслов и свободно переносит их в разные ситуации, наделяя культурными и личностными смыслами.

Рассмотрим это положение на примере умения завязывать узелок и бантик. Сначала ребенок научается завязывать узелки и бантики в деятельности самообслуживания (повязывает шарф, завязывает шнурки на обуви и тесемки на куртке и шапке). Затем это умение переносится в другие ситуации: ребенок завязывает узелки и бантики, надувая воздушный шар, помогая маме оформить шторы или красиво упаковать подарок. На занятиях художественным трудом он использует это умение для оформления праздничных открыток, изготовления гирлянд, новогодних игрушек и т.д. В процессе познавательной деятельности идея «узла» помогает ребенку осмыслить понятие о взаимосвязях в окружающем мире. А педагог, проектируя варианты интеграции познавательной и художественной деятельности детей, вкладывает в «узел» и «бантик» универсальный смысл, понимая, что «бант» в своей основе имеет «бесконечник», воплощающий идею взаимосвязи и развития.

– опыт применения так называемых «готовых знаний» для ориентировки в жизненно-практических и познавательных ситуациях;

– опыт применения заранее установленных способов выполнения различных видов человеческой деятельности;

– опыт творческой деятельности;

– опыт эмоционально-ценностного отношения к миру.

Первые три вида опыта связаны с содержанием, организацией, регуляцией или формой той или иной предметной деятельности. Личностный опыт эмоционально-ценностного отношения к миру – это переживание смысла, включенности данного предмета, деятельности (с ее целями, процессом, ожидаемыми результатами и т.д.) в реальную жизнь, это объективная ценность, ставшая субъективной установкой, взглядом, убеждением, собственным выводом из пережитого.

Структуру художественного труда, а также основные психологические условия и механизмы процесса освоения общечеловеческого опыта наиболее полно описывает системно-деятельностный подход, базовым положением которого служит тезис о том, что развитие личности в системе современного образования обеспечивается формированием универсальных действий и способностей, выступающих в качестве основы образовательного и воспитательного процесса. В составе основных видов универсальных учебных действий, определяемых ключевыми целями общего образования, выделены четыре блока: 1) личностный; 2) регулятивный; 3) познавательный; 4) коммуникативный.

Основные задачи занятий художественным трудом в детском саду

1. Раскрыть природу и сущность художественного труда как творческой деятельности человека, обустраивающего быт и организующего свою жизнь по законам целесообразности, гармонии, красоты.

2. Содействовать формированию эмоционально-ценностного отношения к художественному труду как проявлению жизни человека во всем многообразии ее граней (природной, материальной, социальной, духовной); раскрыть специфику результата художественного труда – единство пользы и красоты (функционального и эстетического).

3. Расширять представление о видах художественно-творческой деятельности человека; знакомить с трудом народного мастера, художника-конструктора, дизайнера. Сформировать представление о том, что все виды труда могут быть творческими, если сам человек – творец/

4. Обогащать опыт художественно-продуктивной деятельности на всех ее уровнях: восприятие–исполнительство–творчество, в соответствии с возрастными, гендерными, индивидуальными особенностями.

5. Развивать эстетическое восприятие, творческое воображение, латеральное (гибкое, творческое) мышление, универсальные художественные способности и воспитывать качества человека труда – трудолюбие, ответственность, честность, коммуникативность и др.

6. Содействовать освоению художественных способов, техник, технологий и развитию общей ручной умелости на основе интеграции интеллектуальной и художественной деятельности.

7. Создать условия для личностного роста каждого ребенка.

Следует выделить основные психолого-педагогические условия, обеспечивающие успешность освоения детьми содержания художественного труда как интегрированной деятельности:

– разнообразие видов художественно-продуктивной деятельности;

–– постоянная смена видов деятельности, объединенных образовательной целью и программой развития (единство стратегии и тактики);

– индивидуальные программы и маршруты развития;

– роль педагога состоит в создании условий для свободной, самостоятельной деятельности и организации учебного процесса методом реального сотворчества (с педагогом, родителями, художником, народным мастером, другими детьми) в разных формах взаимодействия;

– наличие специально оборудованного места (мастерская, дизайн-студия, центр ремесел и т.д.), включающего широкий выбор материалов, художественных инструментов, альбомов, предметов культуры и произведений искусства.

Вместо традиционных занятий предлагается форма творческих проектов, для которых характерно следующее:

– выявление не конкретной темы, а смысла как способа постижения каждым ребенком окружающего мира и своего бытия в этом мире;

– расширение границ образовательного и реального (материального) пространства (музеи, выставки, мастер-классы, мастерские на площадке детского сада, прогулки и экскурсии, культурные события);

– вовлечение в проектную деятельность других людей - взрослых (родителей, бабушек и дедушек, педагогов дополнительного образования, художников и мастеров народного искусства, музыкального руководителя, экскурсовода и др.) и детей разного возраста с целью расширения команды единомышленников, выхода за рамки сложившейся группы;

– обсуждение проблемы на всех этапах (от разработки замысла до воплощения и применения) с педагогом и другими детьми для осмысления полученных результатов и принятия решений о дальнейших действиях;

– презентация результата продуктивной деятельности, имеющего персональную и социальную значимость (рукотворные игрушки, книжки, альбомы, сувениры, коллажи, макеты, аранжировки, инсталляции, коллекции);

– отсутствие единой для всех задачи и единого критерия оценки результата.

Создание портфолио (индивидуальных, коллективных, семейных) и организация выставок детских творческих работ - общая задача, в решении которой принимают участие педагоги, родители и сами дети.

Сегодня педагоги и психологи отмечают, что каждый ребенок сам должен ставить перед собой цели, не может быть принуждения к творчеству, навязывания идей, интересов и решений. Индивидуальные программы развития, самостоятельная художественно-продуктивная деятельность в ситуации реальных «живых» дел, нацеленность на практическое постижение детьми смыслового поля народной культуры, эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, подлинная интеграция интеллектуального и эстетического развития, презентация и фиксация результата, организация образовательной деятельности методом проектов - вот важнейшие черты проектирования художественного труда в современном детском саду.

Литература

1. Лыкова И.А . Художественный труд в детском саду: Учебно-методическое пособие. М.: ИД «Цветной мир», 2011.

2. Примерная основная общеобразовательная программа «Мир открытий» / Под ред. Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой. М.: ИД «Цветной мир», 2012.

3. Школяр Л.В., Савенкова Л.Г. Сад детства. Новая модель дошкольного образования. М.: Русское слово, 2012.

приводим некоторые выступления педагогов

Хлебнова О.А., воспитатель первой квалификационной категории подготовительной к школе группы «Пчелки»

Наша встреча посвящена организации ручного труда в детском саду.

Что такое ручной труд в детском саду? Нужен ли он вообще?

Ручной труд в детском саду - это всевозможная образовательная деятельность, зафиксированная в программе по обучению детей дошкольного возраста.

В ФГОС дошкольного образования, вступившего в силу 1 января 2014 года, выделено пять образовательных областей, которые представляют определённые направления развития и образования детей. Труд включён в социально – коммуникативное развитие ребёнка: направлено на формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.

Одним из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования является, то что ребёнок обладает установкой положительного отношения к разным видам труда.

Содержание ручного труда очень разнообразно: работа с тканью, нитками, бумагой, древесиной, природными и подручными материалами, здесь и поделки из бросового материала, и мягкие игрушки, куклы и т. д. Изготовление детьми игрушек и предметов из различных материалов составляет одну из наиболее важных сторон трудового воспитания дошкольников, особенно в старших группах.

Ручной труд в детском саду дает ребенку возможность почувствовать себя мастером, художником, творцом, формирует желание и стремление мастерить своими руками, прививает уважение к чужому труду.

Своими руками малыш может сделать совершенно разные вещи и подарить своим близким, например книжную подставку для брата, машинку для папы, кухонное полотенце для бабушки, корзинку-игольницу для мамы.

Одно из наиболее важных условий успешного развития детского художественного творчества, а ручной труд является таковым, - это разнообразие и вариативность работы на занятиях. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и ещё многие другие факторы – вот что помогает не допустить в детскую деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности. Важно, чтобы всякий раз воспитатель создавал новую ситуацию так, чтобы дети, с одной стороны, могли применить усвоенные ранее знания, навыки, умения, с другой – искали новые решения, творческие подходы. Именно это вызывает у ребёнка положительные эмоции, радостное удивление, желание созидательно трудиться. Однако внести разнообразие во все моменты работы и в свободную детскую деятельность, придумывать множество вариантов занятий по темам воспитателям зачастую трудно.

по организации ручного труда в детском саду

Уразаева В.В., воспитатель первой квалификационной категории старшей группы «Теремок»

«Мир будет счастлив только тогда, когда у каждого человека будет душа художника. Иначе говоря, когда каждый будет находить радость в своем труде», - Роден.

Художественный труд — это продуктивная и при этом орудийная деятельность, в которой ребенок осваивает инструменты (ножницы, нож, степлер, игла, крючок для вязания и др.), исследует свойства различных материалов (бумага, ткань, тесто, фольга, листья и мн. др.) и преобразует их культурными способами в целях получения конкретного результата.

Художественный ручной труд объединяет в себе сущностные характеристики художественной и трудовой деятельности.

Художественный ручной труд — это преобразующая, творческая, социально мотивированная деятельность, направленная на создание конкретного продукта, гармонично сочетающего функциональные и эстетические свойства (единство пользы и красоты).

Основная задача по ручному труду – научить детей с удовольствием мастерить, работать с любым подручным материалом, фантазировать и делать своими руками симпатичные поделки так, чтобы был виден процесс и результат работы.

Методика организации работы детей дошкольного возраста основывается на принципах построения педагогического процесса:

1. От простого к сложному.

2. Принцип систематичности.

3. Принцип тематических циклов.

4. Индивидуального подхода.

5. Принцип последовательности.

При проведении занятий необходимо учитывать специфику возраста детей и использовать соответствующие методы и приемы обучения в зависимости от поставленных задач:

Объяснительно – иллюстративный,

Репродуктивный,

Проблемного изложения,

Частично поисковый,

Рефлексивные приёмы и методы,

Игровой.

Объяснительно – иллюстративные: беседа, вопросы, чтение художественной литературы, образное слово (стихи, загадки, пословицы, скороговорки), объяснение, описание, напоминание, поощрение, убеждение, анализ результатов собственной деятельности и деятельности товарищей.

Большое место отводится наглядности (показ педагога, пример), то есть реальному предмету (выполненное взрослым панно, аппликация и т. д.). В процессе занятий наглядность используется в одних случаях для того, чтобы направить усилия ребёнка на выполнение задания, а в других – на предупреждение ошибок. В конце занятия наглядность используется для подкрепления результата, развития образного восприятия предметов, сюжета, замысла.

Используются на занятиях и практические методы (самостоятельное и совместное выполнение поделки). Изготовление поделки, составление композиции в присутствии детей и рассказывание вслух. Тем самым, поощряется желание «думать вслух», то есть мастерить и проговаривать действия.

Для правильной выработки навыков работы простейшими инструментами и с материалами необходимы показ и объяснение воспитателя, определенные практические действия детей под контролем взрослого, наблюдающего за правильностью выполнения операций и формированием навыка.

Игровые приемы могут быть использованы в любом типе занятий и в каждой её части: в процессе постановки и мотивации задачи, в исполнительской части деятельности, в анализе детской деятельности, в анализе и оценке детских работ.

Методические приемы, применяемые в ручном труде:

Обследование (воспитатель обращает внимание на технику, орнамент, цвет, сочетание цветов, строение);

Анализ образца, выполненного педагогом (обнаружение способа создания, основы конструкции);

Анализ серии образцов, выполненных одним способом (вычленить обобщенный способ их создания);

Анализ промежуточных результатов и побуждение к самоконтролю (учить действиям сопоставления, проговаривать названия действий, обозначений);

Анализ поделки (дать заранее установку на самоконтроль выполнения контрольных действий, взаимоконтроль).

Занятия с детьми можно проводить по следующей схеме:

1. Начало занятия – сюрпризный момент, сказочный сюжет или какая либо мотивация создания работы. Загадываются загадки, читаются стихи, проводятся беседы.

2. Рассказ, который сопровождается показом материала. Дети исследуют форму, обращают внимание на цвет, структуру, другие особенности.

3. Демонстрация образцов, панно, аппликации, композиции, их анализ.

4. Объяснение приёмов создания. Важно побудить детей к высказыванию предложений о последовательности выполнения задания, отметить особенности работы с данным материалом.

5. Пальчиковая гимнастика, разминка рук.

6. Самостоятельное изготовление поделки.

7. Анализ готовых поделок своих и товарищей.

8. Уборка рабочих мест, инструментов, оставшегося материала.

Начиная работу по обучению детей созданию поделок из различных материалов, основное внимание следует обратить на освоение детьми основных приемов. Но это не значит, что необходимо исключить творческие задания. Часто обучение техническим приемам идет параллельно с развитием творчества детей.

Целесообразно перед обучением детей работе с природным и бросовым материалом, тканью и бумагой провести занятия по знакомству со свойствами этих материалов. При обучении различным способам преобразования материалов наиболее значительное место среди используемых методов и приемов будет занимать процесс изготовления поделки. На первых занятиях идет полный показ с подробным объяснением своих действий. По мере приобретения детьми необходимого опыта, ребят все чаще следует привлекать к показу. При ознакомлении дошкольников с различными (материалами) техниками можно использовать и поэтапный показ.  На занятии и вне занятий педагог формирует общие способы создания поделки по образцу, чертежу, выкройке. Для этого ставит перед детьми задачу «научиться рассматривать поделку, читать чертеж, делать выкройку»

Правильно организованное обследование образцов помогает детям овладеть обобщенным способам анализа – умение определять в предмете его основные части, устанавливать их пространственное расположение, выделять детали.

Деятельность детей по преобразованию разных материалов сама по себе интересна для них, и вместе с тем, способствует формированию комбинаторных умений и творчества. А использование на занятиях художественной литературы и сюрпризных моментов делают ее еще более увлекательной, и помогает преодолевать возникающие трудности.

Широкое использование игровых приемов влияет положительно на эмоции детей, которые в свою очередь оказывают влияние на развитие творчества дошкольников. Необходимо стремиться к созданию в группе и на самом занятии атмосферы взаимной эмпатии, восхищения успехами детей.

Чтобы выдвигаемые задачи становились для детей значимыми, воспитатель раскрывает «ближайшие перспективы» - практическое применение полученных знаний и умений. С этой целью в ходе занятий педагог показывает рисунки или образцы разных поделок, которые можно выполнить в свободное время, а после занятия помещает наглядный материал в уголке ручного труда

Дети, рассматривая свои поделки, не только радуются успехам в труде, но и самокритично оценивают работы.

Оценка детской деятельности осуществляется с позиции успешности решения поставленных задач: Что получилось хорошо и почему, чему еще следует научиться, в чем причина неудачи. Содержание оценки зависит от конкретно поставленной задачи. Постепенно усложняя содержание занятий, активизируя детский опыт, воспитатель формирует познавательный интерес как мотив учебной деятельности. Применяя в ручном труде полученные знания и умения, дети осознают их значение в практической деятельности.

Большое воздействие оказывают на ребят готовые детские работы. Они способствуют формированию интереса детей к этому труду; стимулируют их к проявлению инициативы в совершенствовании навыков работы. С этой целью в группе организуется выставка детских работ.

Ребенок в процессе труда чувствует себя взрослым и это сознание, что он работает, трудится как взрослый, приносит ему радость, поддерживает его интерес и любовь к труду.

Л.В. Пантелеева, Е. Каменова подчеркивают ведущую роль воспитателя, который не только объясняет ребенку технические приемы обращения с различными материалами, но и систематически, целенаправленно учит понимать прекрасное, воспитывает бережное отношение к народному опыту и традициям.

Для того чтобы детские работы были интересными, качественными, имели эстетичный вид, необходимо стимулировать творческую активность детей, обеспечить ребёнку максимальную самостоятельность в деятельности не давать прямых инструкций, создавать условия для проявления собственной фантазии.

«Создание нового образа происходит путём взаимосвязи воображения, мышления, произвольности и свободной деятельности» - по словам Выготского Л.С. «Благодаря этой взаимосвязи, воображение совершает полный круг: от накопления, переработки впечатлений к этапу вынашивания и оформления продуктов воображения».

Очень важно приучать ребенка к самостоятельности – сам придумал, сам вырезал, сам вылепил, сам склеил и т.д. (не отказывая одновременно ему в помощи с возникшими трудностями). И не маловажно воспитывать в детях бережное обращение со своими поделками, не отвлекаться во время работы, доводить задуманное до конца, не бросать работу, помогать товарищу закончить работу.

Пропущенная через сердце детская работа не имеет цены, понятно, что её название – эксклюзивная и она должна войти в историю развития малыша.

Коллективная форма проведения занятий помогает создавать интересные многоплановые и красочные композиции, положительно влияет на нравственно-эстетическое развитие ребенка, способствует умению согласовывать свои желания с желаниями других детей, помогать друг другу в сложных ситуациях. Формы объединения используются различные: парами, небольшими группами, всей группой, каждый отдельно для соединения в общую композицию.

v Работа с тканью, нитками:

Декоративная аппликация,

Коллажи из ткани, бисера, бус,

Плетение, ткачество;

Изготовление панно, одежды кукол, деталей костюмов для игр, сувениров;

v Работа с природным материалом:

Изготовление мелких и крупных скульптур – анималистика,

Изготовление декоративных коллажей из сухих растений, соломки,

Плетение из прутьев, сухой травы,

Составление декоративных букетов,

Оформление живого уголка;

v Работа с бумагой, картоном:

Аппликация из разнофактурной бумаги в сочетании с тканями, природным материалом,

Изготовление декоративных панно, открыток;

Изготовление объемных и плоскостных предметов и конструкций для оформления праздников, декораций, сувениров.

v Работа с глиной, тестом, гипсом:

Создание декоративных украшений,

Создание панно для оформления интерьера,

Изготовление мелких скульптур, игрушек – сувениров, кукольной посуды;

v Работа с бросовым и искусственным материалом:

Вязание и плетение из пряжи, декоративной тесьмы, цветной проволоки,

Изготовление декоративных украшений и предметов быта,

Изготовление из различных коробочек, остатков ткани, меха.

Вместо традиционных занятий предлагается форма творческих проектов , для которых характерно следующее:

– выявление не конкретной темы, а смысла как способа постижения каждым ребенком окружающего мира и своего бытия в этом мире;

– расширение границ образовательного и реального (материального) пространства (музеи, выставки, мастер-классы, мастерские на площадке детского сада, прогулки и экскурсии, культурные события);

– вовлечение в проектную деятельность других людей — взрослых (родителей, бабушек и дедушек, педагогов дополнительного образования, художников и мастеров народного искусства, музыкального руководителя, экскурсовода и др.) и детей разного возраста с целью расширения команды единомышленников, выхода за рамки сложившейся группы;

– обсуждение проблемы на всех этапах (от разработки замысла до воплощения и применения) с педагогом и другими детьми для осмысления полученных результатов и принятия решений о дальнейших действиях;

– презентация результата продуктивной деятельности, имеющего персональную и социальную значимость (рукотворные игрушки, книжки, альбомы, сувениры, коллажи, макеты, аранжировки, инсталляции, коллекции).

Также одной из форм является создание портфолио (индивидуальных, коллективных, семейных), в этом процессе принимают участие педагоги, родители и сами дети.

Формы представления результатов продуктивной деятельности :

организация выставок детских работ с последующим применением их в убранстве интерьера, в кукольном и живых уголках, в сервировке обеденного стола, в оформлении зала и театрализованным представлением и т.д.,

открытые мероприятия,

участие в смотрах, конкурсах детского сада, города, района, Российской Федерации.

Работа с родителями предполагает: папки - раскладушки, информационные стенды, индивидуальные консультации, мастер - классы, анкетирование, родительские встречи, семинары - практикумы.

Условия успешной организации ручного труда:

  • насыщенная изо материалами и разнообразными материалами для детского художественного творчества предметно - развивающая среда
  • свободный доступ к материалам и возможность экспериментирования с ними
  • создание эмоционально-положительной творческой атмосферы в процессе совместной педагогической деятельности с детьми
  • использование созданных детьми продуктов художественного творчества для оформления дошкольного учреждения, подготовки атрибутов спектаклей, организации выставок, участия в конкурсах; создание музея детских поделок и мини-библиотеки детских рукописных книг;
  • непосредственное вовлечение родителей в процесс творческой деятельности с детьми
  • провоцировать родителей на оценивание результатов художественного творчества детей.

Теория и практика современного нетрадиционного детского ручного художественного творчества указывает на широкие возможности этой увлекательной и полезной, творчески продуктивной деятельности в целях всестороннего развития детей.

Литература

  1. Лыкова И.А . Художественный труд в детском саду: Учебно-методическое пособие. М.: ИД «Цветной мир», 2011.
  2. Григорьева Г .Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности.- М: 2003, - 344с.
  3. Куцакова Л .В. Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома.- М: Мозайка-Синтез, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Художественный труд – как способ развития творческих способностей

Воспитание творческого отношения к делу (умение видеть красоту в обыденных вещах, испытывать чувство радости от процесса труда, желание познать тайны и законы мировоздания, способность находить выход ...

Опыт работы "Художественный труд- как способ развития творческих способностей детей"

« В одном мгновенье  видеть вечность Огромный мир – в зерне песка, В единой горсти – бесконечность И небо – в чашечке цветка». Уильям Блейк....

Художественный труд - как способ развития творческих способностей старших дошкольников

Совершенствование художественно-творческих способностей детей, познание свойств материалов, желание эксперементировать с ними. Развитие умений создавать художественные образы. Развитие глазомера, ловк...

Консультации для воспитателей «Художественный труд – как способ развития творческих способностей»

Консультации для воспитателей «Художественный труд – как способ развития творческих способностей»...

Художественный труд - как способ развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста

laquo;Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли.» ...

Способы развития творческих способностей старших дошкольников посредством рисования

Современное гуманистически ориентированное образование определяет ребёнка как  центральную  фигуру  образовательного  процесса  и  подчеркивает необходимость  уделят...

Консультация для воспитателей «Художественный труд – как способ развития творческих способностей»

Раскрытие личности ребёнка, его индивидуальности, развитие его творческого потенциала, свободного без нажима со стороны взрослого, основанного на самовыражении ребёнка, его саморазвитии, на сотрудниче...