Консультация для воспитателей «Художественный труд – как способ развития творческих способностей»
консультация
Раскрытие личности ребёнка, его индивидуальности, развитие его творческого потенциала, свободного без нажима со стороны взрослого, основанного на самовыражении ребёнка, его саморазвитии, на сотрудничестве и сотворчестве, с использованием только гуманных методов и приёмов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
01_konsultatsiya_dlya_vospitateley.doc | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультации для воспитателей
«Художественный труд – как способ развития творческих способностей»
« В одном мгновеньи видеть вечность
Огромный мир – в зерне песка,
В единой горсти – бесконечность
И небо – в чашечке цветка».
Уильям Блейк.
В современном мире стремительного развития техники и информационных технологий самой актуальной и ответственной функцией общества остается воспитание здорового, всесторонне развитого, высоконравственного человека. Социально-экономические преобразования диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы.
Воспитание творческого отношения к делу (умение видеть красоту в обыденных вещах, испытывать чувство радости от процесса труда, желание познать тайны и законы мировоздания, способность находить выход из сложных жизненный ситуаций) – одна из наиболее сложных и интересных задач современной педагогики. И хотя в народе говорят: «Век живи – век учись», важно не пропустить тот период в жизни ребёнка, когда формируются основные навыки и умения, среди которых центральное место отводится воображению, фантазии, интересу к новому. Если эти качества не развивать в дошкольном периоде, то в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции, а значит, обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности.
Французский психолог Т. Рибо представил основной закон развития творчества в трёх стадиях:
- детство и отрочество – господство фантазии, игр, сказок, вымысла;
- юность – сочетание вымысла и деятельности, «резвого расчетливого рассудка»,
- зрелость – подчинение воображения уму, интеллекту.
До 3 лет у детей воображение существует внутри других психических процессов, в них закладывается его фундамент. В три года происходит становление словесных форм воображения.
В 4-5 лет ребенок начинает планировать, составлять в уме план предстоящих действий. В 6-7 лет воображение носит активный характер.
Воссоздаваемые образы выступают в различных ситуациях, характеризуясь содержательностью и специфичностью. Появляются элементы творчества, для развития которых необходимо наличие определенных условий: эмоциональное общение со взрослыми, предметно-манипулятивные занятия, разные виды деятельности. Обучение ребенка должно обогащать и уточнять восприятие и представление его об окружающем мире, а не сводиться к «навязыванию» ему готовых тем. Ребенку нужно помогать знакомиться с действительностью, чтобы ее изображать, развивать способность оперировать образами, чтобы создавать на их основе новые. Важно формировать у детей познавательные интересы.
Развивая творческий потенциал с раннего детства, мы не только совершенствуем познавательные процессы и способности к творчеству, но и формируем личность ребенка.
Для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в своей работе особое внимание уделила художественному труду.
Раскрытие личности ребёнка, его индивидуальности, развитие его творческого потенциала, свободного без нажима со стороны взрослого, основанного на самовыражении ребёнка, его саморазвитии, на сотрудничестве и сотворчестве, с использованием только гуманных методов и приёмов, на этих принципах я строю свою работу с детьми.
Одна из целей развитие художественной одаренности это формирование у старших дошкольников активно-творческого отношения к окружающему миру. Каков внутренний мир человека, таковы и его поступки. И чем раньше раскрыть этот мир, чем раньше ребёнок научится удивляться и радоваться, понимать язык окружающего мира и передавать всё увиденное людям, тем ярче, богаче и чище он будет.
Развивать любознательность, наблюдательность, воображение, фантазию, изобретательность и художественное творчество – ещё одна немаловажная задача.
Доказано, что чем больше развита сфера чувств ребёнка, тем он одарённее. Вот почему особое внимание уделяю чувственному познанию мира ребёнком, а в связи с этим детскому экспериментированию, изобретательности, игре с изобразительными материалами, используя систему разнообразных занимательных творческих игр-экспериментов, что позволяет активизировать чувственное восприятие детей.
Формирование эстетического восприятия и вкуса – эта задача играет немаловажную роль в развитии личности ребёнка.
Как добиться того, чтобы ребёнок, говоря языком В.А.Сухомлинского, «не мог жить без красоты, чтобы красота мира творила красоту в нём самом»?
Детская душа в одинаковой мере чувствительна и к родному слову, и к красоте природы, и к музыкальной мелодии, и к живописи, ведь каждый ребёнок – прирождённый художник, музыкант, поэт. И творить он способен ярко и талантливо, только надо создать для этого благоприятную среду, основанную на доверии и понимании.
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
- совершенствовать художественно-творческие способности детей;
- способствовать познанию свойств материала, желанию экспериментировать с ними;
- развивать умение создавать художественные образы;
- развивать глазомер, ловкость движений рук, пальцев, умение владеть инструментами и материалами.
Известно, что отсутствие элементарных изобразительных навыков затрудняет проявление художественного творчества. Поэтому необходимо использовать систему творческих игр, игр-фантазий, которые позволяют быстро, легко, без нажима, а главное в увлекательной для детей форме развивать «лёгкость», «память», «точность», «смелость» руки, отработать изобразительные и конструктивные навыки и одновременно развивать у детей изобретательность, коммуникабельность, речь, чувства, умение размышлять.
Одна из ведущих потребностей дошкольника – стремление узнавать. Дети, словно губка, впитывают новые впечатления. Любознательность становится качеством личности. Поэтому большое внимание нужно уделять познанию в процессе специально организованной деятельности. Содержанием этой деятельности является окружающий ребёнка многообразный мир людей, предметов, вещей, явлений.
Вопросы, просьбы, действия, опыты, эксперименты, наблюдения возникают у детей часто спонтанно, по их желанию, как бы изнутри. Важно поддерживать эти проявления. Знания, впечатления, полученные таким путём, запоминаются надолго, если не на всю жизнь.
Однако стихийный путь познания не способствует формированию системы знаний, он очень индивидуален. Опираясь только на опыт ребёнка, можно пропустить те возможности развития, которые в дальнейшем ничем не восстановить.
К специально организованным формам относятся занятия. Они желанны, увлекательны для детей.
Путь индивидуального общения считается самым необходимым и поэтому нужно идти по нему каждый день.
Игра максимально насыщает жизнь детей во всём её разнообразии. Перед занятиями эмоционально настраиваю детей. Нужно помочь понять значимость стоящей перед ними цели, чтобы они эмоционально, с желанием принимали её. Поощрять за инициативность, старание, аккуратность, рациональность действий в их практической деятельности. Включаться в детскую деятельность, не подавляя при этом инициативы и творчества детей.
Форму организации Детей нужно приблизить к свободной. Предлагать ребятам работать сидя и стоя, как им удобно. Дети могут отходить от своего рабочего места, чтобы посмотреть на деятельность товарищей, спросить совета, попросить помощи или предложить свою либо найти для себя другое занятие. Закончив то или иное задание, никто никого не ждет, наводит порядок и занимается своим делом, не привлекая внимания.
Можно использовать игровые персонажи типа Незнайки, Буратино, Карлсона, которые допускают неточности, делают ошибки, путают. Дети с удовольствием приходят им на помощь, радуются, чувствуют уверенность в себе, осознают важность и полезность знания, умения.
Можно высказывать суждения по поводу сделанного детьми. Оценивая, не сравнивать результаты разных детей, помнить, что каждый идёт неповторимым путём познания, своим темпом развития. Сравнивать только с тем, как у него было раньше и как теперь, т.е. с самим собой.
Строить работу, исходя из сезонности, различных проявлений природы, календарных праздников, из того, что детям близко, дорого и интересно. Занятия проводить в форме игры через сказку. Например: «Что нам осень принесла», «В царстве аленького цветочка», Встреча с бабушкой Метелицей» т.п. На занятиях должна царить особая творческая обстановка, педагог сам овладевает одухотворенностью. Вся деятельность должна сопровождаться яркими переживаниями, сюрпризными моментами. Ведь только ребёнок, живущий в окружении ярких образов, фантазий, способен что-либо сотворить.
Занятия могут быть фронтальные, подгрупповые, интегрированные. Один раз в месяц можно организовать творческий день Детям предоставляется возможность заняться любым видом деятельности.
Один – два раза в месяц проводить работу в театральной мастерской. Один раз в месяц – комплексное (игровое), объединяющее разные виды деятельности. Работу с детьми по продуктивной художественной деятельности организовывать вне занятий небольшими подгруппами (по 4-5 детей).
Дети старшего дошкольного возраста и им доступны творческие задания, для проведения которых они объединяются по интересам. Каждой подгруппе предлагается на выбор творческое задание, которое подгруппа в течении недели делает «в тайне» от других. В конце недели устраиваются выставки, конкурсы, игры и прочие виды деятельности, демонстрируются плоды детского творчества.
Должное внимание уделяется занимательным играм и упражнениям, играм-экспериментам с материалами и инструментами, а также игровым заданиям, которые проводятся во всех формах организации продуктивной деятельности, в любое свободное время в разных режимных моментах.
Для лучшего усвоения и организации усвоения учебного материала необходимо применять следующие методы:
- объяснительно – иллюстративный,
- репродуктивный,
- исследовательский,
- эвристический (частично поисковый),
- диагностика,
- рефлексивные приёмы и методы.
Занимаясь с детьми художественным трудом нужно использовать различные техники.
Бумажная пластика – её можно считать синтезом разных видов изобразительной деятельности: лепки, аппликации, рисования, конструирования из бумаги, коллажа.
С лепкой и коллажом её роднит объёмность выполняемой работы, пластичность используемого материала; с конструированием из бумаги – видоизменение плоской формы путём сгибания, складывания, разрезания. Работа на плоскости листа с помощью ножниц и клея сходна с работой в аппликации; с рисованием бумажную пластику связывает изображение реального или выдуманного, дорисовка дополнительных деталей.
Цели и задачи обучения бумажной пластике созвучны с задачами других видов изобразительной деятельности – развитие творческих способностей детей, фантазии, воображения, которое невозможно без необходимых знаний, умений, мыслительной деятельности ребёнка.
Изготовление и оформление открыток. Открытки-игрушки. Праздничные открытки. Открытка – это самостоятельный вид искусства, со своей историей. Её можно сделать своими руками для своих родных и друзей. Делая открытку, вы можете продолжить творческие эксперименты самостоятельно и сотворить своё произведение не только к празднику, ведь красивая открытка может служить и украшением стены в любом помещении. Сделаем же каждый свой день праздником, наполнив его творчеством, и подарим радость друзьям и близким, украсив их дом красивыми картинами.
Оригами – в этой технике можно сделать аппликационные работы, самостоятельные игрушки, различные рамки, коврики, картинки. Она способствует развитию мелкой моторики рук ребёнка, конструктивному мышлению, воображению и творческим способностям детей дошкольного возраста.
Бумагокручение – оно основано на умении скручивать полоски бумаги разной длины и ширины в рулоны, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объёмные и плоскостные композиции. Это развивает мелкую моторику рук, формирует пространственное мышление, развивает усидчивость, целеустремлённость, любознательность, будит фантазию и воображение, учит наблюдать, сравнивать, анализировать, представлять конечный результат, видеть сходство с реальными предметами.
Коллаж – это весёлая и непредсказуемая техника. В ней используют и комбинируют между собой элементы, которые были не предназначены первоначально друг для друга.
Фантики от конфет, старых газет, кусочки ткани, ленты, сеточки, плоские пластмассовые игрушки и упаковки от них, листочки деревьев.
Чем необычнее материалы и нестандартнее приёмы вы используете, тем интереснее результаты. Работу в этой технике можно сравнивать с игрой.
Она помогает проявлять фантазию и терпение, развивать воображение, умение сравнивать, воспитывает усидчивость.
Объёмная аппликация – это разновидность аппликации, созданная путём наклеивания готовых сложенных из бумаги форм, на подготовленный фон. Можно использовать различные материалы: бумагу разной фактуры, ткань, нитки х/б и шерстяные, вату. Эта техника сочетает в себе разные техники (обрывание, выщипывание, работа с мятой бумагой, мозаичным и другими способами).
Изонить - это техника представляет собой вышивание нитками по размеченному по шаблону рисунку на картоне, бархатной бумаге. Техника довольно сложная и ей предшествует большая предварительная работа. Овладевая приёмами изонити, дети учатся работать с линейкой, с выкройкой, с шаблоном, закрепляются навыки умения владения иголкой и нитью. Развивается глазомер, совершенствуется и укрепляется мелкая моторика пальцев рук, проявляется аккуратность в процессе художественно-творческой деятельности.
Работа с родителями.
Связь между семьёй и воспитателем группы должно строиться на доверии. А взаимное доверие возникновение в результате эффективного обмена информацией. Для этого работу с родителями нужно планировать четко и ясно.
Для просвещения родителей, передачи необходимой информации по тому или иному вопросу, использовать разные формы: индивидуальные и подгрупповые консультации, информационные листы, листы – памятки, папки – передвижки.
С целью вовлечения родителей и детей в общее интересное дело, предполагающее непосредственное общение взрослых с ребёнком, в группе организуются выставки поделок, творческих работ. В приёмной должен быть информационный стол, на котором в папках находятся интересные для изучения материалы.
Совместно с родителями осуществлялся проект, примерные темы: «Скоро, скоро Новый год!», «Дорожное движение» и т.д. Родительские собрания проводить в разных формах: круглый стол, родительская приёмная и т.п. Это активизирует родителей, привлекая их к беседе, дискуссиям, спорам.
Содержание и формы работы с семьёй должны отличаются разнообразием и не может быть единого стандарта: жизненные задачи диктуют потребность тех или иных знаний.
Примерные темы для работы с родителями по развитию творческих способностей детей через художественный труд.
- Консультации: «Новогодние украшения из фольги»;
- «Бумажное волшебство – цветы из бумаги»
- Анкетирование родителей «Влияние изобразительной деятельности на всестороннее развитие ребёнка».
- Родительские собрания: «Развитие творчества у детей».
- Круглый стол «Рекомендации для родителей по развитию творческих способностей ребёнка».
- Творческая мастерская «Мастерилка». И т.п.
Для фиксации и оценивания знаний детей нужно применять разнообразные формы контроля: диагностику, тестирование, беседы.
Диагностическая диаграмма позволяет проследить развитие у детей в художественном труде творческих способностей, умений, использование различных материалов, овладения различными техниками. Проанализировать уровень сформированности изобразительных и конструктивных навыков и умений. Диагностические задания помогают глубже оценить художественно-эстетическое развитие дошкольников в художественном труде.
Диагностику проводить два раза в год: в начале года и в конце учебного года.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Художественный труд – как способ развития творческих способностей
Воспитание творческого отношения к делу (умение видеть красоту в обыденных вещах, испытывать чувство радости от процесса труда, желание познать тайны и законы мировоздания, способность находить выход ...
Опыт работы "Художественный труд- как способ развития творческих способностей детей"
« В одном мгновенье видеть вечность Огромный мир – в зерне песка, В единой горсти – бесконечность И небо – в чашечке цветка». Уильям Блейк....
Художественный труд - как способ развития творческих способностей старших дошкольников
Совершенствование художественно-творческих способностей детей, познание свойств материалов, желание эксперементировать с ними. Развитие умений создавать художественные образы. Развитие глазомера, ловк...
Консультации для воспитателей «Художественный труд – как способ развития творческих способностей»
Консультации для воспитателей «Художественный труд – как способ развития творческих способностей»...
Сообщение "Художественный труд как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста"
Сообщение для педагогов...
Художественный труд - как способ развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста
laquo;Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли.» ...
Семинар для воспитателей "Художественный труд как способ развития творческих способностей у дошкольников"
Семинар для воспитателей ДОУ по использованию технологий в художественном труде дошкольников...